Типы синдромов в клинической психологии

Cиндромом
понимают патогенетически обусловленную
общность симптомов, признаков психических
расстройств, внутренне взаимообусловленных,
взаимосвязанных. Совокупность симптомов
есть симптомокомплекс (синдром).
1.
Синдром
психотической дезорганизации.
2.
Шизофренический
синдром.
3.
Аффективно-эндогенный
синдром.
4.
Олигофренический
синдром.
5.
Экзогенно-органический
синдром.
6.
Эндогенно-органический
синдром.
7.
Личностно-аномальный
синдром.
8.
Психогенно-психотический
синдром.
9.
Психогенно-невротический
синдром.
1.
Симптом психотической дезорганизации
– под психозом (или психотической
дезорганизацией) понимается ярко
выраженное качественное нарушение
психической деятельности в виде синдромов
помраченного сознания, онейроидно-кататонических,
аффективно-бредовых, бредовых синдромов
и их сочетания. Структура синдрома
складывается из совокупности
взаимосвязанных признаков в когнитивной,
эмоциональной и мотивационно-потребностной
сферах в психической организации
пациента. Восприятие больного
характеризуется сужением или, напротив,
расширением объема; может наблюдаться
феномен «восприятия без объекта».
Внимание отличается неустойчивостью
концентрации либо «прикованностью»
внимания (к иллюзорно-галлюцинаторным
переживаниям). Отмечается неадекватное
качество (модальность) эмоциональных
реакций, отсутствие их обусловленности
внешними стимулами. Обязательными
условиями синдрома психотической
дезорганизации являются, во-первых,
наличие одного или нескольких
патологических факторов психотического
характера, во-вторых, их выраженное
дезорганизующее влияние на когнитивную
деятельность в целом. В соответствии с
этим патопсихологическое обследование
должно быть направлено на выявление
дезорганизующего фактора и описание
структуры дезорганизации. Синдром
сопровождает острые психопатологические
состояния и чаще является преходящим
феноменом.
2. ^
Шизофренический синдром. «Ядром»
шизофренического патопсихологического
синдрома являются нарушения селективности
информации, а основными системообразующими
факторами — нарушение селективности
психических процессов (восприятия,
памяти, процессов мышления), снижение
уровня мотивационной активности,
искажение и обеднение эмоционального
реагирования, снижение целенаправленности
психической активности. Шизофренический,
симптомокомплекс складывается из таких
личностно-мотивационных расстройств,
как изменение структуры иерархии
мотивов, нарушение целенаправленности
мышления (резонерство, разноплановость
и др.), эмоционально-волевых расстройств
(уплощение и диссоциация эмоций, парабулии
и др.), изменения самооценки и самосознания
(аутизм, отчужденность и др.).
3. ^
Аффективно-эндогенный синдром-классически
представлен при эндогенной аффективной
патологии, в первую очередь при эндогенных
психозах, психогенных и соматогенных
психических заболеваниях.
В
психиатрии понятием «маниакально-депрессивный
психоз» обозначают группу психических
расстройств с фазовым течением, ведущим
симптомом которых является повышенное
или пониженное настроение. К МДП относят
биполярный тип и монополярный тип. Для
эндогенного депрессивного синдрома
характерно снижение фона настроения
(депрессия, субдепрессия), динамические
нарушения (в первую очередь, снижение
скорости протекания и интенсивности)
психических процессов. Симптоматика
эндогенного маниакального синдрома
определяется повышенным настроением,
ускорением ассоциативных процессов и
темпа мышления, психомоторным возбуждением,
а также «положительными» изменениями
в области вегетативных функций и общего
физического тонуса.
4. ^
Олигофренический синдром складывается
из нарушения операциональной стороны
мышления по типу снижения уровня
доступных обобщений; нарушения динамики
мышления по типу замедления протекания
мыслительных операций (тугоподвижность
мышления), инертности; ослабления
мотивационного компонента мышления;
нарушения критичности мышления,
повышенной внушаемости, незрелости и
малой дифференцированности эмоциональных
реакций. Важным диагностическим аспектом
является низкая обучаемость испытуемых.
С этой целью в течение всего исследования
проводится обучающий эксперимент, где
испытуемому предлагаются разные виды
обучающей помощи — стимулирующая,
уточняющая, организующая — и полный
обучающий урок.
5. ^
Экзогенно-органический синдром
складывается из симптомов снижения
интеллекта, распада системы прежних
знаний и опыта, нарушений памяти,
внимания, операционной структуры
мышления, неустойчивости эмоций, снижения
критических способностей. Характерен
для экзогенно-органических заболеваний
— от острой, подострой стадии менингитов
и энцефалитов (первичных и вторичных),
черепно-мозговых травм до опухолей
головного мозга и геронтологических
дегенеративно-атрофических психических
заболеваний (болезнь Альцгеймера и
др.).
