Статья синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДРАБОТНИКОВ
Болотина З.И.
преподаватель ОГАПОУ
«Валуйский колледж»
Проблематика стрессо устойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. В классических исследованиях Г. Селье, а позднее А.Лазаруса, было показано, что длительное воздействие стресса приводит к снижению общей психической устойчивости организма, появлению чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденции к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» – эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома профессионального выгорания.
В начале 70-х гг. прошлого столетия американский психолог X. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание «психическое выгорание». Первоначально автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей социальных профессий. Позднее было дано определение этому феномену, и теперь принято считать, что это Синдром эмоционального выгорания.
Известно, что профессии медицинского профиля как никакие другие связаны с межличностным взаимодействием, поэтому для врачей и медицинских сестёр своевременная диагностика и коррекция подобных нарушений является весьма актуальной. Профессиональная деятельность врача предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Неся на себе «груз общения» доктор вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций – служить то утешением для пациента, то мишенью для раздражения и агрессии. Исходя из этого, медицинские работники вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, чтобы избежать эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие достаточно новое для отечественной психологии и психиатрии. Актуальность его для медицинской общественности страны была продемонстрирована в нескольких исследованиях. В частности, было показано, что распространённость СЭВ среди врачей психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов составляет почти 80%. Признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности имели 58% специалистов, а у 16% данные нарушения имели развёрнутый характер с проявлениями всех стадий СЭВ.
Клиническая картина СЭВ многогранна и состоит из ряда психопатологических проявлений, психосоматических расстройств и признаков социальной дисфункции. К психопатологическим проявлениям относят хроническую усталость, потерю энергии, нарушения памяти и внимания (недостаточная точность, дезорганизация), недостаток мотивации, а также личностные изменения (сниженный интерес, цинизм, агрессивность). Возможно развитие тревожного и депрессивного расстройств, которые могут способствовать суициду.
Кроме этого, прослеживается связь между СЭВ и развитием зависимостей от психо активных веществ. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные расстройства (симптом раздраженного желудка, диарея), кардиоваскулярные нарушения (тахикардия, аритмия, артериальная гипертензия). Наблюдаются частые простудные заболевания, возможно обострение хронических болезней: бронхиальной астмы, дерматитов, псориаза и др.
К признакам социальной дисфункции можно отнести социальную изоляцию, проблемы в семье, на рабочем месте. Большинство психологов выделяют три ключевых признака СЭВ:
- предельное истощение;
- чувство личностной отстраненности от пациентов и от работы.
- ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Но затем наступает истощение. Личностная отстраненность представляет собой межличностный аспект выгорания, его можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Сами обследуемые люди, испытывающие выгорание, описывают отстраненность как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе через изменение своего сострадания в отношении к пациенту. Как своеобразный способ защиты от эмоциональных раздражителей, мешающих эффективному выполнению работы. В крайних проявлениях СЭВ человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, не вызывает эмоционального отклика -ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к человеку – субъекту профессиональной деятельности, Он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.
Ощущение утраты достижений, или чувство некомпетентности в процессе развития СЭВ становится доминирующим мотивом в оценке специалистом своей работы. Люди не видят перспектив для профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. СЭВ также имеет негативное влияние на личную жизнь людей. После эмоционально насыщенного дня, проведенного с пациентами, человек испытывает потребность отстраниться на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. К признакам психической дисфункции, наблюдающимся при СЭВ можно отнести следующие: потеря ясности мышления; трудности концентрации внимания, ухудшение кратковременной памяти; постоянные опоздания, несмотря на огромные усилия быть вовремя; увеличение числа ошибок и оговорок; увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и ситуации, близкие к ним. Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, так как способствуют большему количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Таким образом, выгорание может быть «контагиозно» и, распространяться через неофициальные взаимодействия на работе. Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:
- Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, расстройства сна и специфические соматические проблемы).
- Эмоциональные симптомы (раздражительность, тревога, депрессия, чувство вины, ощущение безнадежности).
- Поведенческие симптомы (агрессивность, черствость, пессимизм, цинизм, зависимости от психо активных веществ).
