Синдром профессиональной деформации его профилактика

Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.
Изначально профессиональная деформация связывалась с распространением выработанных человеком профессиональных стереотипов — на другие сферы его жизни, включая вне-профессиональное поведение (поведение вне профессии) и общение[1].
Впервые термин «профессиональная деформация» ввёл Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие учёные, как С. Г. Геллерштейн (1930), Е.И. Рогов (1992, 2016), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003), С. П. Безносов (2004), Р. М. Грановская (2010), С. А. Дружилов (2013).
Исследователи выделяют профессиональную деформацию личности, профессиональную деформацию деятельности, профессиональную деформацию трудового поведения. Для обозначения негативных изменений в профессиональной деятельности используется также термин «профессиональные деструкции» (Э. Ф. Зеер, С. А. Дружилов)[2][3].
Связь с профессией[править | править код]
Наиболее подвержены профессиональной деформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, военные, руководители, депутаты, чиновники, социальные работники, педагоги, медики, психиатры, продавцы, сами психологи.[4] Для них профессиональная деформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям[5]. Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профессиональные деформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей — в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов — в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определённую картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов — в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации[6].
У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни[5].
Аналогично происходит в творческих профессиях, так иллюстраторы Сергей Тюнин и Андрей Бильжо отмечали, что многие писатели категорически не воспринимают жанр карикатуры, так как являются «людьми слова»[7]:
«Моя практика и жизненный опыт доказывает, что хуже всего карикатуры понимают литераторы, потому что они чувствуют слово, они привыкли к слову, если там остроумная подпись они поймут, но визуально они, как правило, не секут… а вот как раз физики, математики привыкли к диаграммам и могут смеяться над какой-нибудь параболой».
— Художник Сергей Тюнин на канале «Культура».
Проявления[править | править код]
Частными случаями, способами проявления профессиональной деформации являются: административный восторг[8], синдром эмоционального «выгорания», управленческая эрозия[5].
Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности[источник не указан 2884 дня]:
- Первая систематизация
- Должностная деформация — руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.
- Адаптивная деформация — пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жёсткость.
- Профессиональная деградация — крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
- Систематизация Рогова Е. И. По распространенности[9]
- Общепрофессиональные деформации — деформации, типичные для работников данной профессии. Например, учителя преподающие разные предметы, работающие в разных учебных заведениях по разным технологиям остаются похожими друг на друга.
- Типологические профессиональные деформации — вызваны слиянием, синтонностью личностных качеств с соответствующими функциями деятельности, что в педагогической профессии отражено в существовании таких типов как «предметник», «организатор», «методист» и др.
- Профессионально-специальные деформации — деформации, обусловленные специализацией в профессии, что позволяет, например, различать учителя младших классов от педагога старшей школы или учителя физкультуры от учителя математики.
- Индивидуальные деформации — деформации, обусловленные изменениями личности работника внешне не связанные с процессом деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных качеств происходит развитие качеств не имеющих, на первый взгляд, отношения к данной профессии.
По направлениям профессионализации субъекта[10]
Деформации личности:
1.Акцентуирование профессионально важных качеств личности с одновременной деградацией свойств, не вовлеченных в деятельность.
2.Поглощенность личности деятельностью, постоянная потребность в ее выполнении, как единственно возможного способа самореализации, проявляющаяся в феноменах «трудоголизма»; профессионального «огрубления» личности; административного восторга; упоения властью и проч.
3.Изменения самосознания личности, фиксируемые в деформированных «Я-образе» и «Я-концепции» субъекта деятельности; представлениях работника о професссионально важных качествах; гипертрофированной оценке важности и значения своей профессии; произвольно-субъективной интерпретации нормативного поведения; в симптомах «неудовлетворенности собой» и имиджем профессии; психологическом пресыщении профессиональной деятельностью; в деидеологизации или сверхидеологизации сознания и проч.
