Синдрома эмоционального выгорания на деятельность медсестры

Синдрома эмоционального выгорания на деятельность медсестры thumbnail

ГБУ РО “КБ имени Н.А. Семашко”

отделение медицинской реабилитации

для детей с нарушением функции ЦНС

психолог Симукова Т.С.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического стресса на рабочем месте; это механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия; приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Одно из первых мест специальностей, подверженных высокому риску возникновения синдрома эмоционального выгорания, занимает профессия медицинской сестры. Их работа предполагает ежедневное тесное общение с людьми, страдающими различными недугами, требующими повышенной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Синдром профессионального выгорания у медсестер, наступает быстрее, чем у врачей, в среднем на 5–9 лет.

Весьма предрасполагает к выгоранию работа с тяжелыми больными (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями.)

Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией.

Три типа медсестер, которым угрожает эмоциональное выгорание:

  • первый тип – “педантичный” – для него характерна добросовестность, возведенная в абсолют, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);
  • второй тип – “демонстративный” – такие люди стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду; этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;
  • третий тип – “эмотивный” – к нему относятся впечатлительные и чувствительные люди; их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничат с патологией, с саморазрушением.

Виды эмоциональных реакций в профессиональной деятельности медицинской сестры, которые повышают риск профессионального выгорания.

  • Вина перед собой и другими за то, что не успел что-либо сделать для пациента.
  • Стыд за то, что результат работы не такой, как хотелось.
  • Обида на коллег и пациентов, которые не оценили усилий медицинской сестры.
  • Страх того, что не удастся что-либо сделать, что работа не дает права на совершение ошибки и что действия медицинской сестры могут не понять коллеги и пациенты.

Организационные факторы

Условия труда медсестры отличаются определенной спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания. Большая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы могут быть ведущими профессиональными факторами развития СЭВ.

Причинами усталости и нервозности можно также назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объем работы по оформлению документации, низкую техническую оснащенность рабочих мест.

Также медсестры чаще всего отмечают напряжение зрения, перегрузку опорно-двигательного аппарата. Большинство медицинских работников имеют ненормативный рабочий день, сверхурочную работу, связанную с совмещением должностей или дополнительной профессиональной нагрузкой.

Риск профессионального выгорания повышается, если отсутствуют интересы помимо работы, если работа является убежищем от остальных сторон жизни и профессиональная деятельность поглощает полностью.

Признаки СЭВ:

  • Истощение – чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.
  • Личностная отстраненность – утрата интереса к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.
  • Ощущение утраты собственной эффективности – падение самооценки в рамках выгорания, снижение удовлетворения работой, человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности.

Симптомы

Профессиональное выгорание является очень индивидуальным процессом, поэтому и симптомы появляются не одновременно и с разной степенью выраженности.

Среди ранних симптомов профессионального выгорания можно выделить: общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопределенного чувства беспокойства. Часто у медицинской сестры развивается подозрительность, которая выражается в убежденности, что сотрудники и пациенты не хотят с ней общаться.

Профессиональное выгорание не только ухудшает результаты работы, физическое и эмоциональное самочувствие человека, но и часто провоцирует семейные конфликты, нарушение взаимоотношений. После эмоционально насыщенного дня, проведенного с пациентами, медицинская сестра испытывает потребность уйти на некоторое время от всех, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. Нередко по окончании работы она «берет рабочие проблемы домой», т.е. не перестраивается с роли работника на роль матери, жены, друга. Кроме того, из-за общего душевного переутомления от общения с пациентами медицинская сестра уже не в состоянии выслушать и принять еще какие-то проблемы своих близких, что вызывает непонимание, обиду и часто приводит к серьезным конфликтам вплоть до угрозы распада семьи.

Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид.

Одним из очень серьезных следствий профессионального стресса у медсестер считается появление или заметное учащение соматических заболеваний. Беспричинно учащающиеся головные боли, повышение АД, частые ОРЗ могут быть соматическими эквивалентами эмоциональных расстройств.

Стадии

На первой стадии профессионального выгорания человек истощен эмоционально и физически и может жаловаться на головные боли и общее недомогание.

