Синдром студента медика 3 курс

Синдром студента медика 3 курс thumbnail

Синдром студента медика 3 курсСреди моих друзей есть люди самых разных возрастов и профессий. Помимо программистов, бухгалтеров, музыкантов, писателей и художников имеется также пара-тройка врачей, как начинающих, так и достаточно опытных. Именно на особенностях их профессии, а, точнее, обучения я бы хотела остановиться.

Как известно, далеко не все доктора сразу рождаются светилами. Таких, как Гиппократ или Пирогов, единицы на несколько поколений. Остальные же добиваются результатов кропотливым трудом и настойчивостью. В медицинских ВУЗах первые два курса являются сугубо теоретическими. Их основная задача – дать будущему специалисту понятие о функционировании здорового организма, без которого совершенно невозможно представить, что же происходит в организме человека больного. В большинстве своем к начальным курсам у студентов отношение довольно скептичное: сотни страниц материала, постоянные зачеты и экзамены, страшные длиннющие слова, произнести которые без запинки с первого раза способен, как минимум, ассистент кафедры. Потому все в один голос кричат: «Практика! Где же практика?! В клинику хочу!». Особенно сильно желание наконец-то попасть на занятия в настоящую больницу просыпается тогда, когда одногруппники, закончившие колледж, рассказывают, как это круто – ходить по палатам, общаться с реальными пациентами и присутствовать на операциях. Но ни кто из них почему-то не предупреждает о такой волшебной штуке, которая носит красивое название «Синдром третьего курса».

Мы все умрем!

Синдром студента медика 3 курсПо опыту моих друзей, я могу сказать, что этот синдром «цепляется» к 99% юных медиков. Что же он собой представляет? Все очень просто! Попадая в больницу, студенты начинают не только изучать всевозможные заболевания, но также созерцать больных с этой патологией и работать с ними. Значит, все симптомы болезни они знают очень хорошо. И здесь начинается самое интересное: волей-неволей будущие доктора начинают искать эти самые симптомы у себя. Результат таких диагностических поисков может быть самый различный, так как юный врач – это еще существо чрезвычайно мнительное и легковнушаемое. Двоечникам, конечно, в такой ситуации гораздо проще – меньше знаешь, крепче спишь, здоровее будешь. А вот светлые головы будущих профессоров очень и очень страдают, находя у себя все новые признаки неизлечимых и доселе неизвестных официальной медицине заболеваний.

И амилоидоз, пожалуйста, заверните. Мне с собой!

Синдром студента медика 3 курс

Подруга достаточно часто рассказывала мне истории о своей одногруппнице, у которой синдром третьего курса проявлялся наиболее ярко. Барышня по имени Наташа с первого дня обучения отличалась огромной целеустремленностью, но очень нерационально планировала свое время. Если она писала конспект, то практически полностью копировала учебник, если заучивала термины, то часами. В результате учиться ей приходилось круглые сутки, а в группе перед каждой сессией принимали ставки на то, сколько дней подряд Наташа сможет не спать вообще. Должна сказать, что со временем ситуация слегка улучшилась, и к пятому курсу девушка уже могла даже позволить себе гулять по вечерам. Но сейчас не об этом. Наташа не отличалась крепким здоровьем: еще с первого курса ее беспокоила экзема и киста яичника. Все было хорошо до начала занятий на клинических кафедрах. С каждой новой дисциплиной она (а, соответственно, и ее одногруппники) узнавала все больше о себе. Чтобы вы поняли все масштабы катастрофы, я списком оформлю полученные результаты:

  • На терапии было установлено, что у нее есть порок сердца. Правда, незначительный, но есть. И болезнь Жильбера.
  • На дерматовенерологии оказалось, что ее экзема требует серьезного лечения глюкокортикостероидами, так как она протекает не совсем типичным образом.
  • На гинекологии она нашла у себя аденомиоз и эндометриоз.
  • На онкологии полученные знания были усовершенствованы, что позволило предположить у себя новообразование матки. И проблемы с родинками, естественно (к слову, через них прошли почти все студенты).
  • На нейрохирургии она поняла, что беспокоящие ее головные боли вполне соответствуют клинической картине рака головного мозга.

