Социальная работа с инвалидами с синдромом дауна

  • Главная
  • Интернет-магазин

  • Архив

  • Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна
  • Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна

Автор:
Нестерова Г. Ф.. Безух С. М. Волкова Л. Н.

Год издания:2006
Издательство:Речь СПб
Тип обложки:

Мягкая

Размер:0x0 x0 мм
Вес:150 г
Количество страниц:120

90 P

  • Описание
  • Отрывок

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших и средних педагогических и социальных учебных заведений, изучаю­щих методологию и практику психолого-социальной работы с инвали­дами, а также для широкого круга специалистов, занимающихся про­блемами абилитации людей с врожденными психофизическими анома­лиями, родителей детей с аналогичными проблемами. В пособии обобщены сведения о клинико-физиологических особенностях и психолого-социальных возможностях людей с хромосомной аномалией, приводящей к проявлению нарушений развития. Представлены фор­мы и методы психологического и социального обследования при соот­ветствующих психофизических и интеллектуальных нарушениях. Проанализирован опыт социальной и психологической абилитации детей и взрослых с синдромом Дауна как модели результативной психолого-социальной работы, опирающейся на данные всестороннего биологи­ческого, физиологического и социального анализа в качестве базы для создания и применения адекватных методов коррекции, развития воз­можностей их самостоятельной жизни и интеграции в общество, повышения роли родительских общественных объединений в решении этих задач.

Из книги:

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

Психолого-социальная работа с инвалидами — одна из концепций и в то же время одно из направлений нормализации их жизнедеятель­ности, развития их социальной самодостаточности, компетентности и активности. Она включает два концептуальных направления — пси­холого-социальную реабилитацию и психолого-социальную абшитацию.

Концепция психолого-социальной реабилитации предполагает, что основой реабилитационного процесса является психолого-социальная коррекция поведения индивидов и социальных групп. Она можетбыть использована для возвращения социальной и социально-трудовой ак­тивности тем людям, которые приобрели инвалидность во взрослом состоянии, будучи зрелыми, социально активными членами общества.

Эта концепция обусловлена также явлением, которое можно на­звать цепной реакцией отклонений поведения или эффектом заражения — копированием неадекватного либо асоциального поведения человека окружающими его людьми или их неадекватными реакциями на его дезадаптивное поведение. В качестве примера можно привести «инва-лидизацию семей» — высокую вероятность получения инвалидности членами семей, в которых уже есть инвалиды. Примером может быть также семейный и групповой характер распространения наркомании, алкоголизма, преступности. Распространение десоциализации на лю­дей, не имеющих, по сути, социальных и физиологических проблем, свидетельствует о психологической причине их дезадаптации.

Основной упор делается не на историю возникновения отклоне­ний, а на причины неумения использовать социальную среду для дос­тижения социально полезных целей и задач. Психолого-социальные мероприятия используются не только для терапии индивидуальных, семейных и групповых поведенческих нарушений, но и для предотв­ращения их распространения.

Методология психолого-социальной реабилитации связана как с основными методологическими подходами социальной терапии, так и с приемами психотерапии, наиболее часто применяемыми при ин­дивидуальной работе. Она предполагает широкое использование раз­личных методов групповой социальной работы в применении не только к первичным социальным группам (семьям), но и к естественным вто­ричным социальным группам во всем их разнообразии.

Психолого-социальная абилитация становится основным фактором достижения успеха в тех случаях, когда ограничения жизнедеятельно­сти препятствуют психическому и социальному становлению личнос­ти, то есть если эти ограничения врожденные или возникли в доста­точно раннем возрасте и они неустранимы современными средствами медицины.

Психолого-социальная работа, таким образом, является главным инструментом абилитации инвалидов. В отличие от реабилитации, которая трактуется как восстановление или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, имеющая целью вос­становление социального статуса инвалида, абилитация предполагает создание, формирование возможностей и связей, обеспечивающих интеграцию в общество людей, которые никогда в нем не функциони­ровали. Развернуть в процессе реабилитации социофункциональные ресурсы индивида более, чем они были развиты в период его нормаль­ного функционирования, практически невозможно. Абилитация же позволяет сформировать социофункциональный потенциал индиви­да на основе диагностики и дальнейшего развития его психических и социальных возможностей. Реабилитация и абилитация, таким обра­зом, — разные процессы, которые имеют разную методологию, и пси­холого-социальная работа, как было отмечено выше, представляет со­бой основной методологический подход абилитации.

