Социализация детей с синдромом дауна курсовая
39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «Кубанский Государственный университет»
Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики
Кафедра дефектологии и специальной психологии
Оценка по результатам
Защиты: ___________________
Секретарь комиссии:
___________________________
«____»________________2010 г.
На правах рукописи
МАНДРЫКА СОФИЯ РОМАНОВНА
3 курс ОФО
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Специальность: 050715 Логопедия
Курсовая работа
Научный руководитель
В.В.Патюков, к.мед.н._____
Нормоконтролер
И.В. Лаврентьева ________
Краснодар 2010 г.
Введение
Актуальность темы исследования. Описанный более ста лет назад как самостоятельная нозологическая форма, синдром Дауна и сейчас вызывает большой интерес учёных. Известно, что среди детей с интеллектуальными нарушениями количество детей с синдромом Дауна составляет 9–10%. Данная группа детей является одной из самых распространенных форм наследственно обусловленной умственной отсталости.
Одной из самых значимых проблем оказания помощи детям с синдромом Дауна является ранняя диагностика и коррекция имеющихся нарушений. Однако система ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна и их родителям только начинает функционировать. В её основе – специальные программы раннего развития детей, разработанные как отечественными учеными (Л.Б. Баряева, М.Б. Браткова, И.М. Бгажнокова, Г.В. Пантюхина, Т.Н. Исаева, Е.М. Мастюкова, А.Р. Маллер, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.), так и зарубежными специалистами (Э. Бра, С. Кернс, Д. Лейн, М. Питерси, Б. Стрэтфорд, Р. Трилор, Д. Ютер и др.). В основу этих программ положен принцип индивидуального подхода, то есть учета структуры нарушений каждого отдельного ребёнка. Именно данный подход, по мнению учёных, позволяет достичь оптимальных результатов у данной категории детей и способствует максимальной реализации имеющихся у них потенциальных возможностей. Так же, как показывают результаты зарубежных и отечественных специалистов, благодаря данным коррекционным программам появляется возможность не только вывести на новый качественный уровень сам процесс развития ребёнка, но и в значительной мере определяет прогресс социальной адаптации и интеграции ребёнка с особыми потребностями в общество.
Таким образом, все это указывает на актуальность данной проблемы.
Цель исследования: изучение особенностей развития ребёнка с синдромом Дауна и организации индивидуальной коррекционно – развивающей работы.
Объектом исследования является особенности психического развития ребёнка с синдромом Дауна.
Предмет исследования: коррекцинно-развивающая работа, направленная на развитие и воспитание ребёнка с синдромом Дауна.
Гипотеза:. оптимальные условия для оказания помощи данной группе детей создаются при организации коррекционно-развивающей работы с опорой на индивидуальные программы развития, разрабатываемые с учётом психофизиологических особенностей ребёнка.
Задачи:
1.Изучение отечественных и зарубежных исследований, посвященных
вопросам обучения и воспитания детей с синдромом Дауна.
2.Исследование особенностей различных сторон психической деятельности ребёнка с синдромом Дауна.
3.Экспериментальное обоснование разработки индивидуальной коррекционной программы по воспитанию, обучению и развитию ребёнка с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы:
анализ литературы, сбор анамнеза, наблюдение, количественный и качественный анализ статистических данных.
База исследования. Исследование проводилось на основе данных, предоставленных центром реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сказка».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (23 источника), 2 приложений на 8 страницах. В работе 3 таблицы, текст представлен на 38 страницах.
1. Теоретические основы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна
1.1. История описания синдрома Дауна: этиология и патогенез
Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. По статистике, 1 младенец из 600-800 появляется на свет с Синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, цвета кожи, национальности. Ничьей вины в появлении лишней хромосомы нет. Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт. Синдром Дауна, как показал в 1959 году французский ученый Жером Лежен (Lejeune), – это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Своё название синдром получил по имени английского врача Джона Лэнгдона Дауна (Down), впервые описавшего его признаки в 1866 году.
