Синдромы уходов и бродяжничества характерны для детей

Синдром уходов и бродяжничества – психическое расстройство, характеризующееся внезапным необоснованным покиданием дома и дальнейшими скитаниями. Уходы из дома, интерната сопровождаются эмоциональными нарушениями – депрессивными состояниями, дисфорией, напряженностью; поведенческими отклонениями – семейными конфликтами, пропуском уроков, антисоциальными поступками, агрессивностью. Синдром развивается при органических психопатических расстройствах личности, умственной отсталости, шизофрении. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение комплексное, включает применение медикаментов и психотерапию.
Общие сведения
Международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ-10) синдром уходов и бродяжничества отнесен к рубрике «социализированное расстройство поведения». Стоит отличать патологический синдром от единичных целенаправленных уходов, спровоцированных внешними или внутренними конфликтами. Распространенность максимальна среди подростков 10-17 лет. Более подвержены синдрому мальчики: уходы начинаются в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеют большую продолжительность, нередко сочетаются с асоциальными поступками. У девочек расстройство возникает в подростковом возрасте, часто сопровождается эмоциональной нестабильностью. При сочетании синдрома с шизофренией, умственной отсталостью отмечается сезонность обострений с пиком в весенне-летний период.
Синдром уходов и бродяжничества
Причины синдрома бродяжничества
Расстройство отличается разнообразием вызывающих его причин. Как правило, пусковым механизмом становится внешняя ситуация при наличии определенных личностных особенностей. К причинам синдрома уходов и бродяжничества относятся:
- Эмоционально-личностные качества. Синдром формируется на основе чрезмерной впечатлительности, обидчивости, эмоциональной неустойчивости, мечтательности. Бродяжничать подталкивает стремление узнавать новое, поиск развлечений, удовольствий, желание избавиться от обыденности, отсутствие интереса к семейной жизни, посещению школы.
- Психические расстройства. Синдром возникает на фоне шизофрении, легкой и умеренной олигофрении. Его развитию способствует склонность к фантазиям, аутизация, замкнутость, ограниченность, беспричинный страх, подозрительность, нестабильность настроения, искаженное восприятие.
- Патологии нервной системы. Расстройство может сформироваться после травмы головного мозга, приступа эпилепсии. Сопровождается психопатическими изменениями характера.
- Качество жизни. Низкий доход, материально-бытовая неустроенность, алкоголизм и наркомания родителей способствуют уходу детей из семьи. Бродяжничество становится способом избавления от стрессов, возможностью удовлетворить потребности, реализовать мечты.
- Стиль воспитания. Расстройство формируется в условиях безнадзорности, противоречивых требований, при воспитании по типу эмоционального отвержения, гипопротекции. Такие особенности свойственны для неполных семей с постоянной занятостью матери, семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, патологическими зависимостями, имеют низкий культурный и образовательный уровень, склонны к бродяжничеству, антисоциальному образу жизни.
Патогенез
Синдром уходов и бродяжничества формируется на базе слабой привязанности к членам семьи, неудовлетворенности повседневной жизнью. Ребенок легко увлекается, впечатлителен, склонен к фантазированию – все эти особенности подталкивают к поиску нового образа жизни. Способность анализировать, планировать, рассчитывать риски еще не сформирована, при психических расстройствах, органических поражениях мозга критическое отношение к себе и к ситуации нарушено. Поэтому уходы спонтанны, их продолжительность колеблется от нескольких часов до недель, месяцев. Пусковым моментом становится сильное эмоциональное потрясение – захватывающий фильм, книга, ссора с родителями.
Классификация
В настоящее время рассматриваются варианты классификации синдрома бродяжничества по признаку принадлежности к психическому заболеванию. С этой позиции выделяют три группы пациентов со следующими расстройствами:
- Органическая психопатия. При органическом расстройстве личности синдром провоцируется конфликтами дома, ссорами с воспитателями интерната. Характеризуется ранним началом – 7-8 лет. Причиной конфликтов становятся пропуски уроков, воровство денег, увлечение компьютерными играми, невыполнение требований старших. Частые уходы сопровождаются девиантным поведением: ограблениями, угонами машин, проституцией, токсикоманиями.
- Умственная отсталость. Наблюдаются бесцельные уходы, немотивированное бродяжничество, колебания настроения, эмоциональная лабильность. Период скитания продолжается более месяца. Дети не заводят знакомств, проводят все время в одиночестве, обитают на заброшенных стройках, гаражах. Противоправные действия несвойственны.
- Шизофрения. Острый период простой формы болезни сопровождается выраженной раздражительностью, конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, враждебностью, негативизмом перед уходом. Возвращение самостоятельное в течение нескольких недель. У пациентов с параноидной формой шизофрении уход провоцируется тревожно-параноидной и галлюцинаторно-параноидной симптоматикой. Бродяжничество совершается в людных местах, привлекает внимание окружающих неадекватностью. Возврат домой осуществляется через отделение полиции.
