Синдром сбитого летчика что это

Синдром сбитого летчика что это thumbnail

От автора: Синдром «сбитого летчика» – внутреннее переживание фиаско в значимой для индивида сфере, сопровождающееся депрессивным поведением, потерей энергии, веры в себя, часто не обоснованным субъективным страхом дальнейших поражений и отсутствием реальных действий в решении проблемы и выхода из кризиса.
Какие же психологические причины и характеристики личности влияют на проявление данного комплекса и как можно выйти из такого тяжелого изматывающего состояния?

Синдром сбитого летчика что это

В жизни у каждого из нас есть победы и случаются поражения, что-то получается удачно, а что-то не очень. Да, иногда происходят досадные случайности, несправедливые закономерности. И наверняка, каждый хоть раз в жизни чувствовал разочарование и расстройство, сомневался в себе и опускал руки. Это нормально. Но, одни люди находят силы и внутренние ресурсы «восставать из пепла», подыматься после поражения и идти дальше, пробовать снова, делать новое. А другие – нет, они цепляются за прошлое, застывают в ожидании будущего, растрачивают энергию на анализ риторического «почему?», впадают в депрессию и реально слабеют.

Про драму Сбитого летчика и о том как снова взлететь

В жизни определение «сбитый летчик» используется касательно людей которые серьезно претендовали на успех, подавали надежды и реально казались перспективными ребятами, но … определенное обстоятельство (например, в спорте -проигрыш, не достижение поставленной цели, травма, дисквалификация; в деятельности – сокращение, увольнение, банкротство; в сфере отношений – измена, расставание, развод и т.п.) «выбивает землю из под ног», вызывает дезориентацию, растаптывает самооценку, личность обесценивает все свои внешние достижения и внутренние качества.

Люди, делившиеся переживаниями, описывают свое внутреннее состояние как ощущение краха, безысходности и полной беспомощности. Даже если внешне они пытаются демонстрировать некоторую браваду, внутри безжалостно звучит «все кончено» и «уже никогда я не смогу…»

Хорошо показано в фильме «В бой идут одни старики».  Друг главного героя, перспективный грамотный летчик в результате стресса отказывался подниматься в небо вообще. Трус ли он? Нет. Он хочет быть, и другие его видят, Победителем по жизни. Но неужели он – проигравший, неудачник? Сложно сказать однозначно. Очевидно только то, что он очень боялся неудачи, боялся не победить, боялся, чтобы «трусость» или «малодушие» не проявилось. Ему так тяжела и невозможна мысль, что он может чувствовать страх, может быть не всегда сильным, что он решается на кардинальный шаг – таран с врагом. По-видимому, для летчика умереть героем предпочтительнее, чем принимать в себе разные стороны и чувства.

Синдром «сбитого летчика» – внутреннее переживание фиаско в значимой для индивида сфере, сопровождающееся депрессивным поведением, потерей энергии, веры в себя, часто не обоснованным субъективным страхом дальнейших поражений и отсутствием реальных действий в решении проблемы и выхода из кризиса.

Какие же психологические причины и характеристики личности влияют на проявление данного комплекса и как можно выйти из такого тяжелого изматывающего состояния?

  • Яростный внутренний критик. «Как ты мог?!?!», «Лузер!», «Это все из-за тебя!», «Только ты мог так …». Этот критик прочно сидит в Родительском эго состоянии. Внутренний Родитель, не то что не поддержит в непростой ситуации, а наоборот все обесценит, нивелирует и высмеет. Он олицетворение, копия и подобие паттернов поведения реальных родителей и значимых взрослых на ошибку или неудачу, которые непременно происходили в детстве.
  • «Казнить, нельзя помиловать» и отсутствие права на ошибку. Мало того, что безжалостный критик как палач нещадно ругает. «Злой колдун», сидящий еще глубже в подсознании неистово пугает, что любая ошибка, помарка, оплошность или случайность приведет к апокалипсису. Ошибка – это часть опыта. Детям, для того чтобы адекватно прожить ошибку,       важна поддержка. Нет ошибок – нет опыта их проживания и, соответственно, нет  опыта вставать и идти дальше. 
  • Такой комплекс неполноценности, компенсирует, или, скорее, маскирует странное ощущение перфектности, особенности (только я мог забыть телефон, только я мог так ошибиться, только меня могли вот так уволить, только со мной могла произойти такая несправедливость и т.п.), часто выраженное в неадекватном стремлении приближения к идеальному. 
  • А перфекционизм, как реакция и способ борьбы с повсеместной тревожностью и неуверенностью в себе, привит и развит благодаря драйверу «Будь совершенным» – родительской программе, каким надо быть, чтобы не случилось «катастрофы». Отсюда завышенные требования/ожидания к себе, с одной стороны, с другой – привычка обесценивать себя и все достижения, если «картинка не идеальна». Если ты делаешь – делай это на 100%. Если на 99 – не годится, все равно стратил. 
  •  «Голова в облаках» – жизнь в иллюзиях. Принятие реальности как есть настолько страшно, что включаются анестезирующие психологические защиты: отрицание, рационализация, уход в фантазии. Тревога, страх нового, страх не справится камуфлируется пассивностью и требованием «гарантии на постоянство». 
  • «Все кончено» – зацикленность и драматичность. «Если я не могу летать, значит, я уже никто, ничего хорошего в моей жизни не будет, заниматься другой деятельностью не могу?/не хочу?/не буду». Личность живет прошлым в инфантильных ожиданиях, что все должно быть «так хорошо, как когда-то». Желание реванша и ожидание волшебства не дает сделать важный шаг в настоящем.  
  • Психологическая импотенция. Фиксация на неудаче программирует на неуспех в будущем. Страх повторения ошибки фатален. Легче вообще не летать/не работать/ничего не делать, чтобы не было повторного переживания поражения.  
  • «Кто я?» и другие вопросы идентичности. Если «Я хороший, важный», только если «я …летчик/спортсмен/бизнесмен» – это проблема. Никто из нас не рождается летчиком, бухгалтером, балериной и т.п. Профессию, любимую деятельность мы выбираем. Иногда их может быть несколько, иногда они могут в течении жизни меняться, иногда мы совмещаем деятельность и хобби. Вообще не принципиально, какой именно профессией я зарабатываю на жизнь. Моя профессия, а тем более должность, может раскрыть некоторые аспекты моей личности, но не раскрывает меня полностью.

