Синдром пролонгированного детства что это

Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды.
Леонардо да Винчи
Получив запускающий импульс – обиду, – информационно-вирусная программа «дремлющего» Садо-Мазохистского Комплекса начинает свою разрушительную работу.
Эскалация эмоциональных состояний развивается по накатанному природой сценарию, уточненному в психотехнологии PSYNTEC:
Обида… – Скрытая враждебность – Гнев – Ненависть
Садо-Мазохистский Комплекс (СМК) можно представить в виде симбиоза перечисленных эмоциональных и маниакальных состояний:
Обида + Социофобия + Мания величия
Компоненты СМК имеют общую составляющую – страх. Опять же, Мания Величия – это всегда мощный социальный барьер, постоянный страх человека быть недооцененным, а обида разъединяет людей по алгоритму социофобии.
Для понимания роли СМК в трансформации эмоций представим реакцию эмоционально сбалансированного человека с номинальной самооценкой. Вы сразу почувствовали, что хамство, вызывающее обиду, к такому человеку «не пристает»! Получается, что для срабатывания комплекса СМК мы должны быть эмоционально несбалансированы, иметь завышенную самооценку и компоненты страха – основу нашей психической неполноценности.
Открою экспериментально подтвержденный факт: период полураспада феномена «Обида» равен 21 суткам. Причем и «включение» эмоции «Обида», и ее «выключение» происходят резко, подтверждая поговорку «От любви до ненависти один шаг». Когда я получил это число, то с удивлением обнаружил, что в природе достаточно циклов, равных 21 суткам. Например, цыплята и многие земноводные рождаются через 21 сутки – кратно 3/4 лунного цикла (28 суток).
Получается, что как только мы обиделись, то тут же «впадаем в психический анабиоз» на 21 сутки. Все это время мы «кипим» внутри себя, присваиваем нелестные эпитеты обидчику, вынашиваем планы мести, то есть напрочь выбиты из колеи привычной жизни – и… регрессируем.
Итак, 21 сутки – это период полураспада эмоции «Обида». Но мы часто не успеваем освободиться от реакции на предыдущую, как новая обида накатила… А поскольку психическая устойчивость человека, уже пораженного обидой, нарушена, то наше состояние можно назвать «Синдром Пролонгированной Обиды». Таким образом, полураспады эмоций «Обида» могут накладываться, превращая наше состояние и нашу Жизнь в непрерывную психо-эмоциональную пытку.
Однако, помимо текущего болезненного психо-эмоционального состояния, вызванного эмоциями обиды, существует скрытая и от того более грозная опасность. Неотработанные продукты Пролонгированной Обиды вытесняются в подсознание и могут остаются в таком «кристализованном» виде… всю жизнь. Понятно, что в таком случае все эпизоды своей жизни вы будете воспринимать исключительно через призму Кристаллизованной Обиды. Следовательно, даже одна неотработанная обида, поразившая вас, например, в детстве, способна руководить вашими действиями на протяжении всей жизни.
И происходит это потому, что мы мало задумываемся над возможными тяжелейшими последствиями банальной на первый взгляд реакция обиды. Как показывает практика, от обиды люди физически гибнут чаще, чем об этом принято (не) думать. Здесь гипотетической «Точкой Невозврата» я считаю Манию Величия («Я превосходнейший») и ее промежуточный вариант – Мания Социальной Желательности («Я благопристойнейший»). А от Мании Величия до инстанции «Гибель» уже рукой подать. Конечно, на то, чтобы пройти роковые состояния:
Самоуничижение – Пессимизм – Драматизация – Стресс – Истощение – Ступор – Апатия – Смерть
понадобится время, но зачастую – непродолжительное.
Здесь здравый смысл говорит нам, что задолго до Точки Невозврата мы должны повернуть к «нормальной» жизни… Но как это сделать? Перечислю шаги выхода из лабиринта Синдрома Пролонгированной Обиды:
Интерес – Дружба – Любовь – Самоуважение – Оптимизм – Воодушевление – Энтузиазм – Свобода
Остается рекомендация:
Приучите себя внимательно следить за своим психо-эмоциональным состоянием и научитесь своевременно распознавать признаки поражения вирусом обиды. И уж если Вы вдруг поссорились с дорогим для Вас человеком, впавшим в состояние обиды, «отпустите ситуацию» на 21 день… и БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!