Симптомы синдрома бродяжничества
У детей, подростков с органическим расстройством личности и поведения развиваются невротические симптомы, переживание своей неполноценности, сниженное настроение. Преобладает страх наказания за уход. Период бродяжничества может сопровождаться противоправными действиями, антисоциальным поведением, эмоциональными отклонениями. При эпилепсии наблюдаются сумеречные помрачения сознания. Отклонения в поведении характерны для подростков эпилептоидного и истеро-эпилептоидного склада характера. Скитаясь, они занимаются попрошайничеством, подрабатывают (грузчики, уборщики), участвуют в ограблениях, воруют, употребляют наркотики, алкоголь. После возвращения усиливается дисфоричность, озлобленность, негативизм, повышается конфликтность. Позже развиваются депрессивные расстройства.
При стойком интеллектуальном снижении проявления синдрома уходов и бродяжничества зависят от формы олигофрении. Атонический вариант заболевания сопровождается бесцельными уходами и бродяжничеством без четких мотивов, стеническая форма – колебаниями настроения, дисфорическая форма – эмоциональной неустойчивостью и немотивированным бродяжничеством. Бродяжничая, дети добывают еду на свалках. Противоправные поступки не совершают, не вступают в конфликты. Преобладает стремление уйти как можно дальше от дома, уединиться. При встречах с незнакомцами отмечается развязность поведения, недостаточное чувство дистанции, благодушно-эйфорический фон настроения. Возвращение домой провоцирует эмоциональные колебания – эйфорический настрой сменяется депрессивным, дистимическим.
При шизофрении без параноидного компонента центральное место занимает раздражительность, перепады настроения, негативизм, конфликтность, враждебность. Перед уходом отношения с домочадцами становятся эмоционально холодными, со стороны подростка появляется жесткость. Возможны неадекватные действия, эпизоды воровства денег, ценных вещей. Установленные дружеские связи разрушаются, новые не формируются. Попытки познакомиться непродуктивны. Часто подростки употребляют алкоголь, совершают противозаконные поступки. При возвращении усиливается эмоциональная отгороженность, неадекватность, прогулы школы, враждебность. Синдром бродяжничества при параноидной шизофрении сопровождается патологическим фантазированием, галлюцинациями, бредом. Уходы возникают в тесной связи с параноидными идеями преследования, нанесения вреда, порчи. Неадекватное поведение во время скитания настораживает людей. Подросток доставляется в полицейское отделение, стационар психиатрии.
Осложнения
Осложнения синдрома наиболее вероятны при частых, длительных уходах, преобладании поведенческих нарушений. У юношей развивается социальная дезадаптация, девиантное поведение. Незаконные действия совершаются в состоянии алкогольного, наркотического опьянения. Зачастую их целью является добыча денег, еды. Необходимость питаться, содержать себя толкает подростков на воровство, ограбления, нанесение вреда окружающим, занятия проституцией. Больные с преобладанием эмоциональной лабильности страдают депрессивными расстройствами. Под действием алкоголя, наркотиков, в состоянии аффективного возбуждения пациенты совершают попытки суицида.
Диагностика
Диагностика начинается с консультации психиатра. По необходимости к процессу подключается медицинский психолог, детский невролог. Используются следующие методы:
- Опрос. Детский психиатр беседует с ребенком, родителями. Выясняет время начала, частоту и продолжительность уходов, их причины, характер возвращений. Расспрашивает об эмоциональном состоянии ребенка, наличии аддиктивного, антисоциального поведения, особенностях воспитания, условиях проживания, семейных отношениях. По результатам беседы врач делает вывод о патологическом состоянии либо о тяге к приключениям в рамках нормы.
- Психологическое обследование. Проективные методики, личностные опросники предоставляют информацию о сопутствующих эмоциональных нарушениях (депрессии, тревожности, вспыльчивости), заостренных, патологических чертах характера. Детский психолог выявляет психопатические, невротические признаки, определяет риск личностной декомпенсации, социальной дезадаптации. Степень выраженности и характер синдрома диагностируется «Шкалой уходов и бродяжничества». Результат позволяет разработать эффективную тактику лечения, составить прогноз.
- Инструментальные методы. Дополнительно назначается ЭЭГ, МРТ головного мозга. Характерно повышение мозговой активности в области височных долей. Результаты обследований интерпретируются неврологом, учитываются при постановке диагноза.
Синдром уходов и бродяжничества необходимо дифференцировать с единичными целенаправленными уходами из родительского дома (к другу, любимой девушке), с импульсивными поступками при стрессе. Диагностическими критериями являются возраст первых проявлений, скорость прогрессирования симптомов, сохранность критических способностей пациента, данные неврологических обследований.
Лечение синдрома бродяжничества
Лечение определяется причинами развития, тяжестью, нозологической принадлежностью синдрома. Используется комплексный подход, включающий ряд направлений:
- Фармакотерапия. Противоправные, антисоциальные поступки купируются препаратами группы нейролептиков. Лабильность эмоций детей с органическими поражениями мозга требует применения антидепрессантов, транквилизаторов. Комбинация нейролептиков и противосудорожных средств назначается детям с эпилепсией, сумеречным помрачением сознания. При олигофрении, шизофрении используются различные сочетания нейролептических препаратов, антидепрессантов.
- Психотерапия. Показана пациентам с органической психопатией, шизофренией при отсутствии галлюцинаторно-бредовой симптоматики, эмоционально-волевого дефекта. Проводится в форме индивидуальных сеансов и групповых встреч. В ходе обсуждений, анализа конфликтных ситуаций, проигрывания возможных вариантов поведения происходит изменение представлений ребенка о собственных поступках.
- Социально-трудовая терапия. Показана при синдроме бродяжничества с олигофренией. Направлена на развитие трудовых навыков в специальных учреждениях. С помощью трудотерапии, привития дисциплины производится коррекция поведения детей. Увлеченность производством снижает количество попыток ухода, способствует социализации подростков.
Прогноз и профилактика
К 15-17 годам признаки бродяжничества исчезают у большинства подростков. При комплексной медико-социальной помощи прогноз благоприятный в 80% случаев. Вероятность редукции синдрома ниже в случаях с высокой частотой уходов, выраженными эмоционально-поведенческими расстройствами. Профилактикой синдрома является создание благоприятной домашней ситуации. Ребенок, живущий в комфорте, чувствующий любовь, понимание, заботу родителей, не стремится покидать семью. Стратегической профилактической мерой является диспансеризация детей групп риска: проживающих в интернатах, неблагополучных семьях, имеющих психические заболевания.
Источник
D,
Çæ¨©²O’©Rb¥u4(£3j,[÷µãoÄßa©[ÄhPÐ.æjqÈ,ï~à[#£ð9$·[PZE¡uÕ=z’z§W©
n~ÿÂí¬&¿5WÎk¸òÞË¢ d[2-dB0¹èù^vuÁªjÐëy
EÈtc«980ûP{æLæed1gt3 YÂÚçBk´¤ÞÏ×úóÈH 2[¿>¬,M½Dì:föïðálWC5ØOºk` ûØ
Ns$Æ/ÞK;xøðظîAx%f³R»Î²gb]P]ç½ôZUJÆQdµ{Y”/ï_Ek¦mTöDH6#ʤìBÖ¡ïö]X8¿?{ÅÈÝø;úm2R1
S´ç¬-+
ÑLWdZÚaÅ6óçsmõ¤½¤Á ,¨¨Æâc.Øðá±Õà`sÏá
¢PÚ³ûÈ(IRZÛw6Yy´u{Q-È 4)ïAº¸sHúÞqá|×,dËWjìØÍL«Z;yÈØÜÁ)ghð 8§ 42y*¨¡Í©ñF4Ç+ë ˸À
Ãl³ù):Û~ó» ÛgüpËö ¼´.2=ÛçØÙö°m#1Éhñz¶ÏøáeÃqýÞáwõH³KJV,å1þÕ
+¡ÆµC¾ñâÔ[¢o11¹ãر²+^b#êËXHø¶§ªXÄéÃZ£’ìD3|ìVíõÔ¢åBç”q)ÚÜ¿DcvØ¢¾¡q½(ëLaÔÂbLd¢YûïO ^ÔÜå·¯PÍ7#íhpµ1TzÈÂ5
KóÓÅ
ûuo8٠̦²_ y`ííêûþZÀÖ(3yÆØ¢üûþ@pD&{
äò6Cý ×®UáALEKâoòö~Õ” 0dêÇßµ.ÝÑmí»Ê)úcÂEºpq¦Éci}SõMóóD7Ûcª3¶¹ÖÌ6÷n2´ÍÓÛ| §ø¥ ÎØ6¯pF¶9 4´Í¨mɯDG+ëÈ(£;|:&ãRÇDèfkk’³Ò¥ÀtéOFçO7¬sì4ÎaP4½ÖùÁÓcó#û5úìâ$_!Æ6èQ¸Ë1
RyܺBÉQÈâ|91fpê»5ë§{QпAÆ”R
òç6¨ öýöF#qÈ«èÄÝ^º¡º¬µ~
ÂXíØ+§6
OîØÁÓD/%ýÈ|×x´Û)t$NÝÔð{GC0×{èùAÎâ °WYÈ
z;3dÛG îïôë$dd
ÖGwm5ÍBv¾æö=.ì·,¯2P ù¼_ $Oì~v0+VmýýÔ-¢Iå7V+òmCÞ£käfaɺ|ï8*ç¸1Æ¢mx§â5]äÅÏÔ5k9xâÖc^`J^w8®OCE&?²fFÅ2
Ü~DlñÎ+Çëé6ùOPÊ-´yfÀ?[5z>Ü(ld¢lV¾ü.dE*}@Zëè`¢,ÊË·cÅmûf’)þSà·ýfXV?êìÌz/:êÖý¤ï?½·T:ÖB÷Ð@ ðÜôjNצ^2ý:x.}¬£»¡eÚtrþAød¨=IBóðjþÈvë5 [§*A¤××¶¨#@F»oí~Öé”ܨa
#ZIÚÿ8r-:TrÕêÜ>ëSâ´öcì
ö/ø+ë=wAÞÏ_®õÔCR»Fý@õÖ~nB.ÀÆWZHm·íx·
½ÄãX«ËÚµº¶ËäF¶DsbV!±%Æèi²(lR£°dUöà üï§DaÉ ÒÌpr*ëDaÉ ùL
KWÉn?ºna¦MuHtbH¢b2¦â 2¢?S í¤tF3Å+]t²2¨L6ز²ÑfÔùÒí0:_ó5wìÜ(Éò[ÿÞ±6f»’W6t T ÿò)í¨0¨¯© vÄmDDçA,ì’Ö)½ÒFØ^§l!Átäjè÷âôVÑ£6I]jýá¹Î68Õ©wVDß´[;6,Q#:ÖÖö¸©Ì®âT$ô|}â°Ãît¦Ãi¯û
]®”½xâ|µuîîéËgá9·+÷^JÜ`ò6n={âøjÎm²IowEÊ¥E:×gÜ×µUó¬p+Çjs»#éàoîÜi´¬mdª-µda
1;U4Òìïu ÷¶Úl3w²¥ÚUÏçð©-XeUj®8¸áqm5b°QsÑIçÛ6³:¢ÒÊ¢æÚ÷]05q¯:÷ÃÉ_ÔæúзþvËÃáõ¤9¾xVZÄ~O¿dɾ÷áëD§(
lT&sb#¶oXç°h¢î9)jV¤ï]SYÏ;¥xǼ,¤¡Ë3@>iì9TQ9ÑÔæ }bqµQoîµò,5ÈB |&j¬©0ÓTëÉ«Sû QÞ¨ÕÔ Ïó¡{Á-¨µ¢X*ýÉRA2ÏGó[Ù~tÂwÙöÒC²Í,xS¶¥s¹ÙA¤°cPt
n@Wó Jô´ÛXCý¹oN VÜa½úÈv³÷(ècÙo?Ú¼yÀI¶57dv*Mï$aæMIö¥uOvðÓåÄcA°y±yq!»c¦Éî87ßi$Iñ~Ös£r¼Õ ºÐÝsiöØ-JãI·Ûµ7²pX
O
tû,=ýv²¢)Üoö¸ÊãªÓn/Ë:ò:²±àoLvôö.EùIq6άÀväU0ó:NµìdX²(§AÎÖ2yÁÓo-ÙPøV³dUÃF ë÷/Y²ù3ò-êç §¡í
²Âs½åÖb[Ñ]!¢¤ïå
T^k.³U°R}R@¨üBo”Ò@Söï8ný,ª
KbÁíl4½£ÓÏͺ,«f.®x£bÙA¨}2 b°´Æ%ÍT·»V£íM=ýB!5¯{$õ.ÎéÅÎÙÂiwùCêZ?¤¯uSPlrÐHÛ3HLÇ y&H¡È¦¸²m{vÛö[b¢Ä]¦ÒëÙ²8!*²õ3ö*d{óîͯ$ô5úóîÑ£6åÍå±×Ò¸Á=äêmIÚ^xI³¶.ïÄm´²
év!s¸¸øL2¤-YÉ@m-/{©x¥Ã©áÑ;]t7ÿþy]¯Í”S§ÝÞ÷ÙµùH_ü®Vn]ªÒ
ª%ºªIYÁ©!QÛ×e KI|Ñå»C°N¿õIàÐÖ0#-kII¼&òþ3E_þÇ47(ËyÏDþz’î^$ñ¾4º+tPn”_,¤$k¶ëze°È¨~0¢6@MIAÑ2]Òp¤51èí¶A_â¢P¯þ=e }
?ÈQ~÷?ͤbfvò¼¸ïs
½è~ QãKÂÏ¿ì=DÄüåïë5
2:Òôe/Té¿CCæ Ò¸¬áÿ_©
endstream
endobj
5 0 obj
>
endobj
6 0 obj
>
endobj
7 0 obj
>
endobj
8 0 obj
[ 9 0 R]
endobj
9 0 obj
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 obj
>
endobj
12 0 obj
>
endobj
13 0 obj
>
endobj
14 0 obj
>
endobj
15 0 obj
[ 16 0 R]
endobj
16 0 obj
>
endobj
17 0 obj
>
endobj
18 0 obj
>
endobj
19 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.2 841.92] /Contents 20 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 1>>
endobj
20 0 obj
>
stream
xÅ]I«$I¾’äc6LxÙâæ$/^fÕÐмUÏi`æ4ÿÿ:¾Ø”}[¼Lhºª^¸Û”dÒ§ÅoüóöõëÿxÿóÛÍ·ç·÷ÛóççOüoÖÝ~þÏçOöf¶ÿÙÛ2ë2ÞæyÆéöóÿ>2·ÿÝÿï??úë«qÓø¶·Çxþ×Ýúý_¾=Ùþ9/ÿºýüûçOß·áÏ),Naí4L+â¯/÷¿ákbeÖaÙkûÄóã~¬ÄÿÏmE¬(|¬û¦Ç}[¨1þqwãñùø!nh²qe{ÿøûûö x¶}£áǹñ§Øÿ÷·.ÍãVòhïPoÞ×RÞ6æÇã¾òq9sxÜg¶ zé!ºY¶5îr[ļî/ìï+ñyü7(+úL`ú/ë2ÖâþâËòq{ea6ö
N|ÎocµWøvL6óÁd0fÁ”olÔ³
O%!óCB!6?>m´u×1kö%TI
FðaÓ”CÝ©*xkq8EÚî»Æ)WnfQw
¤ë}½r|U¹3´¬l®
8õÀþtWw$»åDUJðæ´Çn¦âh׺úZ’£h{íx@2,,ËZ-Yò¼°BãmC¯~½¤çýLfÒN__ëUÍJÈÄ-R©à~#¶w¥:Þ=¶Öô0ÛuAy!IUN¨g»+ ÓOZª8Åé.úoó±`J|8k~¦Æ8xÜ¿>âT½ùqWü(ÚÂhµÒ^¥9a½Á~6
£Xú¸-µøCC,FëÕ#¨ëøX¡ÿ¯Û$ =R^+öpëõÆa çðÖûmas:ÀL4¿V{7AWYÂÕÊJµbФÒRû¹ö!72¬&
G72yúÚg±7ÓØ-K9ìÂÇd×¾)£HâÄÝ¢²#QÌýJM!çí/$¾ûÇÓÐJe4 ©]³²Ûpçh/Jçwü·B«ëC¤wgSüvÙã¦4o×Ò ¸Ê+Ðh¾¼åÞ¡Uküu£P£T²?^W¬d[kª·£äÜóØf:¹ððKFe4Nm(º^L}ÈUsjØM{“ÂÚÎV²ôj«÷_%`ÃÙjÁÌ·Ôâ-È6îàG@Þ¹(Ve¸]ñ}u¤Ý
ÈÆ®ãþÑEV¸¥W-¨OÖõBL;Tñ1Î{gÛ£µ°¥UZ3/ÿ4)³ mq¯ ÝÚjs|iØíå8)öªÙâÂ@á«æVæ®´-À8ú}ÌÜá5¦5§CÝɼbãvcãûÃâÃÃQ@7ü@»DT+ø0êHϲø5¹ÌùmMòlpärMÖ ïÃBäØÐ(jQù”x¾ç;xFï3pnÞO{Q 7
:R®û.$Jöfü”Fx/ªïO-Ê-çô±ÏWxi[ ¾®æÝ×¾¢*¾¶;5)÷µÇî0þÒãa&ªè=1¨ÄÌĬòñÅlÞúDYÙ]8^F¡-Z¶³W=áj«”ÿ½´ÂÚ´&ѯR:Éz§e»Wmºüµ²á¶Úp¸|Ý9þè¼´¶Â»9ËÊÑø
F Ùú5÷úÅêZ:djÀº²Pi,>dùñoh©ÝÛ©C ÕÑD¹’w+Îzý»£ÒÊd]°©àuD
:Ωu[JL]KâLM}=2ÂÖAÕkqø¦Íãå©ÏiD ä¬1·ìì%ÇôxeIÍøÁÏ©RD=òj}9lUÉóYT¸@,êÚKaÂÎQ-cWD!WÏò”ÅGxüchnLKUoʾ&ÖÚü
x*ØÐNYùáÙ]}÷.¦ÿÔÃ(¾Õ¬3Zï_|µÕÝ·ÒFÙ5£}÷¢ÈìÒØ´Çüï¹MîÇ8 w^´ÌzÙ=ngR_sêü6˺Ѣ
,9Ùã¡ !
