Советы родителям с детьми синдрома аспергера

Советы родителям с детьми синдрома аспергера thumbnail

Рекомендации Нелль Франсис, учительницы, создательницы сайта AspergerChild.com и матери сына синдромом Аспергера. Может быть, у кого-нибудь будут комментарии, возражения или дополнения к этому списку?

– Дети с синдромом Аспергера отличаются большой честностью, и это может привести к тому, что они говорят провокативные утверждения или комментарии, которые могут разозлить других людей. В результате, ребенок с РАС сталкивается с агрессией, не понимая ее причины – для него она кажется совершенно необоснованным нападением. Постарайтесь отдельно проговаривать с ребенком, какие фразы являются уместными, а какие нет и почему.

– Учителя нашего ребенка с синдромом Аспергера должны знать, что все социальные ситуации оказывают кумулятивный эффект на детей с СА, и это влияет на результаты групповой работы, внеклассное общение и систему приятелей. Может быть полезно время от времени мягко напоминать учителям об этом «нюансе» синдрома Аспергера.

– Детям с синдромом Аспергера не нравится, когда их волосы расчесывают, моют или подстригают. Причина проблемы может быть в слишком чувствительной коже головы, так что причесывание или мытье вызывает у них боль. Попробуйте расческу с широкими зубьями, которая не прикасается к коже, а также нежный массаж во время мытья. Стрижка волос вызывает стресс из-за ощущения от состригаемых волос (например, ощущения от ножниц), а также из-за изменений в ощущениях от тяжести волос. Обсудите эти проблемы с ребенком, чтобы найти решение.

– Регулярно проверяйте, насколько хорошо ваш ребенок с РАС понял чужую речь. Возможно, он понял «буквальный» смысл, а не абстрактное или подразумеваемое значение. Как только дети с синдромом Аспергера научатся этим аспектам языка, они очень часто начинают получать огромное наслаждение от юмора с помощью «игры слов».

– Визуальные методы организации просто фантастически помогают детям с синдромом Аспергера. Вы можете визуально представить: а) то, что нужно сделать перед тем, как пойти в школу; б) режим личной гигиены, или в) расписание по выполнению домашней работы. Эти приемы повышают организованность ребенка и помогают ему учиться.

– Жаркая погода может вызывать сенсорные перегрузки и истерики у ребенка с синдромом Аспергера. Подумайте об установке кондиционера воздуха. В противном случае творчески планируйте занятия, которые связаны с водой. Если у вас нет доступа к бассейну, наполните ванну и пусть ребенок купается в ней по нескольку раз в день. Попробуйте посидеть на мокрых полотенцах, когда на вас направлен вентилятор. Помойте машину, собаку или окна. Играйте в водные пистолеты и другими подобными игрушками. (Возможно, вашему ребенку не нравится, когда вода попадает на лицо, но он сможет терпеть ее на остальных частях тела). Для меня жара означает большую стирку на следующий день (мой сын не переносит мокрую одежду), но я лучше буду стирать, чем иметь дело с истериками!

– Мягкий массаж головы, особенно затылка и за ушами может снять стресс и успокоить ребенка с синдромом Аспергера. Если ему не нравится, когда его трогают, можно обратиться к его интеллекту: «Это помогает твоему мозгу расслабиться». Попробуйте сделать массаж частью вашего распорядка дня.

– Если растворить полчашки «английской соли» в ванне ребенка, то это поможет ему расслабиться, как только он впитает сульфат магния.

– Учить ребенка правильным навыкам разговора недостаточно – будьте максимально конкретны. Говорите со своим ребенком с синдромом Аспергера о том, в какой момент нужно принимать участие в разговоре (например, когда голова и плечи наклонены в твою сторону, если есть контакт глазами), какой тон означает, что говорящий закончил и ждет ответа.

– Двухминутная борьба со стрессом. Чтобы перенаправить негативное поведение ребенка с синдромом Аспергера, используйте занятия, которые активизируют правое полушарие мозга, например, рассказать алфавит в обратном порядке, считать в обратном порядке (используйте в качестве отправного пункта достаточно сложные цифры для этого возраста) или повторяйте скороговорку. Это работает!