- Симптомы, связанные с работой (прогулы, плохое качество работы, опоздания, злоупотребление рабочими перерывами).
- Симптомы в межличностных отношениях (формальность отношений, отстраненность от пациентов, коллег.
Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания подразделяют на организационные и личностные
Ключевым компонентом развития СЭВ является несоответствие между личностью, её способностями противостоять стрессу и требованиями окружающей среды. К организационным факторам, относятся: высокая рабочая нагрузка, недостаток времени для выполнения работы. отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства. недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное. невозможность контроля рабочей ситуации, невозможность влиять на принятие важных решений. двусмысленные, неоднозначные требования к работе. постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование). однообразная, монотонная деятельность. нерациональная организация труда и рабочего места (экстремальные температуры, шум, пассивное курение, депривация сна и т. д.). необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным , отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
Среди личностных характеристик наиболее важны следующие:
- Повышенная личностная тревожность
- Пониженная самооценка, склонность к чувству вины.
- Выраженная эмоциональная лабильность.
- Наружный локус контроля (в жизни опираются на случайность, удачу, достижения и мнения других людей).
- Пассивные, избегающие стратегии выхода из сложных ситуаций.
Для выявления СЭВ и определения стадии его развития необходимо учитывать: наличие симптомов выгорания, нарушений сна, соматических жалоб, их очередность и временные взаимосвязи со значительными жизненными изменениями, конфликтными ситуациями в семье и на работе; предшествующие и имеющиеся заболевания (хронические соматические, инфекционные), которые могут сопровождаться астеническим симптомокомплексом или осложнять состояние пациента; социальный и профессиональный анамнез (наличие потенциальных стрессогенных факторов, учет возможных негативных влияний на личную и профессиональную жизнь); курение, употребление алкоголя и лекарств (антидепрессантов, транквилизаторов и др.); данные физикального обследования; психический статус, наличие психических расстройств; результаты психометрического тестирования (использование опросников для выявления синдрома эмоционального выгорания); результаты лабораторных анализов (общий анализ крови, тесты на функцию печени, почек, уровень электролитов в крови); «стресс – биомониторинг» – при необходимости и возможности выполнения (уровень кортизола, специальные иммунологические и эндокринологические анализы).
Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи, поскольку то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося эмоционального выгорания. Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие синдрома выгорания среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит! Первичная профилактика включает: обсуждение после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.. Проводят обучение техникам релаксации – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация. Важна психо коррекция: умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет». Наличие хобби (спорт, культура, природа); поддержание стабильных партнерских, социальных отношений; фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.
Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются: создание, поддержание «здорового рабочего окружения»; признание результатов работы; обучение руководителей. Руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников в принятии важных для них решений. Поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка коллег. Воздействовать можно практически на все факторы, способствующие развитию синдрома выгорания.
Литература
- Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю, / В.А.Сухомлинский, М. 2012г.
Источник
Библиографическое описание:
Мозолевская, Н. В. Специфика синдрома эмоционального выгорания медицинских работников / Н. В. Мозолевская, Е. В. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 274-275. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66941/ (дата обращения: 10.12.2020).
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, хроническая усталость, эмоциональное напряжение, профессиональная деятельность, медицинский персонал, неотложная помощь.
Синдром эмоционального выгорания — это нарастающий комплексный геноменон, связанный со стрессовой рабочей средой. Впервые он был описан в середине 1970-х годов Х. Фройденбергером и с тех пор является предметом обсуждения многих исследований [5].
За последнее десятилетие, некоторые термины были предложены в попытке объяснить синдром эмоционального выгорания, но наиболее приемлемым является определение, написанное К. Маслач [6], согласно которым синдром эмоционального выгорания характеризуют три аспекта:
1) эмоциональное истощение (истощение эмоциональных ресурсов для контактов с другими людьми)
2) деперсонализация (негативные чувства и циничное отношение к получателю свои услуги или помощь)
3) снижение личных достижений (тенденция оценивать себя негативно, особенно что касается работы) [6].
