Синдром сдвг у детей коррекция

Марина Жемчужнова
Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста
Жемчужнова М. В., педагог-психолог МОУ Детский сад № 279, г. Волгоград
Оказание помощи детям с СДВГ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы, работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения.
Просветительская работа. Как правило, родители и многие педагоги, не понимают, что происходит с ребенком, а поведение ребенка с СДВГ их раздражает. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребенка, причинах имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребенком.
С этой целью педагоги-психологи могут использовать индивидуальные и групповые консультации с приглашением родителей и других членов семьи, участвующих в воспитании ребенка. В задачи специалиста входит изменение отношения к ребенку в сторону лучшего его понимания с целью снятия излишнего напряжения, возникающего вокруг него.
Приемы модификации поведения для родителей и педагогов. Как правило, каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Поэтому работу необходимо начинать с индивидуальных консультаций, в процессе которых рассматривают и вырабатывают приемы модификации поведения. В домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект. Общие рекомендуемые модификации,состоят из следующих блоков:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку;
2. Изменение психологического микроклимата в семье;
3. Организация режима дня и места для занятий;
4. Специальная поведенческая программа.
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении,здесь выделяют следующие направления:
1. Изменение окружения;
2. Создание положительной мотивации на успех;
3. Коррекция негативных форм поведения.
Методы психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей. Современные методы коррекции разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные метод: в том числе нейропсихологические коррекционные методы. Они направлены на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики, свойственных этим детям, нередко наблюдающихся у них трудностей формирования школьных навыков – письма, чтения, счета. Особенно актуальной при этом представляется дальнейшая разработка подходов к коррекции недостаточно сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности (или исполнительских функций, за которые отвечают лобные структуры мозга. При сопутствующих нарушениях речевых функций (задержка речевого развития, дефекты артикуляции, заикание) детям с СДВГ показаны логопедические занятия.
Методы семейной и индивидуальной психотерапии при СДВГ направлены на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки. Неотъемлемая часть психотерапии – объяснение ребенку, на понятном ему языке, в чем причина его неудач. Кроме того, психотерапия показана при наличии сопутствующих данному синдрому вторичных нарушений – заниженной самооценке, тревожности, страхах, оппозиционном поведении, агрессивности. Групповая психотерапия направлена на развитие у гиперактивных детей навыков общения, социального взаимодействия.
Хороший эффект дают методы игровой поведенческой терапии и психогимнастики, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательную, так и на эмоционально-личностную сферу, а также его двигательных функций.
Арт-терапевтические методы. Искусство помогает удовлетворить потребности в развитии навыков, которые могут способствовать развитию новых поведенческих стратегий совладания и решения проблем, далее содействуя ребенку в развитии самоконтроля и осмысленном самовыражении. Включение в работу элементов сказка терапии с «встроенными» сообщениями дает хороший терапевтический эффект. Существует два способа «встроенных» сообщений для гиперактивных детей. Это сказки и истории, несущие прямое указание, что и как делать. Они адресованы сознанию и предполагают понятную стратегию поведения. И сказки и истории, содержащие в себе «тайное» послание. Гипнотерапевты называют такие послания «косвенным воздействием».
Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении синдрома. Она назначается по индивидуальным показаниям только врачом психоневрологом в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у больного ребенка не могут быть преодолены лишь с помощью методов модификации поведения, психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных немедикаментозных методов лечения СДВГ.
Список литературы:
1. Заваденко Н. Н.Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.:Школа-Пресс, 2000. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5).
2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2001.
3. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. – М, 1997.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Источник
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) проявляется рассеянностью, импульсивностью и неспособностью длительное время концентрироваться на одном объекте или действии. Как правило, расстройство диагностируется еще в детском возрасте. Если предпринять своевременно меры и начать лечение дефицит внимания, то уже к 18-20 годам можно избавиться от большинства симптомов.
Основные методы лечения СДВГ
Согласно статистике СДВГ, около 15% — 20% детей по всему миру страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Большинство из них мальчики. Однако нередко расстройство диагностируют и у девочек.
С СДВГ можно идти в армию, успешно создавать семьи и получать образование, но расстройство может доставить немало неприятностей в жизни. Поэтому коррекция данного заболевания обязательна.
Целью проведения лечения СДВГ у подростков и детей является устранение поведенческих отклонений ребенка и подростка. Это позволит улучшить успеваемость в школе, наладить отношения со сверстниками и избавиться от проявления симптоматики.
