Синдром родительской реакции на наркотизацию это

Синдром родительской реакции на наркотизацию это thumbnail

Одно из удивительных достижений современности —
интенсивная групповая психотерапия.
Карл Роджерс

Поскольку, как это было показано выше, подростковая наркомания является семейной проблемой, важной составляющей вторичной профилактики наркомании является работа с родителями. В структуре системного терапевтического воздействия на семью наркотизирующегося подростка важную роль играют групповые формы работы с родителями. Существенным является, на наш взгляд, то, что работа с ними может вестись как параллельно с реабилитационной программой наркомана, так и независимо от нее. Даже если наркоман избегает лечения, родители, посещающие родительские группы, могут изменить свое отношение к наркомании, свое поведение в семье, свои реакции на ребенка. Клиническая практика подтвердила и необходимость, и полезность таких групп.

Анализ литературы, посвященной групповым формам работы с родителями, показывает, что при ее организации возможно использование различных моделей. Так, это могут быть:

– психодинамически ориентированные группы (В.Шутц, А.Адлер) ;
– дискуссионные группы (по модели, например, Р.Дрейкуса) ;
– группы, основанные на модели группового психологического консульти-рования (Х.Джайнотт);
– группы, основанные на идеях гуманистической психологии (К.Роджерс, Т.Гордон, М.Снайдер) ;
– группы, основанные на идеях о диалогической природе человеческой лично-сти (М.М.Бахтин);
– бихевиористски-ориентированные группы (А.Бандура, Дж.Роттер) ;
– системы, связанные с религиозными взглядами на воспитание детей и родителей (Р.Кэмпбелл).

Наш опыт работы с родителями и другими членами семьи наркомана показывает высокую эффективность групп основанных на идеях и принципах трансактного анализа (Э.Берн).

Однако очевидно, что при выборе той или иной модели групповой работы необходимо учитывать специфические особенности психического состояния родителей наркоманов.

В настоящее время для описания психического состояния, развивающегося у членов семьи химически зависимого пациента (наркомания, алкоголизм, токсикомания и др.), широко используется термин «созависимость». Понятие «созависимость» используется как для описания психического состояния отдельных членов семьи («созависимый»), так и для характеристики внутрисемейных отношений в целом. Однако, несмотря на то, что этот термин начинает широко использоваться в психотерапевтической практике с конца 70-х годов, он, тем не менее, продолжает оставаться «нечетким и размытым».

Созависимость – это «эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил – правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а также открытому обсуждению личностных и межличностных проблем» (Роберт Сабби).

Эрни Ларсен определяет созависимость как «выученный набор поведенческих форм и дефектов характера самопораженческого свойства, который приводит к снижению способности инициировать и участвовать в любовных взаимоотношениях».

Будучи сама признанным специалистом в области психотерапии и помощи созависимым, М.Битти так определяет созависимость: «Созависимый человек – это тот, кто позволил поведению другого сильно воздействовать на нее или него, и кто одержим попытками контролировать поведение того человека». Трудно не согласиться с М.Битти в том, что все дефиниции созависимости одинаково научно респектабельны и «исполнены смысла», разница заключается лишь в акцентах: последствия поведения созависимых, общее состояние созависимых, симптомы, схемы поведения и т.п.

Неопределенным продолжает оставаться не только понимание сути созависимости, но и ее статуса: является созависимость болезнью или нет? По этому поводу существует несколько точек зрения, иногда противоречащих друг другу:

• созависимость – это нормальная реакция на людей с нарушениями в поведении;
• созависимость – это хроническое прогрессирующее заболевание.

Мы полагаем, что ответить на этот вопрос, является ли созависимость болезнью или нет, однозначно нельзя, поскольку она является многоуровневым феноменом со сложной детерминацией. И то, что на одном уровне может быть определено как болезнь, на другом уровне не является таковым.

Наша точка зрения заключается в том, что созависимость – это защитная компенсаторная реакция на внутриличностный конфликт. Сторонами конфликта при этом выступают крайне противоречивые отношения со значимым человеком (значимыми людьми) и индивидуализированная система культурных норм, ценностей, предписаний и т.п.

