Синдром ромео и джульетты психология


Наша психология штука хоть и трудно поддающаяся изучению, но зато безумно интересная. Каких только психологических эффектов не наблюдали ученые в своей практике! Кстати, названия, которые даются этим эффектам, тоже занимательные. Познакомимся с некоторыми из них. Кое-какие эффекты вы сможете обернуть себе на пользу…
1. «Эффект Ромео и Джульетты»
По-иному этот эффект можно было бы назвать «Запретный плод сладок». Большинству из нас знакома ситуация, когда родители и «сочувствующие» пытаются разлучить молодую пару. Самый прикольный аргумент, который приходилось когда-либо слышать: «Он (она) тебе не пара!». Попутно ставятся всевозможные препятствия встречам, отношения в глазах заинтересованных сторон всячески обесцениваются, вытворяются поистине шпионские страсти.
Что происходит при этом? Правильно, парня и девушку тянет друг к другу еще сильнее. А на деле мы можем наблюдать воплощение третьего Закона Ньютона в жизнь, примерно звучащий: «Сила действия равна силе противодействия». Я думаю, если бы некоторые мамы и папы хорошо учились в школе, то знали бы к чему приведет их подобное поведение (хвала небесам, мои родители хорошо учились в школе!).
2. «Эффект Очевидца»
Когда я училась на медика, мы по Нервным болезням проходили «Эпилепсию». Преподаватель рассказывала, как она стала очевидцем эпилептического припадка, случившегося у мужчины прямо на пешеходном переходе проезжей части. Поскольку дорогу переходило и так много людей, то большинство тут же столпилось вокруг несчастного. Учительница рассказывает нам: «Я им всем говорю: да подержите же кто-нибудь ему голову!». Я жалею, что не озвучила тогда вопрос, сразу возникший у меня: «Вы же врач, тем более невропатолог, почему вы сами не помогли человеку?». У нее в тот момент возник «эффект очевидца», когда людей много, и каждый надеется что поможет кто-то другой. В результате надежда на помощь сводится к минимуму, и обычно не помогает никто. Вот я думаю, может и у меня возник тот же эффект, когда я не задала вопрос, надеясь на других?! Хотя помощь в тот момент, хвала небесам, никому не требовалась.
3. «Эффект Труднодостижимости»
«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» (А. Пушкин, Евгений Онегин). Собственно, великий поэт прекрасно описал сей эффект в этих нескольких фразах. То есть тот, кто больше доступен, – меньше желателен. Этот эффект почти каждый знает на примере отношений мужчина – женщина. Как только начинаешь отталкивать человека, либо показывать, что он для тебя немного значит, то ты моментально становишься более притягательным объектом. Показывайте своей второй половине либо работодателям, что вы избирательны — и вы будете более желанны.
4. «Эффект Пигмалиона»
Древнегреческий миф утверждает, что царь Кипра Пигмалион был прекрасным скульптором. Он создал статую женщины, которая оказалась столь прекрасна, что сам мастер влюбился в нее. Он убедил богов оживить скульптуру. Данный термин ввел в психологию американский психолог Розенталь в 1966 году. Сам эффект заключается в том, что человек, убежденный в своей правоте, начинает действовать так, что его правота в конце концов подтверждается.
Впервые в этом убедились во время эксперимента над учениками, разделенными на 2 группы. У группы, к которой применялись завышенные ожидания, действительно уровень интеллекта оказывался выше остальных! Этот же эффект применяют мудрые руководители, которые высоко оценивают способности своих подчиненных. И те, в самом деле, дают более высокий результат в работе, чем те работники, способности которых постоянно занижаются.
5. «Эффект Зейгарник»
Эта тема была дипломной работой первооткрывателя данного эффекта Б. В. Зейгарник. Заключается такой эффект в том, что прерванные действия человек запоминает лучше, чем оконченные. Это связано с мотивацией и напряженностью, которая остается при незавершенных делах. Человек в этом случае не получает должного расслабления, поэтому ему приходится все удерживать в памяти. Этот эффект проверили на детях. Им давали творческое интересное задание, затем прерывали его и давали другое. При первой же возможности дети возвращались к прерванному заданию в 90% случаев. Поэтому данный эффект применяют больше в искусстве и педагогике.
6. «Эффект Ореола»
Это то, что называется «произвести первое впечатление». Если человек в самом начале производит на нас позитивное впечатление, то потом мы в любом случае приписываем ему положительные человеческие качества, даже если он таковыми не обладает. То же самое происходит и при негативном впечатлении – тогда мы подсознательно ищем в человеке только плохое. Данным эффектом прекрасно пользуются знающие студенты: главное — хорошо отучиться в первых двух семестрах, а потом учителя уже сами будут по инерции «натягивать» этих студентов до хороших оценок.
