Синдром страха и его виды

Синдром страха и его виды thumbnail

Синдромы страхов детей и подростков – определение, классификация

Под названием «синдромы страхов» объединяются различные клинические варианты нарушений, для которых характерны два признака: необычайно интенсивный, ситуационно спровоцированный страх и столь же выраженное избегающее поведение. Традиционно отличают страх, направленный на определенный объект или определенную ситуацию, от генерализованного, неспецифического, «свободно плавающего» страха. Первый вариант страха соответствует клинической картине фобии, второй – неврозу страха. Это разделение в последние годы было дифференцировано далее, что, однако, не привело к более четкой классификации состояний страха.

В таблице ниже дана классификация синдромов страха по МКБ-10. Фобические расстройства отличаются здесь от других страхов, причем выделены два варианта агорафобии (с паническим расстройством и без него). Однако эта классификация демонстрирует и трудности при проведении четкой дифференциальной диагностики синдромов страха. Часто это даже невозможно, так как различные формы страхов могут комбинироваться друг с другом. Принципиально можно выделить три вида страхов:

1) фобические страхи, вызываемые определенными объектами и ситуациями; к ним относятся агорафобия, социальные и моносимптомные фобии (называемые также специфическими или изолированными фобиями);

2) флюктуирующие страхи (приступы страхов), не связанные с определенными объектами или ситуациями и возникающие в виде паники; к ним относятся панические расстройства или панические атаки;

3) генерализованные страхи. Это не приступы, а длительные переживания, не связанные с определенными ситуациями или объектами; эту форму страха называют также «свободно плавающей».

При всех видах страхов возможны изменения на трех уровнях, которые могут быть выражены в разной степени.

1. На уровне переживаний. Опасения, ощущение причиняемого ущерба, мысли о том, как избежать определенных угрожающих ситуаций.

2. На уровне поведения. Стратегии избегания, такие, как бегство, уклонение, уход из дома, уход от ситуации, а также «сигналы безопасности», ассоциируемые с определенной ситуацией, устраняющей страх. Под этим понимают объекты или ситуации, которые как бы страхуют от экстремальных угроз, поскольку позволяют быстро прибегнуть к помощи (например, телефон для вызова терапевта, присутствие определенного лица, таблетка в сумке).

3. На физиологическом уровне. Общеизвестные физиологические проявления, сопровождающие страх, такие как учащение пульса, потливость, учащенное дыхание и т. п.

Классификация синдромов страха по МКБ-10

Разделение на эти три уровня имеет большое значение как для диагностики, так и для терапии. Различные диагностические критерии постоянно используются с учетом этих трех уровней. Существуют также методы лечения состояний страха, охватывающие все три уровня.

Для клинициста это разделение уровней очень важно в тех случаях, когда состояние страха носит патологический характер и когда его еще можно отнести к физиологическим отклонениям. Такое разделение не всегда абсолютно однозначно, однако есть критерии, которые в известной степени могут считаться надежными. О патологическом страхе можно говорить при наличии следующих проявлений (Marks, Remschmidt):

1) чрезмерная интенсивность страха (количественный аспект);

2) необычное содержание страхов и необычность объектов, вызывающих эти состояния (качественный аспект);

3) несоразмерность реакции страха с ситуацией, в которой он возникает;

4) хронификация реакции страха;

5) отсутствие у индивида возможностей для ослабления или преодоления страха;

6) существенный ущерб, наносимый состоянием страха, качеству жизни, обычному для данного возраста.

Важным для понимания феноменом является типичная возрастная динамика страха в процессе развития индивида. В соответствии с изменением потенциальных опасностей в детском и подростковом возрасте изменяются и объекты страха. В то время как у детей младшего возраста (до 8 лет) преобладают страхи, связанные с воображением (например, страх перед ведьмами, чертями, привидениями), и некоторые реальные страхи, с началом пубертатного периода на первый план выступает страх перед авторитарными личностями, социальными ситуациями и ситуациями, связанными с высокими требованиями (Remschmidt).

Далее следует отметить высокую корреляцию между страхами родителей и их детей, а также определенные стили взаимоотношений в семье (например, гиперпротекция, симбиотические отношения между матерью и ребенком), способствующие возникновению выраженных состояний страха.

Классификация страха

У детей и подростков, так же как и у взрослых, страхам больше подвержены лица женского пола; эти половые различия становятся более отчетливыми с наступлением пубертатного возраста.

