Синдром раннего детского аутизма рда как специфическое нарушение развития

Аутизм (от греч. Auto-сам)
РДА– это неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения.
Нарушение коммуникативной сферы (отсутствие визуального контакта);
стереотипность поведения;
специфика речевого развития;
особенности социальных проявлений.
Впервые синдром РДА был обозначен Л. Каннером в 1943году.
Г. Аспергером (1944) описал детей несколько иной категории, он назвал её «аутистическая психопатия». Психологическая картина отлична от каннеровской. Первое отличие – признаки аутистической психопатии проявляется после 3-летнего возраста. Ярко проявляются нарушения поведения, они лишены детскости, во всём их облике есть нечто старческое. Игры со сверстниками их не привлекают, их игра производит впечатление «механической».
Причины РДА в психологии до конца не изучены.
По мнению Гилберта и Перза в основе лежит психотравма, заключающаяся в отчуждении матери от ребёнка в пренатальный период развития.
По мнению Спиваковской и Сухаревой, РДА – синдром детской шизофрении.
Появление аутичности замечается родителями в 2-2,5 года, когда у ребёнка наблюдается задержка речевого развития. Но это заметно и с младенчества: комплекс оживления отсутствует, нет ярко выраженных реакций на близких, может отсутствовать гуление, лепет. На руках у матери ребёнок пассивен, не проявляет двигательную активность. В раннем дошкольном возрасте не проявляет навыков самостоятельности, не может научиться обслуживать себя. В дошкольном возрасте у ребёнка появляются страхи, боится оставаться дома, гулять, темноты, ездить в транспорте. Наряду с возрастными страхами появляются необычные (ребёнок боится кусочка мыла). Любое изменение может вызвать спровоцировать истерику, стресс. Аутисты не принимают в круг общения никого кроме мамы.
По уровню эмоциональной регуляции аутизм может проявляться в разных формах:
Полная отрешенность от происходящего.
Активное отвержение.
Захваченность аутистическими интересами.
Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми
Таким образом, различают 4 группы детей с РДА (классификация К. С. Лебединская, О. С. Никольская), которые представляют собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми.
1 ГРУППА:
Для детей характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребёнка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребёнка – не иметь с миром никаких точек соприкосновения. Дети резко отрицательно относятся к окружающей среде, не нуждаются в общении, не имеют никаких навыков самообслуживания, уровень развития речи очень низок. Эти дети имеют самый неблагоприятный прогноз развития. Без помощи взрослых обходиться не могут.
2 ГРУППА:
Дети исходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешённость, а как повышенная избирательность в отношениях с миром, в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых влечёт бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможно неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии. Однако, несмотря на тяжесть различных проявлений, эти гораздо более приспособлены к жизни, чем дети первой группы. Родители обычно указывают на задержку психического развития, прежде всего – речи. Наблюдается симбиотическая связь с матерью, но коммуникация затруднена. При своевременной коррекции ребёнок может обучаться в общеобразовательной школе.
3 ГРУППА:
Таких детей отличает несколько другой способ аутистической защиты от мира – это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставания в развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учёта интересов другого. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер. Основная проблема такого ребёнка в том, что созданная им программа поведения не может быть приспособлена им к гибко меняющимся обстоятельствам. Речь больше похожа на речевые штампы. Наблюдается наличие страхов, низкий уровень эмпатии. Необходима своеобразная система коррекционной помощи, благодаря которой ребёнок может обучаться в общеобразовательной школе.
4 ГРУППА:
Аутизм проявляется в наиболее лёгком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость, таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении малейшего препятствия или противодействия). Речь более спонтанная, менее штампованная. Наблюдаются страхи, фантазии. Дети творческие. Эти дети слишком сильно зависят от эмоциональной поддержки взрослых, поэтому главное направление помощи должно заключаться в развитии у них других способов получения удовольствия, в частности от переживания реализации своих собственных интересов и предпочтений. Для этого главное – обеспечить для ребёнка атмосферу безопасности и принятия. Важно создать спокойный ритм занятий, периодически включая эмоциональные впечатления. При системной коррекционно-педагогической работе, а иногда даже без неё дети могут обучаться в общеобразовательной школе.
К настоящему времени сложилось представление о 2х типах аутизма:
классический аутизм Каннера (РДА);
варианты аутизма, в который входят аутистические состояния разного генеза (вариант Аспергера).
Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 66 | Нарушение авторских прав
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.007 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник
Синдром раннего детского аутизма как специфическое нарушение развития
Научный руководитель: д.м.н., профессор Тебенова К.С., Исабекова А.Р.
Ранний детский аутизм имеет репутацию одного из самых загадочных нарушений развития. Многие годы продолжаются исследования по выявлению центральной психической дефицитарности, которая может явиться первопричиной возникновения сложной системы характерных психических расстройств. Первым возникло казалось бы естественное предположение о снижении у аутичного ребенка потребности в общении. Однако затем стало ясно, что хотя такое снижение и может нарушить развитие эмоциональной сферы, обеднить формы коммуникации и социализации, им одним невозможно объяснить все своеобразие картины поведения, например стереотипность, таких детей.
Более того, результаты психологических исследований, семейный опыт, наблюдения профессионалов, нанимающихся коррекционным обучением, говорят о том, что упомянутое предположение вообще не соответствует действительности. Человек, тесно контактирующий с аутичным ребенком, редко сомневается в том, что тот не только хочет быть вместе с людьми, но и может глубоко привязываться к ним. Существуют экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что человеческое лицо столь же эмоционально значимо для такого ребенка, как и для любого другого, но вот глазной контакт он выдерживает гораздо менее длительно, чем все остальные. Именно поэтому его взгляд производит впечатление прерывистого, загадочно ускользающего. Несомненно также и то, что таким детям действительно трудно понимать других людей, воспринимать от них информацию, учитывать их намерения, чувства, трудно вступать во взаимодействие с ними. Согласно современным представлениям, аутичный ребенок все-таки скорее не может, чем не хочет общаться. Опыт работы показывает также, что ему трудно взаимодействать не только с людь ми, но и со средой в целом. Именно об этом говорят множественные и разнообразные проблемы аутичных детей: у них нарушено пищевое поведение, ослаблены реакции самосохранения, практически отсутствует исследовательская активность. Налицо тотальная дезадаптация в отношениях с миром. Попытки рассмотреть патологию одной из психических функций (сенсомоторной, речевой, интеллектуальной и др.) как первопричину развития детского аутизма также не привели к успеху. Нарушения какой-либо одной из этих функций могли объяснить лишь часть проявлений синдрома, но не позволяли понять его общую картину. Мало того, оказалось, что всегда можно найти типично аутичного ребенка, для которого характерны другие, но не данные трудности.
Становится все более ясным, что речь следует вести не о нарушении отдельной функции, а о патологическом изменении всего стиля взаимодействия с миром, трудностях в организации активного приспособительного поведения, в использовании знаний и умений для взаимодействия со средой и людьми. Английская исследовательница У. Фритт считает, что у аутичных детей нарушено понимание общего смысла происходящего, и связывает это с некой центральной когнитивной дефицитарностью. Мы же полагаем, что это связано с нарушением развития системы аффективной организации сознания и поведения, ее основных механизмов — переживаний и смыслов, определяющих взгляд человека на мир и способы взаимодействия с ним.
Попытаемся проследить, почему и как возникает данное нарушение. Биологическая недостаточность создает особые патологические условия,в которых живет, развивается и к которым вынужденно приспосабливается аутичный ребенок. Со дня его рождения проявляется типичное сочетание двух патогенных факторов:
— нарушение возможности активно взаимодействовать
со средой;
— снижение порога аффективного дискомфорта в кон
тактах с миром.
Первый фактордает о себе знать и через снижение жизненного тонуса, и через трудности в организации активных отношений с миром. Сначала он может проявиться как общая вялость ребенка, который никого не беспокоит, не требует к себе внимания, не просит есть или сменить пеленку. Чуть позже, когда ребенок начинает ходить, аномальным оказывается распределение его активности: он «то бежит, то лежит». Уже очень рано такие дети удивляют отсутствием живого любопытства, интереса к новому, они не исследуют окружающую среду; любое препятствие, помеха тормозят их активность и заставляют отказаться от осуществления намерения. Однако наибольший дискомфорт такой ребенок испытывает при попытке целенаправленно сосредоточить его внимание, произвольно организовать его поведение.
Второй фактор(снижение порога дискомфорта в контактах с миром) проявляет себя не только как часто наблюдаемая болезненная реакция на обычные звук, свет, цвет или прикосновение (особенно характерна такая реакция в младенчестве), но и как повышенная чувствительность, ранимость при контакте с другим человеком. Мы уже упоминали о том, что общение глазами с аутичным ребенком возможно только в течение очень короткого промежутка времени; более продолжительное взаимодействие даже с близкими людьми вызывает у него дискомфорт. Вообще, для такого ребенка обычны малая выносливость в общении с миром, быстрое и болезненно переживаемое пресыщение даже приятными контактами со средой. Важно отметить, что для большинства таких детей характерна не только повышенная ранимость, но и тенденция надолго фиксироваться на неприятных впечатлениях, формировать жесткую отрицательную избирательность в контактах, создавать целую систему страхов, запретов, всевозможных ограничений.
