Синдром речевых нарушений контрольная работа
Костанайский
государственный педагогический институт
Факультет заочного обучения
Кафедра дошкольного образования
Контрольная работа
Специальность
5В010100 «Дошкольное обучение и воспитание»,
1 курс (сокращенный)
Зачетная книжка № 834912
Дисциплина
«Психология речи»
«Речевые нарушения,
их причины»
Выполнила : Кириченко Екатерины
Анатольевна
Проверила: Казакова Ольга
Викторовна
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…..…3
1. Причины нарушения
речевого развития…………………………………..….4
2. Последствия
нарушений развития речи ребенка……………………………..6
3. Классификация
речевых нарушений………………………………………10
4. Коррекционно-логопедическая
работа с детьми с нарушением развития
речи……………………………………………………………………………….13
Заключение
Список литературы
Введение
В последние
годы резко увеличилось количество
детей с задержкой речевого развитии
и с различными речевыми нарушениями.
Родители двухлетнего малыша видят,
что сверстники произносят предложение,
а их говорит только «мама», «папа». Родители
четырехлетнего малыша видят, что сверстники
свободно общаются, а у их ребенка «каша
во рту». Почему это происходит именно
с моим ребенком? Что делать? К какому специалисту
идти? Насколько это серьезно? Подобные
вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек
и дедушек.
Нельзя недооценивать
роль речевой функции на формирование
ребенка.
Нарушение речевого
развития может приводить к целому
ряду неблагоприятных последствий.
При недостаточности речевых функций коммуникации
ребенка ограничены, снижается количество
получаемой информации, страдают межличностные
отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем
возможны нарушения чтения и письма.
Поэтому, правильное развитие речи
является весьма важным фактором гармоничного
формирования малыша и должно находиться
под контролем специалистов. [1,6]
Цель контрольной
работы – рассмотреть влияние
нарушения речевого развития на процессы
общения ребенка с окружающими
людьми и на формирование его личности.
Задачи контрольной
работы:
– изучить причины
нарушения речевого развития;
– рассмотреть
последствия нарушений развития
речи ребенка;
– рассмотреть коррекционно-логопедическую
работу с детьми с нарушением развития
речи.
1. Причины нарушения
речевого развития
Речь – важнейшая психическая
функция, присущая только человеку. Благодаря
речевому общению отражение мира
в сознании одного человека постоянно
пополняется и обогащается тем,
что отражается в общественном сознании,
связывается с достижениями всей
общественно-производственной и культурной
деятельности человечества. Таким образом,
речь является основой коммуникативной
функции, которая осуществляется посредством
того или иного языка.
На основе речи и ее
смысловой единицы – слова формируются
и развиваются такие психические процессы, как восприятие,
воображение, память. На огромное значение
речи для развития мышления и формирования
личности неоднократно указывал Л.С. Выготский,
который писал: «Развитие устной речи,
вероятно, самое удобное явление для того,
чтобы проследить механизм формирования
поведения и сопоставить подход к этим
явлениям, типичный для учения об условных
рефлексах, с психологическим подходом
к ним. Развитие речи представляет, прежде
всего, историю того, как формируется одна
из важнейших функций культурного поведения
ребенка, лежащая в основе накопления
его культурного опыта».
Речь формируется в
процессе общего психофизического развития
ребенка. К условиям формирования нормальной
речи относятся нормальная центральная система, наличие нормального
слуха и зрения и достаточный уровень
активного речевого общения взрослых
с ребенком.
В тех случаях, когда
у ребенка сохранен слух, не нарушен
интеллект, но имеются значительные
речевые нарушения, которые не могут
не сказаться на формировании всей
его психики, говорят об особой категории
аномальных детей – детях с речевыми нарушениями.
Нарушение речевого
развития – термин подразумевающий
наличие различных видов отклонений в
развитии речи. Речь возникает при наличии
определенных биологических предпосылок
и, прежде всего нормального созревания
и функционирования центральной нервной
системы. Определить на достаточно раннем
этапе причину задержки речевого развития
не просто, но очень важно. Нарушения речи
могут происходить по разным причинам.
[2,55]
Специалисты разделяют причины на
две группы:
1) органические
приводят к повреждению центрального
(участки мозга, отвечающие за
воспроизведение и понимание
речи) или периферического (структуры,
управляющие артикуляционными органами)
речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения
речи);
2) функциональные
препятствуют нормальной работе
речевого аппарата.
Вот 10 самых
распространенных причин нарушений
речи у детей:
- Негативные факторы в период беременности и родов.
- «Педагогическая запущенность» — ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе. Здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом.
- Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) — один из самых распространенных диагнозов. Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист.
- Частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет.