Источник
Синдром Аспергера – это довольно неоднозначное расстройство, которое становится предметом множественных научных споров. Одни ученые рассматривают его как проявление аутизма и не считают правильным выделять как отдельное заболевание. Другие и вовсе не воспринимают его как патологию, а характеризуют нестандартным и отличительным поведением.
Знакомство с болезнью
Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.
Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.
Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.
Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия. Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.
В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.
В настоящее время Международная классификация болезней отвергает этот термин. Расстройство зашифровано под кодом «Шизоидное расстройство детского возраста».
Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.
Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.
Эволюция симптомов
Синдром Аспергера у детей проявляется еще в раннем возрасте. Расстройство диагностируется чаще у мальчиков. Соотношение случаев синдрома среди мальчиков и девочек соответствует 2:1.
Синдром Аспергера или, как его еще называют, синдром Инопланетянина относят к расстройствам аутистического спектра. Болезнь считают наиболее благоприятной и функциональной его формой и нередко называют высокофункциональным аутизмом.
Однако, несмотря на это, многие аспи, как они сами себя прозвали, очень обижаются, когда их причисляют к аутистам.
Болезнь начинает развиваться еще в младенческом возрасте, но в этот период ее достаточно сложно диагностировать. Это связано с тем, что расстройство проявляет себя через социальные коммуникации, а этому возрасту они еще не свойственны.
Среди косвенных проявлений расстройства в младенчестве можно выделить:
- проблемы со сном – дети плохо засыпают и спят беспокойно. Сон их поверхностный и чуткий, они реагируют на каждый звук и шорох. Ночью спят мало;
- чрезмерное спокойствие либо, наоборот, повышенная подвижность;
- слишком капризны;
- привередливы в еде;
- отставание в психомоторном развитии. Ребенок медленно осваивает главные навыки: хождение, приучение к горшку, элементарные игры.
Более явно признаки синдрома проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок идет в сад, начинает более тесно контактировать с другими детьми. Здесь обращает на себя внимание поведение малыша. В группе или на детской площадке можно наблюдать картину, когда все дети играют вместе либо небольшими группами, а один ребенок находится в стороне, обособленно от других.
Он не проявляет интереса к другим деткам, не стремится вовлечься в их игры и общение. Такому ребенку трудно взаимодействовать со сверстниками. Даже совместная деятельность с родителями дается им с трудом.
У детей с синдромом Аспергера слабо развита жестикуляция и мимика. Если большинство ребятишек старше годовалого возраста в ответ на приветственный взмах рукой взрослого повторяют за ним этот жест, то у маленьких аспи этого не происходит. Им сложно устанавливать контакт глаза в глаза, мимика их очень бедная. Они очень чувствительны к прикосновениям других людей – чужие касания для них неприятны и вызывают негативные эмоции.
Дети-аспи с трудом воспринимают режим в детском саду. Кормить их в определенное время или укладывать спать становится настоящей проблемой. Родителей они отпускают с трудом, плачут и цепляются за них.
Девушка с синдромом Аспергера, будучи взрослой, вспоминает свое пребывание в садике как адскую пытку. Она практически все время сидела на одном месте или смотрела в окно. Ей сложно было понять правила, которым нужно следовать, и это раздражало ее. Если кто-то прикасался к ней, это приводило ее в ужас.
Игры других детей она не понимала. То, над чем смеялись они, у нее не вызывало подобных эмоций. Именно в садике она впервые почувствовала себя инопланетянином. Создавалось впечатление, что ее высадили на незнакомой планете с чужой культурой, обычаями и традициями.
Школьный возраст
Взрослея, ребенок-аспи постепенно улавливает смысл общения детей друг с другом и стремится также вступить в это игру. Однако его социальная незрелость становится препятствием на этом пути. Поэтому ребенок устанавливает коммуникативные связи через имитацию поведения других детей. И у некоторых это получается довольно искусно. А если имитируемое лицо – просто предмет для подражания, то все складывается вполне удачно.
Проблема возникает, когда у подростка-аспи появляется тенденция копировать поведение «плохого парня».
