Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом дауна

Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом дауна thumbnail

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна

Проблема социальной адаптации детей с синдромом Дауна заключается в том, что данный синдром не является болезнью, успешно коррегируемой медикаментозно, это особый тип развития, требующий специальных условий обучения и воспитания. Вся практика деятельности специалистов, и основного и вспомогательного плана (специалистов сопровождения), в конечном итоге преследует одну цель – максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребенка с  синдромом Дауна при обучении и воспитании, обеспечить ему социальную адаптацию во время нахождения в ДОУ и создать адаптированный ресурс для начальной и средней школы.

Чтобы организовать коррекционную работу по социальной адаптации детей с синдромом Дауна в ДОУ, необходимо использовать тематическое планирование.

Воспитатель планирует работу в рамках одной лексической темы в течение недели. На основе планирования подбирается речевой материал (стихи, речевые игры с движениями, рифмовок), доступный для понимания и воспроизведения с помощью графического языка (картинки, рисунки, пиктограмм, фотографии). Планируются ситуативные диалоги (с использованием мимики и жестов, пиктограмм), речевые игры с движениями, формирующие и закрепляющие умения использовать естественные общеупотребительные жесты при выполнении режимных моментов.

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна происходит на протяжении всего дня пребывания ребенка данной категории в ДОУ, как на индивидуальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, в ходе режимных моментов, на прогулке и т.д.

Образовательная деятельность воспитателя с ребенком с синдром Дауна строится по четкому алгоритму, позволяющему ребенку данной категории неоднократно закрепить полученные знания. В процессе работы с ребенком данной категории используются три метода обучения: на первом месте находятся практические и наглядные методы, дополнением является словесный метод.

С помощью приемов альтернативной коммуникации (вербальные и невербальные средства общения), например, жесты как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение. Кроме жестов можно использовать пиктограммы, картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы ребенок с синдромом Дауна проявлял инициативу и самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми, задавая вопросы, начиная разговор, приглашая к деятельности, включаясь в игру.

Ещё одной составляющей специфики работы с детьми с Синдромом Дауна является организация работы с родителями, которые становятся активными участниками процесса социальной адаптации детей с синдромом Дауна  к ДОУ. В тетрадях взаимодействия воспитатель даёт практические задания  по использованию общеупотребительных жестов, схем, пиктограмм, в обыденной повседневной жизни.

Коррекционная работа по социальной адаптации детей с синдромом Дауна требует большой терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем. Не каждого ребенка с синдромом Дауна можно успешно подготовить к самостоятельной жизни. Но в любом случае коррекционно-педагогическая работа помогает развить у него способности к коммуникативному взаимодействию (вербальными и невербальными средствами общения), сгладить негативные проявления нарушений, усилить психическую активность, повысить качество жизни.

Источник

Серия ,м «Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития»

Социальная адаптация

детей раннего возраста

с синдромом Дауна

(Организация, содержание и методика работы адаптационных групп)

Методическое пособие

Москва 2002

Автор: сотрудник Центра ранней помощи

для детей с синдромом Дауна « Даунсайд АП», специ­альный педагог,

при участии специального педагога (ч. 1,2.6; ч. III; ч. IV)

Научный кандидат психологических наук, доцент ,

консультант: член Международной ассоциации научных исследова­ний в области умственной отсталости (1А53Ш)

Литературный редактор:

Рецензенты: руководитель департамента по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития РФ ;

кандидат психологических наук, доцент факультета пси­хологии МГУ им.

Департамент по делам детей, женщин и семьи

Министерства труда и социального развития Российской Федерации рекомендует данное пособие к использованию в системе реабилитацион­ных учреждений для детей с ограниченными возможностями.

Методическое пособие посвящено проблемам формирования навыков общения и социальной адаптации детей с особыми потребностями. В нем из­ложены теоретические и практические аспекты психолого-педагогической помо­щи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.

Настоящее издание адресовано широкому кругу специалистов, заинте­ресованных в использовании современных подходов и новых технологий в интеграции детей с особыми потребностями в общество, а также может быть использовано при подготовке будущих специалистов в области коррекцион-ной педагогики

Использование материалов данной книги возможно только при нали­чии ссылки на источник и авторов.