- Наследственные факторы.
- Снижение слуха.
- Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата.
- Сосание пальца.
Речь развивается
по подражанию, поэтому некоторые
речевые нарушения (заикание, нечеткость
произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе
подражание.
Речевые нарушения
часто могут возникать при
различных психических травмах (испуг,
переживание в связи с разлукой
с близкими людьми, длительная психотравмирующая
ситуация в семье). Это задерживает
развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых
психических травмах, вызывает у ребёнка,
психогенные речевые расстройства: мутизм
(полный отказ от речевого общения), невротическое
заикание.
Речь – это
сложная функция, и развитие её зависит
от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих,
ребенок учится говорить на примере речи
родителей, педагогов, друзей. Окружающие
должны помочь ребенку в формировании
правильной, четкой речи. Очень важно,
чтобы ребенок с раннего возраста слышал
речь правильную отчетливо звучащую, на
примере которой формируется его собственная
речь. Своевременное выявление речевых
нарушений способствует более быстрому
их устранению, предупреждает отрицательное
влияние речевых расстройств на формирование
личности и на все психическое развитие
ребенка. [3,292]
2. Последствия
нарушений развития речи ребенка
Роль развития
речи ребенка в первые годы жизни
трудно переоценить. Овладение речью
перестраивает процессы восприятия,
памяти, мышления, совершенствует все
виды детской деятельности и «социализацию»
ребенка.
В психологических, лингвистических, психолингвистических
исследованиях детской речи таких ученых
как Выготского Л.С., Запорожец А.В., Лисиной
М.И., Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б., было доказано,
что любое нарушение в ходе развития речи
отражается на деятельности и поведении
детей. Особенностью предположительно
темповых задержек речевого развития
детей в раннем возрасте, как считают исследователи,
является их обратимость, что связано
с высокой пластичностью детского мозга.
Следовательно, оказанная ребенку раннего
возраста помощь во многих случаях способна
предупредить тяжелые формы общего недоразвития
речи, в значительной степени ускорить
ход речевого и умственного развития ребенка.
В связи с этим проблема раннего опознавания
и коррекции отклонений в речевом развитии
у детей раннего возраста приобретает
особое значение для их дальнейшего полноценного
развития и обучения.
В последние годы и родители, и педагоги
все больше жалуются на задержки речевого
развития: дети позже начинают говорить,
мало и плохо разговаривают, их речь бедна
и примитивна. Специальная логопедическая
помощь нужна практически каждой группе
детского сада. Такая картина наблюдается
не только в нашей стране, но и во всем
мире. Специальные исследования показали,
что в середине 70-х годов XX века дефицит
речи наблюдался только у 4% детей четырехлетнего
возраста. В 90-х годах XX века 25% четырехлетних
детей страдали нарушением речевого развития.
В наше время число детей с речевыми нарушениями
продолжает увеличиваться. В связи с этим
в настоящее время отмечается заметный
прогресс в развитии логопедии. Интенсивно
развивается логопедия раннего возраста:
изучаются особенности доречевого развития
детей с органическими поражениями ЦНС,
определяются критерии ранней диагностики
и прогноза речевых нарушений, развиваются
приёмы и методы превентивной (предупреждающей
развитие дефекта) логопедии. Все эти направления
исследований значительно расширили и
повысили эффективность коррекционной
логопедической работы. [4,125]
Проблемой, имеющей основополагающее значение
для специальной педагогики, является
психолингвистический анализ отклонений
от нормального речевого развития. Патология
речи определяется как нарушение речевой
деятельности, обусловленное несформированностью
или разладкой психофизиологических механизмов,
обеспечивающих усвоение, производство,
воспроизводство и адекватное восприятие
языковых знаков членом языкового коллектива,
т.е. как нарушение языковой способности.
Такое определение
позволяет противопоставить речевую
патологию отступлениям от норм речевого
поведения. При патологии речи мы имеем
дело с нарушениями как навыков, так и
умений, при этом человек (ребенок или
взрослый) нуждается в специально организованной
помощи. В случаях патологии речи возникает
вопрос о возможности или невозможности
общения. С психолингвистической точки
зрения можно выделить следующие формы
речевой патологии:
– собственно патопсихолингвистические
речевые нарушения, связанные с патологией
личности, сознания и высших психических
функций (например, шизофрения);
– речевые нарушения, возникающие
вследствие локальных поражений мозга
(афазии);
– речевые нарушения, связанные
с врожденными или приобретенными нарушениями
сенсорных систем (глухота);
– речевые нарушения, связанные
с умственной отсталостью или временной
задержкой психического развития;
– речевые нарушения, связанные
с дефектом моторного программирования
речи или реализацией моторной программы
(заикание).
