Синдром тяжелой головы у новорожденных что это

Синдром тяжелой головы у новорожденных что это thumbnail

Головной мозг человека сложный орган, который отвечает за передачу нервных импульсов всем системам человеческого организма. Любое нарушение в его функционировании указывает на наличие проблем в его развитии. Одной из причин может быть перинатальное поражение ЦНС, а также резидуально органическое поражение центральной нервной системы. Но, обо всем по порядку…

Общие сведения

Итак, поражение нервной системы, как указано ранее подразделяются, на:

  • Перинатальное.
  • Органическое.

Перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС), что это такое? ППЦНС это патология, которой подвержены неродившиеся младенцы, то есть, нарушения начинают формироваться еще во время развития плода в утробе матери. Развиться такой недуг, может в одном из трех подпериодов, на которые собственно и разделен перинатальный период развития малыша:

  • антенатальный (наступает после 28 недели формирования плода);
  • интранатальный (непосредственно момент родов);
  • неотнатальный или постнатальный (первые семь дней жизни младенца).

Данная патология не всегда является приговором.

Гипоксия плода – одна из причин ППЦНС

Что касается органического поражения, то такой недуг характерен не только для новорожденных и детей раннего возраста, но может наблюдаться и у взрослых и основная причина развития недуга — изменения, происходящие в структуре клеток головного мозга.

Различают три степени тяжести болезни:

  • легкое;
  • среднее;
  • тяжелое.

Причины

Так как два этих подвида имеют разные названия, соответственно и причины их возникновения отличаются. Однако, у новорожденных причина может и совпадать.

Перинатальное

Так, перинатальное поражение в основном происходит в результате асфиксии (удушения) младенца, которое в дальнейшем приводит к таким последствиям, как поражение ЦНС. Однако, асфиксия не всегда является определяющим фактором в развитии недуга. Риск возникновения недуга увеличивается, если имеется свидетельство того, что будущая мама во время беременности перенесла такие болезни, как:

  • цитомегаловирус;
  • токсоплазмоз;
  • краснуха;
  • герпетическое поражение;
  • сифилис.

Существует классификация причин, способствующих данному заболеванию:

  • гипоксически — ишемическое (постгипоксическое);
  • травматическое;
  • гипоксически — травматическое;
  • гипоксически — геморрагическое.

Гипоксически — ишемическое

Данная причина характерна для антенатального и интернатального периода жизни младенца. Возникает в результате однократного или систематического недостатка кислорода ребенка. Такое может произойти в связи с тонусом матки в результате которого передавливается пуповина и малыш может недополучать не только кислород, но и некоторые питательные вещества. Более того, в момент родов зачастую существует вероятность обвития пуповины вокруг шеи, что неминуемо приводит к удушению. У тех детей, которых во время родов произошло подобное и может наблюдаться нарушения ЦНС.

Механизм формирования гипоксически-ишемического поражения

Травматическое

К данному фактору относят все травмы, которые могли быть получены малышом в процессе родов, а также в неонатальный период. Как правило, это травмы шеи, позвоночника, а в особо сложных случаях и травмы черепа.

Гипоксически — травматическое

К данному фактору относят совокупность причин (такая причина еще носит название — смешанного генеза), а именно удушение младенца во время антенатального или интернатального периода, а также травмы, полученные во время интернатального периода вследствие неправильного расположения плода в утробе или непрофессиональных действий врачей. Данный фактор является намного серьезней, чем первые два, так как совокупность причин приводит к более серьезным последствиям. Но, в зависимости от характера асфиксии и травм возможна и легкая форма перинатального нарушения.

Вариант травмирования при родах

Гипоксически — геморрагическое

Данная причина является одной из наиболее серьезных и происходит в момент родов. Когда в результате длительной асфиксии происходит кровоизлияние и нарушение кровообращения головного мозга. В зависимости от локализации возможны последствия различной степени тяжести.

Органическое

Данные нарушения бывают:

  • приобретенными;
  • врожденными.

