Синдром саванта и синдром аспергера
23 сентября 2015 Саморазвитие
Синдром Аспергера — одно из пяти общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От аутизма он отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными.
Синдром Аспергера относится к общим расстройствам развития или расстройствам аутистического спектра, представляющих собой психологические состояния, характеризующиеся нарушениями социального взаимодействия и коммуникации, значительно влияющими на функционирование индивидуума, а также ограниченными и повторяющимися интересами и линиями поведения. Как и другие нарушения психического развития, синдром начинается в младенчестве или раннем детстве, характеризуется стабильным течением без ремиссий, и приводит к нарушениям тех функций, которые тесно связаны с биологическим взрослением центральной нервной системы.
• Социальные взаимодействия.
Отсутствие демонстрируемой эмпатии оказывает значительное влияние на социальную жизнь лиц с синдромом Аспергера. Они испытывают трудности в базовых элементах социального взаимодействия. Эти трудности могут включать неспособность создавать дружеские связи, отсутствие стремления разделять с другими удовольствия или достижения (например, показывать другим объекты, вызывающие интерес), отсутствие социальной или эмоциональной взаимности и нарушение невербального поведения в таких областях, как зрительный контакт, выражение лица, язык тела и жестикуляция.
Лица с синдромом Аспергера могут быть не столь замкнутыми, как при других, более тяжёлыми формах аутизма; они, хотя и неуклюже, взаимодействуют с другими. Например, больной синдромом Аспергера может начать длинный монолог о своём увлечении, не понимая или не замечая чувства и реакции собеседника, как например желание сменить тему разговора или завершить его. Такая социальная неуклюжесть называется «активный, но странный». Неспособность правильно реагировать на социальные взаимодействия может выглядеть как бесчувственность, игнорирование чувств других людей. Не все лица с синдромом Аспергера взаимодействуют с другими людьми. Некоторые проявляют селективный мутизм, разговаривая слишком много с некоторыми знакомыми людьми и полностью отказываясь разговаривать со всеми остальными. Некоторые соглашаются разговаривать только с теми, кто им нравится.
• Узкие, интенсивные интересы.
Лица с синдромом Аспергера часто проявляют ограниченные и повторяющиеся интересы, действия и шаблоны поведения. Иногда эти интересы, действия и шаблоны поведения необычно интенсивны и узки. Лица с синдромом Аспергера могут быть привержены негибким рутинам, двигаться стереотипным и повторяющимся образом или быть сосредоточенными на частях объектов.
Преследование узких и специфических интересов — наиболее яркая особенность синдрома. Лица с синдромом Аспергера могут собирать тома детальной информации на такие узкие темы, как климатические данные или названия звёзд, не обязательно понимая более широкий контекст. Например, ребёнок может запоминать номера моделей фотокамер, мало интересуясь фотографированием.
• Речь и язык.
Хотя при синдроме Аспергера нет ни существенной отсталости в развитии языковых способностей в целом, ни существенных ненормальностей в речи, усвоение и использование языка часто нетипичны. Ненормальности включают многословие, резкие смены темы, буквальное интерпретирование текста и неправильное понимание нюансов, использование метафор, понятных только говорящему, трудности понимания речи на слух, необычно педантичную, формальную и идиосинкратичную речь, странности в громкости, высоте, интонации, акценте и ритме речи.
Синдром саванта.
Синдром саванта — редкое состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют «Остров гениальности» — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Феномен может быть обусловлен генетически или же приобретён. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, например синдром Аспергера. В особо редких случаях может быть одним из последствий черепно-мозговой травмы или заболевания, затрагивающего головной мозг. Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчёты, картография, построение сложных трёхмерных моделей.
Человек с синдромом саванта может быть способен повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз, безошибочно назвать результат умножения многозначных чисел, как будто результат ему известен заранее, или сказать, на какой день недели придётся 1 января 3001 года. Встречаются саванты, способные пропеть все услышанные арии, выйдя из оперы, или начертить карту Лондона после полета над городом, как это сделал 29-летний савант Стивен Вилтшир. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострённое чувство времени, тонкое различение запахов и другие. Одновременно с этим в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть доумственной отсталости. Наиболее распространен «календарный» савантизм, чуть реже встречаются саванты с феноменальной памятью.
