Синдром вегетативной дистонии у детей клинические рекомендации
Комментарии
Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; №3 (сентябрь-октябрь); 2019; стр. 17-21.
Л. С. Чутко1, д-р мед. наук, проф. С. Ю. Сурушкина1, канд. мед. наук, Е. А. Яковенко1, канд. биол. наук, Т. Л. Корнишина2, канд. мед. наук
1 Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Резюме: В статье представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению эпидемиологии, этиологии, патогенеза, основных клинических проявлений и подходов к лечению вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков и проанализирован опыт применения препарата Нооклерин® в лечении этого заболевания.
Ключевые слова: вегето-сосудистая дистония у детей и подростков, Нооклерин®
Summary: The article presents a review of scientific publications devoted to the study of epidemiology, etiology, pathogenesis, main clinical manifestations and approaches to the treatment of syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, and analyzed the experience of using the drug Nooklerin in the treatment of this disease.
Keywords: syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, Nooklerin
Психовегетативные расстройства являются одной из актуальных проблем, представляющих интерес как для неврологов и психиатров, так и для педиатров. В нашей стране это заболевание традиционно рассматривается как вегето-сосудистая дистония (ВСД).
Еще Da Costa в 1871 г. на основе наблюдений, сделанных во время гражданской войны в США, описал нарушения сердечно-сосудистой системы, названные им «возбудимым сердцем солдата» и позднее получившие название «синдром Да Коста») [5]. Он описал психогенно провоцированные нарушения функций сердечно-сосудистой системы (учащенное и усиленное сердцебиение, кардиалгии), дыхательной системы (учащенное дыхание, чувство удушья и нехватки воздуха) и пищеварительной системы (учащенный жидкий стул, ощущение вздутия живота, боли по ходу толстой кишки) в структуре тревожно-ипохондрических состояний. Непосредственная связь с психогениями в наблюдениях Da Costa подтверждается редукцией функциональных нарушений и тревожной симптоматики после разрешения психотравмирующей ситуации.
Выдающийся отечественный невролог А.М. Вейн (1991) рассматривал данную патологию как полисистемные расстройства, возникшие в результате нарушения деятельности надсегментарных вегетативных структур [1].
В МКБ-10 для обозначения данной патологии наиболее часто используются следующие рубрики:
G 90.8 Другие расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
G 90.9 Расстройства вегетативной (автономной) нервной системы неуточненное.
F 45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы.
Кроме этого, в зарубежной литературе для обозначения подобных пациентов используется термин «Medically Unexplained Symptoms» (с медицинской точки зрения необъяснимые симптомы), somatic symptom disorder (расстройство соматической симптоматики).
Вегетативная нервная система выполняет в организме две основные глобальные функции: 1) поддержка гомеостаза (постоянство внутренней среды организма); 2) вегетативное обеспечение деятельности – мобилизация функциональных систем организма в ответ на действие внешних факторов с целью адаптации организма к меняющимся условиям окружающей среды [4]. Причинами расстройств вегетативной регуляции являются наследственная предрасположенность, патология перинатального периода, последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций, очаги хронического воспаления и соматические заболевания, чрезмерные физические нагрузки, неблагоприятные условия внешней среды (климат и т. д.) и др. Однако очень часто ведущей причиной являются эмоциональные нарушения, в первую очередь, тревожные расстройства. Говоря о развитии ВСД у подростков, необходимо помнить о нейроэндокринных перестройках, активно протекающих в пубертатном периоде. В основе патогенеза этого расстройства лежит нарушение равновесия между симпатической и парасимпатической системами, обусловленное дезинтеграцией высших вегетативных центров, прежде всего, лимбико-ретикулярного комплекса [9].
Проявления ВСД у детей встречаются в 20-82% случаев [1, 2]. При этом неустойчивая вегетативная регуляция отмечена у 95% подростков [3].
Клинические проявления ВСД характеризуется полиморфизмом, при котором в патологический процесс вовлекаются многие системы организма, при этом ведущее место принадлежит расстройствам сердечно-сосудистой системы. Выделяются следующие клинические варианты заболевания, которые встречаются изолированно или в сочетаниях: синдромы артериальной гипер-и гипотензии; нейрогенные обмороки; цефалгический синдром; вестибулопатический синдром; нейрогенная гипертермия; функциональная кардиопатия; гипервентиляционный синдром; дискинезия верхних отделов ЖКТ; дискинезия нижних отделов ЖКТ (синдром раздраженной толстой кишки); ангиотрофоневроз; нейрогенный мочевой пузырь; функциональная легочная гипертензия; гипергидроз; нейроэндокринный синдром; вегетативные кризы (панические атаки) [19].