Тело человека состоит из миллионов клеток, каждая из которых обычно содержит 46 хромосом. Хромосомы расположены парами – половина от матери, половина от отца. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома, вследствие чего, в клетках, оказывается, по 47 хромосом. Дополнительная хромосома появляется либо в результате генетической случайности при образовании яйцеклетки или сперматозоида, либо во время первого деления клетки, которое следует за оплодотворением. Что значит для ребенка лишняя хромосома? Наличие этой дополнительной хромосомы обусловливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее развиваться и несколько позже своих ровесников проходить общие для всех детей этапы развития. Малышу будет труднее учиться, и всё же большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать, и вообще делать большую часть того, что умеют делать другие дети. В 1866 году в своей первой статье Дж. Лэнгдон Даун описал некоторые характерные черты людей с синдромом Дауна. Он отметил, в частности, Такие специфические особенности лица как: плоский профиль, узкие, широко расставленные раскосые глаза. Такие очертания лица типичны для людей азиатского происхождения. Даун отметил большое сходство между своими пациентами и описал их как «монголов». Спустя десять лет появились протесты против «привязки» этого синдрома к группе населения, называемого монголами. Несмотря на это, авторы журнальных статей и научных публикаций настойчиво употребляли этот термин, вплоть до 1970-х годов.
В настоящее время никто не знает, что приводит к появлению лишней хромосомы в яйцеклетке или сперматозоиде. Но одним из факторов риска появления на свет ребенка с синдромом Дауна является возраст матери. В 20 лет эта вероятность составляет примерно 1 на 2000, в возрасте 30 лет – 1 на 1000, в 35 лет – 1 на 500, в 40 лет – 1на 80, в 45 лет – 1 на 18 (Hook & Lindsjo, 1978).
Примерно у 40% детей отмечаются пороки сердца, иногда требующие хирургического вмешательства. В большинстве случаев с помощью операции удается улучшить состояние детей, и они продолжают вести активную жизнь, однако некоторые пороки сердца неизлечимы и действительно сокращают продолжительность жизни ребенка. Так же у детей с синдромом Дауна повышен риск нарушений слуха и зрения в раннем возрасте [20].
Обычно синдрому Дауна сопутствуют следующие отличительные внешние признаки (согласно данным из брошюры центра «Даунсайд Ап»): «плоское лицо» – 90%, микрогирия (измельчение извилин коры головного мозга), уменьшение объема и веса мозга (микроцефалия, брахицефалия (аномальное укорочение черепа и шеи) – 81%, скошенный затылок, кожная складка на шее у новорожденных – 81%, эпикантус (вертикальная кожная складка, прикрывающая медиальный угол глазной щели) – 80%, гиперподвижность суставов – 80%, мышечная гипотония – 80%, плоский затылок – 78%, брахимезофалангия (укорочение всех пальцев за счет недоразвития средних фаланг) – 70% , катаракта в возрасте старше 8 лет – 66%, открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением нёба) – 65%, зубные аномалии – 65%, клинодактилия 5-го пальца (искривлённый мизинец) – 60%, аркообразное («готическое») нёбо – 58%, плоская переносица – 52% ; бороздчатый язык – 50%, поперечная ладонная складка (называемая также «обезьяньей») – 45%, тонкие, редкие и прямые волосы; сухая, утолщенная, потресканная кожа, характерный румянец на щеках, короткий нос – 40%; характерный разрез глаз: страбизм (косоглазие) – 29%, пигментные пятна по краю радужки = пятна Брушфильда – 19%; деформация грудной клетки, килевидная или воронкообразная – 27%; комплекс соматических изменений: эписиндром – 8%, стеноз или атрезия двенадцатиперстной кишки – 8%, врождённый лейкоз – 8%, ВПС (врождённый порок сердца) – 40%.