Созависимость при этом выражается в поведении, направленном на разрушение одной из сторон конфликта. Очевидно, что такое поведение является саморазрушающим. Таким образом, в отношении семьи наркомана, на наш взгляд, уместно определение саморазрушающейся семьи.

Анализ существующих дефиниций созависимости позволяет выделить не-которые существенные параметры этого феномена.

1. Созависимость связана с нарушением возможности открытого выражения чувств и обсуждения личностных и межличностных проблем.
2. На поведенческом уровне созависимость проявляется в виде стереотипных форм.
3. Созависимость связана с выхолащиванием и обеднением эмоциональной сферы личности.
4. Созависимость выражается в перемещении фокуса ответственности и контроля со своей жизни на жизнь другого человека.
5. Созависимость – это реактивный процесс, смысл и цель которого заключаются в снятии внутриличностного конфликта способом саморазрушающего поведения.

Исследование структуры и динамики реакций родителей подростка, употребляющего наркотики, показало, что обнаружение употребления ребенком наркотиков приводит к развитию особого синдрома, который мы называем Синдром родительской реакции на наркоманию (СРРН).

В структуре СРРН наиболее отчетливо выражены:

Читайте также:  Синдром компрессии чревного ствола лечение

у матерей: фобия утраты ребенка, чувство вины, стыд, воспитательная неуверенность, проекция на ребенка собственных отвергаемых черт;

у отцов: эмоциональная и поведенческая неустойчивость, воспитательная неуверенность, отвержение ребенка, отвержение материнского стиля воспитания.

Таким образом, созависимость в семьях наркоманов – это саморазрушающее поведение, возникающее на основе СРРН.
По мере развития СРРН, как и при любой болезни, родители наркомана приспосабливаются и начинают «выжимать» максимум выгод из своих невротических симптомов и защит. Симптомы и защиты приобретают социальную функцию, формируются особые внутрисемейные роли, заменяющие отношения близости, приносящие психологические преимущества («позволяя стричь психологические купоны» – Э.Берн), например, ощущения типа «Я за своего ребенка…», «Я все для него сделала», «У меня уже другой заботы нет…», в которых ярко выражено чувство вины за отсутствие искренности и близости с ребенком раньше. Возможно, таким «психологическим купоном» является сочувствие. Однажды добившись чего-либо, люди пытаются добиться того же теми же средствами.

Таким образом, приобретаются «вторичные выгоды», которые выступают как мощные детерминанты внутрисемейных отношений, в которых скрыты факторы, провоцирующие срывы в период реабилитации и прерывающие ремиссию.

В родительско-детских отношениях СРРН проявляется в том, что у матерей формируется опекающая (60%) и потворствующая (30%) гиперпротекция, что выступает как положительное подкрепление наркоманского поведения у детей. У отцов формируется неустойчивый стиль родительско-детских отношений, что в поведении часто проявляется как противоречивые воздействия, близкие к ситуации «двойного зажима».

Различия в стиле РДО, наличие в структуре СРРН несовместимых элементов, отвержение отцами воспитательного стиля матерей – все это приводит к тому, что отношения в супружеской паре ухудшаются, развивается острый кризис внутри брачной пары.

В подавляющем большинстве семей это приводит к тому, что структура семьи стремительно меняется: матери и наркотизирующийся ребенок создают коалицию с жесткими, ригидными внешними границами и обостренными, максимально напряженными эмоциональными отношениями внутри. Брак в этом случае практически разрушается.

Важным на наш взгляд является поведение сибсов по отношению к родителям и наркоману. Несмотря на то, что реакции сибсов отличающихся от наркомана по возрасту и полу (старше—младше; однополые—разнополые) существенно разнятся, у них есть общее основание — позиция контролиру-ющего родителя (Э.Берн) по отношению к наркоману. Очевидно, что такое поведение детей-наркоманов в семье становится дополнительным источником напряженности и конфликтов и приводит к еще большей спутанности отношений и внутрисемейных ролей.