– Для детей с чувствительной сенсорикой можно: удалять этикетки с одежды; отдавать предпочтение натуральным тканям; надевать носки вывернутыми наизнанку; поощрять ношение солнцезащитных очков; наблюдать за «громкостью» окружающей среды ребенка; включая телевизор, радио и тому подобное; если ребенок отстраняется от вас, проверьте, как от вас пахнет (духи, дезодорант, ополаскиватель для рта, кондиционер для одежды); если вы предлагаете новые блюда, то пусть их текстура/консистенция будет такой же, как и у любимых блюд ребенка.

Источник

Статьи

Дети и подростки с синдромом Аспергера часто сопротивляются получению социальных навыков, необходимых для успеха в школе и общественной деятельности. Тони Этвуд, психолог и известный эксперт по синдрому Аспергера, написал книги, которые могут помочь родителям и учителям лучше понять природу этого сложного состояния. Он также предлагает проверенные советы и рекомендации, чтобы помочь детям и подросткам с синдромом Аспергера укрепить свои социальные навыки.

Шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь своим детям с синдромом Аспергера, включают следующее:

  • Научите ребенка некоторым практическим навыкам для ассимиляции в общественных местах. Может быть полезным практиковать тактику  вступительного (приветственного) разговора, как обращение с просьбой, например, может ли он присоединиться к какой либо деятельности. Ребенок может извлечь пользу из практики соответствующей «начальному событию» такому как «Можете ли вы помочь мне с этим?» или «Могу ли я тоже поиграть?».
  • Поощряйте ребенка, чтобы он наблюдал за тем, что делают другие дети. Многие успешные взрослые люди с синдромом Аспергера рассказывают о том, какие социальные навыки они освоили и изучили, наблюдая и осваивая информацию о том, что делают другие люди в определенных ситуациях. Многие дети считают, что это просто копирование того, что делают другие дети, будь то зрительный контакт со своими приятелями, внимательное выслушивание, участие в игре, или какие-либо поочередные действия. Это может быть полезно, даже если дети не обладают необходимым социальным пониманием, так как они интуитивно осваивают, что делать в таких ситуациях.
  • Техника социальных рассказов является методом создания коротких рассказов о повседневных ситуациях, которые помогают объяснить социальные сигналы и надлежащую реакцию для данной ситуации. Социальные рассказы могут быть построены, например, на том, что при входе в классе утром, нужно поздороваться с другими учениками и преподавателями, выложить на парту свои принадлежности, и повесить пальто. Социальная история представляет собой подробное описание обычного события, которое содержит основную социальную информацию, такую, как «Я смотрю на лицо моего учителя, в его/ее глаза и говорю «доброе утро»».
  • Объясните ребенку важность зрительного контакта. Дети с синдромом Аспергера могут сопротивляться зрительному контакту с другими людьми. Зрительный контакт – это навык, который может быть смоделирован и отработан на дому.
  • Определите естественные ситуации, когда ребенок использовал соответствующие социальные навыки. Например, вы можете прокомментировать: «Ты оказал огромную помощь своим братьям и сестрам».
  • Моделируйте обсуждения личных чувств и мыслей. Может быть полезно поговорить о том, что вы делали и чувствовали в конкретной ситуации, и что вы думали или чувствовали в течение дня.
  • Обучите ребенка  метафорам и оборотам речи. Дети с синдромом Аспергера могут понимать все очень буквально, и путать распространенные выражения. Они часто считают, что изучение смысла запутанной (для них) фразы, например, такой как «возьми на себя ответственность» – это интересно.
Читайте также:  Как избавиться от синдрома мм отзывы

Научите детей «безопасным фразам», которые они смогут использовать, если они запутались или не уверены. Это может быть простое объяснение, такое как «Я не уверен, что теперь делать» или «Я не уверен в том, что вы имеете в виду». Практикуя это дома, вы можете помочь уменьшить беспокойство ребенка в тех ситуациях, когда он не знает, что происходит.

Теги: аутизм, взаимоотношения, дети, психологическая помощь, синдром аспергера, социальное общение, социальные навыки, учеба

Статья «8 советов для родителей детей с синдромом Аспергера» и другие медицинские статьи по теме «Педиатрия» на сайте ЙОД.

