Структура дефекта при синдроме рда

Понятие аутизма и раннего детского аутизма (РДА)
Определение 1
Под аутизмом понимается состояние психики, для которой характерны замкнутость, отсутствие потребности или затруднения в общении, человек предпочитает свой внутренний мир контактам с окружающими его людьми.
Определение 2
Ранний детский аутизм – понятие, характеризующееся общим расстройством развития или обширным нарушением развития человека.
Аутизм сопровождает многие психические расстройства, проявляется достаточно рано, центром синдрома является отсутствие способности к установлению эмоциональных связей, кроме того, отмечаются трудности коммуникации и социализации.
Формирование синдрома РДА происходит к 2-3 годам. Частота РДА у мальчиков выше, чем у девочек.
Замечание 1
Для детей с РДА характерно нарушение общения, ребёнок погружён в свои фантазии, собственные переживания, поведение его отличается замкнутостью, отказами от общения, избеганием тесных контактов, однообразной нецеленаправленной двигательной активностью.
Структура дефекта при РДА
- Первичное расстройство – повышенная сенсорная эмоциональная чувствительность и слабость энергетических потенциалов.
- Вторичный дефект – аутизм.
- Третичный дефект – истинный невротический, обусловлен чувством собственной неполноценности.
Клинико-психологические варианты РДА (О.С. Никольская)
В литературе выделено четыре формы эмоциональной регуляции деятельности:
- Наличие полной отрешённости от происходящего.
- Активное отвержение.
- Захваченность аутистическими интересами.
- Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими детьми.
Первая группа является наиболее тяжелой. Аутизм отличается глубиной, находит проявлении в полной отрешённости от всего происходящего вокруг. Дети не откликаются на просьбы, ничего не просят сами, часто отсутствует реакция на боль, голод, холод, испуг не проявляется. Поведение такого ребёнка является полевым – не определено активными внутренними устремлениями, отсутствует логика во взаимодействии с другим человеком, а определяется случайностью внешних влияний. Полевое поведение отличается специфичностью: вещи используются в активных манипуляциях с ними, характерно пресыщение уже до начала действия с объектом. У детей этой группы наблюдаются наиболее низкие показатели интеллектуального развития. При этом отмечается замечательная координация движений. Это не говорящие, мутичные дети, не используют жесты и мимику. Внешняя речь отсутствует, но активно развивается внутренняя, эмоциональный контакт с близкими и окружающими очень слабый. Лицо выражает глубокий покой, взгляд ускользает от окружающих. Эти дети, как правило, стараются избегать сильных стимулов (яркий свет, шум, прикосновение). Эти раздражители у них вызывают сильный страх.
Дети 2 группы – чуть более активны и менее ранимы в контактах со средой. Аутизм проявляется в виде отрешённости любых контактов, предпочтения ребенка фиксируются узко и жестко. Любая попытка расширения диапазона вызывает ужас. Дети данной группы – говорящие используют речь для выражения своих нужд. Умственное развитие отличается своеобразием. Для детей характерно наличие ограниченности, узости понимания, жесткости и механичности восприятия, буквальности мышления. Ребёнок не способен разделять настоящее, прошлое и будущее. Наиболее яркое проявление находят страхи, которые достаточно долго фиксируются в сознании ребенка.
Детей 3 группы – легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего, по способам аутистической защиты. Они выглядят как сверхзахваченные своими стойкими интересами, которые проявляются в стереотипной форме. Нарушено восприятие и моторное развитие, но в меньшей степени, чем в двух других группах. Это уже моторно-неловкие дети. Для них характерно: бытовая неприспособленность, даже к 6-7 годам; характерен негативизм, особенно при обучении (речевые дети), для них характерна книжная речь. Характерна пугливость и тревожность, потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений. Ребенок не заглушает неприятные впечатления, а наоборот, взбадривает себя ими. Дети могут быть очень привязаны к близким, часто смотрят в лицо, но в действительности, их взгляд направлен сквозь человека.