К сожалению, у тех людей, которые себя и других принимают (и оценивают) только условно (ты важный, потому что, или пока, ты начальник; ты умный, потому что директор; ты крутой, потому что твоя з/п … у.е.), риск потерять «себя», утратить идентичность, выше, чем у людей, которые представляют себя и других намного шире, чем их первое образование или профессия.

Можно еще долго перечислять симптомы и проявления. У кого-то они выражены более, у кого-то менее. Но большинство случаев и судеб объединяет негативная личностная позиция (Я-, Ты-), голод по признанию (о том, что я ценный, я важный, я вообще имею место быть), дефицит позитивных поглаживаний (добрых откликов, признаний, слов, взглядов, действий и т.п.).

От куда такой «букет»? Родом из детства. Его формирует среда и ее воздействие на нас. Когда мы маленькие, то вынуждены приспосабливаться, адаптироваться, вырабатывать разные механизмы поведения и реагирования. Они же спустя годы могут реально мешать и портить.

Это значит, что привычные мысли и реакции, сформированные в детстве – это не совсем мы. Точнее, мы абсолютно точно больше чем наши привычки. А значит, «букет» – уже давно превратился в засушенный веник ненужных паттернов чувств, мыслей и уже давно пора обновить его в нашем сознании).

Читайте также:  Все синдромы на букву д

Синдром сбитого летчика что это

От осознания проблемы к ее решению. Несколько шагов, рекомендаций и разрешений

.

 Умение проигрывать, принимать поражения, неудачи и прощать себе ошибки так же важны как и вера в себя, стремление к вершинам и опыт побеждать. Это как две стороны медали. Без одного не бывает другого. Эту философскую концепцию важно осознать и принять.

  • Важно научиться обеспечивать себе поддержку. Когда не получается, весь мир «не понимает», или кажется, что «против тебя» важно верить в себя, поддерживать. Как? Говорить себе «у меня получится», «Я верю в себя», «я молодец, что пробую», «Я люблю тебя (себя)», «У меня есть я, мы справимся».
  • Когда трудно, непонятно, страшно, что-то не получается – важно попросить о помощи. Просьба о помощи – это уже активная позиция, она не сделает слабее, наоборот, возможно вопрос или ситуацию можно будет решить или прожить более эффективно.
  • Разрешить себе чувствовать, злиться, печалиться, бояться. Потеря мечты, идеализации, работы, потеря иллюзии постоянства, иллюзии, что все под контролем – это потеря, которую важно отгоревать. Иногда подыматься и пробовать больно и страшно. Важно принять и разрешить себе эти чувства. Сочувствовать себе – нормально. В проживании чувств заложено много энергии, которая ой как нужна в непростые жизненные моменты.
  • Мысли материальны. Даже если ты еще пока не победил, веди и чувствуй себя, как победитель. Если ранее мы были настроены на неудачу (а страх неудачи – это как раз самая крепкая настройка), то можем запрограммировать себя на успех. И сделать это прямо сейчас!)
  • Найти свой стимул, свою мотивацию и делать то, что нравится. Просто делать пока не получится. Пробовать новое.
    Делать в радость. Часто встречаемый коварный страх «что подумают другие», «а если другие узнают, что я не смог, не получилось и т.д.» – тормозит и сковывает. В данном случае очень правильно «наплевать» на то, что подумают другие. И надо сказать, что мы очень переоцениваем фантазию, что другие постоянно думают о нас, осуждают и посмеиваются. «Осуждают нас те, кто хуже нас, те кто лучше нас – им не до нас». А большинство занято своими личными делами и переживаниями.
  • Позитивная интерпретация. Иногда мы годами ждем «знак», чтобы что-то начать или что-то закончить. Может быть неудача, несправедливость и какая-то досадная ситуация и есть этим знаком? Пожизненной гарантии на что бы то ни было просто не существует. Жизнь прекрасна безусловно. И мы безусловно прекрасны. Мы можем делать, проявлять себя, творить, работать, создавать то, что хочется, что находит отклик в душе. Может для того, чтобы найти себя и начать свое дело, стоило пережить неприятности и сокращения на предыдущей работе?
  • Выводы из ошибок. Все успешные люди делали выводы. А это значит, что были и ошибки. Перед тем как заставить лампочку гореть, надо было узнать 99 способов, при которых лампочка не загорается. Проанализировать. И включить ее наконец. Великий американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон в одном из своих интервью: «У меня не было никаких неудач. Каждая неудавшаяся попытка — это еще один шаг вперед».
  • Если Вы склонны критиковать других и себя, считаете, что вместо поддержки и сочувствия эффективнее дать «волшебный пендель» – скорее всего Ваш внутренний критик только и ждет момента, чтобы укусить. А это больно и неполезно.