При лечении дефицита внимания у детей используются не так отдельные методы, как комплекс программ. Психологи и психиатры также используют для этого понятие «мультимодальная» коррекция дефицита внимания и гиперактивности. Это означает, что нужна совместная работа педиатра, психолога, невролога, логопеда и родителей. Сам диагноз может быть поставлен только специалистом: психиатром или неврологом.
Статья в тему: Что такое дефицит внимания по Комаровскому
Методика Дейвиса для коррекции СДВГ
Ребенок словно находит «точку опоры», отходит от хаотичного восприятия мира. Он учиться идти к цели, видеть конечный результат и способы, как его достичь, что очень важно, ведь при коррекции СДВГ у дошкольников и школьников, важно убрать состояние рассеянности и импульсивности. Как правило, при этом методе прекращается прием препаратов. Но этот вопрос обсуждается индивидуально с врачом.
Нейропсихологическая методика
Заключается она в восстановлении утраченных психических функций и стимуляции развития навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Устраняется повышенная возбудимость, агрессия, часто встречающаяся при расстройстве, а также рассеянность внимания. В занятиях по методике используются такие упражнения:
- растяжка и дыхательные упражнения;
- гимнастика для глаз;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- релаксация;
- упражнения на развитие внимания, самоконтроля и осознанности выполнения действий.
Также нейропсихологическая коррекция СДВГ развивает коммуникативные навыки, улучшает когнитивные возможности ребенка (память, мышление и т.д). После прохождения курса становится легче контролировать гнев, снижается агрессивность.
Психологическая коррекция
Включает в себя:
- снятие повышенной тревожности;
- развитие коммуникабельности;
- улучшение мышления и речи;
- развитие памяти и внимания.
Причем тут нужно работать как с ребенком, так и его семьей. Так, занятие психологом и логопедом проводится над изменением поведения и отношения взрослого к ребенку.
Психотерапевт также может скорректировать режим дня, отследить общую атмосферу в семье и дать рекомендации относительно методов воспитания.
Современные методы лечения: БОС-терапия
Также сегодня широко используется новая методика лечения СДВГ – БОС-терапия, или метод биологической обратной связи.
Ее цель – устранить причины СДВГ путем нормализации биоэлектрической активности мозга. Для этого используется специальный аппаратный комплекс («БОС –ЛАБ»).
При помощи датчиков, которые крепят на теле ребенка, на экран монитора выводится изображение того, как ведут себя биоритмы. Иными словами, человек видит проявления активности головного мозга, их интенсивность и направленность эмоций. Задачей ребенка является произвольно их изменить. Для этого используются специально разработанные компьютерные упражнения. Если ребенок справился, то на экране появляется картинка с обратной связью, подтверждающей его успех. Подается звуковой сигнал.
Уже через 3-4 сеанса процедуры можно увидеть результат. Курс лечения длиться 15-20 сеансов. Результат сохраняется до 10 лет и дольше. Успех достигается в 95% случаев.
Медикаментозное лечение
Для назначения курса следует проконсультироваться с врачом. Как правило, применяются антидепрессанты, психостимуляторы и нейролептики.
Физическая активность
Нужно приучать ребенка делать зарядку, устраивать физкультминутки во время занятий, применять кинезиологические упражнения при СДВГ.
Также будет хорошо начать заниматься спортом. Наиболее эффективными видом спорта для детей с СДВГ является йога. Она учит концентрироваться и контролировать собственную активность, выступает в качестве эффективного способа снятия эмоционального напряжения и агрессии. Благодаря попеременной смене напряжения и расслабления, у ребенка не наступает переутомления и истощаемости.
Распорядок дня для детей с СДВГ и программа коррекции: что учесть при составлении
Занимаясь с ребенком, нельзя допускать переутомления. На каждые 30 минут выполнения упражнений нужно давать 5-10 минут отдыха. Можно просто направлять активность ребенка в другую деятельность. Хорошо будет ввести упражнения на релаксацию и ежедневную медитацию.
Психотерапевту, составляя коррекционную программу, обязательно нужно ввести в нее:
- беседы с родителями, учителями и самим ребенком;
- обучение различным поведенческим программам;
- посещение кружков и секций для расширения круга общения и адаптации к взаимодействию с окружающими;
- медикаментозную терапию;
- упражнения на развитие когнитивных способностей.
Домашняя программа коррекции включает выработку режима дня и организацию рабочего места. Ребенок четко должен понимать инструкции и задачи, которые перед ним ставит взрослый. Именно последовательное выполнение упражнений и достижение целей, позволяет научиться самоконтролю.
Лечение СДВГ: куда обратиться за помощью
Лечение СДВГ в Израиле является одним из самых успешных.
Хорошую репутацию имеет медицинский центр «Мигдаль Медикал». Диагностику и лечение расстройства осуществляют высококвалифицированные неврологи, психиатры и логопеды. Находится клиника в Тель –Авиве. Связаться с ней можно заполнив онлайн-заявку на официальном сайте migdalmedical.com или же по указанным на нем номерам телефонов.
Также положительные отзывы собрал медицинский центр «Шиба». Клиника подходит к лечению комплексно. Тут можно провести диагностику и полный курс лечения с составлением индивидуального плана. Для записи на прием можно позвонить по таким номерам телефона:
- для России — 8-800-100-69-94;
- для Украины — +380-893-20-25-06;
- в Израиле — +972-72-395-1999.
Центр находится в Рамат-Гане. Для посещения консультации потребуется предварительная запись.
Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности в России
Лечение СДВГ у детей в Москве
В частности, помощь деткам оказывает «Клиника восстановления неврологии». Тут можно:
- пройти полную диагностику;
- составить план индивидуальных занятий коррекции СДВГ;
- пройти курс лечения с использованием новейших технологий и проверенных методик.
Консультация невролога будет стоить около 1990 руб., а психотерапевта начиная с 2900. Стоимость курса определяется индивидуально.
Находится клиника по адресу: г. Москва, ул. Маршала Василевского, дом 13, корпус 3. Запись на консультацию по телефону: +7(495) 201-55-03.
Лечение СДВГ в СПб
В Санкт-Петербурге можно получить помощь в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева. Тут предоставляют услуги по диагностики и лечению СДВГ.
Адрес центра: 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, 3. Записаться на консультацию можно по телефону: +7 812 670-02-20.
Отзывы родителей о лечении детей
Если действовать решительно и своевременно диагностировать заболевание, можно значительно снизить степень его проявления. Ниже представлены отзывы родителей, применяющие различные методы коррекции СДВГ.
Помогает ли лечение при СДВГ | |
Положительный опыт | Отсутствие результата |
Гость Постоянно выполняем упражнения в домашних условиях и пьем психостимуляторы и антидепрессанты. Не скажу, что прям ребенок пришел в норму, но состояние заметно улучшилось. | Мама Лечимся и лечимся, а улучшений я не вижу. Только трата денег. У меня дочка в первый класс ходит. Ужасное поведение. Постоянно краснею за нее. |
Анна Занимаюсь с малышкой дома, и вожу ее в центр лечения СДВГ. За год вижу приличный прогресс. | Лена Тоже ничего не помогает. На людях себя ведет кошмарно, меня не слушает. |
Екатерина С сыном раньше посещали медицинский центр у нас в городе, и постоянно выполняли упражнения на концентрацию внимания дома. Плюс, отвела его на йогу. Прозанимались так два года. Сейчас по нему вообще не могу сказать, что какой-то не такой. |
Подробнее ознакомиться с отзывами можно на сайте www.u-mama.ru.
Вывод
Не факт, что применяемые методики станут настоящей панацеей в борьбе с расстройством. Однако, если планомерно следовать указаниям врача, не бояться бороться с проблемой и поддерживать своего ребенка на каждом этапе лечения, можно добиться заметных результатов.
Дефицит внимания у ребенка — психотерапия (Видео)
Источник
Что это?
Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности – это где возбуждение всегда преобладает над торможением.
Причины
Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.
Причинами возникновения органических поражений могут быть:
- употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
- токсикозы и иммунная несовместимость;
- преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
- последствие наркоза и кесарево сечения;
- обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
- стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
- любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
- неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
- эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.
Есть еще и социальные причины – это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность – воспитание по типу «кумир семьи».
Признаки
Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.
Признаки невнимательности:
- не любит шумные помещения;
- ему трудно концентрировать внимание;
- он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
- с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
- плохо слышит и не воспринимает инструкции;
- испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.
Признаки гиперактивности:
- залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
- чаще бегает, крутится и вертится на месте;
- во время занятий ходит по комнате;
- наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
- если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
- ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.
Признаки импульсивности:
- чрезвычайно говорлив;
- не умеет дожидаться вознаграждения, ему надо «здесь» и «сейчас»;
- отвлекает других детей на занятиях;
- трудно переносит время, когда ждет свою очередь;
- испытывает сложности в контроле своего поведения, не умеет следовать правилам;
- часто меняется настроение, задиристый.
