Тренинги по преодолению синдрома профессионального выгорания

Тренинг-занятие
по преодолению и профилактики синдрома профессионального выгорания
Составитель: Полякова О.Н
(педагог-психолог)
Тренинг-занятие
по преодолению и профилактики синдрома профессионального выгорания
Задачи тренинга:
провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;
развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;
способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».
Формы работы:
групповая
Целевые группы:
Коллектив социальных работников по уходу.
Ожидаемый результат:
В процессе реализации Программы профилактики синдрома профессионального выгорания предусматривается:
повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками;
снижение уровня тревожности у социальных работников, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
повышение качества обслуживания получателей специальных социальных услуг;
План:
Вводная часть.
Упражнение «Маски».
Основная часть:
Упражнение «Ассоциации».
Мини-лекция «Представление об эмоциональном выгорании».
Самодиагностика. Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» (по А. И. Тащевой).
«Стратегии снятия стресса. Приемы и способы профилактики СЭВ».
Упражнение «Поддержка».
Заключительная часть.
Релаксация.
Рефлексия.
Рекомендации социальным работникам по уходу в профилактике эмоционального выгорания.
Обратная связь.
Конспект занятия:
Введение:
Профессия социальный работник – дело достойное и необходимое. Но работа эта подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и горечью и сомнениями в собственной компетентности, не только радостью от услышанных слов благодарности получателей ССУ, но и отчаяньем от невозможности решить возникшую проблему. Непосильная физическая нагрузка (тяжести, большие расстояния между домами, погодные условия, большой объем физической работы), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей, моральные и психологические издержки – все это осложняет жизнь социального работника. Именно поэтому работникам социальной сферы зачастую необходима помощь специалиста, который подскажет, как справиться с негативными эмоциями, как восстановить силы после стресса, научит техникам уверенного поведения и способам саморегуляции.
Сегодня, на нашей встрече мы попытаемся понять, что же такое “синдром профессионального выгорания” и как мы можем себе помочь, если таковой обнаружится у нас с вами.
Но для начала давайте настроимся на работу и попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой подготовки.
Упражнение «Без масок».
Цель: познакомиться с атмосферой группы.
Инструкция: Закончите фразы, записанные на карточках. Долго не задумывайтесь. Говорите первое, что приходит в голову.
Фразы:
«Я горжусь тем, что…»;
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»
«В последнее время в работе меня огорчало…»
«Мне бывает скучно, когда я…»
«Мне очень трудно забыть, но я…»
«Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…»
«Верно, что я еще …»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»
«Мои друзья редко…»
«Думаю, что самое важное для меня…»
Спасибо, за откровенность. (Делается вывод об атмосфере в группе).
Мини-лекция «Представление об эмоциональном выгорании».
Упражнение «Ассоциации».
Цель: Узнаем, какие ассоциации связаны у вас с «эмоциональным выгоранием».
Инструкция: Закройте на минуту глаза и подумайте, какие образы, явления, предметы вы видите, когда слышите слова «эмоциональное выгорание». Поделитесь, кто что представил. (Выслушиваем ответы и обобщаем их, предлагая свои варианты ассоциаций).
Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ, когда человек считает «Работа и больше ничего!». Она начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ, когда человек думает «Мне все – равно!». Возникают недоразумения с получателями ССУ. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии получателей. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ, когда человек постоянно задается вопросом: «Зачем я здесь?» Притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» (по А. И. Тащевой).
Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:
1.Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
4.Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение. Что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?
5. Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?
6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать. Когда вы эмоционально расстроены?
9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?
Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.
«Стратегии снятия стресса. Приемы и способы профилактики СЭВ».
СТРАТЕГИИ СНЯТИЯ СТРЕССА.
Прежде всего, проанализируйте, что вызывает у вас стресс и как он проявляется. Постарайтесь свести к минимуму стрессовые ситуации, например, сменив работу, сократив расходы, отремонтировав квартиру и т.п. Наконец, освойте стратегии конструктивного (позитивного) снятия неизбежно возникающих стрессов.
Баланс желаний и возможностей.
Скорее всего, вам надо:
– не стремиться всё улучшить,
– меньше мыслить категориями “должен”, “обязан”, “вынужден”,
– прощать себя и других,
– учиться говорить “нет”,
– отсеивать лишнюю информацию.
Самоконтроль.
Чтобы лучше преодолевать стрессовые ситуации, надо:
– не быть пассивным, отстаивать свою позицию, но без агрессивности,
– определять проблемы, ставить цели и искать пути их решения,
– прислушиваться к собственным потребностям и заботам,
– стараться выполнять принятые решения.
Организация своего времени.