Источник

Это руководство было подготовлено участниками форума по синдрому Аспергера OASIS, его составила и отредактировала Элли Такер. Цель этого руководства – предоставить семьям краткое описание СА и видов поведения, связанных с ним, чтобы они смогли объяснить их учителям ребёнка. Поскольку все дети разные, вы можете оставить только те пункты, которые подходят именно вашему ребёнку и/или вносить изменения и дополнения в случае необходимости. Вырезайте и копируйте, сделайте эту инструкцию максимально индивидуальной.

school

Родители детей с СА, которые составили этот список, надеялись, что он поможет учителям лучше понять некоторые особенности наших детей.
_____________________________________

Здравствуйте, мы родители _________. У нашего ребёнка диагностирован синдром Аспергера. Это нейробиологическое расстройство, которое относится к аутистическому спектру. Детям с СА может быть трудно использовать и понимать невербальное поведение и формировать подходящие для их возраста отношения со сверстниками. Частично это объясняется тем, что их общению часто не хватает спонтанности.  Хотя у них часто есть сильные интересы и развитые навыки в определенных предметах, они также испытывают серьезные трудности с организованностью. Иногда может показаться, что детям с СА трудно понять чувства других людей, у них могут быть сенсорные трудности, и очень часто они привержены определенному порядку и рутине.

Вам стоит знать, что у нашего ребёнка много талантов и сильных сторон. Тем не менее, ниже приведены те проблемы, с которыми вы можете столкнуться, когда будете учить ___________. Многие виды поведения, которые вы заметите, он НЕ контролирует – это поведение не результат злой воли или преднамеренного непослушания. Временами ребёнок просто искренне не знает, как адекватно отреагировать на ту или иную ситуацию. Вне всяких сомнений, вы сможете придумать и другие полезные стратегии работы с нашим ребёнком, и мы будем очень благодарны, если вы расскажете нам о них.

Пожалуйста, звоните нам в любое время, если у вас возникнут вопросы о нашем ребёнке с синдромом Аспергера. Наши контакты: _____________________________________

Читайте также:  Синдром ретта фото детей и взрослых

Общие особенности поведения

  • Этот синдром напоминает что-то вроде “швейцарского сыра”. Одни способности ребёнка развиваются в соответствии с возрастом, в то время как остальные могут задержаться или полностью отсутствовать. Более того, у таких детей могут быть навыки, намного опережающие нормально развивающихся детей (например, ребёнок понимает сложнейшие математические принципы, но не в состоянии запомнить, что нужно записать домашнее задание).
  • Важно помнить, что если ребёнок может чему-то научиться в одной ситуации, то это не обязательно означает, что он сможет вспомнить и перенести свое знание на новую ситуацию.
  • Наш ребёнок очень хорошо реагирует на положительную обратную связь и терпеливый стиль обучения.
  • Если вы будете говорить с ним как со взрослым, используя спокойный голос, то положительный эффект не замедлит себя ждать.
  • Время от времени у нашего ребёнка начинается “истерика”, которую ничто не может остановить. Пожалуйста, в случае такого поведения позвольте нашему ребёнку уйти “в тихое и безопасное место”, где он сможет “остыть”. Пожалуйста, обратите внимание на то, что случилось непосредственно перед истерикой (например, не было ли неожиданных изменений в привычном распорядке дня). Лучше всего говорить с ребёнком только “после” того, как он успокоится.
  • Если учеба ребёнка в классе начала проходить без каких-либо проблем, это значит, что мы всё делаем ПРАВИЛЬНО. Это не значит, что наш ребёнок “вылечился”, что у него “изначально не было никаких проблем” или что “пришло время отказаться от дополнительной поддержки”. Повышайте требования к ребёнку осторожно и постепенно.
  • Иногда наш ребёнок может издавать звуки или кричать. Будьте к этому готовы, особенно в трудных и стрессовых ситуациях. Пожалуйста, объясните другим детям, что это просто его реакция на стресс или страх.
  • Если вы заметили проявления злости или других сильных эмоций, не забывайте, что ребёнок не пытается специально плохо себя вести. Это его ответ на стресс – реакция “бежать или сражаться”. Думайте об этом как о “коротком замыкании в результате перегрузки”. (Обычно такие ситуации можно предотвратить, если вовремя заметить первые признаки).
  • Нашему ребёнку может понадобиться помощь при решении задач. Пожалуйста, постарайтесь найти время, чтобы помочь ему.
  • Если вы делите детей на группы, пожалуйста, НАЗНАЧАЙТЕ членов группы, а не позволяйте другим детям “выбирать членов”, потому что это повышает шансы, что наш ребёнок останется без группы, и его будут дразнить.
  • Отмечайте сильные стороны нашего ребёнка часто и визуально. Это придаст ему смелости, чтобы продолжать стараться и бороться.
  • Поддерживайте в классе атмосферу принятия различий и разнообразия.

