Синдром стекла и дерева психология

Недавно просматривал комментарии к прошлым записям (прошу прощенья, кстати, что не всегда, особенно последнее время успеваю отвечать на них — обстоятельства), и застопорился на тех, что набрались к посту про девятого хомяка. Вот уж где защитники хомяков-то разгулялись, кляня меня за отсутствие гуманизма и нечуткость к проблемам милых симпатичных существ.
И вспомнился мне разговор с одним юристом, который проходил у нас медкомиссию, устраиваясь на работу в какое-то солидное учреждение. Времени было много (редкость, но и такое бывает), народу за дверью никого (невероятно, но факт), и можно было просто поговорить, уже не касаясь темы собственно профосмотра.
Мне запомнилась мысль, которую он высказал. Точнее, желание. Почти мечта. Он сказал, что, будь его воля и возможность, он бы организовал лигу юридической защиты обычных людей. Он, правда, сначала выразился — нормальных — но потом поправил сам себя. И развил мысль дальше.
Ведь сколько сейчас, сказал он, есть, особенно за рубежом, вечно голодных адвокатов и других специалистов юридического профиля, а также фондов и общественных организаций, готовых встать на защиту кого-нибудь сирого и убогого! Только тронь такого — замучаешься по судам бегать и счета оплачивать. Причем этих самых сирых и убогих — легион. Начиная от ЛГБТ-тусовки и заканчивая какими-нибудь утконосами (это мне что-то «Догма» припомнилась). Какая, сказал он, готовность продекларировать и закрепить право слабого быть оборзевшим!
Ребёнок дебил? Да ещё и расторможенный? Ну что вы, какой такой интернат, давайте его поместим в общую группу, а затем и класс, ведь ему так не хватает нормальных людей в его окружении! И пофигу, что класс не сможет спокойно заниматься, а группа детсада будет приходить домой побитая и покусанная — мы же, етить, отъявленные гуманисты!
Мигранты бесчинствуют в европейских городах, пристают к местным женщинам? Не мешайте проявлять им свою самобытность и снимать стресс от вливания в цивилизованное общество, просто расслабьтесь и получите удовольствие!
Крокодилы основательно подъели население африканской деревушки? Давайте пришлем к ним психолога и защитника крокодилов от партии зелёных, чтобы те объяснили неграм… или как их там теперь положено называть, что убивать крокодилов в ответ не надо, ведь это так естественно и даже почетно — быть важным и неотъемлемым звеном в пищевой цепочке этих прекрасных рептилий!
При этом, что любопытно, все эти защитники сирых и убогих готовы просто растерзать, уничтожить — морально ли, физически или финансово — любого человека, который сделал шаг не в ту сторону или сказал что-то поперек.
И ладно бы речь шла лишь о тех, кто на этом имеет свой крутончик с фуагра — так ведь и бессеребренники индуцируются!
Я сразу вспомнил про симптом дерева и стекла, который демонстрирует дисгармонию душевной организации того же шизофреника или личности шизоидного склада. Я его однажды уже описывал, но не поленюсь продублировать. Симптом дерева и стекла проявляется непроходимой тупостью и чёрствостью, вплоть до жестокости, в отношении того, что вне круга своего, личного и бережно охраняемого, и ранимостью, хрупкостью и готовностью порвать за любую попытку вторгнуться — в отношении всего, что в этот круг включено, будь то коллекция нестиранных носков или любимый кактус. Входит, кстати, в состав негативных синдромов при шизофрении. Ничего не напоминает, если экстраполировать на человечество в целом в настоящий момент?
Особо подчеркну, что я не против советской власти гуманного и бережного отношения к этим самым сирым и убогим. Я очень даже за. За — но не в ущерб обычным людям. Мы и так слишком много воюем против самих же себя. И у нас почему-то сильно страдает чувство меры, золотой середины. Обязательно надо пошарахаться по всяким крайностям, прежде чем все устаканится. А в проигрыше-то всякий раз оказываемся мы с вами — тот невообразимый набор неповторимых индивидуальностей, который, если чуток отстраниться и взять более общий план, и составляет эту с виду безликую массу самых обычных людей.
