Структура патопсихологического синдрома при раннем детском аутизме

Структура патопсихологического синдрома при раннем детском аутизме thumbnail

Основными
признаками РДА при всех его клинических
вариантах являются:

-недостаточное
или полное отсутствие потребности в
контактах с окружающими

-отгороженность
от внешнего мира

-слабость
эмоционального реагирования по отношению
к близким, даже к матери, вплоть до
полного безразличия к ним аффективная
блокада


неспособность дифференцировать людей
и неодушевленные предметы.

Нередко
таких детей считают агрессивными: когда
они хватают другого ребенка за волосы
или толкают его, как куклу. Такие действия
указывают на то, что ребенок плохо
различает живой или неживой объект

-недостаточная
реакция на зрительные и слуховые
раздражители заставляет многих родителей
обращаться к офтальматологу или
сурдологу. Однако на первый взгляд
кажущиеся нам слабая реакция ребенка
на зрительные или слуховые сигналы
является ошибкой. Дети с аутизмом,
наоборот, очень чувствительны к слабым
раздражителям. Например, дети часто не
переносят тикание часов, шум бытовых
приборов, капание воды из водопроводного
крана

-приверженность
к сохранению неизменности окружающего
феномен тождества по L. Kanner. Этот феномен
проявляется у детей с аутизмом очень
рано, даже на первом году жизни. Родители
ребенка с аутизмом рассказывали, что
маленький Митя сосал импортную соску
бебимикс. Когда соска стала непригодна,
отец вытащил ее изо рта спящего ребенка,
выкинул в форточку и заменил обычной
отечественной соской. Ребенок проснулся
ночью, кричал, выплевывал новую соску.
Родителям пришлось выйти на улицу и
ночью искать старую соску под окнами

-неофобии
боязнь всего нового проявляются у
детейаутистов очень рано. Дети не
переносят перемены места жительства,
перестановки кровати, не любят новую
одежду и обувь

-однообразное
поведение со склонностью к стереотипным,
примитивным движения вращение кистей
рук перед глазами, перебирание пальцев,
сгибание и разгибание плеч и предплечий,
раскачивание туловищем или головой,
подпрыгивание на носках и пр.

-речевые
нарушения при РДА разнообразны. В более
тяжелых формах РДА наблюдается мутизм
полная утрата речи, у некоторых больных
отмечается повышенный вербализм, который
проявляется в избирательном отношении
к определенным словам и выражениям.
Ребенок постоянно произносит понравившиеся
ему слова. Весьма характерным при РДА
является зрительное поведение, что
проявляется в непереносимости взгляда
в глаза, бегающий взгляд или взгляд
мимо. Для них характерно преобладание
зрительного восприятия на периферии
поля зрения. Например, от ребенкааутиста
очень трудно спрятать необходимый ему
предмет, и поэтому многие родители и
педагоги отмечают, что ребенок видит
предметы затылком или сквозь стенку.

7. Разновидности рда

Аутизм
— это нарушение развития человека,
характеризующееся отклонениями в
поведении, общении и социальном
взаимодействии. Аутизм находит свое
выражение в различных формах. Кроме
этого, проявления аутизма могут
присутствовать при других умственных
расстройствах.

Классификация
аутизма в детстве НЦПЗ РАМН, 1997

I.
Детский аутизм эндогенного генеза:

1.1
Синдром Каннера эволютивно-процессуальный,
классический вариант детского аутизма.

1.2
Инфантильный аутизм
конституционально-процессуальный, в
возрасте от 0 до 18 мес.

1.3
Детский аутизм процессуальный:

а
в возрасте до 3 лет при ранней детской
шизофрении, инфантильном психозе;

б
в возрасте 3 до 6 лет при ранней детской
шизофрении, атипичном психозе.

1.4
Синдром Аспергера конституциональный.

II.
Аутистическиподобные синдромы при
органическом поражении центральной
нервной системы.

III.
Аутистическиподобные синдромы при
хромосомных, обменных и других нарушениях
при Дауна синдроме, при Х-ФРА, фенилкетонурии,
туберозном склерозе и других УМО.