Заметьте, это только «основные» болезни. А сколько было всякой мелочи от аденоидов до птичьего гриппа! Как вы понимаете, жить человеку с таким феерическим букетом было бы затруднительно. Но Наташа продолжала активно учиться, иногда – гулять с подругами, и строить планы на будущее. К счастью, медленно, но уверенно ее друзьям удавалось выбивать дурь лишнюю информацию из ее головы и разучивать примерять все заболевания «на себя».

Все умрут – а я грейпфрут

Синдром студента медика 3 курсВыслушивая увлекательные рассказы, я понимала, что студентам-медикам достаточно нелегко учиться не только по причине огромного количества изучаемого материала, но и в связи с чрезмерной внушаемостью. Это только кажется, что можно наплевать и спокойно изучать все заболевания. Нет-нет, и даже у самого прагматичного студента возникнет в голове шальная мыслишка: «А вдруг это именно ОНО?». И что прикажете потом делать, если память услужливо предлагает подробные сведения о НЕМ, несмотря на то, что ОНО изучалось несколько лет назад. Поэтому не стоит думать, что синдром третьего курса – это проблема лишь третьекурсников. Этот страшный монстр крадется по пятам за трудолюбивыми медиками до выпускного, а иногда и во время работы дает о себе знать. Чтобы полностью от него избавиться, необходимо иметь немалую силу воли, которая, к сожалению, не у всех есть.

Читайте также:  Чем опасен острый коронарный синдром

Даже один из моих знакомых практикующих врачей, опытный, бесстрастный и циничный хирург, до сих пор время о времени за бокалом вина признается в том, что он «очень болен». Говорится это скорее в шутку, чтобы поделиться своими переживаниями и понять, что они и яйца выеденного не стоят. Но мне все больше кажется, что на двери приемной комиссии медицинских ВУЗов во избежание лишних проблем следует повесить табличку «Мнительным вход воспрещен!».  

Источник

От этого недуга не умирают и не ложатся в больницу, от него нет лекарств, а способ вылечиться только один – наплевать и улыбнуться. Студенты-медики рассказали «Республике» о «синдроме третьего курса»
Илона Тунанина
fb.com/ilona.tunanina
Вам, конечно, приходилось слышать о некоем заболевании – и холодеть в испуге, понимая, что вы по всем признакам страдаете именно этим недугом? Это нервирующее явление называется «синдром третьего курса»

Болезнь, которую не надо лечить
Изучая болезни, студенты-медики «примеряют» их на себя. Гипертонический криз, диабет, СПИД, педикулез, беременность, анемия, шизофрения – какое разнообразие диагнозов ставят себе студенты! И если одних одолевает пара-тройка недугов, то самые мнительные «болеют» всем подряд.
«Сидишь на лекции и понимаешь, что у тебя все признаки сахарного диабета, тонзиллита, и как ты вообще живешь с анемией 3 степени?» – рассказывает студентка крымского медуниверситета Ольга Долгополова. Как и многие сокурсники, Оля переживала эту болезнь на третьем курсе. Почему именно на третьем? Потому что в этом время в медицинских вузах начинают изучать патологии.
«На первых двух курсах нам рассказывали, как все функционирует в норме, – говорит Оля. – А на третьем курсе мы приступили к изучению болезней. И тут началось. Преподаватель рассказывает про педикулез, а у тебя резко начинает чесаться голова. Говорит, что если больше трех недель беспокоит кашель, нужно сделать рентген – вдруг туберкулез, и тут же впадаешь в панику, непроизвольно находишь у себя все симптомы, не только у себя – у всех своих знакомых».
При этом Оля отмечает, что название «болезнь третьего курса» не совсем точное. Мнительность присуща большинству будущих врачей, независимо от курса. Ольга до сих пор примеряет на себя некоторые болезни, хотя уже с меньшим энтузиазмом.
«Например, на парах по эндокринологии спрашиваешь у преподавателя: у троюродной прабабушки сахарный диабет, может, я тоже в группе риска?» – смеется Оля.
Со временем страхов, вызванных эмоциями, становится меньше. «Начинаешь думать объективно: так, до пары о вшах в моей голове и речи не шло, и ничего меня не беспокоило, зачем я накручиваю, да и откуда им взяться?!» – рассуждает Ольга.

