Синдромы поражения коры больших полушарий головного мозга

Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий (типы) | Область поражения | Проявления дефекта |
Синдромы, связанные с поражением задних отделов мозга. | Кзади от Роландовой борозды, корковые ядерные зоны трех основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической. Они подразделяются на первичные (17,41,3-е), вторичные (18,19,42,22,1,2,5, 7-е) и третичные (37,39,40,21-е) поля. | |
Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры. | Нарушения симультанного принципа работы мозга. Зрительные агнозии (предметная, буквенная – при поражении левого полушария (у правшей), симультанная, цветовая, лицевая, оптико-пространственная –при поражении правого полушария), т. е. расстройства зрительной перцептивной деятельности. Нарушение зрительной памяти (дефекты рисунка), зрительного (модально-специфического внимания) игнорирование (чаще левой) части пространства. Нарушение оптико-пространственного анализа и синтеза: трудности в ориентировке внешнего зрительного пространства. Зрительно-пространственные нарушения могут проявляться и в двигательной сфере. В этих случаях страдает пространственная организация двигательных актов, в результате чего нарушается праксис позы, возникает пространственная (конструктивная) двигательная апраксия. Возможно сочетание оптико-пространственных и двигательно-пространственных расстройств, которое называется апрактоагнозией. Наконец, самостоятельную группу симптомов при поражении затылочно-теменных отделов коры (на границе с височными вторичными полями) составляют нарушения речевых функций в виде оптико-мнестической афазии («амнестической афазии» — по терминологии многих авторов). Особенностью этой формы речевых расстройств являются нарушения наглядно-образных представлений, вследствие чего затрудняется припоминание слов, обозначающих конкретные предметы. В нейропсихологические синдромы поражения затылочных и затылочно- теменных отделов коры больших полушарий входят гностические, мнестические, интеллектуальные, двигательные и речевые расстройства, обусловленные нарушениями модально-специфических зрительного и зрительно-пространственного факторов. | |
Синдромы поражения зоны ТРО — височно-теменно-затылочных отделов коры больших полушарий. | У больных отмечаются трудности ориентации во внешнем зрительном пространстве (особенно в право-левых координатах пространства). Эти трудности часто сочетаются у больных с нарушениями в графических оптико-пространственных операциях: понимании карт, схем, чертежей и т. п. Возможны и двигателъно-пространственные нарушения в виде конструктивной апраксии, трудностей написания букв (симптом зеркального копирования). Нарушения сложных интеллектуальных функций, связанных с процессами на «квазипространственном» уровне, речевые нарушения (семантическая афазия), нарушения символических «квазипространственных» категорий в виде первичной акалькулии (распад понимания разрядного строения числа и, как следствие, в нарушении счетных умственных действий). Нарушения наглядных мыслительных процессов, проявляющиеся в трудностях решения наглядно-образных задач (типа мысленного манипулирования объемными объектами) или задач на «техническое» мышление. Такие больные не могут прочесть технический чертеж, разобраться в устройстве механизма, понять принцип действия приборов и т. п. Интеллектуальные расстройства у данной категории больных проявляются также и на речевом уровне в виде непонимания соответствующих логико-грамматических конструкций, что препятствует успешному выполнению ряда вербально-логических интеллектуальных операций. | |
Синдромы поражения коры теменной области мозга. Нижнетеменной синдром. Верхнетеменной синдром. | Поражение тех постцентральных нижних и средних областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и речевого аппарата в первичных кожно-кинестетических полях, где размещен «сенсорный человечек» | Нарушения модально-специфических кожно-кинестетических факторов. Данные факторы, как и модально-специфические зрительные факторы, также отражают симультанный принцип аналитико-синтетической работы мозга, но в кожно-кинестетической модальности. «Теменные» синдромы включают в себя различные гностические, мнестические, двигательные и речевые нарушения, связанные с распадом тактильных (или «осязательных») симультанных синтезов. Тактильные агнозии. Пальцевые агнозии. неспособность больного опознать собственные пальцы с закрытыми глазами. При теменных очагах возникает также нарушение возможности опознания цифр и букв, «написанных» на коже (тактильная алексия). Данные формы гностических расстройств в большей степени связаны с поражением нижнетеменных отделов левого полушария (у правшей). Афферентная моторная афазия и кинетическая апраксия. Нарушения проявляются в виде ложных соматических образов (соматических обманов) — ощущений «чужой» руки, нескольких