Типы нейропсихологических синдромов по е д хомской

Типы нейропсихологических синдромов по е д хомской thumbnail

Нейропсихологический фактор — это такая морфофункциональная единица деятельности мозга, которая характеризуется определенным принципом работы и поражение которой приводит к появлению целостного нейропсихологического синдрома (закономерного сочетания нарушений высших психических функций, объединенных единым радикалом). Каждый фактор, составляя звено соответствующей функциональной системы (или нескольких систем одновременно), ответственен за определенное звено (параметр) психических функций, также являющихся системными образованиями. Согласно А.Р.Лурия, соотношение мозга и психики следует понимать как соотношение определенных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов (факторов) с определенными звеньями (параметрами) психических функций.

А.Р.Лурия впервые в нейропсихологии стал рассматривать каждую психическую функцию как многозвенную комплексную систему, состоящую из многих компонентов (звеньев), и соотносить с мозгом не всю функцию, а отдельные ее составляющие.

ВПФ представляют собой сложные психологические системы или сложные виды сознательной психической деятельности, характеризующиеся сложным составом компонентов, динамические и структурные. К числу динамических относятся различные процессуальные характеристики функции: временные (скорость, длительность, равномерность и т.д.) и регуляторные (подчинение процесса реализации психической деятельности определенной программе, контроль за ее выполнением по этапам и в целом). Динамические характеристики отвечают на вопрос о том, как осуществляется та или иная психическая функция (безотносительно к ее содержанию). Структурные компоненты характеризуют операциональный состав функции. К ним относятся различные операции: перцептивные, моторные (с перцептивными или моторными элементами), а также более сложные — наглядно-образные, пространственные, вербальные, математические и др. Эти операции — разные по сложности «умственные действия» — базируются на принципах работы соответствующих мозговых образований.

В Луриевской нейропсихологии выделены три типа или уровня анализа нейропсихологических факторов: 1) морфологический (указание на те мозговые образования, поражение которых вызывает определенный синдром), 2) физиологический, функциональный (указание на те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых образованиях и объединяются в единую функциональную систему, ответственную за психическую функцию), 3) психологический (указание на ту роль, которую играет данный фактор в осуществлении разных психических функций). В большинстве нейропсихологических работ используется язык психологического описания роли того или иного фактора в осуществлении разных психических функций (т.е. в генезе нейропсихологического синдрома). Можно предположить, что нейропсихологические факторы отражают генетические механизмы психической деятельности, т.е. что генотип влияет на психические явления через морфофункциональные образования мозга.

Наряду с выдающимися способностями (к. музыке, живописи, математике и др.),», у нормальных людей нередко обнаруживаются определенные дисфункции (низкий уровень выполнения тех или иных видов деятельности). Степень дисфункции у таких людей существенно ниже той, которая наблюдается при локальных поражениях мозга, однако она достаточна, чтобы создавать определенные трудности в обучении (дети с ЗПР). Была обнаружена нейропсихологическая факторная основа имеющихся у детей дисфункций, т.е. синдромный характер трудностей обучения, была выявлена прямая связь нейропсихологических факторов, лежащих в основе трудностей обучения у детей с ЗПР, с генетическими механизмами. Были выявлены «фамильные нейропсихологические синдромы», связанные с различными дисфункциями: дизлексией, пространственными, математическими, речевыми, затруднениями и др. Показано, принципиальное сходство дисфункций у детей и их родных, свидетельствующее об общих причинах этих дисфункций — недостаточности в работе определенных мозговых систем. Эти факты могут служить аргументом в пользу существования генетической (фамильной) предрасположенности к определенному типу дисфункций, или к фамильной генетической недостаточности в работе определенных нейропсихологических факторов. Эти данные дают также основание для предположения о существовании генов, специфичных для развития каждой области коры больших полушарий, с которыми связана дифференциация коры на структурные элементы: т.е. о существовании независимой генетической детерминации различных корковых зон. Метод анализа родословных с успехом применяется в медицинской генетике при изучении фамильных заболеваний.

На существование связи нейропсихологических факторов с генетическими механизмами, показывает исследование из области дерматоглифики. Кожа у человека развивается из тех же эмбриональных зачатков, что и структуры ЦНС, благодаря чему дерматоглифические узоры могут быть использованы в качестве маркера особенностей организации ЦНС. У пишущих правой рукой узоры большей сложности наблюдаются на пальцах правой руки, «зеркальная» асимметрия по отношению к популяционному большинству (более сложные узоры на пальцах левой руки) достаточно редки и у праворуких не превышают 10%. Для лиц, пишущих левой рукой, характерна противоположная картина. Эти данные свидетельствуют о связи феномена «правшества-левшества» с врожденными генетическими механизмами, медицинская генетика уже давно использует дерматоглифические кожные узоры при изучении наследственных заболеваний, связанных с различными хромосомными аномалиями.

Читайте также:  Какие таблетки принять от похмельного синдрома

Экспериментальные материалы указывают – тип межполушарной организации мозга может рассматриваться в качестве интегративного нейропсихологического фактора, отражающего характер полушарного взаимодействия в анализаторных системах. С типом межполушарной асимметрии закономерно связаны особенности протекания различных психических процессов (эмоциональных, когнитивных, двигательных), т.е. целостный психологический синдром. Тип межполушарной организации мозга можно отнести к синдромообразующим особенностям организации мозга человека, которые определяют характер и степень преобладания левополушарной или правополушарной стратегии в переработке информации и управление психическими процессами. У правшей и праворуких отмечается преимущественно левополушарный, а у левшей и леворуких – правополушарный психологические синдромы.

Тип полушарной организации мозга относится к синдромообразующим мозговым структурам. Фамильное левшество у существенно влияет на характер нейропсихологического синдрома. Можно допустить, что различные по характеру и степени интегративности нейропсихологические факторы имеют генетическую обусловленность.

На современном этапе развития нейропсихологии проблема факторов как основы синдромов — одна из самых актуальных. Вводя понятие «нейропсихологический фактор» в теоретический понятийный аппарат нейропсихологии, А.Р.Лурия, не уточнил многих положений, и это создало возможности для их различного толкования. До сих пор в ней существует ряд вопросов: о классификации нейропсихологических факторов и вопрос об их природе.

А.Р.Лурия выделял две категории мозговых структур, поражение которых ведет к относительно простым неврологическим симптомам (сенсорным, моторным) и поражение которых сопровождается нейропсихологическими симптомами (нарушениями высших психических функций), складывающимися в закономерные сочетания или определенные синдромы. А.Р.Лурия считал, что они относительно автономны и что именно вторая категория образований мозга составляет морфологические основы нейропсихологических факторов. А.Р.Лурия связывал их преимущественно с вторичными и третичными областями коры больших полушарий (с так называемыми немыми зонами коры). В дальнейшем были выделены следующие типы факторов: модально-специфические (связанные с вторичными корковыми полями); модально-неспецифические (связанные с различными уровнями неспецифической системы); ассоциативные (связанные с третичными полями коры, прежде всего — конвекситальной); факторы межполушарного взаимодействия (связанные с различными срединными комиссурами, объединяющими левое и правое полушария мозга); полушарные факторы (обеспечивающие целостные принципы работы каждого полушария); глубинные подкорковые факторы (связанные с работой базальных ганглиев и других подкорковых структур) и общемозговые факторы (сосудистые, биохимические и др. мозговые механизмы, ответственные за работу мозга как целого). Степень изученности этих факторов в нейропсихологии различна. Необходимо дальнейшее уточнение состава факторов и соответствующих им синдромов, в частности — выявление специфики правополушарных факторов по сравнению с левополушарными.

Новым направлением в изучении проблемы факторов стал анализ их особенностей в детском и старческом возрасте. Для уточнения классификации факторов необходимо дальнейшее накопление эмпирического материала.

Не менее актуален вопрос о природе нейропсихологических факторов.

Принципиальная важность признания и морфологического и физиологического уровней организации нейропсихологических факторов вытекает из самой сути Луриевского подхода к решению проблемы «мозг и психика». А.Р.Лурия считал крайне необходимым разрабатывать этот раздел нейропсихологии, создавать «психологически ориентированную физиологию», конечная цель которой — найти адекватные физиологические системы, осуществляющие сложнейшие виды сознательной человеческой деятельности, описать уровни их построения и соотнести с конкретными физиологическими процессами, вовлекающими различные образования и области головного мозга.

Разработка «психологически ориентированной психологии» должна ответить на вопрос: почему поражение одного и того же фактора может сопровождаться рамичными нейропсихологическими симптомами и синдромами. Полное разрушение морфологической основы фактора (вследствие травмы, опухоли и др.) ведет к полному выпадению соответствующего звена психической деятельности (например, фонематического слуха). При менее грубых патологических очагах в тех же мозговых структурах происходят изменения физиологических механизмов их работы (т.е. различные нарушения нейродинамики), патология одних и тех же мозговых структур при разных нарушениях физиологических режимов их работы проявляется в разных нейропсихологических синдромах.

Читайте также:  Край сознания синдром дориана грея прохождение

Изучение конкретных физиологических механизмов различных нейропсихологических симптомов и синдромов обогащает современные знания о биологических основах психики, поскольку в патологии, раскрывается то, что замаскировано в норме.

На современном этапе изучения природы факторов нейропсихология приблизилась к анализу их генетических механизмов.

Созданная А.Р.Лурия концепция нейропсихологических факторов дала возможность разработать общую схему «устройства» мозга как субстрата психических процессов. Она позволила выделить типичные («стандартные») наборы симптомов, характерные для типичных («стандартных») нейропсихологических синдромов, возникающих у человека при определенных поражениях мозга

Другой аспект этой проблемы – это вариативность нейропсихологических симптомов и синдромов, и, следовательно, факторов. Степень выраженности тех или иных симптомов варьирует в довольно широких пределах. Иногда некоторые симптомы, характерные для синдрома, отсутствуют, иногда добавляются «лишние» симптомы. Вариативность присуща всем нейропсихологическим синдромам, но в большей степени тем, которые связаны с поражением ассоциативных зон коры больших полушарий, особенно переднего (префронтального) ассоциативного комплекса. В значительной степени вариативность нейропсихологических синдромов связана и с фамильным левшеством. Вариативность синдромов отражает индивидуальные особенности генетических программ, уникальность генотипа каждого человека. Анализ индивидуальных нейропсихологических различий должен, по-видимому, составить задачу особого раздела психогенетики, который может сложиться на границе психогенетики и нейропсихологии.

В целом, изучение биологических основ психики в рамках нейропсихологии имеет большое будущее. В настоящее время становится очевидным, что нейропсихологические факторы – синдромообразующие структурно-функциональные единицы работы мозга – ответственные за определенные звенья (параметры) различных психических функций – имеют несколько уровней организации, включая и генетический. Современная нейропсихология может уточнить «психологические переменные», которые необходимо сопоставлять с генотипом.

Источник

Раздел 7. Психосоматические расстройства.

. . .

1.5. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.

В соответствии с теорией системной динамической организации высших психических функций, при локальных поражениях головного мозга нарушается не какая-то одна психическая функция, а их совокупность, составляющая единый нейропсихологический синдром. Под последним А. Р. Лурия предложил рассматривать закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением определенного фактора /22/. Целью синдромного анализа является поиск фактора, который приводит к формированию нейропсихологического синдрома. А под фактором понимают те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах /22, 41/. Нарушение этих факторов и является непосредственной причиной нарушения работы всей функциональной системы, обеспечивающей ту или иную психическую функцию.

Синдромный анализ в нейропсихологической практике опирается на следующие положения:

– необходимость качественной квалификации возникших нарушений психических функций. Качественный анализ предполагает определение формы нарушения психической функции, ответ на вопрос – какой характер носит дефект и почему он появился;

– необходимость анализа и сопоставления первичных дефектов, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом и поставить топический диагноз;

– необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных ВПФ, поскольку, согласно принципу двойной диссоциации Тэйбера, при любом органическом корковом очаге поражения одни функции нарушаются, а другие остаются сохранными.

Е. Д. Хомская выделяет следующие типы факторов, имеющиеся у взрослого человека /41/.

1. Модально-специфические факторы, связанные с работой различных анализаторных систем (зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной). Материальной основой этих факторов являются вторичные зоны коры больших полушарий, составляющих корковые отделы анализаторов.

2. Модально-неспецифические факторы – связаны с работой неспецифических срединных структур мозга (инертности – подвижности нервных процессов, активации – дезактивации, спонтанности – аспонтанности).

3. Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры. Они отражают процессы взаимодействия различных анализаторных систем, а также работу третичных зон – префронтальных и височно-теменно-затылочных зон.

4. Полушарные факторы, связанные с работой левого и правого полушарий мозга. Они характеризуют работу всего полушария в целом и определяют полушарные стратегии работы: преобладание абстрактных или конкретных способов переработки информации, сукцессивной (последовательной) или симультанной (одномоментной) организации высших психических функций, произвольной или непроизвольной регуляции психической деятельности.

Читайте также:  Что такое острый бронхит с обструктивным синдромом у взрослых

5. Факторы межполушарного взаимодействия. Обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушария мозга, связаны со структурами мозолистого тела.

6. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов, обеспечивающих целостную работу всего мозга (кровообращения, лимфообращения, гуморальными, биохимическими процессами) /41/.

Нарушение ВПФ может иметь различные проявления: в форме грубого расстройства функции, в виде ее патологического ослабления или снижения уровня выполнения функции. Основная классификация нейропсихологических синдромов построена по топическому принципу, т. е. на выделении области поражения мозга. В связи с этим их в первую очередь делят на синдромы поражения корковых отделов и синдромы поражения подкорки.

Корковые нейропсихологические синдромы возникают при поражении вторичных и третичных полей коры больших полушарий. В свою очередь их можно разделить на две категории: синдромы, возникающие при поражении задних отделов мозга, и синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий.

Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий имеют общие черты. Их основу составляют гностические, мнестические и интеллектуальные расстройства, связанные с нарушением различных модально-специфических факторов. К ним относят:

– синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры больших полушарий. Проявляются в нарушении зрительного гнозиса, зрительной памяти, зрительного пространства, а также в нарушении оптико-пространственного анализа и синтеза;

– синдромы поражения зоны ТРО (третичных височно-теменно-затылочных отделов коры). Данные нарушения приводят к трудностям ориентации во внешнем зрительном пространстве, конструктивной апраксии, расстройству наглядных мыслительных процессов;

– синдромы поражения коры теменной области мозга. В основе этих синдромов лежит нарушение модально-специфических кожно-кинестетических факторов (тактильные агнозии, соматоагнозии);

– синдромы поражения конвекситальной (наружной) коры височной области мозга. Их повреждение приводит к нарушению фонематического слуха, слуховой агнозии, амузии;

– синдромы поражения коры медиобазальных (внутренних) отделов височной области коры больших полушарий. Проявляются в виде модально-неспецифических нарушений памяти, сознания и эмоциональной сферы.

Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий также не являются однородными и могут проявляться в виде двух синдромов:

– синдром поражения премоторных отделов коры, связанный с нарушением плавности, автоматизированности, последовательности движений;

– синдром поражения коры префронтальной области мозга. Центральными симптомами здесь являются общие нарушения поведения и изменение личности больного.

Что касается синдромов поражения подкорки, то они изучены недостаточно. Но в литературе есть материал о трех типах нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубоких структур мозга /41/:

– синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга, проявляющиеся в виде нарушений памяти, внимания и эмоциональных процессов;

– синдромы поражения срединных комиссур мозга. Проявляются в виде нарушения координации движений, затруднения в назывании предметов, попавших в левое поле зрения, а также в форме дископии – дисграфии;

– синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур (базальные ганглии). В него входит широкий спектр нарушений, которые характерны для поражения как передних, так и задних отделов мозга.

Синдромный подход к анализу нарушений психических функций при локальных поражениях мозга является основным в современной нейропсихологии. И исследования в этом направлении приносят все более интересные данные об особенностях взаимосвязи мозга и психики.

Контрольные вопросы

1. Объясните, как вы понимаете основные положения синдромного анализа высших психических функций.

2. Что такое нейропсихологический фактор?

3. Какова причина нарушения работы всей функциональной системы?

4. Как связаны анализ первичных дефектов и топический диагноз?

5. Какие нейропсихологические факторы можно выделить у взрослого человека?

6. Как связаны между собой нейропсихологический фактор и нейропсихологический синдром?

7. Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры.

8. Основные проявления нейропсихологических синдромов поражения задних отделов коры.

Психология bookap

9. Механизмы нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубинных структур мозга.

10. Каковы задачи синдромного анализа?

Источник