Врожденные возникают на этапе развития плода в утробе матери и основными причинами формирования данной патологии являются:

  • ведение нездорового образа жизни беременной женщины (курение, употребление спиртных напитков или наркотиков);
  • злоупотребление некоторыми медикаментозными препаратами;
  • инфекционные болезни, перенесенные во время беременности (краснуха, ангина, грипп и т. п.);
  • при нейроинфекции, которая была перенесена во время беременности (энцефалит, менингит);
  • подверженность сильному стрессу во время вынашивания ребенка;
  • облучение мамы радиацией, токсическими или химическими веществами;
  • наследственная предрасположенность к некоторым психическим или неврологическим болезням;
  • патологии во время беременности;
  • наличие у будущей мамы демиелинизирующего заболевания нервной системы;
  • при вич-инфекции;
  • приобретенные или резидуальные нарушения возникают в результате родовых травм.
Поддержка недоношенного младенца

Симптоматика

Как правило, поставить диагноз верно, может, только невропатолог, который определит, ППЦНС или органическое поражение нервной системы у малыша. Симптомы таких недугов во многом похожи, но имеются и свои отличия.

Так, ППЦНС, в зависимости от степени тяжести имеет следующие симптомы:

Легкая

  • чрезмерная возбудимость;
  • слабая мышечная реакции на внешние раздражители;
  • косоглазие;
  • тремор подбородка, конечностей;
  • хаотичное движение глазными яблоками;
  • нервные подергивания.

Средняя

  • отсутствие эмоциональных проявлений;
  • проблемы со стулом;
  • бледность кожных покровов;
  • паралич или парез конечностей;
  • судорожные рефлексы;
  • чрезмерная чувствительность на внешние раздражители;
  • неконтролируемые движения глаз.

Тяжелая

  • судорожные рефлексы;
  • почечная недостаточность;
  • нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
  • сбои в дыхательной системе;
  • частичная или полная потеря зрения.

Возможно, формирование комплекса нарушений, характерных для детского церебрального паралича (ДЦП)

Кроме того, в зависимости от того, когда ребенок появился на свет (раньше положенного срока или в срок), клиническая картина бывает разной.

Так, при появлении на свет раньше положенного срока у малыша могут наблюдаться судорожные рефлексы, проблемы с дыхательной системой, кроме того, наличие двигательных нарушений у таких детей считается серьезным звоночком для родителей.

Что касается младенцев, которые родились точно в срок, то основными симптомами могут быть: угнетение двигательной активности, чрезмерна возбудимость, судороги, в дальнейшем, возможно, развитие косолапие и даже гидроцефалии.

В свою очередь, основные клинические синдромы резидуально — органического поражения следующие:

  • чрезмерное переутомление, частая усталость;
  • чрезмерная раздражительность;
  • проявление агрессии;
  • психическая неустойчивость;
  • частая смена настроения;
  • снижение интеллектуального уровня;
  • душевные переживания;
  • заторможенность;
  • речевые расстройства в более взрослом возрасте;
  • рассеянность, которая проявляется довольно часто.

Возможно, что пациент может страдать нарушениями личности, инфантилизмом, у больного могут проявляться симптомы, которые возникают при умственной отсталости. Опасность подобного нарушения заключается в том, что оно может привести к инвалидизации и даже смерти больного, при отсутствии должного лечения.

Диагностика

Диагностические мероприятия при данных нарушениях проводятся с целью узнать истинную причину развития того или иного недуга, так как одного осмотра у невропатолога будет достаточно, чтобы он определил наличие нарушения. Внешний осмотр даст врачу возможность понять, что с малышом не все в порядке, после чего он в обязательном порядке назначит комплексную диагностику, которая в себя включает:

  • электроэнцефалограмма;
  • реоэнцефалограмма;
  • УЗИ головного мозга.

В случае если налицо ППЦНС врач, помимо вышеперечисленных назначает другие методы исследования, а именно:

  • доплерография сосудов головного мозга;
  • нейросонография;
  • рентгенограмма черепа;
  • рентгенограмма позвоночника;
  • несколько вариантов томографии головного мозга.

Кроме того, такому больному в обязательном порядке назначают консультацию у других специалистов, в частности:

  • офтальмолог;
  • логопед;
  • психолог.