Для второй стадии профессионального выгорания у медицинской сестры может развиться отрицательное и обезличенное отношение к людям, с которыми она работает, или у нее могут возникать негативные мысли относительно себя из-за раздражения, которое у нее вызывают пациенты. Чтобы избежать этих негативных эмоций, она уходит в себя, выполняет только минимальное количество работы и не хочет ни с кем ссориться. Чувство усталости и разбитости наблюдается даже после хорошего сна или выходных.

Третья стадия профессионального выгорания – полное профессиональное выгорание, которое обнаруживается не слишком часто, проявляется полным отвращением ко всему на свете. Медицинская сестра обижена на саму себя и на все человечество. Жизнь кажется ей неуправляемой, она не способна выражать свои эмоции и не способна сосредоточиться.

Профилактика эмоционального выгорания

Предупреждение эмоционального выгорания предусматривает следующие направления:

  • обучение эффективным стилям коммуникации и методам разрешения конфликтных ситуаций;
  • обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;
  • умение разделить с пациентом ответственность за результат;
  • хороший климат внутри коллектива, ощущение адекватной эмоциональной поддержки коллег и администрации, чувство защищенности, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе;
  • развитие других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;
  • поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания.
Читайте также:  Дети с астено невротическим синдромом лечение

Источник

Профессиональное выгорание медицинских сестер на рабочем месте.

Работа медсестры непосредственно вынуждает быть близко к людям в процессе оказания помощи. А это подвергает их риску профессионального выгорания. В большей опасности будут те медсестры, у которых работа сопровождается хроническим напряжением: это медсестры экстренных и неотложных служб, стационаров, психоневрологических диспансеров, отделений острого нарушения мозгового кровообращения, одним словом, тех мест, где пребывают люди с тяжелыми нарушениями состояния здоровья

Одно из первых мест специальностей, подверженных высокому риску возникновения синдрома эмоционального выгорания, занимает профессия медицинской сестры. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медицинский работник в их представлении – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией.

 В первую очередь, необходимо отметить повышенное чувство ответственности, свойственное людям, оказывающим помощь другому человеку, их готовность помогать за счет собственных личностных ресурсов. Стремление помочь является для многих из них мотивом деятельности и отвечает потребности быть нужным и полезным. Удовлетворение этой потребности поддерживает их и дает чувство уверенности. Вместе с тем, отсутствие проясненной профессиональной позиции приводит к смешению личного и профессионального пространств медицинской сестры и служит источником стресса.

Острое нарушение мозгового кровообращения — это трагическое событие, которое резко меняет к худшему жизнь самого больного и его семьи. Поэтому депрессия — это, к сожалению, обычный спутник больных, перенесших инсульт.

Эмоциональное состояние пациента в первые недели или даже месяцы после перенесенного удара крайне неустойчиво: он может быть капризным, плаксивым, вспыльчивым, тяжело переживать разрыв с привычным образом жизни, ощущать стыд за свое беспомощное состояние, страх оказаться обузой для родных, тревогу, что останется инвалидом навсегда, испытывать тоску от неподвижности и изоляции. Все перечисленные причины могут привести к возникновению депрессии у больного. Это может выражаться в том, что человек не верит в свое выздоровление, теряет интерес к жизни. Помимо психоэмоциональных нарушений, у пациента возникают более серьезные проблемы, которые требуют постоянного ухода и наблюдения: уход за кожей, профилактика пролежней, риск развития пневмонии и аспирации, питание, гидротация, нарушение функций тазовых органов.        Огромную роль в восстановлении здоровья пациентов играет медицинская сестра, на  которую возлагается множество обязанностей: выполнение врачебных назначений врача, контроль сознания, функциональная оценка состояния пациента, удовлетворение потребностей пациента в питании и жидкости, коррекция нарушений дыхания, контроль терморегуляции, поддержание гемодинамики, коррекция нарушений психики, профилактика пролежней, ликвидация боли и отеков в парализованных конечностях.

Психологической трудностью является высокий психоэмоциональный накал, характерный для медицинских работников в отделении нарушения мозгового кровообращения. Он связан с выраженными переживаниями, а также физическими и психологическими страданиями людей, находящихся в кризисном состоянии болезни, которая угрожает их жизни.