Со временем дети с Аспергером способны не только улучшать свои социальные навыки, но и приобретать негативные свойства. Одно из них – психологическая защита в виде злости или высокомерия, которая впоследствии способна перерасти в физическую агрессию. Такая реакция возникает в ответ на гонения и издевательства, которым подвергаются некоторые дети с синдромом в силу своего нетипичного поведения.
В целом, в более старшем возрасте таким детям удается наладить искренние, дружеские отношения со сверстниками. Но, учитывая их категоричность в отношении дружбы, выбор товарищей подвергается тщательному отбору.
Типичные признаки
Считается, что «любимый» возраст проявления синдрома – 6 лет и 2 месяца. В этот период у детей уже активно формируется речь, интересы и социальные взаимодействия, привязанности.
Для аспи характерна так называемая социальная неуклюжесть. Их эмоциональная бедность, неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям, неумение слушать собеседника вызывает трудности в построении взаимоотношений.
Сложностей добавляет неумение устанавливать невербальный контакт, то есть с помощью мимики, языка тела и жестов. Поэтому такие дети сложно налаживают контакт со сверстниками. Здесь возможно два варианта: либо ребенок вообще не взаимодействует с другими детьми, либо формируется однобокое общение, когда ребенок-аспи высказывает собеседнику свои мысли, рассказывает о своих интересах, но совсем не слушает товарища, не дает ему вставить слово. Со стороны такое поведение выглядит как проявление эгоизма и бесчувственности.
Иногда такие дети вполне способны заводить приемлемые беседы, но только с отдельными лицами, которые оказались у них в любимчиках.
Речь у ребенка с синдромом Инопланетянина формируется в срок и развивается вполне нормально, в отдельных случаях превосходя ее уровень у обычных детей. Такие малыши обладают богатым словарным запасом с литературным оттенком, из-за чего их речь называют академической. К тому же многие из них достаточно словоохотливы.
Однако речь не лишена и некоторых недочетов. Часто страдает интонационная её сторона, она может быть слишком громкой и резкой, быстрой, вскрикивающей. Темы разговора сменяются внезапно, без смысловых переходов.
Наблюдается монологичное, однобокое словотечение. То есть, ребенок изрекает длительный монолог, не следя за тем и не понимая, интересно ли это собеседнику. Порой это приводит к тому, что до слушателя смысла сказанного не доносится.
Несмотря на богатую речь, дети-аспи лишены возможности понимания и восприятия абстрактности высказывания. Они не воспринимают юмор и иронию. Даже если логически они понимают, что это смешно, они не испытывают привычного удовлетворения и наслаждения смехом и шутками. Любой текст они воспринимают буквально, не способны «читать между строк» и увидеть скрытый смысл.
Девушка рассказывала, что в детстве она прочла множество брошюр с анекдотами и юмористическими история, которые затем рассказывала своим родственникам. Таким образом она пыталась понять, что является для людей смешным.
Когнитивные и двигательные особенности
Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.
Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.
То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.
Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.
Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.
Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.
Мелкая моторика развивается с опозданием. Например, дети-аспи позже обучаются таким элементарным действиям, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Письмо также осваивается с запозданием, почерк у них непонятный и неаккуратный.
В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.
Диагностика и лечение
Золотое правило в лечении расстройства: чем раньше оно диагностировано, тем плодотворнее и удачнее его лечение. Благодаря своевременной терапии многие дети способны нормально жить и функционировать в обществе.
Проблема диагностики заключается в том, что нередко синдром Аспергера принимают за другое расстройство:
- дефицит внимания;
- классический аутизм;
- шизотипическое расстройство личности;
- ОКР;
- последствия энцефалита.
Интересно, что, например, при ОКР навязчивости угнетают больного и приносят ему массу неудобств. Тогда как при синдроме Аспергера ребенок может вполне мирно существовать со своими компульсиями, испытывая от них удовольствие.
Поэтому следует помнить, что правильный диагноз способен установить только специалист.
Лечение расстройства начинается с разъяснения ребенку его особенностей. Для этого специалист использует упражнение на особенности, проводимое в ходе семейной встречи.
