Синдром сгорания консультанта определяется как

Специальность психолога-консультанта способствует развитию так называемого синдрома «сгорания», который проявляется в виде разочарования в профессии и деморализации, нарастающей склонности к тому, чтобы оставить эту профессию, ухудшении состояния психического и физического здоровья консультанта, снижения устойчивости браков, развития склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя.

Дорогие коллеги, мы работаем в беспокойной обстановке, требующей устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость. Иными словами над нами постоянно висит угроза умственного, эмоционального и физического истощения из-за продолжительной эмоциональной нагрузки (стресса). Стресс вызывается множеством требований, которые непрерывно суммируются.

Когда внутренние и внешние требования постоянно преобладают над внутренними и внешними ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к «сгоранию». «Сгорание» – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.

Синдром сгорания” — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Синдром, по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавторами (1991), выражается в:

– депрессивном состоянии,

– чувстве усталости и опустошенности,

– недостатке энергии и энтузиазма,

– утрате способностей видеть положительные результаты своего труда,

– отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими), иными словами по типу личности подходящие для эффективного консультирования, больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).

Наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:

– монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

– вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания, оплаты и положительной оценки;

– строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

– работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

– напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

– нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

– работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

– неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Когда Frendenberger (1974) предложил термин «сгорание» для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений, оказалось эта модель рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой, подходит для любых специалистов помогающих профессий. Она сфокусирована на патологии профессиональной деятельности и стала средством разрушения табу, которого ранее придерживались специалисты данного профиля. Синдром «сгорания» и его конечная стадия «выгорание» имеют диагностический статус МКБ – 10: Z73.

Часто специалисты, которые «сгорают», испытывают большие трудности в распознавании этого состояния. Для диагностирования наличия синдрома «сгорания», а также его тяжести предлагаем использовать перечень Maslach и Jackson (1986), которые делят признаки «сгорания» на 4 группы:

1. Изменения в поведении:

Стремление сменить профессию,

Сопротивление выходу на работу и опоздания,

Откладывание консультативных встреч,

Увеличение числа «неудачных» консультаций,

Раздражительность и агрессивность во время консультации,

Тенденция манипулировать клиентом и стремление навязывать собственные установки и ценности клиенту,

Механическое выслушивание и применение психологических техник без эмоционального участия,

Стремление побыстрее завершить консультацию,

Перенос отрицательных эмоций на окружающих, в том числе клиентов,

Утрачивание творческого подхода к решению проблем,

Снижение количества личных достижений при возрастающем количестве работы,

Усталость от общения, избегание коллег, друзей, родственников, стремление уединиться,

Увеличение потребления веществ, влияющих на настроение, включая кофеин и никотин.

Утрачивание способности удовлетворять свои потребности в развлечениях.

2. Изменения в чувствах:

Постоянная физическая и психическая усталость,

Постоянное ощущение неудачи, вины и самообвинения,

Часто переживаемый и трудно сдерживаемый гнев,

Повышенная раздражительность, ощущение, что придираются,

Чувство обиды или горечи,

Ощущение малой значимости решаемых проблем,

Чувство бессилия, беспомощности и несостоятельности, равнодушия,

Боязнь предстоящей консультации,

Утрата чувства юмора или «черный юмор».

3. Изменение в мышлении:

Упорные мысли о том, чтобы оставить работу,

Ригидное мышление, сопротивляемость изменениям,

Усиление подозрительности и недоверчивости,

Циничное, порицающее отношение к клиентам «за глаза»,

Менталитет жертвы,

Озабоченность собственными потребностями и личным выживанием,

Деперсонализация и сомнения в собственной ценности.

4. Изменение в здоровье:

Нарушенный сон,

Частые незначительные долго длящиеся недуги,

Повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям,

Повышенная утомляемость,

Неспособность к концентрации внимания,

Усталость и истощение на протяжении всего дня.

Консультантам предлагается отслеживать частоту проявлений по всем четырем пунктам в течение трех недель. Если наблюдается тенденция к повторению и увеличению количества и частоты признаков синдрома «сгорания», можно с уверенностью сделать вывод о наличии у консультанта синдрома «сгорания».

По опыту автора «синдром сгорания», несомненно, легче диагностировать и проводить профилактическую работу в тех учреждениях и коллективах, где стресс не рассматривается как моральный изъян, и где к страдающим лицам не относятся оскорбительно.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление “синдрома сгорания”, является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма.

Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Итак, первый шаг профилактики синдрома сгорания – взять на себя ответственность за свое состояние и обязать себя изменяться. Мы должны гарантировать, что наши личные потребности удовлетворяются для того, чтобы у нас было, что давать своим клиентам и коллегам. Не существует простых и универсальных решений, есть лишь несколько рекомендаций, которые вы сможете дополнить собственными:

Люди, пораженные «сгоранием», истощены и деморализованы, поэтому, необходимо немедленно выделить время и пространство для восстановления энергии.

Разработка собственной стратегии реабилитации в отношении «сгорания» позволяет перейти с позиции жертвы на позицию выигрывающего, что в свою очередь, позволяет обрести контроль над ситуацией.

Хорошим средством разрешения психотравмирующих вопросов является участие в группе поддержки профессионалов в атмосфере доверия и конфиденциальности.

Читайте также:  Астенический синдром после орви по мкб

Обращение за супервизорской помощью и поддержание этого консультативного контакта является одним из наиболее эффективных способов профилактики и реабилитации синдрома «сгорания».

Развитие альтернативной деятельности, так называемого «хобби», создающей условия для дополнения и стимулирования собственной профессиональной деятельности.

Физическая активность (начиная с зарядки и заканчивая тренажерным залом) и игры. Этот аспект придает жизни легкость, позволяет поддерживать тонус мышц и сбрасывать излишки агрессивности.

Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации.

Удовлетворяющая социальная жизнь: наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях, с которыми существует баланс.

Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.

Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.

Релаксация – терапия терапевтов, говорить о ее преимуществах можно бесконечно долго.

Четкое деление между работой и домом. Никакой работы дома, должно быть личное время и пространство для восстановления и отдыха.

Культивирование других профессиональных интересов, не связанных с консультированием: сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных статей,создание новых проектов и их реализация.

Участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом.

Периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно.

Кроме вышеперечисленных внешних шагов профилактики «синдрома сгорания» существуют еще внутренние навыки, отмеченные Р. Качюносом и на которые тоже стоит обратить внимание:

1. стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях;

2. умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности;

3. способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

4. открытость новому опыту;

5. умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

6. обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).

Итак, чтобы избежать “синдрома сгорания”, консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов.

Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом!

Литература

1. Алешина Ю.Е. Основы индивидуального и семейного консультирования. – М., МГУ, 1987.

2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев, 1997.

3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999

4. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.: Смысл, 2000.

5. Меньшов В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1998.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Класс, 1994.

7. Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика психологического консультирования. – Спб., 2000.

8. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. 1997.

9. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. Пер с англ. ‑ М.Эксмо-Пресс, 1999. -464 с.

10. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 1999.



Источник

Профессия психолога-консультанта или психотерапевта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. A. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой “платы”:

· угроза утратить идентичность и “раствориться” в клиентах;

· отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

· угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (С. Jung называет это “подсознательной инфекцией”).

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через “темные очки”.

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта. Во- первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими “психотерапевтическими” впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. “Синдром сгорания” — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром, по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавт. (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Причины:

· монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

· вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

· строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

· работа с “немотивированными” клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

· напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

· нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

· работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

· неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление “синдрома сгорания”, является принятие личной ответственности за свою работу. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов преградить путь “синдрому сгорания”:

· культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

· внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

Читайте также:  Подходы к обучению ребенка с синдром дауна

· поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

· удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

· стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;

· способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

· открытость новому опыту;

· умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

· обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

· чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

· участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

· периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

· участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;

· хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать “синдрома сгорания”, консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.

