Сиротюк а л синдром дефицита скачать

Сиротюк Алла Леонидовна – доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета. 1999 году защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга» в диссертационном совете Тверского государственного университета. В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей» в диссертационном совете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Специалист в области детской психологии, психологии индивидуальных различий, психологии обучения. Разработала и апробировала концепцию дифференцированного обучения школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей; типологию школьников с различным индивидуальным латеральным профилем, включающим межполушарную, моторную и сенсорную асимметрии. Разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ввела понятие «веерный эффект», описывающий зависимость уровней успешности обучения и развития высших психических функций от типа индивидуального латерального профиля и уровня развития межполушарного взаимодействия школьников (совместно с Думиникэ Ю.С.). Книги (6)
Адаптация леворукого ребёнка, кинезиология на уроках физкультуры, тренинг межполушарного взаимодействия. В книге даны упражнения улучшающие мыслительную деятельность, развития визуальной и слуховой памяти. Упражнения, улучшающие адаптацию «леворукого» ребёнка в «праворуком» мире.
Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления). Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
В книге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги. Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения. Источник книги – https://www.e-puzzle.ru
Практическое руководство для учителей и родителей. Книга знакомит читателя с особенностями познавательных процессов детей с разным психофизиологическим профилем (правополушарных и левополушарных, мальчиков и девочек, праворуких и леворуких), в основном старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В книге рассматриваются вопросы дифференцированного обучения детей в зависимости от типа их психических процессов. Приводятся диагностические методики и развивающие программы.
Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.
В пособие включены упражнения: для развития мелкой моторики, артикуляции, межполушарного взаимодействия; глазодвигательные, телесные и др. Отдельный раздел — массаж и самомассаж рук, ног, головы, лица и его значение для психомоторного развития ребенка. Каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое обоснование. Ценность предлагаемого пособия — в его практической направленности для психологов, логопедов, педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений, а также родителей. Добавить отзыв |
Источник
Ñèðîòþê À.Ë. ñêà÷àòü
Ñèðîòþê Àëëà Ëåîíèäîâíà – äîêòîð ïñèõîëîãè÷åñêèõ íàóê, çàâåäóþùàÿ êàôåäðîé ïñèõîëîãèè, ïðîôåññîð Òâåðñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà.
1999 ãîäó çàùèòèëà êàíäèäàòñêóþ äèññåðòàöèþ «Ïñèõîëîãè÷åñêèå óñëîâèÿ äåÿòåëüíîñòè ó÷èòåëÿ ïî ðàçâèòèþ ìûøëåíèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ñ ó÷åòîì âîçðàñòíîé äèíàìèêè ôóíêöèîíàëüíîé àñèììåòðèè ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà» â äèññåðòàöèîííîì ñîâåòå Òâåðñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà.
 2004 ãîäó çàùèòèëà äîêòîðñêóþ äèññåðòàöèþ «Äèôôåðåíöèðîâàííîå îáó÷åíèå ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ñ ó÷åòîì èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé» â äèññåðòàöèîííîì ñîâåòå Ìîñêîâñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà èì. Ì.Â. Ëîìîíîñîâà.
Ñïåöèàëèñò â îáëàñòè äåòñêîé ïñèõîëîãèè, ïñèõîëîãèè èíäèâèäóàëüíûõ ðàçëè÷èé, ïñèõîëîãèè îáó÷åíèÿ. Ðàçðàáîòàëà è àïðîáèðîâàëà êîíöåïöèþ äèôôåðåíöèðîâàííîãî îáó÷åíèÿ øêîëüíèêîâ ñ ó÷åòîì èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé; òèïîëîãèþ øêîëüíèêîâ ñ ðàçëè÷íûì èíäèâèäóàëüíûì ëàòåðàëüíûì ïðîôèëåì, âêëþ÷àþùèì ìåæïîëóøàðíóþ, ìîòîðíóþ è ñåíñîðíóþ àñèììåòðèè.
Ðàçðàáîòàëà íåñêîëüêî êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùèõ ïðîãðàìì äëÿ äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Ââåëà ïîíÿòèå «âååðíûé ýôôåêò», îïèñûâàþùèé çàâèñèìîñòü óðîâíåé óñïåøíîñòè îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé îò òèïà èíäèâèäóàëüíîãî ëàòåðàëüíîãî ïðîôèëÿ è óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ìåæïîëóøàðíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ øêîëüíèêîâ (ñîâìåñòíî ñ Äóìèíèêý Þ.Ñ.).
