Структура психологического синдрома общий подход к его анализу

Структура психологического синдрома общий подход к его анализу thumbnail

ГЛАВА 4

4.1. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СИНДРОМА

Индивидуализированные рекомендации всегда основывают­ся на той или иной типологии вариантов психического разви­тия. Далее предлагается типология, включающая не только психологические особенности ребенка, но и систему его отно­шений с окружающими. Такая типологии наиболее удобна для выработки действенных рекомендаций.

Как показано в работах Л. С. Выготского и его последова­телей (А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца), в каждом возрастном периоде существует специфичная для него социальная ситуация развития, то есть система взаимоот­ношений ребенка с обществом (в частности, с собственными ро­дителями, воспитательницей детского сада, школьными учителями и т. п.). Она реализуется в ведущей деятельности данного периода (в раннем возрасте — предметной, в дошколь­ном — игровой, в младшем школьном — учебной, в подростко­вом — в деятельности межличностного общения).

Социальная ситуация развития, соответствующая тому или иному возрасту, вырабатывается в ходе исторического разви­тия общества. Так же как культура в целом, она не выбирается ребенком, а принимается им. Однако в каждом отдельном слу­чае она имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окру­жающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками). Эту конкретную систему отношений, т. е. конкретное воплощение социальной ситуации развития мы называем межлич­ностной ситуацией развития. Она-то и определяет возник­новение и последующие изменения индивидуальных психоло­гических особенностей.

«Вклад» самого ребенка в межличностную ситуацию свое­го развития определяется особенностями его поведения и дея­тельности. Таким образом, теперь нам придется рассматривать не общевозрастную ведущую деятельность, а конкретные осо­бенности деятельности данного ребенка.

Объектом нашего особого внимания станет также тот вклад в межличностную ситуацию, который вносят окружающие: родители, учителя, сверстники, психологи, братья, сестры и т. д. От их действий в огромной мере зависит весь ход психическо­го развития ребенка.

При описании «психологических диагнозов» мы будем пользоваться термином «синдром». Этот термин заимствован из медицины. Он используется для обозначения комплекса свя­занных между собой симптомов, образующих то или иное за­болевание. Мы будем говорить о психологических синдромах. В медицине этот подход давно уже доказал свою высокую прак­тическую эффективность. А. Р. Лурия успешно использовал его в исследованиях, посвященных нейропсихологическому анали­зу мозговых функций. В психологии синдромный подход был намечен Л. С. Выготским уже 60 лет назад, однако он до сих пор оставался довольно слабо разработан.

Выготский предложил использовать в качестве единицы пси­хологического анализа не набор отдельных симптомов, а «пси­хологический синдром», представляющий собой совокупность закономерно связанных между собой симптомов, имеющих свою логику развития. Он описал, в частности, ряд синдромов, характерных для аномального развития, в ходе которого пер­вичный дефект приводит к появлению различных вторичных дефектов. Например, умственно отсталый ребенок часто ока­зывается не в состоянии успешно строить взаимоотношения со сверстниками, что приводит к сниженному уровню социализированности. В этом случае недостаточная социализированность представляет собой вторичный дефект (в отличие от аутизма, при котором сниженная социализированность – это проявление первичного дефекта). Целостный синдром образу­ется совокупностью первичного и вторичных дефектов. Раз­витие подобного синдрома (т. е. возникновение вторичных дефектов) может быть предотвращено благодаря целенаправ­ленной профилактико-коррекционной работе (в приведенном примере – благодаря организации общения умственно отста­лого ребенка со сверстниками).

В настоящей книге синдромный подход применяется для ана­лиза различных вариантов развития нормального ребенка и для описания ряда пограничных состояний (невроз, психопатоподобное поведение и т. п.). Психологический синдром представ­ляет собой комплекс взаимосвязанных проявлений (симптомов). Он характеризуется определенными условиями своего проис­хождения, высокой устойчивостью и специфическим направле­нием развития, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими. Общая схема, отражающая развитие пси­хологического синдрома, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема развития психологического синдрома

Источники синдрома — это те факторы, которые суще­ственны для его возникновения. Они могут иметь самую раз­нообразную природу — генетическую, социальную, медицин­скую. Это могут быть личностные особенности ребенка (например, его повышенная потребность во внимании к себе со стороны окружающих или низкий уровень его чувствитель­ности к социальным нормам); ожидания и установки родите­лей (например, их отрицательное отношение к существующе­му общественному устройству, собственная педагогическая концепция или уверенность в одаренности своего ребенка); ус­ловия жизни (например, невозможность найти группу свер­стников с близкими себе интересами) и т. п. В процессе раз­вития синдрома его источники не претерпевают каких-либо закономерных изменений.

