Синдромы характерные для соматовегетативного и психомоторного уровня

Изучение в сравнительно-возрастном аспекте параметров нормального развития психики и предпочтительности возникновения синдромов нервно-психических расстройств у детей и подростков привело к созданию ряда классификаций периодизации психического развития.
Возрастные уровни патологического нервно-психического
реагирования на различные вредности (В.В. Ковалёв)
По мнению В. В. Ковалева, патогенетическую основу преимущественных для разных возрастных периодов проявлений психических расстройств составляет механизм сменности качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Исследователь выделил четыре основных возрастных уровня нервно-психического реагирования…
Первый уровень реагирования – соматовегетативный – 0–3 года
- Различные варианты невропатического синдрома
- возбудимость,
- склонность к расстройствам
- пищеварения,
- питания,
- сна,
- навыков опрятности и т.п.
Преимущественно соматовегетативный уровень реагирования у детей раннего возраста находит объяснение в
- более раннем завершении формирования
регуляции вегетативных функций в онтогенезе,
значительно опережающего формирование
регуляции моторных функции.
Второй уровень реагирования – психомоторный – 4–10 лет
- Проявления гипердинамического синдрома,
- системные невротические и
неврозоподобные двигательные расстройства – - тики,
- заикание,
- мутизм и т.п.
Выделение данного уровня
соответствует
данным
возрастной морфологии и физиологии
, свидетельствующим о
- наиболее интенсивной дифференциации функций
двигательного анализатора в этом возрасте.
Третий уровень реагирования – аффективный – 7–12 лет
- Сндромы страхов,
- повышенная аффективная возбудимость,
- уходы и бродяжничества.
Четвёртый уровень реагирования – аффективный – 12–16 лет
- Уже проявляется сверхценными образованиями типа
- патохарактерологических реакций
- протест,
- эмансипация и т.п.,
- дисморфофобии,
- психической анорексии,
- «философической интоксикации» и т.п.
Проявления симптоматики предыдущих уровней на следующем
- Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню,
не исключает проявлений предшествующих уровней реагирования,
однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет.
Систематика развития психики ребёнка (Г.К. Ушаков)
Наиболее детально разработана систематика психического развития ребенка, предложенная известным детским психиатром Г. К. Ушаковым. Формирование психики ребенка он также подразделяет на 4 периода…
Первый этап развития психики – моторный – 0–1 года
- Хотя совершенствование моторики и ее дифференциация
происходят на протяжении всей жизни индивида. - Реакции ребенка в первые месяцы жизни являются
по сути рудиментами последующих психических реакций.На внешние раздражители ребенок отвечает
- диффузными двигательными реакциями
- крик,
- плач,
- двигательное беспокойство.
Даже так называемая реакция страха новорожденного
представляет собой 2 типа движений:
с преобладанием реакции - флексоров (мышц-сгибателей) либо
- экстензоров (мышц-разгибателей).
Уловить разницу между «реакцией страха» и
рефлексом Моро (рефлекс обхватывания)
у новорожденного часто не удается.
Второй этап развития психики – сенсомоторный – 1–3 лет
- 6 мес. – 6-7 лет – значение формирующихся
моторных реакций продолжает оставаться ведущим, однако
они утрачивают свой чисто двигательный характер и
становятся более сложными «сенсомоторными актами»
(позднее, совершенствуясь, они станут психомоторными, т.е.
будут носить осознанный характер). - Сенсомоторные реакции отличаются
- овладением целенаправленности движений,
что в будущем приводит к волевым действиям. - Развиваются
- органы чувств,
- внимание,
- формируется мышление,
- представления о настоящем и прошлом,
- первичное сознание «Я»
(элемент самосознания, 3-3,5 года). - Наиболее отчетливый признак окончательного завершения
сенсомоторного периода развития – - формирование у ребенка
представления «схемы тела» (к 6-7 годам).
Третий этап развития психики – аффективный – 3–12 лет
- Высшие (эпикритические) аффекты,
в отличие от простых (органических), никогда не возникают - без образа,
- представления,
а позднее и - без понятия,
т.е. вовлечения в переживание - идеаторной (рассудочной, когнитивной) сферы.
- Аффективный этап начинает оформление
в виде эпикритической эмоциональности с 3-х лет: - осваиваются эмоциональные реакции
- протеста,
- негативизма,
- демонстративного поведения,
- излишней аффектации или молчаливости.
