Синдромы и симптомы в детской психиатрии

Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.
Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.
Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.
Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.
Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.
Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:
- умственная отсталость;
- задержки развития;
- аутизм раннего детского возраста;
- синдром дефицита внимания.
Причины психических расстройств у детей
Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.
Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.
Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.
Симптомы психических расстройств у детей
Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:
- тревожные расстройства, страхи;
- тики, синдром навязчивости;
- игнорирование установленных правил, агрессивность;
- без видимых причин часто меняющееся настроение;
- снижение интереса к активным играм;
- замедленные и необычные телодвижения;
- отклонения, связанные с нарушением мышления;
- детская шизофрения.
Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.
Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.
Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь – это инстинкт самосохранения.
Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.
Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).
Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.
Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.
Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.
Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.
Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.
Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:
– склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;
– чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;
– сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;
– отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;
– шизоидность и циклоидность;
– стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;
– непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.
Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.
Признаки психического расстройства у детей
Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.
Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:
– чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;
– попытки убить себя или навредить;
– всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;
– участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;
– бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;
– отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;
– сильные тревоги, мешающие обычной активности;
– трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;
– употребление алкоголя или наркотиков;
– сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;
– перемены в поведении.
На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.
Лечение психических проблем у детей
За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.
Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.
При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о психическом расстройстве у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Источник
Невропатия –конституционально или резидуально-органически обусловленная недостаточность регуляции вегетативной нервной системы, проявляется обшей и аффективной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, плаксивостью, нарушением сна и пищевого поведения. Позже могут возникать страхи, аффективно-респираторные судороги. С возрастом болезненные проявления нивелируются, однако расстройство представляет благоприятную основу для формирования неврозов и расстройств поведения, затрудняющих социальную адаптацию.
Ранний детский аутизм – имеет генетическое происхождение или является результатом перинатальной патологии. Проявляется нарушением познавательных функций вследствие недостаточности эмоционалъно-мотивационной функции психики. Ведущим симптомом является нарушение коммуникации с позиции полного отсутствия потребности в ней. Такие дети не стремятся к контакту с окружающим и, не смотрят в глаза, иногда не пользуются речью, отсутствует гибкость мышления. Игра ребенка с ранним детским аутизмом стереотипна, вычурна.
Синдром детских патологических страхов– наблюдается в структуре невроза навязчивых состояний. В клинической картине преобладают страхи различного содержания: выступления, острых предметов, собственной смерти или близких людей, закрытых помещений и т.д. Сопровождаются формированием ритуалов.
Гипердинамический синдром – как следствие перинатальной патологии, характеризуется недостаточностью лимбико-ретикулярного комплекса с нарушением регуляции тормозных процессов головного мозга. Проявляется повышенной двигательной расторможенностью, дефицитом внимания, импульсивностью. Обучение в школе вызывает затруднение, позднее появляются нарушения поведения и социальная дезадаптация.
Дисморфомания – характерна для подросткового возраста, имеет психогенный характер происхождения в виде нелестных высказываний окружающих по поводу внешнего вида подростка. Проявляется твердой убежденностью в наличии уродливости отдельных частей собственного тела: безобразно большой нос, уши, «поросячье» лицо, кривые и толстые ноги. Все силы подростка, как правило, бывают брошены на борьбу с недостатком – активно требуют оперативного вмешательства, косметических манипуляций. Переубеждению не поддается. Наблюдается как вариант психогении и при вялотекущей шизофрении.
Нервная анорексия – возникает чаще у девочек-подростков после бестактного замечания по поводу излишнего веса, сделанного лицом противоположного пола, являющегося, как правило, предметом симпатии. Подростки начинают ограничивать себя в еде, исключая, в первую очередь, высококалорийную пищу и переходя на минимальные порции однообразной жидкой пищи. Иногда срываясь, наедаются, затем вызывают рвоту. Критика к физическому истощению отсутствует. В эмоциональном фоне преобладает раздражительность, конфликтность, позднее появляется депрессивный радикал. Лечение необходимо проводить в психиатрическом стационаре с осуществлением жесткого контроля за питанием и проведением терапевтических мероприятий.
Инфантилизм – проявляется общим отставанием созревания психических функций, преимущественно эмоционально-волевой и личностной сфер. Подростки отличаются «детскостью» в эмоциональных и поведенческих реакциях. Различают гармонический, дисгармонический и органический инфантилизм:
– гармонический – сопровождается сочетанием задержки темпов психического и физического развития;
– дисгармонический– отставание темпов психического развития обусловлено нарушением онтогенеза и проявляется формированием психопатических черт характера;
– органический– психический и психофизический дефект обусловлены резиду-альноорганической патологией обычно вследствие пери- и постнатальных нарушений, сопровождается психоорганической симптоматикой.
Выявление отдельных симптомов не может обеспечить полной информативности о самом болезненном процессе и лишь рассмотрение симптомов в структуре синдрома создает возможность первичной диагностики. Диагностическое значение синдрома заключается в том, что входящие в его структуру симптомы взаимосвязаны между собой единым патогенетическим механизмом. При этом, любому психическому расстройству свойственна определенная закономерность видоизменений синдромов и их смена одного на другой. Предварительная диагностика ведущих клинических проявлений определяет стратегию и тактику дальнейших диагностических и терапевтических мероприятий.
Контрольные вопросы
1. Астенический синдром, его клинические варианты.
2. Неврастенический синдром.
3. Истерический синдром.
4. Психопатический и психопатоподобный синдромы.
5. Депрессивный синдром (психотический и непсихотический).
6. Ипохондрический синдром (психотический и непсихотический).
7. Параноидный, галлдюцинаторно-параноидный и паранойяльный синдромы.
8. Психоорганический синдром
9. Синдром дисморфофобии и диморфомании.
10.Апатико-абулический синдром.
Задания для самопроверки
1. Пациентка предъявляет жалобы на повышенную утомляемость, невозможность длительно переносить физическое или умственное напряжение, снижение настроения, слезливость. Отмечает, что появилась повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам. Частые головные боли, бессонница. Изменение самочувствия на метеофакторы. Какой синдром у данной больной?
А. Астенический
В. Дисморфоманический
С. Ипохондрический
Д. Депрессивный
Е. Дисморфофобический.
2. Больной П. 39 лет, страдает хроническим гастродуоденитом. Очередное
обострение сопровождалось абдоминальными болями, снижением аппетита,
истощением, тошнотой. Наряду с повышенной утомляемостью и снижением
работоспособности появились мысли об онкопатологии. Настойчиво просит
врачей о проведении дополнительного обследования. В процессе лечения купировался болевой синдром, восстановился прежний вес, уменьшилось выраженность астении. Однако, опасения « ракового перерождения» сохраняются. При актуализации страха становится назойливым. При разубеждении соглашается с необоснованностью страха, но заявляет, что сам «прогнатьмысли о раке» не может. Определите синдром.
А. Астенический синдром
В. Истерический синдром.
С. Депрессивно-параноидный синдром
Д. Астено-депрессивный синдром
Е. Фобический синдром
3. Студент технического института, 23 лет. Заболевание развивалось без видимых причин. Стал, вялым потерял, интерес к учебе, к общению со знакомыми, к искусству и музыке, которыми раньше « только и жил». Появились слуховые псевдогаллюцинации, бред преследования и гипнотического воздействия. Заявлял, что его мысли «читают окружающие». Практически был
совершенно бездеятельным и безразличным, почти постоянно высказывал
нелепые идеи различного содержания. Больным себя не считает. Определите синдром.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник