Синдром выгорания у врачей онкологов

Синдром выгорания у врачей онкологов thumbnail

Психологические консультации для онкологов, сохраняется анонимность
Телефон: 8-800 100-0191
(звонок по России – бесплатный, консультация круглосуточно)

Синдром профессионального выгоранияПрофессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: “Запах горящей психологической проводки”.

Врачи-онкологи и средний медицинский персонал отделений онкологии – люди в высокой степени подверженные этому синдрому. Основанием для такого заключения являются как общие причины, свойственные появлению «профессионального выгорания» у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с характером их деятельности.

К общим причинам относятся:

  • интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;
  • работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;
  • особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

К специфичным причинам можно отнести:

  • проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень з/п, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования или препаратов для качественного и успешного выполнения своей работы);
  • невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;
  • более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;
  • воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;
  • тенденция последнего времени – угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.

Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Также ему более стойко противостоят люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

По данным Н.В. Самоукиной, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

  • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и “тяжелое” пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные “срывы” (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, “уход в себя”);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что “что-то не так, как надо”);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что “не получится” или человек “не справится”;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу “Как ни старайся, все равно ничего не получится”).
Читайте также:  Синдром детства у взрослых людей

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и “застревание” на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

Если вы замечаете эти симптомы у себя и своих коллег, необходимо выполнить ряд действий, защищающих вашу психику от вредного влияния синдрома. В первую очередь, вам нужен отдых. Подумайте об этом сами и объясните это своему руководителю – без такой возможности вы не сможете полноценно выполнять вашу работу.

Попробуйте отнестись сознательно к ситуации «границы»: ведь вы в это время переходите незримый рубеж между вашей частной жизнью и жизнью профессиональной. Постарайтесь осознать этот момент по пути на службу и заново вернитесь к этой мысли, возвращаясь домой. Скажите себе, что работа – это не вся ваша жизнь, и там вы выполняете определенные обязанности и решаете важные задачи, но уходя с работы вы не должны нести с собой в душе весь груз тех же проблем.

Во время рабочего дня факторами повышения работоспособности могут стать:

  • фотографии близких, памятных вам мест, красивые пейзажи, которые нужно не просто размещать на рабочем месте, но иногда несколько секунд смотреть на них, как бы «уходя» в более комфортную и приятную обстановку;
  • возможность в течение рабочего дня хотя бы 2 раза выйти на 5-10 минут на свежий воздух;
  • запах цитрусовых (он может быть от саше или другого ароматизатора, а может – просто от мандарина, апельсина или стакана сока, который вы не забыли взять на работу);
  • прием «белого листа»: сядьте, закройте глаза и представьте белый лист, на котором ничего не написано, постарайтесь удержать перед мысленным взглядом эту картину так долго, как сможете, ни о чем не думая и не представляя других образов;
  • глубокое дыхание, во время которого на несколько секунд перед новым вдохом вы задерживаете следующее движение мышц (лучше, если вы при этом дышите «животом»).

Также важное значение в профилактике синдрома выгорания имеют следующие методы:

  • использование “тайм-аутов”, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);
  • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания);
  • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы ;
  • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).
Читайте также:  Как работать психологу с детьми с синдромом дауна

Эти методы помогают снять сиюминутное напряжение, общий же психологический фон вашего мироощущения во многом связан для врача-онколога с его философским отношением к жизни, пониманием того, что человек может – и того, чего не может изменить.

Конечно, каждая ситуация уникальна, и ощущение стресса, усталости, недовольства собой и своей работой основаны на уникальном комплексе проблем, особенных у каждого человека. По этой причине мы предлагаем вам обратиться на нашу горячую линию – 8-800 100-0191, чтобы иметь возможность обсудить свою ситуацию с квалифицированным психологом.