Лечение

При обнаружении одного из перечисленных выше недугов лечение необходимо начинать незамедлительно, так как высока вероятность полного излечения.

В случае если налицо тяжелая форма развития недуга больной может быть помещен в реанимационное отделение. Это не значит, что малыш находится в критическом состоянии просто в данном отделении имеется все необходимое для экстренного улучшения состояния ребенка. В частности, больному могут потребоваться:

  • искусственная вентиляция легких;
  • противосудорожные препараты;
  • парентеральное питание.
Читайте также:  Сколько в россии детей с синдромом дауна

Кроме того, показано следующее лечение:

  • успокоительные препараты;
  • психотропные вещества;
  • ноотропные препараты;
  • антипсихотические вещества;
  • комплекс витаминов и минералов для естественной поддержки неокрепшего организма.

Помимо прочего, при наличии показаний ребенку может быть назначено:

  • массаж;
  • кинезотерапия;
  • физиотерапия;
  • рефлексотерапия;
  • иглоукалывание.

Уточненные данные, относительно состояния ребенка позволят дополнительно назначить ему такой вариант лечения, как нейрокоррекция.

Нейрокоррекция — это комплексное лечение, направленное на восстановление утраченных функций головного или спинного мозга. Этот вариант лечения относится к восстановительному.

Характер сформировавшихся негативных последствий свидетельствует о том, какая именно нейрокоррекция необходима. Это может быть:

  • занятия с логопедом;
  • психологическое лечение (психолог);
  • обращение в специализированные учреждения, при наличии слабоумия или факторов, свидетельствующих об умственной отсталости.

Прогноз и последствия

Как правило, прогноз при легких поражениях и поражениях средней степени тяжести довольно благоприятен. Примерно 80% пациентов полностью избавляются от симптомов недуга, а у остальных 20% возможны незначительные проявления в виде нервных тиков или проявления, связанные незначительными отклонениями, которые может определить лишь опытный врач.

Что касается тяжелой степени поражения, а также несвоевременного лечения недуга, последствия могут быть куда серьезнее, а именно:

  • неврастения;
  • эпилепсия;
  • посттравматическое стрессовое расстройство;
  • истерические припадки;
  • полное или частичное отсутствие самоконтроля;
  • нарушения речи;
  • нарушения психики;
  • задержки в развитии головного мозга.

Такие дети сложнее приспосабливаются к окружающему их миру, имеют проблемы в общении со сверстниками. Возможно, не только позднее, но и раннее развитие ребенка.

Профилактика

Для профилактики ППЦНС или резидуально — органического нарушения нервной системы необходимо придерживаться следующих правил:

  • во время беременности полностью выполнять предписания врача;
  • вести здоровый образ жизни;
  • реагировать на малейшие беспокойства со стороны плода;
  • без необходимости не принимать никаких медицинских препаратов;
  • использовать кесарево сечение только по показаниям, а не потому, что так проще (наркоз может серьезно навредить ребенку);
  • полноценно и правильно питаться;
  • не перетруждать себя;
  • избегать стрессовых ситуаций.

Если вы хотите родить здорового ребенка, следует прислушаться к перечисленным выше правилам, так как, возможно, это в будущем сохранит вам несколько недель беспокойного сна, а ваше чадо будет вам благодарно. Берегите своих детей!

Источчник: https://nervivporyadke.ru

Источник

Для того, чтобы самостоятельно разобраться в соответствии развития вашего малыша возрастным нормам, необходимо эти нормы знать, поэтому в данном разделе мы приводим для вашего внимания основные критерии нормального развития ребенка первого года жизни.

Антропометрические данные (масса тела, рост, окружность головы, груди) служат ориентиром темпов роста и развития малыша, отражают особенности его питания, а главное, помогают привлечь внимание к определенным отклонениям в его росте и развитии.

Физическое развитие ребенка представляет собой последовательный процесс роста, обусловленный увеличением массы тела, длины, развитием отдельных частей тела и биологического созревания ребенка соответственно его возрастному периоду.