О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.
Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».
Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.
Как отличить СДВГ от избалованности?
Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.
Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, – чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.
Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.
А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.
Классификация СДВГ
Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:
- смешанный – это сочетание гиперактивности с нарушением внимания – встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
- невнимательный – преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
- гиперактивный – доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.
Симптомы у детей разного возраста
Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок – явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.
У малышей до 1 года
- Очень активная двигательная реакция на разные действия.
- Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
- Возможна задержка речевого развития.
- Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
- Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
- Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.
У малышей 2-3-х лет
- Неусидчивость.
- Нарушения мелкой моторики.
- Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
- В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.
У дошкольников
- Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
- На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
- Тяжело уложить спать.
- Непослушание и капризы.
- Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.
У школьников
- Отсутствует сохранность внимания на уроках.
- Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
- Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
- Страхи и тревожность.
- Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
- Энурез, жалобы на боль в голове.
- Появляются тики.
- Не способен длительное время спокойно долго ждать.
К каким специалистам обращаться за помощью?
Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.
Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.
Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.
Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.
Коррекция и лечение
Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.
Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.
В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.
Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.
Родителям важно следить за питанием ребенка.
- Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
- Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
- Омега 3 – особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.
Главное – чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» – это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).
Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии – это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.
Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.
Советы родителям
- Научитесь соблюдать распорядок дня, для ребенка с СДВГ это очень важно, выполняйте все режимные моменты в одно и тоже время.
- Создавайте ребенку комфортные условия, где он сможет во благо себе проявлять свою активность. Запишите в спортивные секции, кружки и плаванье. Оберегайте от переутомления, старайтесь, чтобы он высыпался.
- Запрещая одно, взамен всегда предлагайте альтернативу. Например, дома нельзя играть с мячом, а на улице можно, предложите вместе поиграть.
- Если есть возможность, родители могут посещать поведенческие программы, которые проводятся в центрах. Там их научат правильно взаимодействовать с детьми, поделятся секретами воспитания и развития таких детей. Также такие занятия проводятся и с детьми, как индивидуально, так и в групповой форме.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, картинки с изображением действий.
- Дети очень любят поглаживания, делайте друг другу массаж, рисуйте на спине руками.
- Слушайте музыку. Давно доказано, что классическая музыка помогает детям сосредоточиться и сконцентрироваться.
- В. Бетховен “Концерт для фортепиано с оркестром № 5-6” контролирует все части мозга вашего ребенка одновременно, стимулирует речевые навыки, моторность.
- А. Моцарт: “Симфония № 40 соль минор” тренирует мышцы в ухе, звук активизирует моторные и слуховые функции.
- Родители в домашнем окружении могут сами корректировать детей при помощи игр, направленных на тренировку одной функции.
Полезные игры
Игры на внимательность
“Лови – не лови”. Эта аналог на всеми любимой игры “Съедобное – несъедобное”. То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.
Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».
Игры для снятия эмоционального напряжения
- “Прикоснись”. При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
- “Торт”. Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.
Игры, для контроля двигательной активности
- “Раз, два, три замри”. Включите ему веселую танцевальную музыку. Пока она буде звучать малыш может прыгать, бегать изображать животных, но как только она закончится он должен остановится в той позе, в которой его застала, игра учит концентрировать свое внимание.
- Семейная игра “Фруктовый салат”. Каждый член семьи рисует себя в виде фрукта, затем показывает рисунки и рассказывает о своих особенностях. Затем все фрукты вырезаются и приклеиваются на салатницу.
- “Командир”. Ребенку объясняют правила игры. Один из членов семьи играет командира, а ребенок исполняет роль бойца, который четко выполняет инструкции взрослого. Например, «Мы будем строить башню, я буду руководить строительством, а ты строить». Затем все меняются местами. Эта игра учит детей и родителей слышать и понимать друг друга.
- “Опиши и нарисуй”. Цель упражнения – сплоченность и взаимопонимание. Малыш рисует рисунок на любую тему, затем очень подробно его описывает, а взрослый по его описанию должен воссоздать рисунок.
Какую помощь вы можете оказать малышу, когда он перевозбужден?
Ваш ребенок вспылил – тогда возьмите его за руку и, например, уйдите с малышом в другое помещение. Предложите умыться, а если это не поможет, переключите его внимание на что-нибудь интересное.
Когда он рассержен, прикасайтесь к нему, гладьте ласково по спине, обнимайте его, ведь эмоциональный контакт очень нужен детям с СДВГ.
Отл?