- К 6-7 – детская непосредственность меняет свои качества.
Она все чаще получает выражение в - аффективной окраске
тех или иных форм деятельности ребенка. - В 10-11 –
- лабильность аффекта,
- добродушие и
- детская увлеченность
становятся менее выраженными. - Аффективность приобретает
постоянно-индивидуальный характер,
и можно четко выявить 2 типа поведенческих реакций. - У одних детей преобладают черты
экстравертированности, и они более общительны. - У других преобладает
интровертированность, и они более молчаливы.
Четвёртый этап развития психики – идеаторный – 11-12+ лет
- Начинается еще в глубине сенсомоторного этапа,
однако истинное его начало должно в возрастом 11-12 лет. - У ребенка обычно появляется возможность
- строить сложные умозаключения и
- упрочняется феномен «удвоенности реальности» –
он означает сформировавшийся у ребенка
навык оперировать объектами - внешней реальности, с одной стороны, и
- реальностью субъективной
(мыслимой, представляемой) – с другой.
Обе эти реальности взаимопроникают друг в друга. - В подростковом возрасте – 12-16 лет
- доступна способность рассуждать,
последовательно обсуждая факты
и вскрывая закономерности. - Подросток утверждает себя,
противопоставляя себя другим.
Это часто приобретает характер
своего мнения, концепции. - Он осознает себя как личность, и
это порождает небывалые возможности для рефлексии. - Сознание индивидуальное начинает приобретать
характер сознания коллективного, общественного. - В эмоциональной сфере формируются
- эстетические,
- этические и
- интеллектуальные чувства.
Зависимость качества расстройства психики от возраста
и объёма поражения в детском и в зрелом возрасте
- Расстройства психики у детей имеют разные качества
в зависимости от возраста и объема поражения. - Нарушение психического функционирования
на ранних этапах постнатального онтогенеза
не может вызвать тех типов расстройств,
для оформления которых необходима
определенная степень зрелости - аффективного и
- идеаторного
уровней развития психики. - Для человека же зрелого возраста
правилом становится следующая тенденция: - чем больше объем поражения,
тем более глубокие уровни психики,
при прочих равных условиях,
оказываются поврежденными.
Источник
Изучение в сравнительно-возрастном аспекте параметров нормального развития психики и предпочтительности возникновения синдромов нервно-психических расстройств у детей и подростков привело к созданию ряда классификаций периодизации психического развития.
Возрастные уровни патологического нервно-психического
реагирования на различные вредности (В.В. Ковалёв)
По мнению В. В. Ковалева, патогенетическую основу преимущественных для разных возрастных периодов проявлений психических расстройств составляет механизм сменности качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Исследователь выделил четыре основных возрастных уровня нервно-психического реагирования…
Первый уровень реагирования – соматовегетативный – 0–3 года
- Различные варианты невропатического синдрома
- возбудимость,
- склонность к расстройствам
- пищеварения,
- питания,
- сна,
- навыков опрятности и т.п.
Преимущественно соматовегетативный уровень реагирования у детей раннего возраста находит объяснение в
- более раннем завершении формирования
регуляции вегетативных функций в онтогенезе,
значительно опережающего формирование
регуляции моторных функции.
Второй уровень реагирования – психомоторный – 4–10 лет
- Проявления гипердинамического синдрома,
- системные невротические и
неврозоподобные двигательные расстройства – - тики,
- заикание,
- мутизм и т.п.
Выделение данного уровня
соответствует
данным
возрастной морфологии и физиологии
, свидетельствующим о
- наиболее интенсивной дифференциации функций
двигательного анализатора в этом возрасте.
Третий уровень реагирования – аффективный – 7–12 лет
- Сндромы страхов,
- повышенная аффективная возбудимость,
- уходы и бродяжничества.
Четвёртый уровень реагирования – аффективный – 12–16 лет
- Уже проявляется сверхценными образованиями типа
- патохарактерологических реакций
- протест,
- эмансипация и т.п.,
- дисморфофобии,
- психической анорексии,
- «философической интоксикации» и т.п.
Проявления симптоматики предыдущих уровней на следующем
- Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню,
не исключает проявлений предшествующих уровней реагирования,
однако отодвигает их на второй план и так или иначе видоизменяет.
