У моей девушки синдром аспергера

Данный материал в равной степени полезен:
- родителям, растящим девочек-аспи,
- знакомым, друзьям и членам семей женщин-аспи,
- самим женщинам-аспи, особенно диагностированным во взрослом возрасте, или подозревающим у себя СА.
Текст представляет собой сводный перечень черт по групповым характеристикам личности: внешний вид, обучение, умственные способности, эмоциональность, психика, социальные взаимоотношения и т.д.. Подводится краткое резюме отличий женского и мужского вариантов синдрома Аспергера.
Внешний вид/Личные привычки
Одежда комфортная из-за сенсорных особенностей и практична.
Не тратит много времени на уход за собой и волосами. Прическа может сводиться к “помыла волосы и пошла”. Может быть вполне счастлива и без постоянного ухода за собой.
Эксцентрична, что, возможно, отражается на внешности.
Юные, несообразные возрасту, взгляды, стиль одежды, поведение, вкусы.
Обычно чуть более выразительная мимика и жестикуляция чем у мужчин синдромом Аспергера.
Возможно наличие андрогинных черт, несмотря на внешне женственную наружность. Восприятие себя как “она” и как “он” (равновесие женского и мужского начал).
Возможно отсутствие четкого самоопределения, сильная переменчивость (как хамелеон), особенно до диагноза.
Уход в чтение книг и просмотр фильмов, чаще научно-фантастического, сказочного, детского характера; самые предпочтительные становятся убежищем.
Использует контроль как метод управления стрессом: правила, дисциплина, ригидность в некоторых привычках, которые противоречат её кажущейся чуждой условности натуре.
Обычно счастливы дома или в любой иной хорошо контролируемой среде.
Умственные способности/Одаренность/Обучение/Профессия
Могут быть диагностированы как аутисты или аспи, но также воспринимаются исключительно одаренными, застенчивыми, чувствительными и проч. Также могут иметь очевидные или очень значительные трудности с обучением.
Нередко музыкальны, артистичны.
Возможно наличие савантических черт или иных уникальных талантов.
Возможно наличие сильного интереса к компьютерам, играм, науке, графическому дизайну, изобретательству, вещам технического и визуального характера. Склонны к внутренним размышлениям, могут тяготеть к писательству, изучению языков, культуры, психологии.
Возможно самостоятельное овладение навыком чтения или гиперлексия в детстве. Могут присутствовать и иные хорошо освоенные самостоятельно навыки.
Возможно достигаются успехи в учебе, но для понимания социальных аспектов в колледже требуются усилия (в той или иной степени).
Могут быть очень увлеченными в ходе учебы или работе, но затем быстро меняют направление или охладевают к процессу.
Нередко имеют проблемы с удержанием на работе и сложности с трудоустройством.
Высоко интеллектуальны, но, тем не менее, иногда медленно реагируют из-за особенностей сенсорных и когнитивных процессов.
Плохое понимание словесных инструкций – потребность в письменных указаниях и наглядных схемах.
Присутствуют навязчивости, но менее необычные по сравнению с имеющимися у мужчин-аспи (меньше похожи на самозабвенного наблюдателя поездов).
Эмоциональность/Психика
Эмоционально незрелы и эмоционально чувствительны.
Преобладающие эмоции – тревога и страх.
Более способны к разговору о чувствах и эмоциях чем мужчины с СА.
Значительные сенсорные проблемы со слухом, зрением, обонянием, тактильным восприятием и склонны к перегрузкам (но менее чувствительны к вкусу и консистенции еды чем мужчины с СА).
Капризны и склонны к приступам депрессии. Возможно диагностирование биполярного аффективного расстройства (сопутствует СА), при этом ошибочно не будет диагностирован синдром Аспергера.
Вероятно способы лечения симптомов различаются от случая к случаю. Возможна высокая чувствительность к препаратам и любому воздействию на организм вплоть до реакции отторжения.
9 из 10 имеют желудочно-кишечные расстройства, в том числе язву, гастрит, синдром раздраженного кишечника.
Во время огорчения или волнения успокаиваются стимами: раскачивание, трение лица, зудение, дергание пальцами, покачивание ногой, постукивание пальцами или ступнями.
Выражают радость в физической форме: машут руками, хлопают, поют, прыгают, кружатся, танцуют, шумят.
Склонность к вспыльчивости и плачу, даже на публике. Иногда, казалось бы мелочь , вызывает сенсорную или эмоциональную перегрузку.
Ненавидят несправедливость и когда их не понимают, это может привести к гневу и ярости.