Что касается начала заболевания, то многие моносимптомные (специфические) фобии возникают уже в детском возрасте (особенно страх перед животными), тогда как социальные фобии чаще всего начинаются в пубертатном периоде и в раннем подростковом возрасте. Это связано и со специфическими возрастными изменениями в содержании страхов, которое с началом пубертатного периода резко изменяется в направлении социальных ситуаций.

В дальнейшем мы будем различать четыре группы синдромов страха, которые выделяются и в современных классификационных схемах. Это следующие группы:

1) страх разлуки и школьная фобия;

2) фобические синдромы;

3) панические атаки и агорафобия;

4) генерализованное тревожное расстройство (синдром страха, ранний невроз страха).

Мы подробнее остановимся на первой из этих групп ввиду ее важности для понимания интерактивных процессов в семьях.

Патогенез страха - замкнутый круг

– Также рекомендуем “Введение в родительский тренинг и в ролевую игру по мюнхенской модели”

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология”

Оглавление темы “Психотерапия детей и подростков”:

  1. Введение в родительский тренинг и в ролевую игру по мюнхенской модели
  2. Первый этап родительского тренинга по мюнхенской модели: обучение умению видеть
  3. Второй этап родительского тренинга по мюнхенской модели: интерпретации и оценки
  4. Третий этап родительского тренинга по мюнхенской модели: выработка возможных действий
  5. Анализ проблемной ситуации в родительском тренинге по мюнхенской модели
  6. Выработка возможных действий в родительском тренинге по мюнхенской модели
  7. Показания и побочные эффекты родительского тренинга
  8. Комбинации различных психотерапевтических методов в терапии детей и подростков
  9. Комбинация психотерапевтических методов с иными (непсихотерапевтическими) методами лечения детей и подростков
  10. Синдромы страхов детей и подростков – определение, классификация

Источник

Фобические расстройства

Фобическое расстройство (фобия) – внезапный интенсивный страх, устойчиво возникающий в связи с определенными объектами, действиями или ситуациями. Сочетается с избеганием пугающих ситуаций и тревогой ожидания. Легкие формы фобий широко распространены, однако диагноз «фобическое расстройство» устанавливается лишь в том случае, когда страх ограничивает больного и негативно влияет на различные стороны его жизни: личные отношения, социальную активность, профессиональную реализацию. Постановку диагноза осуществляют на основании анамнеза. Лечение – психотерапия, фармакотерапия.

Общие сведения

Фобические расстройства – интенсивный необоснованный страх, возникающий при контакте с определенными объектами, попадании в специфические ситуации или необходимости совершить определенные действия. При этом больные с фобическим расстройством сохраняют критическое восприятие действительности и осознают необоснованность собственных страхов. Точное количество фобий неизвестно, однако существуют перечни, в которых указано более 300 видов этого расстройства. Фобические расстройства широко распространены. Единичную паническую атаку, связанную с попаданием в фобическую ситуацию, переживает каждый десятый житель Земли.

Клинически значимые фобические расстройства выявляются примерно у 1% населения, однако степень их влияния на жизнь пациентов может существенно различаться в зависимости от вида и тяжести фобии, а также от вероятности контакта с объектом страха. Женщины страдают фобическими расстройствами вдвое чаще мужчин. Обычно фобии возникают в возрасте от 15-20 до 30-35 лет, манифестация в возрасте старше 40 лет встречается крайне редко. Лечение данной патологии осуществляют специалисты в области психотерапии, психиатрии и клинической психологии.

Фобические расстройства

Фобические расстройства

Причины фобических расстройств

Точная причина развития фобий не установлена. Существует несколько концепций, объясняющих возникновение этого расстройства. С биологической точки зрения, фобические расстройства провоцируются наследственно обусловленным или приобретенным нарушением баланса определенных веществ в головном мозге. Установлено, что у людей, страдающих фобическими расстройствами, наблюдается увеличение уровня катехоламинов, блокада рецепторов, регулирующих метаболизм ГАМК, чрезмерная стимуляция бета-адренергических рецепторов и некоторые другие нарушения.

Психоаналитики рассматривают фобическое расстройство как защитный механизм психики, который позволяет контролировать уровень скрытой тревоги и символически отражает определенные табуированные представления пациента. Объект, вызывающий тревогу, но не поддающийся контролю, вместе с самим чувством тревоги вытесняется в бессознательное и переносится на другой объект, чем-то напоминающий первый, что провоцирует развитие фобического расстройства. Например, тревога при ощущении безвыходности собственного положения в отношениях с другими людьми трансформируется в страх закрытых пространств (клаустрофобию).

Специалисты в области поведенческой терапии считают, что фобическое расстройство является результатом закрепления неправильной реакции пациента на раздражитель. Однажды испытав панику в какой-то ситуации, больной связывает свое состояние с определенным объектом, и в последующем этот объект становится стимулом, провоцирующим паническую реакцию. Из этого следует, что для устранения фобического расстройства необходимо «переучиться», выработать новую реакцию на привычный раздражитель.

Иногда взрослые транслируют свои страхи детям. К примеру, если ребенок видит, как мама пугается пауков, в последующем у него тоже может сформироваться арахнофобия. Если родители постоянно говорят ребенку, что собаки опасны, и требуют, чтобы он держался от них подальше, у ребенка повышается вероятность развития кинофобии. У некоторых пациентов просматривается отчетливая связь фобического расстройства с острыми психическими травмами. Например, клаустрофобия может развиться после пребывания в закрытом перевернувшемся автомобиле или под завалом, возникшим при землетрясении или производственной катастрофе.

Классификация фобических расстройств

Различают три группы фобических расстройств: социофобия, агорафобия и специфические (простые) фобии. Психологи и психотерапевты насчитывают несколько сотен простых фобий, в числе которых, как широко известные – клаустрофобия (боязнь закрытых пространств) или аэрофобия (боязнь летать на самолетах), так и достаточно экзотические для большинства людей арктофобия (боязнь плюшевых игрушек), тетрафобия (боязнь числа четыре) или мегалофобия (боязнь больших предметов).

Агорафобия – фобическое расстройство, проявляющееся страхом оказаться в месте или ситуации, из которых невозможно незаметно уйти или в которых невозможно немедленно получить помощь при возникновении интенсивной тревоги. Больные, страдающие этим фобическим расстройством, могут избегать площадей, широких улиц, многолюдных торговых центров, общественного транспорта, театров, вокзалов, учебных аудиторий и других подобных мест. Выраженность фобии может существенно различаться. Одни пациенты сохраняют работоспособность и ведут достаточно активный образ жизни, у других фобическое расстройство настолько ярко выражено, что больные перестают выходить из дома.

Социофобия – фобическое расстройство, характеризующееся сильной тревогой и страхом при попадании в определенные социальные ситуации. Тревога и страх развиваются в связи с опасениями испытать унижение, не оправдав ожиданий окружающих, продемонстрировать другим людям свою слабость и несостоятельность через дрожь, покраснение лица, тошноту и другие физиологические реакции. Больные с этим фобическим расстройством могут бояться выступать публично, пользоваться общественными банями, принимать пищу вместе с другими людьми и т.д.

Специфические фобии – фобические расстройства, проявляющиеся страхом при столкновении с конкретным объектом или ситуацией. Самые распространенные расстройства этой группы – акрофобия (страх высоты), зоофобия (страх животных), клаустрофобия (страх закрытых пространств), авиафобия (страх летать на самолетах), гемофобия (страх крови), трипанофобия (страх боли). Влияние фобического расстройства на жизнь пациента определяется не только выраженностью страха, но и вероятностью столкновения с объектом фобии, например, для горожанина офидофобия (боязнь змей) практически незначима, а для сельского жителя может представлять серьезную проблему.

Симптомы фобических расстройств

Общими симптомами фобических расстройств являются интенсивный острый страх при столкновении с объектом фобии, избегание, тревога ожидания и осознание нерациональности собственного страха. Страх при контакте с объектом провоцирует некоторое сужение сознания и обычно сопровождается бурными вегетативными реакциями. Больной с фобическим расстройством полностью сосредотачивается на пугающем объекте, в той или иной степени перестает отслеживать окружающую обстановку и частично утрачивает контроль над собственным поведением. Возможны учащение дыхания, повышенная потливость, головокружение, слабость в ногах, сердцебиение и другие вегетативные симптомы.

Первые столкновения с объектом фобического расстройства провоцируют паническую атаку. В последующем страх усугубляется, истощает пациента, мешает его нормальному существованию. В стремлении устранить неприятные ощущения и сделать жизнь более приемлемой больной с фобическим расстройством начинает избегать пугающих ситуаций. В последующем избегание закрепляется и становится привычным паттерном поведения. Панические атаки прекращаются, но причиной их прекращения служит не исчезновение фобического расстройства, а отсутствие контакта с объектом.

Тревога ожидания проявляется страхом при представлении пугающего объекта или осознании необходимости попасть в ситуацию контакта с этим объектом. Возникают стертые вегетативные реакции, появляются мысли о непереносимости подобной ситуации; пациент, страдающий фобическим расстройством, планирует действия по предотвращению контакта. Например, больной агорафобией при необходимости посетить крупный торговый центр продумывает альтернативные варианты (посещение мелких магазинов, торгующих аналогичными товарами), пациент с клаустрофобией перед визитом в офис, находящейся на верхних этажах здания, узнает, есть ли в этом здании лестницы, которыми можно воспользоваться вместо лифта и т. д.

Больные с фобическими расстройствами осознают иррациональность собственных страхов, однако обычные рациональные аргументы (свои и окружающих) не влияют на восприятие пугающего объекта или ситуации. Некоторые пациенты, вынужденные регулярно пребывать в пугающих ситуациях, начинают принимать спиртное или успокоительные средства. При фобических расстройствах увеличивается риск развития алкоголизма, зависимости от транквилизаторов и других препаратов. Истощающий страх, ограничения в социальной, профессиональной и личной жизни часто провоцируют депрессии. Кроме того, фобические расстройства нередко сочетаются с генерализованным тревожным расстройством и обсессивно-компульсивным расстройством.

Диагностика и лечение фобических расстройств

Диагноз устанавливают на основании анамнеза, выясненного со слов пациента. В процессе диагностики фобических расстройств используют шкалу Занга для самооценки тревоги, шкалу тревоги и депрессии Бека и другие психодиагностические методики. При постановке диагноза учитывают критерии DSM-4. Тактика лечения определяется индивидуально с учетом вида, длительности и тяжести фобического расстройства, наличия сопутствующих расстройств, психологического состояния пациента и его готовности к использованию тех или иных методов.

Наиболее эффективной психотерапевтической методикой лечения фобических расстройств считается когнитивно-поведенческая терапия. В процессе лечения используются различные техники. Чаще всего применяется системная десенсибилизация на фоне глубокой мышечной релаксации. Вначале психолог или психотерапевт обучает больного с фобическим расстройством специальным приемам расслабления, а затем помогает ему постепенно погружаться в пугающие ситуации. Наряду с системной сенсибилизацией может использоваться принцип наглядности (наблюдение за другими людьми в пугающих пациента ситуациях) и другие приемы.

Психоаналитики считают, что фобическое расстройство является внешним симптомом, выражением тяжелого внутреннего конфликта. Для устранения фобии необходимо обнаружить и устранить конфликт, лежащий в ее основе. В качестве средств для выявления проблемы, скрывающейся за фобическим расстройством, используются беседы и анализ снов больного. В процессе работы пациент не только обнаруживает и прорабатывает внутренний конфликт, но и укрепляет свое «Я», а также избавляется от привычной реакции патологической регрессии в ответ на травмирующие внешние воздействия.

При необходимости когнитивно-поведенческую терапию и психоанализ при фобических расстройствах проводят на фоне медикаментозного лечения антидепрессантами и транквилизаторами. Лекарственные препараты обычно назначают короткими курсами, чтобы избежать привыкания. Прогноз определяется тяжестью фобического расстройства, наличием сопутствующих заболеваний, уровнем мотивации пациента и его готовностью к активной работе. При адекватной терапии в большинстве случаев удается добиться улучшения или длительной ремиссии.

Источник

ТЕМА 6

СИНДРОМЫ СТРАХОВ: ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИИ

1. Понятие про синдромы страхов, их виды.

2. Школьная фобия как проявление страха разлуки.

3. Формы уклонения от школы и критерии их различения.

4. Причины возникновения школьной фобии.

5. Особенности терапии школьной фобии.

Понятие про синдромы страхов, их виды

Под названием «синдромы страхов» объединяются различные клинические варианты нарушений, для которых характерны два признака: необычайно интенсивный, ситуационно спровоцированный страх и столь же выражен­ное избегающее поведение.

