Строение артикуляционного аппарата у детей с синдромом дауна

Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна.
2 слайд
Описание слайда:
Особенности речи у детей с синдромом Дауна. Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна. Вопросы для обсуждения:
3 слайд
Описание слайда:
Анатомо-физиологические особенности речевого аппарата Нарушения общего и речевого дыхания Нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства Особенности слуха Офтальмологические проблемы Нарушения функции щитовидной железы Сниженный мышечный тонус (гипотония) Трудности в организации кормления Несформированность психических функций Особенности познавательной деятельности Неравномерное развитие речевых навыков. Разрыв между импрессивной и экспрессивной речью Трудности в построении предложений и усвоении грамматического строя Факторы, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна
4 слайд
Описание слайда:
Особенности речи у детей с синдромом Дауна.
5 слайд
Описание слайда:
Челюсти: Нижняя челюсть выдается вперед. Верхняя челюсть недоразвита и представляется короткой и узкой. Губы: толстые, бесформенные, плохо очерченные, нижняя губа выпячена , отвисает. На губах очень часто появляются рецидивирующие вертикальные трещины Язык: Очень типичен грубый , утолщенный язык с характерными поперечными бороздами. Зубы: Форма зубов неправильная. Они низкие и тупые или узкие и острые. Между зубами имеются промежутки Строение артикуляционного аппарата.
6 слайд
Описание слайда:
Грубый, хриплый, низкий голос в сочетании с косноязычной речью наблюдается у всех больных. Особенности голоса обусловлено утолщением голосовых связок, относительно высоким расположением гортани и недостаточным развитием придаточных пазух носа, которые вследствие этого утрачивают способность резонировать. Характерен для этого синдрома: «Насморочный» голос определяет соотношения ротовой и носовой полостей. Тембр голоса
7 слайд
Описание слайда:
Из 100 с болезнью Дауна только у 23 % бывает слух в норме. Причины: 1.дефект формирования или при заболеваниях наружного или среднего уха. 2. при трисомии 21 часто встречаются дефекты слуховых косточек, которые приводят к хроническому заболеванию среднего уха. 3. длительный процесс в среднем ухе может вторично вызвать поражение внутреннего уха и нейросенсорные нарушения слуха присоединяются к кондуктивным. 4. расстройства звуковосприятия возникают вторично. Состояние слуха
8 слайд
Описание слайда:
Речь детей с болезнью Дауна развивается очень поздно. Речь ребенка невнятна, отрывочна и бессвязна. Иногда ребенок говорит на тарабарском наречии, которое даже воспроизвести невозможно. Общее звучание речи
9 слайд
Описание слайда:
Компонент сенсорного недоразвития присутствует у всех детей. 1 уровень – не понимают речь посторонних, но слышат и воспринимают речь ближайших родственников. 2 уровень – воспринимают речь окружающих в виде коротких фраз и инструкций. Длинная фраза ими не воспринимается. 3 уровень – воспринимают бытовую речь, выполняют инструкцию, прослушивают короткие тексты У всех детей наблюдается сложная структура речевого дефекта
10 слайд
Описание слайда:
1 уровень – безречевые дети. 2 уровень – отдельные лепетные слова и словосочетания. 3 уровень – бытовой словарь и фразовая речь. Моторное недоразвитие свойственно детям с болезнью Дауна
11 слайд
Описание слайда:
Этапы развития общения и речи от рождения до трёх лет у детей синдромом Дауна . Возраст в месяцах Взаимодействие Словарь Грамматический Строй Речь От рождения до 12-мес. Контакт глазами, смех, плач. Смотрят, наблюдают, вокализируют, гулят, лепечут, соблюдают очередность. Понимают несколько слов 12-24 мес. Привлекают внимание, используют жесты. Вкладывают в жесты и слова определённый смысл. Появляются жесты и первые 10-слов. Начинают использовать в речи согласные и гласные, звуки, слоги, жесты. 24-36 мес. Инициируют общение В активном словаре около 30-слов. Понимание опережает активную речь. Произносят вместе два слова. Используют в речи не вполне четко произносимые слова
12 слайд
Описание слайда:
Особенности развития речи детей с синдромом Дауна. б
13 слайд
Описание слайда:
Формирование лепета. Развитие артикулированной речи. Развитие правильного речевого дыхания. Упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата. Рекомендации и упражнения для развития навыков разговорной речи.