Читайте также:  К чему может привести синдром раздраженного кишечника

Факторы, включенные в ядро психологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Рассмотрим их подробнее. Как видно на схеме, специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействием трех основных блоков.

Психологический профиль ребенка – это совокупность как его личностных характеристик, так и показателей, относящих­ся к познавательным (когнитивным) процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особеннос­ти психологического профиля. Как правило, наиболее важную роль играют те или иные акцентуации – характера как, напри­мер, тревожно-мнительный характер, истероидная или шизо­идная акцентуации.

Особенности деятельности ребенка зависят от его психоло­гического профиля (на схеме эта зависимость указана стрелкой). Эти особенности могут относиться к интенсивности и эффек­тивности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т. п. Особенно большое значение имеет основная направленность деятельности — направлена ли она, в первую очередь, на общение, на практические достижения, на познание или на какие-либо еще стороны действительности. Важно помнить, что одна и та же психологическая особенность может порождать различные поведенческие проявления в зави­симости от степени ее выраженности, от других психологичес­ких особенностей, от условий жизни, поведения окружающих и т. п. В свою очередь, одни и те же (или весьма сходные) поведен­ческие проявления могут вызываться разными психологически­ми особенностями.

Под реакцией социального окружения здесь понимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности данного ребенка (зависимость меж­ду этими блоками указана стрелкой). Реакция социального ок­ружения может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивно­сти общения с ним и т. п. Очевидно, что связь этой реакции с са­мими проявлениями неоднозначна и зависит от взглядов, привычек, личностных особенностей и педагогических устано­вок взрослых, воспитывающих ребенка.

Между описанными блоками существует кольцевая взаимо­связь: картина поведения ребенка связана (хотя и неоднознач­но) с его психологическим профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою оче­редь, эта реакция обусловливает те или иные изменения пси­хологических особенностей. Влияние социальных отношений на психологический профиль ребенка (отмеченное на схеме стрелкой, как и ранее) обеспечивает обратную связь.

В кибернетике разработано понятие положительной и от­рицательной обратной связи. Отрицательная обратная связь нормализует режим, в котором работает система. Положитель­ная обратная связь («порочный круг») выводит систему из рав­новесия и может привести к ее разрушению. Психологический синдром – это и есть такое нарушение равновесия. Он возникает в том случае, когда имеется положительная обратная связь, т. е. когда реакции социального окружения обостряют ту самую психологическую проблему (неблагоприятную спе­цифику психологического профиля), которая и породила эти реакции. При отсутствии положительной обратной связи ус­тойчивый психологический синдром не складывается. В этом случае может возникнуть лишь относительно кратковременное состояние, которое легко видоизменяется и преодолевается.

Предлагаемый способ анализа психологических синдромов позволяет не только успешно выявлять их, но и определять эффективные пути их коррекции и профилактики. Коррекционный подход основан на разрушении положительной обрат­ной связи и замене ее на отрицательную, нормализующую систему отношений ребенка с его социальным окружением.

Синдромный подход не отвергает и не снимает классичес­кой типологии акцентуаций характера и общего склада лично­сти. Однако, в отличие от последней, он учитывает не только «внутренние» психологические особенности ребенка, но и их проявление в деятельности, а также систему социальных от­ношений, что делает этот подход более продуктивным при вы­работке рекомендаций.

Существует закономерная, хотя и неоднозначная взаимо­связь между акцентуациями характера и психологическими синдромами: при одной акцентуации более характерны одни синдромы, при другой — другие. Однако акцентуации харак­тера не обязательно порождают какой-либо целостный психо­логический синдром. Они могут встречаться и в относительно «чистом» виде.

