Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом дауна

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна
Проблема социальной адаптации детей с синдромом Дауна заключается в том, что данный синдром не является болезнью, успешно коррегируемой медикаментозно, это особый тип развития, требующий специальных условий обучения и воспитания. Вся практика деятельности специалистов, и основного и вспомогательного плана (специалистов сопровождения), в конечном итоге преследует одну цель – максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребенка с синдромом Дауна при обучении и воспитании, обеспечить ему социальную адаптацию во время нахождения в ДОУ и создать адаптированный ресурс для начальной и средней школы.
Чтобы организовать коррекционную работу по социальной адаптации детей с синдромом Дауна в ДОУ, необходимо использовать тематическое планирование.
Воспитатель планирует работу в рамках одной лексической темы в течение недели. На основе планирования подбирается речевой материал (стихи, речевые игры с движениями, рифмовок), доступный для понимания и воспроизведения с помощью графического языка (картинки, рисунки, пиктограмм, фотографии). Планируются ситуативные диалоги (с использованием мимики и жестов, пиктограмм), речевые игры с движениями, формирующие и закрепляющие умения использовать естественные общеупотребительные жесты при выполнении режимных моментов.
Социальная адаптация детей с синдромом Дауна происходит на протяжении всего дня пребывания ребенка данной категории в ДОУ, как на индивидуальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, в ходе режимных моментов, на прогулке и т.д.
Образовательная деятельность воспитателя с ребенком с синдром Дауна строится по четкому алгоритму, позволяющему ребенку данной категории неоднократно закрепить полученные знания. В процессе работы с ребенком данной категории используются три метода обучения: на первом месте находятся практические и наглядные методы, дополнением является словесный метод.
С помощью приемов альтернативной коммуникации (вербальные и невербальные средства общения), например, жесты как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение. Кроме жестов можно использовать пиктограммы, картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы ребенок с синдромом Дауна проявлял инициативу и самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми, задавая вопросы, начиная разговор, приглашая к деятельности, включаясь в игру.
Ещё одной составляющей специфики работы с детьми с Синдромом Дауна является организация работы с родителями, которые становятся активными участниками процесса социальной адаптации детей с синдромом Дауна к ДОУ. В тетрадях взаимодействия воспитатель даёт практические задания по использованию общеупотребительных жестов, схем, пиктограмм, в обыденной повседневной жизни.
Коррекционная работа по социальной адаптации детей с синдромом Дауна требует большой терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем. Не каждого ребенка с синдромом Дауна можно успешно подготовить к самостоятельной жизни. Но в любом случае коррекционно-педагогическая работа помогает развить у него способности к коммуникативному взаимодействию (вербальными и невербальными средствами общения), сгладить негативные проявления нарушений, усилить психическую активность, повысить качество жизни.
Источник
Серия ,м «Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития»
Социальная адаптация
детей раннего возраста
с синдромом Дауна
(Организация, содержание и методика работы адаптационных групп)
Методическое пособие
Москва 2002
Автор: — сотрудник Центра ранней помощи
для детей с синдромом Дауна « Даунсайд АП», специальный педагог,
при участии специального педагога (ч. 1,2.6; ч. III; ч. IV)
Научный кандидат психологических наук, доцент ,
консультант: член Международной ассоциации научных исследований в области умственной отсталости (1А53Ш)
Литературный редактор:
Рецензенты: руководитель департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития РФ ;
кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им.
Департамент по делам детей, женщин и семьи
Министерства труда и социального развития Российской Федерации рекомендует данное пособие к использованию в системе реабилитационных учреждений для детей с ограниченными возможностями.
Методическое пособие посвящено проблемам формирования навыков общения и социальной адаптации детей с особыми потребностями. В нем изложены теоретические и практические аспекты психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
Настоящее издание адресовано широкому кругу специалистов, заинтересованных в использовании современных подходов и новых технологий в интеграции детей с особыми потребностями в общество, а также может быть использовано при подготовке будущих специалистов в области коррекцион-ной педагогики
Использование материалов данной книги возможно только при наличии ссылки на источник и авторов.