Наиболее заметным следствием выгорания является снижение производительности труда сотрудников и качества предоставляемых услуг. Эти уязвимые люди потеряли смысл работы из-за длительной реакции на эмоциональное, физическое и умственное истощение, которое они испытывают. Поэтому они не в состоянии удовлетворить потребности в работе. Этот синдром в значительной степени связан с чрезмерным прогуливанием занятий, чрезмерным использованием больничных листов, желанием уйти с работы и снижением общего самочувствия [1].
Синдром эмоционального выгорания чаще встречается в некоторых специфических профессиональных категориях, требующих взаимодействия с людьми или работы с человеческими получателями услуг, такими как учителя, медицинские работники, социальные работники, полицейские и судьи. Помимо работы с общественностью, лица, работающие в любой другой среде, которая связана с экстремальной или опасной ответственностью, точностью при исполнении служебных обязанностей, тяжелыми последствиями, сменной работой или задачами и обязанностями, которые не нравятся, подвергаются определенному риску развития выгорания [2].
Исследования показали, что медсестры, работающие в больницах, подвергаются самому высокому риску выгорания. Ответственность за развитие этого синдрома следует возлагать на несколько причин, таких как требования пациентов, возможные опасности в области ухода за больными, постоянный страх перед ошибками в назначении лекарств, большая рабочая нагрузка или нехватка времени при попытке обеспечить уход за многими пациентами во время рабочей смены, отсутствие уважения со стороны общественности, неприязнь к традиционному доминированию врачей в системе здравоохранения, частое и непредсказуемое агрессивное поведение или насилие со стороны пациентов во время дежурства, отсутствие ясности роли, недостаточный персонал и отсутствие поддержки на рабочем месте. Еще одним фактором, тесно связанным с развитием синдрома выгорания, является тип личности и особенно «выносливость», которая отражает относительную способность индивида оставаться здоровым во время сильных, повторяющихся или длительно длящихся стрессовых ситуаций [4].
Несмотря на то, что имеются сообщения о широких различиях в распространенности этого синдрома среди медицинских работников, он, скорее всего, затрагивает медсестер, работающих с пациентами, страдающими раком или ВИЧ, и тех, кто работает в отделениях неотложной помощи или отделениях интенсивной терапии. Что касается онкологических медсестер и особенно тех, кто оказывает помощь детям со злокачественными заболеваниями, то область удовлетворения желчи ограничена, поскольку заболевание часто не поддается терапии и прогноз неблагоприятный. Что касается медсестер, работающих с больными СПИДом, то здесь очевиден страх заразиться, а также желание избегать инфицированных пациентов и чувство беспомощности. Хорошо известно, что отделения неотложной помощи или отделения интенсивной терапии характеризуются высоким уровнем стресса, связанного с работой, поскольку они, как правило, управляют жизнеугрожающими состояниями [3].
Эскалация этой проблемы подкрепляет мнение о том, что рабочая среда, которая обеспечивает мотивацию, доверие, общение, уважение, личную и коллективную поддержку и позволяет добиться независимости, может свести к минимуму вероятность возникновения синдрома эмоционального выгорания среди медицинских работников. Кроме того, было бы полезно повысить осведомленность руководителей о признаках и симптомах синдрома выгорания для выявления лиц, находящихся в группе риска. Кроме того, включение группы поддержки в повседневную клиническую практику позволит обеспечить раннее вмешательство в лечение синдрома и применение соответствующих решений и механизмов копирования [1].
Литература:
- Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. СПб.: Сударыня, 1999. — 32с.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
- Дубова Т. Г., Попов И. А. Результаты психодиагностического исследования степени выраженности синдрома эмоционального выгорания среди медицинских работников Тульской области // Вестник новых мед. технологий. — 2007. — т. XIV, № 1. — с. 157–159.
- Заховаева А. Г. Основные проблемы философии сестринского дела // Сестринское дело. М.: Медицинский вестник, 2003. № 2. С.28–29.
- Freudenberger H. J. Staff burnout // Journal of Social Issues. -1974. — Vol. 30. — P. 159–165.
- Maslach C. A. Multidimentional Theory of Burnout // Theories of Organizational Stress, Oxford, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, неотложная помощь, интенсивная терапия, работа, синдром.
Источник
Повседневная работа врача требует эмоционально напряженного общения с пациентами. Это мощный фактор, который предрасполагает к формированию у него хронического стресса с последующим профессиональным выгоранием , которое отражает имеющийся профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе нее.
Термин «эмоциональное выгорание» ввел в 1974 году американский психиатр X. Дж. Фрейденбергер для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.1
Часто профессиональное выгорание проявляется физической слабостью и снижением работоспособности. Эмоциональное истощение может быть единственным кардинальным симптомом выгорания. Наибольшему риску подвергаются люди «помогающих» профессий, которые находятся под психологическим давлением со стороны факторов своей работы, и те, которые имеют ограниченную поддержку. В этом отношении профессию медицинского работника можно считать одной из самых уязвимых.2–3
Врач с синдромом профессионального выгорания уже сам может предъявлять жалобы на физическое, эмоциональное или мотивационное истощение. Симптоматика объективна: нарушения продуктивности в работе, быстрая усталость, бессонница, повышенная подверженность соматическим заболеваниям. В ряде случаев, осознавая проблему, врачи каким-то образом пытаются сами найти выход из создавшегося положения. Иногда они просто бегут от сложившейся ситуации, в частности может иметь место употребление алкоголя или других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и даже суицидального поведения.4 Как показывают данные зарубежной статистики, число самоубийц среди врачей составляет от 28 до 40 на 100 тыс. человек. Особенно уязвимы врачи-женщины. Среди них число самоубийств в 4 раза больше, чем среди женщин в целом. Среди врачей-мужчин – в 2 раза. Естественно, что такое положение врача неудовлетворительно сказывается не только на нем самом, но и на пациенте, которого он лечит.1
Первое исследование по теме эмоционального выгорания опубликовано в 1976 году. Его автор, К. Маслач, определила «эмоциональное выгорание» как дезадаптированность к рабочему месту из-за большой рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Это состояние характеризуется чрезмерной тратой психической энергии, психосоматической усталостью и эмоциональным истощением и, как следствие, повышенной раздражительностью, снижением самооценки, расстройством сна и иногда соматическими реакциями. В 1981 году К. Маслач уточнила свое описание, определив этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане – снижение или утрату профессионализма.1
Синдром профессионального выгорания представлен в трех типах проявлений:5
- Эмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
- Деперсонализация – циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда.
- Редукция профессиональных достижений – возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Фрагментирующие, редукционистские, смещающие и отчуждающие ситуации приводят к оборонительному поведению, особенно к отрицанию, изоляции и сублимации, которые проявляются как избегание и подкрепляются образом героической персоны, пытающейся спасти другого от страданий, не жалея никаких усилий, тем самым жертвуя собственным здоровьем. Это приводит к отказу от жизни вне этой роли. Деперсонализация (обезличивание) посредством самоотречения (отраженная в пренебрежении к самообслуживанию), скрывающая дистресс при столкновении с напряженными ситуациями, трансформируется в героические импульсы, которые приводят работников к самоотречению, нанося значительный ущерб семейной и общественной жизни.6
Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении. Это уже третья стадия общего синдрома адаптации – стадия истощения. Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.
К основным симптомам неуправляемого стресса относятся:2
- Усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности.
- Соматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница и другие проявления психовегетативного синдрома).
- Появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений).
- Отрицательная настроенность к выполняемой деятельности.
- Агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам).
- Негативное отношение к себе.
- Тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.
В современной литературе выделяют до 100 симптомов, характеризующих профессиональное выгорание.7–8Физические и психологические симптомы достигают высшей точки при истощении. При этом имеющиеся нарушения сна, недостаточное количество часов отдыха, а также неправильное питание не дают возможность восстановиться. Усталость может иметь пагубные последствия для различных систем организма, что приводит к многочисленным изменениям функций, которые, в свою очередь, приводят к снижению производительности на работе, ряду психологических, семейных и социальных проблем.