Читайте также:  Клиническая картина симптомы и синдромы

4.2. ХРОНИЧЕСКАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ И ТОТАЛЬНЫЙ РЕГРЕСС

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Структура психологического синдрома общий подход к его анализу
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Структура психологического синдрома общий подход к его анализу
Мы поможем в написании ваших работ!

Структура психологического синдрома общий подход к его анализу
Мы поможем в написании ваших работ!

Структура психологического синдрома общий подход к его анализу
Мы поможем в написании ваших работ!

Источник

Синдромный подход в психологии, как и в медицине, основан не на какой-либо универсальной формальной классификации, а на конкретных наблюдениях. Вследствие этого выявляемые психологические синдромы отличаются один от другого по многим параметрам, систематизация которых представляет собой отдельную задачу. В частности, одно из существенных различий связано с характером прогноза .С этой точки зрения могут быть выделены синдромы с относительно благоприятным прогнозом , невротизирующие и психопатизирующие синдромы.

К синдромам с относительно благоприятным прогнозом относятся уход от деятельности ,психологическая инкапсуляция, позитивное самопредъявление , гиперсоциальность .Разумеется, и эти психологические синдромы при их сильной выраженности и отсутствии коррекционных мер могут приводить к неврозу или психопатоподобным проявлениям. Однако в большинстве случаев дело ограничивается некоторыми психологическими проблемами, не достигающими степени заболевания и не требующими медицинского вмешательства. С медицинской стороны синдромы семейной и групповой изоляции также имеют благоприятный прогноз. Однако их социальный прогноз принципиально зависит от социальных ориентаций семьи (при семейной изоляции) или группы сверстников (при групповой изоляции), к которой принадлежит ребенок.

Ярко выраженный невротизирующий характер имеют хроническая не спешность и тотальный регресс . Последний синдром, как правило, развивается на фоне уже имеющегося невроза. При обоих этих синдромах чисто медицинское вмешательство не может быть остаточно эффективным. Оно обязательно должно быть дополнено психокоррекционными воздействиями, направленными на нормализацию системы отношений ребенка с окружающими.

Психопатизирующее воздействие оказывают социальная дезориентация и отверженность .Последняя часто развивается на фоне уже сложившихся психопатоподобных нарушений. Психопатоподобное поведение могут порождать также синдромы негативного само предъявления и демонстративного нигилизма . Как и в случае невротизирующих синдромов, для преодоления негативных психологических последствий психопатизирующих синдромов необходима перестройка системы отношений ребенка с его социальным окружением.

Описанные выше психологические синдромы образуют естественные пары: вариант, характерный для старшего дошкольного – младшего школьного возраста, и подростково-юношеский вариант. Для разных синдромов соотношения внутри такой пары различны. В некоторых случаях подростковый вариант является прямым продолжением ранее сложившегося синдрома. Таковы пары негативное самопредъявление -демонстративный нигилизм , позитивное самопредъявление – гиперсоциальность , уход от деятельности – психологическая инкапсуляция .В других случаях это соотношение не столь однозначно. В парах хроническая неуспешность – тотальный регресс , социальная дезориентация -отверженность , семейная изоляция – групповая изоляция подростковый синдром является не прямым продолжением предшествующего варианта развития, а типичным (но не обязательным) “осложнением” предшествовавшего синдрома.

Во всех описанных случаях смена синдромов не является автоматическим следствием взросления ребенка. Иногда синдром, типичный, вообще говоря, для дошкольного или младшего школьного возраста, может сохраняться на протяжении подросткового юношеского возрастов (или даже впервые возникнуть в одном из этих возрастных периодов). Иногда, напротив, “подростковый” синдром может сложиться же в младшем школьном возрасте.

Вместе с тем, анализ приведенных описаний психологических синдромов показывает, что имеется общее типологическое различие между синдромами младшего школьного и подросткового возрастов. Психологические синдромы младшего школьного возраста определяют специфику процесса учения и вхождения ребенка в школу как социальный институт. Психологические особенности, характерные для того или иного синдрома воплощаются в особенностях позиции ребенка.

Психологические синдромы подросткового возраста представляют собой различные формы построения системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Психологическая представленность разных синдромов определяется различиями в само сознании подростков. Вследствие этого, психологические синдромы в подростковом возрасте значительно более интегративны, чем в младшем школьном, и охватывают личность в елом, во всем многообразии ее социальных связей и представлений о себе.

Читайте также:  В каком сроке можно определить синдром дауна

Подростковые и юношеские синдромы не обязательно складываются на основе имевшихся ранее соответствующих синдромов младшего школьного возраста. Они могут (хотя это и не типично) возникнуть и на основе каких-либо других синдромов или же вообще появиться без предшествующего развития какого-либо психологического синдрома.

Источник

Индивидуализированные рекомендации всегда основывают­ся на той или иной типологии вариантов психического разви­тия. Далее предлагается типология, включающая не только психологические особенности ребенка, но и систему его отно­шений с окружающими. Такая типологии наиболее удобна для выработки действенных рекомендаций.

Как показано в работах Л. С. Выготского и его последова­телей (А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца), в каждом возрастном периоде существует специфичная для него социальная ситуация развития, то есть система взаимоот­ношений ребенка с обществом (в частности, с собственными ро­дителями, воспитательницей детского сада, школьными учителями и т. п.). Она реализуется в ведущей деятельности данного периода (в раннем возрасте — предметной, в дошколь­ном — игровой, в младшем школьном — учебной, в подростко­вом — в деятельности межличностного общения).

Социальная ситуация развития, соответствующая тому или иному возрасту, вырабатывается в ходе исторического разви­тия общества. Так же как культура в целом, она не выбирается ребенком, а принимается им. Однако в каждом отдельном слу­чае она имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окру­жающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками). Эту конкретную систему отношений, т. е. конкретное воплощение социальной ситуации развития мы называем межлич­ностной ситуацией развития. Она-то и определяет возник­новение и последующие изменения индивидуальных психоло­гических особенностей.

«Вклад» самого ребенка в межличностную ситуацию свое­го развития определяется особенностями его поведения и дея­тельности. Таким образом, теперь нам придется рассматривать не общевозрастную ведущую деятельность, а конкретные осо­бенности деятельности данного ребенка.

Объектом нашего особого внимания станет также тот вклад в межличностную ситуацию, который вносят окружающие: родители, учителя, сверстники, психологи, братья, сестры и т. д. От их действий в огромной мере зависит весь ход психическо­го развития ребенка.

При описании «психологических диагнозов» мы будем пользоваться термином «синдром». Этот термин заимствовав из медицины. Он используется для обозначения комплекса связанных между собой симптомов, образующих то или иное за­болевание. Мы будем говорить о психологических синдромах. В медицине этот подход давно уже доказал свою высокую прак­тическую эффективность. А. Р. Лурия успешно использовал его в исследованиях, посвященных нейропсихологическому анали­зу мозговых функций. В психологии синдромный подход был намечен Л. С. Выготским уже 60 лет назад, однако он до сих пор оставался довольно слабо разработан.

Выготский предложил использовать в качестве единицы пси­хологического анализа не набор отдельных симптомов, а «пси­хологический синдром», представляющий собой совокупность закономерно связанных между собой симптомов, имеющих свою логику развития. Он описал, в частности, ряд синдромов, характерных для аномального развития, в ходе которого пер­вичный дефект приводит к появлению различных вторичных дефектов. Например, умственно отсталый ребенок часто ока­зывается не в состоянии успешно строить взаимоотношения со сверстниками, что приводит к сниженному уровню социализированности. В этом случае недостаточная социализированность представляет собой вторичный дефект (в отличие от аутизма, при котором сниженная социализированность — это проявление первичного дефекта). Целостный синдром образу­ется совокупностью первичного и вторичных дефектов. Раз­витие подобного синдрома (т. е. возникновение вторичных дефектов) может быть предотвращено благодаря целенаправ­ленной профилактико-коррекционной работе (в приведенном примере — благодаря организации общения умственно отста­лого ребенка со сверстниками).

В настоящей книге синдромный подход применяется для ана­лиза различных вариантов развития нормального ребенка и для описания ряда пограничных состояний (невроз, психопатоподобное поведение и т. п.). Психологический синдром представ­ляет собой комплекс взаимосвязанных проявлений (симптомов). Он характеризуется определенными условиями своего проис­хождения, высшей устойчивостью и специфическим направле­нием развития, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими. Общая схема, отражающая развитие пси­хологического синдрома, представлена на рис. 1.

Источник