14 слайд
Описание слайда:
Знакомство с реальными предметами Занятия с картинками Учить соотносить изображение предмета с реальным объектом Классифицировать картинки для появления и использования обобщающих слов Работа с простыми сюжетными картинками Работа с серией картинок (3 –4 картинки). Ребенку следует читать больше книг. Полезно разучивать с детьми стихи, считалки, потешки. Рекомендации по развитию речи детей с синдромом Дауна Александра Рувимовича Маллера.
15 слайд
Описание слайда:
Действия сопровождать словами Учить произносить открытые слоги, начинающиеся с твердой согласной. Выделение коротких слогов с последующем объединением их в простые одно- и двусложные слова. определить слова и обороты, которые ребенок будет постоянно слушать и, которые будут «привязаны» к каждодневным ритуалам Речь говорящего взрослого должна быть ясной, четкой, лаконичной Методика работы по Ромене Августовой.
16 слайд
Описание слайда:
В программе разработано 3-контрольных словарных списка, которые охватывают первые 800 слов, изучаемых в любом языке; Ведется запись может ли ребенок: – понять слово; – показать слово жестом; – произнести слово (имитация); – использовать слово спонтанно; – произнести слово достаточно чётко, чтобы быть понятным. Практическая часть по программе «Смотри и учись» Контрольный словарный перечень
17 слайд
Описание слайда:
Шаг-1( Картинки к первым словам): рассматриваем картинки, подбираем картинки; выбираем картинки, называем картинки. Шаг-2 ( Первые написанные слова): подбираем слова, выбираем слова, называем слова, подбираем фразы к рисункам. Шаг-3 (Картинки к новым словам): подбираем картинки; выбираем картинки; называем картинки (упражнения такие же, как упражнения из шага 1- Картинки к первым словам.) Шаг-4 (Первые предложения): подбираем слова, выбираем слова, называем слова, подбираем предложения к картинкам
18 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-101516
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
«Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.
Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.
Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна
Основной характерной чертой развития речи у таких детей является ее отставание от средних норм. Так, младенец с синдромом Дауна, начинает значительно позже гулить и смеяться, лепетная речь формируется лишь к 8 месяцам и до года. До двух лет у ребенка жесты и первые несколько простых слов, к 3 годам только начинают образовываться примитивные предложения из слов и жестов.
Словарный запас также отличается небольшим объемом, причем со временем пассивный словарь начинает расширяться, в то время как активный может оставаться незначительным.
Среди проблем формирования речи у детей-даунов выделяются следующие:
- Алалия.
- Общее недоразвитие речи.
- Сложности с правильным звукопроизношением — дизартрия.
- ЗПР.
- Заикание.
- Апраксия.
- Грамматическая неправильность речи.
При этом экспрессивная речь является наиболее отстающей стороной при довольно развитой речи импрессивной. На этом и необходимо строить коррекционные занятия, опираясь в каждом случае на особенности диагноза и наличие прочих заболевания. К примеру, довольно часто у детей с синдромом Дауна страдает слух, что является еще одной осложняющей причиной для развития речи.
Причины проблем, возникающих при развитии речи:
- Особенности строения артикуляционного аппарата.
- Мышечная гипотония.
- Проблемы со слухом.
- Низкий объем слуховой памяти.
- Несформированность высших функций психики, таких как память, внимание, воображение.
- Педагогическая запущенность либо недостаточные возможности для раннего начала занятий.
Это те самые проблемы, с которыми и призваны «бороться» логопеды-дефектологи. Родители «солнечных» детей должны понимать, что чем раньше будут начаты коррекционные меры, тем больше шансов у их ребенка адаптироваться в окружающем мире.
Коррекционная работа по развитию речи у детей с синдромом Дауна
Такой ребенок имеет отставания и в физиологическом развитии, позже начинает держать голову, садиться и вставать. Однако в тот момент, когда появляется двигательная активность, формирование речи тоже начинает прогрессировать. Это самое подходящее время, чтобы начинать занятия. С самого начала лучше постараться стимулировать идущие процессы, нежели впоследствии пытаться переучивать ребенка, привыкшего изъясняться жестами. Впрочем, и в этом случае регулярные занятия способны оказать заметную помощь.
В первую очередь необходимо понимать, что ребенку с таким синдромом требуется значительно больше времени на освоение какого-либо навыка, нежели его здоровым сверстникам. Коррекционная работа разбивается на несколько частей, только после четкого закрепления которых, процесс может идти дальше.
Над чем работают дефектологи:
- Вырабатывание концентрации внимания.
- Работа над общим психомоторным развитием.
- Время занятий по стимулированию тонкой моторики приходит немного позже, после освоения первоначальных навыков.