Систематика развития психики ребёнка (Г.К. Ушаков)
Наиболее детально разработана систематика психического развития ребенка, предложенная известным детским психиатром Г. К. Ушаковым. Формирование психики ребенка он также подразделяет на 4 периода…
Первый этап развития психики – моторный – 0–1 года
- Хотя совершенствование моторики и ее дифференциация
происходят на протяжении всей жизни индивида. - Реакции ребенка в первые месяцы жизни являются
по сути рудиментами последующих психических реакций.На внешние раздражители ребенок отвечает
- диффузными двигательными реакциями
- крик,
- плач,
- двигательное беспокойство.
Даже так называемая реакция страха новорожденного
представляет собой 2 типа движений:
с преобладанием реакции - флексоров (мышц-сгибателей) либо
- экстензоров (мышц-разгибателей).
Уловить разницу между «реакцией страха» и
рефлексом Моро (рефлекс обхватывания)
у новорожденного часто не удается.
Второй этап развития психики – сенсомоторный – 1–3 лет
- 6 мес. – 6-7 лет – значение формирующихся
моторных реакций продолжает оставаться ведущим, однако
они утрачивают свой чисто двигательный характер и
становятся более сложными «сенсомоторными актами»
(позднее, совершенствуясь, они станут психомоторными, т.е.
будут носить осознанный характер). - Сенсомоторные реакции отличаются
- овладением целенаправленности движений,
что в будущем приводит к волевым действиям. - Развиваются
- органы чувств,
- внимание,
- формируется мышление,
- представления о настоящем и прошлом,
- первичное сознание «Я»
(элемент самосознания, 3-3,5 года). - Наиболее отчетливый признак окончательного завершения
сенсомоторного периода развития – - формирование у ребенка
представления «схемы тела» (к 6-7 годам).
Третий этап развития психики – аффективный – 3–12 лет
- Высшие (эпикритические) аффекты,
в отличие от простых (органических), никогда не возникают - без образа,
- представления,
а позднее и - без понятия,
т.е. вовлечения в переживание - идеаторной (рассудочной, когнитивной) сферы.
- Аффективный этап начинает оформление
в виде эпикритической эмоциональности с 3-х лет: - осваиваются эмоциональные реакции
- протеста,
- негативизма,
- демонстративного поведения,
- излишней аффектации или молчаливости.
- К 6-7 – детская непосредственность меняет свои качества.
Она все чаще получает выражение в - аффективной окраске
тех или иных форм деятельности ребенка. - В 10-11 –
- лабильность аффекта,
- добродушие и
- детская увлеченность
становятся менее выраженными. - Аффективность приобретает
постоянно-индивидуальный характер,
и можно четко выявить 2 типа поведенческих реакций. - У одних детей преобладают черты
экстравертированности, и они более общительны. - У других преобладает
интровертированность, и они более молчаливы.
Четвёртый этап развития психики – идеаторный – 11-12+ лет
- Начинается еще в глубине сенсомоторного этапа,
однако истинное его начало должно в возрастом 11-12 лет. - У ребенка обычно появляется возможность
- строить сложные умозаключения и
- упрочняется феномен «удвоенности реальности» –
он означает сформировавшийся у ребенка
навык оперировать объектами - внешней реальности, с одной стороны, и
- реальностью субъективной
(мыслимой, представляемой) – с другой.
Обе эти реальности взаимопроникают друг в друга. - В подростковом возрасте – 12-16 лет
- доступна способность рассуждать,
последовательно обсуждая факты
и вскрывая закономерности. - Подросток утверждает себя,
противопоставляя себя другим.
Это часто приобретает характер
своего мнения, концепции. - Он осознает себя как личность, и
это порождает небывалые возможности для рефлексии. - Сознание индивидуальное начинает приобретать
характер сознания коллективного, общественного. - В эмоциональной сфере формируются
- эстетические,
- этические и
- интеллектуальные чувства.
Зависимость качества расстройства психики от возраста
и объёма поражения в детском и в зрелом возрасте
- Расстройства психики у детей имеют разные качества
в зависимости от возраста и объема поражения. - Нарушение психического функционирования
на ранних этапах постнатального онтогенеза
не может вызвать тех типов расстройств,
для оформления которых необходима
определенная степень зрелости - аффективного и
- идеаторного
уровней развития психики. - Для человека же зрелого возраста
правилом становится следующая тенденция: - чем больше объем поражения,
тем более глубокие уровни психики,
при прочих равных условиях,
оказываются поврежденными.