Приобретенный синдром саванта.
Еще в младенческом возрасте Алонзо Клемонс получил серьезную травму головы после падения на пол в ванной комнате. Обладая IQ 40 и будучи неспособным читать и писать, он вырос в приюте для детей с ограниченными возможностями. С раннего возраста он продемонстрировал удивительный талант к скульптуре. Стоило ему увидеть какое-нибудь животное хоть на несколько секунд, он тут же лепил его из подручных материалов, например, из мыла. Теперь 56-летний Алонзо – известный американский скульптор, работы которого продаются за десятки тысяч долларов.
Орландо Серрелл: календарные вычисления. Играя в бейсбол, 10-летний Орландо Серрелл был сбит с ног ударом мячика по голове. Мальчик не рассказал об этом родителям, и врачи его не осмотрели. В течение целого года Орландо страдал от непрекращающихся головных болей. Когда же боли наконец прекратились, мальчик обнаружил удивительную способность: он мог абсолютно точно назвать день недели по дате. Вообще, любые вычисления, связанные с календарем, Серрелл выполняет в мгновение ока. Он моментально может назвать количество дней между любыми двумя датами, или же, например, сколько раз в течение 1000 лет 12 марта выпадало на четверг.
По материалам из сети Интернет
Источник
Пока набирает популярность сериал “Хороший доктор”, где главный герой – врач, страдающий этим расстройством головного мозга, и по совместительству является гением, мы решили разобраться, что же такое синдром саванта, насколько он опасен или нет, откуда берется столь редкий синдром. Раньше о нем мало что говорили. Но он представляет собой огромный интерес, так как может сделать из человека гения, как это и случилось в сериале.
Что такое саванта
Это состояние, при котором у людей с диагностированными серьезными психическими отклонениями начинает развиваться определенный навык до совершенства. В результате человек становится гением в определенной узконаправленной области. К примеру, может разработаться феноменальная память и вычисления в уме, что поспособствует становлению гуру в математике.
Но такая гениальность является своего рода оазисом в общей тьме бессознательного поведения. Человек не может в большинстве ситуаций здраво мыслить, чувствовать, контролировать себя, свои мысли и поведение. Кроме одной области, в которой остаток разума полностью сконцентрировался.
Синдром саванта является редчайшим явлением. И он встречается примерно 1 на 1 000 000 людей.
История появления
Первый раз такая болезнь была обнаружена Джоном Лэнгдоном Дауном. Именно он является создателем синдрома Дауна. Произошло это в конце 19 века. Он заметил, что некоторые дети, которых признали “идиотами”, демонстрировали удивительные способности, к примеру, могли наизусть перечитать по памяти труды ученых как сначала до конца, так и наоборот. У других развивался профессионализм в рисовании или вычислениях.
Джон прозвал таких детей – idiot savants, где savants в переводе с французского языка означает ученый. Но позже в ходе исследований было обнаружено, что такие дети не совсем являются отсталыми. Их iq все таки оказался выше 40, что уже не было оснований считать их идиотами. Поэтому стали причислять к синдрому саванта людей с явными признаками аутического расстройства.
Этот вариант позже тоже был забракован, так как из всех диагностированных савантом только половина была с аутизмом. У остальных наблюдались другие расстройства нервной системы.
Поэтому ученые решили не конкретизировать этот синдром, а просто дать ему общее название – саванта.
В каких направлениях можно стать гением
В самых разнообразных сферах, в этом нет каких-то правил или доказанных закономерностей. Но существует общее – развивается он только при острой умственной неполноценности человека.
В рамках статистики, чаще всего люди становятся гениями благодаря такой неполноценности в следующих сферах:
- Искусство, такие люди часто становятся популярными художниками, которые могут творить шедевры. Может для многих людей это и покажется несуразным бредом, но в сфере искусства может быть признано редким талантом.
- Способность запоминать с одного только взгляда мельчайшие детали, цифры, считать в уме чуть ли не быстрее калькулятора. Прочитав один раз книгу, они могут воспроизвести ее наизусть дословно без ошибок.