- Улучшение координации движений.
- Работа над улучшением слухового восприятия речи и ее воспроизведением.
Учитывая особенности диагноза, в занятия обязательно включают артикуляционную гимнастику для улучшения работы речевого аппарата, проводят логопедический массаж различными по длительности и частоте курсами.
Для стимулирования формирования речи хорошо подходят занятия, развивающие моторику и координацию движений, поэтому для таких детей проводятся уроки логоритмики, творчества. Занятия в небольших группах позволяют детям привыкать к социуму и стимулируют к общению. Однако целенаправленные уроки по развитию речи лучше проводить индивидуально, давая тем самым ребенку возможность заниматься в подходящем темпе и уделяя ему максимум внимания.
Занятия у логопеда-дефектолога могут проходить как дома, так и в логопедическом центре и учитывают все важные моменты и особенности в обучении «особых» детей:
- Индивидуальный темп, длительная отработка и закрепление каждого навыка.
- Включение в урок дидактических игр для активизации речевой деятельности.
- Подбор игровых упражнений для улучшения памяти, внимания, моторики и слуховой памяти.
- Работа над грамматической составляющей, развитие связной коммуникативной речи.
Мероприятия по развитию речи должны проводиться в комплексе с работой психологов и нейропсихологов. Специальные методики позволяют добиться хороших результатов в стимуляции моторики и двигательной координации, а значит опосредованно способствуют и логопедической работе. Когнитивные и социальные навыки расширяются, ребенок начинает испытывать тягу к общению и адаптации в обществе.
Работа с детьми, имеющими синдром Дауна, не отличается скорыми результатами. Большое участие в ней должны принимать и родители, создавая развивающую среду дома и выполняя задания, предложенные педагогами и психологами. При этом нужно помнить, что специалисты подчеркивают — чем раньше начать коррекционные занятия, тем более высокие результаты могут быть достигнуты.
Источник
Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна
Результаты обследования логопеда
Общие сведения
Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________
__________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Ф.И.О. родителей:
Отец______________________________________________________________
Мать______________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
Анамнез
Особенности протекания беременности и родов_________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Раннее общефизическое развитие
Стал держать голову__________________, сидеть________________________
Вставать____________________________, ходить________________________
Раннее речевое развитие:
Гуление___________________________, лепет__________________________
Первые слова_______________________, фразы_________________________
Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
Контакт (речевой, жестовый, мимический):
– в контакт не вступает;
– проявляет речевой негативизм;
– контакт формальный (чисто внешний);
– в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
– не проявляет заинтересованности в контакте;
– легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.
Состояние слухового внимания:
Различение звучащих игрушек ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование зрительного восприятия:
Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различение предметов, игрушек разного цвета
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование зрительно – пространственного гнозиса и праксиса:
Ориентировка в пространстве (показывает или называет направления: “вверху”, “внизу”) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Складывание картинок из двух частей(горизонтальный разрез, вертикальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трёх кубиков) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование мыслительных функций:
Наглядно – действенное мышление (достать игрушку с помощью вспомогательных средств) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование математических представлений:
Количественный счёт в пределах (устно и пересчёт предметов)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
– Общая моторика:
Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой и походкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение заданий (прыжки, ходьба, бег, манипуляции с мячом) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
– Мелкая моторика:
Кинетическая основа движений пальцев (“Пальчики здороваются”) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений пальцев (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние органов артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата (открыть и закрыть рот, широко улыбнуться, покачать язычком влево – вправо) __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование фонетической стороны речи
1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинку)
2. Исследование звуко – слоговой структуры слов (повторить за логопедом односложные, двусложные, трёхсложные слова)
3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке)
Гласные, Согласные.
4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке), употребление повествовательной и восклицательной интонаций.
Исследование фонематических функций
1. Слухопроизносительная дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы)
2. Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук “Р” в слове…)
Исследование импрессивной речи
1. Пассивный словарь (объём, соответствие возрасту, понимание обращённой речи)
-Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)
-Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)
-Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машину)
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения
– Понимание форм единственного и множественного числа существительных
– Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами (Положи кубик в машинку, на стол)
– Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (Подушка – подушечка)
Исследование экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи
2.Активный словарь (назвать по картинкам существительные, прилагательные, глаголы)
3. Состояние грамматического строя речи
Состояние связной речи
Лепетная речь, отдельные слова, простые предложения с наличием аграмматизмов.
Заключение логопеда_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный маршрут развития | Динамика развития |
Источник