Синдром вегетативной дисфункции пубертатный период

Период полового созревания для многих омрачается возникновением симптомов нарушения работы нервной системы, которые приводят к последующим изменениям деятельности различных органов. Дети предъявляют жалобы, не вписывающиеся в рамки какого-либо определенного заболевания, что затрудняет выявление конкретной этиологии этих проявлений. Такая симптоматическая совокупность получила название вегето-сосудистая дистония (ВСД) пубертатного периода.
Причины развития болезни
ВСД у подростков, как правило, результат несогласованного развития различных систем организма в этом возрасте. Наблюдается выраженный контраст между ростом тела и изменением сердечно–сосудистой и нервной систем у детей. На этом фоне вегетативная нервная система перестает выполнять свою функцию в достаточной мере, что приводит к возникновению симптоматики сразу нескольких заболеваний, которые обычно в другом возрасте протекают как отдельные, не связанные между собой болезни. Начало вегето-сосудистой дистонии подростков чаще всего приходится на 14-16 лет.
Пубертатный период – сложное время для мальчиков и для девочек, когда идет усиленная выработка гормонов и организму сложно справляться с большим количеством биологически активных веществ. Их переизбыток влияет на эмоциональное состояние ребенка, которое тесно взаимосвязано с работой вегетативной нервной системы. На этом фоне тоже может развиться вегето-сосудистая дистония. Как правило, если ребенок тревожный, тяжело адаптируется в коллективе, подвержен стрессовым состояниям, существует большая вероятность возникновения этого недуга.
Особенности проявления заболевания
Разбалансировка в работе основных систем организма приводит к симптомам, которые могут совсем не проявляться у одних пациентов, а у других комбинироваться в синдромы.
Наиболее часто определяющиеся признаки вегето-сосудистой дистонии у подростков:
- сбой в ритме сердечных сокращений, тахикардия;
- боль в сердце, ощущение нехватки воздуха;
- перепады артериального давления;
- повышение температуры тела;
- потливость и при этом холод в конечностях;
- быстрая утомляемость, раздражение;
- головные боли, головокружение, возможны обмороки;
Параллельно к общей физиологической симптоматике очень часто добавляются психические проявления, которые доставляют детям в 14 лет не меньше переживаний, чем сама болезнь. К ним относятся депрессивные состояния, различные страхи. Ребенок может быть подавленным, излишне мнительным и раздражительным. Плохое настроение – его неизменный спутник.
Типы ВСД
Вегето-сосудистая дистония у подростков бывает трех типов. Они имеют различные симптоматические картины:
- ВСД по гипертоническому типу проявляется повышением артериального давления, тахикардией (увеличением частоты биения сердца), мельканием «мушек» перед глазами, ознобом, головной болью, снижением аппетита и потливостью. Причем АД может повыситься не только при увеличении физической нагрузки или психическом напряжении, но и в состоянии полного покоя. Присутствуют тревожность и напряжение. В любой момент может начаться криз, сопровождающийся паникой, перевозбуждением и усилением уже имеющихся симптомов.
- ВСД по гипотоническому типу характеризуется понижением АД, брадикардией (снижением частоты сердечных сокращений), вялостью, слабостью, бледностью кожных покровов, потливостью в сочетании с ознобом. Больной раздражителен, подвержен обморочным состояниям. Может присутствовать тошнота. ВСД по гипотоническому типу увеличивает перистальтику кишечника и вызывает повышенное выделение ферментов, что приносит дополнительный дискомфорт ребенку, проявляясь в виде диареи, изжоги и урчания в животе.
- ВСД по ваготоническому типу определяется по присутствию у подростка болей в области сердца, дисфункций желудочно-кишечного тракта (тошноты, рвоты, запоров), повышенной секреции сальных желез. Больные ВСД по ваготоническому типу тревожны, имеют склонность к ожирению, страдают бессонницей, быстро утомляются, у них наблюдаются отеки конечностей.
