Технология работы с детьми с синдромом дефицита внимания

Технология работы с детьми с синдромом дефицита внимания thumbnail

Статья по теме: «Коррекционно-развивающие технологии работы с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

Студентка «4» Б» группы

ГБПОУ РО «ЗернПК»

Трусова Анжелика

Руководитель: Бойко Светлана Захаровна

В статье 42 ФЗ «Об образовании» указывается, что «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников. [7, с.66]

«В коррекционной работе с детьми и подростками с СДВГ должны учитываться их возрастные особенности, но на первый план выходит необходимость учёта особенностей индивидуального развития ребёнка», – утверждает И.И. Мамойчук. [4, с. 27].

В целом процесс коррекционно-развивающего обучения детей с СДВГ можно условно разделить на несколько блоков, каждый из которых имеет свою наиболее значимую цель и задача взрослого создать условия для:

  1. формирования у учащихся мотивационной обусловленности обучения;

  2. развития познавательной сферы ребёнка, непосредственно значимой для усвоения учебного материала;

  3. постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю;

  4. снижения уровня негативных эмоциональных проявлений учащихся к процессу обучения, снижению уровня школьной тревожности как фактора, влияющего на общую успешность и на процесс освоения грамотного письма.

«Центральным направлением в работе с детьми с СДВГ является создание условий для осмысления каждым учеником используемых им способов успешного выполнения учебных действий, своего стиля усвоения учебного материала и для перехода учащихся к самоуправлению собственной деятельностью, к самоконтролю», – отмечает Г.Б. Монина.[5,с.67].

Работа педагога на начальном этапе опирается на активное использование сильной стороны учащихся, а не на устранение недостатков.

Симптомы СДВГ могут проявляться при увеличении нагрузок на нервную систему, в результате чего происходит разбалансировка психических процессов, что негативно отражается на процессе обучения. Потому желательно не перегружать ребенка занятиями с репетиторами и, бесконечным переписыванием неаккуратных работ, длительным выполнением домашних заданий. По этой причине, выбирая школу для ребенка с СДВГ, лучше остановить свой выбор не на гимназии с усложненном программой, а на обычном классе с базовом программой. [5, с.68]. Находясь в комфортных для него условиях, ребенок быстрее адаптируется к школьной жизни, и за период обучения в начальной школе (3-4 года) при соответствующем режиме обучении работа мозга полностью нормализуется. В противном случае интеллектуальные и физические перегрузки только усилят симптоматику СДВГ, и ребенок, даже обладая большим потенциалом, не сможет соответствовать школьным требованиям.

В.М.Астапова отмечает то, что сам ребёнок с СДВГ зачастую не способен структурировать: свое время, поэтому на первых этапах обучения взрослые должны помочь ему рационально распределить время, чтобы не было перегрузок, а школьные задания были выполнены. В некоторых случаях, даже отдавая изрядную долю ответственности за обучение самому ребенку, родители всё же должны контролировать выполнение им домашние заданий на протяжении всех лет обучения в школе. Недостаток понимания и помощи со стороны взрослых может привести к проявлениям агрессивности со стороны ребенка к отказу выполнять учебные задания или к выполнению их только под страхом наказания. Следует заметить, что занятия с гиперответственным родителем, которому хочется добиться идеального выполнения ребенком домашних заданий, тоже может привести к агрессивным вспышкам, к снижению мотивации и к конфликтам в семье [1, с.7].

Коррекция детей с СДВГ может включать функциональные упражнения (развитие произвольности и самоконтроля, элиминация импульсивности), дыхательные, глазодвигательные упражнения. Часть упражнений можно отрабатывать на занятиях с психологом, часть – на уроке со всем классом, часть – в домашних условиях. Важно отметить, что на начальных этапах обучения у таких детей отсутствует учебная мотивация, поскольку мотивационный уровень обучения обеспечивается лобными долями коры головного мозга, которые формируются у детей этой категории позже, чем у их сверстников. Поэтому одним из важнейших направлений работы с учащимися с СДВГ является формирование учебной мотивации.