Характерные
нарушения когнитивных функций включают
в себя расстройства внимания и запоминания,
абстрагирования, динамики мышления,
качества аналитико-синтетических
операций. В качестве основных вариантов
синдрома выделяют ригидный, лабильный,
мнестический.
6^ .
Эндогенно-органическому синдрому в
клинике соответствуют истинная эпилепсия,
первичные атрофические процессы
головного мозга.
Характерными
признаками эпилептического
патопсихологического симптомокомплекса
являются низкая переключаемость,
инертность психических процессов,
склонность к детализации в восприятии
и мышлении, специфические изменения
эмоций и мотивации. Более легкий вариант
нарушений соответствует на уровне
клиники так называемым «эпилептическим
изменениям личности». В патопсихологическом
исследовании наблюдаются сохранность
общей продуктивности, достаточный темп
психических процессов, минимальные
нарушения операционального компонента
мышления. Проявляются склонность к
детализации, инертность психических
процессов. Сохраняется высокий уровень
мотивационной активности. Иная
патопсихологическая картина наблюдается
в случаях преобладания в клинике
специфического интеллектуального
дефекта. Выражены непродуктивность и
падение темпа психических процессов,
нарушения памяти, внимания и всех
компонентов мышления. В эмоциональной
и мотивационной сферах вместо угодливости
и демонстрации гиперсоциальных установок
наблюдаются брутальность и эксплозивность.
7. ^
Психопатический (личностно-аномальный)
симптомокомплекс складывается из
эмоционально-волевых расстройств,
изменения структуры иерархии мотивов,
неадекватности уровня притязаний и
самооценки, нарушений прогнозирования
и опоры на прошлый опыт.
Структура
синдрома определяется типом личностного
расстройства, что при исследовании
познавательной деятельности проявляется
опосредованно или может не проявляться.
Более заметно познавательная деятельность
нарушается у пациентов, страдающих
расстройством личности возбудимого
типа, с невысоким интеллектуальным
уровнем, находящихся в состоянии
выраженной декомпенсации.
Возбудимый
вариант личностно-аномального
патопсихологического симптомокомплекса
имеет своеобразную структуру, отличающуюся
относительной сохранностью когнитивной
сферы: восприятие, внимание и память
обычно не страдают или их нарушения не
связаны со структурой синдрома
Торпидный
вариант личностно-аномального
патопсихологического симптомокомплекса
также имеет структуру, характеризующуюся
относительной сохранностью
интеллектуально-мнестической деятельности.
Восприятие,
внимание и память обычно не страдают,
их сохранность коррелирует с уровнем
интеллектуального развития
8.
Психогенно-психотическому синдрому в
клинике соответствуют реактивные
психозы. Одним из характерных качеств
этой группы психических расстройств
является их временный и обратимый
характер. Вместе с неврозами они
составляют группу реактивных состояний.
Основным клиническим признаком реактивных
психозов является продуктивная
психотическая симптоматика, которая
отсутствует при неврозах. Наряду с этим
для них характерны острота, большая
глубина и лабильность нарушений
психических функций, что сопровождается
утратой способности критически оценивать
свое состояние, ситуацию и адаптироваться
к ней. К реактивным психозам относятся:
аффективно-психогенные шоковые реакции,
истерические психозы (истерическое,
сумеречное помрачение сознания,
псевдодеменция, пуэрилизм, истерический
синдром бредоподобных фантазий, синдром
регресса психики, истерический ступор),
реактивная психогенная депрессия,
реактивные психогенные параноиды.
9. ^
Психогенно-невротический синдром. В
клинике психогенно-невротическому
синдрому соответствуют неврозы и
невротические реакции.
Неврозы
— это болезненно переживаемые и
сопровождаемые расстройствами в
соматической сфере срывы личности в ее
общественных отношениях, вызванные
психическими факторами и необусловленные
органическими изменениями, с тенденцией
к активной переработке и компенсации
Основные
особенности неврозов: психогенный
фактор как причина; вегетосоматические
проявления; личностный характер;
тенденция к переработке возникших
нарушений в соответствии с социальной
значимостью психической травмы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Синдромный анализ.
Программные
положения.
Понятие
патопсихологического синдрома и
симптома.Различие
между патопсихологическими и
психопатологическими синдромами.
Проблема нозологической специфичности
патопсихологических синдромов.
Составляющие патопсихологического
синдрома. Синдромный анализ: тщательная
качественная квалификация нарушений
психических функций; анализ и сопоставление
первичных нарушений, и вторичных
расстройств; необходимость изучения
состава не только нарушенных, но и
сохранных высших психических функций.