Традиционно отличают страх, направленный на определенный объект или определенную ситуацию, от генерализованно­го, неспецифического, «свободно плавающего» страха. Первый вариант страха соответствует клинической картине фобии, второй – неврозу страха. Это разделение в последние годы было дифференцировано далее, что, од­нако, не привело к более четкой классификации состояний страха. Часто это даже не­возможно, так как различные формы страхов могут комбинироваться друг с другом. Принципиально можно выделить три вида страхов:

1) фобические страхи,вызываемые определенными объектами и ситуациями; к ним относятся агорафобия, социальные и моносимптомные фо­бии (называемые также специфическими или изолированными фобиями);

2) флюктуирующие страхи(приступы страхов), не связанные с определенными объектами или ситуациями и возникающие в виде паники; к ним относятся панические расстройства или панические атаки;

3) генерализованные страхиєто не приступы, а длительные переживания, не связанные с определенными ситуациями или объектами; эту форму страха называют также «свободно плавающей».

При всех видах страхов возможны изменения на трех уровнях, которые могут быть выражены в разной степени.

1.На уровне переживаний.Опасения, ощущение причиняемого ущерба, мысли о том, как избежать определенных угрожающих ситуаций.

2.На уровне поведения. Стратегии избегания, такие, как бегство, уклонение, уход из дома, уход от ситуации, а также «сигналы безопасности», ассоциируемые с определенной ситуацией, устраняющей страх. Под этим понимают объекты или ситуации, которые как бы страхуют от экстремальных угроз, поскольку позволяют быстро прибегнуть к помощи (например, те­лефон для вызова терапевта, присутствие определенного лица, таблетка в сумке).

3.На физиологическом уровне.Общеизвестные физиологические проявления, сопровождающие страх, такие как учащение пульса, потливость, учащенное дыхание и т. п.

Разделение на эти три уровня имеет большое значение, как для диагно­стики, так и для терапии. Различные диагностические критерии постоянно используются с учетом этих трех уровней. Существуют также методы лечения состояний страха, охватывающие все три уровня.

Для клинициста это разделение уровней очень важно в тех случаях, ко­гда состояние страха носит патологический характер и когда его еще мож­но отнести к физиологическим отклонениям. Такое разделение не всегда абсолютно однозначно, однако есть критерии, которые в известной степе­ни могут считаться надежными. О патологическом страхе можно говорить при наличии следующих проявлений (Marks, 1969; Remschmidt, 1973, 1978):

1) чрезмерная интенсивность страха (количественный аспект);

2) необычное содержание страхов и необычность объектов, вызываю­щих эти состояния (качественный аспект);

3) несоразмерность реакции страха с ситуацией, в которой он возни­кает;

4) хронификация реакции страха;

5) отсутствие у индивида возможностей для ослабления или преодоле­ния страха;

6) существенный ущерб, наносимый состоянием страха, качеству жиз­ни, обычному для данного возраста.

Важным для понимания феноменом является типичная возрастная динамика страха в процессе развития индивида. В соответствии с изме­нением потенциальных опасностей в детском и подростковом возрасте изменяются и объекты страха. В то время как у детей младшего возрас­та (до 8 лет) преобладают страхи, связанные с воображением (например, страх перед ведьмами, чертями, привидениями), и некоторые реальные страхи, с началом пубертатного периода на первый план выступает страх перед авторитарными личностями, социальными ситуациями и ситуациями, связанными с высокими требованиями (Remschmidt, 1973).

Далее следует отметить высокую корреляцию между страхами родителей и их детей, а также определенные стили взаимоотношений в семье (напри­мер, гиперпротекция, симбиотические отношения между матерью и ребен­ком), способствующие возникновению выраженных состояний страха.

У детей и подростков, так же как и у взрослых, страхам больше подвер­жены лица женского пола; эти половые различия становятся более отчетли­выми с наступлением пубертатного возраста.

Что касается начала заболевания, то многие моносимптомные (специфические) фобии возникают уже в детском возрасте (особенно страх перед животными), тогда как социальные фобии чаще всего начинаются в пубер­татном периоде и в раннем подростковом возрасте. Это связано и со специ­фическими возрастными изменениями в содержании страхов, которое с началом пубертатного периода резко изменяется в направлении социальных ситуаций.

Следует различать четыре группы синдромов страха, ко­торые выделяются и в современных классификационных схемах. Это сле­дующие группы:

1) страх разлуки и школьная фобия;

2) фобические синдромы;

3) панические атаки и агорафобия;

4) генерализованное тревожное расстройство (синдром страха, ран­ний невроз страха).

Мы подробнее остановимся на первой из этих групп ввиду ее важности для понимания интерактивных процессов в семьях.

Источник

Читайте также:  Когда у плода определяют синдром дауна