IV.
Синдром Ретта неуточненного генеза

V.
Аутистическиподобные синдромы экзогенного
генеза: V.1 Психогенный параутизм.

VI.
Аутизм неясного генеза.

Классификация
по МКБ-10

F84.0
Детский аутизм

Общее
расстройство развития, определяющееся
наличием аномального и или нарушенного
развития, которое проявляется в возрасте
до 3 лет, и аномальным функционированием
во всех трех сферах социального
взаимодействия, общения и ограниченного,
повторяющегося поведения.

Включаются:
аутистическое расстройство, инфантильный
аутизм, инфантильный психоз, синдром
Каннера.

F84.1
Атипичный аутизм

Тип
общего расстройства развития, который
отличается от аутизма либо возрастом
начала, либо отсутствием хотя бы одного
из трех диагностических критериев.
Атипичный аутизм наиболее часто возникает
у детей с глубокой умственной отсталостью,
у которых очень низкий уровень
функционированя обеспечивает небольшой
простор для проявления специфического
отклоняющегося поведения, требуемого
для диагноза аутизм; он также встречается
у лиц с тяжелым специфическим расстройством
развития рецептивной речи.

Включаются:
умеренная умственная отсталость с
аутистическими чертами, атипичный
детский психоз.

F84.2
Синдром Ретта

Состояние,
пока описанное только у девочек, причина
которого неизвестна, но которое выделяется
на основании особенностей начала течения
и симптоматологии. В типичных случаях
за внешне нормальным или почти нормальным
ранним развитием следует парциальная
или полная потяря приобретенных
мануальных навыков и речи наряду с
замедлением роста головы, обычно с
началом в возрасте между 7 и 24 месяцами.
Особенно характерны потеря намеренных
движений руки, стереотипии почерка и
одышка. Социальное и игровое развитие
задержаны в первые два или три года, но
есть тенденция к сохранению социального
интереса. Во время среднего детского
возраста имеется тенденция к развитию
атаксии туловища и апраксии, сопровождающихся
сколиозом или кифосколиозом, а иногда
и хореоатетоидными движениями. В исходе
состояния постоянно развивается тяжелая
психическая инвалидизация. Часто
возникают эпилептические приступы в
период раннего или среднего возраста.

Наиболее
характерная черта — потеря намеренных
движений руки и приобретенных тонких
моторных манипуляционных навыков.

F84.3
Другое дезинтегративное расстройство
детского возраста

Общее
расстройство развития иное, чем синдром
Ретта, которое определяется периодом
нормального развития до его начала,
отчетливой потерей на протяжении
нескольких месяцев раннее приобретенных
навыков, по крайней мере, в нескольких
сферах развития с одновременным
появлением характерных аномалий
социального, коммуникативного и
поведенческого функционирования. Часто
отмечается продромальный период неясной
болезни; ребенок становиться своенравным,
раздражительным, тревожным и гиперактивным.
За этим следует обеднение, а затем потеря
речи, сопровождающееся дезинтеграцией
поведения. В некоторых случаях потеря
навыков носит постоянно прогрессирующий
характер обычно, когда расстройство
сочетается с прогредиентным диагностируемым
неврологическим состоянием, но более
часто за ухудшением в течение нескольких
месяцев следует состояние плато, а затем
наступает ограниченное улучшение.

Читайте также:  Где лучше сдать анализ на синдром жильбера

Включаются:
дезинтегративный психоз, синдром
Геллера, детская деменция, симбиотический
психоз.

F84.4
Гиперактивное расстройство, сочетающееся
с умственной отсталостью и стереотипными
движениями

Такие
дети имеют тенденцию не получать пользу
от стимулирующих препаратов и могут
давать тяжелые дисфорические реакции
иногда с психомоторной заторможенностью
на назначение стимуляторов; и у подростков
гиперактивность обнаруживает тенденцию
сменяться пониженной активностью это
не характерно для гипердинамичных детей
с нормальным IQ. Этот синдром часто
сочетается с разновидностями задержек
развития, специфических или общих. F84.5
Синдром Аспергера

Данное
расстройство, нозологическая
самостоятельность которого не определена,
характеризуется тем же самым типом
качественного нарушения социального
взаимодействия, что и типичный аутизм,
наряду с ограниченным, стереотипным,
повторяющимся набором интересов и
занятий. Здесь нет общей задержки или
отсталости в речи, или в когнитивном
развитии. Большинство детей имеют
нормальный общий интеллект, но заметно
неуклюжи; состояние чаще встречается
у мальчиков 8:1.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Фото из интернета

I. Общепризнанные международные классификации:

1. Диагностический статистический справочник (ДСС) Американской ассоциации психиатров (ААП)

2. Международная классификация болезней (МКБ) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Спектр аутистических расстройств помещен в класс «Психические расстройства и расстройства поведения», блок «Расстройства психологического развития».