Источник
У каждого в кругу его знакомых найдется человек, который постоянно жалуется на свое здоровье: там закололо, там заболело или он просто неважно себя чувствует. Но сколько бы он ни ходил по врачам, конкретную причину такого состояния никто не находит. Притворяется – думаем мы. Но не спешите с выводами. Эти симптомы могут быть признаком соматоформного расстройства нервной системы. Оно не несет в себе органической подоплеки, но приводит к психическому дисбалансу личности.
Почему развивается расстройство
Соматоформное расстройство – это заболевание психологической природы, при котором симптомы поражения внутренних органов носят функциональный, а не органический характер.
Подобная дисфункция выявляется у 0.5% населения земного шара, и страдают ею преимущественно женщины. Причина кроется, прежде всего, в психологическом состоянии человека.
Первая группа факторов, влияющих на возникновение синдрома – это наследственность и особенности характера. Например, чаще его развитию подвержены люди с астеноневротическим и истероидным типом характера. Они отличаются сверхчувствительностью, робким или демонстративным поведением. Для таких людей характерна быстрая нервная истощаемость, как правило, они пессимистически настроены.
Вторая группа – это психогенные травмирующие внешние воздействия. К ним относят острые стрессорные факторы, когда мощный психологический одномоментный удар приводит к расстройству нервной деятельности. Это может быть потеря близкого человека, снижение социального статуса, ситуация сильного испуга.
Хронический стресс возникает в результате систематического умственного и физического перенапряжения, отсутствия положительных эмоций, неудовлетворения потребностей и завышенных требований к себе.
Стоит отметить, что соматоформное расстройство очень часто развивается у людей эмоционально скупых, скрывающих свои чувства, не умеющих их выражать. А так как эмоциям в любом случае требуется выход, они находят его в таком своеобразном способе. Подобное состояние может сопровождать членов религиозных семей, где царит обстановка строгой морали.
К другим факторам, провоцирующим расстройство, относят осложненную беременность, травмы, инфекции, некоторые соматические болезни.
Признаки болезни
Симптомы соматоформного расстройства достаточно разнообразны и проявляются в сбоях работы практически всех систем организма.
Система | Симптомы |
Сердечно-сосудистая | Аритмии, резкое повышение и понижение АД, боль и неприятные ощущения в области сердца. |
Дыхательная | Гипервентиляционный синдром: одышка, чувство нехватки воздуха, головокружение. |
Пищеварительная | Синдром раздражения кишечника: вздутие, боли в животе, диарея. Пищеварительные расстройства: плохой аппетит, тошнота, рвота, сложно глотать, появляется ощущение комка в горле |
Мочевыделительная система | Частое мочеиспускание, боли при выведении мочи. |
Половая сфера | Снижение полового влечения, невозможность достижения оргазма. Вагинизм у женщин; у мужчин – слабая эрекция, нарушение эякуляции. |
Другие симптомы | Повышенная потливость ладоней и стоп, озноб, гипертермия. |
Как правило, одновременно возникает сразу несколько симптомов, связанные с разными системами.
Различают такие виды данного расстройства:
- ипохондрическое;
- соматизированное;
- соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы (СДВНС);
- хроническое соматоформное болевое расстройство;
- недифференцированное соматоформное расстройство.
Пациентов с соматоформной дисфункцией отличают некоторые особенности. Сюда относят своеобразное, эмоциональное или слишком конкретизированное повествование о своем состоянии. Например, к кардиологу обращается мужчина с болями и дискомфортом в сердце. Но при этом он говорит не только об их характере, но и о том, что они доставляют ему много неудобств. Такие приступы возникают у него на работе, в тот момент, когда он должен делать доклад о своих достижениях. В итоге он не может сконцентрироваться, обращая всё внимание на свое сердце.
Причиной здесь становится такой аспект: возможно, психологически мужчина не готов рассказать о своей работе (к примеру, в силу своих неудач), а крайним назначается сердце. И именно оно реагирует на этот стрессорный фактор, чтобы отвлечь от него внимание.
Другими отличительными чертами являются:
- преувеличение патологических ощущений;
- отрицание роли психологических факторов в их развитии;
- повышенная раздражительность к окружающим.
Ипохондрическая дисфункции
Ипохондрическое расстройство характеризуется сильнейшей озабоченностью человеком о своем здоровье. Он уверен, что у него развивается тяжелейшая, порой смертельная болезнь. Но их виды могут изменяться от случая к случаю. Один раз больному кажется, что у него рак, в другом случае это тяжелая сердечная патология и т.д.
