Синдромы в практике семейного врача
Читайте также:
|
Тема 5. Организация внебольничной терапевтической помощи при наиболее распространенных заболеваниях терапевтического профиля.
Семья может позитивно и негативно влиять на физическое и психическое здоровье каждого из ее членов. Укажите и объясните основные функции семьи в этом случае?
Основные функции семьи в реализации этого положения:
1. Семья – первичный источник формирования определенного (здорового или нездорового) образа жизни. Поведенческая модель создается семьей, поскольку ее члены, как правило, одинаково питаются, соблюдают единого образа жизни, имеют одинаковые вредные привычки (например, курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем).
Поведение оказывает существенное влияние на здоровье и формирует модель поведения у детей. Например, для подростка, отец которого курит, риск появления такой вредной привычки в 5 раз выше чем у подростка, в семье которого не курят.
Курильщики гораздо чаще женятся с курильщиками и если бросают курить, то одновременно. Курильщики, женатые с теми, кто не курит, или с теми, кто Бросив курить, часто отказываются от этой вредной привычки.
Члены семьи обычно имеют сходные пищевые привычки. Поэтому такая проблема, как ожирение должна, прежде всего, рассматриваться в рамках семьи. В то же время, диетическое питание одного из членов семьи сказывается на питании всей семьи. Например, профилактика развития сердечно-сосудистых заболеваний у одного члена семьи сопровождается изменением образа жизни всей семьи.
2. Семья – важный источник давления (стресса) и социальной поддержки. Большинство жизненных проблем, которые впоследствии привели к ухудшению состояния здоровья конкретного лица, связаны именно с семейными проблемами. В то же время можно привести примеры, когда поддержка семьи обладала большим реабилитирующим влияния больным, яки перенесли тяжелое заболевание или травму.
Дети из неблагополучных семей имеют более высокие показатели заболеваемости стрептококковый фарингит и другую патологию дыхательной системы.
– Смерть одного из супругов и развод тесно связаны с ухудшением состояния здоровья. Среди разведенных мужчин и вдовцов регистрируются более высокие показатели смертности по сравнению с женатыми. Это связано как с возникновением депрессии, так и со снижением иммунной защиты.
– Наличие и количество детей является одним из основных условий адекватной психосоциальной поддержки в старости.
3. Объективные симптомы, имеющиеся у больного, возможно имеют адаптивную функцию в рамках семьи.
Как семейный врач должен оценивать семейные и то, как они влияют на процессы заболеваемости и выздоровления пациента? (Принципы, ориентированные на семью и исследования здоровья в рамках семьи).
1. Проведение медико-генетического консультирования. Идеальная генограмма содержит генетическую информацию (наличие в семье тяжелых наследственных болезней и генетических рисков) и психосоциальную информацию.
2. Опрос пациентов с целью выявления психосоциальных и семейных проблем. Например:
– сталкивался ли кто-то из членов вашей семьи с этой проблемой?
– С чем связывают возникновение этой проблемы члены вашей семьи?
– Кто в вашей семье наиболее беспокоится по поводу этой проблемы?
– Связываете возникновения вашей болезни (или симптомов) с проблемами в семье?
– Влияет ли, по вашему мнению, ваша семья на процесс выздоровления?
3. Привлечение членов семьи к повседневным посещений семейного врача. Большинство встреч врача с членами семьи пациента происходит тогда, когда члены семьи сопровождают его на прием. Чаще в таком сопровождения нуждаются дети, подростки и пациенты старческого возраста.
Функциональные клинические синдромы в практике семейного врача: причины, характеристика, виды, лечение.
Причина функциональных синдромов – дисфункция вегетативной нервной системы, возникающее и обостряется на фоне хронического стресса, переутомления, интоксикаций (курение), наличии хронических очагов инфекции (синуситы, кариес зубов, воспалительные заболевания мочеполовой системы). Синдромы характеризуются значительным количеством недифференцированных жалоб (боли, неприятные чувства, депрессия и др.). Со стороны многих внутренних органов и систем организма. При этом существенные органические изменения в этих органах отсутствуют.
Виды функциональные синдромов:
Специальность | Функциональный синдром |
Гастроэнтерология | Гастроэзофагеальный рефлюкс, неязвенная диспепсия, синдром раздраженной кишки. |
Гинекология | Хроническая боль в малом тазу, предменструальный синдром. |
Ревматология | Фибромиалгия |
Кардиология | Некардиогенная загрудинная боль |
Психиатрия | Соматовисцеральный синдромы. |
Лечение функциональных синдромов: успокоительные средства различного происхождения (глицин, растительные препараты, дневные транквилизаторы), антидепрессанты, психотерапия.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 7 | Нарушение авторских прав
lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.018 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Источник
1.6. Ìîäåëè îðãàíèçàöèè ðàáîòû âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè (ñåìåéíîãî âðà÷à)
Ê íàñòîÿùåìó âðåìåíè èìååòñÿ îïðåäåëåííûé îïûò ïî îðãàíèçàöèè ðàáîòû âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè (ñåìåéíîãî âðà÷à) íå òîëüêî â çàðóáåæíîì çäðàâîîõðàíåíèè, íî è â ðàçëè÷íûõ ðåãèîíàõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå ìîäåëè îðãàíèçàöèè ðàáîòû âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè (ñåìåéíîãî âðà÷à):
1-ÿ ìîäåëü âðà÷ îáùåé ïðàêòèêè (ñåìåéíûé âðà÷), ðàáîòàþùèé â èíäèâèäóàëüíîì ïîðÿäêå, èëè «ñîëî-ïðàêòèêà» (íåçàâèñèìàÿ âðà÷åáíàÿ ïðàêòèêà);
2-ÿ ìîäåëü ãðóïïîâàÿ âðà÷åáíàÿ ïðàêòèêà (âðà÷åáíàÿ àìáóëàòîðèÿ);
3-ÿ ìîäåëü öåíòð çäîðîâüÿ;
4-ÿ ìîäåëü âðà÷ îáùåé ïðàêòèêè ðàáîòàåò â ïîëèêëèíèêå;
5-ÿ ìîäåëü îáùåâðà÷åáíàÿ ïðàêòèêà â ñåëüñêîé ìåñòíîñòè.