В работе заключается в изучении источников стресса у медицинских сестер отделения острого нарушения мозгового кровообращения. Специфика работы медицинских сестер отделения повышенного риска накладывает отпечаток на их психологический статус, приводя к возникновению синдрома эмоционального «выгорания» Полученные данные расширяют возможности ранней диагностики профессионального стресса у медицинских сестер для профилактики эмоционального выгорания  на начальных стадиях его формирования. Изучив  источник стресса, медсестры научатся справляться с переживаниями и контролировать свои эмоции, увеличив качество своей работы.

В здравоохранении нашей страны наблюдается отток из профессии квалифицированных сестринских кадров, а также дефицит сестринского персонала в медицинских организациях. Увеличивается дисбаланс в соотношении между врачами и медицинскими сестрами стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений, медицинских учреждений обслуживающих городское и сельское население и, как следствие, возможно ухудшение качества оказываемой медицинской помощи. Поэтому особо остро встает вопрос о работе среднего медицинского персонала в сельском населенном пункте.

В сельских больницах катастрофически не хватает кадров, поэтому рядовая медсестра работает за троих — помогает врачу, утешает пациентов и трудится как санитарка: моет полы, делает уборку. И всё это за смешные деньги. Перспектива карьерного роста не приносит надежд. Поэтому желание работы среднего медицинского персонала в сельском пункте не так велико. Да и отсутствие различных мест отдыха серьезно влияет на выбор места труда молодого контингента. Тогда чем должны мотивироваться люди, чтобы выбирать именно сельский населенный пункт для своей профессии.

Источник

Взаимоотношения, которые складываются на работе и трудности, которые могут возникнуть, когда эти отношения портятся, долгое время рассматривались как многозначное явление современной эпохи. Заслуживает внимания тот факт, что важность выгорания как социальной проблемы была установлена задолго до систематических научных исследований этого феномена. В обиходе слово «выгорание» употреблялось в связи с трудностями, возникающими в отношении людей к их работе. В настоящее время термин «выгорание» принято употреблять по отношению к профессиям, связанным с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшему в критической ситуации. Для этих профессий характерно то, что ответственность в большей степени лежит на помогающем, он ее осознанно принимает. Под синдромом профессионального выгорания имеют в виду конкретные изменения специалиста, прежде всего, к самому себе и к предмету профессиональной деятельности. Синдром включает в себя: осознание неуспеха в работе, чувство эмоциональной опустошенности и усталости, безразличное отношение к труду, возникновение чувства некомпетентности в профессиональной сфере. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности приводит к развитию деформаций личности, снижающих продуктивность работы, а иногда и затрудняющих ее.

Симптомы выгорания могут проявляться не только у отдельных сотрудников, но и у целых коллективов. О близости коллектива к выгоранию можно судить по конфликтности внутри отдела, общей тяжелой, гнетущей атмосфере. По своим признакам коллективное профессиональное выгорание не особенно отличается от индивидуального: сотрудники теряют веру в позитивные изменения на работе и в возможность изменить что-либо собственными силами. Существует тенденция работодателей и сотрудников немедленно возлагать ответственность за выгорание на определенное лицо. Следует учитывать, однако, что выгорание – конечный результат сложного баланса факторов среды, в которой мы работаем, полученного образования, характеристик учреждения и личных моментов.

Читайте также:  Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом лечение и профилактика

В развитии «эмоционального выгорания» выделяют последовательно сменяющие друг друга стадии, различаемые по степени вовлеченности человека в этот процесс и соответственно по степени обратимости:

Анализируя фазы развития синдрома «эмоционального выгорания», можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. Деформация является следствием эмоционального выгорания, когда защитные механизмы ослабевают на столько, что работник не может противостоять губительным факторам и начинается процесс разрушения личности. Однако наиболее подвержены его развитию представители «субъект-субъективных» профессий, в частности, медицинские работники.

Выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с особенным интересом; долгое время помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, т.к. не удается достичь того эффекта, которого ожидали; такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии. Приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению и как результат – беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка. Риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными клиентами, трудно ощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, работы без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешённых личностных конфликтов. Выгорание связано с тем, что работа может быть многочасовой, требующей больших эмоциональных усилий, но не оцениваемой должным образом.