При клинической диагностике следует учитывать общую направленность вегетативных изменений (симпатикотоническая, ваготоническая, смешанная). В подростковом возрасте усиливаются симпатоадреналовые влияния, отражая общую возрастную активацию нейроэндокринной системы [20]. Такие подростки, как правило, астеничные, пониженного питания. Их кожные покровы сухие, бледные, сосудистый рисунок не выражен, отмечается стойкий белый дермографизм. Они часто предъявляют жалобы на болевые ощущения в области сердца (кардиалгии), у них отмечается склонность к тахикардии, повышению артериального давления. Кроме того, для них типичны жалобы на запоры, редкие, но обильные мочеиспускания [21].
У подростков с ваготонией нередко наблюдается склонность к ожирению, несмотря на сниженный аппетит. Для них характерны зябкость, потливость, частая и длительная субфебрильная температура. Кожные покровы с мраморным рисунком, прохладные. Кисти рук и стопы холодные и влажные, часто цианотичные. Дермографизм красный, стойкий, разлитой, иногда возвышающийся. Для таких подростков типичны: брадикардия или брадиаритмия, тенденция к снижению артериального давления, кардиалгии, обмороки, плохая переносимость транспорта, чувство нехватки воздуха. У многих детей отмечаются боли в животе, тошнота, гиперсаливация, склонность к метеоризму, частые и необильные мочеиспускания [21].
Оценивая динамику клинических синдромов в зависимости от типа вегетативного гомеостаза и возраста ребенка, О.Е. Талицкая и С.Б. Шварков (1999) отметили, что у детей с ваготонией клинические проявления возникали в более раннем возрасте и отличались большим разнообразием, чем при смешанном и симпатикотоническом типах вегетативного гомеостаза [17]. Одним из распространенных при ВСД является синдром цефалгии, отмеченный авторами у 35% детей. Наиболее часто цефалгический синдром встречался у детей с ваготоническим типом ВСД.
Проведенные нами ранее исследования показали, что ведущими жалобами у детей и подростков с ВСД являются: головные боли у 73,5% обследуемых, липотимии -у 67,9%, головокружение несистемного характера -у 45,3%, чувство нехватки воздуха – у 41,5%, обмороки -у 18,9% пациентов. Головные боли были представлены головными болями напряжения (ГБН) в 41,5% случаев, мигренью в 24,5%, сочетанием ГБН и мигрени в 7,5% случаев. Нами показано, что у 71,7% подростков отмечались жалобы на утомляемость, общую слабость, истощаемость, вялость, дневную сонливость. Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха (Чутко Л.С. и соавт., 2018).
При психологическом исследовании нами отмечено значительное повышение среднего уровня тревожности (как реактивной, так и личностной) у подростков с ВСД по сравнению с контрольной группой. Данные психофизиологического исследования свидетельствовали о достоверно более высоких уровнях снижения внимания и скорости реакции, а также повышенном уровне ложных тревог в исследуемой группе. Ложные тревоги отражают импульсивность, под которой понимают невозможность контроля над своими импульсами (Чутко Л.С. и соавт., 2018).
Таким образом, основным механизмом в возникновении ВСД можно назвать дисфункцию церебрального гомеостаза, которая приводит к нарушению центральных нейромедиаторных механизмов регуляции висцеральных систем и поведения. Поэтому назначение ноотропной терапии, направленной на нормализацию регуляции мозговых процессов можно отнести к патогенетическим методам лечения. В этой связи следует сказать о препарате Нооклерин®, который обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза.
По своей химической структуре он близок к естественным метаболитам мозга и состоит из двух компонентов, один из которых обладает структурным сходством с ГАМК и глутаминовой кислотой, а второй является предшественником холина. Этот препарат можно использовать у детей с 10-летнего возраста. Полученные Ю.В. Поповым (2004) данные свидетельствуют, что Нооклерин® является эффективным и безопасным средством лечения астенических расстройств у подростков.
