Синдром ухода из дома и бродяжничества дромомания

Синдром уходов и бродяжничества – психическое расстройство, характеризующееся внезапным необоснованным покиданием дома и дальнейшими скитаниями. Уходы из дома, интерната сопровождаются эмоциональными нарушениями – депрессивными состояниями, дисфорией, напряженностью; поведенческими отклонениями – семейными конфликтами, пропуском уроков, антисоциальными поступками, агрессивностью. Синдром развивается при органических психопатических расстройствах личности, умственной отсталости, шизофрении. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение комплексное, включает применение медикаментов и психотерапию.
Общие сведения
Международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ-10) синдром уходов и бродяжничества отнесен к рубрике «социализированное расстройство поведения». Стоит отличать патологический синдром от единичных целенаправленных уходов, спровоцированных внешними или внутренними конфликтами. Распространенность максимальна среди подростков 10-17 лет. Более подвержены синдрому мальчики: уходы начинаются в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеют большую продолжительность, нередко сочетаются с асоциальными поступками. У девочек расстройство возникает в подростковом возрасте, часто сопровождается эмоциональной нестабильностью. При сочетании синдрома с шизофренией, умственной отсталостью отмечается сезонность обострений с пиком в весенне-летний период.
Синдром уходов и бродяжничества
Причины синдрома бродяжничества
Расстройство отличается разнообразием вызывающих его причин. Как правило, пусковым механизмом становится внешняя ситуация при наличии определенных личностных особенностей. К причинам синдрома уходов и бродяжничества относятся:
- Эмоционально-личностные качества. Синдром формируется на основе чрезмерной впечатлительности, обидчивости, эмоциональной неустойчивости, мечтательности. Бродяжничать подталкивает стремление узнавать новое, поиск развлечений, удовольствий, желание избавиться от обыденности, отсутствие интереса к семейной жизни, посещению школы.
- Психические расстройства. Синдром возникает на фоне шизофрении, легкой и умеренной олигофрении. Его развитию способствует склонность к фантазиям, аутизация, замкнутость, ограниченность, беспричинный страх, подозрительность, нестабильность настроения, искаженное восприятие.
- Патологии нервной системы. Расстройство может сформироваться после травмы головного мозга, приступа эпилепсии. Сопровождается психопатическими изменениями характера.
- Качество жизни. Низкий доход, материально-бытовая неустроенность, алкоголизм и наркомания родителей способствуют уходу детей из семьи. Бродяжничество становится способом избавления от стрессов, возможностью удовлетворить потребности, реализовать мечты.
- Стиль воспитания. Расстройство формируется в условиях безнадзорности, противоречивых требований, при воспитании по типу эмоционального отвержения, гипопротекции. Такие особенности свойственны для неполных семей с постоянной занятостью матери, семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, патологическими зависимостями, имеют низкий культурный и образовательный уровень, склонны к бродяжничеству, антисоциальному образу жизни.
Патогенез
Синдром уходов и бродяжничества формируется на базе слабой привязанности к членам семьи, неудовлетворенности повседневной жизнью. Ребенок легко увлекается, впечатлителен, склонен к фантазированию – все эти особенности подталкивают к поиску нового образа жизни. Способность анализировать, планировать, рассчитывать риски еще не сформирована, при психических расстройствах, органических поражениях мозга критическое отношение к себе и к ситуации нарушено. Поэтому уходы спонтанны, их продолжительность колеблется от нескольких часов до недель, месяцев. Пусковым моментом становится сильное эмоциональное потрясение – захватывающий фильм, книга, ссора с родителями.
Классификация
В настоящее время рассматриваются варианты классификации синдрома бродяжничества по признаку принадлежности к психическому заболеванию. С этой позиции выделяют три группы пациентов со следующими расстройствами:
- Органическая психопатия. При органическом расстройстве личности синдром провоцируется конфликтами дома, ссорами с воспитателями интерната. Характеризуется ранним началом – 7-8 лет. Причиной конфликтов становятся пропуски уроков, воровство денег, увлечение компьютерными играми, невыполнение требований старших. Частые уходы сопровождаются девиантным поведением: ограблениями, угонами машин, проституцией, токсикоманиями.
- Умственная отсталость. Наблюдаются бесцельные уходы, немотивированное бродяжничество, колебания настроения, эмоциональная лабильность. Период скитания продолжается более месяца. Дети не заводят знакомств, проводят все время в одиночестве, обитают на заброшенных стройках, гаражах. Противоправные действия несвойственны.