По мнению И.И. Мамойчук, коррекционно-развивающее обучение младших школьников с СДВГ оказывается эффективным, если педагоги и психологи следуют некоторым принципам, вытекающим из особенностей учащиеся данной категории. [4,с.28]. Целенаправленная совместная деятельность специалистов и родителей необходима ребенку, которому гораздо легче выполнять единообразные требования взрослых, окружающих его, находящихся в едином воспитательном пространстве, чем приспосабливаться к разноречивым, а иногда и взаимоисключающим указаниям, неизбежно приводящим к стрессу. Только при комплексном подходе к решению проблем обучения ребенка с СДВГ модно рассчитывать на снижение его эмоционального напряжения и более полной реализации его потенциала.

Читайте также:  Синдром всд по гипотоническому типу

Принцип поэтапности в работе с гиперактивными учениками предполагает, что, учитывая их индивидуальные физиологические особенности, желательно сначала выделить время установления контакта, затем осуществлять индивидуальную работу по развитию произвольности действий (умение слушать инструкций, подчиняться правилам); отработку (поочередную) дефицитарных функций, развитие умения рефлексии и лишь после этого переходить к групповой работе в классе [4, с.31].

Г.Б.Монина трактует, что индивидуализация обучения – важнейший фактор, влияющий на формирование учебных навыков, и предполагает сознательные усилия педагога, направленные на отбор и адаптацию методик обучения, на структурирование учебного процесса в соответствии с потребностями каждого ребенка. Это не только принятие и понимание ребенка, это система мероприятий, сознательно используемых учителем в ходе педагогического процесса.[5,с.15]

И.В. Дубровина пишет, что традиционно индивидуализация процесса обучения предполагает не только принятие и понимание каждого отдельного ребёнка, но и систему мероприятий, которые учитель сознательно внедряет в ходе педагогического процесса, образовательная программа должна быть гибко приспособлена к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. Безусловно, педагог стремиться, учитывая особенности ребёнка с СДВГ, создать самые благоприятные условия для его обучения.

Однако это далеко не всегда приводит к глубокой личностной включенности ученика, поскольку инициатива исходит от учителя. Кроме того, в условиях классно-урочной системы усилия учителя могут оказаться неэффективными. Тогда становятся необходимыми усилия учителя, направленные на создание условий для “самоидивидуализации” ученика на выявление каждым учеником собственного стиля учебной деятельности и на переход к саморегуляции.[3, с.437]

Таким образом, специфика обучения учащихся с СДВГ заключается в реализации таких принципов, как комплексность, системность, поэтапность, и в необходимости осуществления индивидуализации. Выбор конкретных мер педагогического воздействия конкретного ученика будет обусловлен как особенностями самого ученика, так и возможностями учителя. Кроме того, большое значение при выборе стратегии будет иметь цель, которую преследует учитель: профилактическая помощь ребенку или экстренная реакция на непредвиденное событие. [4, с.41]

Часто такие дети мучимы чувством вины перед взрослыми, расположение которых они очень хотели бы завоевать своим дисциплинированным поведением. И так как у них это не получается, они сникают, теряют доверие к самим себе, что ещё более усугубляет их нервозность. Поэтому в соответствии с концепцией коррекции психомоторики гиперактивные мальчики и девочки на первой её фазе должны получить возможность “выпустить пар”. Только унявшись после этого, они готовы шаг за шагом обучаться овладению собой [1,с.46].

Концентрация внимания дается гиперактивным детям с трудом, потому что они постоянно реагируют на зрительно воспринимаемые впечатления. Поэтому в качестве одного из упражнений дается им задания исследовать помещение с закрытыми глазами, опираясь только на свой слух и осязание.. Зрительные восприятия используются в процессе занятий только после того, как дети явно успокоились. В начале этого труднейшего периода работы детям предлагается, к примеру, опознать предметы, которые показываются им лишь на несколько секунд. Только после этого в программу коррекции включается фиксация зрительного внимания на движении, когда, например, по знаку руки следует принять определенное положение.[2, с.17].