В рамках нашего исследования дети и подростки с ВСД принимали препарат Нооклерин® в дозе 1-2 г сутки (дети 10-12 лет – по 1/2 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем; подростки 13-15 лет – по 1 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем) в течение 6 недель. Другой терапии в этот период не проводилось (кроме симптоматического приема анальгетических средств во время приступов головной боли). Эффективность терапии анализировалась при повторном исследовании, проведенном через 60 суток после начала лечения.
Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 66,0%. В беседах с подростками и их родителями отмечается улучшение общего самочувствия, уменьшение головокружений. После окончания лечения регистрируется значительное уменьшение липотимии у 83,3%. Кроме этого, следует отметить уменьшение утомляемости и дневной сонливости со 2-й недели приема препарата. Результаты повторного вегетологического обследования показали достоверное снижение данного показателя после курса Нооклерина.
Также отмечалось снижение интенсивности головной боли у 35,9% от всех пациентов с цефалгиями. Улучшение получено у детей и подростков с ГБН. Ранее в работе Е.М. Шипиловой и соавт. (2016) было показано, что применение Нооклерина привело к существенному уменьшению частоты, продолжительности и интенсивности головных болей напряжения у детей и подростков. Достоверного снижения тревожности не отмечено. После лечения у большинства пациентов регистрировалась нормализация показателей вегетативного гомеостаза (таблица). Так, у 62,3% подростков показатель индекса Кердо значительно повысился и приблизился к нулевому уровню, что свидетельствует о функциональном вегетативном равновесии. Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции.
Таблица.
Динамика клинико-психологических показателей у пациентов с СВД в ходе лечения Нооклерином
Примечания:
*р < 0,05 – достоверность различий по сравнению с контрольной группой;
**р < 0,01 – достоверность различий по сравнению с контрольной группой;
#р < 0,05 – достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем до лечения;
##р < 0,01 – достоверность различий по сравнению с соответствующим показателем до лечения
Переносимость терапии можно в целом охарактеризовать как хорошую. Лишь в единичных случаях на фоне лечения отмечались жалобы на трудности при засыпании. Через 3-4 дня сон у указанных пациентов нормализовался самостоятельно без медикаментозной коррекции. Кроме того, в нескольких случаях отмечалось усиление головной боли на протяжении первой недели приема препарата. В дальнейшем этот побочный эффект купировался самостоятельно. Других побочных явлений отмечено не было.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что применение Нооклерина в лечении ВСД у детей и подростков характеризуется высокой эффективностью. Установлено достоверное снижение выраженности вегетативных нарушений на фоне использования этого препарата. Немаловажно то, что применение Нооклерина почти не сопровождается нежелательными побочными эффектами и осложнениями. Учитывая отсутствие влияния Нооклерина на тревожность, можно предположить повышение эффективности его использования в комбинации с небензодиазепиновыми анксиолитиками.
Лечение ВСД должно носить комплексный характер. Важная роль уделяется образу жизни подростка: режиму дня, обязательным прогулкам на свежем воздухе, адекватному питанию, достаточному времени, выделяемому на сон. Рекомендуются проведение закаливающих процедур, регулярных гимнастических упражнений и пеших прогулок. Следует ограничить просмотр телепередач, компьютерные игры. Обязательна санация очагов хронической инфекции [21].
Комплексность лечения ВСД предполагает большую роль психотерапевтических методик. Рациональная психотерапия при СВД основывается на разъяснении больному доброкачественности имеющихся у него симптомов. Техника лечения основана на беседах с больным, во время которых врач разъясняет ему обратимый характер имеющихся у него нарушений, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся патологических симптомах. Говоря о психотерапевтической коррекции у подростков, необходимо отметить что «мишенью» зачастую является не сам пациент, а его родители.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. М., 1987. Т. 2. С. 136-197.
2. Axelrod F.B., Chelimsky G.G., Weese-Mayer D.E. Pediatric Autonomic Disorders // Pediatrics. 2006; 118(1): 309-321.
3. Куликов А.М. Соматоформная вегетативная дисфункция у подростков: сотрудничество интерниста и психотерапевта // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2009. № 9(1). С. 69.
4. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Голубев В.Л. и др. Заболевания вегетативной нервной системы. М., 1991.
5. Da Costa J. M. On irritable heart; a clinical study of a form of functional cardiac disorder and its consequences // American Journal of the Medical Sciences, Thorofare, N. J., 1871; 61: 17-52.