Степень ощущений также изменяется. То индивиду кажется, что он на грани смерти, то проявления становятся вполне сносными.
Установлено, что около 14% больных, посещающих врачей разной направленности, страдают ипохондрией. Чаще всего она встречается в детском и подростковом возрасте, а также у зрелых людей.
В основном больного сопровождают следующие симптомы:
- со стороны сердечно-сосудистой системы – боли в сердце, сбои в его работе. Вывод больного – пороки сердца, инфаркт;
- со стороны пищеварения – боли в животе, понос, запор. Вывод – рак желудка, кишечника;
- со стороны выделительной системы – боязнь неконтролируемого мочеиспускания, в связи с чем больные даже ограничивают выходы из дома. Боли внизу живота.
Важные критерии распознавания патологии – наличие сенестопатий и нарушения настроения.
Сенестопатии проявляются необычными и мучительными тактильными ощущениями. Это может быть зуд и жжение, ощущение холода, сжатие и стягивание, пульсация крови в сосудах, скручивание, смещение и другие подобные явления.
Нарушения настроения проявляются в повышенной тревожности, печали, тоске, чувстве безнадежности. Больные фокусируются только на себе, и совсем не слышат окружающих. При этом они считают, что они никому не нужны, все их бросили.
Такие люди систематически обращаются за помощью к врачам. И если не находится конкретного заболевания, они настаивают на повторном обследовании.
Определить патологию помогут такие нюансы:
- постоянная уверенность в том, что у человека существует тяжелое заболевание, часто с другими сопутствующими недугами. И даже многочисленные нормальные результаты обследований не могут их переубедить;
- неверие врачам, несмотря на их регулярное посещение;
- деятельность такого пациента направлена не на облегчение состояния, а на подтверждение наличия прогрессирующей патологии;
- постоянная концентрация на своем недуге;
- самостоятельное определение диагноза.
Обостряясь, ипохондрия способна перейти в паранойяльное состояние или в ипохондрическую депрессию.
Диагноз ипохондрического расстройства выставляют в том случае, когда исключается шизофрения и шизотипические расстройства, биполярное аффективное расстройство.
Среди известных людей нередко встречаются ипохондрики. Актер и режиссер Вуди Аллен – один из них. Однажды недуг спас его от пищевого отравления. Вся съемочная группа ела пиццу, от которой отказался только он в силу озабоченности своим здоровьем. В итоге все, кроме него, получили пищевое расстройство.
Соматизированное и хроническое соматоформное болевое расстройство
Соматизированная дисфункция, помимо органных проявлений, вызывает снижение в работе анализаторов: зрение, слух, осязание, обоняние. Нарушается координация движений: больные становятся неуклюжими, появляется шаткая походка. Двигательные расстройства проявляются в виде парезов и параличей.
Сбои в работе внутренних органов они описывают красочно, с шармом. Например, голова болит, как будто на нее надели обруч и постепенно сжимают. Или живот вздут как воздушный шар.
В отличие от ипохондрика, который выражает тревогу по поводу своего здоровья, такой больной отзывается более грубо и настойчиво. Он убежден, что болен. И если врач пытается намекнуть на психогенную природу расстройства, он кричит и возмущается, отвергая сказанное, требует дополнительного обследования. Этот пациент постоянно недоволен и строчит жалобы.
Течение заболевания хроническое, с широкой вариабельностью признаков, которые сохраняются на протяжении 2 лет и более.
Нередко у человека, ввиду его тревожности и агрессивности, наблюдается социальная дезадаптация, семейные конфликты.
Болевое расстройство выделяется наличием сильнейшей, изматывающей боли, возникающей беспричинно. Обычно она имеет четкую локализацию – живот, сердце. Характеристика боли не меняется, другие симптомы отсутствуют.
В течение соматоформной дисфункции также выделяют недифференцированное расстройство. При нем человек переносит все типичные симптомы заболевания, но отнести их к какой-то известной группе не получается.
Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
Синдром развивается при сбоях в работе вегетативной нервной системы, контролирующей работу внутренних органов, сосудов, отвечающей за протекание физиологических процессов и мобилизацию организма в целом.
ВНС состоит из 2 отделов: парасимпатического и симпатического.