Учитесь эффективно использовать время. Здесь важно следующее:
– выделять приоритетные задачи,
– назначать реалистические сроки,
– делать самое важное или трудное, когда больше всего сил,
– предвидеть стрессовые ситуации и заранее готовиться к ним,
– всегда оставлять время для себя,
– не брать на себя слишком много,
– поручать часть дел другим,
– делать всё по очереди.
Психологическая диета
Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.
Фиксирование положительных импульсов. Составляйте график положительных импульсов в вашей повседневной жизни не менее трех месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события.
Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов
Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.
Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.
Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи дней минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.
Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимо научиться контролировать течение разговора:
в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы
постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени
старайтесь как можно быстрее закончить разговор с человеком, который имеет дурную привычку говорить только о плохом
разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или просто сменить тему
Взаимоотношения с людьми.
Общение может снимать стресс, и приводить к нему. Старайтесь:
– беречь интимные отношения,
– развивать общительность,
– замечать чувства окружающих и не смешивать их с собственными,
– поддерживать контакты с друзьями,
– подбадривать окружающих.
Помощь и поддержка.
Осознайте, что внутри и вне вас всегда найдутся дополнительные ресурсы:
– каждый день подбадривайте себя мыслями “Всё будет хорошо”,
– не стесняйтесь обращаться за помощью к близким, друзьям или специалистам.
Упражнение «Поддержка».
Цель: Следующее упражнение поможет раскрыть наши внутренние ресурсы, снять эмоциональное напряжения, повысить самооценку и уверенность в себе, будет способствовать сплочению нашего коллектива.
Инструкция: Предлагаю всем встать и стряхнуть все, что нас тревожит. (Выполняем дрожащие движения ног, рук, тела, головы). А теперь окажем поддержку друг другу. Первый участник называет свое положительное качество и протягивает руку соседу. Например, «Я добрый…» Следующий участник повторяет слова соседа и добавляет свое положительное качество, протягивая руку следующему «Я тоже добрый, но еще я и…». И так, пока все участники не будут связаны одной цепью. ( В конце все поднимают руки вверх со словами: «Все будет хорошо!»)
Вывод: Каждый нуждается в одобрение. И нам, связанным одним делом, очень важно уметь оказывать поддержку друг другу!
Релаксация
Расслабиться можно разными путями:
– выполняя дыхательные упражнения,
– ведя дневник,
– смотря комедию,
– играя с домашними животными,
– танцуя,
– молясь или медитируя,
– нежась в тёплой ванне,
– посещая салон красоты,
– уезжая в отпуск,
– беседуя с друзьями.
Видео. Релаксация.
Рефлексия: Что запомнилось больше всего? Что нового вы узнали на занятии?
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о сегодняшней встрече. Опишите свои чувства.
Какие стратегии и способы профилактики СЭВ возьмете на вооружение, и будете применять?
Какие выводы из сегодняшней встречи можно сделать
Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья, нам, педагогам необходимо следовать нескольким простым рекомендациям:
Баланс: работа – досуг;
Организация своей работы;
Дни эмоциональных разгрузок;
Регулярные физические упражнения;
Полноценный сон;
Делегирование ответственности;
Активная позиция;
Наличие хобби.
Литература:
Скорина А.Ю. Семинар-тренинг для педагогов “Синдром профессионального выгорания”. Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/592094/.
Мотина Н.К. Тренинг для педагогов “Стресс и способы регуляции эмоционального состояния”. Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/528230/.
Примерова Н.В. «Стресс и здоровье». Режим доступа:https://festival.1september.ru/articles/529662/.
Источник
Антонина Курская
Тренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам»
ренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам»
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
• Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
• Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
• Повышать самооценку педагогов;
• Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.
• Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Структура занятия
I. Вступительная часть
Цель: положительный настрой участников на тренинг, знакомство с темой тренинга, озвучивание его целей.
Настрой участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценного отношения к теме, поговорить об особенностях личности.
Давайте с вами для начала познакомимся упражнение называется “Снежный ком”.
Цель: Познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение.
Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.
Инструкция: Устройтесь поудобнее, по очереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.
Чтобы педагог сохранил свое стойкое эмоциональное состояние, необходимо вовремя заметить эту самую проблему на самом первом этапе. Сейчас очень много людей нуждаются в психологической поддержке, потому что «психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это работа «сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных духовных сил» (Сухомлинский В. А.).
Иногда бывают такие ситуации, которые мы сами люди справится, не можем. И поэтому я сегодня очень рада вас видеть на тренинге, который посвящен проблеме профессионального выгорания педагогов.
II. Теоретическая часть
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны 60% педагогов. Потому что с каждым годом увеличивается нагрузка не только на психическую сферу, но и на интеллектуальную сферу. С каждым годом, у нас появляются нововведения. Мы не успели отойти от Федеральных государственных требований, как на нас свалились уже Федеральные государственные образовательные стандарты, которые требуют вообще иного уровня подготовки от педагога и это очень сложно на самом деле, именно от педагога с большим опытом работы переключится с одного варианта деятельности на другую, то есть если даже произошли не значительные перемены в формулировке, каких либо понятий, но вот сама структура даже той же учебной деятельности она вообще полностью изменилась и к личности педагога сейчас абсолютно другие требования, и очень сложно себя перестроить. Деятельность педагога связанна с целым рядом напряженных ситуаций. В течении дня дети не редко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений воспитателя. Иногда возникают разногласия с администрацией. Не всегда можно найти общий язык с родителями. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильнейший стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственной решение. хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс. Необходимо все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния. Все это пагубно влияет на здоровье. Такие заболевания как гипертония, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно, в последние годы все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания педагога.
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверх -стресса, то есть стресса, превышающего «повседневний» психический потенциал человека. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувства вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он должен держать себя в руках. Равнодушие педагога, так же как и его агрессивные реакции, становятся одной из причин стресса детей.
Причины эмоционального выгорания:
• Высокая включенность в деятельность и как следствие – эмоциональная перегрузка (32%)
• Жесткие временные рамки деятельности (занятия, учебный год) – 22%
• Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (26%)
• Напряжённость, связанная с условиями и результатами морального и материального стимулирования (25%)
• Постоянно возрастающая степень ответственности перед родителями, обществом в целом за результат труда (16%)
• Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (11%)
Синдром эмоционального сгорания или психофизического истощения достаточно широко описан в современной литературе.
Е.Малер выделяет 12 основных и факультативных признаков:
1. Истощение и усталость
2. Психосоматические осложнения
3. Бессонница
4. Негативные установки по отношению к клиентам
5. Негативные установки по отношению к своей работе
6. Пренебрежение исполнением своих обязанностей
7. Увеличение объёма психостимуляторов (табак,кофе, алкоголь, лекарства)
8. Уменьшение аппетита или переедание
9. Негативная самооценка
10. Усиление агрессивности (раздражительности, гневности, напряженности)
11. Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия)
12. Чувство вины
Для того чтобы наше общение с вами было позитивным предлагаю придерживаться очень простых правил, быть активными, придерживаться временных рамок, не критиковать соседа это очень главный показатель, потому что человек который пришел к вам с проблемой, да если его еще и критиковать, то он может окончательно замкнутся и проблема она не выйдет наружу, не найдет своего решения.
III. Практическая часть
Что же делать?
Все идеи хороши, то есть любую мысль какую вам педагог высказал, на тренинге она является в чем-то положительной, и мы должны ее подкреплять. И правила обратной связи «Ты мне, я тебе» поддерживать диалог. И так начнем наш тренинг с разминки. Моя разминка называется «Улыбнись». Давайте с вами настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку, кто сегодня с утра смотрелся в зеркало, а теперь поднимите руки, кто в это зеркало не просто смотрится, но и улыбается своему отражению. (Очень мало на самом деле поднимают руки, я спрашивала, почему вы не улыбаетесь, ответ очень прост, я посмотрела, что все в порядке и пошла на работу, чего мне улыбаться. Улыбнусь тому, кого я встречу по дороге). Так ну что раз мы не все это сделали, я предлагаю вам сейчас посмотреть друг на друга, улыбнутся соседу и подарить ему свой позитивный настрой.
С тем, что никакие новаторские технологии не заменят живого слова педагога, что именно личность педагога – главный инструмент воспитания, согласятся все. Чтобы личность педагога стала «инструментом» профессиональной деятельности, необходимо осмыслить свой личностный ресурс и научиться его транслировать.
Предлагаю выполнить упражнение, которое снимает эмоциональное напряжение.И называется оно:
1 упражнение – тест «Погода в ДОУ»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри.
Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Отнесете это бракованный пончик назад в булочную и потребуете в замен новый
2. Говорите себе: «Бывает» – и съедите пустой пончик.
3. Съедите что-то другое.
4. Намажете маслом или вареньем, чтобы было вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант, то вы человек, неподдающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди выбирают, первый вариант ответа не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума, суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время и в нужном месте. Иногда вы кажетесь не решительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете принимать решения и быстро (хотя не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношении с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Хорошо! А сейчас предлагаю вам 2 упражнение «Грецкий орех»
Цель: осознание каждым участником тренинга своей индивидуальности, развитие тактильной чувствительности.
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Педагог-психолог высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга.
Задача каждого участника – найти свой орех. Как правило, свой орех узнаётся с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто и как запоминал свой орешек, какой стратегией пользовался, чтобы потом найти свой орех.