Если вас всегда ругали и крепко наказывали за любую ошибку, если страх блокирует мысли и действия и кажется, что уже ничего никогда не исправить, похоже, пора начать разрешать себе ошибаться.

Защитить себя от недружественных к себе мыслей, получить поддержку, принять себя и разрешить себе быть, жить и действовать – это цели и задачи, которые решаются в процессе психотерапии.

Личностная терапия – хорошая форма, метод и возможность найти морально устаревшие, «сломанные», неработающие или откровенно разрушающие механизмы (чувства, мысли, поведение); осознать причины «поломки», узнать, что и как правильно и хорошо лично для вас. Разрешить это себе, а значит перерешить (заменить старые паттерны на новые), выздороветь, стать надежным пилотом для себя и жить дальше долго и счастливо.

Источник

«Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно». Однако сегодня стать известным и популярным в XXI веке стало куда проще, чем раньше. И недавний пост в Instagram c изображением обычного столового яйца в очередной раз это продемонстрировал. Он набрал рекордное количество лайков – 50 миллионов, обогнав пост модели Кайл Дженнер с 18 миллионами лайков. Три дня назад в аккаунте появилось новое изображение того же самого яйца, только уже с трещиной на скорлупе. Сейчас у фотографии около 8 миллионов отметок «нравится».

И если добиться мимолетной популярности не так сложно, то честно удержаться на Олимпе среди лучших – задача, подвластная лишь немногим. Далеко не всегда решающую роль играют отсутствие таланта или лень. Часто главные причины потери успеха скрываются в поведении и психологическом настрое самого человека, рассказала корреспонденту «МИР 24» клинический психолог Люция Сулейманова.

«Кто такой лётчик? Это человек, обладающий набором редких способностей. А «сбитый лётчик» – человек, который их потерял. Отсюда и появилось словосочетание «сбитый летчик», часто его используют по отношению к известным людям, которые могут похвастаться лишь былыми заслугами.

Почему же популярные и успешные люди так часто скатываются в бездну? Потому что они травмированы и ранены. У них нет энергии. У них сбиты ориентиры. Огромную роль в этом играет уязвлённая самооценка. Они не живут в реальности, они постоянно хотят доказать, что еще «ого-го». В любом случае, летчик сбит. В этом положении человек находится в состоянии острой травмы, он уязвим», – говорит психолог.

Касается это не только знаменитостей, в тот или иной момент жизни любой человек может оказаться «сбитым летчиком». Фортуна не всегда поворачиваются к нам лицом, а после оглушительных взлетов часто бывают громкие падения. Отчаиваться не стоит, для начала нужно взять паузу и не загонять себя в угол еще сильнее.

«Каждый из нас бывает «сбитым летчиком». Всем нужно время, чтобы восстановиться и поверить в себя – как популярным, так и простым людям. Всем. Как правило, этого времени мы себе не даем. Наоборот, мы стараемся любыми способами снова взобраться на привычную вершину. Но это невозможно, так как нужны новые ресурсы и энергия. Причем энергии должно быть много. Говоря образно, сначала должен быть ремонт, затем отдых, техосмотр и полные баки. И только потом мы уже снова полетим. Сколько времени на это понадобится каждому человеку, каждый решает индивидуально», – отмечает эксперт.

Однако если люди игнорируют эти правила и не готовы признать наличие существующих проблем, они начинают вести себя неадекватно. Именно поэтому многие знаменитости не способны поддерживать свой прежний статус, никак иначе кроме как через скандалы. В ход идут эпатажное поведение и необдуманные поступки.

Читайте также:  Люди с синдром тричера коллинза

«Например, актер Алексей Панин одно время был востребован в кино. Но его взрывной характер, усугубленный алкогольной зависимостью, привел к тому, что снимается он теперь не в кино, а в различных ток-шоу в качестве главного героя скандальных сюжетов, постоянно доказывая всему миру, что он – звезда. А все потому, что в свое время он отказался признать себя «сбитым летчиком». На самом деле, это человек, требующий к себе бережного и трепетного отношения», – комментирует Сулейманова.

«Сбитые летчики» очень часто продолжают вести себя как прежде, несмотря на то, что окружающие уже давно воспринимают их по-другому. «Они пыжатся, и вызывают еще большее раздражение у окружающих. Реальность их отторгает, появляется обида на весь мир, с которой они пытаются справиться с помощью алкоголя и других вредных привычек», – говорит психолог. Кстати, по мнению специалиста, такое состояние опаснее для мужчин, чем для женщин. Представительницы прекрасного пола обычно лучше адаптируются к новым условиям и с большей долей вероятности могут воспользоваться помощью близких.

«Взять, допустим, Анастасию Волочкову. Она уже давно не балерина, но с той поры у нее осталась фишка – прямой шпагат. В качестве аргумента своей неиссякаемой профпригодности она эту фишку демонстрирует в тему и не в тему, к месту, и не к месту. Это первый признак «сбитого летчика». Или, например, Вадим Казаченко. Был звездой с хитом «Яблоки на снегу». Его любили, им восхищались, но потом он надолго пропал. Недавно он снова смог вернуться на большой экран и оказался на вершине славы, но удержаться на этой вершине не смог. Теперь поддерживает свою популярность и подогревает интерес скандалами со своими женами и любовницами», – отмечает психолог.