ExrñMT5þë5¿x±(Ò¹ÚðJEvȶ¨ë²ÜVyÿ>û`mÿ!òúswð~~S¶Ùû-
Êdpö5BQq¾¾öqѤ§vap60éíTÝÿÁIÚ¶:ZM?(£ÇAù0Ú÷Y¦¾]u±
¾wJ”4áµí~²ê?FåâpQáV7Lâì*Źºí ò®%[3OWÙ#Z`j^´j ÌK~3É`øÞÜÖEqÿ*èÊåê_kÑE1lcÍ@($µ%^ht¤H³>o§NÊÔ/¿:Íðvø« Ò ÷j*Ö[ÛQ0¬Äi^
?r8пïRõT« ¶4ÿúW»^ôºä6&ä+¶áën4pÚ¹FÿàÖ©
endstream
endobj
21 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.2 841.92] /Contents 22 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 2>>
endobj
22 0 obj
>
stream
xÅK$©¾4ÿ¡=ÒV¯RjTý²li%æ¶öÕ>ùÿ_
dRe[Öj·¶«âùEäåç_/¯¯?ÿóÇEÜn·÷ËÛ¯ïß~~T_ÿøþM^DøG^¼Y6o.ÎÅØË¯}ÿ&.ÿÿùÓ÷o¼
e·ÛÕÄO»Ê-üÏúyö~Soßnûsï7éÈ÷æf_
úvUbÿ¥ׯ8`ÿAúý{·«/OÂÔx* ®!æ=?ÕM®q0TÍPë¶:Øz”éRÞ®Ywu½6ä9wÃĬ÷´f”ºÇôÀúayþ÷˯¿|ÿö ÒÓÎ-vÃÒûÍSØx¶v(ÄßQR!±Yat=LëÓOë-±!ó,fÉÃð¯qûñ¡(>’o/¤ÇöÙJmŲ`¸oYK`?ííj¿~?Ëg·.Tìo×¶ªMnÐ>·î,÷¤®hdffúÆnöf³CF×¼WJeab?Ò¶_fó=QFþüÜQh±¾ð1sÑR-³Ù®7)ttÀżË7¤¢DWÊ’¨+£ÀÀî#¦P)vMUÝ:b÷¯ÉZݬÇ|Sµcm7vñÕ T»,v´ï`Mê
½a n@%2Ärî8 dMåÒËÛÊJ¯ìWUúDvùp°ÜwïuÕÛ+L/ÌFÄí½çß7
(ïEÖ00çìùBºbÅéýwlÞù±B6jQ¨áY&&17ÀÕ¬ÎzBß±iµlûyóõX@S¨¿ÆÜ)u},XgÇvµ6ÒÐ_Y í§fÍ]Re§ñº®ÃxCÕâ}ÙÓDNøDÎ*¦Ñ°äâÒïïm ùÖ¾êMEpÂT¬k6=e
v§¥i°Ü¥+$A]»Öup’Çø/ßaª$BîÀ±:ç!AÞ!=bX^¿”ú¹«,|$º«NTdáé[ìnhÇ@õÅËâÓ:¯âlÇP)?#Ûµ×Ä´å¼2GßÃ`ÇÎÄû6)ÅuѲ¨qûöQ5òØwyaìcúѤj+E(ÉÄÂBÄÎ Sd*jü
¹e%#”z kÍvÝ»îÄâ
øgKeK8ÒQn]¢Ù×k1åÃöüäE 8ÓD»ÉŔפ1ÅìxôlzÊÉò³Dzü ª¢ÂÈ4^SÀ4ç3ü%®.þFÒØ}ÿ3(EF#ëÏ¥~|T/fvAðw?ZíÀ0®b4YMÅJe5ÉVòѹÅU·X R
³÷’R/ZóN¸ÏYW³ÊÕD{aµ!!¯(¥ú
¼h³(fÞNÜúJþ7C;ÙçFóJ@B.Â3zÅlvjÛÞñ/¤~[d# V+Lñ©)(,9ZiÍ ÏŸ¿í6M²*æÇÀ>G9Zß4^h¦$eY>,
`ôP)æA¸²Fý OoÆý´½,«)V´5Î@QO³¶µ`ØCe( 2Øm[YDÂeÈZhHÎï¡äs~£YcÇ䥶^9$ÓD{vÍ
æS]5mÙr56æcT!{~£©®kÈä,9ã7ÀV±Hä8:&Ýy¸à8^0«4q7>d[}, Ï^¥õ”ùn§Ø«ôÆGΰ7¨Å5ìm8?)éØåF4dP©;’J·!Æ.Læ/ûñãj_×m.Ú¸Å6Û2»w¯g²;
Ö/úak’ÑhE}/ò0pÜ`Oèá©õÔ¹0Ò )¡ýìü8Æi»ÙXE]E©B ÷|k¬G·¦4¡HòòùûûåÎG%9mö¤Ô¢Öù¯0_@mé³Éî]îa¤Ä=rR$XùT%PÉ¡¨Þ DÇcCÇÔe;oó¤ôs
”+ÒàÚ$ ·d7ÇâR MØZ!)Z1c¼EæÌ£gäJî.mûXÈÒ5º&ô”BéUÓæ&aÍYnÀ
Источник
Уход и бродяжнечество у детей. Современный взгляд психиатровС этим коррелируют мнения А. Г. Наку (1976), О. Кернберга (1998), которые считали, что уходы могут быть разновидностью невротического подросткового бунтарства, в этом случае они имеют преходящий характер. В. А. Резник (1987) показал различные формы девиантного поведения у проживающих в регионе с суровым климатом подростков с эпилептоидным, лабильным и гипертимным типами акцентуаций характера, из числа которых уходы и бродяжничество регистрировались в 32 % случаев. X. Ремшмидт (1994) считает, что в Европе подростковые реакции протеста достаточно часто выражаются в побегах из дома, которые в этих случаях могут означать отказ от борьбы и способ уйти от трудностей. В. В. Королев (1992), ссылаясь на ряд авторов (И. С. Кон, 1980; В.А.Гурьева, 1973, 1988; Н.Е.Буторина, 1983; В.С.Кулаков, 1979; Б. Е. Микиртумов, 1978; Э. С. Наталевич, 1983), указывал на проявления уходов и бродяжничества в рамках патологически протекающего пубертатного криза. По мнению С. В. Литвинцева (1990), непатологические формы девиантно-делинкветного поведения у военнослужащих могут быть в виде ситуационно-личностных реакций (чаще в форме самовольного оставления части), проявляющихся в форме уходов и бродяжничества. При этом уходы отмечались у лиц с признаками как социально-педагогической запущенности, так и акцентуированности личностей, а также у военнослужащих с пограничной интеллектуальной недостаточностью. Автор разделяет ситуационно-личностные реакции на следующие: а) ухода из ситуации; б) ухода с направленностью на обретение независимости (эмансипационные); в) ухода с направленностью на разрешение ситуации; г) ухода с направленностью на удовлетворение примитивных желаний и развлечений; д) ухода с невыясненной мотивацией — эмотивно-аморфные со склонностью к уединению. В большинстве же других работ поведение такого рода рассматривается либо как этап формирования личностных расстройств, либо как один из компонентов патологической (психопатической) личности, либо как отражение наличия у индивидуума серьезного психического расстройства. И. Н. Пятницкая и А. И. Шаталов (2004) считают, что уходы из дома могут быть выражением инстинктивной, безотчетной фуги; в этих случаях отмечаются побеги у детей в возрасте от трех до семи лет при благополучной семейной ситуации. В работе М. И. Рыбалко (1983), которая провела обследование подростков 11-16 лет, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних города Барнаула и включающих в ряде случаев проявления синдрома уходов и бродяжничества, выявила, что в 22 % отмечалась патология развития личности, в 15 % выявлялось органическое поражение головного мозга, в 12 % выявлялись неврозы, в 1,3 % выявлялась задержка развития и олигофрения. Помимо этих причин, как показал директор Института психического здоровья в Сербии Д. Лесик-Тошевски (2005), нередко выступают расстройства психотического уровня. По данным этого автора, количество таких лиц достигает 50 % от числа всех бездомных и беспризорных. Е. И. Скугаревская (2006) рассматривает уходы и бродяжничество в контексте социализированного и несоциализированного расстройства поведения. Ю. С. Циркин (2004) выделял истинную и ложную дромоманию. При ложной дромомании уходы из дома и побеги случаются в условиях конфликтной ситуации, что роднит их с реакциями оппозиции и протеста. В отличие от этого, истинная дромомания связана с патологией темперамента и повышенной эффективностью, а также со склонностью к дисфориям (то есть психопатическими характеристиками). О переходе у детей и подростков нарушений общепринятых форм поведения в собственно нарушения влечения писал А. А. Романов (2004). Автор выделял несколько уровней нарушений поведения. С его точки зрения, нарушения поведения продолжительностью не менее шести месяцев и уходы, возникшие впервые, могут рассматриваться на втором уровне функционально обратимых состояний, требующих психолого-педагогической коррекции со стороны взрослых. Проявление расстройства поведения за пределами семьи, по мнению А. А. Романова (2004), переносят его на третий уровень, когда происходит закрепление патохарактерологических реакций. В том случае, когда присоединяются импульсивные нарушения влечений, речь идет о четвертом уровне нарушений. Немецкие исследователи Е. Littmann, К. Friemert, H. Szewczyk (1989) описали наличие у преступников в подростковом возрасте уходов из дома с последующим искажением формирования психосоциального развития личности. Американские психиатры рассматривали антисоциальное поведение как способ осуществления личностью своих конфликтов и переживаний, а явление «хиппи» — как одну из форм погранично-антисоциальной личности с переживанием ею отчуждения и нахождением себя в кочевом образе жизни, постоянных уходах и бродяжничестве. Немецкий исследователь H.J.Eysenck (1980) также рассматривал возможность появления уходов из дома у лиц с психопатическими чертами характера. Н. К. Асанова, Н. К. Сухотина и Л. А. Ермолина (1992) рассматривали возможность появления уходов и бродяжничества в структуре импульсивно-эпилептоидного варианта личности вместе с воровством и пироманическими тенденциями. Кроме этого, авторы считали, что уходы и бродяжничество встречаются у подростков с преобладанием психической неустойчивости и нарушением влечений. G. По данным D. Gollnits (1975) синдром минимальной мозговой дисфункции у детей с антисоциальными формами поведения в среднем регистрировался у 7 %, среди 16-17-летних— с вероятностью до 28,8 %, у 18-21-летних — с вероятностью до 21,3 %. Автор считал, что данная неврологическая симптоматика имеет большое значение в формировании деструктивных и антисоциальных форм поведения. По мнению А. А. Вдовиченко (1976), у подростков-правонарушителей в возрасте 14-15 лет синдром минимальной мозговой дисфункции встречается с частотой 43 % обследованных. В.В.Линьков, А.Е.Новиков, Л.В.