Педагоги запоминали его особенности или просто ждали, пока коллеги разберут свои орехи, а в конце станется нужный.
На первый взгляд, кажется, что все орехи похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что все они разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди все очень разные, запоминающиеся у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только почувствовать и понять. Орешки дарятся на память участникам.
3 упражнение «Призвание – педагог»
Цель: формировать умение работать в команде.
Уважаемые коллеги, попрошу вас, разделиться на 2 команды и изготовить «Герб профессии», отражающий как можно полнее свойства профессии педагога.
После выполнения задания проводится обсуждение.
Участники (по подгруппам) представляют свой герб, расшифровывают его образы.
Материалы: листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, карандаши, фломастеры.
4 упражнение «Восточные стихи»
Занимайте свои места. Предлагаю Вам побыть поэтами.
Упражнение проводится с целью создания веселой атмосферы. Участникам объясняется, что такое восточные стихи, и предлагается побыть поэтами. Можно сочинять индивидуально, а можно подгруппой.
Правила «восточного стихосложения»:
Существительное (главное слово)
Например: Ужин!
Прилагательное,прилагательное: Праздничный, запоздалый
Глагол, глагол,глагол: Дождались, восхитились, насладились
Слово или фраза,выражающая отношение: Блаженное состояние сытости!
Я предлагаю вам сочинить стихотворение с определяющим словом «Педагог». Ваши варианты?
Звучит сигнал рынды.
5 упражнение «Уровень счастья»
Цель: развитие умения вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе.
Почему он так называется? Наверное, все ходят быть счастливыми. Я попрошу вас составить список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все,что стоит благодарности: солнечный день, воё здоровье, здоровье членов вашей семьи, жильё, пища, красота, любовь, мир.
После того, как педагоги выполнили задание,психолог выясняет:
• Кто из педагогов нашел 10 вещей, за которые можно быть благодарным судьбе;
• Кто нашел5;
• Кто не нашел ни одной!
Хотелось бы напомнить вам историю о двух людях, которым показали стакан воды.Один сказал: «Он на половину полон, и я благодарен судьбе за это».Другой сказал: «Он на половину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими двумя людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют.
Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те, «обманутые»люди, чьи чашки всегда на половину пусты.
Звучит сигнал рынды!
6 Упражнение «Портрет педагога»
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.
Материалы: листы ватмана, маркеры, мелки, карандаши.
Инструкция: Делимся на две группы.
Первая группа: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально выгоревшего педагога».
Вторая группа: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально благополучного педагога».
Далее тренер предлагает каждой подгруппе рассказать о том образе, который у них получился.
После того как участники нарисуют образы данного педагога, тренер предлагает разработать рекомендации по предотвращению или преодолению симптомов эмоционального выгорания.
Далее участники обсуждают результаты своей работы. Задача тренера сделать акцент на значимости внутренних резервов педагога в преодолении профессионального выгорания, на том, что многое зависит от нас самих.
Вы устали, давайте отдохнем.
Упражнение «Водопад»
Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода»психолог спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.» По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.
IV часть. Рефлексия
Упражнение-размышление.
– Уважаемые коллеги! Со своей стороны я хочу прочитать небольшой текст. А вот о его значении задумайтесь, пожалуйста, вы сами.
Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. И все люди, кто рождался под их светом зеленых лучей, становились очень добрыми.
И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая!Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала она. “А что ты даешь людям?”- спросили ее другие звезды. В ответ она задумалась….
– Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам “светиться” всегда и везде!
– Наше занятие подходит к концу. Давайте по кругу выскажем свое мнение о встрече, о своем состоянии. Помните, что вы высказываете свое мнение. И оно важно, даже если имеет отрицательный оттенок.
-Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Спасибо за активную и продуктивную работу.
И в заключении я хочу вам рассказать одну притчу ПРО СТАКАН
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание,а затем спросил: “Сколько, по-вашему, весит этот стакан?”
– “50 грамм!”, “100 грамм!”, “125 грамм!” – предполагали студенты.
– Я и сам не знаю, – продолжил профессор, – чтобы узнать это, нужно его взвесить.Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
– Ничего, – ответили студенты.
– Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? – снова спросил профессор.
– У вас заболит рука, – ответил один из студентов.
– Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
– Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, – сказал студент под всеобщий смех аудитории.
– Очень хорошо, – невозмутимо продолжал профессор, – однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
– Нет, – был ответ. – Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
– Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? – Спросил профессор.
– Опустить стакан, – последовал ответ из аудитории.
– Вот, – воскликнул профессор, – точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут – это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан! Всем спасибо! Всего вам хорошего!
Прощаясь с вами, каждому из вас я предлагаю написать пожелания себе и своим коллегам на листе в форме сердца.
Источник