4 группа – это наиболее легкий вариант, для них характерна повышенная ранимость, тормозимость контакта, трудности сосредоточения и организации. Это физически хрупкие, легко утомляемые дети. Характерна вялость с быстрой сменой возбуждения. Мимика более адекватная, но угловатая. Возможно установление глазного контакта, но прерывисто, наблюдаются трудности в усвоении моторных навыков, не схватывают движений, наблюдаются проблемы речевого развития, речь бедна, смазана, аграмматична, нарушено употребление местоимений (говорит о себе – ОН ХОЧЕТ), круг общения ограничен. Наиболее ярко выражается потребность в защите, одобрении, эмоциональной поддержки со стороны матери. Для этой группы детей характерны ритуальные формы поведения (мама целует перед сном). Часто путают с ЗПР. При своевременной помощи для них характерен наилучший прогноз социального развития.
Источник
Клиника
заболевания характеризуется «триадой»
симптомов:
·
недостаток социального взаимодействия,
·
недостаток личностной коммуникации
(вербальной и невербальной) и
·
недоразвитие воображения, которое
проявляется в ограниченном спектре
поведения.
Диагностические
критерии детского аутизма по МКБ-10 (WHO,
1993)
Качественные
нарушения в социальном взаимодействии,
представленные по меньшей мере двумя
из пяти нижеследующих:
1)
неспособность адекватно использовать
взгляд глаза в глаза, выражение лица,
позы и жесты тела для регулирования
социального взаимодействия;
2)
неспособность развития отношений со
сверстниками с использованием взаимного
обмена интересами, эмоциями или общей
деятельности;
3)
редко ищут или используют поддержку
других людей для успокоения или сочувствия
в периоды стресса и (или) успокаивают,
сочувствуют другим людям, имеющим
признаки стресса или огорчения;
4)
отсутствие спонтанного поиска обмена
радостью, интересами или достижениями
с другими людьми;
5)
отсутствие социально-эмоциональной
взаимности, которая проявляется в
нарушенной реакции на эмоции других
людей, или отсутствие модуляции поведения
в соответствии с социальным контекстом;
или слабая интеграция социального и
коммуникативного поведения.
Качественные
нарушения в коммуникации,
представленные по крайней мере одним
из следующих:
1)
отставание или полное отсутствие
развития разговорной речи, которая не
сопровождается попытками компенсации
через использование жеста или мимики,
как альтернативной модели коммуникации
(которой часто предшествует отсутствие
коммуникативного гуления);
2)
отсутствие разнообразной спонтанной
воображаемой или (в более раннем возрасте)
социальной игры-имитации;
3)
относительная неспособность инициировать
или поддерживать разговор;
4)
стереотипное или повторяющееся
использование языка или идиосинкразическое
использование слов или предложений.
Ограниченные,
повторяющиеся или стереотипные виды
поведения, интересов или деятельности,
представленные по меньшей мере одним
из следующих четырех:
1)
активная деятельность по стереотипным
и ограниченным видам интересов;
2)
явно выраженное обязательное поддерживание
специфического нефункционального
распорядка и ритуалов;
3)
стереотипные и повторяющиеся механические
движения;
4)
действия с частями объектов или
нефункциональными элементами игрового
материала.
При
постановке диагноза указанные признаки
нарушения развития должны присутствовать
в течение первых 3 лет жизни.
Существуют
определенные симптомы, часто появляющиеся
при аутизме (у 1/3 людей, страдающих
аутизмом), но не считающиеся основными
для постановки диагноза. Это –
гиперактивность
(особенно в раннем детском или подростковом
возрасте), слуховая
гипер- и гипочувствительность и различные
реакции на звук
(четко проявляются в течение первых 2
лет жизни, но присутствуют периодически
или постоянно и у взрослых),
гиперчувствительность
к прикосновению, необычные привычки
при приеме пищи, включая приемы непищевых
продуктов, нанесение
себе повреждений, пониженная болевая
чувствительность, агрессивные проявления
и перемены настроения.