Классификация патопсихологических
синдромов И.А.Кудрявцева. Классификация
патопсихологических синдромов
В.М.Блейхера.
Конспект лекции.
Для синдромального
подхода в психиатрии, как и в медицине,
важно определение существенных
особенностей нарушения психической
деятельности, что обеспечивает полноту
анализа и обоснованность выводов
исследователя.
Представление о
патопсихологическом синдроме позволяет
прогнозировать появление наиболее
типичных для данного заболевания
расстройств. Соответственно прогнозу
реализовать определенную стратегию и
тактику эксперимента.
Симптом
– это единичное нарушение, которое
проявляется в различных сферах: в
поведении, эмоциональном реагировании,
познавательной деятельности больного.
В
патопсихологии,
как и в психиатрии, под синдромомпонимают
патогенетически
обусловленную, относительно устойчивую,
внутренне связанную совокупность
отдельных симптомов (признаков психических
расстройств)
В этом заключается
большая диагностическая значимость
синдромов по сравнению с симптомами. В
диагностическом мышлении врача правильная
квалификация синдрома является подступом
к определению нозологической принадлежности
заболевания.
Известно, однако,
что выделяемые психиатрами клинические
синдромы далеко не одинаковы по своей
нозологической специфичности, последняя
зависит от круга болезней, при которых
предпочтительно наблюдается тот или
иной синдром, и от степени сложности
синдрома, отражающей присущие ему
патогенетические механизмы.
Психопатологические
(клинические) синдромы по своим
особенностям существенно отличаются
от патопсихологических.
Можно думать, что
различие это обусловлено не столько
формой синдрома, его составом, сколько
различными уровнями функционирования
центральной нервной системы, на которых
эти синдромы выделяются.
При
психических заболеваниях
нарушения морфологического субстрата
головного мозга и присущие им изменения
протекания биохимических процессов
приводят к нарушению физиологических
процессов. Выпадают важные звенья
функционирования психики, опосредованно
нарушается течение психических процессов,
прижизненно сформированных на основе
физиологических. А это, в свою очередь,
приводит к патологии отражения центральной
нервной системой больного человека
сигналов из окружающей среды.
Психопатологический симптом, таким
образом, является завершающим этапом
сложной патогенетической цепи.
Вместе с тем,
Психопатолог
(клиницист, психиатр)
констатирует наличие в клинической
картине тех или иных симптомов или
синдромов психической патологии и
специфику их течения.Патопсихолог
свое исследование направляет на
раскрытие и анализ определенных
компонентов мозговой деятельности, ее
звеньев и факторов, выпадение которых
является причиной формирования
наблюдаемой в клинике симптоматики.
Патопсихологические исследования
должны дать ответ на вопрос, как
нарушено протекание (структура) самих
психических процессов.
Это различие между
психопатологическими и патопсихологическими
синдромами вытекает из той разницы
между психопатологией и патопсихологией,
о которой шла речь выше, и в значительной
мере отражает специфику присущих этим
двум областям знаний методов:
клинико-описательного
метода, которым пользуется психопатология,
иэкспериментально-психологического
метода, взятого на вооружение
патопсихологией.
Любой
патопсихологический эксперимент должен
быть направлен на выяснение
структуры патопсихологического синдрома.
Патопсихологический
синдром не является непосредственно
данным. Для его выделения необходимо
структурировать
и интерпретировать
получаемый в ходе исследования материал.
При
этом важно помнить, что характер нарушений
не
является специфичным
для того или иного заболевания или формы
его течения. Он является лишь
типичным
для них.
Все
нарушения должны оцениваться в
комплексе с
данными целостного психологического
исследования.
Патопсихологический
синдром может меняться с течением
заболевания в зависимости таких
характеристик заболевания как: форма,
длительности, время возникновения,
качества ремиссии, степень дефекта.
Если заболевание
началось раньше, то оно затронет те
сферы, при которых возникло заболевание.
Например:
если эпилепсия
началась в детском возрасте, то болезнь
затронет всю психическую сферу,
накладывает отпечаток на личность.
Составляющие
патопсихологического синдрома.
особенности
аффективного реагирования, мотивации,
системы отношений больного – это
мотивационный компонент деятельностиособенности отношения
к факту обследования и реакция на
экспериментатора (заигрывает, пытается
произвести впечатление)особенности отношения
к отдельным заданиям (проверка памяти),
изменения поведения в процессе
эксперимента.Анализ выполнения
задания, отношение к результатуАнализ отношения
к оценкам экспериментатора.Характеристика
действий больного при решении
познавательной задачи: оценка
целенаправленности, подконтрольности
действий, критичности.Тип операциональной
оснащенности: особенности процесса
обобщения, изменение избирательности
познавательной активности (операции
синтеза, сравнения).Характеристика
динамического процессуального аспекта
деятельности: то есть, как деятельность
меняется во времени (при заболевании
сосудов головного мозга, для больного
свойственна неравномерность
работоспособности).