В книгах выделяют коррекционную помощь родителям для гиперактивных детей.

Обучение детей с СДВГ должно проводиться с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, повышая их уровень мотивации и заинтересованности. Проводя психокоррекцию и психотерапию с детьми данной категории, следует вовлекать всех членов семьи в терапевтический процесс. [6,с.74] В семье ребенка с синдромом дефицита внимания неизменно наблюдается тяжелое нарушение отношений между родителями и ребенком. Непредсказуемость, неадекватность поведения таких детей и его тяжелые последствия, в частности школьная неуспеваемость, становятся поводом для непрекращающихся бессистемных попыток родителей принять жёсткие меры и наказанием принудить к послушанию. Окружение не принимает детей, они страдают из-за невозможности: обрести самостоятельность четко идентифицировать себя во взаимоотношениях со сверстниками. [2,с.30]. В результате одни все чаще впадают в дурное настроение и депрессию, другие, соответственно своему темпераменту, реагируют агрессивно, иногда к их поведению примешиваются элементы клоунизма. Испытываемый детьми стресс часто вызывает у них головные боли, иногда тики и заикание.

Читайте также:  Неотложная помощь при гипертермическом синдроме у новорожденных

Родительский тренинг проводится в группах, состоящих из 5 – 8 родительских пар, дети которых примерно одного и того же возраста. Методика групповой работы хорошо зарекомендовала себя. Занимаясь вместе, родители убеждаются, что они не одиноки в своей беде, создается основа для обмена опытом, в их душевном состоянии наступает облегчение. Родителей следует целенаправленно обучать распознаванию и пониманию характерных симптомов у своих детей. В силу своей впечатлительности дети “слышат, как растёт трава”, они за всем успевают следить, быстро и спонтанно стремятся к контакту, быстро во всем разбираются. Родителям важно понять, что колебания настроения могут быть вызваны ассоциациями, внезапно возникающими у детей в процессе восприятия, что сила проявления нарушений у детей может иметь колеблющийся, фазовый характер. Определенный стимул приобрести для детей значение важного раздражителя. В этом случае, очевидно, мобилизуется вся их энергия, внимание их концентрируется и, кажется, что они регулируют свое поведение. Но это относится только к одному раздражителю, который они субъективно воспринимают как очень важный. [6, с.55]

Для того чтобы избегать ситуаций, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. И никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины, у них нет. [2, с.51]

Кроме того, родители, помнят о необходимости почитать учащемуся книгу, дополнительно позанимаются с ним дома. Обучающийся, в свою очередь получит необходимую дозу родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться капризами, истериками.

Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также записав, чем ребенок занимался вечером дома, когда лег спать.

Учитель, получив утром новую информацию о ребенке, тоже могут сделать определенные выводы. По своему усмотрению также учитель может поощрить ребенка, опираясь на информацию, полученную от родителей.

Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах. Кроме того, тикая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями. [6, с.50]

Таким образом, при выборе коррекционно-развивающих технологии для работы с СДВГ в младшем школьном возрасте нужно учитывать их возрастные особенности, уровень развития познавательной сферы ребенка, эмоциональное состояние.

2.Астапова, В.М., Микадзе, Ю.В. Психология детей с отклонениями и нарушением психического развития. [Текст]/Общая редакция. – СПб.: Питер. 2008. – 384с.

3.Брязгунов, И.П. , Касатикова, Е.В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. [Текст]/ – М.: Издательство Института Психотерапии, 2008г. – 96с.

4.5.Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред.И.В.Дубровиной.-2-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2009.-464 с.

  1. 10.Мамойчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. [Текст] /- СПб.: Речь, 2016. – 400с.