- Распространенный талант савантизма – математические вычисления. Есть еще способность запоминать даты и числа любых событий. Такие могут сказать, что происходило с ними или с другими людьми в любую минуту их жизни. Даже если это было много лет назад.
- Четкая ориентированность на местности. Стоит только один раз мельком взглянуть на карту, и савант уже будет ориентироваться в незнакомом городе не хуже старожила.
Кстати, помните знаменитый голливудский шедевр – “Человек дождя”, главный герой Рэдмонт тоже страдал этим синдромом. А ведь он реальный прототип, который существовал в мире. Он мог наизусть воспроизвести 6000 книг, а также был ходячей энциклопедией практически во всех сферах жизни.
Как появляется синдром саванта
Нет точного пояснения и определения, как он может проявиться в людях. Ученые сходятся во мнении, что савантизм все-таки является врожденным “даром” на генетическом уровне. А все потому, что мозг у таких людей уже изначально действует по иному, чем у большинства здоровых людей без наличия отклонений. Они могут получать доступ к низкоуровневой информации, к которой у большинства людей нет доступа.
Еще одним отличием в строении мозга является отсутствие мозолистого тела. Именно это вещество соединяет два полушария. Чтобы восполнить такой недостаток, мозг начинает образовывать новые связи, что и становится причиной феноменальных талантов. Которые в свою очередь не доступны для здоровых людей.
Еще была установлена закономерность, что у мужчин этот эффект встречается в 6 раз чаще.
Редко, но все же было замечено появление синдрома саванта после серьезной травмы головного мозга с повреждением левой передней височной доли мозга. Есть даже исследования, в ходе которых добровольцы соглашались, чтобы ученые отключали им эту зону. И действительно, у них начинали проявляться признаки савантизма – появлялась феноменальная память, а у некоторых проявлялся дар к рисованию.
Есть также мнение, что савантизм можно пробудить самостоятельно при помощи таблеток и специальных медицинских препаратов. Но это единичные и крайне редкие случаи. В большинстве ситуаций высока вероятность, что человек навредит своему мозгу с безвозвратными последствиями.
Лечится ли синдром саванта и стоит ли это делать
Всем хочется быть гением, но с другой стороны – оставаться при этом в здравом рассудке.
Этот синдром не является заболеванием. По крайней мере, не входит в литературу психологов “Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам “.
Поэтому и вылечить его нельзя, раз его не существует официально. Диагностируют только аутизм, синдром Аспергера, болезни ЦНС. А также болезни и отклонения, которые связаны с нарушениями работы головного мозга.
Если искоренить признаки этих болезней, то и савантизм пропадет сам по себе. Были случаи, когда после выздоровления людям даже удавалось найти применение бывшей гениальности в обществе и реабилитироваться в привычной социальной жизни.
Источник
У всех в жизни есть область, в которой они преуспевают, но что, если вы однажды проснулись и вдруг обрели новую способность к музыкальному инструменту или внутреннему пониманию сложных математических уравнений? Хотя это может звучать как предпосылка научно-фантастического романа, на самом деле это задокументированное явление под названием «Синдром приобретенного саванта», и оно может дать субъектам удивительные способности.
Как Приобретается Синдром Саванта?
Саванты часто ассоциируются с аутизмом или аутичным подтипом, синдромом Аспергера. Для людей, страдающих аутизмом, характерны неуместные дары, когда речь идет о музыке, искусстве и математике.
Термин «идиотский ученый» был первоначально придуман Джоном Лэнгдоном Дауном, исследователем синдрома Дауна. Происходит от французского слова idiot и слова savoir , означающего «знать». Это было уничижительное слово для человека с низким IQ и необычными способностями или способностями, такими как математика. Это вскоре было заменено термином «аутичный ученый», но на самом деле только около 50 процентов ученых являются аутистами.
Савант, как правило, обозначает дисфункцию в одной области мозга, сопоставленную с какой-то парадоксальной функцией в другой части; что ведущий исследователь доктор Дарольд Трефферт называет «островом гения».