I8ВN -7
II
ОТ АВТОРОВ
В основу книги, которую мы предлагаем вашему вниманию, положен шестилетний опыт практической работы Центра ранней помощи «Даунсайд Ап», оказывающего психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна.
Наш опыт показал, что для успешной социализации детей с особыми потребностями психолого-педагогическая работа должна включать в себя ряд последовательных и взаимосвязанных шагов.
Первый шаг — работа в семье, так называемое «домашнее визитирование». Суть его заключается в следующем: два раза в месяц семью посещает педагог – специалист по раннему развитию, который помогает родителям создать условия, необходимые для успешной реабилитации и социальной адаптации ребенка.
Второй шаг заключается в том, что в возрасте полутора лет малыш вместе с мамой начинает участвовать в занятиях адаптационной группы, подробному описанию которых и посвящена эта книга. Мы старались рассказать не только об изменениях, происходящих на этом этапе с малышом, но и о том психотерапевтическом воздействии, которое участие в работе группы оказывает на родителей.
Следующий шаг в социализации ребенка с особыми нужцами — это поступление в детский сад. Около тридцати детей, участвующих в программах нашего Центра (число их постепенно растет), посещают различные дошкольные учреждения, в том числе и обычные районные детские сады, а мы продолжаем оказывать им профессиональную педагогическую помощь. Раз в неделю они приходят в Центр, чтобы принять участие в обучающих групповых и индивидуальных занятиях. Описанию этого этапа работы мы планируем посвятить нашу следующую книгу.
Настоящее пособие поможет педагогам реабилитационных центров, детских садов, других коррекционно-образовательных учреждений и родителям получить необходимую информацию об особенностях развития детей с синдромом Дауна, а также познакомиться с одним из возможных путей их социальной адаптации.
Авторы благодарят Керстен Холл, физичесКого терапевта
(Канада), и МарКа Маулита, функционального терапевта
(Филиппины), за помощь в организации работы в Центре
и подготовке материалов для раздела «Двигательное развитие
и формирование наВыКов различных видов деятельности
на основе адаптивного подхода»
Авторы хотели бы таКЖе поблагодарить
за подбор и перевод материалов по теме «Особенности
Когнитивного развития у детей с синдромом Дауна».
Авторы выраЖают глубокую признательность родителям,
детям и сотрудникам Центра ранней помощи «Даунсайд Ап»
за участие и поддерЖКу.
Центр ранней помощи благотворительного фонда
«Даунсайд Ап» высоКо оценивает вКлад ,
руководителя департамента по делам детей, Женщин и семьи
Минтруда России, в работу по подготовке Книги
и помощь в ее распространении.
Мы глубоКо признательны Кандидату психологических науК,
• доценту фаКультета психологии МГУ им.
ь Лебединс, Который Взял на себя труд
5-‘ быть нашим рецензентом.
Эь Отдельную благодарность авторы ВыраЖают
в – доКтору педагогичесКих науК Вой
‘” и Кандидату педагогичесКих науК
• за Конструктивную помощь 6 работе над руКописью. *1
Педагогический Коллектив «Даунсайд Ап» благодарит аКадемиКа РАО, доКтора психологических науК, профессора,
заведующего Кафедрой социальной психологии МГППУ
Кого и члена-Корреспондента РАО, доКтора
психологических науК, профессора, зав. Кафедрой психологии
личности фаКультета психологии МГУ им
Ва, Которые не тольКо нашли время прочитать руКопись
Книги, но и написали отзывы, Которые мы приводим ниЖе.