Средняя продолжительность жизни людей с синдромом Дауна несколько короче продолжительности жизни людей со стандартным набором хромосом. Одно исследование, проведённое в США в 2002 году, показали, что средняя продолжительность жизни больных – 49 лет. Тем не менее, нынешняя продолжительность жизни значительно возросла по сравнению с 25 годами в 1980-х годах. Причины смерти также изменились со временем, хронические нейродегенеративные заболевания становятся всё более распространены по мере старения населения. Большинство людей с синдромом Дауна, которые доживают до возраста 40-50 лет, начинают страдать более тяжелыми психическими расстройствами, например, болезни Альцгеймера.[14]. Однако зависит это от условий их жизни: в семье, где о ребенке заботятся, развивают его, обеспечивают необходимое содержание, лечение, они могут дожить до 50-60 лет. В приютах, как правило, они живут недолго, несмотря на уход, питание, лечение. Таким образом, на продолжительность жизни детей с синдромом Дауна влияет близость и любовь семьи.
1.2. Особенности психического дизонтогенеза при синдроме Дауна и история организации социальной помощи и воспитания
Л.С. Выготский большое внимание уделял вопросам своевременной коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, на протяжении которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и характеризуются высоким уровнем внутреннего структурирования и богатыми межфункциональными взаимосвязями. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно [9].
Величайшей ошибкой, приведшей практику и теорию воспитания к опаснейшим заблуждениям, является тот факт, что мы тщательно изучаем крупицы дефекта, те золотники болезни, которые встречаются у ненормальных детей,- столько-то слепоты, столько-то глухоты и т. Д. – и не замечаем тех пудов здоровья, которые заложены в каждом детском организме, каким бы дефектом он ни страдал. До сих пор воспитание на 9/10 ориентируется на болезнь, а не на здоровье [10].
Поскольку дети с синдромом Дауна в онтогенезе относятся к умственной отсталости, то интеллектуальные возможности ребенка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивали. Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до выраженной. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем не многие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.
Еще одно неверное представление связано с процессами, происходящими в зрелом возрасте. Считалось, что с возрастом умственные способности людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой людей с синдромом Дауна, не обнаружили наличия этого явления. На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-либо раньше [12].
Психическое развитие детей с синдромом Дауна в разных случаях сильно различается. На данный момент невозможно до рождения определить, как хорошо будет обучаться ребенок, и развиваться физически. Определение оптимальных методов проводится после рождения при помощи раннего вмешательства. Так как дети имеют широкий спектр возможностей, их успех в школе по стандартной программе обучения может сильно варьироваться. Проблемы в обучении присутствующие у детей с синдромом Дауна могут встречаться и у здоровых, поэтому родители могут попробовать использовать общую программу обучения преподаваемую в школах.
В большинстве случаев у детей есть проблемы с речью. Между пониманием слова и его воспроизведением проходит некоторая задержка. Поэтому родителям рекомендуется водить ребёнка на обучение к логопеду. Мелкая моторика задерживается в развитии и значительно отстаёт от других двигательных качеств. Некоторые дети могут начать ходить уже в два года, а некоторые только на 4-м году после рождения. Обычно назначают физиотерапию, чтобы ускорить этот процесс.
Часто скорость развития речи и коммуникативных навыков задерживается и помогает выявить проблемы со слухом. Если они присутствуют, то при помощи раннего вмешательства это лечат либо назначают слуховые аппараты.
Дети с синдромом Дауна отличаются пониженной обучаемостью, значительно отстают от сверстников. Требования в науках, искусстве, истории других предметах могут быть для больных детей недостижимыми или достигнуты значительно позже обычного, по этой причине распределение положительно влияет на обучение, давая детям шанс. В некоторых европейских странах, как Германия и Дания существует система «двух учителей», в которой второй учитель берёт на себя детей с коммуникационными проблемами и умственной отсталостью, однако это происходит в пределах одного класса, что препятствует увеличению умственного разрыва между детьми и помогает ребёнку развивать коммуникативные способности ещё и самостоятельно.
Как альтернатива методу «двух учителей» существует программа сотрудничества специальных и общеобразовательных школ. Суть этой программы заключается в том, что основные занятия для отстающих детей проводятся в отдельных классах, что бы не отвлекать остальных учеников, а различные мероприятия, такие как: прогулки, занятия искусством, спортом, перемены и перерывы на питание проводятся совместно.