Таким образом, основные элементы семейных отношений приобретают патологический и психотравмирующий характер.

К приведенным выше особенностям состояний родителей наркоманов добавим некоторые существенные, на наш взгляд, характеристики их поведения в родительской группе:

• поляризованность суждений (а, следовательно, и сознания) о возможных формах внутрисемейного поведения. Например: «Я уже все пробовал: ругал, бил… Ну что теперь – плюнуть и вообще не подходить к нему»;

• ориентированность на конкретные советы и рекомендации со стороны ведущего группу (…Если просит деньги, то давать? …А если он займет у со-седей? …Что ему сказать, когда он приходит уколотый?);

• крайняя зафиксированность на себе и на своей семейной ситуации (ча-сто это приводит к неспособности слышать друг друга);

• непонимание роли и значения собственных усилий, направленных на изме-нение своего поведения («А что я могу сделать», «Речь ведь не обо мне…»);

• фиксация сознания на наркомании ребенка, что снижает (вплоть до невозможности) способность к пониманию более широкого круга семейных проблем;

• эмоциональная напряженность и склонность к аффектам;

• обвиняющие реакции в адрес ведущего в случае его отказа давать конкретные советы;

• уход от обсуждения реальных проблем и отношений с помощью соскальзывания на поиск причин и виновника;

• делегирующая позиция («А может его куда в общину отправить?..);

• высокий уровень тревожности, что проявляется в поиске поддержки и покровительства («помогите нам, у нас уже нет сил….»);

• склонность к затяжным монологам с бесконечным перечислением подробностей какого-либо события;

• критичность по отношению друг к другу и ведущему. Подозрительность и закрытость при внешней лояльности;

• избегание личностной или семейной тематики и стремление обсуждать проблему наркомании «вообще».

Перечисленные параметры созависимости СРРН у отцов и матерей, особенности поведения родителей в группе и являются определяющими факторами при выборе той или иной модели групповой работы с родителями наркоманов.

Как показывает опыт, реализация большинства из названных выше моделей либо встречает в группе родителей серьезное сопротивление, либо создает условия для актуализации защитного поведения. Так, психоаналитически ориентированные группы оказываются малоэффективными в силу отказа родителей рассматривать себя и свое поведение как элемент психической зависимости от наркотика у ребенка. Делегирующее поведение и вытеснение создают существенные препятствия для реализации этой модели. Дискуссионные группы, ориентированные на обсуждение проблем родительско-детских отношений и внутрисемейных отношений в целом, также оказываются мало-эффективными в силу склонности родителей наркоманов к монологу и описательным высказываниям.

Читайте также:  Синдром беспокойных ног отзывы о лечении

Реализация в групповой работе с родителями наркоманов принципов гу-манистической психологии, безусловно, способствует оказанию им эмоцио-нальной и социальной поддержки. Однако наиболее важным, на наш взгляд, является принятие родителями ответственности за свое поведение и свою жизнь, чему способствует реализация модели группового психологического консультирования, методологической основой которого выступает трансактный анализ Э.Берна. Участники группы в этом случае воспринимаются как дееспособные субъекты, способные нести ответственность за свое поведение и решение своих проблем. Руководитель поддерживает коммуникации в группе из эго-состояния «Взрослый». Освоение участниками группы терминологии структурного и трансактного анализа дает возможность для эффективного исследования ими особенностей внутрисемейных отношений, внешней и внутренней коммуникации. Использование модели психологического консультирования и методологии трансактного анализа позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач, непосредственно вытекающих из отмеченных выше особенностей семей наркоманов и их родителей:

а) повышение ответственности за свое поведение и свою жизнь;
б) развитие готовности к творческому реагированию на наркоманию ребенка;
в) повышение психологической компетентности и расширение сознания;
г) изменение реакции на проблему (от поиска причин к поиску решений);
д) развитие реалистичности мышления и осознания отношений;
е) повышение способности к наблюдению.

Очевидно, что перечисленные задачи совершенно различны и по содержанию, и по структуре, и по методам их решения. Поэтому важнейшей характеристикой родительских групп является на наш взгляд плюрарилизм методов, который дает возможность применить большое количество терапевтических методов и средств в процессе терапии.

Поэтому в рамках модели психологического консультирования и общих принципов трансактного анализа могут быть широко использованы следующие методы:

—методы, по изменению привычного мышления;
—методы, направленные на познание происходящего;
—методы поддержки и помощи;
—методы, направленные на снятие напряжения;
—методы, вызывающие эмоциональные переживания и чувства;
—методы изменения поведения.

Очевидно, что данный список может быть продолжен, важна не его завершенность, а общий подход к проблеме: участники группы должны научиться гибко строить свое поведение, в каждый момент времени находясь вне «предлагаемом» наркоманом схемы поведения. В широком смысле речь идет о развитии у родителей способности к «экзистенциальному творчеству», становление которого — реальный шанс на то, что родители не станут невольными соучастниками самоубийства их ребенка.

Источник

«Он был таким хорошим, таким послушным, а потом внезапно…». Как часто приходится слышать похожие фразы от матерей о своих детях-наркоманах. Почему же еще недавно внешне нормальный ребенок без психических отклонений вдруг становится наркоманом? Или не вдруг? 

Тот, кто непосредственно работает с наркозависимыми и их родителями, ясно представляет, что молодой человек наркоманом не становится «ни с того, ни с сего». В подавляющем большинстве случаев молодежной наркотизации мы имеем дело с тем или иным типом семейного неблагополучия. Почти все семьи наркозависимых являются проблемными.

В ряде работ авторы выделяют следующие типы патогенного родительского поведения:

 – один или оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви, полностью отвергают его или, наоборот, «давят» гиперопекой;

– ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;

– угрозы разлюбить ребенка или покинуть семью, используются как дисциплинарные меры;

– внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;

– отсутствие в окружении ребенка человека, способного понять его переживания, стать значимой фигурой, заменяющей отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя.

Исследования семей наркоманов показали, что среди психологических факторов, создающих условия для злоупотребления подростками психоактивных веществ, большое значение имеет нарушение семейного функционирования. В связи с этим, можно выделить следующие виды неблагополучных семейных взаимоотношений, приводящих к наркомании:

деструктивная семья – отличается автономией отдельных членов, отсутствием взаимности в эмоциональных контактах;

распадающаяся семья, в которой чрезмерно обострилась конфликтная ситуация, фактически брак уже распался, но супруги продолжают жить вместе. Источником конфликта в таких семьях вполне может быть неосознанное нежелание одного (или обоих) супругов терпеть присутствие другого супруга как конкретного человека с его жизненными установками, уровнем культуры и манерой поведения. В таких семьях отрицательные эмоции постоянно «прорываются» в психологический микроклимат семьи, что считается наибольшим психотравмирующим условием для ребенка из-за длительности стрессовой ситуации и что в конечном итоге приводит к нарушениям в развитии его личности;

неполная семья – в результате развода отсутствует кто-либо из родителей (как правило, из семьи уходит отец). Часто встречающийся случай – женщина, несчастливая в браке с мужем, «мощными цепями» привязывает к себе сына, идеализируя и опекая его, превращая в инфантильного «маменькиного сынка»;

ригидная семья – отличается безоговорочным доминированием одного из членов за счет положения других, жесткой регламентации всей семейной жизни. В таких семьях при всем многообразии конкретных конфликтных ситуаций родители стараются подчинить личность ребенка собственному представлению о нем в ущерб его реальной, живой индивидуальности. Очень часто выбирается такая воспитательная тактика, в которой ребенок вынужден приспосабливаться, вместо того, чтобы развиваться естественно.