Склонны к немоте во время стресса, беспокойства, после мелтдауна. Заикаются реже чем мужчины с СА, но могут иметь скрипучий голос, монотонную речь, особенно когда тревожатся или огорчены.
Социальность/Отношения
Слова и действия часто не понимаются окружающими.
Слывет хладнокровной, эгоцентричной особой, недружелюбной.
Временами чрезмерно откровенна, может самозабвенно рассказывать о своих увлечениях и интересах.
Может быть застенчивой и молчаливой.
Как и мужчина с синдромом Аспергера, может отключаться во время социального взаимодействия из-за перегрузки, но в целом более удачно действует в социуме при маленьких нагрузках. Может даже производить впечатление уверенного в себе человека, но это лишь видимость.
Мало куда ходит, как правило, с партнером или с детьми, если они есть.
Не имеет много подружек, не увлечена типично девичьими делами типа хождения по магазинам и совместных прогулок, сборищ.
Возможно в школе имеет близкого друга или друзей, но не когда достигает взрослого возраста.
Либо хочет, либо не хочет романтических отношений. Если она в отношениях, то, вероятно, воспринимает их серьёзно. Но может и осознанно выбрать целибат или одиночество.
Из-за сенсорных особенностей или по-настоящему наслаждается сексом, или испытывает сильное отвращение к нему.
Если ей нравится мужчина, то может быть напористой, заметной, чудаковатой в своем желании дать ему знать об интересе. Например она может таращиться на него при встрече или звонить ему много раз подряд. Это происходит из-за непонимания социальных гендерных ролей. С наступлением зрелости это может измениться.
Часто предпочитает компанию животных, но не всегда из-за сенсорных особенностей.
Резюме различий между женщинами и мужчинами с синдромом Аспергера
Обычно более выразительны в мимике и жестикуляции чем мужчины.
Лучше чем мужчины подражают, также умеют подражать большему количеству типажей по сравнению с мужчинами. Некоторые чрезвычайно плохо самоидентифицируют себя и очень переменчивы, особенно до диагноза.
Фиксации не столь необычны или абстрактны, как у мужчин с СА, и более практичны.
Более открыты к разговорам о чувствах и эмоциях, чем мужчины с СА.
Диагностированы реже чем мужчины, потому что критерии диагностики базируются на поведении и чертах мужчин. Ганс Аспергер обследовал только мальчиков. Чаще получают диагноз “Биполярное аффективное расстройство” (сопутствует СА).
Жестикуляция и поведение во время радости более выразительны чем у мужчин: машут руками, хлопают, поют, прыгают, кружатся, танцуют, шумят; это свойственно как девочкам, так и женщинам.
Взрослые женщины склонны к вспыльчивости и плачу, даже на публике. Иногда, казалось бы мелочь, вызывает сенсорную или эмоциональную перегрузку. Взрослые мужчины с СА не склонны к плачу.
Как правило, окружающие проявляют к женщине с СА меньшее терпение и большие ожидания, потому что она выглядит более адаптированной.
Ненавидят несправедливость и непонимание, это может привести к гневу и ярости.
Заикаются реже мужчин с СА во время тревоги или беспокойства; и те, и другие имеют скрипучий голос, монотонную речь, с трудом говорят или немоту.
Женщины в общем лучше социализируются. Могут создать видимость уверенности в себе. Как и мужчины с СА, могут отключаться в социальных ситуациях из-за перегрузки.
Чаще заводят животных для эмоциональной поддержки, но не только из-за сенсорных особенностей.
Представленный выше материал — перевод текста “List of Female Asperger Syndrome Traits” из книги Руди Симон “Аспидевочки: Расширяя права и возможности женщин с синдромом Аспергера”.
Источник
Симптомы и проявления аутизма часто понимают неправильно, и это особенно верно в случае женщин и девочек. Часто считается, что если кто-то находится в спектре аутизма, то это будет «Человек дождя» — необщительный, одаренный в отношении чисел, и обязательно мужчина. Однако в реальности это очень разнообразная группа. Многие женщины с аутизмом всю свою жизнь не могут понять, что же с ними не так, потому что все вокруг неверно интерпретируют их особенности.
Одна из причин того, почему аутизм с меньшей вероятностью выявляется у женщин, состоит в том, что они не всегда соответствуют стереотипам, и очень часто они много работают над тем, чтобы скрыть свои особенности. «У нее не может быть РАС – она смотрит в глаза, у нее есть подруга, она заботится о других… множество гендерных стереотипов приводят к тому, что женщинам с РАС не ставится диагноз и их неверно понимают», — говорит доктор Таша Освальд, лицензированная психологиня.
