Синдром расщепленного мозга при поражении

Синдром расщепленного мозга при поражении thumbnail

Прежде чем приступать к рассмотрению данной темы и усвоить, ниже приведены синдромы поражения мозолистого тела, необходимо сначала разобраться в функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Ниже приведены функции каждого из полушарий.

Левое полушарие
•Устная речь
•Чтение
•Письмо
•Вербальное мышление.
•Интерпретация мимики и жестов
•Размер прозы и поэзии
•Ритм музыки
•Название цветов
•Классификация цветов
•Счет
•Правая часть внешнего пространства

Правое полушарие
•Метафорный смысл речи. Чувство юмора. Эмоциональная окраска речи
•Интонация устной речи (просодия)
•Звуковысотные отношения, тембр и гармония в музыке
•Пространственные понятия и представления, стереоскопическое зрение, вращение в пространстве
•Пространственные координаты, общая пространственная ориентация
•Геометрия, игра в шахматы
•Восприятие «гештальтов»
•Левая и правая части внешнего пространства
•Распознавание мимики и жестов
•Узнавание лиц Эмоциональные реакции

Сюда нужно добавить еще способность правого полушария регулировать биоритмы, «создавать» сновидения и вытеснять из сознания неприятные переживания (физиолог В. Ротенберг рассматривает это как одну из форм психической защиты), а также способность возбуждать активность левого полушария, определять продолжительность сна, внушаемость и подверженность гипнозу.Координированная работа полушарий мозга обеспечивается спаечными волокнами, среди которых ведущая роль у взрослых людей принадлежит мозолистому телу (МТ).

Анатомия мозолистого тела. В глубине продольной щели мозга оба полушария соединены между собой толстой горизонтальной пластинкой — мозолистым телом, corpus callosum, которое состоит из нервных волокон, идущих поперечно из одного полушария в другое. В мозолистом теле различают передний загибающийся книзу конец, или колено, genu corporis callosi, среднюю часть, тело, truncus corporis callosi, и затем задний конец, утолщенный в форме валика, splenium corporis callosi. Все эти части хорошо видны на сагиттальном разрезе мозга между обоими полушариями. Колено мозолистого тела, загибаясь книзу, заостряется и образует клюв, rostrum corporis callosi, который переходит в тонкую пластинку, lamina rostralis, продолжающуюся в свою очередь в lamina terminalis.

В настоящее время мозолистое тело и другие комиссуры рассматриваются в качестве проводников, через которые полушария обмениваются информацией и, возможно, “улаживают” проблемы, связанные с конфликтами между независимыми элементами. Поскольку комиссуры являются просто пучками нервных волокон, сами по себе они не могут ничем управлять. Но могут служить каналами, через которые осуществляется синхронизация работы полушарий и предотвращается удвоение усилий или конкуренция. Эта интеграция, возможно, осуществляется просто за счет того, что мозолистое тело служит сенсорным “окном” и обеспечивает отдельное и полное представление всех сенсорных входов в каждом полушарии. Однако представляется более вероятным, что в норме через комиссуры передаются более сложные, уже обработанные сигналы, информирующие каждое полушарие о событиях в другом и, в какой-то степени, управляющее соответствующими операциями в них. Это позволяет целому мозгу интегрировать способности отдельных полушарий.

При перерезке мозолистого тела каждое полушарие начинает работать как изолированный орган, интеграция деятельности полушарий существенно нарушается.Изучение симптомов локального поражения МТ до настоящего времени уделялось мало внимания. Воинственным надежным симптомом его дисфункции считалось нарушение реципрокной координации рук.

Недостаточная изученность функций мозолистого села имеет объективные причины, состоящие в том, что его опухолевое поражение обычно формирует сложный синдром полушарных, дислокационных и общемозговых расстройств. В последние годы благодаря развитию нейрохирургии функции мозолистого тела стали доступны дифференцированному изучению.

В настоящее время описаны два основных варианта синдромов, обусловленных нарушением межполушарного взаимодействия, существенным признаком которых является их односторонний характер.