Читайте также:  Как называется синдром у военных

Как показывают данные наблюдений, для таких семей характерно:

– чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение подростков к своим родителям и их проблемам. Если при этом в семье доминирует холодная в общении, не эмоциональная, строгая мать, то ситуация приобретает наибольшую остроту;

– использование ребенка как средство давления и манипуляции супругами друг другом;

– непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения; ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;

– невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга;

– директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;

– спутанные отношения и размытые (неопределенные) границы между поколениями, когда прародители активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам, чаще всего, обнаруживается гиперпротекция и попустительство;

– использование прямых провокаций в обращении с ребенком;

– заниженная оценка достижений ребенка, либо негативные ожидания по отношению к его действиям и поступкам;

– генетические предрасположенности к алкоголизму (наркомании) или злоупотребление кем-то из членов семьи алкоголем (наркотиками).         

Родители наркозависимого молодого человека зачастую искаженно воспринимают свой стиль отношений с ним, что может быть связано с неосознанными, вытесненными тенденциями страха, вины или ухода от проблемы. Искаженное восприятие стиля поведения формирует так называемый синдром родительской реакции на наркотизацию (СРРН).

В общении родителей с ребенком-наркоманом имеют место противоречивые негармоничные стили взаимодействия с ним. В их основе лежат психологические проблемы, которые родители стараются решить за счет ребенка, а это, в свою очередь, становится одним из условий развития СРРН.

Комплексное исследование особенностей взаимоотношений в семьях детей-наркоманов, обобщение накопленного практического опыта, анализ научных публикаций дают возможность выделить типичные черты родительско-детских взаимоотношений в период после обнаружения ими фактов систематического употребления ребенком наркотиков. Вот краткий перечень этих черт:

– невовлеченность семьи в жизнь ребенка или «желание прожить жизнь» за него;

– гипо- либо гиперконтроль за поведением ребенка;

– разрешение супружеского конфликта с использованием заболевания ребенка;

– использование супругами ребенка в качестве средства манипуляции и давления друг на друга, средства сведения счетов или «психологической мести»;

– эмоциональная амбивалентность (противоречивость);

– чрезмерная аффективность и склонность к эмоциональным всплескам;

– делегирующая позиция родителей, когда вина за наркоманию приписывается исключительно ребенку;

– воспитательная неустойчивость и неуверенность;

– растерянность и невозможность выстраивать четкую и последовательную линию поведения по отношению друг к другу.

По отношению к сыну-наркоману у отца в структуре СРРН наиболее выражена проекция его собственных негативных качеств. Причина может заключаться в том, что в сыне отец видит черты характера, которые чувствует, но не признает в себе. Поэтому, ведя борьбу с такими истинными или ложными качествами у сына, отец извлекает для себя эмоциональную выгоду – борьба с нежелательными качествами ребенка  помогает отцу верить, что у него самого таких качеств нет.

У матерей по отношению к сыну-наркоману в основном выражена воспитательная неуверенность, что влечет за собой перераспределением власти в семье между матерью и сыном в пользу последнего. Мать идет на поводу у сына, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по ее же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что сыну удалось интуитивно нащупать ее слабое место и добиться положения: «минимум требований – максимум прав». Он манипулирует матерью, использует ее в своих целях.

Мать становится неуверенной в себе, нерешительной, обвиняет себя в сложившейся ситуации и, тем самым, поддерживает болезнь сына. В то же время мать ведет хаотический поиск средств «спасения» своего сына от наркомании.

На основе СРРН в семьях наркоманов возникает созависимость – саморазрушающееся поведение членов семьи наркозависимого человека, вследствие чего основные элементы семейных взаимоотношений приобретают выраженный специфический патологический и психотравмирующий характер.

Эффективная реабилитация наркозависимых ребят невозможна вне работы с их семьями. Работа с родителями может вестись как параллельно с реабилитационной программой наркомана, так и независимо от нее. Даже если наркозависимый человек избегает лечения, его родители, посещающие родительские группы, могут изменить свои взгляды на наркоманию, свое поведение в семье, свои реакции на ребенка.

Если Ваш ребенок начал употреблять наркотики или Вы подозреваете его в этом, если Вы чувствуете себя созависимым человеком, не теряйте зря время, нервы и деньги, пытаясь разрешить возникшую ситуацию наобум. Обратитесь к профессиональному психологу, оказывающему помощь наркозависимым людям и их родителям.

Для Вас проводятся:

Источник