4.Развитие у субъекта профессиональных состояний физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющиеся в синдроме «психического выгорания»; синдроме хронической усталости (СХУ); симптоме «переживания психотравмирующих обстоятельств»; симптоме «загнанности в клетку»; эмоциональной ригидности; «застревании» в своем профессиональном развитии и проч.
5.Формирование неадекватной регулятивной системы стабилизации личности, включающей феномены психологической защиты; самообмана; поведенческих деформаций; профессионального маргинализма; снижение аналитических способностей, гибкости мышления, умения взглянуть на ситуацию с другой позиции и проч.
Деформации профессиональной деятельности:
1.Деформация основных компонентов профессиональной деятельности, начиная от мотивов и заканчивая результатом.
2.Приверженность инструкциям реализуемая с помощью таких форм поведения как формализм, педантичность, жесткая регламентация деятельности; излишняя уверенность в непогрешимости используемых методов; противодействие новым способам и формам работы; низкая профессиональная мобильность; блокирование становления индивидуального стиля деятельности и проч.
3. Устранение эмоциональных проявлений из сферы профессиональной деятельности, что отражается в эмоциональной отстраненности; «приборном фетишизме»; опоре на профессиональные стереотипы; упрощенном восприятии ситуации; искажении нравственных ориентиров; снижении фрустрационной толерантности и проч.
4.Деформация профессиональных функций и норм, фиксируемая в феноменах редукции (упрощения) профессиональных обязанностей; инверсии субъективного смысла профессии; ослабление контроля за реализацией профессионального поведения; выученной беспомощности; управленческой эрозии; поведенческой ригидности; неэффективности принимаемых решений; появлении «теневых функций» профессии; информационной пассивности и проч.
Деформации профессионального взаимодействия:
1. Монологичность и необсуждаемое доминирование, проявляющиеся в чувстве своей абсолютной правоты; когнитивной ригидности; демонстрации авторитарности и агрессии; эффекте «упоения властью»; переоценке личностью своих возможностей; симптоме «личностной отстраненности, или деперсонализации»; симптоме двойной морали; расщеплении вербального и реального планов; восприятии партнера общения как объекта для манипуляций, тяготящего своими проблемами и самим фактом существования и проч.
2.Жесткая структурированность и формализованность взаимоотношений в системе «субъект-объект», что обнаруживается в отношении к объекту профессиональной деятельности как «типичному представителю» или неодушевленному предмету; взаимодействии не с конкретным человеком, а со стереотипом, сложившимся у субъекта; в симптоме «эмоционального дефицита»; невозможности войти в положение объекта, соучаствовать, сопереживать; безразличии, равнодушии, душевной черствости и проч.
3.Оценочность взаимоотношений связано с гипертрофированием оценочной функции, при этом субъект деятельности присваивает себе право на любые оценки, что приводит к профессиональному цинизму; наблюдению и оценке объекта сквозь координатную сетку своих классификаций; симптому «эмоционально-нравственной дезориентации» и проч.
4.Перенос особенностей и методов профессионального взаимодействия на общение в других сферах и взаимодействие с ближайшим социальным окружением. Данное направление деформаций проявляется в нарушении взаимопонимания, коммуникативных барьерах, симптоме «расширения сферы экономии эмоций» и проч.
Причины[править | править код]
Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, — это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.
Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и всё более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.
В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.
Психологические механизмы профессиональных деформаций[править | править код]
При рассмотрении профессиональных деформаций следует исходить из понимания того, что профессионал — это человек в целом. Соответственно, деформирующим изменениям в процессе длительного выполнения профессиональной деятельности могут подвергаться все его уровни (индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Проявляться эти деструктивные изменения будут в профессиональной деятельности, профессиональном поведении (при вхождении и выходе из профессиональной деятельности), а также в профессиональном и внепрофессиональном общении.
Профессиональную деформацию рассматривают как «искажение» психологических моделей профессии и деятельности, либо их деструктивное построение[11].