6. Thiele W. Psycho-vegetative Syndrome // Ment.Welt. 1966; 1 : 9-13.
7. Воробьева О.В. Психовегетативный синдром // Лечение нервных болезней. 2004. № 1. С. 7-11.
8. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990.
9. Вейн А.М. Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение. М.: Мед. информ. агентство, 2003.
10. Белоконь Н.А., Осокина Г.Г., Леонтьева И.В. Вегето-сосудистая дистония у детей: клиника, диагностика, лечение: Методические рекомендации. М., 1987.
11. Середа Ю.В., Шабалов Н.П. Нейроциркуляторная дисфункция у детей: проблемы трактовки и диагностики // Российский семейный врач. 1999. № 4. С. 16-22
12. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004.
13. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика; 1984.
14. Вроно М.Ш. Сущность и проявления школьной дезадаптации при психических заболеваниях у детей // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста: Тезисы докладов, 5-8 июня 1984. Ташкент, 1984. С. 159-160.
15. Lipowski Z.J. Somatization: the concept and its clinical application // Am. J. Psychiatry. 1988; 145: 11-21.
16. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
17. Талицкая О.Е., Шварков С.Б. Цефалгический синдром при вегетативной дисфункции у детей // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1999. № 1. С. 11-14.
18. Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные расстройства. М., 2000.
19. Неудахин Е.В. Практическое руководство по детским болезням. Т. 11. Детская вегетология / Под ред. Р.Р. Шиляева, Е.В. Неудахина. М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2008.
20. Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е. Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. 2012. № 91(2). С. 92-101.
21. Панков Д.Д. и др. Вегетативно-сосудистая дисфункция у подростков как проявление дисморфогенеза // Рос. пед. журнал. 2001. № 1. С. 39-41.
22. Arruda M.A. et al. Primary headaches in childhood – a population-based study // Cephalalgia. 2010. 30(9):1056-1064
23. Рачин А.П. Головная боль напряжения у школьников (эпидемиология, клиника, лечение): Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2002.
24. Чутко Л.С. и др. Головные боли напряжения: клинико-психологические варианты и возможности терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010. № 4. С. 52-56.
25. Davidson J.I.R. Generalized anxiety and panic: Common, costly and challenging disorders and their pharmacologic- management CNS Spectr. 2004; 9 (6): 1-7.
26. Batelaan N.M., De Graaf R., Van Balkom A.J., Vollebergh W.A., Beekman A.T. Epidemiology of panic. Jijdschr Psychiatr. 2006; 48(3): 195-205.
27. Ollendick T.H., Mattis S.G., King N.J. Panic in children and adolescents: A review // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1994; 35(1): 113-134.
28. Huffman J.C., Pollack M.H., Stern T.A. Panic Disorder and Chest Pain: Mechanisms, Morbidity, and Management. Prim Care Companion // J Clin Psychiatry. 2002; 4(2): 54-62.
29. Achiam-Montal M., Tibi L., Lipsitz J.D. Panic Disorder in Children and Adolescents with Noncardiac Chest Pain // Child Psychiatry Hum Dev. 2013; Feb., 3.
30. Сыропятов О.Г., Дзеружинская Н. А., Яновский С.С. Место ноофена в лечении тревожных расстройств у пациентов в общей медицинской практике (аналитический обзор) // Украiнський вiсник психоневрологи. 2004. № 12(1). С. 90-93.
31. Чабан О. С., Хаустова Е.А. Терапия пациентов с тревожными синдромами в рамках невротических и психосоматических расстройств. Современные подходы к терапии внутренних болезней: Методическое пособие. Киев, 2009.
32. Морозова О.Г., Ярошевский А.А. Цервикогенная головная боль: современные представления и тактика лечения // Международный неврологический журнал. 2009. Тематический выпуск. С. 40-52.
33. Хайтович М.В. Вегетативнi дисфункцii у дiтей: (Неврологiчнi аспекти). Соцiальна педiатрiя. Роздiл: «Медикосоцiальнi аспекти реабiлiтацii дiтей з хроiчним ураженням нервовоi системи». К., 2001. С. 480-483.
34. Корнишина Т.Л., Сурушкина С.Ю., Чутко Л.С. Применение адаптола при синдроме вегетативной дистонии у детей // Журнал неврологии и психиатрии. 2011. № 9(2). С. 61-63.
