Тест для ребенка с синдромом аспергера

Тест AQ
Тест AQ
Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского
центра по изучению аутизма разработали шкалу для определения признаков аутизма
у взрослых, или коэффициент аутизма AQ. В первом серьезном опыте использования
теста средняя оценка контрольной группы была 16.4. Восемьдесят процентов тех,
у кого диагностирован аутизм или связанные с ним синдромы, получили результат
32 балла и выше. Тест не является средством диагностики, и многие из тех, кто
получает 32 балла и выше, т.е. результат, подходящий под критерии легкого
аутизма или синдрома Аспергера, отмечают отсутствие трудностей в повседневной
жизни.
В данной реализации теста значение AQ от 26 и выше считается повышенным, а от 32 и выше – высоким
В тесте существуют пять подшкал, в каждой из которых можно получить от 0 до 10 баллов.
Чем выше балл, тем выраженнее признаки аутизма по подшкале.
Ответьте на все вопросы
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
1. | Я предпочитаю делать что-либо с другими, а не самостоятельно | ||||
2. | Я предпочитаю делать что-либо тем же способом снова и снова | ||||
3. | Если я пытаюсь что-нибудь вообразить, мне легко мысленно создать зрительный образ | ||||
4. | Я часто настолько концентрируюсь на чём-то одном, что теряю из вида всё остальное | ||||
5. | Я часто замечаю слабые звуки, которые не слышат окружающие | ||||
6. | Я обычно замечаю номерные знаки машин или сходную информацию | ||||
7. | Другие люди часто говорят мне, что сказанное мною невежливо, хотя я думал, что это вежливо | ||||
8. | Когда я читаю рассказ, мне легко представить себе, как могли бы выглядеть действующие лица | ||||
9. | Меня завораживают даты | ||||
10. | В компании я легко могу следить за разговорами нескольких разных людей | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
11. | Я считаю лёгкими ситуации, связанные с общением | ||||
12. | Я склонен замечать детали, которые не замечают другие | ||||
13. | Я скорее пойду в библиотеку, чем на вечеринку | ||||
14. | Мне легко сочинять истории | ||||
15. | Меня больше тянет к людям, чем к вещам | ||||
16. | Я склонен к очень сильным интересам, и я расстраиваюсь, если не могу им следовать | ||||
17. | Я получаю удовольствие от разговора «ни о чём» | ||||
18. | Когда я говорю, другим не всегда легко вставить словечко | ||||
19. | Меня завораживают числа | ||||
20. | Когда я читаю рассказ, мне трудно разобраться в намерениях действующих лиц | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
21. | Я не очень люблю читать художественную литературу | ||||
22. | Мне сложно заводить новых друзей | ||||
23. | Я всё время замечаю узоры на вещах | ||||
24. | Я скорее пойду в театр, чем в музей | ||||
25. | Я не сильно огорчаюсь, если мой распорядок дня нарушен | ||||
26. | Я часто замечаю, что не знаю, как поддерживать разговор | ||||
27. | Мне легко «читать между строк», когда кто-нибудь со мной разговаривает | ||||
28. | Я обычно больше сосредотачиваюсь на всей картине, а не на отдельных деталях | ||||
29. | Я не очень хорошо запоминаю номера телефонов | ||||
30. | Я обычно не замечаю небольшие изменения в ситуации или внешности человека | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
31. | Я могу определить, что тому, кто меня слушает, скучно | ||||
32. | Мне легко заниматься несколькими делами одновременно | ||||
33. | Когда я разговариваю по телефону, я не всегда знаю, когда моя очередь говорить | ||||
34. | Мне нравится делать что-то спонтанно | ||||
35. | Часто я последним понимаю шутку | ||||
36. | Когда я смотрю на лицо человека, мне легко понять, что он думает или чувствует | ||||
37. | Если меня отвлекли, я могу очень быстро вернуться к прерванному делу | ||||
38. | У меня хорошо получаются разговоры «ни о чём» | ||||
39. | Люди часто говорят мне, что я зацикливаюсь на одной теме | ||||
40. | В детстве мне нравилось играть с другими детьми в игры, где надо что-то или кого-то изображать | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
41. | Мне нравится собирать информацию о категориях предметов (например, марки машин, виды птиц, поездов, растений и т.п.) | ||||
42. | Мне сложно поставить себя на место другого человека | ||||
43. | Мне нравится тщательно планировать любые мероприятия, в которых я участвую | ||||
44. | Я получаю удовольствие от общественных мероприятий | ||||
45. | Мне сложно разобраться в намерениях людей | ||||
46. | Новые ситуации заставляют меня беспокоиться | ||||
47. | Мне нравится встречать новых людей | ||||
48. | Я хороший дипломат | ||||
49. | Я не очень хорошо запоминаю даты рождения людей | ||||
50. | Мне очень легко играть с детьми в игры, в которых надо что-то или кого-то изображать | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен |
Тест был взят из работы [1] с учётом исправлении в “ключе” для интерпретации теста по ссылке [3].
Повышенный и высокий уровень AQ были выбраны, исходя из данных [1,2]. При составлении теста был использован
русскоязычный перевод теста AQ [5]. [3,4] – англоязычные версии теста AQ.
Ссылки:
- Baron-Cohen S., Wheelwright S., Skinner R., Martin J., Clubley E.
The Autism-Spectrum Quotient (AQ): Evidence from Asperger Syndrome/High-Functioning
Autism, Males and Females, Scientists and Mathematicians // Journal of Autism
and Developmental Disorders. 2001. V. 31. No. 1. P. 5-17 - Woodbury-Smith M.R., Robinson J., Wheelwright S.,Baron-Cohen S.
Screening Adults for Asperger Syndrome Using the AQ:
A Preliminary Study of its Diagnostic Validity in Clinical Practice //
Journal of Autism and Developmental Disorders. 2005. V. 35. No. 3. P. 331-335. - https://www.wired.com/wired/archive/9.12/aqtest.html
(англоязычная версия) - https://aq.server8.org/
(англоязычная версия) - https://aci.selfip.org/ruaqtest.php
(русскоязычная версия, есть неточности в переводе)
Источник
Источник
Тест BAPQ
Тест BAPQ
Тест BAPQ (The Broad Autism Phenotype Questionnaire) предназначен для
выявления Broad Autism Phenotype – широкого аутистического фенотипа. Он
представляет собой комплекс характеристик личности и языковых навыков,
которые отражают фенотипическое выражение генетической предрасположенности
к аутизму среди неаутичных родственников аутичных индивидуумов. Эти
черты мягче, но качественно схожи с определяющими особенностями аутизма
Значения цифр:
1 – Очень редко, 2 – Редко, 3 – Иногда, 4 – Довольно часто,
5 – Часто, 6 – Очень часто
Ответьте на все вопросы
Очень редко | Редко | Иногда | Довольно часто | Часто | Очень часто | ||
1. | Мне нравится быть среди других людей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. | Мне сложно высказываться без заминок | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3. | Я чувствую себя комфортно при неожиданных изменениях в планах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. | Мне сложно избежать перехода на вторые роли в разговоре | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5. | Я говорю с людьми скорее для получения информации, а не ради общения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6. | Людям приходится уговаривать меня попробовать что-то новое | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7. | При разговоре с другим человеком я легко настраиваюсь “на одну волну”(*) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8. | Мне приходится подбадривать себя перед тем как посетить незнакомое место | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9. | Мне нравится быть в ситуациях, связанных с общением | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
10. | Мой голос звучит ровно или монотонно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Очень редко | Редко | Иногда | Довольно часто | Часто | Очень часто | ||
11. | Я чувствую себя отчуждённо или “выбитым из колеи” при разговоре с другими людьми(*) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
12. | Людям легко сойтись со мной(*) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
13. | Я чувствую сильную необходимость в однообразии изо дня в день | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
14. | Люди просят повторить то, что я сказал, так как они не понимают меня | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
15. | Я гибок в подходах к решению задач | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
16. | Я с нетерпением жду ситуаций, где я могу встретить новых людей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
17. | Мне говорили, что я разговариваю слишком много на отдельные темы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
18. | Когда я поддерживаю разговор, то просто из вежливости(*) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
19. | Я с нетерпением жду возможности попробовать новшества | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
20. | Я говорю слишком громко или тихо | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Очень редко | Редко | Иногда | Довольно часто | Часто | Очень часто | ||
21. | Я могу понять, когда то, о чём я говорю, не интересно другим(*) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
22. | Мне становится трудно при изменениях в моём обычном распорядке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
23. | У меня хорошо получаются разговоры “ни о чём”(*) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
24. | Я очень привержен своему образу жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
25. | Я действительно чувствую связь с другими людьми | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
26. | Другие люди расстраиваются из-за моего нежелания уступить | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
27. | Разговор мне наскучивает(*) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
28. | Я тёплый и дружелюбный в моих контактах с другими(*) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
29. | Я оставляю длинные паузы в разговорах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
30. | Я меняю мой повседневный распорядок для того, чтобы попробовать что-то иное | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Очень редко | Редко | Иногда | Довольно часто | Часто | Очень часто | ||
31. | Я предпочитаю быть наедине, а не с другими | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
32. | Когда я говорю с другими людьми, то забываю, что изначально хотел сказать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
33. | Я люблю чётко следовать обычному порядку во время работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
34. | Я понимаю, когда наступает время сменить тему разговора(*) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
35. | Я продолжаю делать вещи способом, который я знаю, даже если другой способ может оказаться лучше | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
36. | Мне нравится болтать с людьми(*) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Очень редко | Редко | Иногда | Довольно часто | Часто | Очень часто |
(*) Имеется в виду повседневное общение со знакомыми, а не
особые взаимоотношения, например, с близкими друзьями или членами семьи
Тест был взят из работы [1]
Ссылки:
- Hurley R.S.E, Losh M., Parlier M., Reznick J.S., Piven J.
The Broad Autism Phenotype Questionnaire //
J. Autism Dev. Disord. 2007. V. 37. P.1679-1690.
Источник
Синдром Аспергера — неврологическое состояние, сказывающееся на развитии человека, его повседневной жизнедеятельности и поведении.
Согласно справочнику “Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера представляет собой расстройство аутистического спектра (ассоциированное с уровнем 1). “Международная классификация болезней” (МКБ-10) определяет его как самостоятельный диагноз F84.5 класса “Общие расстройства психологического развития”.
Исторически сложилось, что в России отсутствует диагностика синдрома Аспергера и аутизма у взрослых. Поэтому люди вынуждены прибегать к самодиагностике в попытках понять своё состояние и сформировать свою дальнейшую жизнь с учётом собственных особенностей.
1. Предпосылки к самодиагностике синдрома Аспергера
1.1 Создание и поддержка взаимодействия в учебных и рабочих коллективах сопровождаются трудностями, а иногда и неудачами.
1.2 Стресс в случае перемен или изменений привычного графика, потребность в предсказуемости и стабильности.
1.3 Неоднократные указания окружающих на нетипичное использование невербальной компоненты коммуникации.
1.4 Носящие регулярный характер замечания окружающих о неадекватной реакции на события, ситуации.
1.5 Неоднократные замечания окружающих о нетипичности сенсоромоторных процессов.
2. Распознавание симптомов синдрома Аспергера
2.1 Нетипичный зрительный контакт: тенденция избегать взгляда “глаза в глаза”, направленность взгляда при коммуникации в сторону или на губы собеседника, иногда неестественный “пялящийся” взгляд.
2.2 Просодия своеобразная: монотонность, нарушенная мелодика речи, слишком громкий или тихий голос, бедная интонация.
2.3 Язык тела мало используется: нетипичная жестикуляция или её отсутствие, редкое использование кивков или пожимания плечами в качестве сопровождения речи, позы не направлены на выражение отношения к происходящему.
2.4 Моторные навыки осложнены: неуклюжесть, сложности с координацией, мелкой моторикой.
2.5 Выражение собственных эмоций и понимание эмоций окружающих часто затруднено, что в ряде случаев связано с алекситимией.
2.6 Селективная немота (мутизм): речь пропадает под воздействием неблагоприятных внешних факторов, из-за стресса, перегрузок, тревоги.
2.7 Монологичность при коммуникациях: тенденция к изложению темы без учёта реакции окружающих, игнорирование реплик со стороны, отсутствие пауз для обратной связи.
2.8 Устойчивый интерес к теме, носящий обсессивный характер: фиксация на какой-либо теме без учёта её полезности может длиться от нескольких недель до нескольких лет.
2.9 Ригидность поведения: приверженность распорядку, графику, рутине, стресс при необходимости их изменить.
2.10 Буквальное понимание: слабое понимание образности и метафор, намёков и шуток, редкое использование в собственной речи.
2.11 Фокус на деталях: рассуждения носят дедукционный стиль (от частного к общему), редко используется индукция (от общего к частному), понимание общей картины затруднено, сложности с выделением главного и второстепенного.
2.12 Исполнительная функция бывает нарушена: трудности с расстановкой приоритетов, организацией времени.
2.13 “Модель психического”, эмпатия: умение “представить себя на месте другого человека” нарушено, сопереживание понимается логически, невербальные сигналы от собеседников воспринимаются плохо и часто ошибочно.
2.14 Систематизация, классификация и логический подход к созданию связей: неприятие алогичных норм и традиций общества, разговоров “ни о чём”, форм приветствия и прощания, стереотипов.
2.15 Обработка сенсорной информации нарушена: гипо- или гиперчувствительность по всем органам чувств (звуки, свет, текстуры и консистенции, температура).
2.16 Стереотипные движения (стимминг) как реакция на перегрузку и переутомление: хождение взад-вперёд, раскачивание корпуса тела, тряска пальцами рук, ногами.
3. Источники подтверждения наличия синдрома Аспергера
3.1 Ведение списка симптоматики, разграничение с проявлениями ОКР, СДВГ, депрессии, тревожного расстройства.
3.2 Тесты для самодиагностики: AQ, RAADS_R, EQ, TAS, ASSQ.
3.3 Критерии диагностики синдрома Аспергера и РАС по DSM-IV, DSM-V, МКБ-10.
3.4 Сообщества людей с синдромом Аспергера и РАС в Интернете: форумы, группы, сайты, личные блоги, истории самодиагностики.
3.5 Встреча с людьми с синдромом Аспергера и РАС в группе поддержки, чтобы сравнить внешние проявления и обсудить очно возможность наличия СА.
3.6 Книги от первого лица на русском языке:
- Стивен Шор “За стеной”
- Джон Элдер Робисон “Посмотри мне в глаза!”
- Темпл Грандин “Отворяя двери надежды”
- Руди Симон “Аспи-девочки”
- Марк Сегар “Совладание: руководство по выживанию для людей с синдромом Аспергера”
- Робин Стюард “Независимость и безопасность: руководство для женщин, имеющих расстройства аутистического спектра”.
3.7 Консультация в частном порядке у психолога, психотерапевта, психиатра (не рекомендуется без предварительных отзывов от других людей с СА). Желательно, чтобы специалисты использовали для диагностики методику ADOS (4 vмодуль для взрослых с беглой речью и сохранным интеллектом).
4. Жизнь с синдромом Аспергера
4.1 Организация жизни в соответствии с собственными слабыми и сильными сторонами: ведение графика, поиск работы с минимальной социальной активностью, коммуникация в подходящем виде (письма вместо телефона).
4.2 Занятия со специалистами, если есть необходимость в когнитивно-поведенческой терапии или лечении от депрессии, тревожности.
4.3 Посещение группы поддержки для людей с синдромом Аспергера с целью обсуждения проблем и обмена опытом.
4.4 Ознакомление семьи, друзей, коллег (если это возможно) с симптоматикой синдрома Аспергера.
Источник