Профессиональные деструкции[править | править код]
В первом приближении можно говорить о профессиональных деструкциях как крайней форме выражения профессиональных деформаций. Но дифференциация (различение) понятий «профессиональные деформации» и «профессиональные деструкции» — не в степени нарастания негативных проявлений. Здесь действуют разные психологические механизмы.
При профессиональных деформациях происходят искажения, — структуры деятельности или свойств личности профессионала.
А при профессиональных деструкциях происходит разрушение (либо деструктивное построение) — структуры выполняемой деятельности (изменение её направленности на иные цели и результаты) или личности (её ориентация на противоположные ценности — трудовые и жизненные) профессионала.
Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации (разрушение профессионализма)[12]
Стереотипы[править | править код]
- Стереотип «начальник должен быть жесткокожим, твёрдым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя её на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.
- Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
- Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведёт к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
- Стереотип «маленького человека» ведёт к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
- Стереотип «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определённым служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т. д.
- Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т. п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и её недостатки не вскрываются.
В общем, не профессиональном, словоупотреблении термин профессиональная деформация используется в более слабом смысле, указывая (нередко с иронией) лишь на некое влияние профессиональных привычек на поведение людей в частной жизни, перенос специфически профессиональных стереотипов и установок на поведение вне работы.
13-й СанЪ: Суть термина «Профессиональная деформация личности» мне была непонятна в полной мере даже после выступления на конференции в академии с данной темой.
Но когда пришедший ко мне в гости друг-фотограф на мою просьбу «снять куртку» в прихожей, взял и сфотографировал её(!), — всё сразу же встало на свои места…
https://bash.im/quote/395628
Профилактика и преодоление[править | править код]
Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации.
Необходимо осваивать техники управления сознанием, развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, укреплять силу воли, а главное, не зацикливаться на стереотипах, стандартах, шаблонах и действовать по ситуации, в реальном времени, исходя из непосредственных условий.
Примечания[править | править код]
- ↑ Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 6-е. — СПб.: Речь, 2010. — 560 с.
- ↑ Лобанова, А. В., Жигимонт, С. Н. Профессионально обусловленные деструкции… Краснодар, 2014 г.
- ↑ Позитивная психология менеджмента. Монография – Под ред. Никифорова Г.С. – Google Книги
- ↑ См. профдеформация у прокуроров или у других лиц (недоступная ссылка).
- ↑ 1 2 3 Управление персоналом. Словарь-справочник
- ↑ Маркова, 1996.
- ↑ Канал «Культура», программа «Наблюдатель» от 20.09.2012 (см. с 38.40), художник Сергей Тюнин.
- ↑ Определение термина «административный восторг» в Викисловаре
- ↑ Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. — Монография. — Ростов-на-Дону: Ростовский педагогический университет, 1994. — 340 с.
- ↑ Рогов Е.И. Психология становления профессионализма. — монография. — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. — 340 с. — ISBN 978-5-9275-1931-6.
- ↑ Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 3. — С. 56-62.
- ↑ Дружилов С.А. Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2017. — № 2. — С. 45-63.
Литература[править | править код]
- Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с. — ISBN 5-9268-0258-X.
- Дружилов С. А. Психология профессионализма. — 2-е изд., испр., доп. — Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2017. — 360 с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессий. — 2-е изд, перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2003. — 336 с. — (учебное пособие для вузов).
- Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
Ссылки[править | править код]
- Профессиональная деформация как негативное явление // Кузьмина Ю. М.
- Научная школа профессиональной деформации
- Профессиональная деформация личности, профилактика, причины: педагог, врач, маркетолог, менеджер по туризму
Источник
Профессиональная деформация приводит к изменениям в поведении людей. Случалось ли у вас так, что, после знакомства с человеком и недолгого общения с ним легко угадывался род его занятий? Особенно ярко характерные профессиональные черты проявляются у тех, кто работает с людьми. Например, узнать учителя можно по привычке не просто объяснять что-либо, а делать это очень детально.