Длина тела (рост) доношенного новорожденного ребенка колеблется от 46 до 56 см. Средний рост мальчиков составляет 50,7 см, девочек – 50,2 см.

Примерная длина тела (ДТ) ребенка первого года жизни рассчитывается по формуле:

ДТ (для первых трех месяцев жизни) = ДТ (при рождении) + 3 × N, где:

ДТ – длина тела; N – число месяцев жизни; а 3 см. – средняя ежемесячная прибавка длины тела в первом квартале младенчества

Для второго квартала ежемесячное увеличение роста составляет 2,5 см., для третьего квартала – 2 см. В четвертом квартале рост увеличивается в среднем на 1 см. ежемесячно.

В течение первого года жизни младенцы вырастают в среднем на 25 – 27 см. Рост годовалого ребенка составляет 75 – 77 см.

Масса тела – это основной антропометрический показатель, который у большинства зрелых доношенных новорожденных колеблется в пределах 2700 – 4000 г.

По данным большого количества исследований средний вес новорожденного мальчика составляет 3200 – 3500 г. (средний — 3493 г.), новорожденной девочки – 3200 – 3400 граммов (средний – 3348 г.)

Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка первого полугодия:

Масса тела (МТ) = МТ (при рождении) + 800 × N, где:

МТ – ориентировочная масса тела ребенка; 800 г. – средняя прибавка массы тела в течение первого полугодия; N – возраст ребенка в месяцах (от 1 до 6)

Еще два важных антропометрических показателя – окружности головы и груди.

Окружность головы доношенного новорожденного в среднем равна 34 см. За год окружность головы увеличивается примерно на 12 см. В первые месяцы жизни голова растет очень интенсивно. К концу 1-го месяца жизни окружность головы увеличивается на 1,5 – 2 см., последующий ежемесячный прирост окружности головы соответствует 1,5 – 1 см.

Окружность головы (ОГ) измеряют одной и той же сантиметровой лентой, по линии, проходящей через наиболее выступающие бугры костей черепа (через затылочный бугор сзади и через надбровную линию спереди).

По формуле можно ориентировочно провести расчет окружности головы (ОГ) ребенка до 1 года:

ОГ (для первого полугодия) = ОГ (при рождении) + 1,5 × N;

ОГ (для второго полугодия) = ОГ в первом полугодии + 1,0 × N; где N – количество месяцев жизни.

Окружность грудной клетки у доношенного новорожденного ребенка составляет 32 – 35 см. и в норме на 1,5 – 2 см. меньше окружности головы. К трехмесячному возрасту обычно это соотношение выравнивается, т.е. окружность груди равна окружности головы, а затем это соотношение изменяется за счет более интенсивного развития грудной клетки и увеличения ее размеров. Измеряется окружность грудной клетки следующим образом: сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, идет вперед и спереди, захватывая нижний край околососковых кружков. В среднем окружность грудной клетки у новорожденного малыша за год увеличивается на 16 см.

Синдром тяжелой головы у новорожденных что этоСиндром тяжелой головы у новорожденных что это

Для определения пропорциональности (гармоничности) физического развития младенцев используют специальные индексы.

Массо-ростовой индекс -отношение массы тела к росту (при рождении). При норме индекс должен превышать 6, если он менее 6, это свидетельствует о врожденной гипотрофии, т.е. недостаточности веса, если более 7 – об его избыточности.

Сопоставление окружностей головы и грудной клетки: при рождении окружность головы на 1,5 – 2 см. больше окружности грудной клетки, в 3 месяца эти окружности равны, к 1 году окружность грудной клетки больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет ребенку.

Для контроля окружности головы и груди малыша лучше приобрести собственную сантиметровую ленту и пользоваться только ей – современные измерительные приборы имеют большие различия в величине делений.

Читайте также:  Синдром навязчивых состояний у собак

Таблица 1. Средняя прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни (ВОЗ, 2006)

Возраст, мес.

Прибавка роста за месяц, см.

Прибавка роста за истекший период, см.

Месячная прибавка массы тела, гр.

Прибавка массы тела за истекший период, гр.