1.Первый синдром обозначается как синдром аномии.

Он проявляется: в нарушениях называния стимулов, поступающих в правое полушарие мозга. Если больной ощупывает предметы левой рукой или получает зрительные стимулы только в левое полуполе зрения, информация поступает в теменные или затылочные отделы правого полушария мозга. В случае сохранности межполушарных связей она переносится в левое полушарие, где находятся речевые зоны, и может быть названа. После комиссуротомии такой перенос не происходит и воспринимаемые объекты не могут быть названы. Отличие аномии от нарушений номинации при афазии состоит в том, что при поступлении той же информации в левое полушарие (ощупывание предмета правой рукой, предъявление стимулов в правое полуполе зрения) она легко может быть названа.При афазии он не может быть назван независимот сторонности контакта с предметом или его восприятия.Важно отметить, что в основе аномии не лежат расстройства гнозиса, так как опознаваемый на ощупь стимульный объект может быть выбран либо с помощью осязания, либо зрительно из группы других предметов. Описанный феномен касается называния не только предметов, но и букв.

2. Второй синдром поражения МТ – синдром “дископии-дисграфии”.

Он проявляется в том, что больному становится полностью недоступно письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой. Диагностическим приемом, позволяющим дифференцировать эти симптомы от обычных нарушений письма и зрительно-конструктивной деятельности является смена руки при выполнении заданий. Больным с комиссуротомиями доступно письмо правой, а выполнение рисунка левой рукой.

Описанные здесь синдромы в наиболее полной форме проявляются при хирургическом воздействии на задние отделы мозолистого тела.

Повреждение передней трети мозолистого тела не приводит к видимым нарушениям психических функций. Лишь в специальных исследованиях – дихотическом прослушивании и определении времени двигательной реакции – можно отметить некоторое изменение показателей, свидетельствующее о замедлении процесса передачи информации из одного полушария в другое.

В отличие от этого комиссуротомия в средних отделах мозолистого тела приводит к обнаруживаемым в обычном нейропсихологическом исследовании нарушениям переноса с одной руки на другую кожно-кинестетической информации при выполнении проб на праксис позы, проб на перенос на другую руку точки прикосновения, проб на выбор объекта по форме, предъявленного в одну руку, другой рукой.
При дихотическом предъявлении вербальных стимулов поражение средних отделов мозолистого тела приводит к выраженному феномену игнорирования слов, предъявляемых на левое ухо, т. е. поступающих в правое полушарие мозга. Таким образом, описанные симптомы нарушения психических функций при поражении мозолистого тела и методики, позволяющие их обнаруживать, дают основания для решения вопросов топической диагностики не только в отношении дисфункции межполушарных связей в целом, но и в отношении локализации патологического процесса в их задних, средних или передних отделах.

В клинической практике синдром поражения мозолистого тела включает следующие элементы:
•Психические нарушения (спутанность сознания, прогрессирующее слабоумие)
•Нарушение памяти
•Явления дереализации и деперсонализации
•Нарушение ориентации в пространстве
• “Загруженность” пациента
•Гипокинезия, акинезия
•Левосторонняя апраксия (с преобладанием в руке)

Источник

Координированная работа полушарий мозга обеспечивается спаечными волокнами, среди которых ведущая роль у взрослых людей принадлежит мозолистому телу (МТ). При его перерезке каждое полушарие начинает работать как изолированный орган, интеграция деятельности полушарий существенно нарушается. Изучению симптомов локального поражения МТ уделялось мало внимания. Единственным надежным симптомом его дисфункции считалось нарушение реципрокной координации рук. Недостаточная изученность функций мозолистого тела имеет объективные причины, состоящие в том, что его опухолевое (а тем более сосудистое) поражение обычно формирует сложный синдром полушарных, дислокационных и общемозговых расстройств.