35. Маколкин В.И., Абакумов С.А. Нейроциркуляторная дистония в практике терапевта. М.: Медицина, 1985.
Комментарии
(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)
Источник
Вегетативная дистония – состояние, определяемое нарушением вегетативной регуляции сердца, сосудов, внутренних органов, желез внутренней секреции, связанное с отклонениями в структуре и функции центральной и периферической нервных систем.
Исходя из определения вегетативной дистонии (ВД), нарушения вегетативной регуляции, как правило, являются следствием различной патологии нервной системы, поэтому ряд клиницистов считает ВД синдромом этих заболеваний [1,2]. В одних случаях первичное заболевание легко диагносцируется и играет важную роль в этиологии ВД. Причиной ВД могут стать различные заболевания ЦНС, в этом случае наблюдение таких больных относится к компетенции соответствующих специалистов. Однако педиатру часто приходится иметь дело с клиникой ВД, обусловленной неврологической микроорганической патологией. Это дети с постгипоксической или посттравматической перинатальной патологией, которые в грудном возрасте наблюдались неврологом. После года явная неврологическая симптоматика обычно исчезает, однако остающиеся в гипоталамической области микроизменения в последующем проявляются сдвигами вегетативной регуляции, что и обусловливает ВД, при которой неврологи неврологический диагноз не ставят, ограничиваясь термином ВД. В таких случаях «вегетативная дистония» оказывается практически основным диагнозом, определение которого предусмотрено «Международной классификацией болезней» X пересмотра и классифицируется в следующих рубриках:
• F 453 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы.
• G 90 Расстройства вегетативной нервной системы.
• G 90.9 Расстройства вегетативной нервной системы неуточненные.
• I 95. Гипотензии
Необходимо подчеркнуть, что диагноз вегетативной дистонии может быть поставлен как основной только после исключения органической патологии, которая нередко характеризуется сходной симптоматикой.
Довольно часто у многих детей на первый план в клинике выступают симптомы со стороны сердечно–сосудистой системы, у педиатров–кардиологов большое распространение получил термин «вегетативно–сосудистая дистония». Кардиологи–терапевты чаще используют термин «нейроциркуляторная дистония». Эти термины, предложенные в разное время разными авторами, являются синонимами и, вероятно, традиционно могут быть использованы оба [2–5].
Этиология
Основными причинами ВД у детей являются:
1. Поражение нервной системы (особенно гипоталамической и стволовой области головного мозга):
– органическая патология с характерной клинической картиной (относится к компетенции невропатологов);
– микропатология, обусловленная перинатальными поражениями ЦНС, травмами головного мозга, последствиями нейроинфекций.
Резидуальные перинатальные изменения ЦНС являются наиболее частой причиной ВД в детском возрасте. Неврологи нередко диагностируют у них астено–невротические реакции или минимальную мозговую дисфункцию (ММД). При этом нередко на первый план выступают симптомы со стороны внутренних органов, поэтому таких детей обычно наблюдают и лечат педиатры.
Одним из проявлений ММД является гиперреактивность с дефицитом внимания (ГРДВ). ГРДВ – самая распространенная причина нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте [6]. Знание этой патологии важно педиатрам и семейным врачам для своевременного направления детей к невропатологу и психиатру.
2. Невроз. В детском возрасте чаще встречаются:
• невроз астенический (после болезней, чрезмерной физической и умственной нагрузки);
• невроз навязчивых состояний – навязчивые мысли, страхи, движения [7].
3. Конституциональные особенности нервной системы.
Это прежде всего дети с нервно–артритическим типом конституции, что нередко сочетается с недифференцированным синдромом дисплазии соединительной ткани [8]. В большинстве случаев «вегетативный портрет» наследуется по материнской линии [3].
4. Сочетание указанных видов патологии.
Диагностика
В диагностике ВД решающее значение отводится жалобам и клиническим проявлениям. Учитывая сферу влияния вегетативной нервной системы, жалобы могут быть разнообразны, свидетельствуя о «заинтересованности» одновременно нескольких систем. Педиатру в этой ситуации приходится проводить тщательное обследование ребенка с целью исключения соматической патологии.