Берут 2 листа бумаги. Один озаглавливают как Качества, другой – Трудности. На каждом вписывают свойства, подпадающие под одну из категорий. В процессе участвует не только ребенок, но и его близкие. Каждый пункт затем комментируется специалистом. Беседа заканчивается словами: «Поздравляю, у тебя синдром Аспергера». Далее ребенку разъясняют его особенности.
В терапии синдрома используют медикаментозный и немедикаментозный подходы. Психотические средства помогают справиться с эмоциональным дисбалансом, но детям назначаются с осторожностью.
Немедикаментозные средства воздействия разнообразны и меняются относительно возраста ребенка. В общем, корректировочные программы направлены на развитие социальных навыков и закрепление межличностного общения, правильной манипуляции речью, управлением своими эмоциями, исправление двигательных нарушений.
Следует понимать, что психотренинги проводят не только по отношению к ребенку, но и к родителям. Обучают их правильному взаимодействию с их чадом, учат взрослых понимать особенности его внутреннего мира.
Дети с синдромом Аспергера – это особый контингент, со своеобразным мышлением и поведением. Их можно назвать менее чувственными, но более прагматичными. Нетипичность такого ребенка подвергает его определенным испытаниям. Но правильно расставленные приоритеты и выявленные таланты позволяют воспитать из них настоящих гениев. Пример тому – Эйнштейн и Моцарт, у которых явно прослеживались признаки синдрома.
Источник
СиндÑом ÐÑпеÑгеÑа â ÑÑо вÑÑокоÑÑнкÑионалÑÐ½Ð°Ñ ÑоÑма аÑÑизма, наÑÑÑение пÑиÑ
иÑеÑкого ÑазвиÑиÑ, пÑи коÑоÑом Ñеловека вÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÑопÑовождаÑÑ ÑÑÑдноÑÑи в ÑоÑиалÑной коммÑникаÑии, ÑоÑиалÑном взаимодейÑÑвии и вообÑажении. Ðо ÑÑаÑиÑÑике, Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑаÑÑÑÑойÑÑÐ²Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑжено менее 1% наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð½ÐµÑÑ.
СпеÑиалиÑÑÑ Ð´Ð¾ ÑиÑ
Ð¿Ð¾Ñ Ð½Ðµ пÑиÑли к ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ Ñом, как назÑваÑÑ ÑÑÐ¾Ñ ÑимпÑомокомплекÑ: ÑаÑÑÑÑойÑÑвом аÑÑиÑÑиÑеÑкого ÑпекÑÑа, ÑиндÑомом или оÑобенноÑÑÑÑ ÑÑнкÑиониÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð·Ð³Ð°.
РоÑлиÑие Ð¾Ñ Â«ÐºÐ»Ð°ÑÑиÑеÑкого» аÑÑизма или ÑиндÑома ÐаннеÑа, коÑоÑÑй обÑÑно ÑопÑовождаеÑÑÑ ÑмÑÑвенной оÑÑÑалоÑÑÑÑ, пÑи ÑиндÑоме ÐÑпеÑгеÑа инÑÐµÐ»Ð»ÐµÐºÑ ÑоÑ
ÑанÑеÑÑÑ Ð½Ð° вÑÑоком ÑÑовне, но ÑÑеди вÑеÑ
паÑиенÑов, Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ бÑло диагноÑÑиÑовано ÑаÑÑÑÑойÑÑво аÑÑиÑÑиÑеÑкого ÑпекÑÑа, лÑдей Ñ ÑиндÑомом ÐÑпеÑгеÑа кÑайне мало.