- Шизофрения. Острый период простой формы болезни сопровождается выраженной раздражительностью, конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, враждебностью, негативизмом перед уходом. Возвращение самостоятельное в течение нескольких недель. У пациентов с параноидной формой шизофрении уход провоцируется тревожно-параноидной и галлюцинаторно-параноидной симптоматикой. Бродяжничество совершается в людных местах, привлекает внимание окружающих неадекватностью. Возврат домой осуществляется через отделение полиции.
Симптомы синдрома бродяжничества
У детей, подростков с органическим расстройством личности и поведения развиваются невротические симптомы, переживание своей неполноценности, сниженное настроение. Преобладает страх наказания за уход. Период бродяжничества может сопровождаться противоправными действиями, антисоциальным поведением, эмоциональными отклонениями. При эпилепсии наблюдаются сумеречные помрачения сознания. Отклонения в поведении характерны для подростков эпилептоидного и истеро-эпилептоидного склада характера. Скитаясь, они занимаются попрошайничеством, подрабатывают (грузчики, уборщики), участвуют в ограблениях, воруют, употребляют наркотики, алкоголь. После возвращения усиливается дисфоричность, озлобленность, негативизм, повышается конфликтность. Позже развиваются депрессивные расстройства.
При стойком интеллектуальном снижении проявления синдрома уходов и бродяжничества зависят от формы олигофрении. Атонический вариант заболевания сопровождается бесцельными уходами и бродяжничеством без четких мотивов, стеническая форма – колебаниями настроения, дисфорическая форма – эмоциональной неустойчивостью и немотивированным бродяжничеством. Бродяжничая, дети добывают еду на свалках. Противоправные поступки не совершают, не вступают в конфликты. Преобладает стремление уйти как можно дальше от дома, уединиться. При встречах с незнакомцами отмечается развязность поведения, недостаточное чувство дистанции, благодушно-эйфорический фон настроения. Возвращение домой провоцирует эмоциональные колебания – эйфорический настрой сменяется депрессивным, дистимическим.
При шизофрении без параноидного компонента центральное место занимает раздражительность, перепады настроения, негативизм, конфликтность, враждебность. Перед уходом отношения с домочадцами становятся эмоционально холодными, со стороны подростка появляется жесткость. Возможны неадекватные действия, эпизоды воровства денег, ценных вещей. Установленные дружеские связи разрушаются, новые не формируются. Попытки познакомиться непродуктивны. Часто подростки употребляют алкоголь, совершают противозаконные поступки. При возвращении усиливается эмоциональная отгороженность, неадекватность, прогулы школы, враждебность. Синдром бродяжничества при параноидной шизофрении сопровождается патологическим фантазированием, галлюцинациями, бредом. Уходы возникают в тесной связи с параноидными идеями преследования, нанесения вреда, порчи. Неадекватное поведение во время скитания настораживает людей. Подросток доставляется в полицейское отделение, стационар психиатрии.
Осложнения
Осложнения синдрома наиболее вероятны при частых, длительных уходах, преобладании поведенческих нарушений. У юношей развивается социальная дезадаптация, девиантное поведение. Незаконные действия совершаются в состоянии алкогольного, наркотического опьянения. Зачастую их целью является добыча денег, еды. Необходимость питаться, содержать себя толкает подростков на воровство, ограбления, нанесение вреда окружающим, занятия проституцией. Больные с преобладанием эмоциональной лабильности страдают депрессивными расстройствами. Под действием алкоголя, наркотиков, в состоянии аффективного возбуждения пациенты совершают попытки суицида.
Диагностика
Диагностика начинается с консультации психиатра. По необходимости к процессу подключается медицинский психолог, детский невролог. Используются следующие методы:
- Опрос. Детский психиатр беседует с ребенком, родителями. Выясняет время начала, частоту и продолжительность уходов, их причины, характер возвращений. Расспрашивает об эмоциональном состоянии ребенка, наличии аддиктивного, антисоциального поведения, особенностях воспитания, условиях проживания, семейных отношениях. По результатам беседы врач делает вывод о патологическом состоянии либо о тяге к приключениям в рамках нормы.