Оценка состояния вегетативной нервной системы осуществляется на основании исследования трех основных параметров: исходного вегетативного тонуса, вегетативного обеспечения и реактивности (табл. 1).
Исходный вегетативный тонус отражает клинические проявления и состояние вегетативных функций в период относительного покоя. Оценка его проводится с помощью таблицы признаков, разработанной А.М. Вейном, адаптированной нами для детского возраста (табл. 2).
Вегетативная реактивность – это изменение вегетативных реакций на внутренние и внешние раздражители. Раздражителями могут быть фармакологические препараты (мезатон и др.), а также физические воздействия (холод, тепло, перемена положения тела и др.). Наиболее часто используется запись кардиоинтервалограммы (КИГ) в покое и сразу после перехода в вертикальное положение с последующим расчетом индекса напряжения Р.М. Баевского.
КИГ – метод трудоемкий и далеко не всегда достоверно отражает функциональное состояние ВНС, ибо ни одна математическая формула не может раскрыть многообразие факторов, определяющих синусовый сердечный ритм.
Вегетативное обеспечение – это поддержание оптимального уровня функционирования ВНС, обеспечивающего адекватную деятельность различных органов и систем в условиях нагрузки.
Вегетативное обеспечение в практической работе оценивается по клино–ортостатической пробе (КОП). Физиологичность пробы, простота выполнения, сочетающаяся с высокой информативностью, позволяют проводить пробу в условиях поликлиники, стационара и санатория. Нормальная реакция на КОП определяется повышением в ортостазе:
• ЧСС на 20–40% по отношению к исходному уровню;
• САД на 5–15 мм рт.ст.;
• ДАД на 5–15 мм рт.ст., при высоких исходных цифрах ДАД может остаться не измененным.
Для уточнения клинико–патогенетических особенностей синкопальных состояний при ВД в Институте педиатрии и детской хирургии МЗ РФ проведена работа с использованием пассивной ортостатической пробы – тилт–теста [9]. Эта проба позволяет уточнить сдвиги гемодинамики при наступлении синкопальных состояний.
Лечение
Основными принципами лечения вегетативных нарушений являются следующие:
• патогенетический подход к терапии вегетативной дистонии, так как симптоматическое лечение дает лишь временный, нестабильный эффект;
• длительность лечения, поскольку для восстановления равновесия между двумя отделами вегетативной нервной системы требуется гораздо больше времени, чем для формирования дисбаланса между ними;
• комплексный подход, включающий различные виды воздействия на организм;
• избирательность терапии в зависимости от варианта вегетативной дистонии как при постоянном (перманентном), так и кризовом (пароксизмальном) течении.
В настоящее время общепризнанными являются немедикаментозные и медикаментозные методы лечения. Детям, имеющим умеренные проявления ВД, целесообразно назначение немедикаментозной терапии. При выраженной и длительно существующей симптоматике, помимо немедикаментозной терапии, назначаются лекарственные препараты.
Немедикаментозная терапия включает:
– правильную организацию труда и отдыха;
– соблюдение распорядка дня;
– занятия физической культурой;
– рациональное питание;
– психотерапию;
– водолечение и бальнеотерапию;
– физиотерапию;
– массаж;
– иглорефлексотерапию (по показаниям).
Медикаментозная терапия назначается в комплексе с немедикаментозными средствами или при неэффективности последних. Лечение необходимо начинать с препаратов растительного происхождения, обладающих наименьшим побочным действием. Учитывая длительность лечения, не следует назначать одновременно несколько лекарственных средств, целесообразна смена одного препарата другим.
Фармакотерапия включает седативные средства, регулирующие процессы торможения и возбуждения в ЦНС (табл. 3).
По мнению фитотерапевтов, до настоящего времени валериана остается идеальным седативным средством. Валериана усиливает тормозные процессы ЦНС, является классическим седативным средством [10]. Механизм ее действия близок к b–адреноблокаторам. Аналогичный механизм действия, но значительно менее выраженный, наблюдается у пустырника. Эффект валерианы в виде ослабления симптомов ВД наблюдается уже на 2–й день приема, седативное действие наступает более медленно и проявляется в среднем через 2 недели. Из сказанного следует, что седативная терапия должна быть длительной, прерывистыми курсами со сменой препарата каждые 3 недели. Седативные растительные средства назначаются детям в виде настоев, отваров, таблеток, покрытых оболочкой.