По данным МКБ – 10 в РАС входят:

– детский аутизм (F 84.0);

– атипичный аутизм (F 84.1);

– синдром Ретта (F 84.2);

– другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F 84.3);

– гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F 84.4);

– синдром Аспергера (F 84.5).

3. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM – 5 (публикация в мае 2013 года)

Классификация основывается на чётких критериях, основывающих «номенклатуру» психических расстройств совместно с обширным пояснительным текстом. В данное руководство, разработанное и опубликованное Американской Психиатрической Ассоциацией к расстройству аутистического спектра относится:

– аутизм (синдром Каннера);

– синдром Аспергера;

– детское дезинтегративное расстройство;

– неспецифическое первазивное нарушение развития.

Оно включает следующие критерии диагностики;

– устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имеющиеся в анамнезе;

– ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или деятельности;

– степень тяжести нарушения социального взаимодействия и ограниченных, повторяющихся моделях поведения.

Классификации МКБ – 10 и DSM – 5, и описанные в них диагностические критерии используются в медицинской практике врачами психиатрами для постановки диагноза.

II. Педагогические классификации.

Также были разработаны классификации, которые чаще всего используются психологами, педагогами и дефектологами.

Особого внимания заслуживает классификация К. С. Лебединской, которая выделяет пять его вариантов:

– аутизм при различных заболеваниях центральной нервной системы;

– психогенный аутизм;

– аутизм шизофренической этиологии;

– аутизм при обменных заболеваниях;

– аутизм при хромосомной патологии.

В 1989 году в Научно – исследовательском центре психического здоровья была разработана своя клиническая классификация РДА (Башина, Козлова, Ястребов, Симашкова, 1989), которые также использовали этиопатогенетический подход:

– синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА);

– аутистическая психопатия Аспергера;

– эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении) аутизм;

– резидуально – органический вариант аутизма;

– аутизм при хромосомных аберрациях;

– аутизм при синдроме Ретта;

– аутизм неясного генеза.

Классификация О. С. Никольской, Е. Р. Баенской и М. М. Либлинг (1997), построенная с учётом степени тяжести аутистических проявлений и ведущего патопсихологического синдрома.

Авторами были выделены четыре группы:

Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит расторможенный характер. Они мутичны. Они не способны овладеть формами контакта, но и не испытывают потребности в нём. У таких детей отмечается фактически полное отсутствие навыков самообслуживания. Дети этой группы имеют плохой прогноз развития, они нуждаются в уходе на постоянной основе. В раннем возрасте у данных детей отмечается выраженное нарушение активности, дискомфорт. Дети проявляют беспокойство. Сон характеризуется неустойчивостью. Аутизм у детей этой группы максимально глубокий. Он проявляется полной отрешенностью от происходящего вокруг. Авторы выделяют отрешенность от внешней среды как ведущий патопсихологический синдром.

Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. У таких детей спонтанно вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Относительно прогноза развития у этой группы, по сравнению с предыдущей, гораздо лучше. При адекватной длительной коррекции дети могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей с РДА является отвержение окружающей реальности.

Дети третьей группы характеризуются большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй групп, они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с целью противостояния аффективной патологии.

Дети четвертой группы характеризуются менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсорной сферах. В их статусе на передний план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основным патопсихологическим синдромом является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Читайте также:  Как восстановить силы при синдроме хронической усталости

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План:

1 Структура дефекта при РДА.

2. Основные роявления.

Структура дефекта при РДА

Аутизм может проявляться в различных формах:

1) в полной отрешенности от происходящего;

2) активном отвержении;

3) поглощенности аутистическими интересами;

4) в чрезвычайной трудности организации общения и взаимодействия с другими людьми.

Существуют четыре группы детей с РДА, представляющие собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми. Для детей 1-й группыхарактерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности. Дети 2-й группыисходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой. Детей 3-й группыотличает несколько другой способ аутистической защиты от мира — это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. У детей 4-й группыаутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступают повышенная их ранимость, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). При анализе ранней симптоматики РДА возникает предположение об особом повреждении этологических механизмов развития, что проявляется в слабости инстинкта самосохранения и аффективных механизмов защиты, полярном отношении к матери, в больших трудностях формирования улыбки, контакта глаз, эмоциональной синтонии. У детей наблюдаются неадекватные, атавистические формы познания окружающего мира: облизывание, обнюхивание предмета.

Первичные расстройства при РДА:повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность (гиперстезия), слабость энергетического потенциала. Вторичные: аутизм как уход от окружающего мира, ранящего интенсивностью своих раздражителей, а также стереотипии, сверхценные интересы, фантазии, расторможенность влечений — как псевдокомпенсаторные аутостимуляторные образования, возникающие в условиях самоизоляции, восполняющие дефицит ощущений и впечатлений ичине и этим закрепляющие аутистический барьер. У них ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного отсутствия внешнего реагирования, так называемая «аффективная блокада»; выражена недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает таким детям сходство со слепыми и глухими.

Клиническая дифференциация РДА имеет большое значение для определения специфики лечебно-педагогической работы, а также для социального прогноза.

Классификация состояний по степени тяжести РДА. Все классификации состояний с различной степенью тяжести РДА построены по этиологическому либо патогенному принципу. Нерезко выраженное проявление аутизма — параутизм — может наблюдаться при синдроме Дауна. Кроме того, он может иметь место при таких заболеваниях ЦНС, как, например, гаргоилизм.При этом заболевании появляется комплекс нарушений, включающий патологию соединительной ткани, ЦНС, органов фения, опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Для ребенка характерны короткие шея, туловище и конечности, деформированная грудная клетка, изменения со стороны внутренних органов. Умственная отсталость различной степени выраженности сочетается с дефектами зрения, слуха и нарушениями общения по типу раннего детского аутизма.

Синдром Леша—Нихана— наследственное заболевание, включающее умственную отсталость, нарушения моторики в виде насильственных движений, спастические церебральные параличи. Характерными признаками являются выраженные нарушения поведения — аутоагрессия (когда ребенок может наносить себе серьезные повреждения).

Синдром Ульриха—Нунанапроявляется прежде всего в характерном внешнем облике ребенка: антимонголоидный разрез глаз, узкая верхняя челюсть, малых размеров нижняя челюсть, низко расположенные ушные раковины, опущенные верхние веки. Наблюдаются изменения конечностей, скелета, дистрофичные, плоские ногти, пигментные пятна на коже. Интеллектуальные нарушения проявляются не во всех случаях.

Синдром Ретта— психоневрологическое заболевание, встречающееся исключительно у девочек. Характерным признаком является появление однообразных движений рук в виде потирания, заламывания. Постепенно меняется и внешность девочки: появляется своеобразное «неживое» выражение лица, взгляд часто неподвижный, устремленный в одну точку перед собой. Могут возникать и судорожные припадки. Характерен крайне низкий психический тонус, ответы носят импульсивный и неадекватный характер.

При ранней детской шизофрении преобладает тип непрерывного течения заболевания: психика ребенка все более разлаживается, нарастают изменения личности по типу аутизма.

Аутизм отмечается у детей с церебральным параличом, у слабовидящих и слепых, при слепоглухоте и других отклонениях в развитии. Ребенок, не владея элементарными бытовыми навыками, проявляет достаточный уровень психомоторного развития в значимых для него видах деятельности.

Основные проявления РДА

Психическое развитие ребенка с РДА характеризует неравномерность. Повышенные способности в отдельных областях, таких, как музыка, математика, живопись, могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков.

У детей, страдающих РДА, наблюдаются нарушения целенаправленности и произвольности внимания,что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Отдельные яркие зрительные (слуховые) впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, иногда буквально завораживают детей, и эту их особенность можно использовать для концентрации внимания ребенка. Как правило, внимание ребенка с РДА устойчиво в течение лишь нескольких минут (секунд).

Детям с РДА свойственно особое реагирование на сенсорныераздражители:наблюдается повышенная сенсорная ранимость и в то же время, как следствие, игнорирование воздействий.

В восприятии ребенка с РДА отмечается также нарушение ориентировки в пространстве.Для него важен не предмет в целом, а отдельные сенсорные качества: звуки, форма, цвет. У большинства этих детей наблюдается повышенная любовь к музыке. Большое значение имеют для них тактильные и мышечные ощущения, идущие от собственного тела.