Источник
Синдром «дерева и стекла»
На протяжении нескольких лет эмоциональной и практической вовлеченности в группу сверстников мальчики-подростки обнаруживают невнимание и холодность по отношению к членам собственной семьи. Конечно же, у разных подростков эта эмоциональная холодность, отсутствие реакции на проблемы и трудности семьи выражена по-разному, но у многих достигает – во всяком случае, в определенный период отрочества – высокой степени. «Бабушка, которая его вынянчила, и он ее очень любил – месяц пролежала в больнице. Ни разу ее не проведал, хотя обещал. Изредка спрашивал у нас: «Ну как там бабуля?», но в больницу не съездил. И дел у него никаких особых не было, ну пара контрольных. И класс ведь не выпускной, а только 10-й. Бабушка у нас моложавая и умная, после этого ему не звонит, на пирожки не приглашает, подарков не делает, о его делах нас даже не спрашивает. Обиделась. Но сын этого не замечает…» – такие рассказы я часто слышу на приеме от расстроенных и сбитых с толку родителей. Вместе с тем мальчик может крайне эмоционально реагировать на несправедливости, допущенные взрослыми по отношению к нему, либо к его друзьям, возмущаться такими событиями несколько дней подряд, требовать наказания «виновных». Такое же эмоциональное возмущение вызывают у него определенные события в мире, в далеких странах, о которых ему мало что известно.
Из практики
Я наблюдал Диму по поводу массивного немотивированного негативизма с 13 лет. Именно «наблюдал», поскольку от какой-либо терапии он наотрез отказывался, а до уровня принудительного лечения его симптоматика, слава богу, не доходила. Учась на скромные тройки, он категорически отказывался делать что-либо по дому – даже посуду со стола не убирал, не говоря уже о том, чтобы ее вымыть. В ответ на вопросы, по каким причинам он так решительно избегает любых видов домашнего труда, даже самых легких, не произносил ни слова. Жил он вдвоем с матерью, которая много и напряженно работала, и Дима никогда не интересовался ни ее здоровьем, ни работой; когда она болела, в аптеку, находящуюся в 100 метрах от подъезда, ходил неохотно, откладывая это действие до вечера. С отцом, живущим на Северном Урале, никогда не общался. Один день занятий – четверг, на который приходились физика и геометрия, он упорно пропускал. В дворовую группу ребят, учившихся с ним в одной школе, входил медленно, окончательно подружился только в 10 классе. Однажды, весной 10 класса, учительница послала его за цветными фломастерами для стенгазеты – Дима жил ближе всех. По правилам, с территории школы нельзя было выходить до окончания занятий – до 14 часов, разве что по записке учительницы. Охранник не выпустил Диму из школы, тот стал громко кричать, что он взрослый, может приходить и выходить из школы без какой-либо записки, что охранник обязан верить ему на слово. На охранника это воздействия не возымело, и Дима вернулся в класс. Весь день он возмущался поведением охранника, вечером подробно и эмоционально рассказал о происшествии пришедшей с работы, усталой матери. Наутро Дима отправился в мировой суд, куда принес четко написанное заявление об оскорблении охранником его достоинства. (Надо сказать, что писать Дима не любил, делал это со множеством ошибок, но свое заявление тщательно проверил по словарю.) В суде заявление принять отказались, так как никаких оскорбительных слов либо действий в эпизоде с охранником не усмотрели. Тогда Дима написал новое заявление, на имя директора школы, с требованием уволить охранника «за нарушение прав человека» и отправился с ним прямо в кабинет руководителя. Тот вызвал охранника, Дима весь пылал «благородным» гневом, но и директор школы, и охранник упрямо повторяли: «До 14 часов школа несет полную ответственность за учеников, поэтому никто не может покинуть территорию школы до этого времени». «Я взрослый человек, мне 16 с половиной, у меня есть паспорт, и я имею право выходить из школы, когда мне это нужно!» – настаивал Дима Директор напомнил ему, что на протяжении нескольких лет он пропускает уроки физики и геометрии, не предоставляя никаких оправдательных документов, но Дима это замечание проигнорировал и на следующее утро отправился в РОНО, потом – в охранное предприятие, потом – в какую-то правозащитную организацию. Я беседовал с Димой недели через три после случившегося; он по-прежнему пылал гневом и обидой, совершенно отказывался смотреть на этот случай как на мелкий и не заслуживающий внимания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Метафора дерева
Метафора дерева
В индивидуальной и групповой психотерапии, в тренинговых программах мы используем метафору дерева для работы со сценариями жизни человека.Сценарный анализ мы проводим как индивидуально, так и в терапевтических или тренинговых группах. Обычно до этого
Анн Анселин Шутценбергер СИНДРОМ ПРЕДКОВ. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы
Анн Анселин Шутценбергер
СИНДРОМ ПРЕДКОВ. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы
(пер. с фр. И.К.Масалков) М: изд-во Института Психотерапии, 20011 (с.13) Можно с уверенностью утверждать, что в
Из книги Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы/Пер. И.К. Масалков – Москва: Издательство Института Психотерапии: 2001
Из книги Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы/Пер. И.К. Масалков – Москва: Издательство Института Психотерапии: 2001
К терапевтам филадельфийской школы, которая внесла
Глава 14.Сопоставление теста ТиГр с проективными тестами «Рисунок дерева», «Рисунок несуществующего животного» и «Цветовой тест Люшера». Комплексный психографический анализ
Глава 14.Сопоставление теста ТиГр с проективными тестами «Рисунок дерева», «Рисунок несуществующего животного» и «Цветовой тест Люшера». Комплексный психографический анализ
Психографический анализ теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™»
Сопоставительный анализ ТиГр с рисуночным тестом дерева
Сопоставительный анализ ТиГр с рисуночным тестом дерева
Рисунок дерева выполняется по стандартной инструкции:«Нарисуйте дерево» (Koch, 2003, с.9)В своих работах создатель теста «Рисунок дерева» Кох также отмечал, что могут использоваться три стандартных варианта
Единый синдром
Единый синдром
Ипохондрия относится к тем заболеваниям, с изучения которых начинались западная медицина и психология. С античных времен ипохондрия описывается во всех главных психологических и медицинских учебниках и традиционно ассоциируется с меланхолией
Синдром выгорания
Синдром выгорания
Под синдромом выгорания понимается состояние психической и физической истощенности со снижением работоспособности и переживанием отчужденности от самого себя. Этот синдром проявляется в том, что мы чувствуем себя изможденными и уставшими уже в
Синдром СНК
Синдром СНК
Знают ли пациенты о том, что многие врачи не понимают результатов анализов? Знают ли пациенты, что врачи используют оборонительные медицинские практики, о которых было рассказано в главе 3? Насколько мне известно, в очень редких случаях. Например,
Синдром самозванца
Синдром самозванца
Одна из самых нелогичных причин невыполнения обещаний – страх успеха. Страх неудачи – это понятно и логично. Мало кому хочется испытывать чувство вины, получать подтверждение своей неполноценности или быть наказанным за свою ошибку, поэтому если
Синдром первенства
Синдром первенства
Американская система ценностей с акцентом на конкуренцию и личные достижения также обусловливает распространенность застенчивости. Говоря словами Джеймса Добсона[25], в нашей стране человеческая красота – это золотая монета, ум – серебряная;
Синдром «я и Бог»
Синдром «я и Бог»
Не надо обвинять Роя в безответственности, безумии или маловерии. Давайте вникнем в эту проблему, ведь с ней сталкивается множество христиан, которые задают примерно те же вопросы.В каком–то смысле с этим убеждением совладать легче, нежели с тем ложным
Синдром грусти
Синдром грусти
По статистике, бэби-блюз (он же – послеродовой стресс, «синдром грусти» рожениц) встречается у 80?–?85?% женщин, и можно сказать, что бэби-блюз – это нормальный и естественный процесс восстановления организма после родов.При «синдроме грусти» эмоциональные
Источник
Эмоциональная тупость это особое состояние психики человека, которое характеризуется слабой выраженностью или даже утратой высших эмоций (чувство благодарности, сострадания, уважения, терпимость или деликатность, стыд, совесть, честь)
В норме все люди испытывают эмоции – то есть как-то реагируют, оценивая происходящее вокруг или самого себя. Эмоциональный отклик может проявляться и более бурно, и более сдержанно, но он всегда есть. По разным причинам эта норма может быть нарушена.
Эмоциональная тупость, сама по себе не являясь болезнью, часто бывает симптомом сложных заболеваний или психических нарушений:
- шизофрении;
- органического поражения коры головного мозга;
- деменции;
- гебоидного синдрома;
- психопатии;
- депрессии.
Репертуар эмоций личности в этом случае сильно ограничен. Человек, как правило, не проявляет высших эмоций, связанных с выражением этических, морально-нравственных, эстетических чувств. Он не способен на глубокие переживания.
При этом у пациента чаще всего относительно сохраняется проявление эмоциональных реакций, связанных с основными биологическими потребностями (потребностью в пище, питье, сне, безопасности), но и они значительно обеднены.
Такое состояние эмоциональной сферы больного характеризуется как «моральная идиотия».
Рассматриваемое явление в специальной литературе часто называют аффективной тупостью. Под аффектом в психологии подразумевается определенная форма эмоциональной реакции, характеризующаяся яркостью, силой и кратковременностью.
В отдельных случаях понятие аффекта приравнивается к понятию эмоционального процесса вообще. Тогда при эмоциональной тупости говорят об аффективном уплощении, то есть эмоциональные реакции человека с этим расстройством слабые, как будто сглаженные, плоские.
Проявление патологии
Пациент с такой патологией выглядит безучастным, равнодушным ко всему, апатичным, опустошённым, эмоционально парализованным.
Он безразличен к своему окружению, холоден, иногда демонстрирует грубость, бесцеремонность, может показывать негативное отношение к людям.
Например, ребёнок с таким симптомом может не радоваться собственной матери, которая берёт его на руки, а отталкивать её.
Больной не проявляет интереса к самому себе и к своему состоянию, вплоть до полного отсутствия реагирования на происходящие вокруг события. Таким образом, нарушается эмоциональное и энергетическое взаимодействие его с окружающей средой, имеет место разобщение с внешним миром.
Причины
Ключевой провоцирующий фактор — психические нарушения органического или физиологического характера. Часто признаки эмоциональной тупости, наряду с расстройством мышления, бредом и кататонией, служат одним из ранних проявлений шизофренического процесса. При шизофрении процесс притупления эмоций нарастает, потом приходит эмоциональная тупость.
У больных шизофренией по мере прогрессирования заболевания наблюдается феномен стекла и дерева, который описал немецкий психиатр Э.Кречмер.
Суть феномена в том, что эмоциональные реакции на внешний раздражитель у шизофреников неадекватны: к глубоко травмирующим психику ситуациям больные остаются нечувствительными, «деревянными»; с другой стороны, к малозначимым, с точки зрения здорового человека, событиям они демонстрируют высокую ранимость, «стеклянную хрупкость».
В этом проявление компенсаторного механизма психики шизофреников: их психологическая защита слабо развита, поэтому эмоциональная холодность в одних случаях компенсируется сверхчувствительностью в других.
Некоторые больные шизофренией вообще не демонстрируют никаких эмоций. У них маскообразное лицо, «пустые» глаза, монотонная речь.
Такое состояние называют эмоциональным уплощением. Исследования показали, что такие пациенты могут всё же испытывать эмоции, но выразить их не способны.
Эмоциональная тупость шизофреников — это необратимое состояние.
Являясь специфическим признаком, в первую очередь, шизофрении, эмоциональная тупость наблюдается и при других психических расстройствах.
В частности, при разных формах психопатий:
- истерической
- неустойчивой
- шизоидной и других.
Считается, что у психопатов эмоциональная сфера претерпевает задержку своего развития.
Больные психопатиями безразличны к своему ближнему окружению, не способны к жалости, доброте, состраданию и к другим нормальным для здорового человека чувствам.
Эмоциональная тупость может являться одним из признаков незрелой личности, также встречается и при деменции (приобретенном слабоумии). У больных страдают, прежде всего, высшие эмоции, пациентам всё безразлично, в том числе и собственная жизнь.
Сниженным эмоциональным фоном характеризуется также состояние депрессии. Больные депрессией утрачивают естественные чувства к близким и родным, к работе, ко всякой деятельности, к развлечениям. Они отмечают свою неспособность радоваться, сострадать, сопереживать.
Люди при депрессивных расстройствах также переживают угнетение биологических эмоций при удовлетворении потребности в еде, питье, половой потребности, потребности в защищённости и т.д.
Эмоциональная тупость также может быть негативным побочным эффектом при лечении психотических расстройств специальной группой психотропных лекарств – нейролептиками.
Лечение
Лечение назначают исходя из этиологии заболевания. При выявлении такой патологии у детей коррекцию медико-педагогическими методиками проводит детский психиатр.
У взрослых больных проводится анализ работы центральной нервной системы, головного мозга, применяются психологические и психиатрические методы исследования. Форма и продолжительность лечения зависят от постановки диагноза основного заболевания.
Источник