- Психологическое обследование. Проективные методики, личностные опросники предоставляют информацию о сопутствующих эмоциональных нарушениях (депрессии, тревожности, вспыльчивости), заостренных, патологических чертах характера. Детский психолог выявляет психопатические, невротические признаки, определяет риск личностной декомпенсации, социальной дезадаптации. Степень выраженности и характер синдрома диагностируется «Шкалой уходов и бродяжничества». Результат позволяет разработать эффективную тактику лечения, составить прогноз.
- Инструментальные методы. Дополнительно назначается ЭЭГ, МРТ головного мозга. Характерно повышение мозговой активности в области височных долей. Результаты обследований интерпретируются неврологом, учитываются при постановке диагноза.
Синдром уходов и бродяжничества необходимо дифференцировать с единичными целенаправленными уходами из родительского дома (к другу, любимой девушке), с импульсивными поступками при стрессе. Диагностическими критериями являются возраст первых проявлений, скорость прогрессирования симптомов, сохранность критических способностей пациента, данные неврологических обследований.
Лечение синдрома бродяжничества
Лечение определяется причинами развития, тяжестью, нозологической принадлежностью синдрома. Используется комплексный подход, включающий ряд направлений:
- Фармакотерапия. Противоправные, антисоциальные поступки купируются препаратами группы нейролептиков. Лабильность эмоций детей с органическими поражениями мозга требует применения антидепрессантов, транквилизаторов. Комбинация нейролептиков и противосудорожных средств назначается детям с эпилепсией, сумеречным помрачением сознания. При олигофрении, шизофрении используются различные сочетания нейролептических препаратов, антидепрессантов.
- Психотерапия. Показана пациентам с органической психопатией, шизофренией при отсутствии галлюцинаторно-бредовой симптоматики, эмоционально-волевого дефекта. Проводится в форме индивидуальных сеансов и групповых встреч. В ходе обсуждений, анализа конфликтных ситуаций, проигрывания возможных вариантов поведения происходит изменение представлений ребенка о собственных поступках.
- Социально-трудовая терапия. Показана при синдроме бродяжничества с олигофренией. Направлена на развитие трудовых навыков в специальных учреждениях. С помощью трудотерапии, привития дисциплины производится коррекция поведения детей. Увлеченность производством снижает количество попыток ухода, способствует социализации подростков.
Прогноз и профилактика
К 15-17 годам признаки бродяжничества исчезают у большинства подростков. При комплексной медико-социальной помощи прогноз благоприятный в 80% случаев. Вероятность редукции синдрома ниже в случаях с высокой частотой уходов, выраженными эмоционально-поведенческими расстройствами. Профилактикой синдрома является создание благоприятной домашней ситуации. Ребенок, живущий в комфорте, чувствующий любовь, понимание, заботу родителей, не стремится покидать семью. Стратегической профилактической мерой является диспансеризация детей групп риска: проживающих в интернатах, неблагополучных семьях, имеющих психические заболевания.
Источник
Синдром уходов из дома и бродяжничества наблюдается в возрасте от 7 до 17 лет и выражается в повторяющихся уходах из дома, из дошкольных и школьных учреждений, из интернатов и сопровождается бродяжничеством. Причины формирования данного синдрома различны и обусловлены индивидуальными особенностями личности, факторами микросоциальной среды и принадлежностью данного синдрома к определенному заболеванию.
Выделяют несколько причин уходов из дома и бродяжничества.
К первой группе синдрома уходов из дома и бродяжничества относятся реактивные состояния, состояния эмансипации, сенсорной жажды.
Как показывают наблюдения многих авторов (М.И. Лапидес, 1964; Ф.И. Ивановой, 1972 и др.) у детей и подростков с чертами повышенной тормозимости в характере, обидчивых, сенситивных (чувствительных) первые уходы из дома в большинстве случаев связаны со сверхценными переживаниями обиды или ущемленного самолюбия (например, после физического наказания) и являются формой проявления реакции протеста, либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки.
Первые уходы у детей и подростков с преобладанием черт эмоционально‑волевой неустойчивости, проявлениями психического инфантилизма часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учебой. Поэтому в этих случаях чаще встречаются уходы из школы, повторяющиеся прогулы, особенно в дни трудных занятий, а также уходы, связанные с переменой учебного заведения, появлением нового, более требовательного педагога и т. п.
Синдромы уходов из дому и бродяжничество, обусловленные эмансипацией. У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и чувствительных черт характера, первые уходы могут быть выражением свойственных данному возрасту личностных реакций эмансипации (А.Е. Личко, 1977), в основе которых лежит стремление освободиться от излишней опеки родителей и воспитателей, выйти из‑под контроля.
Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких‑либо желаний. Все перечисленные варианты уходов или побегов можно назвать реактивными.
Одной из причин уходов из дома и бродяжничества у детей и подростков с выраженной эмоционально‑волевой неустойчивостью и с непреодолимыми влечениями, является «сенсорная жажда», т. е. особая потребность в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям (Г.Е. Сухарева).
Непосредственно ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, могут быть случайно услышанные от окружающих сообщения о каком‑либо происшествии, которое произошло недалеко (пожар, драка и другие события), телевизионная передача или кинофильм определенного содержания, предложение товарища пойти в кино и т. п.
К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственных детям препубертатного возраста и подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае дети и подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на большие расстояния с целью побывать в каком‑то городе, отыскать спрятанный клад. В этих случаях побегу предшествует серьезная подготовка – приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.
В ряде случаев уходы из дому и бродяжничество обусловлены желанием освободиться от родительского строгого режима. Такое поведение называют эмансипацией. Многие молодые люди, уйдя из дому, легко попадают под влияние различных асоциальных групп и сект, из пут которых бывает очень трудно вырваться.
Значительно реже первые уходы из дома возникают без определенных понятных мотивов и имеют различные варианты. В ряде случаев уходы из дому обусловлены изменением настроения дисфорического характера и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Такие явления наблюдаются у детей с остаточными явлениями органического поражения центральной нервной системы с психопатоподобными состояниями при растормаживании влечений. В других случаях возникает неодолимое влечение к перемене мест. В этих случаях ребенок уходит один.
Ко второй группе уходов из дому и бродяжничества относятся безмотивные случаи, наблюдающиеся у больных шизофренией и эпилепсией. В ряде случаев уходы из дома связаны с сугубо психическими заболеваниями типа шизофрении и эпилепсии, при которых больные не знают причин уходов и объяснить их не могут, так называемые «беспричинные» или безмотивные уходы.
Независимо от характера первых уходов, за исключением варианта «безмотивных», сформированный синдром уходов выражается в более или менее стойком стремлении к бродяжничеству, при котором дети уходят одни, лишь на короткое время, вступая в случайные, иногда вынужденные контакты. Во время своих блужданий, нередко многодневных, они бесцельно ездят на транспорте, заходят в любые общественные места, подолгу не испытывая усталости, голода, жажды, ночуя в случайных местах – на чердаках, в подвалах, подъездах. Слабая выраженность этих чувств указывает на то, что развитый синдром уходов и бродяжничества тесно связан с патологией влечений (В.В. Ковалев). По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания: мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием подростков и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков и наркотиков и т. п.). В ряде случаев заостряются или формируются патологические черты характера: эмоционально‑волевая неустойчивость, аффективная возбудимость, иногда – замкнутость и отгороженность от окружающих.
Синдром уходов из дому и бродяжничество нередко возникает у детей и подростков на фоне задержанного интеллектуального развития. В этих случаях первые уходы обычно связаны с боязнью нового (учителя, детей), страхом перед трудностями. В ряде случаев уходы из дома обусловлены подражанием (имитацией) поведению интеллектуально полноценных детей и подростков в связи с повышенной внушаемостью и подчиняемостью. Поэтому дети с отклонениями в умственном развитии вначале совершают уходы не в одиночку, а с другими детьми. Однако, со временем уходы и бродяжничество также приобретают привычный характер, а в дальнейшем могут становиться неодолимым, импульсивным влечением. Недостаточная критика и повышенная подчиняемость детей с отклонениями в умственном развитии способствуют быстрому возникновению у них асоциального поведения (воровство и сексуальная распущенность). Как пишет В.В. Ковалев, в связи с ведущей ролью изменений элементарной аффективности, тесно связанной с влечениями, происхождение синдрома уходов и бродяжничества рассматривается как выражение аффективного уровня нервно‑психического реагирования, относительно близкого, к психомоторному уровню.
Педагогическая помощь в этих условиях должна состоять в постоянном наблюдении и внимании за детьми, добром отношении к ним. Педагог может читать рассказы о том, как тяжело жить детям вдали от дома, от родных и близких, каким трудностям они подвергаются.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. В каком соотношении находятся уходы из дома и возраст?
2. Причины возникновения первых уходов из дома в школьном возрасте.