отзыв
на методическое пособие
«Социальная адаптация детей раннего возраста
с синдромом Дауна. (Организация, содержание и методика
работы адаптационных групп)»
Автор: (при участии ) Пособие подготовлено в Центре ранней помощи
для детей с синдромом Дауна российской благотворительной организации «Даунсайд Ап»
Научный консультант: , канд. психол. наук,
доцент, член Международной ассоциации научных исследований в области умственной отсталости (1А58Ю)
Предлагаемая Центром ранней помощи для детей с синдромом Дауна при российской благотворительной организации «Даунсайд Ап» книга «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. (Организация, содержание и методика работы адаптационных групп)» может быть рекомендована в качестве научно-методического пособия по ранней реабилитации детей, нуждающихся в специальной поддержке. И хотя она подготовлена на основании анализа и обобщения многолетнего опыта работы с детьми с Даун-синдромом, представленная в ней программа работы вполне может быть использована как руководство по ранней педагогической помощи детям с другими нарушениями.
Опираясь на современные отечественные и зарубежные исследования особенностей детей раннего возраста с синдромом Дауна, сотрудникам Центра удалось разработать эффективные методические рекомендации по стимулированию развития различных сторон личности ребенка, имеющих существенное значение для адаптации этих детей к условиям пребывания в общественных дошкольных учреждениях и их подготовки к интеграции в социальную жизнь.
Представленный в пособии материал позволяет по-новому взглянуть на принципы организации групповой и индивидуальной работы в реабилитационных учреждениях и предусматривает активное вовлечение родителей в процесс обучения, что чрезвычайно позитивно влияет на последующий ход социализации ребенка.
VI
Разработанное пособие может быть с успехом использовано не только в педагогической практике специальных дошкольных учреждений, реабилитационных центрах и центрах социальной помощи семье и детям, но и при подготовке будущих специалистов в области коррекционной педагогики.
,
Академик РАО, профессор, д-р психол. наук, заведующий кафедрой специальной психологии
Московского городского психолого-педагогического института
^ ОТЗЫВ
на методическое пособие
«Социальная адаптация детей раннего возраста
с синдромом Дауна. (Организация, содержание и методика
работы адаптационных групп)»
Автор: (при участии Ф )
, Пособие подготовлено в Центре ранней помощи
для детей с синдромом Дауна,; российской благотворительной организации «Даунсайд Ал»
|, Научный консультант: , канд. психол. наук, , доцент, член Международной ассоциации научных исследований в области умственной отсталости (1А58Ш)
Представленное пособие является одной из первых в России публикаций, посвященных подробному описанию содержания и принципов организации коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с синдромом Дауна, направленной прежде всего на формирование навыков общения и социально-адаптированного поведения в коллективе сверстников.
В связи с тем, что в последнее время появляется все большее количество дошкольных образовательных учреждений, проявляющих инициативу в деле интеграции детей с особыми нуждами,
VII
появилась необходимость в решении целого ряда принципиальных задач, главными из которых являются следующие. Во-первых, это проблема специальной подготовки детей с ограниченными возможностями к пребыванию в этих учреждениях. И, во-вторых, необходимость осуществления методической помощи практическим работникам и специалистам в организации обучения этих детей с учетом особенностей их развития.
Использование данного пособия может существенно помочь в решении обеих вышеназванных задач.
На основании многолетнего опыта сотрудники Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна пришли к выводу, что одним из оптимальных путей социализации этих детей является создание так называемых адаптационных групп, представляющих собой промежуточное звено между индивидуальным обучением в домашних условиях и посещением дошкольных учреждений. В представленной книге, или пособии, подробно описываются этапы, содержание, формы и методы организации занятий в этих группах. Она, несомненно, может быть рекомендована к использованию в качестве методического пособия, которое окажет неоценимую помощь всем, кто заинтересован в разработке конкретных средств и способов интеграции детей с особыми нуждами в общество.
Мы не сомневаемся, что ее публикация и распространение будет способствовать успеху в практическом продвижении этой идеи в нашей стране.