Специальные интересы

  • Наш ребёнок может повторять одно и то же снова и снова, но вы заметите, что эта привычка проявляется, как только повышается уровень стресса.
  • Лучше не втягиваться в эти повторы, отвечая на один и тот же вопрос, не повышать голос и не говорить, что на вопрос уже ответили. Вместо этого переключите внимание ребёнка на что-то другое или предложите альтернативу, которая позволит ей сохранить достоинство.
  • Разрешите ребёнку записать свой вопрос или мысль и ответьте письменно – это может снять стресс/разорвать круг вопросов.

Изменения в обстановке

  • Нашему ребёнку очень трудно справиться с изменениями в привычной обстановке. Изображение нового места, куда все направляются, или письменное расписание могут ему очень помочь.
  • Пожалуйста, предупреждайте о любых изменениях в расписании заранее, если только это возможно.
  • Вы очень поможете ребёнку, если один или два раза заранее предупредите его о смене рода занятий или изменениях в расписании.

Сенсорика/Моторные навыки/Слуховое восприятие

  • Нашему ребёнку трудно понять несколько инструкций подряд или много слов одновременно.
  • Если вы разделите инструкции на несколько простых шагов, то это очень поможет.
  • Если вы будете использовать картинки в качестве подсказок, то это тоже поможет.
  • Если вы будете говорить медленнее, используя только короткие предложения, это может помочь.
  • Он гораздо лучше понимает инструкции, если повторять их четким и простым языком, по-разному их формулируя.
  • Наш ребёнок может быть очень неуклюжим, он также может очень сильно реагировать на определенные вкусы, поверхности, запахи и звуки.

Стимулы

  • Он может испытывать чрезмерную стимуляцию из-за громких шумов, яркого освещения, сильных запахов или вкусов, потому что у него есть повышенная чувствительность к ним.
  • В окружении множества других детей, со всем сопутствующим хаосом и шумом, пожалуйста, помогите ему найти тихое место, где он может обрести немного “покоя”.
  • Неструктурированные периоды (обед, перемена и группа продленного дня) могут представлять наибольшие проблемы для нашего ребёнка. Пожалуйста, обеспечьте его дополнительным руководством и помощью взрослых в эти трудные периоды.
  • Позвольте ему “походить”, поскольку сидение в течение длительного времени может быть для него очень трудным (простая пятиминутная прогулка с другом или помощником учителя может очень помочь).

Визуальные подсказки

  • Некоторые дети с СА лучше всего учатся при наличии визуальной помощи – расписания в картинках, письменных инструкций или рисунков (другие дети лучше всего воспринимают вербальные инструкции).
  • Сигналы руками могут очень помочь, особенно если они усиливают какие-то инструкции, например, “подожди своей очереди”, “перестань говорить” или “говори медленнее или тише”.
Читайте также:  Судорожный синдром у детей неотложная помощь на догоспитальном этапе при

Прерывания

  • Временами нашему ребёнку нужно несколько дополнительных секунд, чтобы ответить на вопрос. Для этого ему нужно перестать думать о том, о чем он сейчас думает, отложить куда-то эту тему размышлений, сформулировать ответ и только потом ответить. Пожалуйста, проявите терпение, дождитесь ответа и поощряйте других делать то же самое. В противном случае ему придется начинать весь процесс с начала.
  • Если кто-то пытается помочь ему, заканчивая за него предложения или перебивая, то ему приходится возвращаться назад и приступать к формулированию мысли с самого начала.