3. Что такое «бродяжничество» (дромомания) и в чем оно проявляется?
4. Каковы особенности уходов из дома у психически больных детей?
5. Особенности работы педагогов в случаях уходов детей из дома или школы.
6. Профилактические меры уходов из дома и бродяжничества.
Синдром страхов
Страх – чувство, связанное со стремлением избежать опасности, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Г.Е. Сухарева считала страхи защитной реакцией ребенка. Физиологическую основу страха, согласно учению И.П. Павлова, составляет пассивно‑оборонительный рефлекс. Повышенная физиологическая и психологическая готовность детей к возникновению страхов обнаруживается в еще большей степени в условиях патологии, следствием чего является частота страхов в психопатологической структуре различных нервно‑психических расстройств. В связи с этим важную задачу представляет разграничение страхов, наблюдающихся у здоровых детей, от страхов, имеющих психопатологический характер.
Если страхи наблюдаются у детей дошкольного возраста преимущественно в ночное время, их не следует рассматривать как болезненное состояние (А.И. Селецкий, 1987). Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают характер ведущего признака и после первого критического периода развития ребенка, когда активность и самостоятельность в значительной мере определяют всю его деятельность, то речь идет уже о неврозе страха и тревожного ожидания.
Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Патологические страхи могут возникать в структуре различных синдромов, но нередко выступают как самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассматривать как синдром страхов и относить к проявлениям преимущественно аффективного уровня нервно‑психического реагирования. Возрастная незрелость детской психики затрудняет психопатологическую дифференциацию страхов.
Вместе с тем, условно выделяют пять основных групп синдрома страха в детском и подростковом возрасте:
• навязчивые страхи;
• страхи со сверхценным содержанием;
• недифференцированные, бессодержательные страхи;
• страхи бредового характера;
• ночные страхи.
Навязчивые страхи (фобии), по наблюдениям Т.П. Симеон, могут возникать у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуацией.
Страхи и опасения у детей младшего возраста (страх высоты, заражения), возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными переживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов. Вместе с тем их постоянство, возникающее вопреки желанию ребенка, позволяет считать такие страхи незавершенными. Дети сами рассказывают о своих страхах, пытаются от них избавиться, но не могут.
С возрастом тематика страхов изменяется. Так, у подростков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, физических недостатков (прыщи на лице, недостаточно прямые ноги, особенности фигуры, излишняя полнота и т. п.). У школьников нередко возникают страхи несостоятельности той или иной деятельности: страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия).
Навязчивые страхи чаще всего встречаются при неврозах и вяло текущей шизофрении, при которой страхи иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны, не поддаются критике. В дальнейшем навязчивые страхи при шизофрении могут трансформироваться в бредовые идеи, чаще в ипохондрические, и бред воздействия.
Сверхценные страхи у детей и подростков могут наблюдаться при навязчивых и невротических состояниях. Так, при невротических страхах у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вызвавшими испуг ребенка (различные животные, «черный дядька» и др.). В этих случаях ребенок убежден в обоснованности этих страхов и не пытается их преодолевать в отличие от навязчивых страхов.
Как пишет В.В. Ковалев, при невротических страхах страх неразрывно связан с образным представлением темноты (в виде различных устрашающих объектов, которые могут в ней скрываться), одиночества (т. е. мнимых опасностей, которые подстерегают его в отсутствии родителей), представлениями о тех или иных напугавших ребенка животных или людях. Такие представления преобладают в сознании, сопровождаются тревогой, сводят к минимуму действие успокаивающих разговоров окружающих, т. е. приобретают сверхценный характер.
Сочетание страхов сверхценного содержания с личностью проявляется в том, что они возникают обычно у детей с тревожно‑мнительными чертами характера, психическим инфантилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Этот страх может распространяться на целую группу вещей или животных, вызвавших первоначальную реакцию, и сохраняться на длительный срок.
Своеобразную разновидность сверхценных страхов у детей в возрасте 7–9 лет представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией, страх неуспеваемости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем (дидактогения) и т. п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.
В препубертатном возрасте (10–11 лет) в высказываниях детей при сверхценных страхах на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье как свое, так и ближайших родственников. Дети боятся, что на них нападут бандиты, особенно, когда они остаются одни дома, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т. п. Страхи сверхценного содержания возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные, отсутствует стремление к их преодолению, сопровождаются сомато‑вегетативными расстройствами, что отличает их от навязчивых состояний.