7. «Эффект аудитории»
Эффект фасилитации – это влияние чужого присутствия на поведение человека, под воздействием которого это поведение меняется. Например, в присутствии противоположного пола мы стараемся выглядеть лучше (умнее, красивее, добрее и т.д.) в глазах партнера. Иначе говоря, поведение человека в чьем-либо присутствии и наедине с собой – абсолютно разное.
- Читайте также
- Комментарии
Источник
Осуждение со стороны родных и близких не укрепляет отношения между влюблёнными, как считалось раньше, а, напротив, портит их любовь, тем самым заставляя расстаться.
В 1972 году в Journal of Personality and Social Psychology вышла статья, в которой авторы описывали психологическую ситуацию в любовных отношения, названную «эффектом Ромео и Джульетты». Зная сюжет шекспировской трагедии, можно догадаться, о чём идёт речь: если старшие родственники – например, родители – активно против романтических отношений между детьми, то такие отношения будут только усиливаться. То есть родительские недовольство и гнев оказывают противоположное влияние, дети только крепче любят друг друга.
Наука и жизнь // Иллюстрации
‹
›
Идея оказалась чрезвычайно притягательной, да и название подобрали чрезвычайно удачное, так что нет ничего удивительного, что «эффект Ромео и Джульетты» попал в сотни журнальных публикаций и книжных изданий. Со временем, однако, некоторые учёные стали относится к нему скептически, так как данные других исследований явно шли вразрез с концепцией усиления любви из-за противодействия родителей.
Как пишет в своей заметке в The Conversation (https://theconversation.com/psychologists-thought-meddling-parents-were-good-for-couples-they-were-wrong-28673) Джастин Лемиллер (Justin Lehmiller), психолог из Гарвардского университета, он сам за последние 10 лет опубликовал три работы, в которых вполне убедительно доказывал несостоятельность «эффекта Ромео и Джульетты». Если близкие или даже друзья какой-нибудь пары отрицательно воспринимают сложившиеся отношения, то отношения эти начинают слабеть вплоть до полного разрыва. Более того, скверное отношение со стороны друзей и близких ухудшает психологическое и физическое состояние тех, кого они осуждают. Так что «эффекта Ромео и Джульетты» на самом-то деле и нет.
Но как быть с вышеупомянутыми данными, которые так всем понравились? Оказалось, что никто не перепроверял полученные сорок лет назад результаты. И вот группа психологов из Университета штата Миссисипи и Техасского университета в Остине решила воспроизвести оригинальное исследование 1972 года. Они попросили почти четыре сотни взрослых людей, либо женатых, либо просто живущих в паре, ответить на серию вопросов, касающихся их отношений друг с другом и с родственниками. Сначала психологи спрашивали добровольцев, как к их статусу относятся родители, принимают или не принимают вторую половину. Затем, спустя четыре месяца, каждый должен был рассказать о том, как обстоят дела уже с самими отношениями, насколько он и она любят друг друга и насколько они готовы брать на себя обязательства друг относительно друга.
Авторы работы опубликовали свои результаты в Social Psychology. Оказалось, что чем лучше родители относились к «отношениям», тем больше любви и взаимопонимания было в паре спустя четыре месяца, причём как у супругов, так и у тех, кто просто встречались. Если же родители были настроены против, то и уровень любви у пары падал. Однако это было верно только для женатых и замужних. Если же пара просто встречалась, то, исходя из родительского негатива, невозможно было сказать, как у влюблённых будут дальше развиваться отношения: любовь могла стать сильнее, могла стать слабее, могла никак не поменяться.
То есть результаты 1972 года не воспроизвелись. Почему так случилось, можно объяснить слишком невеликой статистикой, на которую опиралась та работа: в первом исследовании участвовали 140 пар, то есть 280 человек, а в новом – 396 человек. Впрочем, разница в числе участников кажется не такой уж и большой. С другой стороны, не будем забывать, что временной диапазон между двумя работами составляет несколько десятилетий. А ведь взаимоотношения между людьми сильнейшим образом зависят от культурной и социальной ситуации, от времени, в котором мы живём. Не исключено, что в 70-е годы социальные психологи могли вполне достоверно наблюдать «эффект Ромео и Джульетты», а сейчас он просто-напросто исчез из отношений.
Впрочем, как и во всякой науке, полученные результаты говорят лишь о среднестатистической ситуации, а это значит, что отдельно взятая пара, испытывающая трудности с родителями, может надеяться на то, что именно их любовь станет от таких трудностей только крепче.