Как избежать участи «сбитых летчиков»? В случае успеха в каком-либо деле ни в коем случае нельзя терять контакт с реальностью, считать себя выше и лучше всех. Именно в таком состоянии люди чаще всего начинают совершать ошибки, которые сбивают с пути даже самых известных людей. А знаменитостям стоит завести себе штатного критика или психолога, считает эксперт. Если падение уже случилось, то важно этот факт принять и понять, переживая стресс правильно.

«Надо уметь сидеть на скамейке запасных, работать со своими эмоциями, искать в себе самые лучшие качества, тренировать их и запасаться энергией. Работая над собой, можно подняться заново и даже выше, чем раньше. Главное – подальше держаться от алкоголя. Он меняет личность не в лучшую сторону и забирает всю энергию», – заключила психолог.

Источник

 æèçíè ó êàæäîãî èç íàñ åñòü ïîáåäû è ñëó÷àþòñÿ ïîðàæåíèÿ, ÷òî-òî ïîëó÷àåòñÿ óäà÷íî, à ÷òî-òî íå î÷åíü. Äà, èíîãäà ïðîèñõîäÿò äîñàäíûå ñëó÷àéíîñòè, íåñïðàâåäëèâûå çàêîíîìåðíîñòè. È íàâåðíÿêà, êàæäûé õîòü ðàç â æèçíè ÷óâñòâîâàë ðàçî÷àðîâàíèå è ðàññòðîéñòâî, ñîìíåâàëñÿ â ñåáå è îïóñêàë ðóêè. Ýòî íîðìàëüíî. Íî, îäíè ëþäè íàõîäÿò ñèëû è âíóòðåííèå ðåñóðñû «âîññòàâàòü èç ïåïëà», ïîäûìàòüñÿ ïîñëå ïîðàæåíèÿ è èäòè äàëüøå, ïðîáîâàòü ñíîâà, äåëàòü íîâîå. À äðóãèå – íåò, îíè öåïëÿþòñÿ çà ïðîøëîå, çàñòûâàþò â îæèäàíèè áóäóùåãî, ðàñòðà÷èâàþò ýíåðãèþ íà àíàëèç ðèòîðè÷åñêîãî «ïî÷åìó?», âïàäàþò â äåïðåññèþ è ðåàëüíî ñëàáåþò.

 æèçíè îïðåäåëåíèå «ñáèòûé ëåò÷èê» èñïîëüçóåòñÿ êàñàòåëüíî ëþäåé êîòîðûå ñåðüåçíî ïðåòåíäîâàëè íà óñïåõ, ïîäàâàëè íàäåæäû è ðåàëüíî êàçàëèñü ïåðñïåêòèâíûìè ðåáÿòàìè, íî … îïðåäåëåííîå îáñòîÿòåëüñòâî (íàïðèìåð, â ñïîðòå -ïðîèãðûø, íå äîñòèæåíèå ïîñòàâëåííîé öåëè, òðàâìà, äèñêâàëèôèêàöèÿ; â äåÿòåëüíîñòè – ñîêðàùåíèå, óâîëüíåíèå, áàíêðîòñòâî; â ñôåðå îòíîøåíèé – èçìåíà, ðàññòàâàíèå, ðàçâîä è ò.ï.) «âûáèâàåò çåìëþ èç ïîä íîã», âûçûâàåò äåçîðèåíòàöèþ, ðàñòàïòûâàåò ñàìîîöåíêó, ëè÷íîñòü îáåñöåíèâàåò âñå ñâîè âíåøíèå äîñòèæåíèÿ è âíóòðåííèå êà÷åñòâà.

Ëþäè, äåëèâøèåñÿ ïåðåæèâàíèÿìè, îïèñûâàþò ñâîå âíóòðåííåå ñîñòîÿíèå êàê îùóùåíèå êðàõà, áåçûñõîäíîñòè è ïîëíîé áåñïîìîùíîñòè. Äàæå åñëè âíåøíå îíè ïûòàþòñÿ äåìîíñòðèðîâàòü íåêîòîðóþ áðàâàäó, âíóòðè áåçæàëîñòíî çâó÷èò «âñå êîí÷åíî» è «óæå íèêîãäà ÿ íå ñìîãó…»

Õîðîøî ïîêàçàíî â ôèëüìå «Â áîé èäóò îäíè ñòàðèêè».Äðóã ãëàâíîãî ãåðîÿ, ïåðñïåêòèâíûé ãðàìîòíûé ëåò÷èê â ðåçóëüòàòå ñòðåññà îòêàçûâàëñÿ ïîäíèìàòüñÿ â íåáî âîîáùå. Òðóñ ëè îí? Íåò. Îí õî÷åò áûòü, è äðóãèå åãî âèäÿò, Ïîáåäèòåëåì ïî æèçíè. Íî íåóæåëè îí – ïðîèãðàâøèé, íåóäà÷íèê? Ñëîæíî ñêàçàòü îäíîçíà÷íî. Î÷åâèäíî òîëüêî òî, ÷òî îí î÷åíü áîÿëñÿ íåóäà÷è, áîÿëñÿ íå ïîáåäèòü, áîÿëñÿ, ÷òîáû «òðóñîñòü» èëè «ìàëîäóøèå» íå ïðîÿâèëîñü. Åìó òàê òÿæåëà è íåâîçìîæíà ìûñëü, ÷òî îí ìîæåò ÷óâñòâîâàòü ñòðàõ, ìîæåò áûòü íå âñåãäà ñèëüíûì, ÷òî îí ðåøàåòñÿ íà êàðäèíàëüíûé øà㠖 òàðàí ñ âðàãîì. Ïî-âèäèìîìó, äëÿ ëåò÷èêà óìåðåòü ãåðîåì ïðåäïî÷òèòåëüíåå, ÷åì ïðèíèìàòü â ñåáå ðàçíûå ñòîðîíû è ÷óâñòâà.