Âàæíàÿ îñîáåííîñòü îáùåâðà÷åáíîé ïðàêòèêè ýòî ìíîãîâàðèàíòíîñòü ìîäåëåé îðãàíèçàöèè ðàáîòû.
 çàðóáåæíûõ ñòðàíàõ øèðîêî ðàñïðîñòðàíåíû òðè ìîäåëè: èíäèâèäóàëüíàÿ, ãðóïïîâàÿ ïðàêòèêà è öåíòðû çäîðîâüÿ. Îäíàêî íè îäíà èç ýòèõ ìîäåëåé íàïðÿìóþ íå ìîæåò áûòü ïåðåíåñåíà â ðîññèéñêîå çäðàâîîõðàíåíèå, òàê êàê ïîâëå÷åò çà ñîáîé ïîëíîå ðàçðóøåíèå ñóùåñòâóþùåé ñåòè àìáóëàòîðíî-ïîëèêëèíè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé. Ïåðåõîä ê îáùåâðà÷åáíîé ïðàêòèêå â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ïðåäóñìàòðèâàåò óêðåïëåíèå è óñèëåíèå àìáóëàòîðíî-ïîëèêëèíè÷åñêîé ñëóæáû, à íå ðàçðóøåíèå åå.
Êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ìîäåëåé îáùåâðà÷åáíîé ïðàêòèêè.
1-ÿ ìîäåëü âðà÷ îáùåé ïðàêòèêè (ñåìåéíûé âðà÷) ðàáîòàåò â èíäèâèäóàëüíîì ïîðÿäêå.  íåêîòîðûõ ñòðàíàõ òàêóþ ìîäåëü íàçûâàþò «ñîëî-ïðàêòèêîé», èëè íåçàâèñèìîé âðà÷åáíîé ïðàêòèêîé. Åñëè ÂÎÏ/Ñ ÿâëÿåòñÿ íåçàâèñèìûì õîçÿéñòâóþùèì ñóáúåêòîì, òî îí ñàìîñòîÿòåëüíî ôîðìèðóåò ñâîé äîõîä è îòâå÷àåò çà ôèíàíñîâóþ äåÿòåëüíîñòü. Òàêîé âðà÷ ðàáîòàåò íåçàâèñèìî îò äðóãèõ âðà÷åé îáùåé ïðàêòèêè è âðà÷åé-ñïåöèàëèñòîâ. Èíäèâèäóàëüíàÿ ïðàêòèêà ìîæåò áûòü è â ñîñòàâå ìóíèöèïàëüíîãî ìåäèöèíñêîãî ó÷ðåæäåíèÿ (â ñåëüñêîé ìåñòíîñòè, îòäàëåííûõ ðàéîíàõ ãîðîäà, ðàéîíàõ íîâîñòðîåê, â ðàáî÷åì ïîñåëêå). Çà ðóáåæîì, êàê ïðàâèëî, ýòî ÷àñòíàÿ ïðàêòèêà ñ îáðàçîâàíèåì þðèäè÷åñêîãî ëèöà, îòêðûòèåì ñ÷åòà â áàíêå è íàëè÷èåì ïå÷àòè.
 óñëîâèÿõ Ðîññèè èíäèâèäóàëüíàÿ ïðàêòèêà ïðèåìëåìà â îñíîâíîì â ñåëüñêîé ìåñòíîñòè, ãäå íèçêàÿ ïëîòíîñòü íàñåëåíèÿ, ïîñåëêè óäàëåíû äðóã îò äðóãà è öåíòðàëüíàÿ ðàéîííàÿ ïîëèêëèíèêà ðàñïîëîæåíà äîñòàòî÷íî äàëåêî ëèáî ñ íåé íåò õîðîøåãî òðàíñïîðòíîãî ñîîáùåíèÿ.  ãîðîäàõ æå ýòîò âèä îáùåé ïðàêòèêè ìàëîïðèåìëåì ââèäó, âî-ïåðâûõ, ñëîæèâøåéñÿ çà äîëãèå ãîäû ïðèâû÷êè ê ðàáîòå â áîëüøîé ãðóïïå è ïîä êîíòðîëåì (ïîëèêëèíèêà), âî-âòîðûõ, íåîáõîäèìîñòè ïîäñòðàõîâêè íà ñëó÷àé îòïóñêà, áîëåçíè, ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè ñ îòðûâîì îò ðàáîòû, â-òðåòüèõ, æåëàòåëüíîñòè êîíñóëüòàöèè ñ äðóãèìè âðà÷àìè.
2-ÿ ìîäåëü ãðóïïîâàÿ âðà÷åáíàÿ ïðàêòèêà.  ýòîé ìîäåëè íåñêîëüêî ÂÎÏ/Ñ (2 3 è áîëåå) îáúåäèíÿþòñÿ â ãðóïïîâóþ ïðàêòèêó íà ïðàâàõ þðèäè÷åñêîãî ëèöà ëèáî íà ïðàâàõ ñîãëàøåíèÿ ñ ïàðòíåðàìè ïî îðãàíèçàöèè ðàáîòû âî âðà÷åáíîé àìáóëàòîðèè (îôèñå). ×èñëåííîñòü çàêðåïëåííîãî íàñåëåíèÿ óñòàíàâëèâàåòñÿ ñ ó÷åòîì âñåõ âðà÷åé ïðàêòèêè. Âðà÷è âåäóò ïðèåì ïàöèåíòîâ, îêàçûâàþò íåîòëîæíóþ ïîìîùü, à îñòàëüíûå âèäû ðàáîòû âûïîëíÿþò ñðåäíèå ìåäèöèíñêèå ðàáîòíèêè. Äëÿ âðà÷åé ïîÿâèëàñü âîçìîæíîñòü ïîî÷åðåäíî îêàçûâàòü íåîòëîæíóþ ïîìîùü, çàìåíÿòü äðóã äðóãà â ñëó÷àå áîëåçíè, îòïóñêà, ó÷åáû.