Источник
метки: Синдром, Воспитание, Особенность, Общество, Развитие, Обучение, Семья, Аутизм
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье
1.1 Причины и особенность заболевания в отечественной и зарубежной литературе……………………………………………………………………….5
1.2 Особенности социализации детей с синдромом Дауна…………………..9
Глава 2. Психолого- педагогический портрет семьи ребенка с синдромом Дауна
2.1 Характеристика психоэмоционального состояния семьи, воспитывающей ребенка с ОПФР………………………………………………………………….20
2.2.Особенности воспитания в семье ребенка с синдромом Дауна………….23
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
ВВЕДЕНІЕ
Актуальность темы: Среди всех распространенных генетических аномалий особое место занимают дети с синдромом Дауна, проблема изучения которого остается актуальной и в настоящее время. В современной литературе синдром Дауна определяется как состояние, характеризующееся определенным набором признаков, а не причиняющим страдания заболеванием. Дети с синдромом Дауна имеют те же потребности, как и любые другие дети, поэтому никакое государственное учреждение не может заменить им родительской любви, участия, тепла семейной обстановки, эмоционально безопасного изучения окружающего мира и жизни в обществе. Воспитание и обучение детей с синдромом Дауна должно быть нацелено на максимальное раскрытие их потенциала, на предоставление им возможности как можно более полноценно жить в обществе.
Термин «Синдром Дауна» появился более ста лет назад. До сих пор в специальной литературе встречаются выражения «болезнь Дауна» и «люди, страдающие синдромом Дауна». Еще не так давно подобные дети считались неспособными к обучению. Для них, за редким исключением, были закрыты государственные дошкольные и школьные учреждения. Более того, прямо в родильном доме мать зачастую настойчиво уговаривали оставить новорожденного с синдромом Дауна на попечение государства, то есть отдать в дом малютки. Мотивируя это его неполноценностью и необучаемостью.
Сейчас ситуация меняется. Уже не возникает сомнений, что дети с синдромом Дауна имеет те же потребности, как любые другие дети, поэтому никакое государственное учреждение не может заменить им родительской любви. Участия, тепла семейной обстановки, эмоционально безопасного изучения окружающего мира и жизни в обществе.
По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость, поэтому общество должно иметь правильное представление об их особенностях и принимать их как живущих среди нас и только затем уже отмечать их отличия.
7 стр., 3148 слов
Копия 2 распр.нарушения у детей
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов …
Воспитание и обучение детей с синдромом Дауна нацелено на максимальное раскрытие их потенциала, на предоставление им возможности как можно более полноценно жить в обществе. Они, несомненно, испытывает специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно-педагогических мероприятий.
В отечественной литературе данной проблемой занимались: А.Р. Маллер, Г.В. Цикотко, Л.М. Шипицына, Е.А. Мастюкова, Д.Н. Исаева и др. Они отмечали, что развитие ребенка с синдромом Дауна в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.
Данная проблема является значимой и в современной педагогической теории и практике.
Объект исследования: семья, воспитывающая ребенка с синдромом Дауна.
Предмет исследования: процесс воспитания детей с синдромом Дауна в семье.
Цель: выявить особенности развития и воспитания ребенка с синдромом Дауна в семье.
Задачи:
1. Рассмотреть социально-психологические особенности детей с синдромом Дауна и особенности их социализации .
2. Охарактеризовать роль родителей в воспитании детей с ОПФР.
3. Выявить особенности воспитания в семье детей с синдромом Дауна.
4. Описать основные формы работы с родителями, которые имеют детей с синдромом Дауна.
Методы исследования: библиографический поиск, теоретический анализ методической литературы.
16 стр., 7769 слов
Воспитание и обучение детей с нарушением развития
… конференции “Дети-инвалиды в семье, обществе, Церкви” С. 10 Опыт проведения летних лагерей для детей с особенностями развития на базе сельского … С. 41 Верник, О. А. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом Дауна С. 46 Киртоки, А. Е. К проблеме обучения … детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического дошкольного …
Глава1
1. Теоретические подходы к проблеме изучения социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье
1.1. Причины и особенность заболевания в отечественной и зарубежной литературе
Синдром Дауна — врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболее распространенных форм умственной отсталости; ею страдает примерно 10% больных, поступающих в психиатрические лечебницы [2, c.35].