Лекарственные средства растительного происхождения (I группа, табл. 3) назначаются как при симпатикотонии, так и ваготонии. Однако кратность и время приема препаратов в течение дня различны. При симпатикотонии седативная фитотерапия назначается 3 раза в день (утром, днем, вечером), при ваготонии – 1 раз в день (во второй половине дня). Возможен внеочередной прием при волнении, психоэмоциональном напряжении (перед экзаменом, контрольной работой и т.д.).
Транквилизаторы (анксиолитики), нейролептики (II, III группы препаратов, табл. 3), обладая вегетотропным действием, оказывают выраженный седативный эффект за счет взаимодействия со специфическими рецепторами в ЦНС. Препараты снимают невротические реакции (тревогу, повышенную раздражительность, вспыльчивость, различные фобии). Препараты II, III группы назначаются только в случаях отсутствия эффекта при применении средств I группы и немедикаментозных методов лечения. Транквилизаторы и нейролептики назначаются в минимальных, индивидуально подобранных дозах. Критерием правильно подобранной дозы является поведение и самочувствие ребенка. Известно, что малые дозы препаратов, снимая внутреннюю напряженность, уменьшая реакции на внешние раздражители, активизируют внимание, нормализуют поведение ребенка, делают его адекватным окружающей обстановке. В то же время более высокие дозы оказывают чрезмерный седативный и даже снотворный эффект.
Из транквилизаторов детям с симпатикотонией назначаются производные бензодиазепина. Способность последних снижать сосудистый тонус и АД делают их применение при ваготонии неоправданным. Детям с ваготонией целесообразно назначение центральных М–холинолитиков.
Нейролептики (III группа препаратов) применяются, как правило, при неэффективности транквилизаторов. При лечении упорных кардиалгий предпочтение отдается нейролептикам, при наличии сопутствующих аллергических заболеваний – алимемазину, обладающему антигистаминными свойствами. Препараты назначаются 1–2 раза в сутки, при стабилизации состояния препарат отменяется. Лечение препаратами II, III групп следует начинать в условиях стационара. Длительность лечения в среднем составляет 10–14 дней. Более продолжительные курсы терапии проводятся по показаниям невропатологом или психоневрологом.
Детям с ваготонией при наличии заторможенности, вялости, апатии, сниженной работоспособности, повышенной сонливости, назначаются средства, стимулирующие ЦНС и симпато–адреналовый отдел ВНС. Предпочтение отдается препаратам растительного происхождения.
Применяемые стимулирующие растительные средства оказывают приспособительное действие, влияют на адаптационные механизмы организма, именно поэтому они получили название адаптогенов. Последние оказывают воздействие на: ЦНС (от продолговатого мозга до коры); психическую сферу; соматические структуры.
Адаптогены обладают центральным и периферическим действием. Центральное действие включает регуляцию равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга и подкорковых центрах, проявляющееся в улучшении памяти, настроения, восприятии информации, в повышении остроты зрения и слуха. Периферическое действие заключается в активации иммунной, эндокринной, кроветворной систем, в повышении сосудистого и мышечного тонуса и функций внутренних органов. Основные адаптогены, применяемые при ваготонии у детей, приведены в таблице 4.
Адаптогены (I и II группа) не следует назначать детям при наличии нарушений сердечного ритма, на фоне острых инфекционных заболеваний. Кроме того, женьшень противопоказан при склонности к кровоточивости; лимонник – при повышенном внутричерепном давлении, при наличии в анамнезе повышенной судорожной готовности, эписиндрома; аралия – при гиперкинезах.
Лечение курсовое, продолжительность курса – 3 недели, перерыв между курсами 6–7 дней.
При симпатикотонии наряду с седативными могут быть назначены общетонизирующие средства (III группа), исходя из периферического механизма их действия и при отсутствии существенного влияния на сосудистый тонус.
При смешанной форме вегетативной дистонии чередуют в течение дня седативную и стимулирующую фитотерапию.
Детям с выраженными проявлениями ВД, перенесшим перинатальную энцефалопатию и имеющим резидуально–органические изменения ЦНС, показано курсовое лечение ноотропами. По определению экспертов ВОЗ, ноотропные препараты – средства, оказывающие прямое активирующее влияние на обучение, улучшающие память и умственную деятельность, а также повышающие устойчивость ЦНС к психоэмоциональным стрессам. Наиболее важными механизмами действия ноотропов является улучшение биоэнергетических процессов и кровоснабжения мозга, повышение его устойчивости к гипоксии, мембраностабилизирующий и церебропротекторный эффект. Основные ноотропные препараты, применяемые у детей с ВД, приведены в таблице 5.