В качестве факторов, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания, ряд исследователей называет чувство социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью и недостатком социальной поддержки. Склонность к профессиональной деформации особенно часто наблюдают у представителей определенных профессий, которые обладают трудно контролируемой и ограничиваемой властью. От решения и воли этих людей зависят здоровье и жизнь других людей. Обладание властью приводит к общественной и психической деформации, особенно если отсутствуют действенные обратные связи – общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти. Медицинский работник тоже обладает определенной властью над больными. В целом генезис синдрома эмоционального выгорания носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. Условия труда медицинской сестры обладают некоторой спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания.

Происшедшие в последнее время радикальные перемены в обществе оказывают дополнительную психологическую нагрузку на медицинский персонал, так как требуют более качественной работы в значительно более короткие сроки при экономически ограниченном обеспечении учреждений здравоохранения. Большинство медицинских работников, работающих в инновационных условиях, имеют ненормированный рабочий день, сверхурочную работу, связанную с совмещением должностей или дополнительной профессиональной нагрузкой (повышение квалификации, освоение новых методов диагностики и лечения) Интенсификация профессиональной деятельности отражается на состоянии здоровья – способствует увеличению уровня общей заболеваемости и уровня распространённости хронической патологии. Низкая оплата труда медицинских сестёр в условиях развития рыночной экономики заставляет работать, часто пренебрегая временем, предусмотренным на отдых для восстановления физического и эмоционального баланса организма, огромная ответственность за конечный результат своей деятельности – жизнь пациента, приводит к перенапряжению отдельных органов и систем, возникновению заболеваний. Медицинский работник находится в тисках медико-экономических стандартов, тех требований к объёму медицинской помощи и диагностических вмешательств, которые он должен выполнить по отношению к пациенту. Однако финансирование здравоохранения не соответствует этому объёму. Добавьте сюда напряженность труда, перегрузки, связанные с дежурствами, все это формирует состояние стресса .

Медицинский персонал подвержен высокому профессиональному риску заражения парентеральными вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом. Медицинский работник находится в постоянном контакте с лекарственными и дезинфицирующими средствами, что создаёт опасность аллергических, токсико-химических поражений. Воздействие ионизирующих и неионизирующих (радиация, ультразвук, лазерное излучение) излучений является потенциальными причинами для возникновения катаракты, новообразований. Интенсивная работа в неблагоприятных условиях труда и при высокой изношенности оборудования обусловила тот факт, что у медицинских работников наблюдается высокие показатели и рост профессиональной заболеваемости. Чем больше производственная нагрузка, тем меньше медицинский работник испытывает удовольствие от самого процесса работы. Причинами усталости и нервозности можно назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объём канцелярско-оформительской работы, низкая техническая оснащённость рабочего места и постоянный дефицит лекарственных средств Из эргономических факторов медицинские сёстры чаще всего отмечают напряжение зрения, перегрузку опорно-двигательного аппарата. Каждый человек ожидает справедливых взаимоотношений, при которых то, что он вкладывает и получает от этих отношений, пропорционально тому, что другие индивидуумы вкладывают и получают. В профессиональной деятельности взаимоотношения не всегда строятся на основе фактора справедливости. Например, отношения между врачом и пациентом считаются дополняющими – врач обязан оказывать внимание, заботу и вкладывать больше, чем пациент. В результате устанавливаются неравноценные отношения, что может явиться причиной эмоционального выгорания.

Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания – это взаимодействие с людьми. Те, кто работают в медицинских, психологических службах, прежде всего, выполняют работу, требующую особых эмоциональных затрат. Далее, они имеют определенные личные склонности, побудившие их выбрать подобную деятельность, и для них характерна «клиент-центрированная» ориентация. Это и является основными источниками – «предшественниками» выгорания.

В результате анализа результатов исследования по синдрому профессионального (эмоционального) выгорания у медицинских сестер можно выделить следующие закономерности:

Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности.

Читайте также:  Синдром каротидного синуса диагностика и методы обследования

Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены медицинские сестры, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей.

В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены медицинские сестры, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места (к этой группе относятся прежде всего люди старше 45 лет).

В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность.