1

3

3

600

600

2

3

6

800

1400

3

2,5

8,5

800

2200

4

2,5

11

750

2950

5

2

13

700

3650

6

2

15

650

4300

7

2

17

600

4900

8

2

19

550

5450

9

1,5

20, 5

500

5950

10

1,5

22

450

6400

11

1,5

23, 5

400

6800

12

1,5

25

350

7150

Психическое и двигательное развитие детей первого года жизни

В тесном взаимодействии с физическим развитием младенца, протекает эволюция его психических и двигательных навыков, однако, для грамотной оценки динамики психомоторного развития малыша, необходимо четко представлять себе физиологию «отправной точки», а именно двигательные особенности новорожденного ребенка (таблица 2).

Таблица 2. Врожденные безусловные рефлексы здорового ребенка на первом году жизни:

Хватательный рефлекс

Он проявляется во время поглаживания его ладошки или легкого касания каким- либо предметом. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони. Он в состоянии держать в одной ручке предмет весом до килограмма, а если ему удается ухватиться обоими руками за что-либо, то даже и висеть.

Синдром тяжелой головы у новорожденных что это

Поисковый рефлекс

Ребёнок поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой частью инстинкта поиска пищи и питания.

Синдром тяжелой головы у новорожденных что это

Сосательный рефлекс

Проявление: у новорождённого заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Также связан с инстинктом питания.

Синдром тяжелой головы у новорожденных что это

Рефлекс Бабинского

При проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны одновременно с поворотом стопы.

Синдром тяжелой головы у новорожденных что это

Рефлекс Моро

Ребёнок разводит и сводит реки и ноги – как реакция на громкий и внезапный звук. То же происходит, если ребёнка подбрасывают на руках

Синдром тяжелой головы у новорожденных что это

Рефлекс Бабкина

При надавливании ребёнку на ладонь, он поворачивает голову и открывает рот.

Синдром тяжелой головы у новорожденных что это

Плавательный рефлекс

Ребёнок совершает движения подобные плавательным, если положить его на живот.

Синдром тяжелой головы у новорожденных что это

Рефлекс ходьбы

Ребёнок совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности

Синдром тяжелой головы у новорожденных что это

Психомоторное развитие здорового доношенного ребенка на первом году жизни:

Возраст

Психоречевое развитие

Двигательное развитие

Новорожденность

  • Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает
  • Со 2-й недели жизни – слуховое сосредоточение (плачущий ребенок умолкает, прислушивается при сильном звуковом раздражителе)
  • Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света
  • Фиксирует и удерживает кратковременно взгляд за движущимся предметом
  • Много спит, просыпается только на кормление или когда мокрый
  • Характерна поза “эмбриона” ручки и ножки прижимает к туловищу, кисти сжаты в кулачок
  • Двигательная активность хаотическая, нецеленаправленная
  • Возможно непостоянное легкое сходящееся косоглазие
  • Возможен редкий высокочастотный тремор (дрожание) подбородка, рук при крике, кормлении

1 месяц

  • Кратковременная зрительная фиксация, плавное прослеживание за движущимся предметом
  • Слуховое сосредоточение
  • Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого
  • Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки “г”, “к”
  • Первая улыбка при общении со взрослыми или во сне
  • Лежа на животе – кратковременно приподнимает и удерживает голову
  • Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
  • Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

  • Четкий ритм сна и бодрствования. Сытый и сухой засыпает не сразу, спокойное бодрствование
  • Улыбка при общении со взрослыми
  • Длительно удерживает предмет в ноле зрения
  • Ищет источник звука поворотом головы
  • Крик интонационно выразительный
  • Начинает гулить
  • Лежа на животе длительно удерживает голову, в вертикальном положении – непостоянно
  • Непродолжительно удерживает вложенную игрушку в руке