Источник
Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей]Полеев Александр Моисеевич
Глава 5
Синдром Ромео и Джульетты
В случаях Даниила и Кости родители тинейджеров вели себя практически идеально. К сожалению, во многих случаях, если не сказать – в большинстве случаев, «подростковых любовей» поведение родителей оставляет желать лучшего: они критикуют выбор сына, они находят в его избраннице множество недостатков – часто вполне реальных, нередко – надуманных, мнимых. Они возмущаются стремлением сына проводить с ней все свободное от школы время, искренне не понимая, как можно непрерывно общаться с 14 до 21 часа, а потом еще два часа говорить по Скайпу; они возмущаются еще множеством вещей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Анн Анселин Шутценбергер
СИНДРОМ ПРЕДКОВ. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы
(пер. с фр. И.К.Масалков) М: изд-во Института Психотерапии, 20011 (с.13) Можно с уверенностью утверждать, что в
Из книги Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы/Пер. И.К. Масалков – Москва: Издательство Института Психотерапии: 2001
К терапевтам филадельфийской школы, которая внесла
ГЛАВА 8
СИНДРОМ УТРАТЫ
(Синдром утраты (иногда его принято называть «острое горе») — это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или
Глава 2. Синдром предков
…28 июня 1389 года сербы на Косовом поле потерпели сокрушительное поражение от турок. Был убит сербский принц Лазарь и, как считают ныне, именно в этот день настал закат Великой Сербии.28 июня 1914 года сербский студент Таврило Принцип убил в Са-раеве
Робот Ромео
«Штука в том, чтобы младшие члены семьи научились помогать вам без чувства загнанности в ловушку; а для старших членов семьи штука в том, чтобы принимать помощь, не теряя чувства собственного достоинства».
* * *У меня есть привычка складывать в стопки журналы,
Превратности майората, или «Ромео и Джульетта» в «голубых» тонах
В Европе был когда-то обычай майората. Чтобы не дробить феодальное владение, оно целиком наследовалось старшим сыном властителя. Младшие братья получали дворянский титул, указывающий на их происхождение,
Глава 2
Синдром Маленького Цыпленка
Когда Маленький Цыпленок из детской сказки получил орехом по голове, он немедленно сделал вывод, что небо падает на землю, и с криками ужаса помчался куда глаза глядят.Данный тип поведения можно назвать рассеиванием паники. Разум
Глава 7.
Мужской синдром боязни любовных отношений
Среди тех жалоб, что во время консультаций я слышу от тех девушек и женщин, чьи любовные отношения еще только-только начинаются, нередко встречается следующая: «Мой новый знакомый сначала был очень активным и, можно
Глава 25. Большой Плохой Мир. Синдром «Бедный я».
Она вошла ко мне в офис, опустив голову. Ей было около сорока, и она была прекрасно одета. После слабого рукопожатия она без сил опустилась в кресло. Я начал как обычно.ОФ:Итак, чем я могу вам помочь?Она тяжело вздохнула. Я
Глава 4. Синдром противоречий и обязательств (СПО)
Ведущий в выжидательной позицииКогда пара обращается ко мне за помощью, во время первой встречи они оба говорят, что хотят спасти отношения. Однако с течением времени становится очевидным, что только подчиненный
Глава 1
Настоящая любовь… Ромео и Джульетты XXI века
Юный Ромео заглядывает однажды вечером в окно своей возлюбленной.
– Ты готова? – спрашивает он громко. – Тише, – шепчет Джульетта. – Папа нас услышит…
– Не бойся. Он внизу, придерживает мне
Глава 1
СИНДРОМ УТРАТЫ
Синдром утраты (иногда его принято называть «острое горе») – это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или
Российские Ромео – кто они?