Для
дифференциальной диагностики:
психолог должен уделять наибольшее
внимание тем симптомам, которые с
наибольшей надежностью позволяют
дифференцировать патопсихологические
синдромы различных заболеваний.
СИНДРОМНЫЙ
АНАЛИЗ
– анализ патопсихологических синдромов
с целью обнаружения общего фактора,
объясняющего происхождение различных
патопсихологических симптомов.
Синдромный анализ
предполагает:
тщательную
качественную квалификацию нарушений
психических функций, а не просто
констатацию того, что та или иная функция
нарушена;
анализ и сопоставление
первичных нарушений, непосредственно
связанных с нарушенным фактором, и
вторичных расстройств, которые возникают
по законам системной организации ВПФ;
необходимость
изучения состава не только нарушенных,
но и сохранных высших психических
функций.
Первую попытку
выделения таких обобщенных
патопсихологических синдромов предпринял
И. А. Кудрявцев (1982).
В результате
исследований, проводившихся в
судебно-психиатрической практике с
помощью комплекса патопсихологических
методик, направленных на изучение
различных сторон познавательной
деятельности и вместе с тем позволяющих
получить ценные данные о личности
испытуемых, автор выделил следующие
патопсихологические синдромы:
шизофренический
или диссоциативный,органический,
олигофренический,
психопатический и
симптомокомплекс
психогенной дезорганизации, характерный
для реактивных психозов.
Каждый из этих
синдромов включает ряд симптомов.
Например, для
|
Однако, как указывает
И. А. Кудрявцев, не все эти компоненты,
симптомы определяются в том, или ином
симптомокомплексе в обязательном
порядке и с обязательной степенью
выраженности, важно найти «ядро»
патопсихологического синдрома.
Для
шизофренического синдрома
— это нарушения селективности информации,для
органического
— снижение интеллектуальных процессов
и умственной работоспособности,для
психопатического
— аффективная обусловленность поведения
с парциальной некритичностью и завышенным
уровнем притязаний,при
психогенном
— реактивная дезорганизация умственной
деятельность.
Выделенные И. А.
Кудрявцевым патопсихологические
синдромы различаются в диагностическом
и прогностическом отношениях.
Так, наиболее
диагностически и нозологически
информативными оказываются шизофренический
и органический симптомокомплексы,
наименее – психопатический.
И, наоборот, наиболее
выраженная тенденция к транзиторности
и обратимости присуща симптомокомплексу
психогенной дезорганизации умственной
деятельности, наименьшая – шизофреническому.
Более поздней
является классификация В.М.Блейхера.
Патопсихолог может оперировать в своих
диагностических заключениях следующим
набором регистр-синдромов:
I — шизофренический; | в клинике ему |
II — | в клинике ему |
Ш — | в клинике — |
IV — | в клинике ему |
V — | в клинике — истинная |
VI — | в клинике — |
VII — | в клинике — |
VIII — | в клинике — неврозы |
Нозологическая
специфичность патопсихологических
регистр-синдромов существенно возрастает
в связи с конкретной задачей, поставленной
перед патопсихологом. Так, разграничение
экзогенно и эндогенно-органических
регистр-синдромов очень важно в
дифференциальной диагностике истинной
и травматической эпилепсии. Разграничение
органического и олигофренического
регистр-синдромов помогает уточнить
природу и диагностику состояний,
протекающих с интеллектуально-мнестической
недостаточностью.
Введение
патопсихологических регистр-синдромов
в практику патопсихологических
исследований в сущности обозначает
рубеж диагностически-информативных
рекомендаций, заключающихся в данных
проведенного патопсихологом исследования.
В таком аспекте
понятие патопсихологического
регистр-синдрома значительно глубже,
чем сформулированное В. В. Николаевой,
Е. Т. Соколовой и А. С. Спиваковской
(1979), понимающими под патопсихологическим
синдромом совокупность поведенческих,
мотивационных и познавательных
особенностей психической деятельности
больных, выраженных в психологических
понятиях.
В Российской
Федерации знание методов выявления и
анализа типичных патопсихологических
синдромов у больных различными формами
психических заболеваний предусматривается
с 1993 года Государственными образовательными
стандартами высшего профессионального
образования по специальностям 020400 —
«Психология», 022700 — «Клиническая
психология» и 031000 — «Педагогика и
психология».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник