Синдром третьего курса в меде

Маша Решетникова
18 июня 2018 · 22,4 K
Менеджер проектов Кью | Автор канала про музыку «Зачем козе баян?» | Выпускник факультета… · t-do.ru/kozaibayan
Синдром студента-медика, он же «болезнь третьего курса» или «синдром третьекурсника», как становится очевидно из названия, изначально появился как шуточный диагноз студентов медицинских университетов. Сейчас эта история получила развитие, и его проявления испытывают люди, любящие почитать о болезнях в интернете.
В чем краткая суть этого расстройства (которое, в общем-то, и не расстройство)? На третьем курсе студенты начинают изучить профильные предметы: хирургия, терапия, гинекология и прочие. В этот же период они знакомятся с огромным количеством различных болезней, в том числе смертельных, и, соответственно, изучают их течение и проявления. Идея синдрома в том, что после прочтения о симптомах той или иной болезни студент сразу начинает испытывать их на себе. Например, изучая болезни сердца, юный медик может чувствовать покалывания в груди.
Развитию этой истории способствуют постоянный стресс из-за большого количества информации для запоминания, эмоциональный фон от общения с больными в ходе практики и прочие аспекты, негативно влияющие на общее состояние психики. Некоторые психологи отмечают, что этот синдром вернее называть нозофобией, то есть иррациональным страхом заболеть.
Отмечают, что его проявлениям подвержены от 70% до 80% студентов медицинских вузов, и он действительно часто приводит к психосоматическим симптомам. Единственный совет в такой ситуации — расслабиться и не принимать получаемую информацию так близко к сердцу.
Как вы уже, наверное, поняли, в случае с интернет-пользователями проблема примерно та же. Почувствовав малейшее отклонение от своего стабильного состояния, они идут читать медицинские статьи, связанные с проявившимся симптомом, и внезапно находят у себя целый перечень болезней (зачастую и смертельных). Тут тоже совет один: переставать при любом случаем искать у себя проблемы через прочтение различных источников в сети. Если что-то беспокоит — лучше сразу идти к врачу.
Ну и напоследок, этот синдром часто появляется в массовой культуре. Например, отражен во всем известном отрывке из «Трое в лодке, не считая собаки», где автор описывает, что после прочтения медицинской энциклопедии он обнаружил у себя симптомы абсолютно всех описанных болезней кроме, разве что, родовой лихорадки. Или в серии «Клиники», в которой студенты страдают от этого самого синдрома («Our Driving Issues»).
Больше похоже на синдром “сам себе врач через гугл”
Это как синдром thequestion – ты видишь вопрос и заболеваешь им, думаешь целый день, как бы ответить, как затралить лалок и не поймать минусов полный рот. Brian Hodges, изучив это явление заявил, что массово этот синдром стал проявляться в 1960-е годы (у 70-80 % посетителей thequestion), хотя он был описан ещё в 1908 году другим учёным — George Lincoln Walton.
Как диагностируют биполярное расстройство?
Электронный музыкант, DJ.
У меня БАР диагностировал врач-психиатр, беседуя со мной и наблюдая за переменами в моем состоянии в течение нескольких месяцев. В течение диагностики я раз в некоторое время проходила тесты с кучей вопросов, все они простейшие, вроде: “смогли бы вы работать библиотекарем?”, “бывает ли у вас ощущение, что за вами скрыто наблюдают?”, “разговариваете ли вы вслух с самим собой?”.
После каждого такого теста мне присылался результат, который относился мной врачу.
Так и получилось, что у меня обнаружился этот диагноз.
Живу нормально, пью таблеточки, иногда просто отлеживаюсь дома, когда становится совсем тяжело. Порой уезжаю с ограниченной суммой денег, чтобы не просрать все, что есть, в периоды мании.
Проблема лишь одна – близкие люди не принимают диагноз всерьёз.
Прочитать ещё 3 ответа
Почему так много людей начали вести дневник во время пандемии
С тех пор как в городах по всему миру появился режим самоизоляции, число людей, которые взялись за ведение дневника — начали его в первый раз или вернулись спустя годы, увеличилось. Причин много: скука, выход для стресса, потребность в структуре или просто документирование очень странного, очень сложного момента жизни.
«Я думаю, что вести дневник – это все равно что рыться в шкафу, набитом одеждой. Прежде чем вы сможете даже начать разбираться в нем, вы должны сбросить все это на пол и просто посмотреть на это. Это то, что вы делаете в самом начале», – пишет один из пользователей на Reddit. «Так что не беспокойтесь о том, чтобы делать это правильно/неправильно, ваша цель – просто смотреть на свои мысли, разложенные по полочкам, вместо того, чтобы они путались в голове»
За последние несколько дней на Reddit появилось множество цифровых сообществ, посвященных ведению дневника для новичков: пользователи спрашивали совета, обменивались рекомендациями по канцелярским принадлежностям и возвращались, чтобы рассказать о том, что чувствуют. Некоторые используют специальные приложения, а кто-то довольствуется старыми добрыми разлинованными тетрадями. Более того, для пользователей-сторонников дневников начали проводить семинары в онлайн. А канцелярские компании сообщили о резком росте продаж ежедневников и блокнотов.
«За последние четыре-пять месяцев мы наблюдаем значительный рост продаж тетрадей и блокнотов», – заявил представитель калифорнийской компании ban.do – «мы выросли на 37,5% [в годовом исчислении] в категории «Блокнот/журнал»
Нью-Йоркская издательская компания Peter Pauper Press увеличила продажи блокнотов, в том числе в больших размерах и с книжными переплетами, сообщил директор по продажам компании Клодин Гандольфи: «Ими обычно пользуются преданные своему делу журналисты, а не те, кто ищет записную книжку»
Ведение дневника – это не просто милое хобби, это механизм, который часто помогает в терапии. По мнению психолога Андреа Медарис, это может быть важным инструментом для исследования внутренних конфликтов, разглагольствования безопасным способом или принятия трудного решения:
«Во время пандемии, возможно, самое полезное в ведении дневника – это то, что он помогает создать повествование, ощущение того, что жизнь продолжается и что она движется вперед, даже в период застоя. Очень легко почувствовать, что время остановилось, поэтому создание чего-то, что показывает прогресс от вчерашнего дня к сегодняшнему и завтрашнему дню, может принести чувство надежды и импульса».
В рамках стремления задокументировать переживания и мысли во время пандемии появляются сообщества тех, кто ведут дневники. «Это способ документировать историю в реальном времени. Пандемия повсюду вокруг нас, это такая большая часть нашего коллективного опыта»
А вы начали вести дневник? Или всегда его вели? Или вернулись к дневника после перерыва? Пишите в комментариях!
Ангедония: что это за состояние?
Люди получают удовольствие от любимых занятий, общения с друзьями, еды и секса. Но случается, что ничего из этого не приносит прежнего удовольствия. Это называется ангедонией.
Два типа ангедонии
- Социальная: вы не хотите проводить время с другими людьми. Может появиться социальная тревога — вы чувствуете, что не находите общий язык с окружающими, особенно при знакомстве с новыми людьми.
- Физическая: вам не нравятся физические ощущения. Объятия оставляют чувство пустоты, а не заботы. Любимые блюда на вкус пресные, а секс не радует.
В состоянии ангедонии сложно уделять внимание близким, ведь нет радости ни от общения, ни от прикосновений.
Ангедония — это не всегда полное отсутствие удовольствия. Вы по-прежнему любите шоколад или слушаете джаз, но они не нравятся вам так же сильно, как раньше.
Почему она возникает?
Ангедония может быть связана с некоторыми психическими расстройствами и другими заболеваниями.
- Депрессия.
- Шизофрения.
- Биполярное расстройство.
- Болезнь Паркинсона.
- Диабет.
- Ишемическая болезнь сердца.
- Проблемы со злоупотреблением психоактивных веществ.
У здоровых людей трудности с переживанием удовольствия появляются из-за сильного стресса и тревожности.
Тяжесть ангедонии предположительно связана с двумя структурами мозга — полосатым телом, входящим в систему вознаграждения мозга, и вентромедиальной префронтальной корой, ответственной за подавление эмоциональной реакции. У людей с этим состоянием объем полосатого тела меньше, а активность вентромедиальной префронтальной коры повышена.
Поддается ли это лечению?
Нет конкретного способа лечить ангедонию. Обычно лечат основное расстройство и ангедония смягчается вместе с остальными симптомами.
Особенно это касается депрессии и лечения антидепрессантами и психотерапией. Но и антидепрессанты не всегда помогают. Иногда они еще сильнее притупляют эмоции, но только на время лечения.
Автор текста — Кристина Вайс
Как понять, что у тебя «синдром отличницы»? Как с этим бороться?
психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-терапевт, www.facebook.com/evgeny.yakovlev.3… · vk.com/id186672748
Ну, всё же это не реально существующий “синдром”. То есть не диагноз; речь идёт о склонности к избыточному совершенству в учебных и рабочих заданиях.
Как понять? Не залезая в источники, с позиции здравого смысла и наблюдений за своей любимой средненькой:
- Периодическое обнаружение себя на грани и даже за гранью нервного срыва. От перегрузки. То есть очевидная прослеживаемая связь: вы обнаруживаете, что аааааАААА!!! – ревёте/бросаетесь на людей/ненавидите себя/ненавидите людей/ненавидите эту чёртову учёбу-работу. Хотя вообще-то нормальны, вполне себе не истеричны. Проделываете несложный анализ (крутите головой, чешете в затылке, вспоминаете события пары-тройки последних дней) – и ага! – вы снова загрузили себя свыше сил человеческих.
И, если у вас склонность к избыточному совершенству (давайте всё же без синдромов, от них пахнет больничной хлоркой и лизолом), то такие состояния “на грани фола”, и именно из-за взятия на себя фиговой тучи нагрузок по учёбе/работе, и стремления выполнить их лучшим образом, – более-менее регулярны. Ну, раз в пару месяцев или, скорее, чаще.
Благородная разгильдяйка такие состояния переживает лишь в сессии, и то далеко не всегда!
…А! И при этом вас надо “бить по голове” и орать, что не надо всё делать идеально, а вы всё равно хотите умереть, но всё-всё сделать идеально, иначе вы слабачка и дура, и ужас.
- Отсутствие ранжирования и приоритетов в учебных/рабочих заданиях. То есть человек реально стремиться выполнить наилучшим образом и то, что действительно важно для будущего, и десятистепенные задания. Собственно, на 60% это и приводит к п.1, ещё 40% – от бездумной готовности взять на себя всю возможную учебную/рабочую/общественную нагрузку, чтобы быть совершенной ученицей/сотрудницей, а не (помните) слабачкой и дурой.
Если написанное выше не про вас, не узнали себя, – выдыхайте, нет у вас никакого синдрома.
Если узнали – объясните себе… гм… чтобы неуважительно не прозвучало, нет такого намерения… Вот: я когда-то объяснил себе, что если скотинка на себе много тянет, то о ней надо заботиться, иначе она падёт, и всем станет плохо.
Тут вот это главный момент: понять, что твои силы, этот ресурс, – конечны. И их надо распределять. И что возможно это только выделением минимума приоритетов (и вот тут – умирай, где стоишь!), ЗА СЧЁТ остального, где – не делать всё, что можно не делать. Погуглите “решётку Эйзенхауэра” из тайм-менеджмента, это в том же роде.
И – внутри самого приоритетного задания – ТОЖЕ ищем области, которые критично важны, туда – всё! – и области благородного пофигизма.
Можете и к психологам с этим, но вообще… как родитель, я дочке категорические внушения делаю, и она вроде – понимает; это параллельная смена установок и привычек.
Вы вполне, если у вас действительно “это”, можете рассуждать, решать и внушать себе – сами. Никогда не поздно устроить себе счастливое детство!)
Удачи!)
Прочитать ещё 1 ответ
Каково это, быть в отношениях с человеком с синдромом Аспергера? Передается ли синдром по наследству детям?
Фрилансер, художник, любящий муж
У моей девушки синдром Аспергера и я скажу честно – часто это совсем непросто. До нее я никогда не общался с такими людьми, не знал, как они ведут себя, как реагируют, от того совершенно неправильно интерпретировал все, что она говорила и делала. Ей и самой из-за этого очень тяжело строить отношения с людьми. Да, люди с этим синдромом, как было сказано в выше, и правда не понимают иронии, сарказма и намеков и говорят то, что думают. От того часто слова моей девушки звучали как грубость и все называли ее грубой. Я сам ей часто делал замечания по этому поводу, но она не имела в виду ничего плохого и не хотела обидеть человека, когда говорила с ним честно. Грубо говоря, она плохо понимает, что такое чувство такта и когда, например, надо промолчать или вести себя с человеком, притворяясь, что он тебе вовсе не противен. Например, в случаях, когда приходится общаться с неприятными родственниками или друзьями близких тебе людей. У моей девушки плохо развита мимика и тяжелый взгляд – многие принимают его за враждебность. Мне и самому нужно было много времени, чтобы привыкнуть к отсутствию эмоциональности и то, что нужно говорить прямым текстом, а не намекать. Даже жирно намекать не получается. Но зато это многому меня научило – например быть честным с самим собой и другими людьми и не бояться смотреть правда в глаза. Люди с этим синдромом удивительны: они рациональны, она всегда говорят правду, они делают то, что посчитают нужным и главное – если они с кем-то сближаются, вы можете быть на сто процентов уверены в искренности их чувств. Но это совсем не просто: быть с таким человеком, потому как у людей с Аспергером есть свои иногда кажущиеся очень странными “заклины”, какие-то вещи, которые могут даже раздражать: например, странные страхи или странная избирательность (в тех же продуктах питания, к примеру). То, что они делают часто выглядит действительно очень грубым, и даже кажется, что человек нарочно тебе что-то делает на зло или пытается поссориться. Но это не так. Такие люди очень миролюбивы. но только с теми, кто им дорог: ради них они готовы сделать очень и очень многое. Будьте терпеливы с такими людьми, они могут снаружи выглядеть равнодушными, но на самом деле очень сильно страдать от того, что их неправильно понимают и у них не складываются ни с кем ощущения. Все мы часто чувствуем друг друг друга, то есть подсознательно догадываемся, когда нам приободрить, когда сказать “да все ок будет, друг, не парься” и так далее. И это кажется нам естественным. А у людей с Аспергером этого чувства нет, но они могу научиться реагировать определенным образом на какие-либо действия. Выглядит странным, когда моя девушка спрашивает, что ей ответить или что сделать. Со стороны это выглядит как сарказм с ее стороны, но я знаю, что она и правда этим интересуется.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник
Среди моих друзей есть люди самых разных возрастов и профессий. Помимо программистов, бухгалтеров, музыкантов, писателей и художников имеется также пара-тройка врачей, как начинающих, так и достаточно опытных. Именно на особенностях их профессии, а, точнее, обучения я бы хотела остановиться.
Как известно, далеко не все доктора сразу рождаются светилами. Таких, как Гиппократ или Пирогов, единицы на несколько поколений. Остальные же добиваются результатов кропотливым трудом и настойчивостью. В медицинских ВУЗах первые два курса являются сугубо теоретическими. Их основная задача – дать будущему специалисту понятие о функционировании здорового организма, без которого совершенно невозможно представить, что же происходит в организме человека больного. В большинстве своем к начальным курсам у студентов отношение довольно скептичное: сотни страниц материала, постоянные зачеты и экзамены, страшные длиннющие слова, произнести которые без запинки с первого раза способен, как минимум, ассистент кафедры. Потому все в один голос кричат: «Практика! Где же практика?! В клинику хочу!». Особенно сильно желание наконец-то попасть на занятия в настоящую больницу просыпается тогда, когда одногруппники, закончившие колледж, рассказывают, как это круто – ходить по палатам, общаться с реальными пациентами и присутствовать на операциях. Но ни кто из них почему-то не предупреждает о такой волшебной штуке, которая носит красивое название «Синдром третьего курса».
Мы все умрем!
