Строение артикуляционного аппарата у детей с синдромом дауна

Строение артикуляционного аппарата у детей с синдромом дауна thumbnail

 Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна.

Описание слайда:

Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна.

2 слайд

Особенности речи у детей с синдромом Дауна. Особенности развития речи у детей

Описание слайда:

Особенности речи у детей с синдромом Дауна. Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна. Вопросы для обсуждения:

3 слайд

Анатомо-физиологические особенности речевого аппарата Нарушения общего и рече

Описание слайда:

Анатомо-физиологические особенности речевого аппарата Нарушения общего и речевого дыхания Нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства Особенности слуха Офтальмологические проблемы Нарушения функции щитовидной железы Сниженный мышечный тонус (гипотония) Трудности в организации кормления Несформированность психических функций Особенности познавательной деятельности Неравномерное развитие речевых навыков. Разрыв между импрессивной и экспрессивной речью Трудности в построении предложений и усвоении грамматического строя Факторы, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна

4 слайд

Особенности речи у детей с синдромом Дауна.

Описание слайда:

Особенности речи у детей с синдромом Дауна.

5 слайд

 Челюсти: Нижняя челюсть выдается вперед. Верхняя челюсть недоразвита и предс

Описание слайда:

 Челюсти: Нижняя челюсть выдается вперед. Верхняя челюсть недоразвита и представляется короткой и узкой. Губы: толстые, бесформенные, плохо очерченные, нижняя губа выпячена , отвисает. На губах очень часто появляются рецидивирующие вертикальные трещины Язык: Очень типичен грубый , утолщенный язык с характерными поперечными бороздами. Зубы: Форма зубов неправильная. Они низкие и тупые или узкие и острые. Между зубами имеются промежутки Строение артикуляционного аппарата.

6 слайд

Грубый, хриплый, низкий голос в сочетании с косноязычной речью наблюдается у

Описание слайда:

Грубый, хриплый, низкий голос в сочетании с косноязычной речью наблюдается у всех больных. Особенности голоса обусловлено утолщением голосовых связок, относительно высоким расположением гортани и недостаточным развитием придаточных пазух носа, которые вследствие этого утрачивают способность резонировать. Характерен для этого синдрома: «Насморочный» голос определяет соотношения ротовой и носовой полостей. Тембр голоса

7 слайд

Из 100 с болезнью Дауна только у 23 % бывает слух в норме. Причины: 1.дефект

Описание слайда:

Из 100 с болезнью Дауна только у 23 % бывает слух в норме. Причины: 1.дефект формирования или при заболеваниях наружного или среднего уха. 2. при трисомии 21 часто встречаются дефекты слуховых косточек, которые приводят к хроническому заболеванию среднего уха. 3. длительный процесс в среднем ухе может вторично вызвать поражение внутреннего уха и нейросенсорные нарушения слуха присоединяются к кондуктивным. 4. расстройства звуковосприятия возникают вторично.   Состояние слуха

8 слайд

Речь детей с болезнью Дауна развивается очень поздно. Речь ребенка невнятна,

Описание слайда:

Речь детей с болезнью Дауна развивается очень поздно. Речь ребенка невнятна, отрывочна и бессвязна. Иногда ребенок говорит на тарабарском наречии, которое даже воспроизвести невозможно. Общее звучание речи

9 слайд

Компонент сенсорного недоразвития присутствует у всех детей. 1 уровень – не п

Описание слайда:

Компонент сенсорного недоразвития присутствует у всех детей. 1 уровень – не понимают речь посторонних, но слышат и воспринимают речь ближайших родственников. 2 уровень – воспринимают речь окружающих в виде коротких фраз и инструкций. Длинная фраза ими не воспринимается. 3 уровень – воспринимают бытовую речь, выполняют инструкцию, прослушивают короткие тексты У всех детей наблюдается сложная структура речевого дефекта

10 слайд

1 уровень – безречевые дети. 2 уровень – отдельные лепетные слова и словосоч

Описание слайда:

1 уровень – безречевые дети. 2 уровень – отдельные лепетные слова и словосочетания. 3 уровень – бытовой словарь и фразовая речь. Моторное недоразвитие свойственно детям с болезнью Дауна

11 слайд

Этапы развития общения и речи от рождения до трёх лет у детей синдромом Даун

Описание слайда:

Этапы развития общения и речи от рождения до трёх лет у детей синдромом Дауна .   Возраст в месяцах   Взаимодействие Словарь   Грамматический Строй Речь От рождения до 12-мес. Контакт глазами, смех, плач. Смотрят, наблюдают, вокализируют, гулят, лепечут, соблюдают очередность. Понимают несколько слов     12-24 мес. Привлекают внимание, используют жесты. Вкладывают в жесты и слова определённый смысл. Появляются жесты и первые 10-слов. Начинают использовать в речи согласные и гласные, звуки, слоги, жесты.     24-36 мес. Инициируют общение В активном словаре около 30-слов. Понимание опережает активную речь. Произносят вместе два слова. Используют в речи не вполне четко произносимые слова

12 слайд

Читайте также:  Беременность и роды детей с синдромом дауна

Особенности развития речи детей с синдромом Дауна. б

Описание слайда:

Особенности развития речи детей с синдромом Дауна. б

13 слайд

Формирование лепета. Развитие артикулированной речи. Развитие правильного реч

Описание слайда:

Формирование лепета. Развитие артикулированной речи. Развитие правильного речевого дыхания. Упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата. Рекомендации и упражнения для развития навыков разговорной речи.