Наиболее
частыми проявлениями также являются:
ð
физические аномалии (отставание в росте,
патологические изменения внутренних
органов, непропорциональность скелета
и др.);
ð
снижение порога болевой чувствительности,
в связи с чем больные не ощущают боли
при нанесении им травм или увечий;
ð
снижение интереса к звуку человеческого
голоса, при повышении его;
ð
замкнутость, постепенный уход в себя,
в мир собственных ощущений и переживаний;
ð
нереагирование на обращенную к ним
речь;
ð
задержка или полное отсутствие развития
разговорной речи;
ð
недостаточная гибкость, нарушение
интонационной стороны речи, ее стереотипы
в использовании фраз и слов;
ð
отсутствие контакта взглядом, мимикой,
позой или жестами;
ð
отсутствие творчества и фантазии в
мышлении;
ð
нарушение сна и приема пищи;
ð
внезапное появление вспышек гнева и
агрессивности;
ð
отсутствие чувства привязанности к
родным и близким;
ð
холодность при общении даже с самыми
дорогими людьми (родители, братья,
сестры);
ð
избегание сверстников;
ð
безразличие к интересам окружающих;
ð
отсутствие сопереживания другим.
В
своем первоначальном описании Kanner
выделил основные признаки, которые
используются до настоящего времени.
— Начало
расстройства в возрасте до 2,5-3 лет,
иногда после периода нормального
развития в раннем детстве.
Во
внешнем облике больных детей обращают
на себя внимание застывшая мимика,
направленный в пустоту или как будто в
себя взгляд, отсутствие реакции «глаза
в глаза», но иногда возникает мимолетная
фиксация взгляда на окружающих лицах
и предметах. Обычно это красивые дети
с как будто прорисованным карандашом
задумчивым, сонным, отрешенным лицом —
«лицо принца».
— Аутистическое
одиночество
— неспособность устанавливать теплые
эмоциональные взаимоотношения с людьми.
Такие
дети не отвечают улыбкой на ласки и
проявления любви родителей. Им не
нравится, когда их берут на руки или
обнимают. На родителей они реагируют
не больше, чем на других людей. Форма
общения с родными (особенно с матерью)
— симбиотическая или индифферентная,
т.е. без эмоциональной реакции, вплоть
до отказа общения с ними.
Одинаково
ведут себя с людьми и неодушевленными
предметами. Явление протодиакризиса –
недостаточное различение одушевленных
и неодушевленных объектов. Практически
не выявляют тревоги при разлуке с
близкими и в незнакомой обстановке.
Типичным является отсутствие глазного
контакта.
— Расстройство
навыков речи.
Речь часто развивается с задержкой или
не возникает вообще. Иногда она нормально
развивается до 2-летнего возраста, а
затем частично исчезает. Особенно слабо
развивается экспрессивная речь:
отсутствуют экспрессия, жестикуляция,
сохраняются эхолалии, фразы-штампы,
нарушено произношение звуков, нет
интонационного переноса, т.е. непрерывной
мелодии речи, ритма, темпа. Голос то
громкий, то неожиданно становится тихим,
и ребенок переходит на шепот. Речь обычно
построена по типу немедленных или
задержанных эхолалий, или в виде
стереотипных фраз вне контекста с
неправильным использованием местоимений.
Часты
специфические нарушения разговорной
речи в виде монотонности, аграмматичности,
фрагментированности, искаженности и
др. В тяжелых случаях, кроме моторных
нарушений разговорной речи, у больных
выявляются и сенсорные расстройства в
виде непонимания обращенной к ним речи.
При
легких формах заболевания выявляется
превосходство сенсорных речевых
расстройств над моторными, т.е. больные
больше говорят, чем понимают. Некоторые
дети производят шум (щелчки, звуки,
хрипы, бессмысленные слоги) в стереотипной
манере при отсутствии желания в общении.
Даже к 5-6 годам большинство детей называет
себя во втором или третьем лице, или по
имени, не используя «Я».
— «Навязчивое
желание однообразия».
Стереотипное и ритуальное поведение,
настаивание на сохранении всего в
неизмененном виде и сопротивление
переменам. Они предпочитают есть одну
и ту же пищу, носить одну и ту же одежду,
играть в повторяющиеся игры. Деятельность
и игра аутичных детей характеризуются
ригидностью, повторяемостью и
монотонностью.
— Типичны
также причудливое поведение и манерность
(например, ребенок постоянно кружится
или раскачивается, теребит свои пальцы
или хлопает в ладоши). Моторика аутичных
детей угловатая со стереотипными
движениями, атетозоподобными движениями
в пальцах рук, ходьбой «на цыпочках».