I8ВN -7

II

Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом дауна

ОТ АВТОРОВ

В основу книги, которую мы предлагаем вашему вниманию, положен шестилетний опыт практической работы Центра ранней помощи «Даунсайд Ап», оказывающего психолого-педагогичес­кую помощь семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна.

Наш опыт показал, что для успешной социализации детей с особыми потребностями психолого-педагогическая работа должна включать в себя ряд последовательных и взаимосвязанных шагов.

Первый шаг — работа в семье, так называемое «домашнее визитирование». Суть его заключается в следующем: два раза в месяц семью посещает педагог – специалист по раннему разви­тию, который помогает родителям создать условия, необходимые для успешной реабилитации и социальной адаптации ребенка.

Второй шаг заключается в том, что в возрасте полутора лет малыш вместе с мамой начинает участвовать в занятиях адаптаци­онной группы, подробному описанию которых и посвящена эта книга. Мы старались рассказать не только об изменениях, проис­ходящих на этом этапе с малышом, но и о том психотерапевти­ческом воздействии, которое участие в работе группы оказывает на родителей.

Читайте также:  Дети с синдромом дауна вероятность

Следующий шаг в социализации ребенка с особыми нужцами — это поступление в детский сад. Около тридцати детей, участвую­щих в программах нашего Центра (число их постепенно растет), посещают различные дошкольные учреждения, в том числе и обыч­ные районные детские сады, а мы продолжаем оказывать им про­фессиональную педагогическую помощь. Раз в неделю они при­ходят в Центр, чтобы принять участие в обучающих групповых и индивидуальных занятиях. Описанию этого этапа работы мы пла­нируем посвятить нашу следующую книгу.

Настоящее пособие поможет педагогам реабилитационных центров, детских садов, других коррекционно-образовательных учреждений и родителям получить необходимую информацию об особенностях развития детей с синдромом Дауна, а также позна­комиться с одним из возможных путей их социальной адаптации.

Авторы благодарят Керстен Холл, физичесКого терапевта

(Канада), и МарКа Маулита, функционального терапевта

(Филиппины), за помощь в организации работы в Центре

и подготовке материалов для раздела «Двигательное развитие

и формирование наВыКов различных видов деятельности

на основе адаптивного подхода»

Авторы хотели бы таКЖе поблагодарить

за подбор и перевод материалов по теме «Особенности

Когнитивного развития у детей с синдромом Дауна».

Авторы выраЖают глубокую признательность родителям,

детям и сотрудникам Центра ранней помощи «Даунсайд Ап»

за участие и поддерЖКу.

Центр ранней помощи благотворительного фонда

«Даунсайд Ап» высоКо оценивает вКлад ,

руководителя департамента по делам детей, Женщин и семьи

Минтруда России, в работу по подготовке Книги

и помощь в ее распространении.

Мы глубоКо признательны Кандидату психологических науК,
• доценту фаКультета психологии МГУ им.
ь Лебединс, Который Взял на себя труд

5-‘ быть нашим рецензентом.

Эь Отдельную благодарность авторы ВыраЖают

в – доКтору педагогичесКих науК Вой
‘” и Кандидату педагогичесКих науК

• за Конструктивную помощь 6 работе над руКописью. *1

Педагогический Коллектив «Даунсайд Ап» благодарит аКадемиКа РАО, доКтора психологических науК, профессора,

заведующего Кафедрой социальной психологии МГППУ

Кого и члена-Корреспондента РАО, доКтора

психологических науК, профессора, зав. Кафедрой психологии

личности фаКультета психологии МГУ им

Ва, Которые не тольКо нашли время прочитать руКопись

Книги, но и написали отзывы, Которые мы приводим ниЖе.