5.11.Монина, Г.Б., Лютова, Е.К., Чутко, Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. [Текст] / Монография. – СПб.: Речь, 2014. – 186с.

  1. 15.Строгонова, Л.В. Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками. Учебно-методическое пособие. [Текст] /- М., Центр педагогического образования,2017.-112с.

  2. 16.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Текст]/ М.: ТЦСфера,2017.-192с.

Источник

Марина Жемчужнова
Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

Жемчужнова М. В., педагог-психолог МОУ Детский сад № 279, г. Волгоград

Оказание помощи детям с СДВГ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы, работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения.

Просветительская работа. Как правило, родители и многие педагоги, не понимают, что происходит с ребенком, а поведение ребенка с СДВГ их раздражает. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребенка, причинах имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребенком.

Читайте также:  Как бороться с астеническим синдромом

С этой целью педагоги-психологи могут использовать индивидуальные и групповые консультации с приглашением родителей и других членов семьи, участвующих в воспитании ребенка. В задачи специалиста входит изменение отношения к ребенку в сторону лучшего его понимания с целью снятия излишнего напряжения, возникающего вокруг него.

Приемы модификации поведения для родителей и педагогов. Как правило, каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Поэтому работу необходимо начинать с индивидуальных консультаций, в процессе которых рассматривают и вырабатывают приемы модификации поведения. В домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект. Общие рекомендуемые модификации,состоят из следующих блоков:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку;

2. Изменение психологического микроклимата в семье;

3. Организация режима дня и места для занятий;

4. Специальная поведенческая программа.

Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении,здесь выделяют следующие направления:

1. Изменение окружения;

2. Создание положительной мотивации на успех;

3. Коррекция негативных форм поведения.

Методы психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей. Современные методы коррекции разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные метод: в том числе нейропсихологические коррекционные методы. Они направлены на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики, свойственных этим детям, нередко наблюдающихся у них трудностей формирования школьных навыков – письма, чтения, счета. Особенно актуальной при этом представляется дальнейшая разработка подходов к коррекции недостаточно сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности (или исполнительских функций, за которые отвечают лобные структуры мозга. При сопутствующих нарушениях речевых функций (задержка речевого развития, дефекты артикуляции, заикание) детям с СДВГ показаны логопедические занятия.

Методы семейной и индивидуальной психотерапии при СДВГ направлены на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки. Неотъемлемая часть психотерапии – объяснение ребенку, на понятном ему языке, в чем причина его неудач. Кроме того, психотерапия показана при наличии сопутствующих данному синдрому вторичных нарушений – заниженной самооценке, тревожности, страхах, оппозиционном поведении, агрессивности. Групповая психотерапия направлена на развитие у гиперактивных детей навыков общения, социального взаимодействия.

Хороший эффект дают методы игровой поведенческой терапии и психогимнастики, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательную, так и на эмоционально-личностную сферу, а также его двигательных функций.

Арт-терапевтические методы. Искусство помогает удовлетворить потребности в развитии навыков, которые могут способствовать развитию новых поведенческих стратегий совладания и решения проблем, далее содействуя ребенку в развитии самоконтроля и осмысленном самовыражении. Включение в работу элементов сказка терапии с «встроенными» сообщениями дает хороший терапевтический эффект. Существует два способа «встроенных» сообщений для гиперактивных детей. Это сказки и истории, несущие прямое указание, что и как делать. Они адресованы сознанию и предполагают понятную стратегию поведения. И сказки и истории, содержащие в себе «тайное» послание. Гипнотерапевты называют такие послания «косвенным воздействием».

Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении синдрома. Она назначается по индивидуальным показаниям только врачом психоневрологом в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у больного ребенка не могут быть преодолены лишь с помощью методов модификации поведения, психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных немедикаментозных методов лечения СДВГ.

Список литературы:

1. Заваденко Н. Н.Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.:Школа-Пресс, 2000. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5).

2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2001.

3. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. – М, 1997.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Источник