Но наряду с этим у больных аутизмом
возможно развитие достаточно сложных
и тонких моторных актов. Типичная в
детстве двигательная активность в
подростковом возрасте сменяется
малоподвижностью, нелепыми движениями,
застываниями в мечтательной позе. В
связи с неоднородностью внутренних
переживаний и воображений собственного
мира поведение больных носит неадекватный,
а часто непредсказуемый характер — от
депрессивных проявлений до аффективных
агрессивных вспышек, вплоть до суицидальных
попыток.
— Отклонения
в игре.
Игры чаще стереотипны, не функциональны
и не социальны, характеризуются стойкими
стереотипами, отсутствием подражания,
недостатком реакции на окружающее и
повышенной чувствительностью на условия
как дискомфорта, так и комфорта. Смена
привычного жизненного стереотипа,
появление новых объектов и посторонних
лиц вызывают у аутичных детей реакцию
избегания либо недовольства и страха
с хаотической агрессией и самоагрессией.
Преобладает нетипичное манипулирование
игрушками, отсутствуют воображение и
символические черты. Отмечено пристрастие
к играм с неструктурированным материалом
— песком, водой.
— Атипичные
сенсорные реакции.
Аутичные дети отвечают на сенсорные
стимулы либо чрезвычайно сильно, либо
слишком слабо (на звуки, боль). Они
избирательно игнорируют обращенную к
ним речь, проявляя интерес к неречевым,
чаще механическим звукам. Болевой порог
чаще понижен, или отмечается атипичная
реакция на боль.
— Характерной
особенностью таких детей является
появление
у них неадекватного
страха совершенно в нормальной ситуации
и состояния безразличия в случаях
реальной опасности.
Больных с детским аутизмом выделяет
среди детей с другими психическими
расстройствами высокая степень
лабильности (неустойчивости) эмоциональной
сферы. Они могут засмеяться и буквально
через минуту заплакать. Особенно это
выражено у девочек.
При
детском аутизме могут наблюдаться и
другие признаки. Внезапные вспышки
гнева, или раздражения, или страха, не
вызванные какими-либо очевидными
причинами. Иногда такие дети либо
гиперактивны, либо растеряны. Поведение
с самоповреждением в виде ударов головой,
кусания, царапания, вырывания волос.
Иногда отмечаются нарушения сна, энурез,
энкопрез, проблемы с питанием. В 25%
случаев могут быть судорожные припадки
в препубертатном или пубертатном
возрасте.
–
Личностные
нарушения часто сочетаются с нарушениями
высших мозговых функций
(речь, мышление, память). Аутичные дети
мало используют категории «значения»
в памяти и мышлении.
Нарушение
мышления проявляется в виде вязкости
речи и снижения аналитическо-синтетической
деятельности.
Особенностями
детского аутизма являются относительная
сохранность абстрактных форм познания
действительности, которые в этих случаях
сочетаются с примитивными протопатическими
формами, т.е. познанием с использованием
преимущественно тактильного, обонятельного
и вкусового рецепторов, особенно в
первичных ориентировочных реакциях.
Такие реакции на звуковые и световые
раздражители в раннем возрасте могут
отсутствовать или резко извращены.
Отсутствие указанных реакций дает повод
подозревать у аутичных детей глухоту
и даже слепоту.
Несмотря
на первичную сохранность познавательной
деятельности и даже возможность рано
проявляющейся частичной одаренности
(музыкальной, математической и т.п.), у
детей с ранним аутизмом четко выступают
вторичные состояния интеллектуальной
недостаточности, обусловленные социальной
депривацией, которая в свою очередь
является причиной замедления формирования
понятий.
Соседние файлы в папке Семинары
- #
- #
- #
- #
Источник
В этой области не может быть типичных случаев; все люди с аутизмом имеют свою индивидуальность и различия превалируют над сходными чертами. Все люди, которым был поставлен диагноз аутизма, имеют сложные симптомы во всех областях социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений.
В соответствии с традиционной точкой зрения, при аутизме присутствует ТРИАДА: СОЦИАЛЬНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ
1. НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ.
А) ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ.
У некоторых детей с аутизмом может быть нарушено развитие гуления: оно может полностью отсутствовать, быть монотонным или появляться только для некоммуникационных целей. Однако многие родители детей с аутизмом говорят, что в этом отношении развитие их ребёнка не имело отклонений.