Ñèíäðîì «ñáèòîãî ëåò÷èêà» – âíóòðåííåå ïåðåæèâàíèå ôèàñêî â çíà÷èìîé äëÿ èíäèâèäà ñôåðå, ñîïðîâîæäàþùååñÿ äåïðåññèâíûì ïîâåäåíèåì, ïîòåðåé ýíåðãèè, âåðû â ñåáÿ, ÷àñòî íå îáîñíîâàííûì ñóáúåêòèâíûì ñòðàõîì äàëüíåéøèõ ïîðàæåíèé è îòñóòñòâèåì ðåàëüíûõ äåéñòâèé â ðåøåíèè ïðîáëåìû è âûõîäà èç êðèçèñà.

Êàêèå æå ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðè÷èíû è õàðàêòåðèñòèêè ëè÷íîñòè âëèÿþò íà ïðîÿâëåíèå äàííîãî êîìïëåêñà è êàê ìîæíî âûéòè èç òàêîãî òÿæåëîãî èçìàòûâàþùåãî ñîñòîÿíèÿ?

  1. ßðîñòíûé âíóòðåííèé êðèòèê. «Êàê òû ìîã?!?!», «Ëóçåð!», «Ýòî âñå èç-çà òåáÿ!», «Òîëüêî òû ìîã òàê …». Ýòîò êðèòèê ïðî÷íî ñèäèò â Ðîäèòåëüñêîì ýãî ñîñòîÿíèè. Âíóòðåííèé Ðîäèòåëü, íå òî ÷òî íå ïîääåðæèò â íåïðîñòîé ñèòóàöèè, à íàîáîðîò âñå îáåñöåíèò, íèâåëèðóåò è âûñìååò.  Îí îëèöåòâîðåíèå, êîïèÿ è ïîäîáèå ïàòòåðíîâ ïîâåäåíèÿ ðåàëüíûõ ðîäèòåëåé è çíà÷èìûõ âçðîñëûõ íà îøèáêó èëè íåóäà÷ó, êîòîðûå íåïðåìåííî ïðîèñõîäèëè â äåòñòâå.
  2.  «Êàçíèòü, íåëüçÿ ïîìèëîâàòü» è îòñóòñòâèå ïðàâà íà îøèáêó. Ìàëî òîãî, ÷òî áåçæàëîñòíûé êðèòèê êàê ïàëà÷ íåùàäíî ðóãàåò. «Çëîé êîëäóí», ñèäÿùèé åùå ãëóáæå â ïîäñîçíàíèè íåèñòîâî ïóãàåò, ÷òî ëþáàÿ îøèáêà, ïîìàðêà, îïëîøíîñòü èëè ñëó÷àéíîñòü ïðèâåäåò ê àïîêàëèïñèñó. Îøèáêà – ýòî ÷àñòü îïûòà. Äåòÿì, äëÿ òîãî ÷òîáû àäåêâàòíî ïðîæèòü îøèáêó, âàæíà ïîääåðæêà. Íåò îøèáîê – íåò îïûòà èõ ïðîæèâàíèÿ è, ñîîòâåòñòâåííî, íåò îïûòà âñòàâàòü è èäòè äàëüøå. 
  3. Òàêîé êîìïëåêñ íåïîëíîöåííîñòè, êîìïåíñèðóåò, èëè, ñêîðåå, ìàñêèðóåò ñòðàííîå îùóùåíèå ïåðôåêòíîñòè, îñîáåííîñòè (òîëüêî ÿ ìîã çàáûòü òåëåôîí, òîëüêî ÿ ìîã òàê îøèáèòüñÿ, òîëüêî ìåíÿ ìîãëè âîò òàê óâîëèòü, òîëüêî ñî ìíîé ìîãëà ïðîèçîéòè òàêàÿ íåñïðàâåäëèâîñòü è ò.ï.), ÷àñòî âûðàæåííîå â íåàäåêâàòíîì ñòðåìëåíèè ïðèáëèæåíèÿ ê èäåàëüíîìó. 
  4. À ïåðôåêöèîíèçì, êàê ðåàêöèÿ è ñïîñîá áîðüáû ñ ïîâñåìåñòíîé òðåâîæíîñòüþ è íåóâåðåííîñòüþ â ñåáå, ïðèâèò è ðàçâèò áëàãîäàðÿ äðàéâåðó «Áóäü ñîâåðøåííûì» – ðîäèòåëüñêîé ïðîãðàììå, êàêèì íàäî áûòü, ÷òîáû íå ñëó÷èëîñü «êàòàñòðîôû». Îòñþäà çàâûøåííûå òðåáîâàíèÿ/îæèäàíèÿ ê ñåáå, ñ îäíîé ñòîðîíû, ñ äðóãîé – ïðèâû÷êà îáåñöåíèâàòü ñåáÿ è âñå äîñòèæåíèÿ, åñëè «êàðòèíêà íå èäåàëüíà». Åñëè òû äåëàåøü – äåëàé ýòî íà 100%. Åñëè íà 99 – íå ãîäèòñÿ, âñå ðàâíî ñòðàòèë. 
  5. «Ãîëîâà â îáëàêàõ» – æèçíü â èëëþçèÿõ. Ïðèíÿòèå ðåàëüíîñòè êàê åñòü íàñòîëüêî ñòðàøíî, ÷òî âêëþ÷àþòñÿ àíåñòåçèðóþùèå ïñèõîëîãè÷åñêèå çàùèòû: îòðèöàíèå, ðàöèîíàëèçàöèÿ, óõîä â ôàíòàçèè. Òðåâîãà, ñòðàõ íîâîãî, ñòðàõ íå ñïðàâèòñÿ êàìóôëèðóåòñÿ ïàññèâíîñòüþ è òðåáîâàíèåì «ãàðàíòèè íà ïîñòîÿíñòâî». 
  6. «Âñå êîí÷åíî» – çàöèêëåííîñòü è äðàìàòè÷íîñòü. «Åñëè ÿ íå ìîãó ëåòàòü, çíà÷èò, ÿ óæå íèêòî, íè÷åãî õîðîøåãî â ìîåé æèçíè íå áóäåò, çàíèìàòüñÿ äðóãîé äåÿòåëüíîñòüþ íå ìîãó?/íå õî÷ó?/íå áóäó». Ëè÷íîñòü æèâåò ïðîøëûì â èíôàíòèëüíûõ îæèäàíèÿõ, ÷òî âñå äîëæíî áûòü «òàê õîðîøî, êàê êîãäà-òî». Æåëàíèå ðåâàíøà è îæèäàíèå âîëøåáñòâà íå äàåò ñäåëàòü âàæíûé øàã â íàñòîÿùåì. 
  7. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ èìïîòåíöèÿ. Ôèêñàöèÿ íà íåóäà÷å ïðîãðàììèðóåò íà íåóñïåõ â áóäóùåì. Ñòðàõ ïîâòîðåíèÿ îøèáêè ôàòàëåí. Ëåã÷å âîîáùå íå ëåòàòü/íå ðàáîòàòü/íè÷åãî íå äåëàòü, ÷òîáû íå áûëî ïîâòîðíîãî ïåðåæèâàíèÿ ïîðàæåíèÿ.
  8. «Êòî ÿ?» è äðóãèå âîïðîñû èäåíòè÷íîñòè. Åñëè «ß õîðîøèé, âàæíûé», òîëüêî åñëè «ÿ …ëåò÷èê/ñïîðòñìåí/áèçíåñìåí» – ýòî ïðîáëåìà. Íèêòî èç íàñ íå ðîæäàåòñÿ ëåò÷èêîì, áóõãàëòåðîì, áàëåðèíîé è ò.ï. Ïðîôåññèþ, ëþáèìóþ äåÿòåëüíîñòü ìû âûáèðàåì. Èíîãäà èõ ìîæåò áûòü íåñêîëüêî, èíîãäà îíè ìîãóò â òå÷åíèè æèçíè ìåíÿòüñÿ, èíîãäà ìû ñîâìåùàåì äåÿòåëüíîñòü è õîááè. Âîîáùå íå ïðèíöèïèàëüíî, êàêîé èìåííî ïðîôåññèåé ÿ çàðàáàòûâàþ íà æèçíü. Ìîÿ ïðîôåññèÿ, à òåì áîëåå äîëæíîñòü, ìîæåò ðàñêðûòü íåêîòîðûå àñïåêòû ìîåé ëè÷íîñòè, íî íå ðàñêðûâàåò ìåíÿ ïîëíîñòüþ.
Читайте также:  Синдром корейские сериалы с русской озвучкой