На основе достижений последних десятилетий в области медицинской и молекулярной генетики, биохимии и цитогенетики существенно изменились представления об этиологических механизмах нарушений развития у детей. Среди причин патологических состояний и заболеваний, при которых первично или вторично нарушается развитие психики ребенка, значительное место занимают различные патогенные мутации.
Повышенный интерес, проявляемый различными специалистами к указанной группе, объясняется выраженной частотностью синдрома Дауна, очерченностью клинических признаков, а также лучшей (в сравнении с другими хромосомными синдромами) выживаемостью и в этой связи -возможностью ранней диагностики.
Анализ литературных сведений показывает, что болезнь Дауна является наиболее изученной формой олигофрении. Впервые ее описал в 1836 г. французский психиатр Ж. Эскироль, а в 1866 г. — английский педиатр Джон Лангдон Даун, который представил ее в клинической характеристике как «монголоидную идиотию». Оценка синдрома Дауна как монголизма приписывается также Роберту Чемберсу.
Наиболее полное научное описание указанной аномалии после Л. Дауна принадлежит английским врачам Фрейзеру и Митчелу (1876), а в конце 90-х
12 гг. болезнь Дауна описывалась уже в различных странах: в Англии на нее
указывают Смит, Гаррод; во Франции — Бонвель; в Германии первое описание принадлежит Ньюману (1899).
В России об этом заболевании впервые сообщил известный психиатр П. И. Ковалевский (1905).
Множественные описания синдромальных признаков не объясняли причин их возникновения. Сам Л. Даун объяснял происхождение «монголоидного идиотизма» расовой дегенерацией или атавизмом. Описывая группу больных, он пришел к заключению, что многие из них имеют облик типичного монгола, полагая, что это сходство обусловлено «регрессией к азиатской расе», которую считал древнейшей из всех. Эта точка зрения опиралась на разработанную Р. Чемберсом в 1844г. схему развития, согласно которой «монголы представляют собой остановившихся в развитии новорожденных». Чемберс предполагал, что к рождению детей монголоидного типа приводят кровосмесительные браки родителей, а также рождение детей родителями в зрелом возрасте.
13 стр., 6430 слов
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание
Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития …
Мнение о том, что лица с синдромом Дауна в некотором роде «монголы», просуществовало до 1930 г., хотя еще в 1906 г. критиковалось сыном самого Лангдона Дауна — Реджинальдом. Большинство исследователей выражало сомнение и высказывали критические замечания относительно теории расовой дегенерации, однако предложенное Дауном название «монголоидная идиотия», надолго утвердилось в зарубежной литературе под названием «монголизм».
В отечественной науке названия «монголизм», «монголоидная идиотия» считаются не корректными, большинство авторов используют в качестве определения «болезнь Дауна», при этом некоторые из них (Е.Ф. Давиденкова, 1966) не согласны с названием «синдром Дауна».
В начале XX столетия большинство ученых остановились на предположении о генетическом происхождении синдрома Дауна. Гипотеза о наследственной природе впервые была высказана самим Лангдоном Дауном. Идеи относительно того, что синдром Дауна связан с аномалиями хромосомного набора были основаны больше на научной интуиции. Еще в 1932 г. Варденбург предположил, что синдром Дауна может быть вызван дупликацией или нехваткой участка хромосомы. Гипотезу о хромосомной
14 природе синдрома Дауна высказывали также Блейер, Роджер и Пирсон [10, c.95].
После открытия хромосомной этиологии синдрома Дауна началась интенсивная разработка теоретических проблем относительно этого заболевания, возрос интерес к его клиническим проявлениям, интенсивно развивались методы объективной лабораторной диагностики для определения генетической формы.
Наличие нечетких, так называемых «мягких» форм синдрома Дауна признавалось все время, начиная с работ Л. Дауна. Это были такие
случаи, когда в части клеток хромосомный комплекс не изменен и лишняя 21
26 стр., 12790 слов
Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии Оглавление ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии 1.1 Концептуальный аппарат психологии семейных отношений 1.1.1 Функции семьи 1.1.2 Границы семьи 1.1.3 …
хромосома обнаруживается только в определенном проценте клеточных ядер, что и является признаком мозаицизма.