конечностей, уменьшения, увеличения частей тела (соматопарагнозия). При правосторонних поражениях теменной области коры собственные дефекты часто не воспринимаются больным —симптом, получивший название анозогнозии. К числу гностических теменных симптомов относится и нарушение «схемы тела» (соматоагнозия) — расстройство узнавания частей собственного тела, их расположения по отношению друг к другу. Эти нарушения также преимущественно связаны с поражением верхних отделов теменной области. Чаще всего больной плохо ориентируется в левой половине тела (гемисоматоагнозия). Нарушения тактильной памяти, тактильное невнимание. Описанные модально-специфические (гностические, мнестические) дефекты составляют первичные симптомы поражения теменных постцентральных областей коры; моторные (речевые, мануальные) нарушения можно рассматривать как вторичные проявления этих дефектов в моторной сфере. |
Синдромы поражения конвекситальной коры височной области мозга. | Кора левого полушария. Кора правого полушария. | Расстройство фонематического слуха, нарушение слухоречевой памяти, Вследствие нарушения фонематического слуха распадается целый комплекс речевых функций: письмо (особенно под диктовку), чтение, активная речь. Нарушение звуковой стороны речи ведет к нарушению и ее смысловой структуры. Возникают «отчуждение смысла слов» и вторичные нарушения интеллектуальной деятельности, связанные с неустойчивостью речевой семантики. Поражение зоны Т2 левого полушария ведет к другому височному синдрому. Его основой являются нарушения слухоречевой памяти, которые проявляются в форме акустико-мнестической афазии. На основе нарушения слухоречевой памяти возникает целая совокупность нарушений высших психических функций, т. е. особый нейропсихологический синдром. Нарушения неречевого и музыкального слуха, а также памяти на неречевые звуки и музыкальной памяти. В этих случаях больной не способен определить значение различных бытовых звуков и шумов (слуховая агнозия) или не узнает и не может воспроизвести знакомых мелодий (амузия). Нарушается слуховое внимание, появляются симптомы аритмии – трудностей в оценке и воспроизведении ритмических структур, состоящих из однородных или различных по интенсивности звуков. Симптомом поражения правой височной области мозга является также нарушение восприятия просодических (интонационных) компонентов речи. Интонационный аспект речи, отражающий и эмоциональную, и логическую семантику, перестает различаться больными; они часто не различают даже мужских и женских голосов. Вся эта совокупность нарушений свойственна больным-правшам с отсутствием скрытых признаков левшества. |
Синдромы поражения коры медиобазальных отделов височной области мозга. | Медиобазальные отделы коры являются составной частью первого (энергетического) блока. | Отделы коры височной области входят в лимбическую систему мозга, характеризующуюся очень сложными функциями. К ним относятся регуляция уровня бодрствования мозга, эмоциональных состояний, участие в процессах памяти, сознания и др. Первая группа симптомов — это модально-неспецифические нарушения памяти (слухоречевой и других видов). Вторая группа симптомов связана с нарушениями в эмоциональной сфере. Аффективные пароксизмы (в виде припадков страха, тоски, ужаса). Третью группу симптомов составляют симптомы нарушения сознания. В одних случаях — этопросоночные состояния, спутанность сознания, иногда галлюцинации; в других — трудности ориентировки в месте, времени, конфабуляции. При общих эпилептических припадках происходит полное отключение сознания с последующей амнезией на произошедшее. |
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
При поражениях коры больших полушарий могут появляться многочисленные расстройства. Из них наиболее важными для деятельности психолога являются агнозия, апраксия, афазия, аграфия, акалькулия, алексия, а также болезнь Альцгеймера и синдром Туретта.
Агнозия – нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного и т.д.) при сохранении чувствительности и сознания:
- 1) зрительная агнозия – невозможность узнавать и определять информацию, поступающую через зрительный анализатор, наблюдается при поражении затылочной доли (поля 18, 19);
- 2) слуховая агнозия – расстройство распознавания звуков и речи, при сохранной функции слухового анализатора;
- 3) вкусовая агнозия – расстройство распознавания вкуса, при сохранной функции анализатора вкуса;
- 4) обонятельная агнозия – расстройство распознавания запахов, при сохранной функции анализатора обоняния;
- 5) астереоагнозия – нарушение узнавания знакомых предметов без зрительного контроля (на ощупь) при сохранении общей чувствительности, чаще всего возникает при поражении верхней теменной дольки;
- 6) аутотоиагнозия – нарушение узнавания частей собственного тела, встречающееся при поражении центра схемы тела, локализованного в пределах межтеменной борозды.
