Сопровождение ребенка с синдромом дауна

Сопровождение ребенка с синдромом дауна thumbnail

Ошпайкина Анастасия
Особенности раннего сопровождения детей с синдромом Дауна

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы сопровождения детей с синдромом Дауна и их семей. Выделены проблемы воспитания, обучения и социализации таких детей. Выделена специфика развития детей раннего возраста с синдромом Дауна и клинические проявления нарушений интеллектуального и физического развития. В современных условиях в работе с детьми с синдромом Дауна принято применять процесс непрерывного комплексного сопровождения, включающий медицинскую, реабилитационную и психолого-педагогическую помощь, как к самому ребенку, так и семье, в которой он воспитывается.

Ключевые слова. Дети с синдром Дауна, раннее сопровождение, родители, семья, социально-эмоциональная сфера, моторика, познавательная деятельность.

На сегодняшний день «синдром Дауна» является наиболее распространенной формой хромосомной патологии. Так, порядка 20% тяжелых форм поражения центральной нервной системы вызваны генетическими нарушениями. Среди подобных заболеваний синдром Дауна занимает центральное место, при где умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним видом. Данные симптомы именуются «монголизм» и впервые были описаны в 1866 году Джоном Лэнгдоном Дауном. Частота заболеваний колеблется в районе одного случая для 500-800 новорожденных независимо от пола [6].

Появление ребенка с синдромом Дауна возможно в любой семье, поскольку является генетической случайностью. Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, один из 700 новорожденных рождается с синдромом Дауна. При этом, в Российской Федерации с этой генетической патологией ежегодно рождается 2400 детей. С этим генетическим расстройством умственная отсталость и задержка в физическом развитии сочетаются с особым соматическим синдромом и специфической внешностью ребенка [3].

Синдром Дауна исследуется учеными из различных областей знаний. Большое значение по сопровождению таких детей внесли работы М. В. Челышевой, Н. А. Урядницкой, В. В. Юртайкина, П. Жияновой, Н. Штеп, О. И. Пальмова, Г. Ю. Одинковой, Г. Е. Сухарева, Е. Ф. Давиденкова и др.

Синдром Дауна диагностируется специалистами достаточно рано, с момента рождения ребенка, поэтому с первых дней жизни подобного ребенка требуется особое внимание родителей, психологов, педагогов, врачей и социальных работников. Ранее сопровождение означает: комплексную диагностику, составления индивидуальных программ и планов, информирование родителей об особенностях психического развития ребенка и медицинских проблемах, развитие его эмоциональной и познавательной и социальной сферы, коррекции моторики и речи.

Данные особенности ребенка с синдромом Дауна отражаются в поведении матери. В следствии отставания в развитии коммуникативных сигналов ребенка сензитивный период для запуска адекватной поведенческой реакции близкого взрослого человека упускается. Бедность, отсроченность ответов и их неяркость могут быть истолкованы матерью как нежелание ребенка реагировать; особенности деятельности, низкая предсказуемость поведения ребенка дезориентируют взрослого человека в понимании содержания сигналов. В результате матери не понимают детей, часто не реагируют на их инициативы, не оставляют пауз для ответов ребенка.

В дополнение к нарушенной чувствительности матерей воспитывающих детей с синдромом Дауна, научные исследования показывают низкий уровень эмоциональной вовлеченности, чрезмерной активности и директивы, неадекватность предлагаемых методов взаимодействия.

В настоящее время в разных странах мира существует множество теоретических подходов к созданию программ ранней помощи детям с синдромом Дауна. При этом исследования показывают, что обучение и ранняя помощь могут быть более эффективными в том случае, если они нацелены конкретно на траекторию развития, характерную для того или иного синдрома.

Успешное развитие высших психических функций у ребенка с синдромом Дауна зависит выбора направлений и форм работы по развитию познавательной сферы. При выборе развивающих методик следует учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка. В коррекционную программу стоит включить, типовые задания, чтобы посмотреть, как ребенок может переносить ситуацию на аналогичную. Вербальные и невербальные задания должны чередоваться и быть направленными на развитие разных форм выбранного компонента познавательной сферы.