отзыв

на методическое пособие

«Социальная адаптация детей раннего возраста

с синдромом Дауна. (Организация, содержание и методика

работы адаптационных групп)»

Автор: (при участии ) Пособие подготовлено в Центре ранней помощи

для детей с синдромом Дауна российской благотворительной организации «Даунсайд Ап»

Научный консультант: , канд. психол. наук,

доцент, член Международной ассоциации научных исследований в области умственной отсталости (1А58Ю)

Предлагаемая Центром ранней помощи для детей с синдро­мом Дауна при российской благотворительной организации «Да­унсайд Ап» книга «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. (Организация, содержание и методика рабо­ты адаптационных групп)» может быть рекомендована в качестве научно-методического пособия по ранней реабилитации детей, нуж­дающихся в специальной поддержке. И хотя она подготовлена на основании анализа и обобщения многолетнего опыта работы с детьми с Даун-синдромом, представленная в ней программа ра­боты вполне может быть использована как руководство по ранней педагогической помощи детям с другими нарушениями.

Опираясь на современные отечественные и зарубежные ис­следования особенностей детей раннего возраста с синдромом Да­уна, сотрудникам Центра удалось разработать эффективные мето­дические рекомендации по стимулированию развития различных сторон личности ребенка, имеющих существенное значение для адаптации этих детей к условиям пребывания в общественных дошкольных учреждениях и их подготовки к интеграции в соци­альную жизнь.

Представленный в пособии материал позволяет по-новому взглянуть на принципы организации групповой и индивидуаль­ной работы в реабилитационных учреждениях и предусматривает активное вовлечение родителей в процесс обучения, что чрезвы­чайно позитивно влияет на последующий ход социализации ре­бенка.

VI

Разработанное пособие может быть с успехом использовано не только в педагогической практике специальных дошкольных учреждений, реабилитационных центрах и центрах социальной по­мощи семье и детям, но и при подготовке будущих специалистов в области коррекционной педагогики.

,

Академик РАО, профессор, д-р психол. наук, заведующий кафедрой специальной психологии

Московского городского психолого-педагогического института

^ ОТЗЫВ

на методическое пособие

«Социальная адаптация детей раннего возраста

с синдромом Дауна. (Организация, содержание и методика

работы адаптационных групп)»

Автор: (при участии Ф )
, Пособие подготовлено в Центре ранней помощи

для детей с синдромом Дауна,; российской благотворительной организации «Даунсайд Ал»

|, Научный консультант: , канд. психол. наук, , доцент, член Международной ассоциации научных исследований в области умственной отсталости (1А58Ш)

Представленное пособие является одной из первых в России публикаций, посвященных подробному описанию содержания и принципов организации коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с синдромом Дауна, направленной прежде всего на формирование навыков общения и социально-адаптиро­ванного поведения в коллективе сверстников.

Читайте также:  Абстинентного синдрома при алкогольной зависимости

В связи с тем, что в последнее время появляется все большее количество дошкольных образовательных учреждений, проявля­ющих инициативу в деле интеграции детей с особыми нуждами,

VII

появилась необходимость в решении целого ряда принципиаль­ных задач, главными из которых являются следующие. Во-пер­вых, это проблема специальной подготовки детей с ограничен­ными возможностями к пребыванию в этих учреждениях. И, во-вторых, необходимость осуществления методической помощи прак­тическим работникам и специалистам в организации обучения этих детей с учетом особенностей их развития.

Использование данного пособия может существенно помочь в решении обеих вышеназванных задач.

На основании многолетнего опыта сотрудники Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна пришли к выводу, что одним из оптимальных путей социализации этих детей является созда­ние так называемых адаптационных групп, представляющих со­бой промежуточное звено между индивидуальным обучением в домашних условиях и посещением дошкольных учреждений. В пред­ставленной книге, или пособии, подробно описываются этапы, содержание, формы и методы организации занятий в этих груп­пах. Она, несомненно, может быть рекомендована к использова­нию в качестве методического пособия, которое окажет неоцени­мую помощь всем, кто заинтересован в разработке конкретных средств и способов интеграции детей с особыми нуждами в обще­ство.

Мы не сомневаемся, что ее публикация и распространение будет способствовать успеху в практическом продвижении этой идеи в нашей стране.