По опыту моих друзей, я могу сказать, что этот синдром «цепляется» к 99% юных медиков. Что же он собой представляет? Все очень просто! Попадая в больницу, студенты начинают не только изучать всевозможные заболевания, но также созерцать больных с этой патологией и работать с ними. Значит, все симптомы болезни они знают очень хорошо. И здесь начинается самое интересное: волей-неволей будущие доктора начинают искать эти самые симптомы у себя. Результат таких диагностических поисков может быть самый различный, так как юный врач – это еще существо чрезвычайно мнительное и легковнушаемое. Двоечникам, конечно, в такой ситуации гораздо проще – меньше знаешь, крепче спишь, здоровее будешь. А вот светлые головы будущих профессоров очень и очень страдают, находя у себя все новые признаки неизлечимых и доселе неизвестных официальной медицине заболеваний.
И амилоидоз, пожалуйста, заверните. Мне с собой!
Подруга достаточно часто рассказывала мне истории о своей одногруппнице, у которой синдром третьего курса проявлялся наиболее ярко. Барышня по имени Наташа с первого дня обучения отличалась огромной целеустремленностью, но очень нерационально планировала свое время. Если она писала конспект, то практически полностью копировала учебник, если заучивала термины, то часами. В результате учиться ей приходилось круглые сутки, а в группе перед каждой сессией принимали ставки на то, сколько дней подряд Наташа сможет не спать вообще. Должна сказать, что со временем ситуация слегка улучшилась, и к пятому курсу девушка уже могла даже позволить себе гулять по вечерам. Но сейчас не об этом. Наташа не отличалась крепким здоровьем: еще с первого курса ее беспокоила экзема и киста яичника. Все было хорошо до начала занятий на клинических кафедрах. С каждой новой дисциплиной она (а, соответственно, и ее одногруппники) узнавала все больше о себе. Чтобы вы поняли все масштабы катастрофы, я списком оформлю полученные результаты:
- На терапии было установлено, что у нее есть порок сердца. Правда, незначительный, но есть. И болезнь Жильбера.
- На дерматовенерологии оказалось, что ее экзема требует серьезного лечения глюкокортикостероидами, так как она протекает не совсем типичным образом.
- На гинекологии она нашла у себя аденомиоз и эндометриоз.
- На онкологии полученные знания были усовершенствованы, что позволило предположить у себя новообразование матки. И проблемы с родинками, естественно (к слову, через них прошли почти все студенты).
- На нейрохирургии она поняла, что беспокоящие ее головные боли вполне соответствуют клинической картине рака головного мозга.
Заметьте, это только «основные» болезни. А сколько было всякой мелочи от аденоидов до птичьего гриппа! Как вы понимаете, жить человеку с таким феерическим букетом было бы затруднительно. Но Наташа продолжала активно учиться, иногда – гулять с подругами, и строить планы на будущее. К счастью, медленно, но уверенно ее друзьям удавалось выбивать дурь лишнюю информацию из ее головы и разучивать примерять все заболевания «на себя».
Все умрут – а я грейпфрут
Выслушивая увлекательные рассказы, я понимала, что студентам-медикам достаточно нелегко учиться не только по причине огромного количества изучаемого материала, но и в связи с чрезмерной внушаемостью. Это только кажется, что можно наплевать и спокойно изучать все заболевания. Нет-нет, и даже у самого прагматичного студента возникнет в голове шальная мыслишка: «А вдруг это именно ОНО?». И что прикажете потом делать, если память услужливо предлагает подробные сведения о НЕМ, несмотря на то, что ОНО изучалось несколько лет назад. Поэтому не стоит думать, что синдром третьего курса – это проблема лишь третьекурсников. Этот страшный монстр крадется по пятам за трудолюбивыми медиками до выпускного, а иногда и во время работы дает о себе знать. Чтобы полностью от него избавиться, необходимо иметь немалую силу воли, которая, к сожалению, не у всех есть.
Даже один из моих знакомых практикующих врачей, опытный, бесстрастный и циничный хирург, до сих пор время о времени за бокалом вина признается в том, что он «очень болен». Говорится это скорее в шутку, чтобы поделиться своими переживаниями и понять, что они и яйца выеденного не стоят. Но мне все больше кажется, что на двери приемной комиссии медицинских ВУЗов во избежание лишних проблем следует повесить табличку «Мнительным вход воспрещен!».
Источник