Большинство людей слышали истории о потрясающих навыках, которыми обладают ученые, и невозможно затронуть эту тему, не упомянув фильм «Человек дождя», в котором рассказывается о жизни Ким Пика, мегасаванта, страдающего синдромом Ф.Г. Пик с трудом мог заботиться о себе и действовать как взрослый, но он мог прочитать две страницы книги за три секунды, полностью сохранив все, что прочитал.
Аутичные ученые обычно не способны постичь абстрактные идеи. Такие вещи, как нюансы, ирония, сарказм и разговорные выражения (сленг), теряются на них, поскольку они буквально все интерпретируют. Их мозги собирают отдельные фрагменты информации в единое целое и испытывают проблемы с контекстуализацией понятий нелинейным образом.
Те, кто изучал синдром Саванта, считают, что он связан с повреждением центральной нервной системы левого мозга, которая отвечает за логику и язык. В ответ правое полушарие, где формируются более высокие структуры памяти, компенсирует потерянные связи. Это приводит к чрезмерному развитию определенных сенсорных функций и высокоразвитых способностей, связанных с более низкой структурой памяти, где формируются привычки.
Было подсчитано, что синдром Саванта присутствует примерно у одного на миллион человек. Но для тех, кто страдает аутизмом, эта вероятность ближе к 1 из 10. Она также обычно связана с расстройствами центральной нервной системы (ЦНС), возникшими либо при рождении, либо в результате болезни или травмы в более позднем возрасте.
Савант Травмы Головного Мозга
Джейсон Паджетт был продавцом матрасов в Такоме, штат Вашингтон, чья жизнь вращалась вокруг выпивки и преследования женщин. По общему признанию, он был немного поверхностным, сосредоточив большую часть своей энергии на вечеринках и тренировках. До одной ночи, когда его выпрыгнули из караоке-бара и жестоко избили. Он получил сильное сотрясение мозга, травмы внутренних органов и ПТСР. Излишне говорить, что атака изменила его жизнь.
Но вскоре Паджетт начал испытывать некоторые другие странные побочные эффекты, которые изначально не были отрицательными или положительными. Он сказал, что его зрение изменилось, и вместо того, чтобы плавно переходить перед ним, он начал видеть жизнь в отдельных кадрах, почти так же, как когда видео отстает.
Паджетт сказал, что быстро движущиеся объекты создают длинные вытянутые кадры, в то время как кадры для медленно движущихся объектов появляются ближе друг к другу. С этим странным цифровым зрением он сказал, что все выглядит точечно, как монитор компьютера с низким разрешением.
Паджетт разработал так называемую синестезию или стимуляцию одного сенсорного пути, приводящую к автоматическим непроизвольным переживаниям второго сенсорного пути. Он начал видеть математические формулы везде, где проходил, от сложного до мирского. Но ему было трудно выразить то, что он видел в словах, поэтому он начал изучать математику, чтобы контекстуализировать свой новый взгляд на жизнь.
Прогуливаясь по парку, он сказал, что видит элементы теоремы Пифагора и геометрические касательные линии, рассекающие все движения. В результате он регулярно рисует невероятно сложные изображения Пи, которые, по его словам, являются катарсическим выражением видений, которыми он постоянно подвергается бомбардировке.
Случай Паджетта является одним из ряда других задокументированных случаев, в которых травма головы приводит к появлению характеристик ученых. Эта идея приобретенного ученого продолжает сбивать с толку тех немногих исследователей, которые пытаются понять, какие механизмы действуют, но она представляет интригующую идею о том, что этот потенциал может быть скрыт во всех нас.
Случайные Саванты
Студент колледжа катался на лыжах во время перерыва в школе и оказался на двойном черном алмазе, заполненном магнатами, с плоским светом, который разрушает восприятие глубины. Несмотря на свое здравое суждение, она попыталась взяться за след, но неизбежно потеряла контроль, рухнула и выбила себя из колеи.
После того, как она пришла в себя, она продолжала кататься на лыжах до конца дня, даже заметив, что она помяла свой шлем и, вероятно, вывихнула плечо. На самом деле она сломала ключицу и получила умеренное сотрясение мозга, которое в течение нескольких недель приводило к головным болям и проблемам со зрением. Но в конце концов она начала замечать, что она помнит мельчайшие детали каждого места, где она когда-либо была, как листать страницы книги.