Самоукина Н.В. (ПИ РАО) Синдром профессионального выгорания,
«Медицинская газета», №43, 8 июня 2005 г.
«Синдром эмоционального выгорания»

Источник

Библиографическое описание:


Мозолевская, Н. В. Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинского персонала онкологического отделения / Н. В. Мозолевская, Е. В. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/archive/268/61793/ (дата обращения: 08.02.2021).



Ключевые слова: профессиональный стресс, эмоциональное выгорание, хроническая усталость, эмоциональное напряжение, профессиональная деятельность, медицинский персонал.

Синдром эмоционального выгорания является широко распространенной психологической проблемой, которую иногда называют болезнью современного общества, требующей срочных и целенаправленных усилий по предотвращению и минимизации последствий [2]. Термин синдром эмоционального выгорания был впервые введен американским психиатром Гербертом Фреденбергом. В 1974 году он дал такое название состоянию, связанному с эмоциональным истощением, которое приводит к серьезным изменениям в сфере общения [1].

Работа медицинского персонала онкологического отделения во многом связана с общением и взаимодействием с окружающими людьми. Именно поэтому своевременная диагностика и коррекция поведения при эмоциональном выгорании медицинских работников (врачей, медсестер) очень актуальна [3].

Медицинский персонал онкологического отделения принадлежат к одной из профессиональных групп, для которых симптомы СЭВ наиболее характерен. Они регулярно сталкиваются с такими стрессорами, как непосредственное наблюдение за страданиями других, психологическим давлением со стороны пациентов и их родственников, риском совершения медицинских ошибок, напряженным графиком и т. д. В то же время профессиональные роли медицинских работников требуют демонстрации заботы и сочувствия к пациентам, а также контроля над эмоциями. Разница между требованиями к ролям и объективными условиями труда является предпосылкой для формирования СЭВ [5].

Выгорание среди медицинского персонала онкологического отделения неоднократно становилось предметом исследований, проводимых как отечественными специалистами, так и иностранными исследователями [6]. Исследования подтверждают широкую распространенность СЭВ у представителей этой профессиональной группы. Таким образом, широкомасштабное исследование, проведенное среди врачей, показало, что почти у половины из них (45,8 %) был хотя бы один симптом СЭВ. Средний и высокий уровень СЭВ был выявлен почти у 80 % врачей и 58 % среднего медицинского персонала республики САХА [4].

Исследования также показывают различия в проявлении СЭВ между различными профессиональными группами медицинского персонала онкологического отделения. Данные разных исследований не всегда согласуются друг с другом [6], что подтверждает значимость контекстуальных факторов, опосредующих степень тяжести СЭВ в конкретных условиях и организациях.

Исследования подтверждают негативное влияние СЭВ на качество медицинских услуг, трудоспособность медицинского персонала онкологического отделения [1; 5]. Это делает СЭВ не только психологической, но и системной управленческой проблемой. Поиск эффективных профилактических программ и сокращение выгорания среди медицинского персонала онкологического отделения становится чрезвычайно актуальным. На сегодняшний день был предложен ряд программ для противодействия проявлениям СЭВ, нацеленных как на человека, так и на организацию окружающей среды.

Специально организованные тренинговые курсы для медицинского персонала онкологического отделения могут использовать различные методы для снятия стресса, такие как расслабление, снижение стресса на основе внимательности (MBSR) и другие виды когнитивно-поведенческой терапии. Программы по снижению стресса могут быть краткосрочными и долгосрочными. Некоторые исследования подтверждают эффективность такой практики, особенно в групповом формате [5], но их долгосрочная эффективность остается противоречивой [1].

Читайте также:  Сдать анализ на афс синдром

Креативная терапия. Сочетание расслабления, музыкального и художественного творчества в ходе еженедельных групповых занятий использовалось в ряде экспериментов для снижения стресса среди медицинских работников, но оно показало противоречивые результаты: хотя участники отметили положительный эффект от занятий, результаты диагностических тестов для СЭВ не выявлено статистических различий с контрольной группой [6].