ÐвÑÑÑийÑкий педиаÑÑ Ð¸ пÑиÑ
иаÑÑ ÐÐ°Ð½Ñ ÐÑпеÑÐ³ÐµÑ â пеÑвопÑоÑ
Ð¾Ð´ÐµÑ Ð² изÑÑении аÑÑизма, ÑеÑÑезно занимавÑийÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð»Ñдением за деÑÑми Ñ ÑаÑÑÑÑойÑÑвами ÑоÑиалÑного обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ адапÑаÑии, назÑвал ÑÑо ÑоÑÑоÑние ÑиндÑомом аÑÑиÑÑиÑеÑкой пÑиÑ
опаÑии. Ð ÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð¾ английÑкий пÑиÑ
иаÑÑ ÐоÑна Уинг пÑедложила ÑеÑмин «СиндÑом ÐÑпеÑгеÑа». ÐезÑÑловно, вклад ÐÑпеÑгеÑа в изÑÑение аÑÑизма велик, но меÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ÑÑледований докÑоÑа вÑзÑваÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑпоÑов. Ðнига ÐÐ´Ð¸Ñ Ð¨ÐµÑÑÐµÑ Â«ÐеÑи ÐÑпеÑгеÑа» и дÑÑгие иÑÑоÑиÑеÑкие ÑаÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑиоÑкÑÑваÑÑ ÑÐ°Ð¹Ð½Ñ Ð¾ наÑиÑÑÑком пÑоÑлом деÑÑкого пÑиÑ
иаÑÑа. СообÑеÑÑва вÑаÑей-пÑиÑ
иаÑÑов из ÑазнÑÑ
ÑÑÑан пÑизÑваÑÑ Ð¾ÑмениÑÑ ÑÑÐ¾Ñ ÑеÑмин, но многие болÑнÑе назÑваÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Â«Ð°Ñпи». Ðак к ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾ÑноÑиÑÑÑÑ, — каждÑй ÑеÑÐ°ÐµÑ Ñам.
СимпÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¸ пÑизнаки ÑиндÑома ÐÑпеÑгеÑа
СиндÑом ÐÑпеÑгеÑа ÑвлÑеÑÑÑ Ð²Ñожденной «ÑкÑÑÑой диÑÑÑнкÑией», и по внеÑÐ½ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¾Ð¿ÑеделиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ налиÑие кÑайне заÑÑÑдниÑелÑно.
ÐÑди, ÑÑÑадаÑÑие даннÑм ÑаÑÑÑÑойÑÑвом, обладаÑÑ Ð²ÑÑоким или вÑÑе ÑÑеднего инÑеллекÑом. Ðм ÑвойÑÑвенна оÑÐ¾Ð±ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð°Ð½ÐµÑа веÑбалÑного обÑениÑ: ÑеÑÑ ÑазвиÑаÑ, беглаÑ, но им ÑÑÑдно поддеÑживаÑÑ Ð±ÐµÑедÑ. Ðни воÑпÑинимаÑÑ ÑеÑÑ Ð´ÑÑгого Ñеловека в бÑквалÑном ÑмÑÑле: не понимаÑÑ ÑÑÑки, меÑаÑоÑÑ, ÑаÑказм, иÑониÑ, иÑпÑÑÑваÑÑ Ð·Ð°ÑÑÑÐ´Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² инÑеÑпÑеÑаÑии невеÑбалÑнÑÑ
знаков. ÐнÑонаÑиÑ, мимика, жеÑÑÑ, вÑÑаженнÑе дÑÑгими лÑдÑми, ÑÑÑÐ´Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ не неÑÑÑ ÑмÑÑловой нагÑÑзки Ð´Ð»Ñ ÑÑÑадаÑÑего ÑиндÑомом ÐÑпеÑгеÑа, а Ñам он иÑ
пÑакÑиÑеÑки не иÑполÑзÑеÑ, к ÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¶Ðµ, Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÐµÑ Ð·ÑиÑелÑного конÑакÑа. Ðепонимание ÑÑикеÑа, пÑавил поведениÑ, законов обÑежиÑÐ¸Ñ ÑоÑиалÑного окÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоздаÑÑ ÑложноÑÑи в обÑении.
ÐаÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑабоÑки ÑенÑоÑной инÑоÑмаÑии, коÑоÑÑе пÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑенной ÑÑвÑÑвиÑелÑноÑÑÑÑ Ðº звÑкам, оÑвеÑениÑ, пÑикоÑновениÑм, пÑиводÑÑ Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð´Ð° к агÑеÑÑивнÑм или подавленнÑм ÑоÑÑоÑниÑм.
СконÑенÑÑиÑованноÑÑÑ Ð½Ð° одной Ñеме ÑазговоÑа или Ñ
обби, неÑвойÑÑвенном обÑÑнÑм лÑдÑм, возможноÑÑÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ вÑполнÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð½Ð¾ÑоннÑÑ ÑабоÑÑ, навÑзÑивое внимание к опÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ñоже ÑказÑваÑÑ Ð½Ð° неоÑдинаÑноÑÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑи.