Заведующий кафедрой психологии личности

ф-та психологии Московского государственного

университета им ,

д-р психол. наук, профессор, чл.-корр. РАО

VIII

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………………… 2

Часть I. Научно-методические обоснования содержания и форм
работы с детьми раннего возраста с синдромом Дауна……… 7

1 Особенности организации и основные направления работы

с детьми раннего возраста с особыми нуждами . 7

2 Специфика развития детей раннего возраста с синдромом Дауна
в процессе их адаптации к условиям 1руппового обучения 12

2 1 Социально-эмоциональное развитие 16

2 2 Формирование общения, развитие речи 22

2 3 Развитие крупной моторики и пространственной
ориентировки 35

2 4 Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации. . 49

2 5 Развитие познавательной деятельности (когнитивное
развитие) 63

2 6 Развитие навыков самообслуживания (совместно
с М Ф Гимадеевой) 80

Организация и методика проведения занятий

в адаптационных группах…………………………………………..

Часть III. Программа работы (совместное 115

Часть IV. Приложения (совместно с М Ф. Гимадеевой)….. 158

Литература………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми нуждами в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. И это обусловлено не только здра­вым смыслом, который всегда подсказывал нам: «Чем раньше, тем лучше», но и тем существенным позитивным опытом работы, который был накоплен за последние десятилетия в рамках дея­тельности так называемых служб ранней помощи, получивших значительное развитие в странах Запада и которые наконец-то начали организовываться на территории Российской Федерации.

Следует указать на ряд факторов, оказавших значительное влияние на появление и организацию такого рода помощи. Среди них можно выделить следующие.

•  Во-первых, это успехи ранней диагностики, позволившие
определять наличие и степень нарушения сразу после рождения. В
ряде случаев такая диагностика стала возможной еще до появле­
ния внешних признаков отклонений от нормативных показателей.
Очевидно, что раннее обнаружение нарушения открывает хоро­
шую перспективу для организации превентивной работы с ребен­
ком и воспитывающими его родителями.

•  Во-вторых, были созданы благоприятные условия для вы­
хаживания большого количества недоношенных детей, а также
детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, ранее не имевших
возможности выжить. Все эти дети попадают в группу риска, где
раннее начало работы часто оказывает решающее влияние на их
развитие.

•  И, наконец, в качестве третьего существеннейшего факто­
ра, повлиявшего на создание служб ранней помощи, выступило
изменение отношения в обществе к детям с особыми нуждами,
признание за ними права получения не только медицинской, но
и психолого-педагогической поддержки, направленной на поэтап­
ную интеграцию этих детей к нормальным условиям существова­
ния.

Следует отметить, что при наличии в нашей стране двух первых факторов почти полностью отсутствует третий. С одной стороны, это отчасти можно объяснить недостаточным внимани­ем государственных структур к появлению новых возможностей и форм реабилитации детей с особыми нуждами, а с другой стороны, пассивной позицией родителей этих детей. Ведь во многих странах именно общественные движения родителей, а не экспертов в области специального образования и социального

‘обеспечения населения, существенно повлияли на изменение об-1 щественного сознания по отношению к проблеме интеграции так называемых «инвалидов» в обычную социальную среду

* И все-таки, несмотря на отсутствие должной государствен-

* ной поддержки, ряд организаций в нашей стране взяли на себя
смелость создания служб ранней помощи, в рамках деятельности
которых к настоящему времени уже накоплен определенный по­
зитивный опыт работы, требующий осмысления и обсуждения
всеми заинтересованными сторонами.

Одним из инициаторов этого движения стал Центр ранней помощи для детей с синдромом Дауна, созданный при благотво­рительном фонде Даунсайд Ал, который начал свою работу шесть лет назад в Москве при активной поддержке зарубежных коллег, имеющих большой опыт работы с детьми раннего возраста с син­дромом Дауна.

Читайте также:  Болевой синдром при патологии печени

Следует отметить, что Центр, опираясь на опыт зарубежных служб, изначально создавался не как их аналог. Полностью сори­ентированный на условия нашей страны и большого города, он имеет ряд значительных особенностей во всех его звеньях.

Его деятельность базируется на использовании теоретическо­го и практического опыта отечественных и зарубежных исследо­вателей и педагогов, деловом сотрудничестве специалистов раз­ных направлений: психологов, педиатров, специальных педаго­гов, логопедов, специалистов по физическому развитию (физи­ческие терапевты или кинезисты). Все это позволило реализовать комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна и создать эффективную программу их поэтапной адаптации к ус­ловиям обучения в общественных дошкольных учреждениях.

Основополагающим принципом деятельности Центра, поло­женным в основу настоящего пособия, является работа с семьей, в которой родился ребенок с синдромом Дауна. Для понимания специфики работы с такой семьей следует учитывать, что в по­давляющем большинстве случаев родителям уже в роддоме непос­редственно после сообщения диагноза, как правило, настоятель­но предлагают отказаться от ребенка. В этом случае стресс, выз­ванный у матери рождением неполноценного с ее точки зрения малыша, значительно усиливается из-за отсутствия поддержки со стороны специалистов, а в значительной части случаев – и со стороны близких

В отечественной и зарубежной литературе описано влияние объективных и субъективных факторов на формирование пози­тивных детско-родительских взаимоотношений и детское разви-

тие (, , -ковкина и др.)- В частности, было показано, что стрессоры, воз­действующие на семью, препятствуют формированию положи­тельных взаимоотношений матери и ребенка, что, в свою оче­редь, оказывает негативное воздействие на общее развитие малы­ша (М. Гуральник) и препятствует нормальному ходу социализа­ции ребенка.

В период новорожденное™ и младенческого возраста в целом ведущей формой деятельности является эмоциональное, положи­тельно окрашенное общение взрослого и ребенка (­кий, , и др.). Поэтому, согласно модели организации ранней помощи, созданной в Центре, акцент в работе на первом этапе оказания поддержки семье делается на формировании оптимальных спосо­бов взаимодействия родителей с ребенком. Это помогает избежать психической депривации у малыша и способствует нормальному ходу его дальнейшего развития, в том числе и в социальном пла­не.

На втором этапе работы с семьей основное внимание уделяет­ся созданию развивающей среды для ребенка и знакомству роди­телей с методикой его обучения и воспитания, разработанной с учетом сензитивных этапов и особенностей развития детей с син­дромом Дауна. Наш опыт показал, что наибольших успехов мож­но добиться в тех случаях, когда в планировании работы актив­ную роль играют сами родители. Это позволяет максимально учи­тывать индивидуальные особенности ребенка.

Следует отметить, что в основе методики, предлагаемой ро­дителям, лежит концепция , согласно которой ос­новной путь развития ребенка – это амплификация, иными сло­вами, наполнение процесса развития ребенка наиболее значимы­ми формами и способами деятельности. Важно понимать, что главная задача состоит не в ускорении развития с помощью обучения, а в расширении возможностей ребенка. Фундаментом комплексной программы стимуляции развития ребенка в условиях семьи явля­ются принципы средовой педагогики, впервые разработанные М. Монтессори, а также деятельностный подход к развитию ребенка (, , ), который заключается в том, что развитие ребенка происходит в процессе усвоения различных видов деятельное**. Для ребенка преддошкольного и дошкольного возраста это прежде всего об­щение, игра, изобразительная деятельность, конструирование, а

I

также максимальное вовлечение в бытовую жизнедеятельность семьи.

Следующим важнейшим этапом социализации ребенка является включение его в коллектив сверстников, коренным образом меняю­щий его позицию, так как к нему начинают предъявляться значи­тельно более сложные с личностной точки зрения требования. Для облегчения этого перехода нами была разработана и апробирована такая его форма, как приглашение на занятия в так называемую адаптационную группу, которая служит как бы мостиком для дальнейшей адаптации ребенка к условиям воспитания в дош­кольном образовательном учреждении. Анализу этих условий, а также подробному описанию содержания, форм и методов органи­зации работы в адаптационной группе и посвящено предлагаемое вашему вниманию пособие. Хотим лишь коротко охарактеризовать два качественно разных этапа групповой работы. Первый из них проходит параллельно с домашними визитами (возраст ребенка от полутора до двух, двух с половиной лет). На этом этапе основное внимание на занятиях группы уделяется социальной адаптации ребенка. После того как малыш привыкнет находиться в новом помещении, играть рядом и вместе со сверстниками, станет более самостоятельным, приобретет навыки, необходимые для обуче­ния при групповой форме работы, наступает второй этап: домаш­ние визиты подходят к концу, и все дидактические задачи теперь также решаются на занятиях адаптационной группы. Такая струк­тура обеспечивает постепенный переход ребенка от условий до­машнего воспитания к обучению в детском дошкольном учрежде­нии

Источник