Симпатическая нервная система учащает сердцебиение, сужает сосуды и повышает давление. Усиливает потоотделение и замедляет перистальтику кишечника. Она расслабляет мочевой пузырь, расширяет бронхи и зрачок. Симпатика ускоряет метаболизм и активизирует организм в целом.
Парасимпатическая система оказывает противоположное действие. Но, несмотря на противодействие отделов, нормальное самочувствие человеку обеспечивает их скоординированная работа. Любые сбои в работе обеих систем вызывают различные патологические ощущения и синдромы, в частности, соматоформную дисфункцию.
Различают 3 вида расстройства:
- с преобладанием симпатики;
- с преобладанием парасимпатики;
- смешанное.
По течению выделяют стабильное и пароксизмальное, с сосудистыми и другими видами криза.
Патология бывает первичной, то есть развивается сама по себе, или вторичной, после перенесенных заболеваний. Ее симптомы проявляются под действием психотравмирующего фактора.
Таких больных характеризует появление, в первую очередь, вегетативных признаков: сильное потоотделение, тремор конечностей, побледнение и покраснение кожи.
Другая группа признаков выражает дисфункцию внутренних органов, находящихся под контролем ВНС:
- кашель, нехватка воздуха, спазм гортани;
- тахикардия, аритмия, изменения АД. Сердечные боли не имеют четкой локализации и могут быть различного характера. Бывает, что их сопровождает ощущение тревожности или страха. Они усиливаются в покое, но проходят во время физической активности. Длятся от нескольких минут до нескольких дней. Сердечные симптомы настолько правдоподобны, что иногда сбивают с толку даже специалистов;
- боли в животе, вздутие, трудности при глотании; «медвежья болезнь» — диарея под воздействием стресса;
- затрудненное мочеиспускание, недержание мочи;
- головные боли, быстрая утомляемость, плохой сон.
Жалобы отличаются обилием, но не имеют конкретики. Они сигнализируют о нарушении работы сразу нескольких органов.
Больные обеспокоены своим состоянием, но все же не в такой мере, как ипохондрики. Они стремятся найти выход из ситуации, получить адекватное лечение.
СДВНС у детей
Нередко соматоформное вегетативное расстройство появляется у детей в пубертатном возрасте, то есть в период созревания. Это связано с гормональным всплеском и интенсивным ростом организма.
Спровоцировать процесс могут следующие факторы:
- наследственность;
- стрессы;
- умственное, физическое напряжение;
- инфекции;
- вредные привычки;
- оперативные вмешательства;
- большая масса тела;
- малоподвижный образ жизни;
- длительное пребывание за компьютером.
Характерен внешний вид подростков. Если преобладает симпатика, то кожа у таких детей влажная и жирная, с угревыми высыпаниями. Она то краснеет, то бледнеет. Появляется синюшный оттенок. Холодная, с мраморным рисунком, называемым сосудистым ожерельем. При надавливании пальцем кожные покровы бледнеют, наблюдается красный дермографизм.
При главенствовании парасимпатики кожа сухая, с розовым или белым дермографизмом. У таких детей повышен аппетит, но в весе они не набирают.
Расстройство сопровождается внезапным подъемом температуры под воздействием стресса. Типичное явление – обмороки.
Присутствуют все характерные изменения со стороны внутренних органов.
Психоэмоциональная сфера также претерпевает изменения. Такой ребенок становится рассеянным, нервным. Он быстро утомляется, появляется сонливость, апатия, ухудшается память.
В большинстве случаев течение болезни стабильное. Но периодически случаются панические атаки, а также кризы:
- симпато-адреналовый – сопровождается тахикардией, повышенным АД, головными болями, жаждой, ознобом и гипертермией. Развивается тревожность и чувство страха;
- вагоинсулярный – мигренеподобные приступы, тошнота, рвота, болезненность в области живота. Гипергидроз, снижение АД и обмороки, замедление сердечного ритма, повышенное выделение мочи, расстройства дыхания;
- смешанные.
Приступ способен продолжаться до нескольких часов.
Как диагностировать и лечить расстройство
Когда к врачу обращается пациент с жалобами на нарушение работы внутренних органов, ему необходимо тщательно обследовать его. И даже если врач подозревает психогенную природу симптомов, он должен исключить соматическое заболевание.
Доктор тщательно собирает анамнез жизни человека, когда появились тревожащие признаки и с чем он это связывает. Как правило, им предшествует острая или хроническая стрессовая ситуация.
Обязательно назначается ряд обследований. Исходя из характера жалоб, это может быть рентгенография, КТ и МРТ, ЭКГ, лабораторные методы исследования.