СÑÑÑкÑÑÑиÑование деÑÑелÑноÑÑи, ÑÑÑогое Ñледование Ð¿Ð»Ð°Ð½Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ назваÑÑ Ð¾ÑобенноÑÑÑÑ, помогаÑÑей лÑдÑм Ñ ÑиндÑомом ÐÑпеÑгеÑа в доÑÑижении Ñелей и пÑиобÑеÑении пÑоÑеÑÑионалÑнÑÑ
навÑков. Ðднако пÑи обÑÑоÑÑелÑÑÑваÑ
, ÑвÑзаннÑÑ
Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ пÑивÑÑного ÑиÑма жизни или пеÑеноÑа запланиÑованнÑÑ
ими ÑобÑÑий, пÑиÑ
ика болÑного подвеÑгаеÑÑÑ ÑеÑÑÐµÐ·Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ÑпÑÑаниÑ, иногда пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ñ Ðº ÑÑÑвÑ.
ÐеÑмение договаÑиваÑÑÑÑ, дÑÑжиÑÑ, неконÑÑолиÑÑемÑе ÑмоÑии, неÑпоÑобноÑÑÑ Ðº ÑопеÑеживаниÑ, ÑмпаÑии Ñоже ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¿Ñизнаками ÑиндÑома.
СеманÑико-пÑагмаÑиÑеÑкое наÑÑÑение ÑеÑи пÑи ÑиндÑоме ÐÑпеÑгеÑа
ÐажнейÑим Ð´Ð»Ñ Ñеловека ÑÑедÑÑвом коммÑникаÑии ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ ÑеÑÑ, вÑÑÑий ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ ÐºÐ¾ÑоÑой â ÑеманÑика, â ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ñодолжением ÑазвиваÑÑего мÑÑлениÑ. Ðа ÑÑом ÑÑовне ÑеловеÑеÑкий мозг пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑие его обÑÐ°Ð·Ñ Ð¸ понÑÑÐ¸Ñ Ð² ÑоÑме ÑеÑевÑÑ
конÑÑÑÑкÑий, ÑÑÑÐ°Ð½Ð°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¾ÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¾Ð±ÑекÑами и опиÑÑваÑÑими иÑ
Ñловами.
СеманÑико-пÑагмаÑиÑеÑкое ÑаÑÑÑÑойÑÑво ÑеÑи, ÑаÑÑо ÑопÑÑÑÑвÑÑÑее ÑиндÑÐ¾Ð¼Ñ ÐÑпеÑгеÑа в деÑÑÑве, можно обознаÑиÑÑ ÐºÐ°Ðº «оÑÑÑÑÑÑвие оÑноÑений». ÐеÑбалÑное обÑение в Ñаком ÑлÑÑае не ÑÑÑекÑивно, поÑколÑÐºÑ Ð±ÐµÐ³Ð»Ð°Ñ ÑеÑÑ Ñебенка Ñ
аÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑением пониманиÑ, не оÑноÑиÑÑÑ Ðº ÑобеÑÐµÐ´Ð½Ð¸ÐºÑ Ð¸ не Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÑникаÑивной ÑÑнкÑией. Ребенок ÑазговаÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñам Ñ Ñобой, говоÑÐ¸Ñ Ð¾ Ñебе в ÑÑеÑÑем лиÑе, а пÑи непонимании ÑмÑÑла Ñлов ÑобеÑедника иÑполÑзÑÐµÑ ÑÑ
Ð¾Ð»Ð°Ð»Ð¸Ñ (повÑоÑение ÑеÑевÑÑ
конÑÑÑÑкÑий дÑÑгого Ñеловека).
СиндÑом ÐÑпеÑгеÑа Ñ Ð´ÐµÑей
ÐÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑпеÑиалиÑÑов ÑаÑÑ
одÑÑÑÑ: одни ÑÑиÑаÑÑ ÑиндÑом обоÑобленнÑм заболеванием, дÑÑгие оÑноÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ к легкой ÑоÑме аÑÑизма. СиндÑом ÐÑпеÑгеÑа диагноÑÑиÑÑеÑÑÑ Ñ 4 до 11 леÑ.