Контакт глазами

  • Временами может показаться, что наш ребёнок не слушает вас, хотя на самом деле это не так. Не думайте, что если она не смотрит на вас, то она вас не слушает.
  • В отличие от большинства из нас, навязанный контакт глазами МЕШАЕТ ей сосредоточиться.
  • На самом деле, ей будет проще слушать и понять, о чем вы говорите, если вы не будете заставлять смотреть вам в глаза.

Социальные навыки и дружба

  • Именно в этом заключаются главные трудности детей с СА. Они могут мечтать о друзьях, но просто не знают, как подружиться с другими детьми.
  • Если вы выделите одного или двух сочувствующих учеников, которые могут стать “приятелями” ребёнка, то вы сделаете его мир более дружелюбным местом.
  • Может помочь, если вы поговорите с остальными учениками класса, но только позитивным образом и с разрешения семьи. Например, можно поговорить о том, что у многих или у большинства из нас есть те или иные трудности, а при синдроме Аспергера главная трудность состоит в неспособности “читать” социальную ситуацию, точно так же как некоторые люди плохо видят без очков или плохо слышат без слухового аппарата.
  • Ученики с синдромом Аспергера с большой вероятностью становятся “жертвами” травли со стороны других учеников. Этому способствуют два фактора:
    1) высока вероятность их сильной реакции, которой и добивается обидчик. Когда он видит такую реакцию, это закрепляет его поведение;
    2) дети с синдромом Аспергера так отчаянно хотят “вписаться” в коллектив и/или понравится другим детям, что они вряд ли будут “ябедничать” на обидчика, опасаясь отвержения со стороны класса.

Рутина

  • Детям с СА очень важно придерживаться определенного распорядка и рутины, но в нашем мире очень трудно этого добиться.
  • Пожалуйста, предупреждайте нашего ребёнка о любых предстоящих изменениях как можно скорее, особенно если это изменения в расписании или помещении.
  • Заранее предупредите его о новом учителе или школьной экскурсии в учебное время.

Речь

  • Может показаться, что его словарный запас и уровень владения речью очень высоки, но дети с СА не всегда знают значение того, что они говорят, даже если слова кажутся верными.
  • Мой ребёнок обычно не понимает сарказм и некоторые формы юмора. Даже объяснения того, что значила та или иная фраза, не всегда проясняют ситуацию, потому что точка зрения ребёнка с СА является очень уникальной и, временами, непоколебимой.

Организационные навыки

  • Нашему ребёнку не хватает способности запомнить много информации или вспомнить эту информацию в случае необходимости.
  • Ему могут помочь расписания и планы (в картинках или в виде текста).
  • Пожалуйста, пишите расписание или домашнее задание на доске, а ещё лучше, если есть возможность, сделайте для него их копию на ксероксе. Пожалуйста, проследите, что он положил задание в портфель, потому что ему не всегда удается собрать всё необходимое без посторонней помощи.
  • В случае необходимости позвольте ей переписать записи у других детей или выдайте ей копию. Многие дети с СА страдают от дисграфии, и они не способны слушать то, что вы говорите, читать с доски и писать одновременно.

Заключительное слово

Временами поведение нашего ребёнка может утомлять или раздражать вас или других учеников в классе. Пожалуйста, помните, что это нормально и ожидаемо. Пусть трудные дни не позволяют вам забыть, что ВЫ – чудесный учитель, который справляется со сложной ситуацией, и ничто не может срабатывать каждый раз (и некоторые методы могут не работать в большинстве случаев). Вместе с этим у вас появится шанс познакомиться с новым и уникальным взглядом на мир, который порою будет забавлять и изумлять вас. Пожалуйста, обращайтесь к нам, если захотите поделиться наблюдениями. Мы к этому привыкли. Вы нас не шокируете, и мы не станем думать о вас хуже.

Общение – это ключ к плодотворной работе. Мы – одна команда, которая думает о лучшем для ребёнка.

Большое вам спасибо.

Представленный выше материал — перевод текста “Asperger’s Syndrome Guide For Teachers”.

Источник