Заведующий кафедрой психологии личности
ф-та психологии Московского государственного
университета им ,
д-р психол. наук, профессор, чл.-корр. РАО
VIII
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………… 2
Часть I. Научно-методические обоснования содержания и форм
работы с детьми раннего возраста с синдромом Дауна……… 7
1 Особенности организации и основные направления работы
с детьми раннего возраста с особыми нуждами . 7
2 Специфика развития детей раннего возраста с синдромом Дауна
в процессе их адаптации к условиям 1руппового обучения 12
2 1 Социально-эмоциональное развитие 16
2 2 Формирование общения, развитие речи 22
2 3 Развитие крупной моторики и пространственной
ориентировки 35
2 4 Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации. . 49
2 5 Развитие познавательной деятельности (когнитивное
развитие) 63
2 6 Развитие навыков самообслуживания (совместно
с М Ф Гимадеевой) 80
Организация и методика проведения занятий
в адаптационных группах…………………………………………..
Часть III. Программа работы (совместное 115
Часть IV. Приложения (совместно с М Ф. Гимадеевой)….. 158
Литература………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми нуждами в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. И это обусловлено не только здравым смыслом, который всегда подсказывал нам: «Чем раньше, тем лучше», но и тем существенным позитивным опытом работы, который был накоплен за последние десятилетия в рамках деятельности так называемых служб ранней помощи, получивших значительное развитие в странах Запада и которые наконец-то начали организовываться на территории Российской Федерации.
Следует указать на ряд факторов, оказавших значительное влияние на появление и организацию такого рода помощи. Среди них можно выделить следующие.
• Во-первых, это успехи ранней диагностики, позволившие
определять наличие и степень нарушения сразу после рождения. В
ряде случаев такая диагностика стала возможной еще до появле
ния внешних признаков отклонений от нормативных показателей.
Очевидно, что раннее обнаружение нарушения открывает хоро
шую перспективу для организации превентивной работы с ребен
ком и воспитывающими его родителями.
• Во-вторых, были созданы благоприятные условия для вы
хаживания большого количества недоношенных детей, а также
детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, ранее не имевших
возможности выжить. Все эти дети попадают в группу риска, где
раннее начало работы часто оказывает решающее влияние на их
развитие.
• И, наконец, в качестве третьего существеннейшего факто
ра, повлиявшего на создание служб ранней помощи, выступило
изменение отношения в обществе к детям с особыми нуждами,
признание за ними права получения не только медицинской, но
и психолого-педагогической поддержки, направленной на поэтап
ную интеграцию этих детей к нормальным условиям существова
ния.
Следует отметить, что при наличии в нашей стране двух первых факторов почти полностью отсутствует третий. С одной стороны, это отчасти можно объяснить недостаточным вниманием государственных структур к появлению новых возможностей и форм реабилитации детей с особыми нуждами, а с другой стороны, пассивной позицией родителей этих детей. Ведь во многих странах именно общественные движения родителей, а не экспертов в области специального образования и социального
‘обеспечения населения, существенно повлияли на изменение об-1 щественного сознания по отношению к проблеме интеграции так называемых «инвалидов» в обычную социальную среду
* И все-таки, несмотря на отсутствие должной государствен-
* ной поддержки, ряд организаций в нашей стране взяли на себя
смелость создания служб ранней помощи, в рамках деятельности
которых к настоящему времени уже накоплен определенный по
зитивный опыт работы, требующий осмысления и обсуждения
всеми заинтересованными сторонами.
Одним из инициаторов этого движения стал Центр ранней помощи для детей с синдромом Дауна, созданный при благотворительном фонде Даунсайд Ал, который начал свою работу шесть лет назад в Москве при активной поддержке зарубежных коллег, имеющих большой опыт работы с детьми раннего возраста с синдромом Дауна.
Следует отметить, что Центр, опираясь на опыт зарубежных служб, изначально создавался не как их аналог. Полностью сориентированный на условия нашей страны и большого города, он имеет ряд значительных особенностей во всех его звеньях.
Его деятельность базируется на использовании теоретического и практического опыта отечественных и зарубежных исследователей и педагогов, деловом сотрудничестве специалистов разных направлений: психологов, педиатров, специальных педагогов, логопедов, специалистов по физическому развитию (физические терапевты или кинезисты). Все это позволило реализовать комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна и создать эффективную программу их поэтапной адаптации к условиям обучения в общественных дошкольных учреждениях.