Лобанова (2002) считают, что проявления минимальной мозговой дисфункции головного мозга составляют основу для антисоциальных и девиантных форм поведения, особенно в возрасте 12-15 лет. Психопатология и криминогенное изменение личности с возникновением антисоциального поведения при поражении лобной доли мозга травматического характера описывались немецкими исследователями Е. Lange, U. Reuner (1990). Румынский психиатр А. Крейндлер (1960) описал психомоторные автоматизмы лобного происхождения с последующей амнезией у ряда больных эпилепсией; в состоянии амбулаторного автоматизма они уходили на дальние расстояния, одна пациентка даже совершила перелет на самолете в подобном состоянии и долго бродяжничала. С этой точкой зрения о возможности появления данного синдрома при сумеречных состояниях сознания коррелирует исследование M.Eady, J.H.Tyrer (1974), проведенное в Эдинбурге, и исследование N.N. O’Donohoe (1979), осуществленное в Лондоне. Исследователи считали, что в сложных трансовых и пароксизмальных проявлениях эпилептического характера уходы протекают с психотическими расстройствами. В. Ф. Десятников (1987) считал, что скрытая депрессия у детей проявляется нарушением поведения, особенно у детей школьного возраста, когда возможны побеги из дома. Присоединение к уходам преступных действий могут быть единственным проявлением депрессии. Исследование, проведенное в Канаде Капалди (1992), выявило, что антисоциальное поведение у мальчиков ведет к академической неуспеваемости и неприятию со стороны сверстников, а это, в свою очередь, может вызвать депрессию. Таким образом, возникает порочный круг, который, по мнению автора, не всегда позволяет понять, что первично: уходы или депрессия. Л.М. Барденштейн, Ю. Б. Мюжгинский (2005) выделяют так называемое «интрасиндромальное динамическое взаимодействие», при котором уходы и бродяжничество сочетаются при депрессии с гипоманией у одного и того же пациента; в этих случаях побегу и бродяжничеству предшествует тоскливая депрессия, а сам период бродяжничества протекает на фоне гипомании. По мнению Е. И. Скугаревской (2006), уход подростка в группу с антисоциальным поведением наряду с его злоупотреблением психоактивными веществами может быть проявлением депрессивного эпизода. Н. К. Харитонова и Э. С. Наталевич (1981) рассматривали уходы и бродяжничество в структуре психопатоподобного варианта при простой форме шизофрении. Авторы описали снижение энергетического потенциала, нарастание эмоционально-волевых нарушений с отчетливым процессуальным сдвигом и трансформацией характерологических качеств, апатией и пассивностью. Асоциальные установки пациентов с пси-хопатоподобными нарушениями при шизофрении могли отмечаться, по мнению авторов, в преморбиде и получались в результате воздействия неблагоприятных микросоциальных факторов; в прошлом они могли быть представлены синдромом уходов и бродяжничества. Б. М. Куценок (1988) отмечает возможность появления уходов и бродяжничества в структуре острых психопатоподобных реакций даже в состоянии ремиссии шизофрении; в этом случае уходы сочетаются с агрессивными тенденциями, гиперсексуальностью, брутальностью, различными антисоциальными поступками. Автор также подчеркивает, что антисоциальное поведение появляется чаще тогда, когда шизофренический процесс развивается у преморбидно психопатической личности, далее нарастают собственно шизофренические проявления. Б. М. Куценок подчеркивает, что уходы и бродяжничество при шизофрении отличает контраст между двигательными проявлениями и аффективным содержанием, а также отсутствие рассудительного отношения к данным импульсивным реакциям. В. Н. Мамцева (2003) описала уходы и бродяжничество в структуре гебоидного синдрома при вяло-протекающей шизофрении; при этом автор подчеркивала относительно благоприятное прогностическое значение синдрома в связи с отсутствием выраженного психического дефекта и хорошими возможностями социальной адаптации. Кроме шизофрении, эпизоды дромомании как моносимптома возможны, по мнению С. Ю. Циркина, и при императивном галлюцинозе или псевдогаллюцинозе различного генеза. Можно отметить бесспорность того факта, что описываемый психопатологический феномен редко проявляется изолированно, вне связи с основным психическим расстройством. Несомненно, одной из главных проблем в данной области на сегодняшний день остается возможность успешной коррекции и терапии синдрома уходов и бродяжничества с последующей ресоциализацией пациента. – Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология” Оглавление темы “Детская психиатрия”:
|
Источник