В группе с количеством трисомных клеток менее 50% чаще встречается сохранный интеллект в нижних ее границах, что сближает его с так называемой пограничной формой умственной отсталости, а при наличии более 50% трисомных клеток чаще выявляется олигофрения. На самом деле синдром Дауна не связан с расовыми особенностями и встречается у представителей всех рас. Синдром удалось экспериментально воспроизвести у крыс путем рентгеновского облучения эмбриона на 12-13-й день беременности.
Точное установление этиологии позволило определить место синдрома Дауна среди других форм патологии человека, относящихся к хромосомным нарушениям. При всех видах хромосомных аберраций в аутосомах (нехватка, лишняя хромосома, делеция или транслокация) неизбежно возникает слабоумие, при котором грубый интеллектуальный дефект сочетается с поражением ряда систем: костной, сердечно-сосудистой, эндокринной, зрительной, слуховой, речевой и др [7, c.19-23].
На основании клинических исследований можно утверждать, что у большинства детей с трисомией-21 имеется сложный психофизический дефект. Изолированная умственная отсталость наблюдается только у 18% больных, а у 42% из них умственная отсталость сочетается с нарушением слуха, у 12% — с дефектами зрения, у 28% — с неполноценностью обеих сенсорных систем [13, c.148].
Помимо уже упоминавшихся особенностей строения глаз у больных с синдромом Дауна выявляются и другие характерные признаки: маленькая округлая голова, гладкая влажная отечная кожа, сухие истонченные волосы, маленькие округлые уши, маленький нос, толстые губы, поперечные бороздки на языке, который зачастую высунут наружу, так как не помещается в полости рта. Пальцы короткие и толстые, мизинец сравнительно мал и обычно загнут вовнутрь. Расстояние между первым и вторым пальцами на кистях и стопах увеличено. Конечности короткие, рост, как правило, значительно ниже нормы. Половые признаки развиты слабо, и, вероятно, в большинстве случаев способность к репродукции отсутствует. Кроме того, дети с болезнью Дауна очень восприимчивы к инфекции и поэтому часто болеют.
12 стр., 5722 слов
РЕФЕРАТ Лечение хронического болевого синдрома у онкологических больных
ГОУ ВПО Ульяновский Государственный Университет Институт медицины, экологии и физической культуры Медицинский факультет . РЕФЕРАТ «Лечение хронического болевого синдрома у онкологических больных» Выполнила: . Ульяновск 2010 Рак является мировой проблемой. По данным ВОЗ в 2000 г. среди 6 млрд жителей планеты Земля было выявлено около 10 млн онкологических больных, из которых 6 млн человек умерли …
Интеллект больных обычно снижен до уровня умеренной умственной отсталости. Коэффициент интеллектуального развития (IQ) колеблется между 20 и 49, хотя в отдельных случаях может быть выше или ниже этих пределов. Даже у взрослых больных умственное развитие не превышает уровень нормального семилетнего ребенка. В руководствах традиционно описываются такие черты больных с синдромом Дауна, как покорность, позволяющая им хорошо приспосабливаться к больничной жизни, ласковость, сочетающиеся с упрямством, отсутствием гибкости, склонность к подражательству, а также чувство ритма и любовь к танцам. Однако систематические исследования, проведенные в Англии и США, не подтверждают этот образ.
Установлено, что если синдромом Дауна страдает один из однояйцовых близнецов, то неизбежно болен и другой, а у разнояйцовых близнецов, как и вообще у братьев и сестер, вероятность такого совпадения значительного ниже. Данный факт дополнительно свидетельствует в пользу хромосомного происхождения болезни. Однако синдром Дауна нельзя считать наследственным заболеванием, так как при нем не происходит передачи дефектного гена из поколения в поколение, а расстройство возникает на уровне репродуктивного процесса.
Большинство авторов склоняется к тому, что частота синдрома Дауна одинакова среди обоих полов. Усилия зарубежных и отечественных специалистов из медико-биологических и клинических разделов науки направлены на профилактику и медикаментозную терапию, но, к сожалению, в настоящее время не существует достаточно эффективного лечения синдрома Дауна, хотя в практике используется широкий спектр препаратов-психостимуляторов, витаминов, общеукрепляющих средств и др.
Предпринимались попытки лечить детей с синдромом Дауна гормонами щитовидной железы и гипофиза, однако эти методы находятся пока на стадии разработки. Как и другие умственно отсталые дети их уровня, больные с синдромом Дауна поддаются обучению бытовым навыкам, координации движений, речи и другим ……..
Список литературы:
1. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие развития познавательной сферы.\Вопр. Психологии. — 2003 — №5. С. 60-64.
17 стр., 8342 слов
Концепции одарённости и её развития
23 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ВОПРОСЫ К ЭКЗМЕНУ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЁННОСТИ» для студентов III курса стационара СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Специальность «Дошкольное образование. Практическая психология» Преподаватель: Синюк Д.Э. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Предмет психологии одарённых детей Понятие об одарённости. Психология одарённого ребёнка в системе психологических знаний. …
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М, Медицина, 1994.-216 с.
3. Атлашкина Т. В. Развитие памяти и интеллекта у детей с задержкой психического развития. СПб.: Респекс. — 2005. — 384с.
4. Айвазян, Е.Б. Проблемы особой семьи / Е.Б. Айвазян, А.В. Павлова, Г.Ю. Одинокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 3. — С. 72-81
5. Гуровец, Г.В. К вопросу изучения болезни Дауна / Г.В. Гуровец, Л.З. Давидович // Дефектология. — 1999. — № 6. — С. 9-13.
6. Минигалиева, М.Р. Дети с особыми нуждами и их семьи: проблемы и помощь / М.Р. Минигалиева // Психолог в детском саду. — 2005. — № 2. — С. 113-122.
7. Будникова, Л.Г. Из опыта обучения детей с синдромом Дауна / Л.Г. Будникова // Дефектология. — 1997. — № 6. — С. 19-23.
8. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников.\ Дошкольное воспитание. — 2002. — №5. — С.45-49
9. Шарук, Ю.К. Информационная поддержка семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна / Шарук Ю.К. // Дефектология. — 2006. — № 6. — С. 13.
10. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология.- 2001.-№1.-С.9.
11. Выготский Л.С. Проблеиы дефектологии. — М. 1995. — с.468.
12. Мицкевич, Л.Н. Психоэмоциональное состояние семьи с ребенком — инвалидом / Л.Н. Мицкевич // М- 2002. — № 4. — С. 45-53.
13. Номовир, И.Г. Направления работы по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания детей с синдромом Дауна / И.Г. Номовир // М — 2005. — № 6. — С. 8 — 12.
14. Пархомович, В.Б. Эмоциональное состояние родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития / В.Б. Пархомович//М- 2008. — № 6. — С. 53-60.
15. Разенкова, Ю.А. Образ ребенка и себя в материнской роли у матерей, воспитыающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста / Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян, С.Е. Иневаткина, Г.Ю. Одинокова // Дефектология. — 2008. — № 5. — С. 41-51
16. Сагдуллаев, А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии / А.А. Сагдуллаев // Дефектология. — 1990.- № 4. — С. 75-79.
17. Филипс, К. Мама, почему у меня синдром Дауна?: моногр. / К.Филипс. — М.: Теревинф, 1998. — 157 с.
18. Айвазян, Е.Б. Проблемы особой семьи / Е.Б. Айвазян, А.В. Павлова, Г.Ю. Одинокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 2. — С. 61-67.
19. Шипицына, Л.Н. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: специальная литература. / Л.Н. Шипицына. — СПб.: Речь, 2005.
20. Маллер, А.Р. Воспитание ребенка с синдромом Дауна в семье / А.Р. Маллер // Дефектология. — 1986. — № 4. — С. 82-86
21. Житникова Л.Н. В защиту прав детей-инвалидов.// Новый регион. — 2006. № 3. с. 64-69.
22. Лебедева О. О возможностях развития образной памяти. // Ж. Дошкольное воспитание, -2005, №8. С.52-54.
Источник