Îòçûâû îá àâòîðå ‘Ñèðîòþê À.Ë.’
Êîððåêöèÿ ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòà äîøêîëüíèêîâ
Öåëüþ çàíÿòèé ïî ðàçâèòèþ ìûøö ðóê ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ìåæïîëóøàðíîé ñïåöèàëèçàöèè è ìåæïîëóøàðíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ (ñèíõðîíèçàöèÿ ðàáîòû ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà, ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé, ïàìÿòè, âíèìàíèÿ, ðå÷è, ìûøëåíèÿ).
Ïðåäëîæåííàÿ ìåòîäèêà âêëþ÷àåò â ñåáÿ óïðàæíåíèÿ, ðàçâèâàþùèå ìåëêóþ ìîòîðèêó ðóê äåòåé ðàçíîãî âîçðàñòà, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, óïðàæíåíèÿ, ðàçâèâàþùèå ìûøöû ÿçûêà è ãëàç è ò.ä. Èçâåñòíî, ÷òî ðàçâèòèå èíòåëëåêòóàëüíûõ è ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ íåîáõîäèìî íà÷èíàòü ñ ðàçâèòèÿ äâèæåíèé ïàëüöåâ è òåëà. Ðàçâèòèþ êèñòè ðóêè ïðèíàäëåæèò âàæíàÿ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè ãîëîâíîãî ìîçãà è ñòàíîâëåíèþ ðå÷è, òàê êàê ðóêà èìååò ñàìîå áîëüøîå ïðåäñòàâèòåëüñòâî â êîðå ãîëîâíîãî ìîçãà.
ñêà÷àòüÈíòåëëåêò
Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîå è ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå îáó÷åíèÿ
 êíèãå ïðåäñòàâëåíû íàó÷íûå è ýêñïåðèìåíòàëüíûå ðàçðàáîòêè îòå÷åñòâåííûõ è çàðóáåæíûõ íåéðîïñèõîëîãîâ è ïñèõîôèçèîëîãîâ, â òîì ÷èñëå àâòîðà êíèãè.
×èòàòåëü ñìîæåò ïîçíàêîìèòüñÿ ñ îñîáåííîñòÿìè äåòåé ñ ðàçíûì èíäèâèäóàëüíûì ëàòåðàëüíûì ïðîôèëåì è åãî âëèÿíèåì íà ïðîöåññ îáó÷åíèÿ. Ïóáëèêóåìûå òåîðåòè÷åñêèå è ïðàêòè÷åñêèå ìàòåðèàëû ïîçâîëÿò óãëóáèòü è ðàñøèðèòü ïðåäñòàâëåíèÿ î ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ è íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèõ ìåõàíèçìàõ íîðìàëüíîãî è îòêëîíÿþùåãîñÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, ïî-íîâîìó âçãëÿíóòü íà îñîáåííîñòè èõ âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ.
Èñòî÷íèê êíèãè – https://www.e-puzzle.ru
ñêà÷àòüÏñèõîôèçèîëîãèÿ
Îáó÷åíèå äåòåé ñ ó÷åòîì ïñèõîôèçèîëîãèè
Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî äëÿ ó÷èòåëåé è ðîäèòåëåé.
Êíèãà çíàêîìèò ÷èòàòåëÿ ñ îñîáåííîñòÿìè ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ äåòåé ñ ðàçíûì ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèì ïðîôèëåì (ïðàâîïîëóøàðíûõ è ëåâîïîëóøàðíûõ, ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê, ïðàâîðóêèõ è ëåâîðóêèõ), â îñíîâíîì ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.
 êíèãå ðàññìàòðèâàþòñÿ âîïðîñû äèôôåðåíöèðîâàííîãî îáó÷åíèÿ äåòåé â çàâèñèìîñòè îò òèïà èõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ. Ïðèâîäÿòñÿ äèàãíîñòè÷åñêèå ìåòîäèêè è ðàçâèâàþùèå ïðîãðàììû.
ñêà÷àòüÏðàêòè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ
Ñèíäðîì äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ
Äèàãíîñòèêà, êîððåêöèÿ è ïðàêòè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ðîäèòåëÿì è ïåäàãîãàì.
 êíèãå ðàññìàòðèâàþòñÿ ïðè÷èíû è ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ.