У детей с РДА с раннего возраста отмечается хорошая механическаяпамять,что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Информация запоминается целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, и котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или без конца задавать один и тот же вопрос. Их патологические фантазии отличаются повышенной яркостью и образностью. Некоторые дети излишне сентиментальны, часто плачут, когда смотрят некоторые мультфильмы. Ребенок лучше реагирует на тихую речь. На перспективах речевого развития детей данной категории негативно сказывается стремление избегать общения, особенно с использованием речи.

Читайте также:  Дисбактериоз и синдром раздраженного кишечника

Развитие мышления у таких детей связано с преодолением огромных трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости. Это очень ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий, в которых есть сюжетные картинки.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с РДА. Ведущим признаком при синдроме РДА является нарушение эмоционально-волевой сферы, которое может проявиться уже в скором времени после рождения. При аутизме наблюдается резкое отставание формирования самой ранней системы социального взаимодействия с окружающими людьми — комплекса оживления. Это выражается в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных реакций в виде смеха, речевой и двигательной в ответ на внимание со стороны взрослого. Слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми по мере роста ребенка становится все больше. Дети с РДА не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Как правило, ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Они могут испытывать даже страх перед одним из родителей, могут ударить, делают все назло. У детей отсутствует характерное для данного возраста желание нравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все эти симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с окружающим миром. У детей с РДА крайне низкая выносливость в общении миром. Они быстро устают даже от приятного общения, склонны к фиксации на неприятных впечатлениях, у них возникают различные страхи, занимающие одно из ведущих мест в формировании аутичного поведения. Незначительные перемены, как, например, перестановка мебели, изменение режима дня, вызывают бурные реакции. Это явление получило название «феномен тождества».

У детей с РДА наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии, отсутствует тяга к сверстникам. При контакте с детьми у них прослеживаются пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. Ребенок в своих социальных взаимодействиях крайне избирателен. Затрудняют развитие личности ребенка постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, он не умеет сопереживать, сражаться настроением окружающих его людей. Все это не способствует формированию у детей адекватных нравстенных ориентиров, в частности понятий «хорошо» и «плохо».

М. Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА:

1. особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявляющиеся вне связи с интеллектуальным уровнем;

2. задержка и нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;

3. стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия с предметами, сверхпристрастие к объектам окружающей действительности или как сопротивление изменениям среды;

4. проявление патологии в сроки до 48-месячного возраста.

Возможности использования экспериментальных психологических методик ограничены, так как дети данной категории очень избирательны в общении.

Наблюдения за ребенком по определенным параметрам могут дать информацию о том, что можно ожидать от него как в спонтанном поведении, так и в создаваемых ситуациях взаимодействия.

Такими параметрами являются:

1) более приемлемая для ребенка дистанция общения;

2) излюбленные занятия в условиях, когда он предоставлен сам себе;

3) способы обследования окружающих предметов;

4) наличие каких-либо стереотипов бытовых навыков;

5) используется ли речь и в каких целях;

6) поведение в ситуациях дискомфорта, страха;

7) отношение ребенка к включению взрослого в его

занятия.

В связи с тем, что круг общения ограничен семьей, влияние которой может быть как положительным, так и негативным, одной из центральных задач психолога является оказание помощи семье в принятии и понимании проблем ребенка. Необходима специальная работа с родителями по выработке у них адекватной, ориентированной на будущее стратегии взаимодействия с собственным ребенком при учете имеющихся у него проблем на текущий момент. Аутичного ребенка приходится учить практически всему. Содержаниями занятий могут быть обучение коммуникации и бытовой адаптации, школьным навыкам, расширение знаний об окружающем мире, других людях. Особенно важным для такого ребенка являются занятия литературой, сначала детской, а потом — классической. Несмотря на важность всех школьных предметов, программы подачи учебного материала должны быть индивидуализированы. Поднять активность ребенка и снять патологическое напряжение могут физические упражнения. Такому ребенку необходима специальная индивидуальная программа физического развития, которая сочетает приемы работы в свободной, игровой и четко структурированной формах. Уроки труда, рисования, нения в младшем возрасте также могут многое сделать для адаптации ребенка к школе.

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3230; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник