Тесты при синдроме гиперактивности у детей

Тесты на синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Медицина прошла длинный путь в поисках методов определения и лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Но всё равно на данный момент не существует единого теста для определения этого общего расстройства.
Самым важным диагностическим инструментом для выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, скорее всего, является общение с семьей и с окружением пациента, а также с самим пациентом. При помощи этого простого приема доктор может максимально много узнать о его ежедневном поведении, настроениях, продуктивности в работе, привычках.
Обычный медицинский осмотр покажет общее состояние здоровья пациента. Но кроме этого доктору необходимо знать, какие конкретно симптомы и проявления СДВГ демонстрирует человек в повседневной жизни, чтобы правильно диагностировать и эффективно лечить СДВГ.
Что входит в перечень критериев при диагностике СДВГ?
Доктор диагностирует синдром дефицита внимания с гиперактивностью, опираясь на критерии Американской ассоциации психиатрии. Критерии, которые Вы прочитаете в конце статьи, взяты из Диагностико-статистического руководства по психическим расстройствам (сокращённо – DSM-IV).
Учитываться могут следующие факторы:
Разговор с ребёнком или взрослым для выяснения его жалоб.
Разговор с родителями ребёнка или с партнером взрослого для получения истории болезней и поведения членов семьи.
Медицинский осмотр.
Клиническое исследование, которое включает оценку поведения по стандартной шкале или по заполнению опросников.
Оценка академической, социальной и эмоциональной деятельности человека и уровня его развития.
Оценка нарушений способностей к обучению, если таковые присутствуют.
Этих исследований достаточно, чтобы диагностировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью, но доктор может настоять на прохождении пациентом дополнительных тестов, таких как:
Проверка слуха и зрения пациента.
Анализ крови на содержание в ней свинца.
Анализ крови на другие заболевания, такие как дисфункция щитовидной железы.
Исследование волн электромагнитного излучения мозга при помощи энцефалограммы для измерения электрической активности мозга.
Срез КТ или МРТ для проверки мозга на наличие аномалий.
Если пациентом является ребёнок, доктор проведёт беседу с родителями, чтобы выяснить, какие симптомы СДВГ проявляются в его поведении. Ему важно будет знать, в каком возрасте появились эти симптомы, а также в каких обстоятельствах они проявляются. Доктор может попросить оценку поведения ребёнка у его учителя, а также может попросить предоставить ему текущие табеля успеваемости и образцы домашних работ пациента.
Если же пациентом является взрослый человек, доктор может захотеть пообщаться с партнером пациента или с другим членом семьи. Это нужно для правильной оценки поведения пациента наряду с оценкой его симптомов. Также для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у взрослого человека доктору понадобятся сведения о его поведении в детском возрасте. Например:
Поведение дома.
Поведение в школе.
Оценки.
Взаимоотношения с ровесниками и с братьями/сёстрами.
Информация о проявлении симптомов СДВГ в детском возрасте.
СДВГ часто диагностируют взрослым людям. Но на самом деле это расстройство начинается в детстве. Подтверждение проявления симптомов СДВГ в детстве может стать существенным подспорьем для врача в правильной диагностике СДВГ и назначении лечения от него. У 50% детей с СДВГ симптомы не проходят с возрастом.
Существуют ли какие-то специфические тесты на синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
Мы привыкли к анализам крови и к ряду других, более дорогих тестов, анализов и исследований, которые могут мыть дорогими, но могут помочь доктору в постановке окончательного диагноза. Поэтому родители часто просят о дополнительных анализах крови или сканировании мозга их ребёнка при диагностике СДВГ. Однако, не существует специальных лабораторных исследований или тестов, которые могут подтвердить/опровергнуть наличие СДВГ у человека.
Некоторые лабораторные исследования могут помочь выявить другие медицинские состояния, которые похожи на СДВГ. Но они не выявляют сам синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Наилучшими способами диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью являются следующие:
Использование стандартных оценочных шкал или опросников для оценки уровня концентрации внимания, гиперактивности, импульсивности и комбинированных поведенческих характеристик.
Разговоры с родителями, с самим ребёнком и с его/её учителями.
Наблюдение.
Какие оценочные шкалы используются при оценке симптомов СДВГ?
При постановке диагноза доктору могут быть очень полезными сведения, полученные от родителей и учителей ребёнка по оценке поведения ребёнка в различных окружениях. Если возможно, учитель или воспитатель с внешкольных занятий также должен заполнить опросник. При оценке поведения детей для диагностики СДВГ чаще всего применяются следующие оценочные шкалы:
Оценочная шкала Вандербильта. Это оценочный инструмент, состоящий из 55 вопросов, в котором симптомы СДВГ рассматриваются по критериям DSM-IV. Параллельно проводится оценка на наличие сопутствующих состояний, таких как отклонения в поведении, вызывающее оппозиционное расстройство, беспокойность или депрессия, и др.
Система оценки поведения детей (СОПД). Эта шкала оценивает такие проявления СДВГ, как гиперактивность, агрессия и проблемы с поведением. Кроме того производится оценка проявлений беспокойства, депрессии, внимательности и проблем с обучаемостью и отсутствием определённых важных навыков.
Карта проверки поведения ребёнка/форма для отчёта учителя. На ряду с другими вещами эта шкала оценивает жалобы на физическое состояние здоровья, агрессивное или правонарушительное поведение и замкнутость.
Каковы критерии DSM-IV для диагностирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?
DSM-IV – это Диагностико-статистическое руководство по психическим расстройствам Американской ассоциации психиатрии. Это руководство используется большинством терапевтов при оценке риска наличия СДВГ и других психических и поведенческих расстройств у пациента.
Критерии DSM-IV для оценки СДВГ включают специфическое поведение, которое демонстрируют люди с СДВГ. Это симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Детям и взрослым, чьё поведение соответствует критериям DSM-IV, могут поставить диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Для того чтобы человеку диагностировали СДВГ, он должен соответствовать либо первому, либо второму набору критериев, перечисленных ниже.
Первая группа критериев фокусируется на симптомах невнимательности. СДВГ может быть диагностировано человеку, у которого на протяжении шести и больше месяцев проявляются шесть и больше из приведённых ниже симптомов. При этом они должны быть нехарактерными для уровня развития человека. Эти симптомы включают:
Частая неспособность уделить серьезное внимание деталям, совершение ошибок по недосмотру на работе и в школе, или при занятии другой деятельностью.
Частая неспособность удерживать внимание на заданиях или в игровой деятельности.
Не слушание собеседника в ходе разговора
Частое отклонение от инструкций и неспособность корректно выполнить домашние задания, рутинные или рабочие обязанности.
Часто возникающие проблемы с организацией заданий и деятельности
Частое уклонение или отсутствие симпатии, или отказ от участия в деятельности, требующей серьезных умственных усилий.
Частая потеря вещей, необходимых для выполнения заданий или для другой деятельности (например, игрушек, домашних заданий, карандашей, книг, инструментов)
Легкая отвлекаем ость от своей деятельности внешними раздражителями
Забывчивость при выполнении каждодневных задач
Вторая группа критериев сфокусируется на симптомах гиперактивности-импульсивности. Так же как и в случае с первой группой, синдром дефицита внимания с гиперактивностью может быть диагностировано человеку, у которого на протяжении шести и больше месяцев проявляются шесть и больше из приведённых ниже симптомов. При этом они должны быть нехарактерными для уровня развития человека. Эти симптомы включают:
Беспокойство в руках или в ногах, суетливость во время длительного сидения на одном месте.
Частые случаи вставания с места в классе или в других обстоятельствах, когда человек должен сидеть на месте.
Частые случаи беготни, карабканья куда-то в неприемлемых для этого ситуациях (у взрослых и у подростков это выражается в ощущении невозможности усидеть на месте).
Часто возникающие проблемы с тем, чтобы играться или развлекаться тихо.
Частое ощущение себя «на подъеме» или неутомимым, как будто «заведённый».
Частые случаи чрезмерно экспрессивной речи.
Симптомы импульсивности включают:
Выкрикивание ответов, до того, как вопрос был поставлен
Проблемы с ожиданием своей очереди на какое-то действие
Частое перебивание или создание помех другим (например, вмешательство в чужие разговоры, игры)
В DSM-IV указывается ряд других критериев, которые должны быть подтверждены после того, как прошло соответствие по критериям симптомов. Эти критерии включают:
Периодическое проявление симптомов гиперактивности-импульсивности или невнимательности, которое наносило вред, в возрасте до 7 лет
Проявление симптомов в двух и более окружениях, таким образом, что они вредили деятельности человека в школе, на работе и дома
Должны быть чёткие подтверждения существенных, с клинической точки зрения, отклонений в социальной, академической сфере деятельности человека, как и в его занятиях личными увлечениями.
Что делать, если доктор подтверждает диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью»?
Если диагноз подтверждается у Вашего ребёнка или у взрослого члена семьи, очень важно придерживать назначенного лечения. Доктор может порекомендовать медикаменты от СДВГ, а также поведенческие терапии.
Многие дети и взрослые с СДВГ страдают, в то время как проявление симптомов можно существенно облегчить. Для этого просто нужно обратиться за медицинской помощью. Как только СДВГ диагностировано, лечение может серьезно облегчить жизнь человеку с СДВГ.
Источник
Тест на гиперактивность и СДВГ создан в помощь родителям, педагогам и психологам. Оценить симптомы гиперактивности «на глаз» не всегда удается. Порой поведение ребенка может меняться вместе с настроением. Иногда малыш проявляет чудеса воспитанности и кажется просто ангелом. Но, стоит нам на минуту потерять бдительность, как он уже впадает в другую крайность.
Здесь трудно рассчитывать на нашу беспристрастность. И мы теряемся в догадках, что не так? Может, малыш гиперактивен и нуждается в медицинской помощи? А, возможно, проблемы с поведением — результат неправильного воспитания? Гораздо полезнее в таком случае – провести анализ гиперактивности ребенка, воспользовавшись программой онлайн. Данная программа позволяет объективно оценить имеющиеся симптомы.
Для постановки диагноза одних тестов, конечно, не достаточно, однако они могут оказать помощь в принятии решения относительно дальнейших действий.
Как проходить тест на гиперактивность и СДВГ
Тест для дошкольников (до 7 лет) М. Алворда и П. Бейкера состоит из 17 вопросов и охватывает основные виды нарушений, характерных для детей с СДВГ: дефицит активного внимания, двигательную расторможенность (гиперактивность) и импульсивность. Выберите по каждому вопросу один из вариантов ответа («да» — если признак постоянно наблюдается длительное время либо «нет» — если признак отсутствует или проявлялся кратковременно в единичных случаях).
Выполнено: 0 из 0
Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
Да
НетНе слушает, когда к нему обращаются.
Да
НетС большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
Да
НетИспытывает трудности в организации.
Да
НетЧасто теряет вещи.
Да
НетИзбегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
Да
НетЧасто бывает забывчив.
Да
НетПостоянно ёрзает.
Да
НетПроявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
Да
НетСпит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
Да
НетОчень говорлив.
Да
НетНачинает отвечать, не дослушав вопроса.
Да
НетНе способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
Да
НетПлохо сосредоточивает внимание.
Да
НетНе может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
Да
НетНе может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
Да
НетПри выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен и успешен, на других — нет).
Да
Нет
Источник
Зарегистрироваться сейчас
Сайт SDVG.LIFE является продолжением книги и поэтому новые материалы должны соответствовать тем же стандартам, что и книга.
Отсюда правила для участников обсуждений:
- – Цивилизованное интеллектуальное общение
- – Никаких личных нападок
- – Никакой политики
На первые несколько постов введена премодерация.
Добро пожаловать!
Создать аккаунт
Go to…
Источник
Синдром дефицита внимания, гиперактивность, импульсивность
I. Симптомы невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам (необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов):
1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях;
из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к
нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или
протестным поведением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения
задания и других видов деятельности.
6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных за¬даний, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
II. Симптомы гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на
протяжении по меньшей мере 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным
возрастным характеристикам (необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов):
Гиперактивность
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится,
пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».2
6. Часто бывает болтливым.
Импульсивность
1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в
беседы или игры).
Тест на тервожность ребёнка
Лаврентьва Г. П., ТитаренкоТ. М., 1992г.
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов.
Источник