Главной причиной синдрома профессионального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к этому синдрому.9
Проблема профессионального выгорания характерна не только для врачей, но и для среднего медперсонала. В исследовании, проведенном среди медсестер, было показано, что у 55,4% была склонность к синдрому выгорания, а также к проблемам со здоровьем, связанным с работой и эмоциональными жалобами.10
При анализе социально-демографического профиля работников здравоохранения выявляются некоторые факторы, которые могут быть связаны со стрессом, например, большинство женщин замужние и имеют детей (а некоторые разведены), что само по себе представляет двойную нагрузку на человека. Женщины вообще оказываются особенно склонны к проблемам, связанным с профессиональным стрессом. Среди других факторов также выделяют преодоление финансовых, физических или эмоциональных трудностей.11
Эпидемиологическая ситуация нынешнего года показала, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции медицинские работники оказались наиболее уязвимой категорией населения по риску развития профессионального выгорания из-за чрезмерной рабочей нагрузки, опасности физического истощения, формирования страха, эмоциональных расстройств и проблем со сном. Медицинские работники, занимающиеся прямой диагностикой, лечением и уходом за пациентами с COVID-19, имеют более высокий риск:12–13
- депрессии (ОШ, 1,52; 95% ДИ, 1,11-2,09; Р = 0,01),
- тревоги (ОШ 1,57; 95% ДИ 1,22-2,02; Р
- бессонницы (ОШ 2,97; 95% ДИ 1,92-4,60; Р
- дистресса (ОШ 1,60; 95% ДИ 1,25 -2,04; Р
Один из путей контроля и преодоления стресса – это необходимость заботы о себе (самоуход), что помогает расслабиться и отдохнуть и, в конечном итоге, приводит к более высокой производительности труда. В медицинских учреждениях специалисты заботятся о пациентах, беспокоятся об их реабилитации, стремятся предотвратить проблемы со здоровьем своих пациентов и обеспечить их безопасность, но парадоксальным образом пренебрегают собой и собственным здоровьем.11 Пренебрежение к себе и собственному телу, к самоуходу, по-видимому, обусловлено нехваткой времени для организации правильного питания, физического и эстетического поведения, а также меньшим временем на себя из-за работы.14
Считается общепринятым и нормальным, что медработники не позволяют себе выделять время и создавать условия, при которых возможно было бы за собой ухаживать. Это создает ситуацию отчуждения, которая воспринимается как абсолютно «естественная» и является якобы частью их профессионального выбора, она восходит к историческим описаниям самоотречения. Все более требовательный и выборочный рынок труда, не имеющий тенденций к улучшению условий работы или повышению заработной платы, также побуждает профессионала повысить свою самоотверженность и целеустремленность, что сокращает время для личной жизни и ухода за собой. Поэтому такие работники, как правило, находятся в некомфортном состоянии в результате неспособности выполнить возложенную на них работу: из-за ее чрезмерного объема и ограниченного временного отрезка. Когда человек начинает это осознавать, то у него возникает чувство раздражения и разочарования, что вынуждает его чувствовать себя стесненным внешними факторами и отдаляет от личных и профессиональных идеалов.15
К профессиональному выгоранию особенно склонны люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего (как в России, так и за рубежом) это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.1
Таким образом, стресс у работников здравоохранения оказывает негативное влияние на их профессиональную деятельность. И в первую очередь это связано с ошибками при назначении терапии (в назначении лекарственных средств, их дозировках, способах введения). Контроль уровня стресса и напряжения у врачей необходимы не только для сохранения их собственного здоровья и благополучия, но и для обеспечения качества медицинской помощи и безопасности для пациента.2, 12–13
В последние годы в разных странах мира остро стоит вопрос необходимости разработки системы поощрения медиков к принятию ими более здорового образа жизни. Это позволит защитить от стресса, вызванного требованиями работы в медицинских структурах.16
Мы в свою очередь сформулировали несколько простых базовых правил, позволяющих снизить уровень стресса у врача, связанного с работой, и увеличить его стрессоустойчивость. Для профилактики и уменьшения риска профессионального выгорания врачу (медработнику) можно предложить
«Десять шагов, чтобы оставаться здоровым»:
- Постарайтесь «дистанцировать» себя от занимаемой должности.