Но вот другая половина старшеклассников увлекается, влюбляется и любит, говоря языком тинейджеров – «отрывается по полной», «оттопыривается не по-детски». Кто эти юные Ромео, Шекспира не читавшие, не представляющие, в какое время Ромео жил, но
Глава пятьдесят вторая
Синдром учительницы и священника
П.: Я тебе рассказывал про учительницу и священника?В.: Нет.П.: Давно уж это было. Звонит мне по телефону женщина, представляется учительницей и говорит, что они в школе сейчас проходят творчество Достоевского, и,
Источник
Источник фото: briefly.ru
Консультанты: психоаналитик Аркадий Панц и гештальт-терапевт Ирена Голуба
Вильям Шекспир, «Ромео и Джульетта»
Вся Верона страдает от убийственной вражды двух знатных семейств — Монтекки и Капулетти. Юный Ромео, представитель рода Монтекки, влюблен в прекрасную Розалинду. В поисках красотки он забредает на бал во вражеский дворец Капулетти, видит там симпатичную девушку Джульетту и мигом забывает о Розалинде. Джульетте он тоже нравится. А когда она узнает, что Ромео — из рода Монтекки, ее страсть к нему вспыхивает ярким пламенем. Джульетта выходит на балкон и громко восхваляет Ромео. Как она и предполагала, юноша притаился в кустах под балконом. Воодушевленный услышанным, Ромео выбирается на свет и признается девушке в вечной любви. Они обращаются к духовнику Лоренцо с просьбой обвенчать их. Духовник соглашается, так как надеется через брак детей примирить родителей. Через три часа после венчания Ромео убивает в поединке двоюродного брата Джульетты и бежит из Вероны — от мести разгневанных Капулетти. Благородный Парис просит руки Джульетты. Ее родители настаивают на немедленном браке. Джульетта в отчаянии обращается к Лоренцо. Монах придумывает хитрый план: он дает девушке снотворное, чтобы ее сочли умершей и положили в склеп, и отправляет Ромео письмо — пусть тот приедет, заберет ее из склепа и убежит с нею. Увы, план Лоренцо не сработал. Ромео письмо не получил. Случайно узнав про «смерть» юной жены, примчался в Верону и выпил в склепе у ее недвижимого тела специально припасенный яд. Джульетта вскоре проснулась, увидела погибшего Ромео — и пронзила себя его кинжалом. Все события трагедии вместились в пять дней.
Послание
Вот как надо любить! Самозабвенно и до смерти!
На самом деле
От хорошей жизни никто безумно не влюбляется
Ромео и Джульетта никогда не полюбили бы друг друга, если бы обоих не тяготила жизнь во вражде и злобе и если бы они знали, как из нее выбраться другим путем. Они попытались справиться с нею любовью. И при встрече на балу подумали что-то вроде: «Передо мною — ненавистный враг, а я его своей любовью превращу в любимого друга! И моя жизнь чудесно переменится». Если бы Джульетта не была Капулетти, Ромео ею ни за что бы не увлекся. Ведь она особой красотой не отличалась. Ее мама называла дочку «бледной немочью» и говорила, что, несмотря на ее зрелый 14-летний возраст, женихи к ней в очередь не выстраиваются и она должна радоваться предложению Париса. Да и Джульетта не воспылала бы к Ромео такой страстью — чего ей хвататься за этого парня, когда ее Парис — тоже славный! И Ромео, и Джульетта так легко расстались с жизнью не потому, что сильно любили — просто жизнь у них была полна ненависти и такая тягостная, что ее было не жалко прервать.
Про автора
Родился в 1564 году в Англии, в маленьком городке, в семье купца, и в 18 лет женился на 26-летней дочери помещика, так как она ждала от него ребенка. Жена родила ему троих детей. Через пять лет Шекспир уехал от семьи в Лондон — на заработки. И стал великим драматургом. Его уже при жизни считали гением. Как и пристало гению, к своим пьесам Шекспир относился небрежно, рукописи часто терял, над авторством не трясся — вот еще, можно пару новых написать, ему не трудно. О семье заботился, купил для жены и детей трехэтажный дом в родном городке, но с ними не жил. Вернулся домой тяжело больным — умирать. Поскольку жизнь в те годы была трудна и смертельно опасна, его прозведения наполнены здравым смыслом и очень поучительны. Мы привыкли все усложнять, искать в романах глубокий скрытый смысл. А шекспировские шедевры лучше всего рассматривать по «первому плану», как поступали его современники.
Резюме
Если ты хочешь пережить любовь с подобным накалом чувств, надо находиться в безвыходной ситуации, чтобы твой мужчина казался тебе единственной возможностью из нее выйти. Тогда ты в него, как Джульетта в Ромео, насмерть вцепишься, и он станет для тебя всем. Только это вовсе не любовь, а способ решения твоей проблемы посредством другого человека. Почему — не любовь? Потому что сам человек, его мысли, характер, цели и внешность для тебя особого значения иметь не будут. Главное — он способен справиться с тем, что тебя тяготит. Увезти тебя из этой страны. Или из этой семьи. Или спасти от финансового краха, а твою репутацию — от гибели.
Если тебя кто-то безумно любит и говорит: «Я без тебя жить не могу» — значит, его гложет какая-то боль и он наркотиком страсти пытается ее заглушить. И чем быстрее он в безумную любовь рухнул, тем проблема у него больше. Ромео обладал чувствительной душой и страдал от атмосферы всеобщей ненависти. А почему твой избранник страдает? Может, у него на шее сидит непутевый брат со своим семейством или папа-инвалид? Или его гложет страсть к игре? А если ты не поможешь ему эту проблему решить — не возненавидит ли он тебя? Если бросишь — не повесится ли перед твоей дверью? Опасное это дело — быть предметом безумной страсти…
Понравилось? Подпишись на наш канал!
Галина Зайцева (с) “Лилит”
Источник