Îïèñûâàþòñÿ îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ ýòîãî ñîñòîÿíèÿ è åãî âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà, ïðèâîäÿòñÿ äèàãíîñòè÷åñêèå ìåòîäèêè, ïðàêòè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ó÷èòåëÿì è ðîäèòåëÿì ãèïåðàêòèâíûõ äåòåé.
ñêà÷àòüÂîñïèòàíèå
Óïðàæíåíèÿ äëÿ ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ
 ïîñîáèå âêëþ÷åíû óïðàæíåíèÿ: äëÿ ðàçâèòèÿ ìåëêîé ìîòîðèêè, àðòèêóëÿöèè, ìåæïîëóøàðíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ; ãëàçîäâèãàòåëüíûå, òåëåñíûå è äð.
Îòäåëüíûé ðàçäåë — ìàññàæ è ñàìîìàññàæ ðóê, íîã, ãîëîâû, ëèöà è åãî çíà÷åíèå äëÿ ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Êàæäóþ ãðóïïó óïðàæíåíèé ïðåäâàðÿåò êðàòêîå ïñèõîëîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå.
Öåííîñòü ïðåäëàãàåìîãî ïîñîáèÿ — â åãî ïðàêòè÷åñêîé íàïðàâëåííîñòè äëÿ ïñèõîëîãîâ, ëîãîïåäîâ, ïåäàãîãîâ, âîñïèòàòåëåé äåòñêèõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé, à òàêæå ðîäèòåëåé.
ñêà÷àòüÏðàêòè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ
Áåñïëàòíûå ïî÷òîâûå ðàññûëêè ïî ñàìîðàçâèòèþ îò àâòîðîâ áèáëèîòåêè.
Ïîäïèñàòüñÿ
Источник
ББК 88.8 УДК 159.9
Научный редактор.
Ю.А. Клейберг, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Рецензент. Т.П. Хризман, доктор биологических наук, профессор.
С40 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия «Практическая психология».)
ISBN 5-89144-283-3 ,
В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.
Книга предназначена для педагогов, психологов, дефектоло-гов, воспитателей дошкольных учреждений и других специалистов, занимающихся воспитательной, коррекционной и развивающей работой с детьми. Книга также рекомендуется родителям
ББК 88.8
ISBN 5-89144-283-3© ООО «ТЦ Сфера», 2002
Трудных детей не бывает.
Это мы делаем их трудными.
Т. П. Хризман
ВВЕДЕНИЕ
Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.
В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания1 и гиперактивности2 (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей — 4—20%, Великобритании — 1—3, Италии — 3—10, в Китае — 1—13, Австралии — 7—10, России — 4—18%. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. У девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности.
1 Дефицит внимания – – неспособность удерживать внимание на чем-либо,
что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
1 Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль
побуждений.
Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.
— 1 —
Источник
А.Л.СИРОТЮК
РАЗВИВАЮЩАЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
Цели:
- развитие межполушарной специализации;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие памяти, внимания, речи;
- развитие мышления;
– устранение дислексии.
Продолжительность занятий — 10 – 15 мин.
Периодичность — ежедневно. Время занятий — утро, день.
КОМПЛЕКС № 1
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
- Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
- Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
7. Горизонтальная восьмерка.
1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.
3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».
7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.
КОМПЛЕКС № 2
- Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
- Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
- Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
- Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
- Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
- Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
- Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за
правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5—10 с. Выполните то же самое в другую сторону. - Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
9. Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
КОМПЛЕКС № 3
- Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
- Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
- Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
- Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот: Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
- Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-два-три и т.д.».
6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола,
приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
- Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
- Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
- Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.
КОМПЛЕКС № 4
- Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки, — выдох.
- Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнениямягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.
- Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
- Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
- Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
- Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
- Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями до и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.
- Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
- Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.
10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.
КОМПЛЕКС № 5
- Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно
прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
- Внутри — снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.
- Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
- Делайте движения челюстью в разных направлениях.
- Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
- Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
- Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
- Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.
10. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.
КОМПЛЕКС № 6
- Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
- Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.
- Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять, сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.
4.Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет. Следите за предметом глазами, не двигая головой.
- Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистывание. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистывания и т.д.
- Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
- Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
- Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.
- Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.
10. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».
КОМПЛЕКС № 7
- Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).
- Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
- Лодочка. Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе.
- Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем — разнонаправленные.
- Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибания языка, сжимания и разжимание языка, свертывание в трубочку.
6..Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
- Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.). Другой рукой нарисуйте его на бумаге (промашите в воздухе).
- Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрестные движения.
- Лежа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.
10. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.
Источник