Выбор средств вмешательства предполагает знание клинико-фи-зиологической базы нарушений психофизического развития инвали­да и детальную диагностику его психолого-социального статуса, вли­яния на этот статус нарушений жизнедеятельности. Диагностика вклю­чает психологическое и социальное обследование, на основании которых происходит учет и анализ возможностей коррекции психоло­гической и социальной недостаточности. Рассматриваются возмож­ности развития социальных контактов, внимания, восприятия, интел­лекта, освоения информации, овладения звуковой речью, письмом и счетом. На основе этого потенциала производится изучение возмож­ностей социализации индивида с учетом его особенностей. Определенный потенциал психологического и социального развития может сохраняться и у взрослых инвалидов.

Результаты проведенной диагностики служат основанием для пла­нирования и реализации мероприятий по коррекции психологичес­кой и социальной недостаточности. В их число входит помощь моло­дым родителям и психолого-социальная работа с семьей как с есте­ственной социальной группой. К особой группе методов относится раннее вмешательство и раннее обучение детей с задержками психо­физического развития. Важным фактором коррекции и последующей социализации являются методы социально-трудовой абилитации де­тей и подростков и технология содействия созданию и деятельности родительских объединений.

Отличительной особенностью абилитации инвалидов, а следова­тельно, психолого-социальной работы с ними является не подстройка их личностных возможностей и социального потенциала под некий облегченный низкоквалифицированный профессионально-трудовой стандарт, а развитие тех индивидуальных возможностей, пусть даже и необычных, которые могут быть использованы обществом в профес­сиональном плане, стать социальным вкладом и способом интегра­ции.

Наиболее полно методология, практика и достижения психолого-социальной работы с инвалидами могут быть проиллюстрированы апробированной системой абилитации при синдроме Дауна, которая, в отличие от имеющихся к настоящему времени отдельных попыток коррекции при других нарушениях психофизического развития, име­ет давнюю историю, развитые методы и технологии анализа, вмеша­тельства и социальной терапии, богатый опыт успешного применения. Разработанная система мероприятий служит моделью реализации кон­цепций психолого-социальной работы с инвалидами. При достаточ­ных основаниях она полностью или частично может быть применена к другим нозологиям, приводящим к нарушениям психофизического развития.

Источник

С синдромом Дауна, по статистике, на свет появляется каждый 700-800 ребенок в мире. Это – особенные дети, но им также нужна любовь, уважение и общение. В Международный день человека с синдромом Дауна мы вспомнили благотворительные фонды, центры и организации, которые помогают таким детям и их родителям.

Даунсайд Ап

Лица фонда: управляющий директор «ВТБ Капитал» Кирилл Громов, бизнесмен Марлен Манасов, член Совета Директоров ПАО «Акрон» Николай Арутюнов.

Благотворительная организация работает над повышением качества жизни людей с синдромом Дауна. Фонд принимает и денежные пожертвования, и сладкие гостинцы (фрукты и печенье), и другую помощь: от переводов до дизайна и разработки информационных и рекламных материалов.

Синдром любви

Лица фонда: первый заместитель генерального директора Mail.Ru Group, исполнительный директор ВКонтакте Дмитрий Сергеев, актриса и телеведущая Эвелина Бледанс, журналист Дмитрий Дибров, худрук Большого Московского государственного цирка Аскольд Запашный и другие.

«Синдром любви» помогает людям с генетическими особенностями получить образование и найти работу, заниматься спортом и творчеством. В фонде дейсвтует специальная программа для детей дошкольного возраста, которые не ходят в детский сад.

«Упсала цирк»

Единственный в мире цирк для хулиганов работает в Петербурге с 2000 года. В 2007 году там появилась группа «Особый ребенок», где занимаются дети с синдромом Дауна. Воспитанники «Упсала цирка» занимаются акробатикой, жонглированием, современным искусством, паркуром и брейкдансом и другими направлениями уличной культуры. Педагоги развивают потенциал детей, мотивируя их прыгнуть «выше головы» в прямом и буквальном смысле.

Время перемен

Региональная общественная организация «Время Перемен» находится в Москве и содействует защите прав и интересов людей с синдромом Дауна и членов их семей. «Время перемен» сначала было еженедельными собраниями родителей детей с синдромом Дауна, а вскоре превратилось в благотворительную организацию.

Подопечные организации участвуют в театральных и танцевальных постановках, они ходят на концерты классической музыки, участвуют в выставках, одним словом, живут активной жизнью.

Центр лечебной педагогики (ЦЛП), Москва

ЦЛП существует около 30 лет и помогает всем детям с особенностями развития и семьям, которые таких детей воспитывают.

Главные принципы центра – каждый ребенок уникален и неповторим, он заслуживает любви, уважения и достойного будущего. Чтобы стать частью общества, ребенок должен получить образование и реализовать свои таланты.

«Инновационный центр „Сияние“», Нижний Новгород

Организация объединяет родителей и других законных представителей детей с синдромом Дауна, детей с другой интеллектуальной недостаточностью, а также взрослых с синдромом Дауна.

Фонд защищает права детей с синдромом Дауна и их родственников, помогает детям развиваться и адаптироваться к жизни в обществе.

Центр «Сияние» в Нижнем Новгороде появился благодаря активным родителям. Одна из них – Светлана Рашванд была гостьей программы «ЗаДело!».

Даун-Центр, Санкт-Петербург

«Даун-Центр» – крупнейшая в Петербурге организация, помогающая детям с синдромом Дауна и их родителям.

«В Даун-Центре мы пытаемся помочь друг другу найти правильный путь для себя, для наших детей, для взрослых «особых» людей, живущих рядом с нами. Здесь мы стараемся организовать как можно больше доступных занятий для наших “солнечных” детей разных возрастов. Мы организуем много разных интересных и объединяющих нас событий: праздники, экскурсии и походы в театры и другие любопытные места. Наша организация может помочь узнать о правах ребенка с синдромом Дауна и его семьи».

Свердловская региональная общественная организация инвалидов «Солнечные дети»

У «Солнечных детей» – больше 300 подопечных из Екатеринбурга и других городов Свердловской области.

Волонтеры оказывают семьям психологическую и информационную поддержку, работают над изменением отношения общества к «солнечным детям», помогают устраивать детей с синдромом Дауна в приемные семьи. У фонда есть специальные программы по оказанию ранней помощи детям младше трех лет и специальные занятия по социализации и развитию детей.

Благотворительный фонд «ВладМама», Владивосток

У приморского фонда «Владмама» есть специальная программа «Особые дети». Сотрудники НКО оказывают таким детям социальную, правовую и психологическую поддержку, помогают им получать образование, развивать таланты, социализироваться.

Центр поддержки семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии «Дети-лучики»

В краснодарском центре есть программы для работы с «солнечными детьми» разных возрастов. Дошкольников готовят к школе, у них развивают мелкую моторику, учат их общаться с другими детьми.

У детей школьного возраста педагоги воспитывают чувство уверенности в себе, аккуратность, ответственность. Для подростков в центре есть профориентационная программа.

С детьми работают логопеды, дефектологи, олигофренопедагоги, психологи, все занятия в центре – бесплатные.

Читайте также

Люди с синдромом Дауна: актеры, юристы и рестораторы

Источник

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна

Проблема социальной адаптации детей с синдромом Дауна заключается в том, что данный синдром не является болезнью, успешно коррегируемой медикаментозно, это особый тип развития, требующий специальных условий обучения и воспитания. Вся практика деятельности специалистов, и основного и вспомогательного плана (специалистов сопровождения), в конечном итоге преследует одну цель – максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребенка с  синдромом Дауна при обучении и воспитании, обеспечить ему социальную адаптацию во время нахождения в ДОУ и создать адаптированный ресурс для начальной и средней школы.

Чтобы организовать коррекционную работу по социальной адаптации детей с синдромом Дауна в ДОУ, необходимо использовать тематическое планирование.