3 месяца

  • Активно бодрствует
  • Комплекс оживления при общении (активные движения, улыбка при общении со взрослыми, при появлении интересной игрушки)
  • Певуче гулит
  • Плавно следит за игрушкой во всех на правлениях
  • Сочетанный поворот головы и глаз к источнику звука
  • Направляет руку к игрушке
  • Рассматривает, ощупывает свои ручки
  • Лежа на животе опора на согнутые под острым углом предплечья
  • В вертикальном положении хорошо удерживает голову
  • Физиологический гипертонус мышц постепенно проходит – ручки и ножки легко распрямляются, кисти не сжаты в кулачки
  • Может начать переворачиваться со спины на бок и даже на живот
  • Иногда ребёнок случайно наталкивается руками на игрушки, которые подвешены над кроваткой
  • В связи с угасанием рефлекса опоры, подвешенный в вертикальном положении начинает приседать или очень слабо опирается

4 месяца

  • Ориентировочная реакция на общение перед комплексом оживления. Начинает различать лица и дифференцировать «свой – чужой»
  • Певучее гуление, смех
  • Целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью
  • Рассматривает, ощупывает свои руки, одежду
  • Тянет руки в рот
  • Локализует звук в пространстве. Различает голоса близких
  • Лежа на животе – опора на согнутые под прямым углом предплечья
  • Лежа на спине – при тракции за руки сгибает руки в локтях, приподнимает голову, подтягивается
  • Поворачивается со спины на бок или живот

5 месяцев

  • Ориентировочная реакция, сменяющаяся оживлением или реакцией страха
  • Четко дифференцирует “свой-чужой”
  • Адекватная реакция на интонацию, на голос матери беспокоится или оживляется
  • Певучее гуление с цепочками звуков, смех, хныканье
  • Переводит взгляд с предмета на предмет
  • Тянется к игрушке и захватывает ее, перекладывает игрушки из рук в руку, тянет руку и игрушку в рот, двумя руками держит бутылочку
  • Лежа на животе опирается на вытянутые руки, на одну руку
  • На спине – при подтягивании за руки тянется за руками, присаживается
  • Уверенно поворачивается со спины на живот
  • Ровно стоит при поддержке

6 месяцев

  • Четкая ориентировочная реакция; при виде матери беспокоится или оживляется
  • Рассматривает окружающие предметы и людей
  • Оптическая реакция опоры рук; захватывает игрушку с любой стороны. Держит в каждой руке по предмету, перекладывает игрушки из руки в руку
  • Поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой, взрослым (активное внимание)
  • Начинает реагировать на своё имя
  • Хорошо ест с ложки, снимая губами, пьёт из чашки
  • Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой. Начало лепета (отдельные слоги говорит «ба», «ма)
  • Лежа на животе – опора на вытянутые руки, на одну руку
  • Лежа на спине – при тракции за руки садится
  • Посаженный удерживает позу с опорой на две руки
  • Поворачивается со спины на живот и обратно

7 месяцев

  • Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом
  • Дифференцирует «своих» и «чужих»
  • Узнает голоса близких
  • Активный лепет
  • Захват игрушки сопровождается генерализованными активными движениями. Перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке
  • Находит взглядом знакомый предмет по просьбе взрослого
  • Пьет из чашки, которую держит взрослый
  • Поворачивается с живота на спину и обратно
  • Посаженный ребенок сидит без опоры на руки
  • Стоит при поддержке
  • Становится на четвереньки
  • Ползает на животе по-пластунски

8 месяцев

  • Игровой контакт с взрослыми; Лепет и жест как средство коммуникации
  • Четко дифференцирует «своих» и «чужих». Различает лица людей. Знает свое имя
  • Активный, интонационно-выразительный лепет
  • Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет, манипулирует 2 – 3 предметами;
  • Хлопает в ладоши – играет в «ладушки», машет ручкой «пока-пока», тянется на руки ко взрослым. Достаточно умело берет мелкие предметы, вкладывает их в крупные, интересуется пирамидкой. Подражает взрослым, понимает некоторые слова – «дай», «на», «где?», игровой контакт со взрослым
  • Сам держит в руке сухарик, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их
  • Самостоятельно садится и сидит, не опираясь
  • Становится и ползает на четвереньках
  • Ухватившись за опору, становится на колени, на ноги