Любопытно, что ее невероятная память применима только к строительным макетам – типично для одной из главных категорий, в которой учёные преуспевают – музыка, искусство, вычисление календаря и запоминание.
Она говорит, что еще не применила свой недавно приобретенный навык, но рассматривает возможность смены карьеры в области, связанной с проектированием.
Доктор Тони Сикория был хирургом-ортопедом, который в 1994 году использовал таксофон, чтобы позвонить матери из семейного собрания в северной части штата Нью-Йорк. Когда он вешал трубку, на камеру ударила молния, и он вылетел, приземлившись на спину.
После краткого опыта вне тела, где он говорит, что видел, как все взлеты и падения его жизни проходили перед ним, чувствуя, что он ускоряется вверх, он был втянут в свое тело и вернулся к своей телесной боли. После прохождения реабилитации по поводу проблем с памятью и временными нарушениями двигательных навыков, он вернулся к своей повседневной жизни, ничего не выходя за рамки обычного.
Но через несколько недель у Чикории внезапно возникло желание послушать классическую фортепианную музыку. Он начал слушать Шопена и Владимира Ашкенази с новой страстью, прежде чем захотеть научиться читать музыку и играть ее сам. Он начал слышать композиции во сне, выпрыгивая из постели, чтобы попытаться записать их.
Он убедился, что ему дали новую жизнь с даром, который он должен был развивать, и поэтому он провел следующие 12 лет, учась играть на пианино и писать музыку. Он стал духовным и был одержим предсмертным опытом, связанным с электричеством. Он также был очарован Никола Тесла.
Сегодня Cicoria, талантливый пианист и композитор, играет аншлаговые концерты и записывает альбомы – кардинальное отличие от его прежних музыкальных интересов, которые состояли исключительно из рок-н-ролла.
Прикосновение К Скрытому Саванту
Эти случаи приобретенного савантного синдрома заставили ученых проверить, не проявляют ли эти способности дремлющий характер во всех нас. Возможно ли задействовать механизм в нашем мозгу, который позволяет нам обрабатывать информацию и творчество тем, что можно назвать только сверхчеловеческими способностями?
Одно исследование проверило это, искусственно стимулируя область мозга, которая, по их мнению, могла быть ответственна за этот тип психического объекта – левую переднюю височную долю, или LATL. Теория исследователей состояла в том, что атипичная дисфункция в LATL приведет к чрезмерной компенсации правым мозгом, создающей конкуренцию в полушарии.
Работая со здоровыми участниками, исследователи использовали низкочастотную магнитную стимуляцию или r-TMS, предлагая им вычерчивать животных и лица из памяти до, во время и сразу после 45-минутной стимуляции. В качестве контроля двум пациентам было проведено фиктивное лечение.
Они обнаружили, что у четырех из девяти испытуемых произошли серьезные изменения в том, как они рисовали свои снимки, и несколько из них сообщили о повышенном осознании своего окружения после лечения. Многие сообщали о возвращении к нормальной жизни через 45 минут, и один пациент сказал, что едва мог распознать сделанную им иллюстрацию, хотя сам смотрел, как она рисует.
Еще один тест был предоставлен участникам после того, как они получили обработку rTMS, чтобы проверить их способность оценивать большое количество объектов. После обработки способность точно угадать количество дискретных элементов улучшилась у 10 из 12 субъектов. Это отражало способность, наблюдаемую у ученых, а также другие математические явления, такие как подсчет календаря. Ученые связывают это с беспрепятственным доступом к необработанной, менее обработанной информации, которую наши умы обычно упаковывают с помощью целостных ярлыков или суждений.
Эти эксперименты могут показать, что эти способности скрыты во всех наших мозгах и что у нас есть возможность доступа к более высоким уровням сознания. Но может ли быть способ задействовать это творческое, сверхинтеллектуальное состояние, не отказываясь от всей половины нашей познавательной функции? Возможно, за старым афоризмом скрывается какая-то правда, что мы используем только 10 процентов нашего мозга в любой момент времени.
Источник