В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержания чаще встречается в форме ипохондрических опасений, которые сопровождаются не только выраженными вегетативными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями сдавливания, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела).
Психопатологические недифференцированные, бессодержательные страхи характеризуются переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двигательным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость) и неприятные соматические ощущения (сдавливание и замирание в области сердца, приливами крови к лицу, спазмами в области живота и др.). Больной не связывает своих ощущений с психотравмирующей ситуацией, не может рассказать о своих переживаниях, но повторяет слова «страшно» или «боюсь». У детей школьного и подросткового возраста это страх смерти вообще или от какой‑либо конкретной причины проявляется в высказываниях: «боюсь задохнуться», «сердце сейчас остановится» и др. Такие страхи могут носить приступообразный характер и наблюдаться при неврозах и вяло текущей шизофрении.
Страхи бредового характера отличаются переживаниями скрытой угрозы со стороны людей и животных, сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, подозрительностью. В действиях окружающих они предполагают угрозу для себя. Тематика бредовых страхов зависит от возраста ребенка. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней за окном, ветра, шума воды, разнообразных бытовых звуков (водопроводных кранов, электрической лампочки, холодильника и др.), незнакомых людей, персонажей из детских книг, телевизионных передач. Дети прячутся от воображаемых объектов.
У детей школьного возраста бредовые страхи приобретают более отвлеченный характер, нередко сопровождающиеся обманами восприятия (иллюзиями). Соответственно меняется поведение ребенка. Такие страхи с возрастом приобретают характер бредовых страхов, которые не удается снять убеждением. Бредовые страхи наблюдаются при различном течении шизофрении (В.В. Ковалев).
Ночные страхи – это сборная группа состояний страха, общими признаками которых являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени измененного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного расстройства сознания). Наблюдаются ночные страхи в дошкольном или младшем школьном возрасте, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится беспокойным, испытывает сильный страх, кричит, произносит отдельные слова:
«боюсь, прогони его, он хватает меня» и т. п., которые указывают на наличие устрашающих переживаний типа сновидений. В этих случаях ребенок зовет мать, хотя не узнает ее и не отвечает на ее вопросы, а утром при пробуждении ничего не помнит о случившемся или дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился.
Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойственна определенная периодичность. По мнению многих авторов (А.И. Селецкий, 1987; Н.М. Жариков, 1989; В.Н. Мамцева, 1991; А.И. Захаров, 1998 и др.) ночные страхи относятся в основном к невротическим состояниям, но в ряде случаев они носят эпилептоидный характер, что требует тщательного наблюдения и обследования ребенка.
Ночные страхи могут сочетаться со снохождением (сомнамбулизмом)и сноговорением, характер которых часто имеет эпилептическую основу.
Наличие страхов у детей, посещающих дошкольные учреждения, должны вызывать обеспокоенность, необходимость собеседования, успокоения, совместной проверки комнаты, в которой спит ребенок. Воспитатели и родители должны знать, что перед сном нельзя рассказывать страшные сказки, пугать детей:
– необходимо создать обстановку, чтобы ребенок мог рассказать, что его тревожит;
– зарисовать видение («страшилище») и порвать рисунок, как бы изгоняя его;
– не фиксировать внимание на том, что пугает ребенка;
– в присутствии ребенка не стоит говорить о боязни собак, о различных заболеваниях;
– расширять круг интересов ребенка и запас знаний, читать книги или рассказывать о геройских поступках детей и подростков.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Расскажите об особенностях проявления страхов в детском возрасте. Чем страх отличается от тревоги?
2. Какую роль играют страхи в жизни человека? Когда страхи полезны, а когда – губительны?
3. Как вы себе представляете возникновение страха? С какими эмоциями может взаимодействовать страх?
4. Объясните значение возраста для возникновения страхов.
5. Назовите различные формы страхов.
6. Чем характеризуются навязчивые страхи?
7. Какие особенности страхов со сверхценным содержанием?
8. Какие страхи называются «бессодержательными»?
9. Чем отличаются страхи бредового характера?
10. Как проявляются «ночные страхи»?
11. Медицинская и педагогическая помощь при страхах в детском возрасте. Какие задания педагог может предложить ребенку для преодоления чувства страха?
12. Назовите профилактические мероприятия при детских страхах.
Источник