Источник
Аутизмом (от греческого autos – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении (см. раздел «Шизофрения»), так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА).
РДА, не входящий в спектр шизофренической симптоматики, характеризуется нарушениями всех сфер психики – сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, а также недостаточно развитым социальным взаимодействием с окружающими. Согласно МКБ-10 среди нарушений психологического развития выделяют детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет. Более подробно классификация представлена в таблице 1.
Таблица 1. Классификация аутизма по МКБ-10.
1. ТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ
1.1. Аутистические расстройства,
1.2. Инфантильный аутизм,
1.3. Инфантильный психоз,
1.4. Синдром аутизма Каннера.
2. АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ
2.1. Атипичные детские психозы,
2.2. УМО с аутистическими чертами.
3. Синдром Ретта
Этиология и патогенез раннего детского аутизма неясны. В качестве объяснений выдвигаются “теория эмоциональной холодности родителей”, наследственные нарушения и органические поражения ЦНС.
В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика которого имеет сходство с другими нарушениями нервно-психического развития. Детям с ранним детским аутизмом в первые 2-3 года жизни возможна постановка ошибочного диагноза, поэтому необходима четкая дифференциация РДА и других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления.
Частота встречаемости РДА колеблется от 4 до 6 на 10000 детского населения. Соотношение мальчиков и девочек составляет примерно 4-5 / 1. IQ детей с РДА более чем в двух третях случаев ниже 70.
Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, неспособностью к формированию общения, к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов /явлениями протодиакризиса/, отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения с “симптомами тождества”. Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, отсутствие единства и внутренней логики в поведении. Эмоциональная реакция на близких ослаблена вплоть до полного внешнего ареагирования (так называемой “аффективной блокады”). Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители придает детям сходство со слепыми и глухими. Во внешнем облике таких детей при обычной миловидности обращает на себя внимание взгляд, обращенный и пустоту, во внутрь себя, «взгляд мимо», с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Моторика, как правило, угловатая, движения неритмичные, “закостенелые” или неточные, с тенденциями моторных стереотипий в пальцах, кистях рук, ходьбы на цыпочках, однообразного бега, прыжков с опорой не на всю ступню. Речь обычно не направлена к собеседнику, отсутствует экспрессия, жестикуляция, голос то тихий, то громкий, произношение звуков варьирует от правильного до неправильного. Часто наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, отсутствие интонационного переноса, эхолалии, бессвязность, невозможность вести диалог. Длительно сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Характерны краткие фразы с «рыхлыми» ассоциациями, смещением мыслей, отсутствием личных глагольных и местоименных форм.
У многих детей отмечаются нарушения инстинктивной жизни, инверсия цикла сна, перверзность аппетита, изменчивость мышечного тонуса до гипотонии или гипертонии. После полутора- двух лет становится отчетливой диссоциация развития личности с нарушением последовательности вытеснения примитивных функций сложными в пределах всех сфер деятельности.
Степень выраженности аутизма неодинакова, что несомненно зависит от генетической предрасположенности и внешних факторов (большинство авторов выделяют 4 степени РДА). К 3-5 годам жизни ребенка дизонтогенетические проявления в круге аутистического синдрома достигают своей наибольшей выраженности; в дальнейшем этот тип расстройств нередко становится почти идентичным расстройствам при аутистической шизоидной психопатии типа Аспергера. Близкого порядка личностные расстройства аутистического типа могут иметь место и у детей с негрубыми резидуальными состояниями вследствие минимальной мозговой дисфункции или более явных органических резидуальных поражений головного мозга.
Лечебная помощь строится на базе индивидуальной клинической верификации состояния ребенка и представлена разными лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией (индивидуальной и семейной), физиотерапией, массажем и др. Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлений болезни, профилактику вегето-сосудистой и всгето-висцеральной дистоний, активизацию ребенка и ослабление психического напряжения. Медикаментозное лечение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к нейролептикам, транквилизаторам и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.
Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.
Источник
РДА имеет репутацию одного из самых загадочных нарушений развития.