14 слайд

Знакомство с реальными предметами Занятия с картинками Учить соотносить изобр

Описание слайда:

Знакомство с реальными предметами Занятия с картинками Учить соотносить изображение предмета с реальным объектом Классифицировать картинки для появления и использования обобщающих слов Работа с простыми сюжетными картинками Работа с серией картинок (3 –4 картинки). Ребенку следует читать больше книг. Полезно разучивать с детьми стихи, считалки, потешки. Рекомендации по развитию речи детей с синдромом Дауна Александра Рувимовича Маллера.

15 слайд

Действия сопровождать словами Учить произносить открытые слоги, начинающиеся

Описание слайда:

Действия сопровождать словами Учить произносить открытые слоги, начинающиеся с твердой согласной. Выделение коротких слогов с последующем объединением их в простые одно- и двусложные слова. определить слова и обороты, которые ребенок будет постоянно слушать и, которые будут «привязаны» к каждодневным ритуалам Речь говорящего взрослого должна быть ясной, четкой, лаконичной Методика работы по Ромене Августовой.

16 слайд

В программе разработано 3-контрольных словарных списка, которые охватывают п

Описание слайда:

В программе разработано 3-контрольных словарных списка, которые охватывают первые 800 слов, изучаемых в любом языке; Ведется запись может ли ребенок: – понять слово; – показать слово жестом; – произнести слово (имитация); – использовать слово спонтанно; – произнести слово достаточно чётко, чтобы быть понятным. Практическая часть по программе «Смотри и учись» Контрольный словарный перечень

17 слайд

Шаг-1( Картинки к первым словам): рассматриваем картинки, подбираем картинки

Описание слайда:

Шаг-1( Картинки к первым словам): рассматриваем картинки, подбираем картинки; выбираем картинки, называем картинки. Шаг-2 ( Первые написанные слова): подбираем слова, выбираем слова, называем слова, подбираем фразы к рисункам. Шаг-3 (Картинки к новым словам): подбираем картинки; выбираем картинки; называем картинки (упражнения такие же, как упражнения из шага 1- Картинки к первым словам.) Шаг-4 (Первые предложения): подбираем слова, выбираем слова, называем слова, подбираем предложения к картинкам

18 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Строение артикуляционного аппарата у детей с синдромом дауна

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-101516

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

«Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.

Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.

Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна

Основной характерной чертой развития речи у таких детей является ее отставание от средних норм. Так, младенец с синдромом Дауна, начинает значительно позже гулить и смеяться, лепетная речь формируется лишь к 8 месяцам и до года. До двух лет у ребенка жесты и первые несколько простых слов, к 3 годам только начинают образовываться примитивные предложения из слов и жестов.

Словарный запас также отличается небольшим объемом, причем со временем пассивный словарь начинает расширяться, в то время как активный может оставаться незначительным.

Читайте также:  Антифосфолипидный синдром и беременность литература

Среди проблем формирования речи у детей-даунов выделяются следующие:

  • Алалия.
  • Общее недоразвитие речи.
  • Сложности с правильным звукопроизношением — дизартрия.
  • ЗПР.
  • Заикание.
  • Апраксия.
  • Грамматическая неправильность речи.

При этом экспрессивная речь является наиболее отстающей стороной при довольно развитой речи импрессивной. На этом и необходимо строить коррекционные занятия, опираясь в каждом случае на особенности диагноза и наличие прочих заболевания. К примеру, довольно часто у детей с синдромом Дауна страдает слух, что является еще одной осложняющей причиной для развития речи.

Причины проблем, возникающих при развитии речи:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата.
  • Мышечная гипотония.
  • Проблемы со слухом.
  • Низкий объем слуховой памяти.
  • Несформированность высших функций психики, таких как память, внимание, воображение.
  • Педагогическая запущенность либо недостаточные возможности для раннего начала занятий.

Это те самые проблемы, с которыми и призваны «бороться» логопеды-дефектологи. Родители «солнечных» детей должны понимать, что чем раньше будут начаты коррекционные меры, тем больше шансов у их ребенка адаптироваться в окружающем мире.

Коррекционная работа по развитию речи у детей с синдромом Дауна

Такой ребенок имеет отставания и в физиологическом развитии, позже начинает держать голову, садиться и вставать. Однако в тот момент, когда появляется двигательная активность, формирование речи тоже начинает прогрессировать. Это самое подходящее время, чтобы начинать занятия. С самого начала лучше постараться стимулировать идущие процессы, нежели впоследствии пытаться переучивать ребенка, привыкшего изъясняться жестами. Впрочем, и в этом случае регулярные занятия способны оказать заметную помощь.