Тогда как многим детям с нормальным развитием в возрасте 8 – 12 месяцев нравится, когда на них обращают внимание, они радуются участию в игре в прятки, дети же с аутизмом не заинтересованы в такой деятельности. В большем числе случаев в течение первых лет жизни у них не развиваются указывающие жесты.
Многие родители говорят, что дети не обращают внимание, когда их называют по имени или пытаются привлечь его внимание другими способами. Дети могут «изображать глухих», однако это не должно пониматься как решительный отказ ребёнка отвечать. Иногда у ребёнка проявляется быстрая реакция на речь, определённые звуки и другие стимулы. В других же случаях те же самые стимулы совершенно не привлекают его внимание. Это выглядит как «феномен включения – выключения», при котором ответная реакция Н.С. либо включена, либо выключена.
В других случаях ребёнок с аутизмом не способен выделять важную информацию из общего «шума» (на заднем плане), если только его внимание не было уже перенесено на себя, на внутреннюю обработку этой информации.
Некоторые дети с аутизмом гиперактивны, начиная с первых месяцев жизни, другие – чрезмерно гипоактивны. Стили коммуникации этих двух групп внешне могут очень отличаться друг от друга. Гиперактивный ребёнок может показаться более коммуникативным. С другой стороны, гипоактивный ребёнок может рассматриваться как «имеющий меньшее количество проблем» и, таким образом, может не восприниматься как больной, даже при значительных нарушениях в развитии.
Б) ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
В течение второго года жизни большинство детей начинают использовать слова, которые понимают люди, не входящие в состав семьи. Только в случае, когда у ребёнка с аутизмом речь развивается не по обычному пути, родители осознают серьёзное нарушение. Многие дети с аутизмом осваивают от 5 – 10 (иногда более) одиночных слов (включая слова, обозначающие понятия «сильных стимулов», такие как «больница», «пожарная машина», «собака» и тд.), произносят их в течение короткого времени, а затем прекращают их использование. Это часто является знаком того, что в основном нарушена не речь, а способность ребёнка улавливать значение используемого в общении языка: ребёнок способен говорить и овладеть некоторыми навыками языка, но повторение слов вне контекста не ведёт к действительному прогрессу, и ребёнок перестаёт употреблять эти слова, т.к. не может понять причину их использования.
Многие дети с аутизмом после этой стадии остаются неговорящими. Небольшое число детей никогда не овладевает разговорным языком. Около половины детей, которым когда-либо был поставлен диагноз аутизма (за исключением синдрома Аспергера), никогда не овладевают ни одним из разговорных языков и в практической деятельности остаются неговорящими.
Другая половина детей после появления у них признаков отставания в развитии речи в течение первых от 2,5 до 4, 5, 6 лет жизни начинает механически повторять то, что слышит от других людей. Здоровые дети при развитии разговорной речи также проходят через стадии эхолалической речи. Однако они применяют «чистую» эхолалию в целях коммуникации. Здоровые дети отличаются от больных аутизмом тем, что у последних эхолалия остаётся в течение месяцев и даже лет. Также часто встречается и ПАЛИЛАЛИЯ. Это слово используется для описания феномена постоянного повторения слов и предложений (которые часто даже не имеют значения и произносятся шёпотом).
Дети с аутизмом часто изменяют личные местоимения, используя «Вы» вместо «я», «она» вместо «он», «мы» вместо «ты» и т.д. Это обычно является следствием эхолалии. Например, мама спрашивает: «Ты голоден?», и ребёнок отвечает: «Ты голоден?»; мама затем просит: «Не задавай вопрос, а скажи, что ты голоден». Ребёнок осознаёт, что это предложение временно связывается с чувством голода, и когда он снова хочет кушать, то будет использовать фразу «Ты голоден».
Основным нарушением общения при аутизме (как и в любом виде социальных нарушений) является недостаток взаимности и неспособность в действительности понять значение использования языка в качестве передачи коммуникативной информации от одного человека к другому. Действительное понимание разговорного языка становится в значительной степени нарушенным, даже в случае когда понимание отдельных слов не страдает.
Многие люди с аутизмом отлично понимают отдельные слова (особенно существительные и глаголы, описывающие предметы и действия, которые можно увидеть или услышать в окружающем мире) и в то же время не могут понять те же слова в контексте.
У ребёнка может быть
Источник