Развитие нейрохирургии привело к тому, что функции мозолистого тела стали доступны дифференцированному изучению. В США проводилась полная комиссуротомия по поводу эпилепсии, не поддающейся купированию другими средствами лечебного воздействия. В Институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко производится частичная перерезка мозолистого тела в связи с удалением артериовенозных мальформаций из его передних, средних или задних отделов. Развитие послеоперационных симптомов нарушений психических функций, возникающих при каждом из названных видов хирургического вмешательства, можно связать с непосредственным локальным повреждением мозолистого тела.

Читайте также:  Орви с кишечным синдромом лечение

В настоящее время описаны два основных варианта синдромов, обусловленных нарушением межполушарного взаимодействия, существенным признаком которых является их односторонний характер.

Первый синдром обозначается как синдром аномии. Он проявляется только в нарушениях называния стимулов, поступающих в правое полушарие мозга. Если больной ощупывает предметы левой рукой или получает зрительные стимулы только в левое полуполе зрения, информация поступает в теменные или затылочные отделы правого полушария мозга. В случае сохранности межполушарных связей она переносится в левое полушарие, где находятся речевые зоны, и может быть названа. После комиссуротомии такой перенос не происходит, и воспринимаемые объекты не могут быть названы. Важно отметить, что в основе аномии не лежат расстройства гнозиса, так как опознаваемый на ощупь стимульный объект может быть выбран из группы других предметов либо с помощью осязания, либо зрительно. Описанный феномен может касаться называния не только предметов, но и букв.

Отличие аномии от нарушений номинации при афазии состоит в том, что она имеет односторонний характер, т.е. при поступлении той же информации в левое полушарие (ощупывание предмета правой рукой, предъявление стимулов в правое полуполе зрения) она легко может быть названа.

Второй синдром поражения МТ — синдром дископии-дис- графии. Он проявляется в том, что больному становится полностью недоступно письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой. Диагностическим приемом, позволяющим дифференцировать эти симптомы от обычных нарушений письма и зрительно-конструктивной

деятельности, является смена руки при выполнении заданий. Больным с комиссуротомиями доступно письмо правой, а выполнение рисунка — только левой рукой (см. рис. 1, 2).

Верстальщик, в рисунках 1 и 2 перепутаны надписи над рисунками: над левой половиной рисунка должна быть надпись «Левая рука», а над правой «Правая рука».

Синдром дископии-дисграфии после операции на задних отделах мозолистого тела

Рис. 1. Синдром дископии-дисграфии после операции на задних отделах мозолистого тела

Динамика письма и рисунка после операции на задних отделах мозолистого тела

Рис. 2. Динамика письма и рисунка после операции на задних отделах мозолистого тела

Описанные здесь синдромы частичных комиссуротомий в наиболее полной форме проявляются при хирургическом воздействии на задние отделы мозолистого тела.

Повреждение передней трети мозолистого тела не приводит к видимым в клиническом эксперименте нарушениям психических функций. Лишь в специальных исследованиях — дихоти- ческом прослушивании и определении времени двигательной реакции — можно было отметить некоторое изменение показателей, свидетельствующее о замедлении процесса передачи информации из одного полушария в другое.

В отличие от этого комиссуротомия в средних отделах мозолистого тела приводит к обнаруживаемым в обычном нейроп- сихологическом исследовании нарушениям переноса с одной руки на другую кожно-кинестетической информации при выполнении проб на праксис позы, проб на перенос на другую руку точки прикосновения, проб на выбор объекта по форме, предъявленного в одну руку, другой рукой. При дихотическом предъявлении вербальных стимулов поражение средних отделов мозолистого тела приводит к выраженному феномену игнорирования слов, предъявляемых на левое ухо, т.е. поступающих в правое полушарие мозга. Таким образом, описанные симптомы нарушения психических функций при поражении мозолистого тела и методики, позволяющие их обнаруживать, дают основания для решения вопросов топической диагностики в отношении не только дисфункции межполушарных связей в целом, но и локализации патологического процесса в их задних, средних или передних отделах. Необходимо отметить, что в отличие от представленных в зарубежных источниках случаев с полной комиссуротомией, у описанных в этом разделе больных все послеоперационные симптомы расщепленного мозга регрессировали в течение 4—6 недель. При этом скорость восстановления разных ВПФ различалась: письмо левой рукой нормализовалось в течение месяца, а рисунок правой рукой при улучшении только приблизился к норме (рис. 2).

В последнее время представления о межполушарных связях существенно расширились благодаря исследованиям морфо- и функциогенеза межполушарного взаимодействия в детском возрасте, а также в связи с возможностями нейроинтроскопии мозга по выявлению изолированных сосудистых очагов. К межполушарным комиссурам относят диэнцефальные отделы, переднюю комиссуру и комиссуру таламуса. В частности, при верифицированном поражении последнего могут возникать трудности переноса позы с одной руки на другую на основе только кинестетической афферентации. Это подтверждает ранее высказывавшееся предположение о таламусе как о сенсорном процессоре, реализующем синтез и перевод информации в другое полушарие на основе межталамических связей.

Источник

Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга».Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы. Модель «расщепленного мозга» открыла широкие возможности для изучения механизмов межполушарного взаимодействия, а также для работы левого и правого полушарий мозга в условиях их относительно изолированного функционирования. Исследование комиссуротомированных Больных обнаружило у них целый комплекс нарушений ВПФ, получивший название синдром «расщепленного мозга». После операций на мозолистом теле нет каких-либо отчетливых изменений темперамента, Личности и общего интеллекта Больных. Однако при специальном исследовании обнаруживаются характерныные симптомы нарушений психических функций. К ним относятся сенсорные, речевые, двигательные и конструктивно-пространственные феномены, которые не встречаются ни при какой либо другой патологии мозга.

Сенсорные феномены состоят в том, что зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения (т.е. проецируемые в правое полушарие) Больные (правши) как бы не замечают и не могут их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, т.е. передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой. Этот феномен получил название аномия (это невозможность называния предметов, «воспринимаемых» правым полушарием у правшей).

Речевые феномены проявляются в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения Больной может прочесть и написать правильно. Если Больному предлагается найти предмет, который обозначает предъявленное слово, среди прочих предметов, то он или находит его, или выбирает предмет из того же семантического поля (ручка – карандаш). Отмечается значительная вариабельность лингвистических способностей у разных Больных.

Двигательные феномены весьма демонстративны. Они выражаются в нарушении реципрокных (совместных) движений рук или ног, совершаемых по разным программам (печатание на машинке). Авторы указывают также на отключение внимания Больного от левой руки и в обыденных движениях. При изучении письма и рисунка правой и левой руками у Больного с «расщепленным мозгом» был выявлен симптом дископии – дизграфии. Если до операции Больной мог писать и рисовать обеими руками, то после пересечения мозолистого тела левой рукой он может только рисовать, а правой – только писать.

Зрительно-конструктивная Деятельность (в виде выполнения тестов на комбинирование кубиков и т.п.) существенно лучше выполняется левой, а не правой рукой.

У Больных с синдромом «расщепленного мозга» также отмечены латеральные различия и в эмоциональном реагировании на эмоционально значимые стимулы.

Симптомы «расщепленного мозга» динамичны, со временем выраженность описанных феноменов уменьшается. И главное – у Больных исчезают общие эпилептические припадки, для чего и производятся операции по перерезке комиссур.

Источник

Синдром расщепленного мозга разделен на 2осн.синдрома : 1)Синдром аномии ― больной не может назв. стимулы,поступающие в правое полуш,когда стимул передается в левое полуполе зрения или в левую руку.Если стимул сменит полуш,то он ощутим и называем.2)Синдром дисконии и дисграфии : чел. не может писать левой рукой в сочетании с невозм-стью рисовать или срисовывать правой.

Читайте также:  О внуке ельцина с синдромом дауна

Модели можно рассматривать на следующих клинических моделях ―

Проба Вада: в левую или правую сонную артерию вводят амитал натрия, кот. оказывает наркотизирующее действие на клетки головного мозга,следоват,дезорганизуется деят-сть одного полуш, и по ошибкам в разн.родах деят-сти судят о наличии центров в 1из полушарий- какое ведущее в данной деят-сти.

Модель с расщеплением мозга. Операция по рассечению мозолистого тела или врожденная опухоль.

Электрошоковая терапия ― спец.лечение эпилептических припадков- электрич.воздействие наносится на левую или правую часть скальпа,следоват,на время дезорганизуется левое или правое полушарие.

Изучение функцион.асимметрии началось в сер.19в. на пациентах с очаговыми поражениями гол.мозга,обусловленных кровоизлияниями и черепно-мозговыми травмами.При вскрытии обнаруживалось,что при поражении опред.зон неокортекса ведет к выпадению ряда специфических функций при жизни.При очаговых поражениях головного мозга проявляется асимметрия в норме скрытая,как рез. реципрокного взаимодействия полушарий,которое исчезает при патологии.

Исследования Сперри выявил различия в функционировании 2 полушарий мозга.Анализируя словесные отчеты больных,перенесших перерезку мозолистого тела,обнаружил эффект операции:у таких больных сущ-вали как бы две независимые психики,кот. подчас противоречили др.другу.Эти наблюдения непосредственно подводили к изучению природы сознания.Исследования С. показ,что познавательные функции левого и правого полушарий во многом различаются.Левое (доминирующее) полуш. обрабатывает инфо последовательно и аналитически,хор.справляется с обработкой временных взаимоотношений,вербальными операциями, матем.расчетами,абстрактным мышлением,интерпретацией символических понятий,оно обладает высокоразвитой спос-стью к формир-нию речевых функций.А правое (недоминирующее) полуш. обрабатывает инфо интуитивно и 1временно,лучше, чем левое,справляется с задачами интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотнош.– напр,распознаванием лиц.Кроме того,правое полуш. более эффективно распознает сложные взаимосвязи,звуковые образы(напр,голос и интонацию)и «понимает» музыку.С. показ,что оба полуш. обладают спос-стью к сознанию и самосознанию,а также к осознанию соц.взаимоотношений.

Асимметрия у здоровых людей практически не выявляется(речь идет о психич.асимметрии).Поэтому функцион.асимметрия была замечена у больных с правополушарной и левополушарной патологией гол.мозга.Так при поражении опред.областей гол.мозга наблюдается выпадение ряда функций. У здорового чел. асимметрия скрыта взаимодействием правого и левого полуш,в то время как при патологии это взаимное влияние нарушается.

В разл.периоды онтогенеза поступает огромное кол-во инфо.Так происходит специализация полушарий гол.мозга к опред.внешним стимулам. Идет отбор инфо в каждом из полуш. специфичной только для него,т.к. в оба полушария поступает инфо разнородная по св.содержанию:как вербальная,так и неверб,соот-венно правое полуш. выделяет невербальную инфо из ее общего потока,анализируя ее,а левое – вербальную.Связь опред.зон неокортекса с видом инфо обеспечивает Ур-нь адаптации орг-зма: в ранние сроки адаптации в запоминании новой инфо б.роль играет левое полуш.,а спос-сть преодолеть возникшие трудности опред-ся активностью правого полуш,в кот. хранится инфо о событиях,происходящих в прошлом.

Левое полуш, являющееся доминирующим у правшей,участвует в регуляции функцион.систем орг-зма при адаптации,а правого в норм.условиях организма.Выраженность асимметрии определяет адаптивность организма. Исследования показали,что состояние чел.с патологией гол.мозга различно у правшей и левшей.Наблюдаются эти различия так же в зависимости от поражения правого или левого полушария. На основе обследований больных делаются выводы о приуроченности нарушенной функции к опред.зонам правого или левого полушария. В онтогенезе присуща больше правосторонняя асимметрия,чем левосторонняя.Случаи леворукости объясняются частотой трудных родов,б.вероятностью родовых травм с повреждением левого полушария.Так же наблюдаются более частые нарушения кровообращения в левом полуш. у левшей и амбидекстров.Так леворукость имеет патологич.происхождение.Клинич.данные по тестам с амитал-натрием указывают на связь между повреждениями мозга в раннем периоде жизни и рукостью.

Леворукость в нейроψском исследовании – положение о важности учета доминантности полушарий гол.мозга у больных с локальными мозгов.поражениями.При леворукости происходит изменение симптомов,кот.характерны для правшей при поражении у них левого или правого полуш.В частности при поражении речевых зон левого полуш. у левшей отсутствуют нарушения речи афазического типа,и наоборот,при поражении правого полуш.они могут возникать.

В одном исследовании у б-ва леворуких больных с признаками раннего повреждения левого мозга обнаружили локализацию центров речи в правом полушарии, тогда,как у левшей без соот-ющей симптоматики эти центры были расположены в левом полушарии.Значит, повреждения левого полуш. на ранних этапах онтогенеза может приводить к перемене речевого полушария и ведущей руки. Сущ-ют и индивидуальные различия между правшами и левшами.У левшей контралатеральное полушарие по отношению к полушарию,в кот.локализован центр речи,может быть резервным,что выражено меньше у правшей.Поэтому правое полуш. так же обладает речевыми спос-стями.

1. Проблема парциальности функциональной асимметрии.

Каждая форма асимметрии может быть выражена количественно, с помощью коэффициента асимметрии. Каждый профиль асимметрии отражает специфику структурно-функциональной организации мозга конкретного человека. На основе сочетаний парциональных асимметрий показана возможность построения классификации функциональной организации мозга.Рука. Глаз. Ухо.

П п п

Л л п

2. Проблемы роли каждого полушария в их совместной работе Пример дихотомий. Выполнение полушариями разных функций: левое полушарие ― вербальная, последовательная, абстрактная, европейская; правое ― невербальная, синтетическая, конкретная, азиатская. Зрительное и слуховое восприятие. Слуховое – одномоментное осознание после окончания фразы, зрительное – не одномоментное . Механизмы, которые специфичны для левого или правого полушария, но необходимые для того, чтобы обеспечить процесс в обоих полушариях. Произвольное и непроизвольное выполнение функций. Левое и правое полушария по-разному принимают участие. Левое полушарие доминирует по речи и обеспечивает речевую деятельность, т.е. контролирует высшие речевые формы произвольной регуляции любого вида психической деятельности. Правое полушарие связано с непосредственно протекающими чувственными аспектами психической деятельности, т.е. обеспечивает непроизвольную автоматизированную сторону этой деятельности. При исследовании речи при поражениях левого полушария нарушаются неавтоматизированные формы устной и письменной речи. Левое полушарие – нарушаются следы памяти. Правое – нарушается непосредственно запоминание.

3. Проблема развития и формирования функциональной асимметрии.

До определенного возраста полушария эквипотенциальны, их дифференцировка завершается в период полового созревания (Ленненберг: человек, достигший полового созревания, не может выучить иностранный язык как родной, так как латерализация уже произошла.) Зарегистрированы анатомические различия между левым и правым полушариями как у новорожденных, так и у др. детей. Зона Вернике и зона Брока в правом полушарии отличаются от аналогичных в левом.

4. Проблема левшества.

Три группы теорий: а) генетические теории: левшество обусловлено генетическими механизмами. б) социо-культурные: большая праворукость обусловлена культурными условиями, в которых растет ребенок. в) патологические теории, которые рассматривают левшество как результат травмы на различных этапах пренатального и постнатального развития. Речь нарушается у левшей как при поражении левого полушария (40%), так и правого (20%), в билатеральном (40%). Но у левшей наблюдается неспецифический характер речевых нарушений. Нет четкого соотношения симптомов с соответствующей локализацией, как у правшей. Речевые нарушения развиваются быстрей, чем у правшей. До одного года 52% правшей, 47% левшей; до 2 лет 70% правшей, 70% левшей; к 7-и годам 85% правшей, 12% левшей; к пубертатному периоду – 90% правшей, 8% – левшей.

5. Проблема расщепленного мозга.

Синдром расщепленного мозга разделен на два основных синдрома : 1) Синдром аномии ― больной не может назвать стимулы, поступающие в правое полушарие, когда стимул передается в левое полуполе зрения или в левую руку. Если стимул сменит полушарие, то он ощутим и называем. 2) Синдром дисконии и дисграфии : человек не может писать левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать или срисовывать правой.

Читайте также:  Таблетки при синдроме раздраженного кишечника дюспаталин

Эти модели можно рассматривать на следующих клинических моделях ―

1. Проба Вада: в левую или правую сонную артерию вводят амитал натрия, который оказывает наркотизирующее действие на клетки головного мозга, следовательно, дезорганизуется деятельность одного полушария, и по ошибкам в разных родах деятельности судят о наличии центров в одном из полушарий ― какое ведущее в данной деятельности.

2. Модель с расщеплением мозга. Операция по рассечению мозолистого тела или врожденная опухоль.

Электрошоковая терапия ― специальное лечение эпилептических припадков ― электрическое воздействие наносится на левую или правую часть скальпа, следовательно, на время дезорганизуется левое или правое полушарие.

Синдром “расщепленного мозга” при поражении мозолистого тела

Координированная работа полушарий мозга обеспечивается спаечными волокнами, среди которых ведущая роль у взрослых людей принадлежит мозолистому телу (МТ). При его перерезке каждое полушарие начинает работать как изолированный орган, интеграция деятельности полушарий существенно нарушается. В настоящее время описаны два основных варианта синдромов, обусловленных нарушением межполушарного взаимодействия, существенным признаком которых является их односторонний характер. Первый синдром обозначается как синдром аномии. Он проявляется в нарушениях называния стимулов, поступающих в правое полушарие мозга. Если больной ощупывает предметы левой рукой или получает зрительные стимулы только в левое полуполе зрения, информация поступает в теменные или затылочные отделы правого полушария мозга. В случае сохранности межполушарных связей она переносится в левое полушарие, где находятся речевые зоны, и может быть названа. После комиссуротомии такой перенос не происходит и воспринимаемые объекты не могут быть названы. Отличие аномии от нарушений номинации при афазии состоит в том, что при поступлении той же информации в левое полушарие (ощупывание предмета правой рукой, предъявление стимулов в правое полуполе зрения) она легко может быть названа.

Второй синдром поражения МТ – синдром “дископии-дисграфии“. Он проявляется в том, что больному становится полностью недоступно письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой. Диагностическим приемом, позволяющим дифференцировать эти симптомы от обычных нарушений письма и зрительно-конструктивной деятельности является смена руки при выполнении заданий. Больным с комиссуротомиями доступно письмо правой, а выполнение рисунка левой рукой.Описанные здесь синдромы в наиболее полной форме проявляются при хирургическом воздействии на задние отделы мозолистого тела.

Повреждение передней трети мозолистого тела не приводит к видимым нарушениям психических функций. Таким образом, описанные симптомы нарушения психических функций при поражении мозолистого тела и методики, позволяющие их обнаруживать, дают основания для решения вопросов топической диагностики не только в отношении дисфункции межполушарных связей в целом, но и в отношении локализации патологического процесса в их задних, средних или передних отделах.