В первую очередь необходимо понимать, что ребенку с таким синдромом требуется значительно больше времени на освоение какого-либо навыка, нежели его здоровым сверстникам. Коррекционная работа разбивается на несколько частей, только после четкого закрепления которых, процесс может идти дальше.

Над чем работают дефектологи:

  • Вырабатывание концентрации внимания.
  • Работа над общим психомоторным развитием.
  • Время занятий по стимулированию тонкой моторики приходит немного позже, после освоения первоначальных навыков.
  • Улучшение координации движений.
  • Работа над улучшением слухового восприятия речи и ее воспроизведением.

Учитывая особенности диагноза, в занятия обязательно включают артикуляционную гимнастику для улучшения работы речевого аппарата, проводят логопедический массаж различными по длительности и частоте курсами.

Для стимулирования формирования речи хорошо подходят занятия, развивающие моторику и координацию движений, поэтому для таких детей проводятся уроки логоритмики, творчества. Занятия в небольших группах позволяют детям привыкать к социуму и стимулируют к общению. Однако целенаправленные уроки по развитию речи лучше проводить индивидуально, давая тем самым ребенку возможность заниматься в подходящем темпе и уделяя ему максимум внимания.

Занятия у логопеда-дефектолога могут проходить как дома, так и в логопедическом центре и учитывают все важные моменты и особенности в обучении «особых» детей:

  • Индивидуальный темп, длительная отработка и закрепление каждого навыка.
  • Включение в урок дидактических игр для активизации речевой деятельности.
  • Подбор игровых упражнений для улучшения памяти, внимания, моторики и слуховой памяти.
  • Работа над грамматической составляющей, развитие связной коммуникативной речи.

Мероприятия по развитию речи должны проводиться в комплексе с работой психологов и нейропсихологов. Специальные методики позволяют добиться хороших результатов в стимуляции моторики и двигательной координации, а значит опосредованно способствуют и логопедической работе. Когнитивные и социальные навыки расширяются, ребенок начинает испытывать тягу к общению и адаптации в обществе.

Работа с детьми, имеющими синдром Дауна, не отличается скорыми результатами. Большое участие в ней должны принимать и родители, создавая развивающую среду дома и выполняя задания, предложенные педагогами и психологами. При этом нужно помнить, что специалисты подчеркивают — чем раньше начать коррекционные занятия, тем более высокие результаты могут быть достигнуты.

Читайте также:  Синдром беспокойных ног с зудом

Источник

Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна

Результаты обследования логопеда

Общие сведения

Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________

__________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Ф.И.О. родителей:

Отец______________________________________________________________

Мать______________________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Анамнез

Особенности протекания беременности и родов_________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Раннее общефизическое развитие

Стал держать голову__________________, сидеть________________________

Вставать____________________________, ходить________________________

Раннее речевое развитие:

Гуление___________________________, лепет__________________________

Первые слова_______________________, фразы_________________________

Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

Контакт (речевой, жестовый, мимический):

– в контакт не вступает;

– проявляет речевой негативизм;

– контакт формальный (чисто внешний);

– в контакт вступает не сразу, с большим трудом;

– не проявляет заинтересованности в контакте;

– легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

 Состояние слухового внимания:

 Различение звучащих  игрушек ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительного восприятия:

Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой  и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различение предметов, игрушек разного цвета

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительно – пространственного гнозиса и праксиса:

Ориентировка в пространстве (показывает или называет направления: “вверху”, “внизу”) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание картинок из двух частей(горизонтальный разрез, вертикальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трёх кубиков) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование мыслительных функций:

Наглядно – действенное мышление (достать игрушку с помощью вспомогательных средств) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование математических представлений: 

Количественный счёт в пределах (устно и пересчёт предметов)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

– Общая моторика:

Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой и походкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение заданий (прыжки, ходьба, бег, манипуляции с мячом)  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

– Мелкая моторика:

Кинетическая основа движений пальцев (“Пальчики здороваются”) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинестетическая основа движений пальцев (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние органов артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата (открыть и закрыть рот, широко улыбнуться, покачать язычком влево – вправо) __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование фонетической стороны речи

1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинку)

2. Исследование звуко – слоговой структуры слов (повторить за логопедом односложные, двусложные, трёхсложные слова)

3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке)

Гласные, Согласные.

4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке), употребление  повествовательной и восклицательной интонаций.

Исследование фонематических функций

1. Слухопроизносительная дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы)

2. Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук “Р” в слове…)

Исследование импрессивной речи

1. Пассивный словарь (объём, соответствие возрасту, понимание обращённой речи)

-Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)

-Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)

-Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машину)

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения

– Понимание форм единственного и множественного числа существительных

– Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами (Положи кубик в машинку, на стол)

– Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (Подушка – подушечка)

Исследование экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи

2.Активный словарь (назвать по картинкам существительные, прилагательные, глаголы)

3. Состояние грамматического строя речи

Состояние связной речи

Лепетная речь, отдельные слова, простые предложения с наличием аграмматизмов.

Заключение логопеда_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный маршрут развития

Динамика развития

Источник