Ê ñîæàëåíèþ, ó òåõ ëþäåé, êîòîðûå ñåáÿ è äðóãèõ ïðèíèìàþò (è îöåíèâàþò) òîëüêî óñëîâíî (òû âàæíûé, ïîòîìó ÷òî, èëè ïîêà, òû íà÷àëüíèê; òû óìíûé, ïîòîìó ÷òî äèðåêòîð; òû êðóòîé, ïîòîìó ÷òî òâîÿ ç/ï … ó.å.), ðèñê ïîòåðÿòü «ñåáÿ», óòðàòèòü èäåíòè÷íîñòü, âûøå, ÷åì ó ëþäåé, êîòîðûå ïðåäñòàâëÿþò ñåáÿ è äðóãèõ íàìíîãî øèðå, ÷åì èõ ïåðâîå îáðàçîâàíèå èëè ïðîôåññèÿ.

Ìîæíî åùå äîëãî ïåðå÷èñëÿòü ñèìïòîìû è ïðîÿâëåíèÿ. Ó êîãî-òî îíè âûðàæåíû áîëåå, ó êîãî-òî ìåíåå. Íî áîëüøèíñòâî ñëó÷àåâ è ñóäåá îáúåäèíÿåò íåãàòèâíàÿ ëè÷íîñòíàÿ ïîçèöèÿ (ß-, Òû-), ãîëîä ïî ïðèçíàíèþ (î òîì, ÷òî ÿ öåííûé, ÿ âàæíûé, ÿ âîîáùå èìåþ ìåñòî áûòü), äåôèöèò ïîçèòèâíûõ ïîãëàæèâàíèé (äîáðûõ îòêëèêîâ, ïðèçíàíèé, ñëîâ, âçãëÿäîâ, äåéñòâèé è ò.ï.).

Îò êóäà òàêîé «áóêåò»? Ðîäîì èç äåòñòâà. Åãî ôîðìèðóåò ñðåäà è åå âîçäåéñòâèå íà íàñ. Êîãäà ìû ìàëåíüêèå, òî âûíóæäåíû ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ, àäàïòèðîâàòüñÿ, âûðàáàòûâàòü ðàçíûå ìåõàíèçìû ïîâåäåíèÿ è ðåàãèðîâàíèÿ. Îíè æå ñïóñòÿ ãîäû ìîãóò ðåàëüíî ìåøàòü è ïîðòèòü.