Источник

Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха Представителям этих профессий грозит опасность профессиональных деструкци (деформаций) и развития “синдрома эмоционального выгорания”.

Хочу сразу отделить понятие профессиональной деформации “синдрома сгорания”. Оба эти состояния связаны с работой консультанта в психологической службе. Различие заключается в том, что о “синдроме сгорания” принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы. Используя условную оппозицию “Профессионал – Человек”, можно более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.

“Я как профессионал” – часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей как носитель необходимых для этого знаний, этических установок и принципов; максимально проявляется в профессиональной деятельности. “Я как человек” – более центральная (“своя”) часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки и принципы; в основном проявляется в так называемой “личной жизни”. Пользуясь этими определениями, “синдром сгорания” можно представить как потерю контролирующей роли “Я профессионального” и внедрение “Я человеческого” в область профессиональной компетенции. На работе специалисты “по-человечески” устают и испытывают раздражение. Профессиональная деформация, напротив, представляется расширением господства “Я профессионального” в область деятельности “Я человеческого”. Приходя домой, человек продолжает вести себя как специалист.

В профессиональной деформации можно предположить два компонента:

1. Изначальные склонности.

Еще до соприкосновения со своей будущей работой у человека уже есть черты характера и особенности личности, присущие представителям этой профессии. Они могут осознаваться их обладателем, приниматься как желательные и вызывать чувство гордости (например, желание помогать людям) или, напротив, быть неосознанными, подавляться и скрываться (например, интерес к частной жизни других людей).

2. Собственно профессиональная деформация.

Профессиональная деятельность развивает эти личностные особенности, очерчивает и рельефно выделяет их. Иногда (в случае с вытесненными и непринимаемыми чертами) профессиональная деятельность оправдывает их, дает им право на существование и проявление. Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор соответствующей профессии. Они представляют собой “благоприятный” фон, почву, на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия. Такая деформация начинается уже во время учебы, когда у студентов разрушаются обыденные установки и стереотипы и формируется профессиональная картина мира. Что же в этом плохого? Действительно, благодаря учебе и дальнейшей работе личность человека преображается, он приобретает массу коммуникативных навыков, начинает лучше понимать себя. Эти явно позитивные изменения описываются выражением “личностный рост”, и о них не идет здесь речь. Нас же интересует профессиональная деформация, то есть нечто негативное, “ломающее” личность.

Отметим некоторые из таких относительно негативных последствий, которые обнаруживают себя в обыденной жизни и касаются в основном субъективной сферы человека – сферы отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Объяснение жизненных проблем психологическими причинами. Если в жизни человека что-нибудь случается, человек всегда находит для объяснения этого факта какую-нибудь психологическую причину. Возможно, в том, что произошло какое-то событие (например, кто-то простудился), действительно играют некоторую роль психологические причины, однако здесь речь идет о гиперинтерпретации, то есть о чрезмерном придавании значения психологическому фактору в объяснении самых разнообразных событий.

Приобретение навыков в рационализации своих проблем. Овладение психолого-психотерапевтическим понятийным аппаратом и терминологией предоставляет большие возможности для конструирования оправданий на все случаи жизни. В отличие от предыдущего пункта, где имеет место “раздувание” психологического фактора, здесь речь идет о сочинении “разумных оснований” для своих поступков и удобных (успокоительных) объяснений поведения других людей.

Обездвиживающее, лишающее спонтанности самонаблюдение. Знания, почерпнутые из многочисленных книг, описывающих какую-либо норму (физиологическую, психологическую, психическую и пр.) или другие идеализированные варианты бытия, призывают человека постоянно “отслеживать” за собой поведение, речь, мысли, эмоции с целью самодиагностики и “своевременной самокоррекции”.