Со дня его рождения проявляется типичное сочетание двух патогенных факторов:1.нарушение возможности активно взаимодействовать
со средой; 2.снижение порога аффективного дискомфорта в кон
тактах с миром.Первый фактор дает о себе знать и через снижение жизненного тонуса, и через трудности в организации активных отношений с миром. Второй фактор проявляет себя не только как часто наблюдаемая болезненная реакция на обычные звук, свет, цвет или прикосновение, но и как повышенная чувствительность, ранимость при контакте с другим человеком. Контакт глазами. Стереотипность вызывается необходимостью взять под контроль контакты с миром и оградить себя от дискомфортных впечатлений, от страшного. Дребенок опирается на стереотипы потому, что может приспосабливаться только к устойчивым формам жизни. Наиболее ярким примером являются однообразные движения и манипуляции с объектами, цель которых — воспроизведение одного и того же приятного впечатления.Так, в развитии моторики задерживается формирование навыков бытовой адаптации, освоение обычных, необходимых для жизни, действий с предметами.В развитии восприятия такого ребенка можно отметить нарушения ориентировки в пространстве, искажения целостной картины реального предметного мира и изощренное вычленение отдельных, аффективно значимых, ощущений собственного тела, а также звуков, красок, форм окружающих вещей. Обычны стереотипные надавливания на ухо или глаз, обнюхивание, облизывание предметов, перебирание пальцами перед глазами, игра с бликами, тенями. При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов и т. п.
Ребенок зачастую вообще не может направленно обратиться к другому человеку, даже просто позвать маму, попросить ее о чем-то, выразить свои нужды, но, напротив, способен рассеянно повторять: «луна,»
Специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую, Такому ребенку сложно понять развитие ситуации во времени, развести в последовательности событий причины и следствия. Это очень ярко проявляется при пересказе учебного материала, выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. Исследователи отмечают проблемы с пониманием логики другого человека, учетом его представлений, намерений.
поведенческих проблемах: нарушении самосохранения, негативизме, деструктивном поведении, страхах, агрессии, самоагрессии.
негативизм, под которым понимается отказ ребенка делать что-либо вместе со взрослыми. Проявления негативизма могут сопровождаться усилением аутостимуляции, физическим сопротивлением, криком, агрессией, самоагрессией. страхиребенка. Они могут быть непонятны окружающим, будучи непосредственно связанными с особой сенсорной ранимостью таких детей. И тотален страх новизны, нарушений сложившегося стереотипа жизни, неожиданного развития ситуации, собственной беспомощности в непривычных условиях.
Когда такому ребенку плохо, он может стать агрессивным по отношению к людям, вещам и даже самому себе. По большей части его агрессия не направлена ни на что специально. Он просто в ужасе отмахивается от «наступления» на него внешнего мира, от вмешательства в его жизнь, от попыток нарушить его стереотипы.
Таким образом, мы видим, что аутичный ребенок проходит сложный путь искаженного развития. Однако в общей картине мы должны научиться видеть не только его проблемы, но и возможности, потенциальные достижения. Классификация детского аутизма:
Предложенная Л. Винг классификация удачно связывает характер социальной дезадаптации ребенка с прогнозом его дальнейшего социального развития, мы различаем четыре группыдетей:
Первый тип аутистического дизонтогенеза (уровень полевой реактивности)’.
повышенная отрешенность от окружающего мира, отказ от
любых контактов, выраженная пассивность к сенсорным раздражителям (отсутствие зрительного контакта;наличие «полевого» поведения;мутизм,
Второй тип аутистического дизонтогенеза (уровень стереотипов):
выраженная чувствительность к воздействиям окружающей
среды;активное отвержение мира в виде аутостимуляций;обилие моторных стереотипии;наличие речевых штампов, эхохалий, речевых стереотипии;
проявление требовательности к организации стереотипной
среды обитания.
Третий тип аутистического дизонтогенеза (уровень экспансии):
проявление выраженной конфликтности поведения;быстрая пресыщаемость в любой деятельности;выраженная избирательность в контактах;
наличие немотивированных страхов;безадресная речь, не направленная на собеседника;отсутствие использования местоимений первого лица;
взгляд «сквозь» человека.
Четвертый тип аутистического дизонтогенеза (уровень эмоционального контроля):
проявление сензитивности и повышенной ранимости в контактах;
потребность в положительной оценке и эмпатической поддержке;
симбиотическая связь с близкими (с матерью);речь может носить затухающий характер;визуальный контакт не постоянен, имеет прерывистый характер.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
Источник