Ýòî çíà÷èò, ÷òî ïðèâû÷íûå ìûñëè è ðåàêöèè, ñôîðìèðîâàííûå â äåòñòâå – ýòî íå ñîâñåì ìû. Òî÷íåå, ìû àáñîëþòíî òî÷íî áîëüøå ÷åì íàøè ïðèâû÷êè. À çíà÷èò, «áóêåò» – óæå äàâíî ïðåâðàòèëñÿ â çàñóøåííûé âåíèê íåíóæíûõ ïàòòåðíîâ ÷óâñòâ, ìûñëåé è óæå äàâíî ïîðà îáíîâèòü åãî â íàøåì ñîçíàíèè).

Îò îñîçíàíèÿ ïðîáëåìû ê åå ðåøåíèþ. Íåñêîëüêî øàãîâ, ðåêîìåíäàöèé è ðàçðåøåíèé.

  1. Óìåíèå ïðîèãðûâàòü, ïðèíèìàòü ïîðàæåíèÿ, íåóäà÷è è ïðîùàòü ñåáå îøèáêè òàê æå âàæíû êàê è âåðà â ñåáÿ, ñòðåìëåíèå ê âåðøèíàì è îïûò ïîáåæäàòü. Ýòî êàê äâå ñòîðîíû ìåäàëè. Áåç îäíîãî íå áûâàåò äðóãîãî. Ýòó ôèëîñîôñêóþ êîíöåïöèþ âàæíî îñîçíàòü è ïðèíÿòü.
  2. Âàæíî íàó÷èòüñÿ îáåñïå÷èâàòü ñåáå ïîääåðæêó. Êîãäà íå ïîëó÷àåòñÿ, âåñü ìèð «íå ïîíèìàåò», èëè êàæåòñÿ, ÷òî «ïðîòèâ òåáÿ» âàæíî âåðèòü â ñåáÿ, ïîääåðæèâàòü. Êàê? Ãîâîðèòü ñåáå «ó ìåíÿ ïîëó÷èòñÿ», «ß âåðþ â ñåáÿ», «ÿ  ìîëîäåö, ÷òî ïðîáóþ», «ß ëþáëþ òåáÿ (ñåáÿ)», «Ó ìåíÿ åñòü ÿ, ìû ñïðàâèìñÿ».
  3. Êîãäà òðóäíî, íåïîíÿòíî, ñòðàøíî, ÷òî-òî íå ïîëó÷àåòñÿ – âàæíî ïîïðîñèòü î ïîìîùè. Ïðîñüáà î ïîìîùè – ýòî óæå àêòèâíàÿ ïîçèöèÿ, îíà íå ñäåëàåò ñëàáåå, íàîáîðîò, âîçìîæíî âîïðîñ èëè ñèòóàöèþ ìîæíî áóäåò ðåøèòü èëè ïðîæèòü áîëåå ýôôåêòèâíî.
  4. Ðàçðåøèòü ñåáå ÷óâñòâîâàòü, çëèòüñÿ, ïå÷àëèòüñÿ, áîÿòüñÿ. Ïîòåðÿ ìå÷òû, èäåàëèçàöèè, ðàáîòû, ïîòåðÿ èëëþçèè ïîñòîÿíñòâà, èëëþçèè, ÷òî âñå ïîä êîíòðîëåì – ýòî ïîòåðÿ, êîòîðóþ âàæíî îòãîðåâàòü. Èíîãäà ïîäûìàòüñÿ è ïðîáîâàòü áîëüíî è ñòðàøíî. Âàæíî ïðèíÿòü è ðàçðåøèòü ñåáå ýòè ÷óâñòâà. Ñî÷óâñòâîâàòü ñåáå – íîðìàëüíî.  ïðîæèâàíèè ÷óâñòâ çàëîæåíî ìíîãî ýíåðãèè, êîòîðàÿ îé êàê íóæíà â íåïðîñòûå æèçíåííûå ìîìåíòû.
  5. Ìûñëè ìàòåðèàëüíû. Äàæå åñëè òû åùå ïîêà íå ïîáåäèë, âåäè è ÷óâñòâóé ñåáÿ, êàê ïîáåäèòåëü. Åñëè ðàíåå ìû áûëè íàñòðîåíû íà íåóäà÷ó (à ñòðàõ íåóäà÷è – ýòî êàê ðàç ñàìàÿ êðåïêàÿ íàñòðîéêà), òî ìîæåì çàïðîãðàììèðîâàòü ñåáÿ íà óñïåõ. È ñäåëàòü ýòî ïðÿìî ñåé÷àñ!)
  6. Íàéòè ñâîé ñòèìóë, ñâîþ ìîòèâàöèþ è äåëàòü òî, ÷òî íðàâèòñÿ. Ïðîñòî äåëàòü ïîêà íå ïîëó÷èòñÿ. Ïðîáîâàòü íîâîå.
     Äåëàòü â ðàäîñòü. ×àñòî âñòðå÷àåìûé êîâàðíûé ñòðàõ «÷òî ïîäóìàþò äðóãèå», «à åñëè äðóãèå óçíàþò, ÷òî ÿ íå ñìîã, íå ïîëó÷èëîñü è ò.ä.» – òîðìîçèò è ñêîâûâàåò.  äàííîì ñëó÷àå î÷åíü ïðàâèëüíî «íàïëåâàòü» íà òî, ÷òî ïîäóìàþò äðóãèå. È íàäî ñêàçàòü, ÷òî ìû î÷åíü ïåðåîöåíèâàåì ôàíòàçèþ, ÷òî äðóãèå ïîñòîÿííî äóìàþò î íàñ, îñóæäàþò è ïîñìåèâàþòñÿ. «Îñóæäàþò íàñ òå, êòî õóæå íàñ, òå êòî ëó÷øå íàñ – èì íå äî íàñ». À áîëüøèíñòâî çàíÿòî ñâîèìè ëè÷íûìè äåëàìè è ïåðåæèâàíèÿìè.
  7. Ïîçèòèâíàÿ èíòåðïðåòàöèÿ. Èíîãäà ìû ãîäàìè æäåì «çíàê», ÷òîáû ÷òî-òî íà÷àòü èëè ÷òî-òî çàêîí÷èòü. Ìîæåò áûòü íåóäà÷à, íåñïðàâåäëèâîñòü è êàêàÿ-òî äîñàäíàÿ ñèòóàöèÿ è åñòü ýòèì çíàêîì? Ïîæèçíåííîé ãàðàíòèè íà ÷òî áû òî íè áûëî ïðîñòî íå ñóùåñòâóåò. Æèçíü ïðåêðàñíà áåçóñëîâíî. È ìû áåçóñëîâíî ïðåêðàñíû. Ìû ìîæåì äåëàòü, ïðîÿâëÿòü ñåáÿ, òâîðèòü, ðàáîòàòü, ñîçäàâàòü òî, ÷òî õî÷åòñÿ, ÷òî íàõîäèò îòêëèê â äóøå. Ìîæåò äëÿ òîãî, ÷òîáû íàéòè ñåáÿ è íà÷àòü ñâîå äåëî, ñòîèëî ïåðåæèòü íåïðèÿòíîñòè è ñîêðàùåíèÿ íà ïðåäûäóùåé ðàáîòå?
  8. Âûâîäû èç îøèáîê. Âñå óñïåøíûå ëþäè äåëàëè âûâîäû. À ýòî çíà÷èò, ÷òî áûëè è îøèáêè. Ïåðåä òåì êàê çàñòàâèòü ëàìïî÷êó ãîðåòü, íàäî áûëî óçíàòü 99 ñïîñîáîâ, ïðè êîòîðûõ ëàìïî÷êà íå çàãîðàåòñÿ. Ïðîàíàëèçèðîâàòü. È âêëþ÷èòü åå íàêîíåö. Âåëèêèé àìåðèêàíñêèé èçîáðåòàòåëü è ïðåäïðèíèìàòåëü Òîìàñ Ýäèñîí â îäíîì èç ñâîèõ èíòåðâüþ: «Ó ìåíÿ íå áûëî íèêàêèõ íåóäà÷. Êàæäàÿ íåóäàâøàÿñÿ ïîïûòêà — ýòî åùå îäèí øàã âïåðåä».
  9. Åñëè Âû ñêëîííû êðèòèêîâàòü äðóãèõ è ñåáÿ, ñ÷èòàåòå, ÷òî âìåñòî ïîääåðæêè è ñî÷óâñòâèÿ ýôôåêòèâíåå äàòü «âîëøåáíûé ïåíäåëü» – ñêîðåå âñåãî Âàø âíóòðåííèé êðèòèê òîëüêî è æäåò ìîìåíòà, ÷òîáû óêóñèòü. À ýòî áîëüíî è íåïîëåçíî.

