Синдром тяжелой головы у новорожденных что это

Головной мозг человека сложный орган, который отвечает за передачу нервных импульсов всем системам человеческого организма. Любое нарушение в его функционировании указывает на наличие проблем в его развитии. Одной из причин может быть перинатальное поражение ЦНС, а также резидуально органическое поражение центральной нервной системы. Но, обо всем по порядку…
Общие сведения
Итак, поражение нервной системы, как указано ранее подразделяются, на:
- Перинатальное.
- Органическое.
Перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС), что это такое? ППЦНС это патология, которой подвержены неродившиеся младенцы, то есть, нарушения начинают формироваться еще во время развития плода в утробе матери. Развиться такой недуг, может в одном из трех подпериодов, на которые собственно и разделен перинатальный период развития малыша:
- антенатальный (наступает после 28 недели формирования плода);
- интранатальный (непосредственно момент родов);
- неотнатальный или постнатальный (первые семь дней жизни младенца).
Гипоксия плода – одна из причин ППЦНСДанная патология не всегда является приговором.
Что касается органического поражения, то такой недуг характерен не только для новорожденных и детей раннего возраста, но может наблюдаться и у взрослых и основная причина развития недуга — изменения, происходящие в структуре клеток головного мозга.
Различают три степени тяжести болезни:
- легкое;
- среднее;
- тяжелое.
Причины
Так как два этих подвида имеют разные названия, соответственно и причины их возникновения отличаются. Однако, у новорожденных причина может и совпадать.
Перинатальное
Так, перинатальное поражение в основном происходит в результате асфиксии (удушения) младенца, которое в дальнейшем приводит к таким последствиям, как поражение ЦНС. Однако, асфиксия не всегда является определяющим фактором в развитии недуга. Риск возникновения недуга увеличивается, если имеется свидетельство того, что будущая мама во время беременности перенесла такие болезни, как:
- цитомегаловирус;
- токсоплазмоз;
- краснуха;
- герпетическое поражение;
- сифилис.
Существует классификация причин, способствующих данному заболеванию:
- гипоксически — ишемическое (постгипоксическое);
- травматическое;
- гипоксически — травматическое;
- гипоксически — геморрагическое.
Гипоксически — ишемическое
Данная причина характерна для антенатального и интернатального периода жизни младенца. Возникает в результате однократного или систематического недостатка кислорода ребенка. Такое может произойти в связи с тонусом матки в результате которого передавливается пуповина и малыш может недополучать не только кислород, но и некоторые питательные вещества. Более того, в момент родов зачастую существует вероятность обвития пуповины вокруг шеи, что неминуемо приводит к удушению. У тех детей, которых во время родов произошло подобное и может наблюдаться нарушения ЦНС.
Механизм формирования гипоксически-ишемического пораженияТравматическое
К данному фактору относят все травмы, которые могли быть получены малышом в процессе родов, а также в неонатальный период. Как правило, это травмы шеи, позвоночника, а в особо сложных случаях и травмы черепа.
Гипоксически — травматическое
К данному фактору относят совокупность причин (такая причина еще носит название — смешанного генеза), а именно удушение младенца во время антенатального или интернатального периода, а также травмы, полученные во время интернатального периода вследствие неправильного расположения плода в утробе или непрофессиональных действий врачей. Данный фактор является намного серьезней, чем первые два, так как совокупность причин приводит к более серьезным последствиям. Но, в зависимости от характера асфиксии и травм возможна и легкая форма перинатального нарушения.
Вариант травмирования при родахГипоксически — геморрагическое
Данная причина является одной из наиболее серьезных и происходит в момент родов. Когда в результате длительной асфиксии происходит кровоизлияние и нарушение кровообращения головного мозга. В зависимости от локализации возможны последствия различной степени тяжести.
Органическое
Данные нарушения бывают:
- приобретенными;
- врожденными.
Врожденные возникают на этапе развития плода в утробе матери и основными причинами формирования данной патологии являются:
- ведение нездорового образа жизни беременной женщины (курение, употребление спиртных напитков или наркотиков);
- злоупотребление некоторыми медикаментозными препаратами;
- инфекционные болезни, перенесенные во время беременности (краснуха, ангина, грипп и т. п.);
- при нейроинфекции, которая была перенесена во время беременности (энцефалит, менингит);
- подверженность сильному стрессу во время вынашивания ребенка;
- облучение мамы радиацией, токсическими или химическими веществами;
- наследственная предрасположенность к некоторым психическим или неврологическим болезням;
- патологии во время беременности;
- наличие у будущей мамы демиелинизирующего заболевания нервной системы;
- при вич-инфекции;
- приобретенные или резидуальные нарушения возникают в результате родовых травм.
Симптоматика
Как правило, поставить диагноз верно, может, только невропатолог, который определит, ППЦНС или органическое поражение нервной системы у малыша. Симптомы таких недугов во многом похожи, но имеются и свои отличия.
Так, ППЦНС, в зависимости от степени тяжести имеет следующие симптомы:
Легкая
- чрезмерная возбудимость;
- слабая мышечная реакции на внешние раздражители;
- косоглазие;
- тремор подбородка, конечностей;
- хаотичное движение глазными яблоками;
- нервные подергивания.
Средняя
- отсутствие эмоциональных проявлений;
- проблемы со стулом;
- бледность кожных покровов;
- паралич или парез конечностей;
- судорожные рефлексы;
- чрезмерная чувствительность на внешние раздражители;
- неконтролируемые движения глаз.
Тяжелая
- судорожные рефлексы;
- почечная недостаточность;
- нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
- сбои в дыхательной системе;
- частичная или полная потеря зрения.
Возможно, формирование комплекса нарушений, характерных для детского церебрального паралича (ДЦП)
Кроме того, в зависимости от того, когда ребенок появился на свет (раньше положенного срока или в срок), клиническая картина бывает разной.
Так, при появлении на свет раньше положенного срока у малыша могут наблюдаться судорожные рефлексы, проблемы с дыхательной системой, кроме того, наличие двигательных нарушений у таких детей считается серьезным звоночком для родителей.
Что касается младенцев, которые родились точно в срок, то основными симптомами могут быть: угнетение двигательной активности, чрезмерна возбудимость, судороги, в дальнейшем, возможно, развитие косолапие и даже гидроцефалии.
В свою очередь, основные клинические синдромы резидуально — органического поражения следующие:
- чрезмерное переутомление, частая усталость;
- чрезмерная раздражительность;
- проявление агрессии;
- психическая неустойчивость;
- частая смена настроения;
- снижение интеллектуального уровня;
- душевные переживания;
- заторможенность;
- речевые расстройства в более взрослом возрасте;
- рассеянность, которая проявляется довольно часто.
Возможно, что пациент может страдать нарушениями личности, инфантилизмом, у больного могут проявляться симптомы, которые возникают при умственной отсталости. Опасность подобного нарушения заключается в том, что оно может привести к инвалидизации и даже смерти больного, при отсутствии должного лечения.
Диагностика
Диагностические мероприятия при данных нарушениях проводятся с целью узнать истинную причину развития того или иного недуга, так как одного осмотра у невропатолога будет достаточно, чтобы он определил наличие нарушения. Внешний осмотр даст врачу возможность понять, что с малышом не все в порядке, после чего он в обязательном порядке назначит комплексную диагностику, которая в себя включает:
- электроэнцефалограмма;
- реоэнцефалограмма;
- УЗИ головного мозга.
В случае если налицо ППЦНС врач, помимо вышеперечисленных назначает другие методы исследования, а именно:
- доплерография сосудов головного мозга;
- нейросонография;
- рентгенограмма черепа;
- рентгенограмма позвоночника;
- несколько вариантов томографии головного мозга.
Кроме того, такому больному в обязательном порядке назначают консультацию у других специалистов, в частности:
- офтальмолог;
- логопед;
- психолог.
Лечение
При обнаружении одного из перечисленных выше недугов лечение необходимо начинать незамедлительно, так как высока вероятность полного излечения.
В случае если налицо тяжелая форма развития недуга больной может быть помещен в реанимационное отделение. Это не значит, что малыш находится в критическом состоянии просто в данном отделении имеется все необходимое для экстренного улучшения состояния ребенка. В частности, больному могут потребоваться:
- искусственная вентиляция легких;
- противосудорожные препараты;
- парентеральное питание.
Кроме того, показано следующее лечение:
- успокоительные препараты;
- психотропные вещества;
- ноотропные препараты;
- антипсихотические вещества;
- комплекс витаминов и минералов для естественной поддержки неокрепшего организма.
Помимо прочего, при наличии показаний ребенку может быть назначено:
- массаж;
- кинезотерапия;
- физиотерапия;
- рефлексотерапия;
- иглоукалывание.
Уточненные данные, относительно состояния ребенка позволят дополнительно назначить ему такой вариант лечения, как нейрокоррекция.
Нейрокоррекция — это комплексное лечение, направленное на восстановление утраченных функций головного или спинного мозга. Этот вариант лечения относится к восстановительному.
Характер сформировавшихся негативных последствий свидетельствует о том, какая именно нейрокоррекция необходима. Это может быть:
- занятия с логопедом;
- психологическое лечение (психолог);
- обращение в специализированные учреждения, при наличии слабоумия или факторов, свидетельствующих об умственной отсталости.
Прогноз и последствия
Как правило, прогноз при легких поражениях и поражениях средней степени тяжести довольно благоприятен. Примерно 80% пациентов полностью избавляются от симптомов недуга, а у остальных 20% возможны незначительные проявления в виде нервных тиков или проявления, связанные незначительными отклонениями, которые может определить лишь опытный врач.
Что касается тяжелой степени поражения, а также несвоевременного лечения недуга, последствия могут быть куда серьезнее, а именно:
- неврастения;
- эпилепсия;
- посттравматическое стрессовое расстройство;
- истерические припадки;
- полное или частичное отсутствие самоконтроля;
- нарушения речи;
- нарушения психики;
- задержки в развитии головного мозга.
Такие дети сложнее приспосабливаются к окружающему их миру, имеют проблемы в общении со сверстниками. Возможно, не только позднее, но и раннее развитие ребенка.
Профилактика
Для профилактики ППЦНС или резидуально — органического нарушения нервной системы необходимо придерживаться следующих правил:
- во время беременности полностью выполнять предписания врача;
- вести здоровый образ жизни;
- реагировать на малейшие беспокойства со стороны плода;
- без необходимости не принимать никаких медицинских препаратов;
- использовать кесарево сечение только по показаниям, а не потому, что так проще (наркоз может серьезно навредить ребенку);
- полноценно и правильно питаться;
- не перетруждать себя;
- избегать стрессовых ситуаций.
Если вы хотите родить здорового ребенка, следует прислушаться к перечисленным выше правилам, так как, возможно, это в будущем сохранит вам несколько недель беспокойного сна, а ваше чадо будет вам благодарно. Берегите своих детей!
Источчник: https://nervivporyadke.ru
Источник
Для того, чтобы самостоятельно разобраться в соответствии развития вашего малыша возрастным нормам, необходимо эти нормы знать, поэтому в данном разделе мы приводим для вашего внимания основные критерии нормального развития ребенка первого года жизни.
Антропометрические данные (масса тела, рост, окружность головы, груди) служат ориентиром темпов роста и развития малыша, отражают особенности его питания, а главное, помогают привлечь внимание к определенным отклонениям в его росте и развитии.
Физическое развитие ребенка представляет собой последовательный процесс роста, обусловленный увеличением массы тела, длины, развитием отдельных частей тела и биологического созревания ребенка соответственно его возрастному периоду.
Длина тела (рост) доношенного новорожденного ребенка колеблется от 46 до 56 см. Средний рост мальчиков составляет 50,7 см, девочек – 50,2 см.