Воспитатель планирует работу в рамках одной лексической темы в течение недели. На основе планирования подбирается речевой материал (стихи, речевые игры с движениями, рифмовок), доступный для понимания и воспроизведения с помощью графического языка (картинки, рисунки, пиктограмм, фотографии). Планируются ситуативные диалоги (с использованием мимики и жестов, пиктограмм), речевые игры с движениями, формирующие и закрепляющие умения использовать естественные общеупотребительные жесты при выполнении режимных моментов.

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна происходит на протяжении всего дня пребывания ребенка данной категории в ДОУ, как на индивидуальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, в ходе режимных моментов, на прогулке и т.д.

Образовательная деятельность воспитателя с ребенком с синдром Дауна строится по четкому алгоритму, позволяющему ребенку данной категории неоднократно закрепить полученные знания. В процессе работы с ребенком данной категории используются три метода обучения: на первом месте находятся практические и наглядные методы, дополнением является словесный метод.

С помощью приемов альтернативной коммуникации (вербальные и невербальные средства общения), например, жесты как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение. Кроме жестов можно использовать пиктограммы, картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы ребенок с синдромом Дауна проявлял инициативу и самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми, задавая вопросы, начиная разговор, приглашая к деятельности, включаясь в игру.

Ещё одной составляющей специфики работы с детьми с Синдромом Дауна является организация работы с родителями, которые становятся активными участниками процесса социальной адаптации детей с синдромом Дауна  к ДОУ. В тетрадях взаимодействия воспитатель даёт практические задания  по использованию общеупотребительных жестов, схем, пиктограмм, в обыденной повседневной жизни.

Коррекционная работа по социальной адаптации детей с синдромом Дауна требует большой терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем. Не каждого ребенка с синдромом Дауна можно успешно подготовить к самостоятельной жизни. Но в любом случае коррекционно-педагогическая работа помогает развить у него способности к коммуникативному взаимодействию (вербальными и невербальными средствами общения), сгладить негативные проявления нарушений, усилить психическую активность, повысить качество жизни.

Источник

Отрасли        психологии

Социальная работа с инвалидами с синдромом дауна

Учебно-методическое пособие включает сведения о клинико-физиологических особенностях и психолого-социальных возможностях людей с хромосомной аномалией, приводящей к проявлению нарушений развития. В пособии проанализирован опыт социальной и психологической абилитации детей и взрослых с синдромом Дауна, представлены формы и методы их психологического и социального обследования.

Оглавление

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Психологическое обследование
Социальное обследование
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Психолого-социальная характеристика
Развитие социальных контактов
Внимание
Восприятие
Возможности освоения информации
Овладение звуковой речью, чтением, письмом и счетом
Развитие интеллекта
Возможности развития у взрослых людей
Возможности социализации
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ АБИЛИТАЦИИ
Помощь родителям
Раннее вмешательство
Психолого-социальная работа с семьями как фактор раннего вмешательства
Социально-трудовая абилитация, трудоустройство и работа
Роль родительских общественных объединений
Психологическая коррекция и развитие личности как фактор социальной адаптации: особый путь
Приложение 1. Рекомендуемые методы психологической диагностики
Приложение 2. Записки Федора
Приложение 3. Дневник Ольги
Приложение 4. Структура и функции патронажной службы
Приложение 5. Программа “Создание информационного бюро самозанятости молодых инвалидов”
Приложение 6. Программа по созданию групп самозанятости инвалидов “Помоги слабому”
Приложение 7. Программа по трудотерапии и обучению простому труду
Приложение 8. Экспериментальная программа “Создание групп самозанятости семей с детьми-инвалидами и инвалидами с детства”
ЛИТЕРАТУРА

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Новости психологии

08.10.2020

Что почитать на выходных?

02.10.2020 16:54:00

Поговорим по-английски о культурно-исторической психологии?

29.09.2020

Отдел медицинской психологии ФГБНУ НЦПЗ проводит мультидисциплинарное исследование

Партнеры

Портал психологических новостей

Информационные партнеры

Союз охраны психического здоровья

Источник

Читайте также:  Синдромы поражения левой лобной доли