О психологии профессиональной деформации личности писала известный российский ученый Грановская Рада Михайловна: «Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяя стиль мышления и стиль общения».
Что представляет собой профессиональная деформация
Понятие профессиональной деформации личности впервые использовал социолог Питирим Сорокин еще в прошлом веке. Он обратил внимание на это явление, изучая труд учителей. С этого и началось изучение изменений, провоцируемых долгим сроком работы на одном месте.
Профессиональная деформация – что это? Это перенос профессиональных навыков в обычную жизнь. В ходе ее развития происходит существенное изменение личностных качеств, развивающихся в результате продолжительного выполнения стереотипных трудовых обязанностей. Затрагиваются особенности восприятия и поведения и даже ценностные ориентиры человека.
Основные причины развития
Профессиональные деформации имеют ряд причин. Ключевой среди них является продолжительная стагнация (остановка роста). Она наступает, когда человек достигает определенных высот в трудовой деятельности и прекращает движение вперед к чему-то новому. Может развиться на любой работе, сопровождающейся повторяющимися действиями. Даже самые престижные должности не спасают от наступления стагнации. Поэтому профессиональная деформация личности руководителя – это не редкость.
Другие факторы профессиональной деформации:
- непрерывная монотонная работа;
- регулярные стрессовые или конфликтные ситуации;
- повышение уровня нервозности или утомляемости;
- отсутствие перспектив дальнейшего профессионального роста;
- регулярная чрезмерная нагрузка на рабочем месте.
Для развития психологической профессиональной деформации требуется некоторое время. Но выделяют две причины ее появления и в молодом возрасте:
- Начинающий работник имеет завышенные ожидания относительно профессии. Разочаровываясь, он опускает руки и переключается на безынициативное выполнение обязательств. Не сопровождаясь творческим подходом и разнообразием действий, оно быстро накладывает отпечаток на личность.
- Молодой специалист выбирает деятельность не из-за ее характерных особенностей. Он руководствуется иными мотивами. Это может быть желание достичь власти или кому-то доказать свою социальную значимость. Поэтому человек относится к выполняемым действиям без интереса, не развивается и быстро попадает под процессы деформации.
Признаки приближения деформации
Тревожными звоночками в поведении человека, свидетельствующими о наступлении изменений, являются:
- возведение своей профессии на пьедестал;
- идентификация себя как личности с трудовыми достижениями;
- панический страх потерять имеющееся место работы;
- ограничение круга общения коллегами и сослуживцами;
- отношение к окружению знакомых как к потенциальным объектам трудовой сферы деятельности;
- ограничение интересов рабочими вопросами;
Еще один признак – трудности в общении с друзьями и близкими. Они возникают из-за частого употребления профессиональных терминов и разговоров о работе.
Виды профессиональной деформации
Выделяют несколько основных видов изменений личности:
- Общепрофессиональные. Сюда входят избыточные проявления характеристик специальности в обычной жизни. Например, у сотрудников полиции данный вид описывается, как восприятие каждого встречного в качестве потенциального злоумышленника.
- Индивидуальные. Обусловлены особенностями личности, а не профессиональной деятельностью. Представляют собой развитие склонностей человека при благодатной почве в виде особенностей выполняемой им работы. Так образуется чрезмерная ответственность у бухгалтеров.
- Типологические. Образуются при слиянии профессиональных и личностных качеств. Например, проявляются в развитии организаторских способностей во время работы учителем младшей школы. В позитивном ключе проявляются в умении быстро спланировать любое мероприятие. При негативном течении деформации возможна чрезмерная любовь к командованию другими людьми, как своими учениками.
В каждом случае профдеформация зависит от типа работы и проведенного на ней времени.
В чем выражается профессиональная деформация
Основная форма проявления – пропуск всего происходящего через призму трудовых знаний и навыков. Работа возводится человеком на пьедестал и часто возникает в обыденной домашней жизни. Может приводить к пересмотру ценностей и смене личностных качеств. Социальная профессиональная деформация личности влечет перемены в манере поведения. Например, заняв солидную должность, человек начинает вести себя надменно.