Примерная длина тела (ДТ) ребенка первого года жизни рассчитывается по формуле:
ДТ (для первых трех месяцев жизни) = ДТ (при рождении) + 3 × N, где:
ДТ – длина тела; N – число месяцев жизни; а 3 см. – средняя ежемесячная прибавка длины тела в первом квартале младенчества
Для второго квартала ежемесячное увеличение роста составляет 2,5 см., для третьего квартала – 2 см. В четвертом квартале рост увеличивается в среднем на 1 см. ежемесячно.
В течение первого года жизни младенцы вырастают в среднем на 25 – 27 см. Рост годовалого ребенка составляет 75 – 77 см.
Масса тела – это основной антропометрический показатель, который у большинства зрелых доношенных новорожденных колеблется в пределах 2700 – 4000 г.
По данным большого количества исследований средний вес новорожденного мальчика составляет 3200 – 3500 г. (средний — 3493 г.), новорожденной девочки – 3200 – 3400 граммов (средний – 3348 г.)
Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка первого полугодия:
Масса тела (МТ) = МТ (при рождении) + 800 × N, где:
МТ – ориентировочная масса тела ребенка; 800 г. – средняя прибавка массы тела в течение первого полугодия; N – возраст ребенка в месяцах (от 1 до 6)
Еще два важных антропометрических показателя – окружности головы и груди.
Окружность головы доношенного новорожденного в среднем равна 34 см. За год окружность головы увеличивается примерно на 12 см. В первые месяцы жизни голова растет очень интенсивно. К концу 1-го месяца жизни окружность головы увеличивается на 1,5 – 2 см., последующий ежемесячный прирост окружности головы соответствует 1,5 – 1 см.
Окружность головы (ОГ) измеряют одной и той же сантиметровой лентой, по линии, проходящей через наиболее выступающие бугры костей черепа (через затылочный бугор сзади и через надбровную линию спереди).
По формуле можно ориентировочно провести расчет окружности головы (ОГ) ребенка до 1 года:
ОГ (для первого полугодия) = ОГ (при рождении) + 1,5 × N;
ОГ (для второго полугодия) = ОГ в первом полугодии + 1,0 × N; где N – количество месяцев жизни.
Окружность грудной клетки у доношенного новорожденного ребенка составляет 32 – 35 см. и в норме на 1,5 – 2 см. меньше окружности головы. К трехмесячному возрасту обычно это соотношение выравнивается, т.е. окружность груди равна окружности головы, а затем это соотношение изменяется за счет более интенсивного развития грудной клетки и увеличения ее размеров. Измеряется окружность грудной клетки следующим образом: сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, идет вперед и спереди, захватывая нижний край околососковых кружков. В среднем окружность грудной клетки у новорожденного малыша за год увеличивается на 16 см.
Для определения пропорциональности (гармоничности) физического развития младенцев используют специальные индексы.
Массо-ростовой индекс -отношение массы тела к росту (при рождении). При норме индекс должен превышать 6, если он менее 6, это свидетельствует о врожденной гипотрофии, т.е. недостаточности веса, если более 7 – об его избыточности.
Сопоставление окружностей головы и грудной клетки: при рождении окружность головы на 1,5 – 2 см. больше окружности грудной клетки, в 3 месяца эти окружности равны, к 1 году окружность грудной клетки больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет ребенку.
Для контроля окружности головы и груди малыша лучше приобрести собственную сантиметровую ленту и пользоваться только ей – современные измерительные приборы имеют большие различия в величине делений.
Таблица 1. Средняя прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни (ВОЗ, 2006)
Возраст, мес. | Прибавка роста за месяц, см. | Прибавка роста за истекший период, см. | Месячная прибавка массы тела, гр. | Прибавка массы тела за истекший период, гр. |
1 | 3 | 3 | 600 | 600 |
2 | 3 | 6 | 800 | 1400 |
3 | 2,5 | 8,5 | 800 | 2200 |
4 | 2,5 | 11 | 750 | 2950 |
5 | 2 | 13 | 700 | 3650 |
6 | 2 | 15 | 650 | 4300 |
7 | 2 | 17 | 600 | 4900 |
8 | 2 | 19 | 550 | 5450 |
9 | 1,5 | 20, 5 | 500 | 5950 |
10 | 1,5 | 22 | 450 | 6400 |
11 | 1,5 | 23, 5 | 400 | 6800 |
12 | 1,5 | 25 | 350 | 7150 |
Психическое и двигательное развитие детей первого года жизни
В тесном взаимодействии с физическим развитием младенца, протекает эволюция его психических и двигательных навыков, однако, для грамотной оценки динамики психомоторного развития малыша, необходимо четко представлять себе физиологию «отправной точки», а именно двигательные особенности новорожденного ребенка (таблица 2).