Не только у студентов
«Обычно приступ „болезни третьего курса“ начинается прямо на лекции, – говорит студентка 4 курса Сусанна Номанова. – Преподаватель перечисляет симптомы какого-нибудь заболевания – а ты вдруг замечаешь, что половина этих симптомов есть у тебя! Появляются подозрения, начинаешь штудировать учебники и интернет… В итоге понимаешь, что главных признаков заболевания у тебя нет, успокаиваешься – до следующего раза».
Сусанна «находила» у себя болезни сердца, пищеварительной системы. Чтобы проверить подозрения, делала рентген, ЭКГ, сдавала анализы по поводу и без.
Это, кстати, эффективный способ победить несуществующую «болезнь». Привыкшие к «синдрому третьего курса» преподаватели сразу шлют мнительных студентов на обследование.
«Термин „болезнь третьего курса“ – условный, ведь придуманные недуги беспокоят не только будущих медиков, но и обычных людей», – считает студент 5 курса Павел Дорошенко.
«Практически у любого человека, прослушавшего лекцию по медицине, возникнут подозрения, – утверждает Павел. – Так проявляется инстинкт самосохранения – и это нормально, если не выходит за рамки разумного».
Сейчас, благодаря доступности информации, число таких случаев растет. В прошлом люди подбирали себе болезни по медицинским энциклопедиям, теперь медвежью услугу оказывает интернет.

Улыбайся, если хочешь быть здоров!
Подозревая у себя симптомы какого-либо недуга, человек может по-настоящему заболеть, утверждает психиатр Игорь Якушев, кандидат медицинских наук.
«Мнительность может довести человека до неприятностей, даже до смерти, такие случаи были, – рассказывает врач-психиатр. – Все дело в том, что, подозревая у себя симптомы какой-либо болезни, человек сам внушает себе, что она есть. И, что самое печальное, организм начинает сам вырабатывать те вещества, которые способствуют развитию как раз этого заболевания, так сказать, „помогать“ ему. Так что не представляйте себя в больничной палате, на приеме у врача, тем паче, извините, на кладбище».
Крымчанку Светлану Семенову в таких ситуациях спасает юмор. Ее семилетняя дочь Злата часто примеряет на себя чужие болезни – и впадает в панику. «На днях заходит с улицы, а по телевизору идет сюжет про обморожения, Злата услышала, прибежала ко мне, протягивает покрасневшие руки и спрашивает: „У меня обморожение? Мне теперь пальцы отрежут?“, – говорит Светлана. – Или в школе играла с мальчиком, у которого якобы конъюнктивит. Так Злата сказала, не знаю, откуда у нее такое предположение. После этого она бегала весь вечер к зеркалу – проверяла глаза, расчесывала их и просила заварить чай, чтобы промыть. Лежала на диване – „умирала“. Пришлось позвонить маме мальчика, уточнить диагноз. Выяснилось, что у него гайморит. Сказала Злате, она успокоилась, но тут же уточнила, что такое гайморит. Пришлось сказать, что такое только у мальчиков может быть».

Читайте также:  Определение синдрома боли в животе

«…Я добрался до холеры, прочел о ее признаках и установил, что у меня холера, что она мучает меня уже несколько месяцев, а я об этом и не подозревал. Мне стало любопытно: чем я еще болен? Я перешел к пляске святого Витта и выяснил, как и следовало ожидать, что ею я тоже страдаю; тут я заинтересовался этим медицинским феноменом и решил разобраться в нем досконально. Я начал прямо по алфавиту. Прочитал об анемии – и убедился, что она у меня есть и что обострение должно наступить недели через две. Брайтовой болезнью, как я с облегчением установил, я страдал лишь в легкой форме, и, будь у меня она одна, я мог бы надеяться прожить еще несколько лет. Воспаление легких оказалось у меня с серьезными осложнениями, а грудная жаба была, судя по всему, врожденной. Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка…».

Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»

Источник

Психология сегодня стала модной,  это отрадно, душевное здоровье стало ценным! Люди чаще обращаются к психологу для решения своих вопросов и перестали думать, что помощь специалиста-профессионала, это  бесполезная трата  времени и денег. Напротив, воспринимают обращение к психологу как факт необходимого и полезного действия.

Вместе с тем есть и обратная сторона. Многие просвещаются “психологической” литературой купленной на развалах у метро. Переизбыток информации ведёт к “синдрому третьего курса “! Будучи студенткой медицинского, это весьма интересно  проявляется.  