Исследования Сперри, за которые он был удостоен в 1981 Нобелевской премии. Сперри выявил дотоле неизвестные различия в функционировании двух полушарий мозга. Анализируя словесные отчеты больных, перенесших перерезку мозолистого тела, он обнаружил поразительный эффект операции: у таких больных существовали как бы две независимые психики, которые подчас противоречили друг другу. Эти наблюдения непосредственно подводили к изучению природы сознания. Исследования С. и его сотрудников из Калифорнийского технологического института показали, что познавательные функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое (доминирующее) полушарие обрабатывает информацию последовательно и аналитически. Оно прекрасно справляется с обработкой временных взаимоотношений, вербальными операциями, математическими расчетами, абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий. Кроме того, оно обладает высокоразвитой способностью к формированию речевых функций. Напротив, правое (недоминирующее) полушарие обрабатывает информацию интуитивно и одновременно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотношений – например, распознаванием лиц. Кроме того, правое полушарие более эффективно распознает сложные взаимосвязи, звуковые образы (например, голос и интонацию) и «понимает» музыку. С. со своими коллегами показали, что оба полушария обладают способностью к сознанию и самосознанию, а также к осознанию социальных взаимоотношений.

Асимметрия у здоровых людей практически не выявляется (речь идет о психической асимметрии). Поэтому функциональная асимметрия была замечена у больных с правополушарной и левополушарной патологией головного мозга. Так при поражении определенных областей головного мозга наблюдается выпадение ряда функций. У здорового человека асимметрия скрыта взаимодействием правого и левого полушария, в то время как при патологии это взаимное влияние нарушается.

В различные периоды онтогенеза поступает огромное количество информации. Так происходит специализация полушарий головного мозга к определенным внешним стимулам. Идет отбор информации в каждом из полушарий специфичной только для него, так как в оба полушария поступает информация разнородная по своему содержанию: как вербальная, так и невербальная, соответственно правое полушария выделяет невербальную информацию из ее общего потока, анализируя ее, а левое – вербальную. Связь определенных зон неокортекса с видом информации обеспечивает уровень адаптации организма: в ранние сроки адаптации в запоминании новой информации большую роль играет левое полушария, а способность преодолеть возникшие трудности определяется активностью правого полушария, в котором хранится информация о событиях происходящих в прошлом.

Левое полушария, являющиеся доминирующим у правшей, участвует в регуляции функциональных систем организма при адаптации, а правого в нормальных условиях организма. Подводя итоги можно сказать, что выраженность асимметрии определяет адаптивность организма.

Исследования показали, что состояние человека с патологией головного мозга различно у правшей и левшей. Наблюдаются эти различия так же в зависимости от поражения правого или левого полушария. На основе обследований больных делаются выводы о приуроченности нарушенной функции к определенным зонам правого или левого полушария.

Получены данные свидетельствующие и об анатомической асимметрии. В среднем левая височная плоскость на треть длиннее правой. Височная доля при рождении развита лучше, чем другие доли мозга, причем в 77 % височная левая плоскость была больше правой, и в ней со временем так-таки все же происходят клеточная перестройка. У женщин длина правой височной доли больше, чем левая, какие соотношения являются обратными по отношению к мужчинам. У животных не выявлена анатомическая асимметрия мозга.В человеческой популяции резко преобладает асимметрия над симметрией, а среди асимметричных – в онтогенезе присуща больше правосторонняя асимметрия, чем левосторонняя. . Случаи леворукости объясняются частотой трудных родов, большой вероятностью родовых травм с повреждением левого полушария. Так же наблюдаются более частые нарушения кровообращения в левом полушарии у левшей и амбидекстров. Так леворукость имеет патологическое происхождение. Клинические данные по тестам с амитал-натрием указывают на связь между повреждениями мозга в раннем периоде жизни и рукостью.

Леворукость в нейропсихологическом исследовании – положение о важности учета доминантности полушарий головного мозга у больных с локальными мозговыми поражениями. При леворукости происходит изменение симптомов, которые характерны для правшей при поражении у них левого или правого полушария. В частности при поражении речевых зон левого полушария у левшей отсутствуют нарушения речи афазического типа, и наоборот, при поражении правого полушария они могут возникать.

В одном исследовании у большинства леворуких больных с признаками раннего повреждения левого мозга обнаружили локализацию центров речи в правом полушарии, тогда, как у левшей без соответствующей симптоматики эти центры были расположены в левом полушарии. Значит, повреждении левого полушария на ранних этапах онтогенеза может приводить к перемене реч