- Не драматизируйте события и не возводите свои деловые задачи в ранг мирового значения.
- Устраивайте свой досуг: ходите в кино, театры и на выставки, какими бы уставшими вы не были. Это дает возможность получения новой приятной информации, отвлечения от рабочей ситуации.
- Вечером старайтесь не решать рабочих проблем. Вечер – ваше время, которое вы можете потратить на себя и свою семью.
- Не пренебрегайте выходными днями в угоду работе.
- Больше общайтесь с людьми, которые не связаны с вами узами деловых отношений.
- Занимайтесь физкультурой, это поможет снять негативное напряжение.
- Пейте много воды и ешьте регулярно здоровую пищу, что обеспечит организм необходимыми нутриентами для восстановления.
- Дышите правильно, используйте регулярно методики аутотренинга: глубокое дыхание и релаксационные практики – способы, которые повысят вашу стрессоустойчивость.
- Всегда выделяйте время на полноценный сон.
Здоровья вам, дорогие коллеги!
Литература
- Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей// Вестник ТГУ. Т.18, вып.4, 2013, с. 1337–1341.
- Акарачкова Е.С. Хронический стресс и нарушение профессиональной адаптации // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. Т. 111, №5, 2011, с. 56–59.
- Stucky E.R., Dresselhaus T.R., Dollarhide A., Shively M. et al. Intern to Attending: Assessing Stress Among Physicians. Acad Med. 2009, Feb., 84 (2), p. 251–257.
- Feddock C.A., Hoellein A.R., Wilson J.F., Caudill T.S., Griffith C.H. Do pressure and fatigue influence resident job performance? Med Teach. 2007, Jun, ;29 (5), p. 495–497.
- Barros D.S., Tironi M.O.S., Sobrinho C.L.N., Neves F.S., Bitencourt A.G.V., Almeida A.M. Intensive care unit physicians: socio-demographic profile, working conditions and factors associated with burnout syndrome. Rev. Bras. Ter Intensiva. 2008, 20 (3), p. 235–240.
- Ignatt C. Nurses suffering psychical—a mythological vision. Revista Científica Integrada. 2012. Avaiable in: https://www.unaerp.br/rci/pt/edicao-atual
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1996. 154 с.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 338 с.
- Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 1, 1995, с. 54–67.
- Ribeiro V.F., Ferreira-Filho C., Valenti V.E., Ferreira M.A., Abu L.C., Carvalho T.D., et al. Prevalence of burnout syndrome in clinical nurses at a hospital of excellence. Int. Arch. Med. 2014,7, 22.
- Silva M.C.M., Gomes R.S. Occupational stress in health professionals: a study with portuguese doctor’s and nurse practitioners. Psychol Studies. 2009, 14 (3), p. 239–248.
- Lai J., Ma S., Wang Y.,Cai Z., Hu J. et al. Factors Associated With Mental Health Outcomes Among Health Care Workers Exposed to Coronavirus Disease 2019. JAMA Netw Open. 2020 Mar. 2, 3 (3), e203976. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2020.3976.
- Xiao H., Zhang Y., Kong D., Li S., Yang N. The Effects of Social Support on Sleep Quality of Medical Staff Treating Patients with Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) in January and February 2020 in China. Med. Sci Monit. 2020 Mar. 5, 26, e923549. doi: 10.12659/MSM.923549.
- Baggio M.A., Formaggio F.M. Nursing professionals: understanding self-care. Rev Gaúcha de Enferm. 2007, 28 (2), 233.
- Oliveira L.C.B., Chaves-Maia E.M. The psychic wellbeing of health personnel working in public hospitals. Rev. Saude Publica. 2008, p. 405–413.
- Tsai Y.C., Liu C.H. Factors and symptoms associated with work stress and health-promoting lifestyles among hospital staff: a pilot study in Taiwan. BMC Health Serv Res. 2012, 12, 199.
Источник