Дело в том, что на третьем курсе начинается «практика» –  это когда полученные знания за три года начинаешь узнавать в пациентах. Открывается настоящий мир медицины. НО! Пациентами становятся не только лица находящиеся в стационаре, а  все, кто попадается под формат полученных знаний: близкие люди, друзья, однокурсники.  Процесс закручивается увлекательный, даже самый маленький прыщик на щеке можно рассматривать как онкологию, а уж если замечены «синяки» под глазами, то это может быть явный признак сложно протекающего заболевания.  

Ещё нет опыта, поэтому студенты сознательно, а иногда и не сознательно ставят всем подряд диагнозы и даже пытаются лечить.

В области психологии случается нечто подобное. Только синдром «третьего курса» ещё  называют «психологизацией проблемы/обстоятельств», может проявляться у людей интересующихся психологией, но не имеющих к ней профессионального отношения.

Процесс в этом случае очень схож. Люди вычисляют у себя неврозы и комплексы, начинают их пытаться разобрать. Таким образом, зацикливаются  на своих проблемах, без возможности посмотреть на них со стороны. Понятно, что ни к чему хорошему это не приводит.

Синдром третьего курса

Сюжет из практики: при разборе ситуации на приёме, выясняется, что камнем преткновения для развода молодой семьи, явился секс, точнее его отсутствие со стороны жены. Двигаясь вглубь проблемы, проясняя детали, мой многолетний опыт в медицинском учреждении шепнул на ухо, что жене нужна консультация врача. Слушая клиентку, анализируя её слова и ответы на наводящие вопросы было очевидно, что присутствует психологизация проблемы.
Клиентке было весьма странно и удивительно принять мою рекомендацию. Она же к приходу ко мне, прочитала МНОГО книг о женской сексуальности и её влиянии на семейную жизнь, о сексе в семье, и могла многое объяснить сама.

После нескольких аргументов в сторону консультации  у врача, с  рекомендацией согласилась. Прошла обследование, результаты не вдохновили, но расставили точки над “и”. 
Наша совместная работа  возобновились после проведённого лечения, но уже совсем в другом русле. Брак сохранен, семья вышла на новый виток чувств, эмоций и развития. 

Развиваться психологически – это прекрасно! Но, если долгое время вы не можете решить какую-то проблему, выйти из сложившихся обстоятельств или постоянно испытываете негативные эмоции – перестаньте психологизировать просходящее. Однозначно надо идти к профессионалу. В отличии от психологического бестселлера, который «точно знает, что вам нужно», психолог видит вашу проблему беспристрастно и со стороны.

Увлечение и изучение психологической литературой  безусловно необходимо, это позволит более осознанно подходить к сложившимся ситуациям в жизни.
 

С  пожеланиями осознанности и благополучия, Дядчук Анастасия.

Источник

Болезнь студентов-медиков (также известная как синдром второго курса или синдром стажера ) – это состояние, о котором часто сообщают студенты-медики , которые ощущают себя испытывающими симптомы болезни, которую они изучают.

Читайте также:  В каком возрасте узнают синдром дауны

Состояние связано со страхом заразиться рассматриваемым заболеванием. Некоторые авторы предположили, что это состояние следует называть нозофобией, а не «ипохондрией», потому что цитируемые исследования показывают очень низкий процент ипохондрического характера состояния, и, следовательно, термин «ипохондрия» будет иметь зловещие терапевтические и прогностические показания. Ссылка предполагает, что состояние связано с непосредственной озабоченностью рассматриваемыми симптомами, что приводит к тому, что ученик чрезмерно осознает различные случайные психологические и физиологические дисфункции; Случаи мало коррелируют с тяжестью психопатологии , а скорее со случайными факторами, связанными с обучением и опытом.

Обзор

Баарс (2001) пишет, что студенты-медики, которые впервые изучают «пугающие болезни», обычно испытывают яркое заблуждение, что они заболели такими заболеваниями, и описывает это как «временный вид ипохондрии». Баарс говорит, что этот опыт настолько распространен, что получил название «синдром студента-медика».

Ходжес (2004), просматривая литературу, сказал, что «первые описания болезней студентов-медиков появились в 1960-х». Возможно, он имел в виду эту фразу, поскольку само явление было замечено намного раньше. Джордж Линкольн Уолтон (1908) сообщил, что

С медицинскими инструкторами постоянно консультируются студенты, которые опасаются того, что у них изучаются заболевания. Осознание того, что пневмония вызывает боль в определенном месте, приводит к концентрации внимания на этом участке, что вызывает тревогу при любом ощущении там. Простое знание местоположения аппендикса превращает самые безобидные ощущения в этой области в симптомы серьезной угрозы.