Ïðè ãðóïïîâîé ïðàêòèêå ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ äëÿ áîëåå îïåðàòèâíîãî îáñëåäîâàíèÿ ïàöèåíòîâ ñ èñïîëüçîâàíèåì ðàçëè÷íûõ òåñò-ñèñòåì, òåõíè÷åñêîãî îñíàùåíèÿ çà ñ÷åò îáúåäèíåíèÿ ñðåäñòâ íà ñîäåðæàíèå ïðàêòèêè. Ïðè ðàáîòå â èíäèâèäóàëüíîì ïîðÿäêå ÂÎÏ/Ñ òàêîé âîçìîæíîñòè íå èìååò. Ìîäåëü ãðóïïîâîé âðà÷åáíîé ïðàêòèêè øèðîêî ðàñïðîñòðàíåíà â ðàçëè÷íûõ ñòðàíàõ.
Âàðèàíòû ãðóïïîâîé ïðàêòèêè:
îáúåäèíåíèå äâóõ èëè íåñêîëüêèõ ÂÎÏ/ÑÂ;
îáúåäèíåíèå ÂÎÏ ñ îòäåëüíûìè ñïåöèàëèñòàìè (àêóøåðîìãèíåêîëîãîì, ïåäèàòðîì);
îáúåäèíåíèå íåñêîëüêèõ ñïåöèàëèñòîâ.
Ãðóïïîâàÿ ïðàêòèêà íåèçáåæíà â íàøèõ óñëîâèÿõ â ñâÿçè ñ íåîáõîäèìîñòüþ èñïîëüçîâàíèÿ èìåþùèõñÿ êàáèíåòîâ ïîëèêëèíèê, æåíñêèõ êîíñóëüòàöèé è äðóãèõ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé ââèäó îòñóòñòâèÿ âîçìîæíîñòè ñòðîèòåëüñòâà îòäåëüíûõ ïîìåùåíèé äëÿ âðà÷åé îáùåé ïðàêòèêè. Êðîìå òîãî, ðàáîòà ÂÎÏ â ãðóïïå ýêîíîìè÷åñêè áîëåå öåëåñîîáðàçíà, òàê êàê ïðè ýòîé ôîðìå ðàáîòû òðåáóþòñÿ ìåíüøèå çàòðàòû íà ïðèîáðåòåíèå ìåäèöèíñêîãî îáîðóäîâàíèÿ è èíñòðóìåíòàðèÿ.
 õîäå ïðîâîäèìîãî ýêñïåðèìåíòà â ðÿäå ðåãèîíîâ Ðîññèè ãðóïïîâûå îáùåâðà÷åáíûå ïðàêòèêè áûëè îðãàíèçîâàíû íà áàçå:
êðóïíûõ ïîëèêëèíèê;
ôèëèàëîâ ïîëèêëèíèê;
îòäåëüíûõ îôèñîâ;
íåáîëüøèõ ïîëèêëèíèê;
âðà÷åáíûõ àìáóëàòîðèé è äð.
Ãðóïïîâàÿ âðà÷åáíàÿ ïðàêòèêà ìîæåò ôóíêöèîíèðîâàòü â êà÷åñòâå àêóøåðñêî-ïåäèàòðè÷åñêîãî òåðàïåâòè÷åñêîãî êîìïëåêñà (ÀÏÒÊ), è ýòà ìîäåëü òàêæå øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ â ýêñïåðèìåíòå.
Âîçìîæíà è îðãàíèçàöèÿ ðàáîòû íå ïî òåððèòîðèàëüíîìó ïðèíöèïó, à ïî ïðîèçâîäñòâåííîìó, êîãäà ê ÀÏÒÊ ïðèïèñûâàþòñÿ äëÿ ïîñòîÿííîãî íàáëþäåíèÿ âñå èëè áîëüøàÿ ÷àñòü ðàáîòíèêîâ ïðåäïðèÿòèÿ èëè îðãàíèçàöèè (ïî òèïó ìåäñàí÷àñòè).
Ó÷àñòèå â ðàáîòå ãðóïïû ÂÎÏ ñïåöèàëèñòîâ ìîæåò áûòü îáåñïå÷åíî â ðàçëè÷íûõ ôîðìàõ è â ðàçíîé ñòåïåíè. Åñëè ÂÎÏ áåðåò íà ñåáÿ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü ïàöèåíòàì îáîèõ ïîëîâ è âñåõ âîçðàñòîâ, íà÷èíàÿ ñ ïåðèîäà íîâîðîæäåííîñòè, òî îí ìîæåò ïîëüçîâàòüñÿ êîíñóëüòàöèÿìè ïåäèàòðîâ è àêóøåðîâ-ãèíåêîëîãîâ, íàïðàâëÿÿ ïàöèåíòîâ â êîíñóëüòàòèâíî-äèàãíîñòè÷åñêèé öåíòð ðàéîíà èëè ê ñîîòâåòñòâóþùèì ñïåöèàëèñòàì ñòàöèîíàðà (ïî äîãîâîðó).
Åñëè æå ÂÎÏ íå áåðåò íà ñåáÿ îáñëóæèâàíèå äåòåé, áåðåìåííûõ æåíùèí è ãèíåêîëîãè÷åñêèõ áîëüíûõ, òî äëÿ åãî ïàöèåíòîâ áóäåò óäîáíåå ïîëüçîâàòüñÿ êîíñóëüòàöèÿìè ñïåöèàëèñòîâ, îñóùåñòâëÿþùèõ ïðèåì â òîì æå ïîìåùåíèè, ÷òî è âðà÷ îáùåé ïðàêòèêè.  ýòîì ñëó÷àå ôóíêöèþ ñåìåéíîãî âðà÷à îñóùåñòâëÿåò íå òîëüêî ñàì ÂÎÏ, íî è ãðóïïà â öåëîì. Ýòî óäîáíåå è ñàìîìó ÂÎÏ, òàê êàê ïîçâîëÿåò ëó÷øå çíàòü ñâîèõ ïàöèåíòîâ, ñâîåâðåìåííî èõ êîíñóëüòèðîâàòü è òî÷íåå óñòàíàâëèâàòü äèàãíîç. Ñîâìåñòíóþ ðàáîòó ñî ñïåöèàëèñòàìè öåëåñîîáðàçíî çàêðåïèòü è îðãàíèçàöèîííî, ò. å. âêëþ÷èâ óêàçàííûõ ñïåöèàëèñòîâ â ãðóïïó ÂÎÏ.
Ïðè ðàáîòå ãðóïïû âðà÷åé îáùåé ïðàêòèêè â óñëîâèÿõ ïîëèêëèíèêè îíà, êàê ïðàâèëî, è îðãàíèçàöèîííî, è òåððèòîðèàëüíî, è ôèíàíñîâî îáîñîáëåíà: ÷àùå ýòî ëèáî îòäåëåíèå, ëèáî áðèãàäà;
ãðóïïà âêëþ÷àåò â ñåáÿ âðà÷åé îáùåé ïðàêòèêè, ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð, ñàíèòàðîâ, íåðåäêî â åå ñîñòàâ âõîäèò è ìåíåäæåð.
3-ÿ ìîäåëü öåíòð çäîðîâüÿ. Ýòà ìîäåëü ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îáúåäèíåíèå íåñêîëüêèõ ãðóïïîâûõ âðà÷åáíûõ ïðàêòèê, ÷òî ïîçâîëÿåò ñôîðìèðîâàòü êîëëåêòèâ è ðåøèòü âîïðîñû ïåðâè÷íîé ìåäèêî-ñàíèòàðíîé ïîìîùè íà áîëåå âûñîêîì óðîâíå ïî ñðàâíåíèþ ñ ãðóïïîâîé ïðàêòèêîé. Äàííóþ ìîäåëü íàçûâàþò «ñêàíäèíàâñêîé», òàê êàê îíà âîçíèêëà è ðàñïðîñòðàíåíà â ñêàíäèíàâñêèõ ñòðàíàõ. Äëÿ öåíòðîâ çäîðîâüÿ õàðàêòåðíà íîâàÿ ôóíêöèÿ ïî ñðàâíåíèþ ñ ãðóïïîâûìè ïðàêòèêàìè îðãàíèçàöèÿ ñòàöèîíàðîâ ïî óõîäó çà ïðåñòàðåëûìè, áîëüíûìè è èíâàëèäàìè.  ñåëüñêîé ìåñòíîñòè öåíòð çäîðîâüÿ ñîçäàåòñÿ íà 30 35 òûñ. æèòåëåé, â ãîðîäàõ íà 35 40 òûñ.
Ïåðâè÷íàÿ ìåäèêî-ñàíèòàðíàÿ è ìåäèêî-ñîöèàëüíàÿ ïîìîùü â öåíòðå çäîðîâüÿ ñòàíîâèòñÿ áîëåå ðàçíîîáðàçíîé è ýôôåêòèâíîé. Áîëüøîå çíà÷åíèå â öåíòðå ïðèäàåòñÿ òðàíñïîðòó, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî îáåñïå÷èâàåòñÿ äîñòóïíîñòü ìåäèöèíñêîé ïîìîùè äîñòàâêà â öåíòð, äîìîé èëè â äðóãèå ëå÷åáíûå ó÷ðåæäåíèÿ.
4-ÿ ìîäåëü âðà÷ îáùåé ïðàêòèêè (ñåìåéíûé âðà÷) ðàáîòàåò â ïîëèêëèíèêå. Âîçìîæíûå âàðèàíòû ýòîé ìîäåëè: à) ÂÎÏ/Ñ ðàáîòàåò â çäàíèè ïîëèêëèíèêè; á) ÂÎÏ/Ñ ðàáîòàåò â îôèñå íà òåððèòîðèè îáñëóæèâàåìîãî íàñåëåíèÿ; â) ãðóïïîâàÿ âðà÷åáíàÿ ïðàêòèêà (îòäåëåíèå îáùåâðà÷åáíîé ïðàêòèêè â ïîëèêëèíèêå) è äðóãèå âàðèàíòû. Ïðè ëþáîì èç ýòèõ âàðèàíòîâ ÂÎÏ/Ñ ñîñòîèò â øòàòå ïîëèêëèíèêè, à îáùåâðà÷åáíàÿ ïðàêòèêà ÿâëÿåòñÿ ñòðóêòóðíûì ïîäðàçäåëåíèåì ïîëèêëèíèêè. Ìåòîä ðàáîòû ÂÎÏ/Ñ â ïîëèêëèíèêå áðèãàäíûé. Áðèãàäà îáùåâðà÷åáíîé ïðàêòèêè âêëþ÷àåò: ÂÎÏ/ÑÂ, ìåäñåñòåð îáùåé ïðàêòèêè, ñîöèàëüíîãî ðàáîòíèêà è âñïîìîãàòåëüíûé ïåðñîíàë. Áðèãàäà íà ïðèêðåïëåííîì ó÷àñòêå âåäåò âñþ ðàáîòó: ïðîôèëàêòè÷åñêóþ, ëå÷åáíóþ, îñóùåñòâëÿåò íàáëþäåíèå çà áåðåìåííûìè, äåòüìè, ïîäðîñòêàìè, èíâàëèäàìè, ïîæèëûìè. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ÂÎÏ/Ñ ìîæåò íàïðàâèòü ïàöèåíòà íà êîíñóëüòàöèþ ê âðà÷ó-ñïåöèàëèñòó ïîëèêëèíèêè èëè ïðèãëàñèòü åãî ê ñåáå íà ïðèåì è ñðàçó ñîâìåñòíî îáñëåäîâàòü ïàöèåíòà, îáñóäèòü ëå÷åíèå, êîòîðîå çàòåì áóäåò îñóùåñòâëÿòü ÂÎÏ/ÑÂ. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ÂÎÏ/Ñ íàïðàâëÿåò ïàöèåíòà íà ãîñïèòàëèçàöèþ.
Ìîäåëü îðãàíèçàöèè ÂÎÏ/Ñ â ïîëèêëèíèêå, ðàçðàáàòûâàåìàÿ â ðîññèéñêîì çäðàâîîõðàíåíèè, ÿâëÿåòñÿ îðèãèíàëüíîé è íå èìååò àíàëîãîâ â ìèðîâîé ïðàêòèêå. Ñóòü ýòîé ìîäåëè çàêëþ÷àåòñÿ â ïîëíîì èçìåíåíèè îðãàíèçàöèîííûõ ôîðì ðàáîòû àìáóëàòîðíî-ïîëèêëèíè÷åñêèõ ó÷ðåæäåíèé ñ ñîõðàíåíèåì ïîëèêëèíèê êàê ó÷ðåæäåíèé çäðàâîîõðàíåíèÿ, íî óæå â íîâîì êà÷åñòâå.
 Ñàìàðå åñòü îïûò òàêîé ðàáîòû (Ïðîìûøëåííûé ðàéîí), êîãäà îòäåëåíèÿ âðà÷åé îáùåé ïðàêòèêè ÿâëÿþòñÿ ôîíäîäåðæàòåëÿìè è ñòðàõîâûå ìåäèöèíñêèå îðãàíèçàöèè ïåðå÷èñëÿþò ïîäóøåâîé íîðìàòèâ â ðàñ÷åòå íà ïðèêðåïëåííîå ê îòäåëåíèþ íàñåëåíèå íåïîñðåäñòâåííî íà ñ÷åò îòäåëåíèÿ; äðóãîé âàðèàíò àäìèíèñòðàöèÿ ïîëèêëèíèêè îðãàíèçóåò ó÷åò ïîñòóïàþùèõ è ðàñõîäóåìûõ îòäåëåíèåì ñðåäñòâ íà îòäåëüíîì ñóáñ÷åòå.
Ëåã÷å âñåãî ó÷èòûâàòü ïîñòóïàþùèå è ðàñõîäóåìûå ñðåäñòâà ïðè ïîëíîé è òåððèòîðèàëüíîé, è þðèäè÷åñêîé, è ôèíàíñîâîé ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ãðóïïû âðà÷åé îáùåé ïðàêòèêè, õîòÿ ýòî òðåáóåò äîïîëíèòåëüíûõ øòàòîâ àäìèíèñòðàòèâíî-õîçÿéñòâåííîãî àïïàðàòà.
Ïðè îôîðìëåíèè ãðóïïû âðà÷åé îáùåé ïðàêòèêè â ñàìîñòîÿòåëüíîå þðèäè÷åñêîå ëèöî íåîáõîäèìî ñîáëþäåíèå îïðåäåëåííûõ òðåáîâàíèé.
 ïåðâóþ î÷åðåäü, íåîáõîäèìà ðåãèñòðàöèÿ êàê ñàìîñòîÿòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ (ïðåäïðèÿòèÿ) îïðåäåëåííîé ôîðìû ñîáñòâåííîñòè (ãîñóäàðñòâåííîé, ìóíèöèïàëüíîé, ÷àñòíîé). Äëÿ ðåãèñòðàöèè íåîáõîäèìû ðåøåíèå ó÷ðåäèòåëåé, óñòàâ. Ðåãèñòðàöèÿ ïðîèçâîäèòñÿ â ðàéîííîé àäìèíèñòðàöèè, ãäå èìååòñÿ ïåðå÷åíü íåîáõîäèìûõ äîêóìåíòîâ.
Âíåäðåíèå ìîäåëè ðàáîòû ÂÎÏ/ÑÂ â ïîëèêëèíèêå ñïîñîáñòâóåò óñòðàíåíèþ òàêèõ ñåðüåçíûõ íåäîñòàòêîâ â èõ äåÿòåëüíîñòè, êàê:
îòñóòñòâèå ïðååìñòâåííîñòè â îáñëåäîâàíèè è ëå÷åíèè ïàöèåíòîâ;
ðàçîáùåííîñòü ñâåäåíèé î êàæäîì ïàöèåíòå;
î÷åðåäè íà ïðèåì ê ñïåöèàëèñòàì;
îòñóòñòâèå ñèñòåìàòè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ çà ïðèêðåïëåííûì êîíòèíãåíòîì;
ñíèæåíèå óðîâíÿ çíàíèé ó ó÷àñòêîâîãî òåðàïåâòà è ïåäèàòðà, óõóäøåíèå êà÷åñòâà èõ ðàáîòû;
ïåðåãðóæåííîñòü âðà÷åé-ñïåöèàëèñòîâ çà ñ÷åò çíà÷èòåëüíîãî ÷èñëà íåíóæíûõ ïðèåìîâ;
îòñóòñòâèå ãèáêîñòè â ðàáîòå ïîëèêëèíèêè;
ñíèæåíèå àâòîðèòåòà è ïðåñòèæà âðà÷åé àìáóëàòîðíî-ïîëèêëèíè÷åñêîé ñëóæáû.
5-ÿ ìîäåëü îáùåâðà÷åáíàÿ ïðàêòèêà â ñåëüñêîé ìåñòíîñòè. Ýòîé ìîäåëè ïîñâÿùåíà ñïåöèàëüíàÿ ÷àñòü, â êîòîðîé è áóäåò äàíà åå ïîäðîáíàÿ õàðàêòåðèñòèêà.
 Ðîññèè â íàñòîÿùåå âðåìÿ ÂÎÏ îñóùåñòâëÿþò ñâîþ äåÿòåëüíîñòü â îñíîâíîì â ãîñóäàðñòâåííûõ ó÷ðåæäåíèÿõ (òåððèòîðèàëüíûå ïîëèêëèíèêè, ãîðîäñêèå è ñåëüñêèå âðà÷åáíûå àìáóëàòîðèè);
îòíîñèòåëüíî íåáîëüøàÿ èõ ÷àñòü ðàáîòàåò â íåãîñóäàðñòâåííûõ ó÷ðåæäåíèÿõ êàê ÷àñòíîïðàêòèêóþùèå âðà÷è.
Äëÿ ïðàêòè÷åñêèõ öåëåé ïðèâîäèì ïðèìåðíûå îáÿçàííîñòè âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè è ìåäèöèíñêîé ñåñòðû êàáèíåòà âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè.
Îáÿçàííîñòè âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè
1. Âðà÷ îáùåé ïðàêòèêè â ïîâñåäíåâíîé ðàáîòå ïîä÷èíÿåòñÿ íåïîñðåäñòâåííî ãëàâíîìó âðà÷ó (ìåäèöèíñêîìó äèðåêòîðó), çàìåñòèòåëþ ãëàâíîãî âðà÷à (ìåäèöèíñêîãî äèðåêòîðà) ïî ìåäèöèíñêîé ÷àñòè (íà÷ìåäó), ïî ñïåöèàëüíûì âîïðîñàì çàâåäóþùåìó îòäåëåíèåì, à ïî îáùèì âîïðîñàì ãåíåðàëüíîìó äèðåêòîðó êëèíèêè (áîëüíèöû, öåíòðà).
2. Ïëàíèðóåò, îðãàíèçóåò è ïðîâîäèò ñâîåâðåìåííîå îáñëåäîâàíèå è ëå÷åíèå ïàöèåíòîâ, íàõîäÿùèõñÿ íà àìáóëàòîðíîì ëå÷åíèè â êëèíèêå, à òàêæå íà äîìó.
3. Âûïîëíÿåò íàçíà÷åíèÿ, ðåêîìåíäàöèè è ìåäèöèíñêèå ðàñïîðÿæåíèÿ ãëàâíîãî âðà÷à, íà÷ìåäà, çàâåäóþùåãî îòäåëåíèåì, ãåíåðàëüíîãî äèðåêòîðà.
4. Ñîïðîâîæäàåò ïàöèåíòà íà êîíñóëüòàöèÿõ ñïåöèàëèñòîâ è äèàãíîñòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèÿõ, óìååò êîðîòêî è èíôîðìàòèâíî äîëîæèòü êîíñóëüòàíòó ñóòü ïðîáëåìû, àíàìíåç, ðåçóëüòàòû ïðîâåäåííûõ îáñëåäîâàíèé.
5. Êîíñóëüòèðóåò ïàöèåíòîâ êëèíèêè â êà÷åñòâå âðà÷à-ñïåöèàëèñòà â ñîîòâåòñòâèè ñ èìåþùåéñÿ ñïåöèàëüíîñòüþ è îïûòîì ðàáîòû. Ýòè êîíñóëüòàöèè ìîãóò ïðîâîäèòüñÿ êàê âî âðåìÿ äåæóðñòâà ïî êëèíèêå, òàê è ïî ïðîñüáå êîëëåã âî âðåìÿ, âûõîäÿùåå çà ðàìêè äåæóðñòâà.
6. Îðãàíèçîâûâàåò ñîâìåñòíûå êîíñóëüòàöèè ïàöèåíòîâ ñî ñëîæíûìè è íåÿñíûìè ôîðìàìè çàáîëåâàíèé ñ çàâåäóþùèì îòäåëåíèåì, ñòàðøèì âðà÷îì êëèíèêè, íà÷ìåäîì, ìåäèöèíñêèì äèðåêòîðîì è, ïðè íåîáõîäèìîñòè, ñî ñïåöèàëèñòàìè äðóãèõ ëå÷åáíûõ ó÷ðåæäåíèé.
7. Ïîääåðæèâàåò êîðïîðàòèâíûé ñòèëü êàê â îòíîøåíèè ê êëèåíòàì, òàê è â îòíîøåíèÿõ ñ êîëëåãàìè.
8. Îñóùåñòâëÿåò ëè÷íî ñâîåâðåìåííûé è êà÷åñòâåííûé ìåäèöèíñêèé ñåðâèñ ïàöèåíòàì êëèíèêè.
19. Îðãàíèçóåò ðàáîòó ïîä÷èíåííûõ ñîòðóäíèêîâ, ìëàäøåãî ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà â âîïðîñàõ, êàñàþùèõñÿ îáùåé ìåäèöèíñêîé ïðàêòèêè.
10. Îñóùåñòâëÿåò êîíòðîëüíûå çâîíêè ïàöèåíòàì, ïëàíèðóåò ïåðâè÷íûå è ïîâòîðíûå âèçèòû.
11. Îáåñïå÷èâàåò êà÷åñòâî è ñîîòâåòñòâèå ìåæäóíàðîäíûì ñòàíäàðòàì ìåäèöèíñêîé ïîìîùè ïàöèåíòàì êëèíèêè.
12. Ïîñòîÿííî ñîâåðøåíñòâóåò ñâîé ïðîôåññèîíàëüíûé óðîâåíü: ó÷àñòâóåò â íàó÷íûõ êîíôåðåíöèÿõ ïî ñïåöèàëüíîñòè; ñîâåðøåíñòâóåò íàâûêè.
13. Îñóùåñòâëÿåò àêòèâíîå âåäåíèå ïàöèåíòîâ: ñîñòàâëåíèå êàëåíäàðÿ âèçèòîâ è ïðîöåäóð, êîíòðîëü î÷åðåäíûõ âèçèòîâ.
14. Òùàòåëüíî îðãàíèçóåò ïðèåì ïàöèåíòîâ: èñïîëüçóåò ïðåäâàðèòåëüíóþ çàïèñü, ñîîáùàåò â ðåãèñòðàòóðó î íîâîé çàïèñè, ïðîâîäèò ïðèåì ïàöèåíòà â ìàêñèìàëüíî êîíôèäåíöèàëüíîé îáñòàíîâêå, ïîñëå ïðèåìà âñå èñïîëüçîâàííûå èíñòðóìåíòû ïðèâîäèò â ïîðÿäîê.
15. Ïðèãëàøàåò äëÿ êîíñóëüòàöèè äðóãèõ ñïåöèàëèñòîâ è ìåäñåñòðó, ïðè ñîãëàñèè ïàöèåíòà.
16. Ñîçäàåò ïðîãðàììû èíäèâèäóàëüíîãî îáñëóæèâàíèÿ êëèåíòîâ.
17. Ñâîåâðåìåííî îôîðìëÿåò ìåäèöèíñêóþ äîêóìåíòàöèþ.
18. Ñîáëþäàåò ïðèíöèïû äåîíòîëîãèè, õðàíèò âðà÷åáíóþ òàéíó. 19. Èñïîëüçóåò ñîâðåìåííûå, ñîîòâåòñòâóþùèå çàïàäíîåâðîïåéñêèì è àìåðèêàíñêèì ñòàíäàðòàì ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèé, äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ ïàöèåíòîâ.
20. Ñòðîãî ïðèäåðæèâàåòñÿ ïðàâèë âíóòðåííåãî ðàñïîðÿäêà êëèíèêè (áîëüíèöû, öåíòðà), âñåãäà èìååò îïðÿòíûé âèä.
21. Îñóùåñòâëÿåò äåæóðñòâà ïî êëèíèêå, äîáðîñîâåñòíî âûïîëíÿÿ îáÿçàííîñòè äåæóðíîãî âðà÷à. Ðóêîâîäèò ðàáîòîé ïîä÷èíåííîãî ìåäèöèíñêîãî äåæóðíîãî ïåðñîíàëà.
Îáÿçàííîñòè ìåäèöèíñêîé ñåñòðû êàáèíåòà âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè
1.  ïîâñåäíåâíîé ðàáîòå ïîä÷èíÿåòñÿ íåïîñðåäñòâåííî ñòàðøåé ìåäèöèíñêîé ñåñòðå êëèíèêè (áîëüíèöû, öåíòðà), âðà÷ó îáùåé ïðàêòèêè, çàâåäóþùåìó îòäåëåíèåì, ãëàâíîìó âðà÷ó (ìåäèöèíñêîìó äèðåêòîðó), çàìåñòèòåëþ ãëàâíîãî âðà÷à ïî ìåäèöèíñêîé ÷àñòè (íà÷ìåäó), ñòàðøåìó âðà÷ó, ìåíåäæåðó ïî ìåäèöèíñêîìó ïåðñîíàëó.
2. Âûïîëíÿåò íåïîñðåäñòâåííî ìåäèöèíñêèå ðàñïîðÿæåíèÿ âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè, ñòàðøåé ìåäèöèíñêîé ñåñòðû, ìåäèöèíñêîãî äèðåêòîðà, âðà÷åé êëèíèêè, äåæóðíîãî âðà÷à, ìåíåäæåðà ïî ìåäèöèíñêîìó ïåðñîíàëó.
3. Ïîìîãàåò âðà÷ó â îñóùåñòâëåíèè äèàãíîñòè÷åñêèõ è ëå÷åáíûõ ïðîöåäóð ïî ðàçäåëó îáùåé ïðàêòèêè (ïðîñòûå äèàãíîñòè÷åñêèå è ëå÷åáíûå ìàíèïóëÿöèè â ñîîòâåòñòâèè ñ óêàçàíèÿìè âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè).
4. Îôîðìëÿåò ìåäèöèíñêóþ äîêóìåíòàöèþ (çàêëþ÷åíèÿ, ñïðàâêè è äð.).
5. Âî âðåìÿ äåæóðñòâ âûïîëíÿåò îáÿçàííîñòè ìåäèöèíñêîé ñåñòðû äíåâíîé è ñóòî÷íîé ñìåí (âñòðå÷à ïàöèåíòîâ, ïðîâåäåíèå äîâðà÷åáíîãî îñìîòðà, èçìåðåíèå òåìïåðàòóðû, ÀÄ, ðîñòà, ìàññû òåëà, êàæäûé ðàç ïðåäëàãàåò èçìåðèòü âñå ïåðå÷èñëåííûå ïàðàìåòðû), çàïîëíåíèå ïåðâè÷íîé ìåäèöèíñêîé äîêóìåíòàöèè, âûïîëíåíèå ìåäèöèíñêèõ ñåñòðèíñêèõ ìàíèïóëÿöèé â ñîîòâåòñòâèè ñ ïëàíîì âåäåíèÿ ïàöèåíòà.
6. Ïðîâåðÿåò ñâîåâðåìåííîñòü âûïèñêè, ïðàâèëüíîñòü ó÷åòà, ðàñïðåäåëåíèÿ, ðàñõîäîâàíèÿ è õðàíåíèÿ ðàñõîäíîãî ìàòåðèàëà êàáèíåòîâ âðà÷åé îáùåé ïðàêòèêè.
7. Ïðèâîäèò êàáèíåòû â ãîòîâíîñòü ê ïðèåìó ïàöèåíòà, îðèåíòèðóÿñü íà ïðåäïîëàãàåìûé õàðàêòåð âèçèòà; ïðîâîäèò ïîäãîòîâêó êàáèíåòîâ äëÿ ïðèåìà ñëåäóþùåãî ïàöèåíòà.
8. Îñóùåñòâëÿåò êîíòðîëüíûå çâîíêè ïàöèåíòàì äî ïëàíèðóåìîãî âèçèòà è ìåæäó òàêîâûìè (çâîíèò ïàöèåíòó, íàïîìèíàåò î âèçèòå â êëèíèêó è î ïëàíèðóåìûõ ïðîöåäóðàõ).
9. Îñóùåñòâëÿåò ìåäèöèíñêèé ñåðâèñ â ñîîòâåòñòâèè ñ òðåáîâàíèÿìè ê êà÷åñòâó ìåæäóíàðîäíûõ ñòàíäàðòîâ îêàçàíèÿ ïîìîùè ñðåäíèì ìåäèöèíñêèì ïåðñîíàëîì.
10. Âñòðå÷àåò ïàöèåíòà â ðåãèñòðàòóðå, ïðîâîæàåò â êàáèíåò, ïðèíîñèò çàïîëíåííóþ èñòîðèþ áîëåçíè (àìáóëàòîðíóþ êàðòó) ñ ïðåäâàðèòåëüíûìè ìåäèöèíñêèìè äàííûìè.
11. Ïî âñåì âîïðîñàì êà÷åñòâà ìåäèöèíñêîãî îáñëóæèâàíèÿ ìåäñåñòðà ðóêîâîäñòâóåòñÿ ðàçðàáîòàííûìè êîðïîðàòèâíûìè íîðìàìè.
Òàêèì îáðàçîì, âîçìîæíûõ âàðèàíòîâ îðãàíèçàöèè ðàáîòû âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè äîñòàòî÷íî ìíîãî, åñòü âîçìîæíîñòü âûáîðà è äëÿ ñàìîãî âðà÷à, è äëÿ îðãàíèçàòîðîâ çäðàâîîõðàíåíèÿ.
Äëÿ óñïåøíîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ è ýôôåêòèâíîñòè îáùåé âðà÷åáíîé ïðàêòèêè (ÎÂÏ) è ñåìåéíîé ïðàêòèêè (ÑÏ) ñëåäóåò ðåøèòü òðè ãëàâíûõ ïðîáëåìû. Ýòî ïðàâîâîå îáåñïå÷åíèå íà óðîâíå çàêîíîäàòåëüñòâà; ôèíàíñèðîâàíèå ïðàêòèê, êîòîðîå, êàê ïîêàçûâàåò îïûò çàðóáåæíûõ ñòðàí, â çàâèñèìîñòè îò êîíêðåòíûõ ðåãèîíàëüíûõ îñîáåííîñòåé äîëæíî áûòü ðàçíîîáðàçíûì äàæå â ðàìêàõ îäíîãî ó÷ðåæäåíèÿ (íà îñíîâå ñòàâîê, ãîíîðàðíîãî, ïîäóøåâîãî èëè ñìåøàííîãî ïðèíöèïà); âûðàáîòêà ñèñòåìû êîíòðîëÿ è îöåíêè ýôôåêòèâíîñòè ðàáîòû ÎÂÏ è ÑÏ.
Ëèòåðàòóðà
Ãóáà÷åâ Þ. Ì., Ìàêèåíêî Â. Â. Ïî÷åìó ÿ âûáèðàþ ñåìåéíîãî âðà÷à. ÑÏá., 1999. 32 ñ.
Ãúåëñòàä Ñ. Óëó÷øåíèå êà÷åñòâà îêàçàíèÿ ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â îáùåé âðà÷åáíîé ïðàêòèêå íîðâåæñêèé îïûò // Ðîññèéñêèé ñåìåéíûé âðà÷, 2003. Ò. 7, ¹ 2. Ñ. 48 49.
Äåíèñîâ È. Í., Èâàíîâ È. À. Âèäû ìåäèöèíñêîé ïîìîùè è ïðèíöèïû âçàèìîäåéñòâèÿ ñåìåéíîãî âðà÷à ñ äðóãèìè ñïåöèàëèñòàìè // Ñåìåéíàÿ ìåäèöèíà. 1998. ¹ 2. Ñ. 6 9.
Ìàêðåíêîâ À. Ì., ×åðíèåíêî Å. È. Âðà÷ îáùåé ïðàêòèêè: ïðîáëåìû ïîäãîòîâêè è îðãàíèçàöèè ðàáîòû // Ñåìåéíàÿ ìåäèöèíà. 1998. ¹ 2. Ñ. 21 22.
Ïåðâûé ñúåçä âðà÷åé îáùåé ïðàêòèêè: áîëüøå âîïðîñîâ, ÷åì îòâåòîâ // Ëå÷àùèé âðà÷. 2000. ¹ 1. Ñ. 44 46.
Øàáðîâ À. Â., Àêóëèí È. Ì., Ïîëÿêîâ È. Â. Ïðîáëåìû ðåôîðìèðîâàíèÿ ñèñòåìû çäðàâîîõðàíåíèÿ è ïåðñïåêòèâû îáùåâðà÷åáíîé (ñåìåéíîé) ïðàêòèêè â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå // Âåñòíèê ÑÏáÃÌÀ èì. È. È. Ìå÷íèêîâà. 2000. ¹ 1. Ñ. 5 10.
Источник