В разных областях
специальной педагогики психолингвистический
подход реализуется с разной степенью успешности, например,
активно используется в логопедии (Л.Б.Халилова),
в сурдопедагогике (Ж.И.Шиф, Г.Л.Зайцева).
Лингвистический
и психолингвистический анализ позволяет
укрепить понятийную базу специальной
педагогики, определить новые научно
обоснованные подходы к классификации
нарушений, в том числе речевых, наметить
пути и способы адекватных педагогических
воздействий, основанных на учете структуры
дефекта у определенной категории детей.
ЗРР – это замедление
темпа, при котором уровень речевого
развития не соответствует возрасту
ребенка. Термин задержка речевого развития
широко применяется в логопедической
практике. Этот диагноз уместен по отношению
детям раннего возраста. Примерно до пяти
лет остается надежда на доразвитие нервных
структур, ответственных за речь. Дети
с задержкой речевого развития осваивают
необходимые речевые навыки так же, как
и дети без проблем в речевом развитии,
но в более поздние сроки. У них позже,
чем положено в среднестатистические
сроки, появляется речь, и развивается
она медленнее, чем у других детей. [5,115]
Вспомним этапы формирования речи в онтогенезе.
1 – Интонирует крики (Вы можете
различать крики удовольствия и неудовольствия)
1-2 мес.
2 – Гуканье, гуление (Ребенок
повторяет за вами или самостоятельно
произносит отдельные слоги, как будто
играет с ними) 1,5-3 мес.
3 – Лепет (Ребенок повторяет за
вами и сам произносит что-то похожее на
слова, но состоящее из одинаковых слогов)
4-5 мес.
4 – Лепетные слова (Ребенок использует
в речи «нянькин язык»: слова состоят из
двух-трех открытых слогов (ляля, тата,
кука и др.), много звукоподражаний (би-би,
гав-гав, пи-пи и проч.) 8 мес. — 1 год 2 мес.
5 – Двусловные предложения (Ребенок,
общаясь с вами, объединяет два слова,
например: дай пи (дай пить), папа нет (папы
нет дома) и т.п.) 1 год 6 мес. — 2 года 2 мес.
6 – Активный рост словаря (Ребенок
спрашивает, как это называется) 1 год 9
мес. — 2 года 6 мес.
7 – Появление грамматических
форм слова (Ребенок изменяет слова в речи
по числам, родам, падежам и др.) 2 года 4
мес. — 3 года 6 мес.
8 – Словотворчество (Ребенок
«сочиняет» свои слова, но при этом использует
законы родного языка) 2 года 6 мес. — 3 года
5 мес.
9 – Ребенок проговаривает свои
действия, когда он один играет с игрушками
или занят еще каким-то делом 2 года 6 мес.
— 3 года 6 мес.
Л.С. Выготский отмечал, что
«если ребенок до 3 лет по каким-то причинам
не усвоил речи и начал ей обучаться с
трехлетнего возраста, то на самом деле
окажется, что трехлетнему ребенку гораздо
труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому».
К чему же может привести
ЗРР без проведения коррекционной
работы?
Во-первых – это к нормальному
речевому развитию, что встречается крайне
редко.
Во-вторых – к общему недоразвитию
речи.
В-третьих самым тяжелым последствием
ЗРР является постепенное замедление
темпа интеллектуального развития ребенка.
Все психические процессы у ребенка
– память, внимание, воображение, мышление,
целенаправленное поведение – развиваются
с прямым участием речи. ЗРР при отсутствии
своевременно начатых коррекционных занятий
будет тормозить, и искажать весь ход психического
развития ребенка.
Нарушение речи
ограничивает способности и социальные
возможности ребенка, отражается на всей
его личности. Стесняясь своего речевого
дефекта, ребенок становится замкнутым,
неуверенным в своих силах и возможностях.
В большинстве случаев дефекты речи являются причиной его неуспеваемости
в школе.
Отставание
в развитии речи может иметь обратимый,
функциональный характер. Его следует
отличать от системных стойких речевых
расстройств у детей с органическим поражением
мозга, в том числе и с минимальной мозговой дисфункцией. Кроме
того, отставание в развитии речи может
быть одним из начальных проявлений различных
нервно-психических расстройств.
Источник
Классификация нарушений устной речи. Расстройства фонационного оформления высказывания. Брадилалия и тахилалия – патологический темп речи. Нарушение темпо-ритмической ее организации. Мелодико-интонационные нарушения. Расстройства письменной речи.
Связная речь как развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей. Знакомство с задачами, стоящими перед всеми педагогами детского сада. Рассмотрение способов коррекции нарушений речи у детей.
статья, добавлен 23.06.2020
Просодия как общий термин для супрасегментных явлений речи, комплексные феномены: темп и ритм. Элементы просодической стороны речи в доречевой период развития, интонационные средства. Компоненты просодической стороны речи в речевом онтогенезе.
статья, добавлен 28.03.2019
Нарушения письменной речи (чтения и письма) как наиболее распространенные формы речевой патологии у младших школьников. Особенности применения методики коррекции письменной речи. Упражнения для развития фонематических процессов и навыков связной речи.
реферат, добавлен 10.04.2016
Зависимость особенностей нарушений речи от локализации и тяжести поражения мозга. Возникновение трудностей в ощущении и определение положения органов артикуляции. Специфика нарушений доречевого и речевого развития детей с детским церебральным параличом.
статья, добавлен 29.06.2018
Исследование психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями речи. Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Изучение влияния игровой деятельности на коррекцию речевых нарушений.
контрольная работа, добавлен 08.06.2010
Генезис речевого развития нормальных детей. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха. Фонетико-фонематические нарушения. Нарушения лексического и грамматического строя речи, письменной речи. Обучение диалогической и монологической речи.
курсовая работа, добавлен 20.02.2011
Изучение методологии, лежащей в основе исследований сектора логопедии. Предмет, объект и структура современной логопедии. Эффективность устранения речевых нарушений. Определение основных причин речевых нарушений. Анатомо-физиологические механизмы речи.
курс лекций, добавлен 05.02.2017
Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей. Специфические ошибки при дисграфии. Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма. Артикуляторно-акустическая дисграфия на почве расстройств устной речи.
контрольная работа, добавлен 01.08.2017
Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции. Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи. Экспериментальное изучение особенностей письма у детей с нарушением интеллекта.
дипломная работа, добавлен 29.05.2012
Определение классификации слуховых нарушений. Рассмотрение видов речевых нарушений у детей с недостатком слуха. Раскрытие сущности и особенностей речевых упражнений. Характеристика особенностей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
курсовая работа, добавлен 16.06.2017
Источник
Классификация нарушений устной речи. Расстройства фонационного оформления высказывания. Брадилалия и тахилалия – патологический темп речи. Нарушение темпо-ритмической ее организации. Мелодико-интонационные нарушения. Расстройства письменной речи.
Сущность понятия “нарушения письменной речи” в современных исследованиях. Диагностика уровня сформированности письменной речи у умственно отсталых школьников. Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов в коррекционной работе.
диссертация, добавлен 30.03.2020
Характеристика анатомо-физиологических механизмов речи. Анализ причин речевых нарушений. Исследование уровня притязаний младших школьников с нарушениями речи. Характеристика научного аппарата логопсихологии. Логопсихология в системе смежных дисциплин.
курс лекций, добавлен 27.09.2017
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников с патологиями развития речи. Клинико- и психолого-педагогическая классификация речевых нарушений, их отличительные особенности.
реферат, добавлен 09.12.2013
Предмет и задачи логопедии. Причины речевых нарушений. Классификация нарушений речи. Роль слуха и зрения в развитии речи детей. Механическая дислалия, ее причины. Артикуляционная гимнастика. Исправление хитизма и парахитизма. Подкорковая дизартрия.
учебное пособие, добавлен 11.05.2012
Актуализация вопроса проведения эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Применение системы биоуправления при работе с детьми с нарушениями речи. Особенности формирования навыка использования саморегуляции в повседневной жизни.
статья, добавлен 30.03.2019
Оценка уровня речевого развития ребёнка. Понятие, общая характеристика и диагностика речевых нарушений у дошкольников. Приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению недоразвития речи. Развитие звукопроизношения детей через дидактические игры.
курсовая работа, добавлен 22.08.2017
Организация обучения русскому языку в школе. Анализ результатов экспериментального исследования сформированности синтаксического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Определение недостатков устной и письменной речи школьников.
статья, добавлен 23.12.2016
Логопедия, ее предмет, задачи, методы. Классификация нарушений речи. Роль слуха и зрения в развитии речи детей. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Классификация звуков русского языка. Формирование произносительных умений и навыков.
учебное пособие, добавлен 06.11.2016
Понятие фонематической системы. Становление механизмов речи в онтогенезе. Этиология и патогенез нарушений письменной речи. Исследование состояния моторной функции. Логопедическая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.
дипломная работа, добавлен 08.12.2016
Исследование нарушений фонетической стороны речи. Анализ коррекционно-развивающего обучения, направленного на формирование нарушений фонетической стороны речи у младших школьников. Характеристика основных принципов коррекционной работы педагога–логопеда.
дипломная работа, добавлен 24.04.2016
Источник