Для ноотропов – пирацетама, энцефабола, аминолона характерен отчетливый стимулирующий эффект. Применение этих препаратов целесообразно при ваготонии.
Однако при наличии повышенной возбудимости, снижении порога судорожной готовности (по данным ЭЭГ) назначение указанных препаратов не показано. В этих случаях оправдано применение ноотропов с мягкодействующим метаболическим и минимально выраженным стимулирующим влиянием на ЦНС (пантокальцин и др.). Эти же средства являются препаратами выбора при симпатикотонии.
Пантокальцин – агонист ГАМКв–рецепторов. Активация ГАМКв–рецепторов проявляется со стороны ЦНС улучшением метаболических и биоэнергетических процессов в нервных клетках и уменьшением поведенческих расстройств. Отличительной характеристикой Пантокальцина, является отсутствие выраженных побочных эффектов и серьезных противопоказаний.
Препарат уменьшает моторную возбудимость, нормализует поведение и стимулирует умственную активность и является препаратом выбора у детей с синдромом ГРДВ.
Пантокальцин, являясь естественным метаболитом ГАМК в нервной ткани, в отличие от других ГАМК–производных ноотропных препаратов проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает выраженное воздействие на функциональную активность ЦНС. Обладает стимулирующим нейрометаболическим действием, улучшает утилизацию глюкозы и кровоснабжение мозга, повышает устойчивость ЦНС к гипоксии. Совокупность эффектов, которыми обладает Пантокальцин, обеспечивает нейропртективное действие. Его эффективность доказана не только при ВД но и при другой психоневрологической патологии (умственная отсталость, задержка психического и речевого развития, цереброастенический синдром и др.).
Нами получен хороший эффект от применения Пантокальцина у школьников с ВД со снижением умственной и физической работоспособности, с ухудшением запоминания и концентрации внимания.
При вегетативной дисрегуляции, являющейся причиной кардиальных изменений (экстрасистолии, различных тахиаритмий, нарушения проводимости, неспецифических изменений ST–T изменений), для предупреждения дистрофии миокарда, нормализации кардиоцеребрального взаимодействия показано назначение мемраностабилизирующих препаратов, обладающих метаболическим и антиоксидантным действием.
Исследованиями последних лет доказано, что в развитии указанных кардиальных изменений ведущая роль отводится свободнорадикальным процессам с образованием перекисных соединений и метаболическим нарушениям [11,12].
Разработанный нами комбинированный порошок, содержащий глутаминовую кислоту и витаминный антиоксидантный комплекс (глутаминовая кислота – 0,25; аскорбиновая кислота – 0,05; рутин – 0,005; рибофлавин – 0,002), нашел широкое применение при лечении детей с ВД как ноотропоподобный препарат с усиленным мембранопротекторным действием. Продолжительность курса лечения – 3–4 недели, повторные курсы с интервалами в 3 месяца. Кратность приема порошка в течение дня: для детей до 5–летнего возраста по 1 порошку 2 раза в день; старше 5 лет – по 1 порошку 3 раза в день.
Как естественный антиоксидант, особого внимания заслуживает витамин А. Среди лекарственных препаратов, содержащих b–каротин, препаратом выбора является Веторон Е, представленный b–каротином в комплексе с витамином Е. Выраженной антиоксидантной активностью обладает Коэнзим Q. Коэнзим Q (убихинон, кофермент Q) является важнейшим элементом, необходимым для синтеза АТФ, определяющим энергетику и целостность клетки. Из каротиноидов, содержащихся в растительных продуктах, наибольшую значимость имеет b–каротин, являющийся одним из самых активных и мощных антиоксидантов. Более того, он способен восстанавливать окисленную форму витамина Е.
Таким образом, только последовательный и комплексный подход к терапии, с одной стороны, и индивидуальный, этиопатогенетический – с другой, позволяет контролировать течение вегетативной дистонии у детей.
Литература
1. Заболевания вегетативной нервной системы. // Под ред. A.M. Вейна.– М. 1991, 621 с.
2. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диа