Таблица 2. Врожденные безусловные рефлексы здорового ребенка на первом году жизни:
Хватательный рефлекс Он проявляется во время поглаживания его ладошки или легкого касания каким- либо предметом. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони. Он в состоянии держать в одной ручке предмет весом до килограмма, а если ему удается ухватиться обоими руками за что-либо, то даже и висеть. | ![]() |
Поисковый рефлекс Ребёнок поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой частью инстинкта поиска пищи и питания. | ![]() |
Сосательный рефлекс Проявление: у новорождённого заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Также связан с инстинктом питания. | ![]() |
Рефлекс Бабинского При проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны одновременно с поворотом стопы. | ![]() |
Рефлекс Моро Ребёнок разводит и сводит реки и ноги – как реакция на громкий и внезапный звук. То же происходит, если ребёнка подбрасывают на руках | ![]() |
Рефлекс Бабкина При надавливании ребёнку на ладонь, он поворачивает голову и открывает рот. | ![]() |
Плавательный рефлекс Ребёнок совершает движения подобные плавательным, если положить его на живот. | ![]() |
Рефлекс ходьбы Ребёнок совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности | ![]() |
Психомоторное развитие здорового доношенного ребенка на первом году жизни:
Возраст | Психоречевое развитие | Двигательное развитие |
Новорожденность |
|
|
1 месяц |
|
|
2 месяца |
|
|
3 месяца |
|
|
4 месяца |
|
|
5 месяцев |
|
|
6 месяцев |
|
|
7 месяцев |
|
|
8 месяцев |
|
|
9 месяцев |
|
|
10 месяцев |
|
|
11 месяцев |
|
|
12 месяцев |
|
|
Если ребенок родился недоношенным и/или маловесным, допустимые сроки приобретения навыков смещаются, однако они тоже имеют свой допустимый возрастной диапазон.
Особенности психомоторного развития детей, родившихся с дефицитом массы тела
ГФ Масса тела от 1000 г. Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 – 3 месяца. Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца. Поворот со спины на живот в 6,5 – 7,5 месяцев. Поворот с живота на спину в 7,5 – 8,5 месяцев. Самостоятельно садится в 9 – 12 месяцев. Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев. Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев. Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев ГФ | ГФ Масса тела от 1000 до 1500 г. Зрительно слуховое сосредоточение в 2 – 2,5 месяца. Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца. Поворот со спины на живот в 6 – 7 месяцев. Поворот с живота на спину в 7 – 8 месяцев. Самостоятельно садится в 8 – 10 месяцев. Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев. Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев. Начинает произносить слова в 12 месяцев ГФ |
ГФ Масса тела от 1500 до 2000 г. Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 – 2 месяца. Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца. Поворот со спины на живот в 5 – 6 месяцев. Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев. Самостоятельно садится в 7 – 8 месяцев. Самостоятельно стоит в 9 – 10 месяцев Самостоятельно ходит в 11 – 13 месяцев Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев ГФ | ГФ Масса тела от 2000 до 2500 г. Зрительно слуховое сосредоточение в 1 – 1,5 месяца. Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 – 2 месяца. Поворот со спины на живот в 5 – 5,5 месяцев. Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев. Самостоятельно садится в 6 – 7 месяцев. Самостоятельно стоит в 9 месяцев. Самостоятельно ходит в 11 – 12 месяцев. Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев ГФ |
О.В. Быкова
Д.м.н., главный научный сотрудник Научно-практического центра детской психоневрологии
Департамента Здравоохранения г. Москвы
Источник