Подтвердив неврологическую природу нарушения, пациента отправляют к неврологу, психологу или психотерапевту.
Лечение соматоформного расстройства начинается с устранения его причины, и зависит от степени его тяжести. Кому-то будет достаточно пересмотреть свой режим:
- восстановить нормальную смену труда и отдыха;
- избегать перегрузок как нервных, так и физических;
- больше бывать на свежем воздухе, в кругу друзей, отправиться в путешествие;
- заняться спортом: плавание, лыжи, коньки, гимнастика, йога;
- изменить рацион, заполнив его разнообразной и полезной едой;
- физиотерапия в виде грязевых, ароматических ванн, массажа, электрофореза поможет расслабиться, снять мышечные зажимы, наладить кровообращение;
- общение с психологом даст возможность разобраться в своем психологическом состоянии;
- прием успокоительных чаев, настоек. Обычно их готовят на основе ромашки, боярышника, пустырника, мяты, мелиссы, валерианы;
- пропить курс витаминов С, Е, группы В.
Если эти методы не помогают или болезнь имеет более тревожные симптомы, прибегают к конкретным действиям.
Главный метод борьбы с соматоформным расстройством – это психотерапия. Она может быть индивидуальной и групповой. Но учитывая тот факт, что определенная группа больных резко и агрессивно относится к обсуждению этой проблемы, для них лучше выбрать индивидуальный подход.
В начале лечения применяют рациональную психотерапию. Ее задача – объяснить человеку природу его недуга и выработать вместе с клиентом механизм преодоления травмирующего фактора.
Следующий этап – обучение пациента методам преодоления волнующих симптомов. Здесь положительный эффект дает гипносуггестивная терапия.
После развития некоторых навыков адаптации, больного обучают аутотренингам, возможна групповая и семейная терапия.
Фармацевтические средства также применяются в борьбе с данной дисфункцией.
- Транквилизаторы. Назначают при отсутствии эффекта от фитосборов. Чтобы купировать тревожность, нормализовать сон, снять возбуждение, прописывают анксиолитики с седативным действием. При сниженном эмоциональном фоне назначают дневные анксиолитики.
- Нейролептики устранят тревогу и беспокойство, страх, снизят болевые проявления.
- Антидепрессанты.
- Ноотропные препараты восстанавливают память и мыслительную деятельность.
Выбирая психотропные препараты, предпочтение отдают одному виду. Их назначают в минимальных дозах небольшими курсами для профилактики зависимости. Применяют более мягкие средства с минимальным перечнем побочных эффектов и отражением на поведении.
Из физиотерапевтических процедур выделяют электросон, индуктотермию, гальванизацию, парафинотерапию, озокерит.
Для лечения вегетативной дисфункции дополнительно назначают бета-блокаторы для устранения повышенного потоотделения, тремора, тахикардии, и вегетостабилизаторы.
Применяют лечебные ванны с успокаивающими травами или нарзанные, хвойно-солевые, радоновые. Все зависит от вегетативных симптомов. Рекомендованы растирания и обливания холодной водой.
Стоит отметить, что применение при соматоформном расстройстве анальгезирующих средств, спазмолитиков, сердечных препаратов не дает должного эффекта, а в отдельных случаях может даже усугубить проявления.
Терапия расстройства должна быть длительной и комплексной, хотя бывают и исключения из правил. К примеру, мужчина лечился от ипохондрического расстройства в отделении неврологии длительное время, безрезультатно. Его беспокоили головные боли, и он утверждал, что у него рак мозга. Однажды медсестра приготовила для него ванну, но налила слишком горячую вод. Он уселся в нее, но сразу же выскочил как ошпаренный, но ожог оказался незначительным.
Пациент долго кричал и возмущался. А вскоре выяснилось, что болезнь отступила. Боли его больше не беспокоили, и одержимость раком исчезла. Впоследствии он сам смеялся над своей идеей-фикс, а через 2 недели был выписан по причине полного выздоровления.
Соматоформная дисфункция нервной системы – это обширный комплекс расстройств и их проявлений. Имея психическую и отчасти надуманную этиологию, синдром требует тщательного лечения, а его обладатели – снисходительного и терпеливого отношения. Назвать таких людей симулянтами или притворщиками точно нельзя, ведь порой неврогенное заболевание приносит больше мучений, чем соматическое.
Источник