Åñëè âàñ âñåãäà ðóãàëè è êðåïêî íàêàçûâàëè çà ëþáóþ îøèáêó, åñëè ñòðàõ áëîêèðóåò ìûñëè è äåéñòâèÿ è êàæåòñÿ, ÷òî óæå íè÷åãî íèêîãäà íå èñïðàâèòü, ïîõîæå, ïîðà íà÷àòü ðàçðåøàòü ñåáå îøèáàòüñÿ.

Çàùèòèòü ñåáÿ îò íåäðóæåñòâåííûõ ê ñåáå ìûñëåé, ïîëó÷èòü ïîääåðæêó, ïðèíÿòü ñåáÿ è ðàçðåøèòü ñåáå áûòü, æèòü è äåéñòâîâàòü – ýòî öåëè è çàäà÷è, êîòîðûå ðåøàþòñÿ â ïðîöåññå ïñèõîòåðàïèè.

Ëè÷íîñòíàÿ òåðàïèÿ – õîðîøàÿ ôîðìà, ìåòîä è âîçìîæíîñòü íàéòè ìîðàëüíî óñòàðåâøèå, «ñëîìàííûå», íåðàáîòàþùèå èëè îòêðîâåííî ðàçðóøàþùèå ìåõàíèçìû (÷óâñòâà, ìûñëè, ïîâåäåíèå); îñîçíàòü ïðè÷èíû «ïîëîìêè», óçíàòü, ÷òî è êàê ïðàâèëüíî è õîðîøî ëè÷íî äëÿ âàñ. Ðàçðåøèòü ýòî ñåáå, à çíà÷èò ïåðåðåøèòü (çàìåíèòü ñòàðûå ïàòòåðíû íà íîâûå), âûçäîðîâåòü, ñòàòü íàäåæíûì ïèëîòîì äëÿ ñåáÿ è æèòü äàëüøå äîëãî è ñ÷àñòëèâî.

Источник