Как справедливо отмечает А. В. Алехина «организация развивающей среды должна строиться с учетом ведущего вида деятельности для каждого возрастного этапа в онтогенезе. К ним следует отнести различные стимулирующие формы сотрудничества взрослого с ребенком,которые поэтапно должны преобразовываться в разнообразные виды предметно-практической деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, конструктивной, ручной и др.Указанные виды предметно-практических действий в сочетании с речью оказывают значительное влияние а формирование сенсорных процессов: восприятие цвета, формы, величины, ориентацию в пространстве, а также более совершенных психических процессов (памяти, онтогенетических ранних форм мышления) [1].

Читайте также:  Синдром дракона сезон 2 когда выйдет

Следует выделить задачи коррекционно-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна:

– развитие сенсорно-перцептивной сферы у детей с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

– развитие навыков речи у детей с синдромом Дауна. Речь ребенка с синдромом Дауна – одна из основных проблем, с которыми сталкиваются родители.

– развитие познавательного интереса и совместной с взрослым предметно-манипулятивной деятельности.

– развитие познавательной деятельности и моторики.

– повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Для успешного оказания ранней помощи детям с синдромом Дауна, помощь должна быть направлена и на развитие конкретного ребенка, и на его семью с ее окружением, и на взаимодействие мать-младенец. Ранняя помощь наиболее эффективна, если семья, обученная специалистом, активно помогает её осуществлению.

Сенсорное развитие детей с нарушение интеллекта имеет исключительно практическую важность. Занятия с детьми с синдромом Дауна должны быть четко структурированы и проводятся в игровой форме. Коррекционная работа сенсорного воспитания идет по нескольким направлениям – формирование различных эталонных систем.

Формирование средств общения является необходимым структурным компонентом коммуникативной деятельности. Относительная сохранность остальных компонентов коммуникационной деятельности (предмета общения, мотивации, задач общения и продукта общения) при значительном отставании формирования средств общения является типичным для детей с синдромом Дауна. Своевременное формирование средств общения при стимуляции остальных структурных компонентов помогает избежать вторичных нарушений поведения и познавательной деятельности.

На этапе, когда ребенок постепенно учится различать предметы и у него появляется потребность обозначить их доступным для него способом (жестом, звукоподражанием или словом, становится возможным постепенно включить в занятия не только реальные объекты и действия, но и их изображения. Ребенок учится понимать, что нарисовано на картинке, различать знакомые картинки, находить пары и, наконец, называть изображения.

Занятия проводятся в игровой форме. Во время работы важно не терять визуальный и ситуативный контакт с ребенком, обогащать и накапливать практический и чувственный опыт ребенка.

Также в своей работе необходимы совместные детско-родительские консультации. В течение всего периода работы проводить работу с родителями посредством психодиагностических методик,домашних заданий и последующим обсуждением с целью:

-расширение возможностей понимания родителей своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;

-повышение общей сензитивности к ребенку, его проблемам;

-активизации коммуникаций в семье.

Следовательно, с такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, изо дня в день повторять, закреплять изученный материал. При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.

Список использованной литературы

1. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна / Методическое пособие. М.: Альварес паблишинг. 2008

2. Алехина Анна Васильевна. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна : Дис.. канд. психол.наук : 19.00.10 : СПб., 2000

3. Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. М.: Монолит, 2007

4. Панарина, Л. Ю. Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Даунаи их близких взрослых: дис. …канд. психол.наук: 19.00.10 / Панарина Лариса Юрьевна. – Самара, 2004. .

5. Уиндерс Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна : Руководство для родителей и специалистов / пер. с англ. Н. С. Грозной. – 21-е изд. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2011.

6. Челышева М. В., Урядницкая Н. А. Профиль развития как основа разработки программ ранней помощи // Синдром Дауна XXI век. 2008. № 1.

Источник

Большинство людей незнакомы с понятием синдром
Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом
Дауна – не такой, как другие дети. Из-за
единственной лишней хромосомы он всегда будет
“особым” – малыш будет по-другому мыслить,
развиваться, общаться, любить…..

Читайте также:  Лечение синдрома деперсонализации и дереализации

И жизнь такого ребёнка необычна. Легко
предположить, что она полна трудностей, проблем,
тяжёлых переживаний. И очень сложно, а для многих,
наверное, и невозможно представить себе, что в
такой жизни есть свои победы, достижения, радость
и счастье. Ведь дети с синдромом Дауна – это дети,
в сердцах которых живёт любовь.

Синдром Дауна – самая распространенная на
сегодняшний день форма хромосомной патологии,
при которой умственная отсталость сочетается со
своеобразной внешностью, которая получила
название “монголизм”. Такое определение
впервые дал в 1866 году Джон Лэнгдон.