Апраксия – нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений, возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга преимущественно в области надкраевой извилины. Пациент с апраксией не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы, теряются профессиональные навыки (например, у хирурга).
Афазия – системное нарушение уже сформировавшейся речи. Оно может возникать при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности:
- 1) моторная афазия возникает при поражении задней части левой (у правшей) нижней лобной извилины (центр Брока). При частичной моторной афазии наблюдается распад грамматики высказывания (телеграфный стиль) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов, замещение одних звуков другими. При полной моторной афазии пациент не может произнести ни слова. При этом понимание речи сохраняется;
- 2) сенсорная афазия возникает при поражении задней части левой (у левшей – правой) верхней височной извилины (центр Вернике). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. Пациент с сенсорной афазией перестает понимать обращенную к нему речь, не может собрать отдельные звуки в слова. Более того, он не понимает того, что сам говорит. Вследствие отсутствия контроля за собственной речью со временем произносимые фразы становятся нечленораздельными, возникает так называемая словесная окрошка;
- 3) амнестическая афазия появляется при поражении теменно-височной области. Дефект заключается в трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление. Например, при показе пациенту ключа, он не может его назвать, но отвечает, что это то, чем открывают и закрывают замок.
Аграфия – это потеря способности писать, при сохранности интеллекта, на фойе отсутствия расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины в левом полушарии (у правшей).
Акалькулия характеризуется нарушением счетных операций. При поражении височных отделов коры больших полушарий расстраивается устный счет; при поражении затылочных отделов не распознаются цифры, похожие по написанию; при поражении коры лобной доли нарушается целенаправленная деятельность, спланированность счетных операций и контроль над их выполнением.
Алексия – потеря способности читать вследствие утраты понимания написанных слов или узнавания отдельных букв. Нередко она сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазией). Наблюдается при поражения коры головного мозга в области угловой извилины.
Болезнь Альцгеймера – это неизлечимое поражение головного мозга, проявляющееся прогрессирующим снижением интеллекта. Впервые оно было описано немецким врачом А. Альцгеймером в 1907 г. Заболевание является одной из распространенных форм приобретенного слабоумия (деменции). Только в США болезнью Альцгеймера страдают 1,5 млн человек. Ранее болезнь Альцгеймера ошибочно рассматривали как проявление старения или как “склероз” сосудов головного мозга. На самом деле заболевание связано с дегенерацией нервных клеток (нейронов), а не с поражением кровеносных сосудов.
Симптомы болезни Альцгеймера многообразны. В их числе постепенное снижение памяти и внимания, нарушение процессов мышления и способности к обучению, дезориентация во времени и пространстве, затруднения при подборе слов, трудности в общении, изменения личности. Процесс распада психики может продолжаться несколько лет, принося страдания самому больному и его семье. Когнитивные нарушения вызывают существенные затруднения в социальной и трудовой адаптации.
С развитием болезни у больных нарушается способность говорить и понимать сказанное. Проявляются такие симптомы, как колебания настроения, раздражительность и агрессивность. Симптомы деменции постепенно прогрессируют, приводя в конечном итоге к тому, что больной полностью утрачивает способность к самообслуживанию.
Синдром Туретта – генетически обусловленное расстройство центральной нервной системы, которое проявляется в детском возрасте и характеризуется множественными моторными тиками. Под моторными тиками, или гиперкинезами, понимают повторяющиеся неожиданные короткие стереотипные движения или высказывания, внешне схожие с произвольными действиями. Характерной чертой тиков является их непроизвольность, но в большинстве случаев пациент может воспроизводить или частично контролировать собственные гиперкинезы.
Ранее синдром Туретта считался редким и странным синдромом, ассоциируемым с выкрикиванием нецензурных слов или социально неуместных и оскорбительных высказываний (копролалия). Уровень интеллекта таких людей и продолжительность их жизни не отличаются от среднестатистических. Степень выраженности тиков уменьшается с завершением подросткового периода, а тяжелая степень синдрома Туретта в зрелом возрасте встречается достаточно редко. Известные люди с синдромом Туретта встречаются во всех сферах жизни. Они допускают грязные и оскорбительные замечания в социальных ситуациях, где они недопустимы. При этом пациент может гримасничать и делать непристойные движения всем телом.
Источник
Синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий (левого и правого).
Передние отделы коры больших полушарий, расположенные кпереди от Роландовой борозды на конвекситальной поверхности мозга, включают ядерную корковую зону двигательного анализатора (первичное 4-е поле и вторичные 6, 8, 44, 45-е поля) и ассоциативные префронтальные отделы коры (третичные 9, 10, 11, 12, 46, 47, 32-е поля). Данные отделы входят в третий структурно-функциональный блок мозга.
В целом передние отделы коры больших полушарий анализируют «последовательные ряды» событий (по И. М. Сеченову) и осуществляют в широком смысле, регуляторные функции. Поражение передних отделов коры (и «ближайшей подкорки») приводит к двум типам синдромов.
Синдромы поражения премоторных отделов коры.
Поражение вторичных корковых полей двигательной системы приводит к нарушению модально-специфического фактора, обеспечивающего корковую организацию движений. Временная организация движений обеспечивает объединение (интеграцию) отдельных двигательных элементов в единую динамическую систему. Однако действие данного фактора не ограничивается только моторикой, а распространяется и на другие сферы психической деятельности, что позволяет выделить весь комплекс нарушений психических функций в единый синдром. Помимо нарушения модально-специфического двигательного фактора поражение передних отделов коры в целом, включая премоторную зону, приводит к нарушению и модально-неспецифических факторов. Поражение премоторной области коры сопровождается нарушением модально-неспецифического фактора, который А. Р. Лурия обозначал как фактор «подвижности—инертности» нервных процессов. Нарушение этого фактора отражается на нейродинамике всех высших психических функций, снижая их подвижность, лабильность. При поражении премоторных отделов коры больших полушарий возникают два основных типов синдромов. синдромы поражения верхних и нижних отделов премоторной области. Двигательная симптоматика при поражении верхних премоторных отделов коры больших полушарий складывается из различных нарушений плавности, автоматизированности, последовательности двигательных актов — как простых, так и сложных. А. Р. Лурия (1969) обозначал эти симптомы как распад «кинетической мелодии». Наличие двигательных персевераций, симптомов двигательного невнимания. При поражении нижних отделов премоторной зоны коры левого полушария нарушения движений распространяются и на речевую моторику. В случае грубых поражений возникает развернутая эфферентная моторная афазия с грубыми нарушениями речевых моторных актов (афазия Брока), когда больной не может произнести ни одного слова, кроме «эмболов» (затверженных слов типа «это», «вот», «так» и т. п.). Динамическая афазия, нарушения нейродинамики, интеллектуальная деятельность нарушается в следствие интеллектуальных персевераций.
Синдромы поражения префронтальных корковых зон
Префронтальная конвекситальная кора мозга по типу строения принадлежит к ассоциативной коре. Она образует «передний ассоциативный комплекс» корковых зон, характеризующийся большой сложностью выполняемых функций, среди которых главные (по определению А. Р. Лурия) — это функции «программирования и контроля» за сложными формами психической деятельности. Эти зоны коры больших полушарий входят в третий структурно-функциональный блок мозга.
Нарушению факторов «ассоциативного типа», обеспечивающих сложные формы интегративной и регуляторной деятельности мозга. Нарушение высших форм регуляторных процессов, произвольной регуляции психической деятельности, отражается на широком спектре психических функций — от моторных до интеллектуальных. Оно ведет также и к регуляторным нарушениям эмоционально-личностной сферы. Нарушение этого типа факторов обусловливает появление самостоятельной группы симптомов: адинамии, нарушений избирательности и селективности протекания психических процессов и др. Возможно, самостоятельное значение имеет и такой модально-неспецифический фактор, как фактор «спонтанности—аспонтанности», характеризующий уровень активности по отношению к целостному поведению человека. Таким образом, в соответствии с современным уровнем знаний о функциях лобных долей мозга, нарушения высших психических функций при поражении префронтальных отделов коры больших полушарий обусловлены патологией по крайней мере двух типов факторов — регуляторных и активационных, что и объясняет сложный характер возникающих при этом нейропсихологических синдромов. В современной нейропсихологии описаны два основных типа синдромов, связанных с поражением префронтальных отделов коры больших полушарий: префронтальные конвекситальные синдромы и префронтальные медиобазальные синдромы. Префронтальные конвекситальные синдромы (или классические «лобные» синдромы) характеризуются большой вариативностью. В одних случаях они проявляются в виде грубого, развернутого «лобного» синдрома с грубым нарушением поведения, распадом даже простейших программ целенаправленной психической деятельности; в других — поражение префронтальных отделов коры протекает почти бессимптомно, и характерные для «лобного» синдрома нарушения высших психических функций наблюдаются только в специальных сенсибилизированных условиях опыта. Префронтальные конвекситальные синдромы включают себя несколько групп симптомов. Центральными симптомами (особенно при массивных поражениях, распространяющихся как на кору, так и на подкорковые образования) являются общие нарушения поведения и изменения личности в целом: нарушения «внутреннего плана» деятельности, потеря целесообразности отдельных поведенческих актов (замена их штампами), нарушения произвольной регуляции поведения, изменения эмоционально-личностной и мотивационной сфер (исчезновение профессиональных интересов, привязанности к родным и т. д.). На этом фоне проявляются нарушения частных видов психической деятельности (их регуляторных, активационных и избирательных аспектов). Регуляторная апраксия (апраксия целевого действия), системные персеверации. Другую группу симптомов, входящих в префронтальные конвекситальные синдромы, составляют симптомы нарушений психологической структуры различных видов познавательной психической деятельности: гностической, мнестической, интеллектуальной. При решении зрительных гностических задач (рассматривание «загадочных картинок» и т. п.) больные теряют задачу, у них нарушен активный зрительный поиск, отсутствуют этап построения гипотез, последовательность в просмотре картин, т. е. нарушены структурные компоненты произвольной гностической деятельности. При запоминании словесного (или любого другого) материала страдает стратегический аспект деятельности. Больные многократно воспроизводят три-четыре слова из десяти (известное «плато» кривой запоминания «лобных» больных), не стараясь запомнить и воспроизвести большее их количество. Нарушены процессы как произвольного запоминания, так и произвольного воспроизведения мнестического материала. При решении арифметических задач у них отсутствует этап предварительной ориентировки в условиях задачи и формирования плана ее решения. Больные выполняют случайные операции с числами, которые даны в условиях задачи, без сличения их с основной целью. Во всех случаях ошибки больными самостоятельно не осознаются и не корректируются. Особую группу симптомов составляют явления адинамии познавательной деятельности, прежде всего на вербально-логическом уровне. Эти симптомы входят в картину динамической афазии и наблюдаются при поражении премоторных отделов коры, но в «префронтальных синдромах они принимают более генерализованный характер, распространяясь на все виды познавательной деятельности. Наряду с адинамией наблюдаются также симптомы инертности, ригидности, трудности переключения с одного «умственного действия» на другое. Поражение лобных долей мозга (в том числе и префронтальной конвекситальной коры) сопровождаются выраженными нарушениями эмоционально-личностной сферы: эмоции нарушаются по знаку, интенсивности, самооценке, регуляторным аспектам, причем нарушения эмоций по знаку (эйфория или депрессия и безразличие) связаны со стороной поражения. Префронтальные медиобазальные синдромы. Поражение медиобазальных отделов коры лобных долей мозга приводит к иным синдромам, которые имеют ряд отличительных черт по сравнению с синдромами поражения префронтальной конвекситальной коры. В этих случаях на первый план выступают нарушения модально-неспецифических факторов (например, фактора «активации—инактивации») и, как следствие, модально-неспецифические нарушения высших психических функций, сочетающиеся с нарушениями программирования и контроля за протеканием психической деятельности. Центральным признаком, характеризующим эти синдромы, являются изменения состояний бодрствования, сознания и эмоциональных процессов. На этом фоне отчетливо проявляются нарушения селективности, избирательности психических процессов, которые распространяются и на семантический уровень. Нарушения селективности семантических связей проявляются у таких больных и в интеллектуальных тестах, например, при решении вербально-логических задач, особенно в ситуации пассивного выбора ответа из списка. Этим больным свойственны отчетливые нарушения произвольного внимания по модально-неспецифическому типу, проявляющиеся в процессе выполнения различных заданий. Достаточно отчетливы у них и нарушения целесообразного поведения в виде неустойчивости программ, аспонтанности, а также личностные дефекты в виде неадекватной самооценки, некритичности и т. п. Также наблюдаются модально – неспецифические нарушения памяти и внимания.
Источник