Подобные проявления ВСД по ваготоническому типу – настоящая беда для подростка, которая ведет к ограничениям его возможностей и снижает качество социальной жизни. Ожирение становится основой для развития комплексов пубертатного периода, лишает уверенности и способствует развитию замкнутости.
Падение АД может вызвать покраснение кожи. Подросток будет стесняться таких проявлений, что может повлечь за собой социофобию.
Синдром вегетативной дисфункции у подростков
За поддержание правильного ритма сокращений сердечной мышцы несет ответственность синусовый узел. В подростковый период, когда вегетативная нервная система не справляется со своей функцией и это влияет на работу узла, могут появиться нарушения в ритме работы сердца, такие как аритмии.
Отклонение в деятельности сердечной мышцы получило название вегетативная дисфункция синусового узла. Для подросткового периода это довольно частое явление. Оно может проявляться в различной степени – от легких симптомов, таких как незначительное изменение в ритме сердечных колебаний, усталость, беспричинная плохое настроение, до серьезных нарушений функции сердца, опасных для здоровья и жизни пациента.
Когда синдром вегетативной дисфункции в пубертатном периоде проходит в легкой форме, часто врачи склоняются к выбору тактики невмешательства и только наблюдают за ребенком. Как правило, во многих случаях функция нервной системы налаживается, и заболевание проходит само. Но если же проявления вегетативной дисфункции серьезные и влияют на качество жизни подростка, то однозначно показано медикаментозное и в особо тяжелых случаях оперативное лечение.
Терапевтические методы лечения ВСД
Выбор лечения вегето сосудистой дистонии во время пубертатного периода зависит от тяжести проявлений заболевания. Если оно протекает в относительно легкой форме, то врач назначает немедикаментозную терапию.
В нее входят:
- Строгое соблюдение режима. Необходимо следить, чтобы ребенок спал не меньше 8-9 часов, не переутомлялся и чередовал учебу с отдыхом. Нужно исключить или свести к минимуму компьютерные игры или просмотр телевизора, чтобы убрать психоэмоциональную нагрузку.
- Ввести в норму занятия спортом и прочие физические нагрузки. Занятия должны быть регулярными, но не утомительными. Идеально подойдут плавание, езда на велосипеде, прогулки на свежем воздухе, бег, настольный теннис и т. д.
- Обеспечить правильное питание, содержащее достаточное количество жиров, белков и углеводов. Сделать уклон на растительные продукты и свести к минимуму прием острых, соленых и копченых блюд, а также газированных напитков, крепкого чая и кофе.
- Отличный эффект при вегето-сосудистой дистонии у подростков дают физиотерапевтические процедуры: лечебные ванны, массаж, рефлексотерапия, контрастный душ, магнитотерапия.
- С успехом используется фитотерапия — отвары пустырника, шиповника, мелиссы. При пониженном АД лечащим врачом назначаются аралия, женьшень, лимонник.
Очень важно наладить психологическую атмосферу в семье, при небходимости изменить характер общения. В некоторых случаях потребуются консультации психолога.
Если немедикаментозное лечение вегето-сосудистой дистонии не дает желаемого результата, то врач назначает лекарственные препараты:
- Успокаивающие – валериана, глутаминовая кислота, глицин и т. д.
- Комплексы витаминов и минералов.
- Ноотропные — Пантогам, Пирацетам и т.д.
- Препараты для поддержания нормы АД.
В тяжелых случаях приходится лечить антидепрессантами.
Памятка для родителей
ВСД подросткового периода не стоит оставлять без внимания. Если лечение ВСД не требует медикаментозной терапии, то проконсультироваться с врачом по поводу патологии сердца и сосудов нужно обязательно. Все рекомендации необходимо учесть, чтобы в будущем избежать тяжелых осложнений этого заболевания. Следует с детства приучить ребенка к здоровому и активному образу жизни и создать благоприятную атмосферу в семье.
Источник
Синдром вегетативных дисфункций (СВД) и его проявления у детей до сих пор вызывают большое количество вопросов, на которые существует такое же множество ответов, причем не всегда однозначных. Достаточно сказать, что только в поисковых системах Интернета находится 214 000 русскоязычных сайтов, посвященных СВД, и 10 600 000 англоязычных сайтов, освещающих вопросы нарушений вегетативной нервной системы (disorders of autonomic nervous system). Добавим, что если за 1951–1960 гг. было всего 68 публикаций, то в 2001–2008 можно найти 10 623 публикации о вегетативной дисфункции (рис. 1).
Обилие информации по данной теме не исключает существование определенных мифов как среди пациентов, так и среди практикующих врачей. В настоящей публикации авторы предприняли попытку определить сущность СВД у детей и развеять наиболее часто встречающиеся мифы относительно данной проблемы.
Миф первый: СВД не является самостоятельной нозологической единицей. Однако, согласно Международной классификации болезней (10 пересмотр) в классе «Болезни нервной системы», в блоке «Другие нарушения нервной системы» под кодом G90.8 имеется определение «Другие расстройства вегетативной (автономной) нервной системы», что и означает СВД.
Миф второй: СВД — приобретение ХХ века. На самом деле изучение функциональной патологии, проявляющейся расстройствами сердечной деятельности, уходит корнями в ХIХ век, когда в 1871 году Да Коста Джекоб Мендес (1833–1900 гг.), американский терапевт, описал «возбудимое сердце» молодых солдат, участвующих в Гражданской войне в США, названное синдромом Да Коста. В нашей стране основы в изучение физиологии и клиники вегетативной нервной системы заложили такие выдающиеся ученые, как С. П. Боткин, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Л. А. Орбели, А. П. Сперанский, К. М. Быков. В начале ХХ века (1916 г.) российский ученый В. Ф. Зеленский в «Клинических лекциях» описал симптоматику невроза сердца. Современными представлениями об организации вегетативной нервной системы, а также клинической вегетологии мы, действительно, во многом обязаны ученым, работавшим в ХХ веке. Лечащий врач ХХI века, встретившись с проблемами вегетативных дисфункций, не может обойтись без работ А. М. Вейна и Н. А. Белоконь, в которых можно найти разъяснения практически по всем клиническим случаям.
Миф третий: в основе вегетативных дисфункций лежит усиление активности одного отдела за счет подавления другого. Данное представление — «принцип весов» — отражает правило двойной иннервации, при которой симпатическая и парасимпатическая системы оказывают противоположное влияние на рабочий орган (расширение и сужение сосудов, учащение и замедление сердечного ритма, изменение просвета бронхов, перистальтика и секреция органами желудочно-кишечного тракта). Однако в физиологических условиях усиление воздействий одного из отделов вегетативной нервной системы приводит к компенсаторному напряжению в регуляторных механизмах другого, что переводит систему на новый уровень функционирования, восстанавливая соответствующие гомеостатические параметры. Важнейшую роль в этих процессах играют как надсегментарные образования, так и сегментарные вегетативные рефлексы. В состоянии перенапряжения, срыва адаптации нарушается регуляторная функция и, соответственно, усиление активности одного отдела не приводит к соответствующим изменениям со стороны другого, что клинически проявляется симптомами вегетативной дисфункции.
Миф четвертый: ведущая роль в этиологии вегетативных дисфункций принадлежит стрессу. На самом деле, СВД полиэтиологичен, при этом среди множества причин можно выделить как врожденные, так и приобретенные особенности:
наследственно-конституциональные особенности деятельности вегетативной нервной системы (аутосомно-доминантный тип наследования);
неблагоприятное течение беременности и родов, способствующее нарушению созревания клеточных структур надсегментарного аппарата, натальным травмам ЦНС и шейного отдела позвоночника (гипертензионно-гидроцефальный синдром, вертебрально-базилярная недостаточность);
психоэмоциональные особенности личности ребенка: повышенная личностная тревожность, депрессивные нарушения, ипохондрическая фиксация на состоянии собственного здоровья;
психоэмоциональное напряжение (патологические внутрисемейные отношения, неправильная воспитательная тактика, включая гиперопеку, конфликтные ситуации в школьном окружении, пребывание в девиантных неформальных группах);
постнатальные повреждения центральной нервной системы (травмы черепа, опухоли, инфекции);
умственное и физическое переутомление (занятия в специализированных школах, спортивных секциях с участием в соревнованиях);
гипокинезия (малоподвижный образ жизни, приводящий к резкому снижению толерантности к динамическим нагрузкам);
гормональный дисбаланс (пре- и пубертатный период, врожденные и приобретенные заболевания желез внутренней секреции);
острые и хронические инфекционные и соматические заболевания, очаги инфекции (тонзиллит, кариес зубов, гайморит);
патологическое влияние продуктов горения табака, пивной алкоголизации, токсико- и наркомании, приводящее к дестабилизации вегетативной нервной системы вследствие токсического и психоневротического воздействия;
другие причины развития вегетативных дисфункций: шейный остеохондроз, оперативные вмешательства и наркоз, неблагоприятные метеорологические условия, избыточная масса тела, увлечение просмотром телепередач, компьютерными играми.
Миф пятый: клинически СВД проявляется преимущественным поражением сердечно-сосудистой системы. Действительно, сердечно-сосудистые проявления («дистония») присутствуют при различных вариантах вегетативных дисфункций. Однако в диагностике следует помнить и учитывать другие многочисленные клинические проявления данной патологии: состояние кожных покровов, нарушения терморегуляции, цефалгии, изменения со стороны дыхательной системы вплоть до гипервентиляционного феномена (псевдоастматический приступ), симптомы дисфункции желудочно-кишечного тракта как диспептического, так и болевого характера, нарушения мочеиспускания.
Для практикующего врача достаточно сложными в плане диагностики являются такие клинические проявления, как вегетативные пароксизмы («панические атаки», «вегетативный криз»), критериями которых являются: пароксизмальность, полисистемные вегетативные симптомы, эмоционально-аффективные расстройства. В детском возрасте отмечается преобладание в структуре приступа вегетативно-соматических проявлений над собственно паническими, эмоциональными переживаниями, при этом по мере взросления ребенка уменьшается вагальная направленность реакций, возрастает симпатический компонент в пароксизмах, отражая общую интенсификацию гуморального звена регуляции. Недостаточно изученной проблемой в детской вегетологии, при особой значимости и высокой распространенности (от 15 до 50% детей и подростков по данным И. В. Леонтьевой имели в анамнезе как минимум один обморок), остаются синкопальные состояния: вазовагальные, ситуационные, нагрузочные и ортостатические, патологические механизмы которых включают вегетативные компоненты.
Миф шестой: клинические проявления вегетативной дисфункции характерны исключительно для подросткового возраста. Вегетативная дисфункция является одним из наиболее распространенных заболеваний среди подростков, частота ее в популяции мальчиков, по данным различных авторов, колеблется от 54,6% до 72,6%, а среди девочек от 62,4% до 78,2%. Косвенно о состоянии заболеваемости можно судить и по числу публикаций по данной проблеме среди детей различного возраста: число статей о проявлениях СВД в подростковом возрасте более чем в 7 раз превышает число публикаций о клинических особенностях синдрома у новорожденных (рис. 2).
Возможно, это связано с трудностями объективной диагностики вегетативной дисфункции в неонатологии. Однако внимательный клиницист уже в период новорожденности может выявить симптомы вегетативных расстройств: «мраморность» кожи, цианоз носогубного треугольника или конечностей, нарушения терморегуляции, срыгивания, рвота, «кишечные колики», нарушения ритма сердца или процессов реполяризации на ЭКГ.
Вегетативные сдвиги усугубляются к 4–7 годам, и, как правило, преобладает парасимпатическая направленность, сопровождающаяся боязливостью, нерешительностью поведения, повышением массы тела. Наконец, в пубертатном возрасте отмечается третий «пик» проявлений вегетативной дисфункции, сопровождающийся бурными эмоциональными проявлениями, личностными расстройствами, что приводит к более частой обращаемости за врачебной помощью и, соответственно, к более частой регистрации заболевания.
Миф седьмой: объективно оценить состояние вегетативной нервной системы практическим врачом невозможно. Действительно, диагностика СВД во многом субъективна и зависит от клинического мировоззрения и опыта врача, так как в основном основывается на клинической симптоматике (оценка вегетативного статуса по таблицам и вопросникам А. М. Вейна, модифицированных для детей Н. А. Белоконь, 1987). В настоящее время в педиатрии для характеристики вегетативного тонуса используются математические модели оценки вегетативных показателей: индекс Кердо, анализ вариабельности ритма сердца с расчетом статистических показателей (индекс напряжения по Р. М. Баевскому). Согласно стандартам, выработанным на совместном заседании Европейской и Североамериканской кардиологических ассоциаций в 1996 году, для клинических исследований вариабельность ритма сердца рекомендуется оценивать по четырем основным показателям:
SDNN (standard deviation of the NN interval) — стандартное отклонение длительности нормальных R-R в 24-часовой записи ЭКГ;
SDANN (standard deviation of the average NN interval) — показатель стабильности вариабельности ритма сердца;
HRV-index — триангулярный индекс вариабельности ритма сердца;
RMSSD (the square root of the mean squared differences of successive NN intervals) — вычисляется как корень квадратный из суммы квадратов разностей последовательных пар интервалов R-R, включая и аномальные.
В последние годы возможности математической оценки вариабельности сердечного ритма расширились за счет применения спектрального анализа с выделением определенных составляющих: очень низкочастотной (Very Low Frequency — VLF), отражающей степень активации церебральных эрготропных систем, низкочастотной (Low Frequency), характерной для симпатических влияний, и высокочастотной (High Frequency), с помощью которой описывают вагусные влияния.
Значительно расширяет возможности объективной оценки вегетативной дисфункции применение нагрузочных проб, позволяющих охарактеризовать вегетативную реактивность и вегетативное обеспечение деятельности (физической — при применении пробы с дозированной физической нагрузкой, проб положения — ортостатическая проба, умственной и эмоциональной). Для регистрации вегетативных сдвигов используются параметры сердечно-сосудистой и дыхательной систем: частота сердечных сокращений, вариабельность ритма сердца, величина артериального давления (АД), частота дыхания. Исследуемые показатели регистрируются в покое (вегетативный тонус) и при выполнении деятельности (вегетативное обеспечение, которое может быть нормальным, избыточным или недостаточным и отражает состояние эрготропных аппаратов). Внедрение 24-часового мониторирования артериального давления в педиатрическую практику, оценка суточного ритма АД позволили открыть новую страницу в объективизации оценки вегетативной регуляции сосудистого тонуса.
Таким образом, применение комплексного клинико-экспериментального подхода с использованием функционально-динамического исследования вегетативного статуса, тонуса, вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения деятельности позволит лечащему врачу выявить сдвиги в гомеостатических параметрах организма и оценить состояние его адаптационных механизмов при вегетативной дисфункции.
Миф восьмой: терапия детей и подростков с СВД малоэффективна. Успех лечения детей во многом зависит от своевременности и адекватности проводимой терапии, она должна быть комплексной, длительной, с учетом возраста и клинических проявлений заболевания, с активным участием самого больного и его окружения. Предпочтение должны иметь немедикаментозные методы коррекции в сочетании с общережимными и психотерапевтическими мероприятиями, тогда как медикаментозное лечение должно включать минимальное число индивидуально подобранных препаратов.
Немедикаментозные методы:
нормализация режимов труда и отдыха, с обязательными двигательными нагрузками, занятиями физкультурой, ограничением времени просмотра телепередач и пребывания за компьютером, возможно занятие определенными видами спорта (игровые, динамические, туризм), но без участия в соревнованиях, снижение отрицательного влияния психоэмоционального перенапряжения, нормализация сна;
соблюдение определенных диетических мероприятий в зависимости от клинических проявлений дисфункции;
лечебный массаж позвоночника, шейно-воротниковой зоны, при гипотензии: массаж нижних конечностей, живота курсом не менее 15–20 процедур;
рефлексотерапия;
физиотерапевтические методы с включением в комплекс процедуры электросна (10–15 процедур на курс лечения ежедневно или через день);
гидротерапия (ванны, души, обтирание, обливание);
психотерапия.
Медикаментозная терапия:
седативные средства, прежде всего, растительного происхождения (Персен);
растительные адаптогены (настойки лимонника, элеутерококка, левзеи, аралии);
витаминотерапия, микроэлементы (магний);
метаболические, ноотропные препараты, позволяющие не только купировать выраженные клинические проявления СВД, но и улучшить долгосрочный прогноз за счет оптимизации обменных процессов в надсегментарных структурах: Пантогам (гопантеновая кислота) 0,25 г 2–3 раза в сутки — курс 1 месяц, Ноотропил (пирацетам) 0,4 г 2–3 раза в сутки — курс 1 месяц, Фенибут (гамма-амино-бета-фенилмасляной кислоты гидрохлорид) 0,25 г 2–3 раза в сутки — курс 1 месяц;
средства, улучшающие микроциркуляцию: Стугерон (циннаризин) 25 мг 3 раза в сутки — курс 1 месяц, Кавинтон (винпоцетин) 2,5–5 мг 3 раза в сутки — курс 1 месяц, Трентал (пентоксифиллин) 5–10 мг/кг в сутки — курс 1 месяц;
транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения.
Миф девятый: СДВ легче предупредить, чем лечить. На самом деле, профилактические мероприятия по предупреждению вегетативной дисфункции должны проводиться до рождения ребенка как самой беременной женщиной (нормализация режима дня, исключение переутомления, контроль веса с коррекцией питания при необходимости, оптимизация психоэмоционального окружения), так и медицинским персоналом, осуществляющим патронаж беременных и ведение родов.
Важными условиями профилактики СВД у детей и подростков являются адекватное возрасту воспитание и обеспечение гармоничного психического и физического развития. Недопустимы как перегрузки ребенка, особенно малоподвижными занятиями, например, музыкой, так и гиперопека с поощрением бездеятельности. Для лиц любого возраста одним из наиболее значимых способов профилактики СВД является физкультура, в отличие от занятий спортом, к которым следует допускать не всех детей, даже достигших 14 лет. Во всех возрастных группах занятия спортом должны обеспечиваться качественным и неформальным врачебным контролем. Важна пропаганда здорового образа жизни, исключающего, в частности, курение и другие вредные привычки. В целом проблема профилактики СВД выходит за рамки только медицинских мероприятий, ее решение связано с возможностью крупных социальных и экологических преобразований, повышением благосостояния и улучшением условий жизни населения. Авторы не претендуют на «истину в последней инстанции», поскольку, пока существует человечество, проблема СВД будет волновать нас и подходы к диагностике и лечению будут изменяться.
По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.
М. Я. Ледяев, доктор медицинских наук, профессор О. В. Степанова, кандидат медицинских наук, доцент Н. В. Шахова* ВолГМУ, *ДКБ № 8, Волгоград
Купить номер с этой статьей в pdf
Источник