Если раньше считалось и утверждалось о
безнадежности этого диагноза, то в последние
годы данная точка зрения коренным образом
изменилась, так как дети с синдромом Дауна, с
легкой степенью умственной отсталости, могут
находиться не только в детских садах общего типа,
но и учиться в общеобразовательных школах. Это
говорит о том, что эти дети обучаемы, а при
оказании ранней помощи показывают значительные
результаты в развитии. В целях изменить
сложившееся мнение о безнадежности обучения
детей с синдромом Дауна, правительство РФ
приняли ряд законов и нормативных актов с целью
оказать помощь в лечении, образовании,
социальной адаптации, а самое главное,
интеграции их в дошкольные образовательные
учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о
чём раньше родители таких детей и не мечтали.

Детский сад – это идеальная возможность для
ребенка быть вовлеченными в группу сверстников и
воспитываться в языковой среде с детьми с нормой
речи.

Быть педагогом, “особого ” ребёнка ставит
перед нами особые вопросы. Как воспитывать
ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для
него? Корригировать развитие, нарушенное
аномалией, лечить, обучать? Или ухаживать,
заботится, защищать, общаться, ласкать, играть,
гулять?

Опыт, педагогов и других специалистов,
занимающихся этой проблемой, показывает, что при
всём многообразии возможных позиций можно
выделить две основные стратегии ответов на них и
соответственно, две стратегии воспитания “
особого” ребёнка и отношения к нему.

Имея в группе такого ребёнка необходимо
сделать не просто всё, а больше, чем всё, потому,
что дети должны быть не просто счастливыми, но и
больше чем счастливыми, – здоровыми. Мы
становимся для таких детей всем – опорой,
поддержкой, опорой.

Но есть и другой путь: “Ребёнок есть ребёнок, и
для его счастья нужно всё, то же самое, что и для
счастья других детей”.

Таким образом, необходимо делать для этих детей
всё то, что необходимо делать для обычного
ребёнка, эти действия требуют определённых
усилий, терпения и любви.

Все направления коррекционно-образовательной
работы являются взаимосвязанными, а задачи
обучения решаются комплексно.

Планирование работы с таким ребёнком
основывается на результатах диагностики ребенка
всеми педагогами.

Цели занятий должны быть чёткими и конкретными,
учитывающими индивидуальные особенности, зоны
актуального и ближайшего развития ребёнка.

В своей работе помимо основной программы мы
используем программу “Маленькие ступеньки”,
которая рассчитана на детей с синдромом Дауна.

Цель  программы – помочь детям с
трудностями в развитии вести жизнь, максимально
приближённой к нормальной жизни.

Единство требований всех педагогов и родителей
– важный элемент учебно-воспитательного
процесса в целом и особенно при обучении бытовым
навыкам, самостоятельности. Каждое занятие
должно завершаться успехом. Неудача,
сопровождаемая отрицательными эмоциями, может
спровоцировать отказ от дальнейшего участия в
обучении или нежелание выполнять уже почти
освоенное действие. Развитие крупной и мелкой
моторики у них происходит медленнее, вследствие
сниженного мышечного тонуса, чрезмерной
эластичности связок, сниженного чувства
равновесия, других проблем со здоровьем. Мы в
своей группе для развития движений пользуемся
логоритмикой. Логоритмика способствует развитию
движений, темпоритмической организации речи.

При общении с ребёнком не употребляем слова
“скажи”, “повтори”, поскольку это может
привести к отказу от общения. Гораздо
эффективнее создавать условия, в которых ребенок
сам захочет что-то сказать.

Читайте также:  Как называется синдром когда человек не может любить

Прииспользовании предметных и сюжетных
картинок показываем и натуральные, реальные
предметы, которые изображены на картинке.

Работаем в тесном контакте с
воспитателем,педагогом- психологом, музыкальным
руководителем, инструктором по физкультуре, а
также рекомендуем родителям занятия с
дефектологом.