В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах

С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями: в первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Сначала наблюдается приглушение эмоций, исчезают острота чувств и сладость переживаний. Потом начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, в кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих клиентах. Далее, во время общения, он начинает чувствовать неприязнь к ним. На первых порах легко сдерживает ее, но постепенно скрывать раздражение все труднее, и, наконец, озлобленность буквально выплескивается. Жертвой становится ни в чём не повинный человек, который ждал от профессионала помощи и человечности

Эмоциональное выгорание может рассматриваться с точки зрения наличия трёх уровней и трёх стадий. У индивидуума, подверженного эмоциональному выгоранию первой стадии, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы появляются в лёгкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путём расслабления или организации перерывов в работе. На второй стадии эмоционального выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны. Медсестра может чувствовать себя истощённой после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ей требуются дополнительные усилия. Признаки и симптомы третьей стадии эмоционального выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения .

Выборка

Исследование проводилось на базе хирургического и педиатрического отделений Вологодской областной детской больницы. В исследовании приняли участие медицинские сестры в количестве 60 человек в возрасте от 25 до 55 лет. В экспериментальную группу были включены 30 медицинских сестер хирургического отделения, возраст респондентов – от 36 до 55 лет (средний – 41 год), стаж работы – от 15 до 35 лет (средний – 20 лет). Контрольную группу составили 30 медицинских сестер педиатрического отделения, возраст респондентов – от 25 до 50 лет (средний – 38 лет), стаж работы – от 5 до 30 лет (средний – 17 лет).

Выбор указанных отделений детской больницы для формирования групп респондентов был обусловлен выраженными отличиями профессиональных функций медицинских сестер. На хирургическом отделении медицинские сестры подготавливают детей к операциям, к различным исследованиям (ФГДС, колоноскопии, УЗИ и т.д.), собирают материал для лабораторных анализов, делают внутримышечные и внутривенные инъекции, ставят капельницы, делают перевязки, осуществляют наблюдение за послеоперационными больными и пациентами, поступившими из реанимационного отделения, ведут необходимую документацию. Медицинские сестры педиатрического отделения ведут документацию, раздают препараты, делают инъекции, готовят больных к исследованиям. Таким образом, сложность и напряженность деятельности, равно как и уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов, выше у медицинских сестер хирургического отделения.

Анкетирование проводилось в группе медицинских сестер хирургического отделения. Полученные данные говорят о том, что если профессиональная деятельность медицинских сестер не получает должной оценки , низко оплачивается, но при этом очень трудна и ответственна и не приносит эмоционального удовлетворения, то синдром выгорания развивается у них быстрее.

Таким образом, как показало проведенное исследование, медицинские сестры хирургического отделения в большей степени, чем медсестры педиатрического отделения, подвержены риску профессионального выгорания. Вероятно, это связано со спецификой профессиональной деятельности медсестер в хирургическом отделении, характеризующейся постоянными высокими эмоциональными нагрузками, большой ответственностью за жизнь больного. Кроме того, как показало анкетирование, на возникновение эмоционального выгорания у медицинских сестер влияет ряд организационных факторов, таких как уровень заработной платы, отсутствие дополнительного вознаграждения за добросовестно выполненную работу, выполнение работы, которая вызывает эмоциональное напряжение, отсутствие удовлетворения от выбранной профессии.

Какова продолжительность Вашего рабочего дня в часах?
     
Приходится ли Вам работать сверхурочно?
       а) никогда;
       б) иногда;
       в) часто.
       
Каковы Ваши взаимоотношения с руководством?
       а) чувствую поддержку, одобрение;
       б) нейтральные, нет похвалы, но нет и нареканий;
       в) ощущаю давление и непонимание.
       
Получаете ли Вы дополнительное вознаграждение за добросовестно выполненную работу?
       а) часто;
       б) иногда;
       в) никогда.
       
Как бы Вы определили уровень вашей заработной платы?
       а) высокий;
       б) средний;
       в) низкий.
     
Есть ли у Вас удовлетворение от выбранной вами профессии?

Чувствуете ли Вы, что ваша профессия важна и значима в обществе?
     
Приходится ли Вам выполнять работу, не соответствующую Вашей квалификации?
       а) никогда;
       б) иногда;
       в) часто.

Распределение сотрудников по фактору эмоционального напряжения от выполняемой работы:

Источник