Еще одной формой профдеформации является смена круга общения.
Примеры проявления профессиональной деформации
Специальность | Проявления деформации, связанной со спецификой труда |
---|---|
Врач | Автоматическая оценка состояния здоровья и раздача советов по его улучшению без запроса. Акцент внимания на пульсе во время простого рукопожатия. Анализ цвета кожи, характера кашля и пр. |
Стилист | Оценивающий взгляд и замечания по поводу внешности без предварительной просьбы. Мысленное представление собеседника в разных образах, подбор нового имиджа. |
Что влечет за собой профессиональная деформация
По характеру изменений выделяют разные уровни профессиональной деформации:
- Физиологическая. Изменения в организме, связанные с образом действий на рабочем месте. Например, сидячая работа приводит к замедлению метаболизма и набору лишнего веса.
- Психологические. Включают все особенности поведения, вызванные спецификой занимаемой должности. Например, педагоги могут в обычной жизни часто поучать или говорить на повышенных тонах.
Нравственно-профессиональная деформация личности может проявиться в конструктивном или деструктивном ключе. При позитивном развитии происходят улучшения. Например, человек становится пунктуальным и ответственным. Но здесь важно помнить, что при сильной деформации грань между адекватным и чрезмерным проявлением этих наклонностей очень тонкая.
В случае негативного сценария наблюдаются изменения в худшую сторону. Они влекут за собой проблемы в отношениях с близкими людьми. Также возможно смещение в сознании человека рамок дозволенного. Например, пользуясь служебным положением, человек превращается в коррупционера.
Профессиональная реабилитация
Возврат к адекватному восприятию жизни возможен благодаря таким мероприятиям:
- Предупредительные меры, касающиеся проблем с адаптацией новичков в профессии.
- Курсы и тренинги по личностному росту.
- Консультации у психолога.
- Повышение социально-психологической осведомленности через полезные материалы для самообучения.
- Повышение квалификации.
Другой способ восстановления – составление плана по развитию карьеры.
Профилактика профессиональных деформаций
Лучшая профилактика профессиональных деформаций – умение разделять работу и личную жизнь. Не стоит тащить к себе на кухню отчеты и телефонные переговоры. Если профессия предусматривает подготовку в домашней обстановке, оформите отдельное рабочее место. Вставая из-за стола, прекратите мысленно продолжать решение деловых задач.
Также огромную роль играет планирование досуга. Полезное воздействие оказывает переключение внимания, смена обстановки и типа деятельности. Важно придумать хобби, далекое от основного занятия. Кроме того, благотворно скажется декомпенсация навыков. Будучи руководителем, позволяйте иногда в домашней обстановке членам семьи делать выбор за вас и чаще идите на компромисс.
Полезная литература по теме
Справиться с профдеформацией поможет чтение специализированной литературы. Есть несколько примеров:
- Александр Асмолов «Психология личности»;
- Ольга Полякова «Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности»;
- Аэлита Маркова «Психология профессионализма»;
- Эвальд Зеер «Психология профессий»;
- Евгений Ильин «Эмоции и чувства».
Вдумчивое чтение и применение советов на практике возвращает интерес к рабочей деятельности и учит разделять личную и профессиональную жизнь.
Заключение
Проблема профессиональной деформации возникает в жизни практически каждого человека, работающего продолжительное время в одном месте. Незаметно для самого себя он перестает искать новые пути решения задач и все чаще прибегает к привычным для него действиям. В результате теряется умение адаптироваться и договариваться, может наступить выгорание. Поэтому важно вовремя распознавать признаки приближения деформации и предпринимать действия по ее предотвращению.
Автор статей. Биолог (специализация – физиология человека). Пишу о самоорганизации, личностном развитии и отношениях.
Источник