9 месяцев

  • Игровой контакт со взрослыми. Различные эмоциональные реакции при контакте с матерью
  • Отвечает действием на словесные инструкции. Ищет спрятанную игрушку. Общение при помощи жеста
  • Берет мелкие предметы двумя пальцами
  • В лепете разнообразные звуковые сочетания: отдельные слогоподражательные слова, интонационно-мелодическая имитация фразы
  • Может начать приучаться к горшку, так как демонстрирует готовность опорожниться
  • Пьет из чашки, придерживая ее руками
  • Сохраняет равновесие сидя при манипуляциях с предметами
  • Встает, ухватившись за опору
  • Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки
  • Ползает, встает на колени

10 месяцев

  • Реакция неудовольствия на различные ситуации
  • Голосом сигнализирует о биологических нуждах
  • Подражание звукам, слогам
  • Разнообразие звуковых сочетаний
  • Лепетные слова
  • Подражательные движения рук – «ладушки», «до свидания»
  • Игровой контакт со взрослым
  • Вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза. Пальцевой захват игрушки
  • Играет с игрушками в соответствии с их назначением – машинки катает, пирамидку собирает, мячик бросает, кубики ставит друг на друга
  • Показывает части тела другого человека
  • Стоит самостоятельно
  • Ходит при поддержке за ручку или опору держась одной рукой
  • Поднимается и спускается с невысокой лестницы

11 месяцев

  • Выполняет некоторые просьбы, избирательно относится к окружающему
  • Реакция торможения при слове “нельзя”
  • Говорит лепетные слова «ма-ма», «да-да», «тя-тя»
  • Выбрасывание игрушек из кровати. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком. Подражательные движения – перелистывание страниц, запуск машины. Показывает части своего тела
  • Уверенно стоит без опоры
  • Приседает
  • Ходит, держась одной рукой; делает несколько шагов без опоры

12 месяцев

  • Избирательное отношение к окружающим. Подчиняется некоторым инструкциям
  • Обращается со взрослыми при помощи звукосочетаний
  • Говорит 5 – 6 лепетных слов, выражена интонация просьбы
  • Соотнесение лепетных звуков с лицами и предметами
  • Вкладывает один предмет в другой открывает коробку или ящик
  • Любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке
  • Пользуется ложкой и гребенкой по назначению
  • Ходит без поддержки
  • Приседает и встает

Если ребенок родился недоношенным и/или маловесным, допустимые сроки приобретения навыков смещаются, однако они тоже имеют свой допустимый возрастной диапазон.

Особенности психомоторного развития детей, родившихся с дефицитом массы тела

ГФ

Масса тела от 1000 г.

Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 – 3 месяца.

Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

Поворот со спины на живот в 6,5 – 7,5 месяцев.

Поворот с живота на спину в 7,5 – 8,5 месяцев.

Самостоятельно садится в 9 – 12 месяцев.

Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев

ГФ

ГФ

Масса тела от 1000 до 1500 г.

Зрительно слуховое сосредоточение в 2 – 2,5 месяца.

Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

Поворот со спины на живот в 6 – 7 месяцев.

Поворот с живота на спину в 7 – 8 месяцев.

Самостоятельно садится в 8 – 10 месяцев.

Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

Начинает произносить слова в 12 месяцев

ГФ

ГФ

Масса тела от 1500 до 2000 г.

Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 – 2 месяца.

Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.

Поворот со спины на живот в 5 – 6 месяцев.

Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

Самостоятельно садится в 7 – 8 месяцев.

Самостоятельно стоит в 9 – 10 месяцев

Самостоятельно ходит в 11 – 13 месяцев

Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев

ГФ

ГФ

Масса тела от 2000 до 2500 г.

Зрительно слуховое сосредоточение в 1 – 1,5 месяца.

Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 – 2 месяца.

Поворот со спины на живот в 5 – 5,5 месяцев.

Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

Самостоятельно садится в 6 – 7 месяцев.

Самостоятельно стоит в 9 месяцев.

Самостоятельно ходит в 11 – 12 месяцев.

Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев

ГФ

О.В. Быкова

Д.м.н., главный научный сотрудник Научно-практического центра детской психоневрологии

Департамента Здравоохранения г. Москвы

Источник

Читайте также:  Апач 2 русский синдром скачать игру бесплатно