Гнет профессиональных обязанностей и навыков. Практически каждый специалист-психолог, даже находясь вне работы, чувствует на себе особую ответственность за психологическое состояние окружающих его людей. Если человек знает, как помочь другому, и у него есть такая физическая возможность, он начинает слышать внутри себя императив: “Ты должен бросить все свои дела и прийти на помощь!” Если же он по каким-то причинам не может этого сделать, то его голова заполняется самообвинениями, уничижающими оценками и самооправданиями. К этому же пункту относится и утверждение: “Я обязан вести себя так, чтобы не травмировать других”, – которое обычно горячо поддерживается окружающими: “Ты же психолог – ты должен…”

Комплекс “сапожника без сапог”. Древнее выражение предписывает: Medice, cura te ipsum – “Врач – исцели себя сам”. Медики уже не обращают на это внимание, зато у психологов и психотерапевтов работа над собой поставлена во главу угла самообразования. На официальном уровне – это проявляется как “обязательное прохождение личной терапии”, на персональном – в виде индивидуальных требований к себе типа: “У меня все должно быть хорошо. Я должен уметь справляться с конфликтами и неприятными эмоциями. Иначе, какой же я тогда психолог, какое имею право консультировать других людей.”

Читайте также:  Что лучше есть при похмельном синдроме

Поиск людей, нуждающихся в психологической помощи. Не всегда профессиональные навыки гнетут и являются помехой в личной жизни. Иногда человек испытывает удовольствие от своей “опытности”, от переполнения знаниями о том, как помочь людям, и ищет поводы для того, чтобы их проявить на деле, например, в раздаче советов. В связи с этим пунктом вспоминается фрагмент из детского стихотворения Барто: “Санитарам не везет: есть и вата, есть и йод, не хватает пустяков – нет ни ран, ни синяков… Наконец нашлась работа и для Красного Креста! Наконец ушибся кто-то. Санитары, на места!”

Потеря способности удивляться. За время своей работы практический психолог встречает тысячи различных житейских ситуаций, общается с огромным количеством самых разных людей. Нормальной реакцией является овладение этим потоком информации: ограничение восприятия, построение типологий и др. Это накладывает отпечаток, как на профессиональную деятельность, так и на личную жизнь специалиста. Встречая что-либо новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется этому, поскольку это для него не является новым, с этим или подобным этому он уже встречался. Жизнь он наблюдает сквозь координатную сетку классификаций.

Профессиональный цинизм. Обилие тяжелых жизненных ситуаций, с которыми встречается практический психолог, развивает способность к “не вовлечению” в их переживание, а точнее – способность отстраненно к ним относиться. Такой взгляд со стороны освобождает эти ситуации от эмоционального груза и позволяет выполнять с ними разные манипуляции, например, помещать их в другой контекст, наполнять другим эмоциональным содержанием (иногда очень веселым). Одни считают, что это – цинизм, подразумевая нечто неприемлемое для “воспитанного человека”, другие считают, что это – защитная реакция, третьи считают это эффективной социальной стратегией, позволяющей “проще относиться к жизни”.

“Синдром эмоционального выгорания” – сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.

Наиболее часто встречающиеся причины “синдрома эмоционального выгорания”:

– монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным,

– вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

– строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

– работа с “немотивированными” клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы,

– напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм,

– нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации,

– работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

– неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление “синдрома эмоционального выгорания”, является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами “мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни”, “во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит”; “у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них” и т. п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов преградить путь “синдрому эмоционального выгорания”

– культивирование других интересов, не связанных с консультированием. У специалиста, принимающего ежедневно по восемь – десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей,

– внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

– поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

– удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс,

– стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности,

– способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, – открытость новому опыту,

– умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни,

– обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

– чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

– участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

– периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

– участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой,

– хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать “синдрома эмоционального выгорания”, консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом

Источник