Изменения на рабочем месте. Альтернативная стратегия снижения уровня СЭВ направлена не на самих работников здравоохранения, а на их рабочую среду. Организационные меры могут включать изменение графика работы, усилия по улучшению благосостояния врачей, а также внутреннюю коммуникацию и социальную поддержку [4].

Тем не менее, понимание психофизиологических механизмов, лежащих в основе БС, и возможных методов противодействия ей не является решением проблемы. Развитие навыков саморегуляции требует целенаправленных усилий в рамках соответствующих программ. Принимая во внимание разнообразие проявлений БС, разнообразие факторов, влияющих на тяжесть симптомов, значительные различия между различными категориями медицинских работников и неоднозначность данных. В связи с эффективностью программ профилактики и лечения выгорания, в настоящее время невозможно дать однозначные рекомендации по использованию тех или иных подходов.

В российской системе здравоохранения не хватает систематической работы по внедрению и оценке программ по снижению стресса и СЭВ у медицинских работников, поэтому на данном этапе существует острая необходимость в организационных усилиях, направленных на:

– регулярный мониторинг СЭВ у медицинских работников с помощью общепринятых методов, с учетом различных личностных и профессиональных характеристик, а также факторов рабочей среды;

– реализация экспериментальных программ по снижению СЭВ с использованием различных методов и подходов, показавших хотя бы частичную эффективность в мировой практике;

– оценка эффективности этих программ с учетом специфики профессиональной группы медицинских работников и поиска эффективных комбинаций мер, в том числе элементов когнитивно-поведенческой терапии, организационных изменений и других подходов [3].

Используемые в настоящее время программы, направленные на предотвращение и уменьшение синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников, показывают возможные подходы к решению этой проблемы. В то же время следует отметить, что долгосрочная эффективность этих подходов остается противоречивой. Недавний систематический обзор, проведенный Кокрановской рабочей группой на основе анализа 58 исследований программ по противодействию стрессу и эмоциональному истощению в здравоохранении работники показали недостаточность данных, указывающих на их безусловную эффективность [5].

Таким образом, долгосрочный положительный эффект программ когнитивно-поведенческой терапии (более 6 месяцев) был выявлен в 2 исследованиях, среднесрочный эффект (1 месяц) — в семи исследованиях и отсутствие четкого эффекта в среде. в шести исследованиях. Физические программы релаксации (массаж и т. д.) продемонстрировали долгосрочную эффективность в 6 случаях из 12, психическое расслабление (медитация и т. д.) — в 1 случае из 7. Что касается организационных мер Положительный эффект наблюдался только в случае изменения графика работы.

Литература:

  1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. СПб.: Сударыня, 1999. — 32с.
  2. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. С.-Петерб. гос. ун-т. Санкт- Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. 159 с.
  3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
  4. Дубова Т. Г., Попов И. А. Результаты психодиагностического исследования степени выраженности синдрома эмоционального выгорания среди медицинских работников Тульской области // Вестник новых мед. технологий. — 2007. — т. XIV, № 1. — с. 157–159.
  5. Корганова И. Н. Социально-психологические особенности профессиональной деятельности медицинского персонала отделений с высоким уровнем летальности в современных условиях: автореф. дис..канд. мед. наук / Корганова И. Н. Волгоград, 2004. — 27 с.
  6. Оценка профессионального выгорания у медицинских работников: методические рекомендации / В. И. Евдокимов, И. Э. Есауленко, А. И. Губин, В. И. Попов; Воронеж, гос. мед. акад.им. Н. Н. Бурденко. Воронеж-СПб.: Политехника-сервис, 2009. — 82 с

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский персонал, онкологическое отделение, эмоциональное выгорание, снижение стресса, долгосрочная эффективность, когнитивно-поведенческая терапия, работник, Положительный эффект, профессиональная группа, рабочая среда.

Источник