В  работе используем:

  • Творческую деятельность – работа с различными
    материалами и сюжетами даёт возможность
    развиваться не только мелкой моторике и точности
    движений, но и планированию действий,
    воображению, творческому мышлению,
    самостоятельности.
  • Сказкотерапию – потенциальная возможность
    найти решение психологических, поведенческих
    проблем. Акцент делается на чувства других людей,
    и это позволяет ребенку развиваться в социуме
    как личности..
  • Всё это способствует развитию произвольности,
    внимания, наглядно-образного мышления,
    становлению личности ребенка.
  • Взаимодействие (дружный круг) – хороводы и
    другие игры с движением и обращением друг к
    другу, психологические игры позволяют поставить
    акцент на общении, развивать уважение и внимание
    друг к другу, социально адаптировать детей в
    ситуации коллектива.
  • Развитие речи – сочетание сказки, продуктивной
    деятельности с речевыми играми и заданиями и
    направленно на развитие лексики,
    грамматического строя, связной речи детей.

Работа, по активизации компенсаторных
возможностей у ребенка с синдромом Дауна,
опирается на сильные стороны его развития:

– относительная сохранность эмоций;

– сохранность зрительно-двигательного
восприятия;

– сохранность тактильной чувствительности.

Двигательно-зрительные ощущения дают самый
высокий уровень запоминания.

Коррекционная работа с ребенком строится на
материале лексических тем.

В своей работе нами используются основные
этапы индивидуальной логопедической работы:

  • Установление контакта, выявление речевых
    возможностей.
  • Воспитание слухового и зрительного восприятия,
    развитие внимания и памяти.
  • Формирование внимания к неречевым звукам,
    воспитание умения вслушиваться в речь и давать
    ответные двигательные и речевые реакции.
  • Воспитание чувства ритма, слухового внимания,
    развитие зрительного внимания (тактильный
    контакт ребенка с изучаемым предметом
    обязателен).
  • Развитие импрессивной речи (понимания).
  • Формирование умения вслушиваться в речь,
    понимать её содержание, сосредотачиваться и
    давать ответные двигательные и звуковые реакции.
  • Расширение объема понимаемой чужой речи,
    накопление пассивного словарного запаса на
    основе наглядных предметных действий.
  • Обучение детей умению соотносить (в пассиве)
    предметы и действия с их словесным обозначением.
  • Развитие понимания грамматических форм речи,
    понимания вопросов “Где?” “Куда?” и т.д.
  • Обучение пониманию смысла сюжетных картинок.
  • Воспитание общих речевых навыков (развитие
    подражательности).
  • Развитие у детей подражательности, вызывание
    речевого подражания (речь с движением).
  • Обучение детей рассказыванию стихов и пению
    песенок, содержащих звукоподражание.
  • Выработка правильного речевого дыхания
    (диафрагмального) и правильной артикуляции
    звуков.
  • Развитие выразительности речи (модуляции
    голоса).
  • Формирование активного словаря.
  • Вызывание у детей потребности подражать словам
    взрослого.
  • Формирование звукослоговой структуры слова с
    правильным воспроизведением ударного слога.
  • Формирование умения называть имена детей и
    членов семьи, называть предметы (картинки) по
    лексическим темам.
  • Формирование глагольного словаря.
  • Пополнение активного словаря детей за счет
    прилагательных, обозначающих признаки, которые
    дети могут ощутить – потрогать, увидеть, услышать.
  • Договаривание детьми фраз, начатых логопедом
    (на зрительной опоре).
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Обучение детей двухсловным и трёхсловным
    предложениям.
  • Развитие умения правильно отвечать на вопросы.
  • Развитие умения правильно согласовывать слова
    в словосочетаниях.
  • Обучение диалогу.
  • Восприятие содержания маленьких рассказов,
    сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и
    ответы на простейшие вопросы по сюжету.
  • Договаривание слов, словосочетаний в
    стихотворениях и сказках.

В течении года мы работаем по следующим
разделам:

– социально-эмоциональное развитие;

– формирование общения,

– восприятие и развитие речи;

– развитие общей моторики;

– развитие мелкой моторики пальцев рук;

– развитие навыков самообслуживания.

Работа по этим направлениям значима для
развития ребенка с синдромом Дауна.

Несмотря на это основной задачей интеграции
остается включение детей в социум.

Список литературы.

  1. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего
    возраста с синдромом Дауна. Методическое
    пособие. – Москва. 2002.
  2. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие
    ступеньки. Программа ранней педагогической
    помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с
    английского. М. : Ассоциация Даун Синдром, 2001.
  3. Степанова О. А. Программы для ДОУ
    компенсирующего и комбинированного видов.
    Справочное пособие. – Москва, 2008.

Источник