Ходжес также сказал, что в 1960-х годах было предложено:

Это явление вызывало значительный стресс у студентов и присутствовало примерно у 70-80 процентов студентов … в работах, написанных в 1980-х и 1990-х годах, это состояние концептуализировалось как заболевание из психиатрического спектра ипохондрии … Маркус обнаружил, что Содержание сновидений студентов-медиков второго года обучения часто связано с личными недугами. Испытуемые Маркуса рассказывали о многих сновидениях, в которых они страдали, в том числе, заболеваниями сердца, глаз и кишечника.

Далее Ходжес описал работу Мосса-Морриса и Петри, которые рассматривали болезнь студентов-медиков как «нормальный процесс восприятия, а не форму ипохондрии». Изучение болезни “создает ментальную схему или представление о болезни, которое включает в себя название болезни и симптомы, связанные с этим состоянием. Как только это представление сформировано, симптомы или телесные ощущения, которые человек испытывает в настоящее время, согласуются с схема может быть замечена, а несогласованные симптомы игнорируются “.

Хоус и Сальковскис (1998) отметили, что «у студентов-медиков часто появляются страхи и симптомы болезни. Это называется болезнью студентов-медиков, нозофобией, ипохондрией студентов-медиков и медицинским студентитом». Они упомянули два исследования, одно из которых пришло к выводу, что около 70% студентов-медиков испытывают необоснованные медицинские опасения во время учебы, а другое обнаружило, что 78,8% случайно выбранной выборки студентов-медиков имели в анамнезе «болезнь студентов-медиков». Тем не менее, они ссылаются на ряд исследований, показывающих аналогичную частоту ипохондрии у студентов-юристов и других студентов, не изучающих медицину, которые, по их словам, ставят под сомнение «широко распространенное мнение о том, что студенты-медики чаще других испытывают чрезмерную тревогу за свое здоровье. . ”

В популярной культуре

В эпизоде ​​телешоу Scrubs под названием «Наши проблемы с вождением» рассказывается о классе студентов-медиков, которые, несмотря на предупреждения о болезни студентов-медиков, тем не менее страдают от нее.

В индийском фильме « Дхармадурай» (тамильский) с Виджаем Сетупати в главной роли одна из главных героинь доктор Стелла страдает синдромом второго года жизни.

В восьмом эпизоде ​​канадского телешоу Total Drama, второй сезон Total Drama Action под названием «Один грипп над гнездом кукушки» представляет собой испытание для участников, где они вынуждены всю ночь читать учебники по медицине – в сочетании с недостатком сна. у многих участников была болезнь студентов-медиков, и, в конце концов, именно Лешона успокаивает остальных участников после того, как выясняет, что болезни, которые, по их мнению, у них были, были поддельными, обеспечивая победу ей и ее команде.

В романе « Оранжевый код» Митти, студент, изучающий оспу для доклада, находит корки оспы в старой книге и задается вопросом, могут ли они все еще передавать вирус. Он считает, что заразился оспой после того, как почувствовал себя плохо.

Смотрите также

  • Апофения
  • Киберхондрия
  • Самодиагностика

Ноты

Рекомендации

  • https://www.medicalis.ro/2009/?q=node/38
  • Синдром студента-медика: нозофобия, представленная как острая ипохондрия, (2008) Thakur N, Preunca B, Университет медицины и фармации Виктора Бабеша, Тимишоара , Румыния
  • Баарс, Бернард Дж. (2001). В Театре Сознания: Рабочее пространство Разума . Oxford University Press, США. ISBN   0-19-514703-0 .
  • Ходжес, Брайан. (2004) Органы студентов-медиков и педагогика саморефлексии, самооценки и саморегуляции, JCT Рочестер (Журнал теоретического изучения учебных программ) 20 (2) 41.
  • Хоуз, Оливер Д. и Пол М. Сальковскис (1998) Беспокойство о здоровье у студентов-медиков. The Lancet v351.n9112 (2 мая 1998 г.): pp1332.
  • Уолтон, Джордж Линкольн (1908) Почему беспокоиться? Дж. Б. Липпинкотт, Филадельфия. Текст проекта Гутенберг

Источник