Основополагающим принципом деятельности Центра, положенным в основу настоящего пособия, является работа с семьей, в которой родился ребенок с синдромом Дауна. Для понимания специфики работы с такой семьей следует учитывать, что в подавляющем большинстве случаев родителям уже в роддоме непосредственно после сообщения диагноза, как правило, настоятельно предлагают отказаться от ребенка. В этом случае стресс, вызванный у матери рождением неполноценного с ее точки зрения малыша, значительно усиливается из-за отсутствия поддержки со стороны специалистов, а в значительной части случаев – и со стороны близких
В отечественной и зарубежной литературе описано влияние объективных и субъективных факторов на формирование позитивных детско-родительских взаимоотношений и детское разви-
тие (, , -ковкина и др.)- В частности, было показано, что стрессоры, воздействующие на семью, препятствуют формированию положительных взаимоотношений матери и ребенка, что, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на общее развитие малыша (М. Гуральник) и препятствует нормальному ходу социализации ребенка.
В период новорожденное™ и младенческого возраста в целом ведущей формой деятельности является эмоциональное, положительно окрашенное общение взрослого и ребенка (кий, , и др.). Поэтому, согласно модели организации ранней помощи, созданной в Центре, акцент в работе на первом этапе оказания поддержки семье делается на формировании оптимальных способов взаимодействия родителей с ребенком. Это помогает избежать психической депривации у малыша и способствует нормальному ходу его дальнейшего развития, в том числе и в социальном плане.
На втором этапе работы с семьей основное внимание уделяется созданию развивающей среды для ребенка и знакомству родителей с методикой его обучения и воспитания, разработанной с учетом сензитивных этапов и особенностей развития детей с синдромом Дауна. Наш опыт показал, что наибольших успехов можно добиться в тех случаях, когда в планировании работы активную роль играют сами родители. Это позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Следует отметить, что в основе методики, предлагаемой родителям, лежит концепция , согласно которой основной путь развития ребенка – это амплификация, иными словами, наполнение процесса развития ребенка наиболее значимыми формами и способами деятельности. Важно понимать, что главная задача состоит не в ускорении развития с помощью обучения, а в расширении возможностей ребенка. Фундаментом комплексной программы стимуляции развития ребенка в условиях семьи являются принципы средовой педагогики, впервые разработанные М. Монтессори, а также деятельностный подход к развитию ребенка (, , ), который заключается в том, что развитие ребенка происходит в процессе усвоения различных видов деятельное**. Для ребенка преддошкольного и дошкольного возраста это прежде всего общение, игра, изобразительная деятельность, конструирование, а
I
также максимальное вовлечение в бытовую жизнедеятельность семьи.
Следующим важнейшим этапом социализации ребенка является включение его в коллектив сверстников, коренным образом меняющий его позицию, так как к нему начинают предъявляться значительно более сложные с личностной точки зрения требования. Для облегчения этого перехода нами была разработана и апробирована такая его форма, как приглашение на занятия в так называемую адаптационную группу, которая служит как бы мостиком для дальнейшей адаптации ребенка к условиям воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Анализу этих условий, а также подробному описанию содержания, форм и методов организации работы в адаптационной группе и посвящено предлагаемое вашему вниманию пособие. Хотим лишь коротко охарактеризовать два качественно разных этапа групповой работы. Первый из них проходит параллельно с домашними визитами (возраст ребенка от полутора до двух, двух с половиной лет). На этом этапе основное внимание на занятиях группы уделяется социальной адаптации ребенка. После того как малыш привыкнет находиться в новом помещении, играть рядом и вместе со сверстниками, станет более самостоятельным, приобретет навыки, необходимые для обучения при групповой форме работы, наступает второй этап: домашние визиты подходят к концу, и все дидактические задачи теперь также решаются на занятиях адаптационной группы. Такая структура обеспечивает постепенный переход ребенка от условий домашнего воспитания к обучению в детском дошкольном учреждении
Источник