Ðо внеÑÐ½ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑÑÑдно опÑеделиÑÑ Ñ Ñебенка какое-либо заболевание пÑиÑ
ики, но пÑи ÑеÑном конÑакÑе и наблÑдении наÑинаÑÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð¾ÑобенноÑÑи:
- доÑÑаÑоÑно вÑÑокий инÑеллекÑÑалÑнÑй ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñебенка;
- ноÑмалÑнÑе навÑки внÑÑной ÑеÑи, в коÑоÑой коммÑникаÑивнÑй ÑмÑÑл оÑÑÑÑÑÑвÑеÑ;
- неÑпоÑобноÑÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ð² ÑолевÑе игÑÑ, пÑедпоÑÑение логиÑеÑким занÑÑиÑм, ÑÑебÑÑÑим поÑледоваÑелÑноÑÑи и ÑиÑÑемноÑÑи;
- оÑÑÑÑÑÑвие зÑиÑелÑного конÑакÑа;
- повÑÑÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑенÑоÑÐ½Ð°Ñ ÑÑвÑÑвиÑелÑноÑÑÑ (ÑаздÑажаÑÑие звÑки, обоÑÑÑенное оÑÑзание, обонÑние, вкÑÑ);
- наÑÑÑение кооÑдинаÑии движений â неÑклÑжеÑÑÑ, неловкоÑÑÑ Ð¿Ñи Ñ Ð¾Ð´Ñбе и вÑполнении дейÑÑвий, ÑÑебÑÑÑÐ¸Ñ Ð»Ð¾Ð²ÐºÐ¾ÑÑи (плавание, езда на велоÑипеде) и возникаÑÑие ÑÑÑдноÑÑи в ÑазвиÑии мелкой моÑоÑики (ÑаÑкÑаÑивание, пиÑÑмо, вÑÑезание ножниÑами);
- ÑÑеÑеоÑипное поведение, пÑоÑвлÑÑÑееÑÑ Ð² ÑаÑÑо повÑоÑÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð¸ дейÑÑвиÑÑ , заÑикленноÑÑи на опÑеделенном виде занÑÑий;
- ÑÑÑдноÑÑи коммÑникаÑии и ÑоÑиалÑного взаимодейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñо ÑвеÑÑÑниками, пÑиводÑÑие к одиноÑеÑÑÐ²Ñ Ð¸Ð»Ð¸ наÑмеÑкам Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей.
ÐÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑждаÑÑ, ÑÑо Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑинÑÑва деÑей Ñ ÑиндÑомом ÐÑпеÑгеÑа, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑми Ñ Ñаннего возÑаÑÑа занималиÑÑ ÑодиÑели, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸, вÑаÑи, обÑÑÐ°Ñ ÑоÑиалÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑ, ÑÐ¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÐµÑÑи диалог, поддеÑживаÑÑ Ð¸ ÑазвиваÑÑ Ð¾ÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑими лÑдÑми, наблÑдаеÑÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑное ÑлÑÑÑение ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñаннем ÑколÑном и подÑоÑÑковом возÑаÑÑе.
СиндÑом ÐÑпеÑгеÑа Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ
ÐÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑиндÑома ÐÑпеÑгеÑа не ÑÑнÑ, но ÑÑенÑе ÑклонÑÑÑÑÑ Ðº генеÑиÑеÑкой пÑедÑаÑположенноÑÑи по оÑÑовÑкой линии, ÑÑвеÑждаÑ, ÑÑо 80% ÑÑÑадаÑÑиÑ
â малÑÑики.
С ÑеÑением вÑемени ÑимпÑÐ¾Ð¼Ñ ÑглаживаÑÑÑÑ, и ÑаÑÑÑÑойÑÑво Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ
ÑÑановиÑÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÐµÐµ вÑÑаженнÑм, Ñем в деÑÑÑве. Ðм ÑвойÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð½ÑиÑноÑÑÑ, ÑамодоÑÑаÑоÑноÑÑÑ, оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ, вÑÑÐ¾ÐºÐ°Ñ ÑабоÑоÑпоÑобноÑÑÑ, ÑелеÑÑÑÑемленноÑÑÑ, ÑоÑÑедоÑоÑенноÑÑÑ Ð½Ð° деÑалÑÑ
. ÐÐ½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² инÑеÑеÑÑÑÑей иÑ
облаÑÑи глÑбоки и ÑÑÑÑкÑÑÑиÑованÑ, а ÑезÑлÑÑаÑÑ ÑÑÑда доÑÑÐ¾Ð¹Ð½Ñ Ð²Ð¾ÑÑ
иÑениÑ.
СпеÑиалиÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑждаÑÑ, ÑÑо лÑди Ñ ÑиндÑомом ÐÑпеÑгеÑа, обладавÑие в деÑÑÑве вÑÑокими ÑпоÑобноÑÑÑми к планиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ вÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑложнÑÑ
заданий, легÑе адапÑиÑовалиÑÑ Ðº ÑоÑиалÑной ÑÑеде, налаживали оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑими, полÑÑали пÑоÑеÑÑионалÑнÑе навÑки и Ñоздавали ÑемÑÑ.
ÐзвеÑÑнÑе лиÑноÑÑи Ñ ÑиндÑомом ÐÑпеÑгеÑа
СиндÑом ÐÑпеÑгеÑа (иногда ÑÑо ÑоÑÑоÑние назÑваÑÑ ÑоÑмой вÑÑокоÑÑнкÑионалÑного аÑÑизма) â Ð¿Ð¾Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð´Ð¸ÑÑÑнкÑÐ¸Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑи, оÑÑажаÑÑÐ°Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±ÑÑноÑÑÑ Ð²Ð¾ÑпÑиÑÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¸Ñа и оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº лÑдÑм, ÑникалÑноÑÑÑ ÑпоÑоба обÑабоÑки инÑоÑмаÑии.
Ðз воÑпоминаний близкиÑ
извеÑÑно, ÑÑо Ð. ÐоÑаÑÑ, Ð. ÐйнÑÑейн, Ð. ÐÑÑÑон, Ð. ÐинколÑн, Ð. ÐеÑÑ
овен, Ч. ÐаÑвин имели ÑÑÑанноÑÑи Ñ
аÑакÑеÑа, коÑоÑÑе ÑейÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ бÑло Ð±Ñ Ð¾ÑнеÑÑи к пÑизнакам ÑиндÑома ÐÑпеÑгеÑа.
ÐножеÑÑво одаÑеннÑÑ
лÑдей, ÑÑÑадаÑÑиÑ
ÑиндÑомом ÐÑпеÑгеÑа, ÑÑали извеÑÑнÑми деÑÑелÑми наÑки, иÑкÑÑÑÑва, ÑпоÑÑа и внеÑли огÑомнÑй вклад в дело ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва.
СÑивен СпилбеÑг ÑÑал пÑекÑаÑнÑм киноÑежиÑÑеÑом, Ðобби ФиÑÐµÑ â Ñемпионом миÑа по ÑаÑ
маÑам, Ðайкл Ð¤ÐµÐ»Ð¿Ñ â извеÑÑнейÑим ÑпоÑÑÑменом, ÐÑн ÐйкÑойд â знамениÑÑм акÑеÑом, Ðленн ÐÑлд â пианиÑÑом-виÑÑÑозом Ñвоего вÑемени, ÐеÑнон СмиÑâ ÐобелевÑким лаÑÑеаÑом в облаÑÑи Ñкономики. ÐÑноÑÑÑ Ðº ÑÑой плеÑде и Ðилла ÐейÑÑа. СпиÑок извеÑÑнÑÑ
лÑдей Ñ ÑиндÑомом ÐÑпеÑгеÑа не законÑен. ÐÑедÑÑавиÑели ÑазлиÑнÑÑ
пÑоÑеÑÑий доÑÑигли недоÑÑгаемÑÑ
вÑÑÐ¾Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°ÑÑ ÑомÑ, ÑÑо пÑиÑпоÑобилиÑÑ Ðº жизни в обÑеÑÑве, наÑÑилиÑÑ Ð¸ÑполÑзоваÑÑ Ñвои оÑобенноÑÑи пÑиÑ
ики Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñели и ÑпÑавлÑÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸.
ÐейÑопÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³ ÐлекÑандÑова Ð.Ð.
Источник