«У девочек социальные проблемы часто присутствуют в более мягких формах, чем у мальчиков их возраста, что связано с предвзятым отношением и убеждением, что девочки в принципе должны быть более общительными, чем мальчики – считает Кристин Скотт-Хадсон, лицензированная психотерапевтка. – Девочек с раннего возраста приучают к тому, что нельзя разочаровывать или как-то задевать учителей или ровесников, так что девочки с аутизмом могут целенаправленно скрывать свое поведение, реакции и чувства, чтобы лучше угождать другим».
Ниже приводятся некоторые возможные признаки аутизма, которые могут гораздо чаще встречаться у женщин, но, по мнению эксперток, на них не обращают внимание.
Примечание: перечисленные ниже признаки относятся только к одной из форм аутизма – синдрому Аспергера, который сейчас входит в расширенное понятие «расстройство аутистического спектра» согласно классификации (DSM-5), принятой в некоторых странах. Для синдрома Аспергера характерны хорошо развитые речевые навыки и отсутствие интеллектуальной инвалидности.
1. Трудности в социальных ситуациях
«Как и мужчины с РАС, женщины с РАС испытывают социальные сложности, но в их случае это обоюдоострый меч – их трудности и ухудшаются, и облегчаются из-за завышенных социальных требований общества в отношении женщин. От женщин требуют быть более социально чувствительными, чем мужчины, и соблюдать правила этикета», — отмечает Освальд.
Другими словами, речь не о том, что у женщин есть социальные трудности, которых нет у мужчин. Проблема в том, что они с большей вероятностью будут стараться маскировать их.
«Все люди с РАС испытывают сложности с пониманием чужих намерений, восприятием социальных сигналов, пониманием неписанных правил общества – это основные симптомы аутизма», — говорит Освальд.
2. Издевательства/травля в школе
Многие девочки страдают от травли в школе, но эта проблема наиболее часто касается девочек в спектре аутизма, и в их случае травля может принимать наиболее жестокие формы.
«Средние классы школы – это переломный момент для многих девочек с РАС, потому что они начинают все больше «не поспевать» за социальным развитием других детей, — объясняет Освальд. – Травля в отношениях с ровесниками достигает пика именно в этот период. Социальное взаимодействие среди детей этого возраста становится все более сложным, повышается необходимость понимать не буквальный язык (сарказм, комплименты с издевкой и так далее). Девочки с РАС становятся мишенью жесткой травли в отношениях и социального отвержения».
3. Диагностированная депрессия и/или тревожное расстройство
Многие трудности, которые испытывают женщины с РАС, в том числе, опыт травли, приводят к повышенной тревожности и депрессии. Временами специалисты диагностируют у девочки депрессию или тревожное расстройство, но при этом не замечают изначальной причины.
«Среди женщин гораздо чаще встречаются депрессии и тревожные расстройства, и диагностика этих расстройств более приемлема в нашей культуре для женщин, а не для мужчин, — говорит Освальд. – Одновременно с этим, характеристики спектра аутизма часто игнорируются при диагностике у женщин».
4. Осознанный контроль за мимикой или языком тела
Иногда можно встретить описания того, что для людей в спектре аутизма характерны лица без выражения, нейтральный и бесстрастный тон голоса и отсутствие каких-либо других признаков эмоций («плоский аффект»). Это связано с тем, что у них нет такого же автоматического социального поведения, как и у других людей. По этой причине, некоторые люди с синдромом Аспергера, особенно женщины, могут осознанно выполнять какие-то действия, связанные с языком тела, например, улыбаться и кивать, чтобы лучше «вписываться».
«Женщины с аутизмом, в отличие от своих ровесников мужского пола, похоже, развивают более успешные компенсаторные стратегии, скрывающие признаки аутизма. Например, они кивают и улыбаются в ситуациях, когда они не понимают социальные нюансы, – говорит Освальд. – Возможно, причина более развитых компенсаторных стратегий в том, что женщинам предъявляют завышенные требования в отношении социальной чувствительности, и им могут давать больше прямых и скрытых инструкций по социальному поведению».
5. Подчиненное поведение в социальных ситуациях
Женщин в целом социализируют вести себя подобным образом, но в случае, если женщине сложно понять, как вести себя в той или иной социальной ситуации, это может стать одной из компенсаторных стратегий.
«Застенчивость, избегание взгляда в глаза во время разговора, в нашем обществе считается скорее женским, чем мужским поведением, — говорит Освальд. – Многие приходят к выводу, что девочка просто застенчивая и очень вежливая, и возможные признаки аутизма игнорируются».
6. Выбор учебы или работы вместо общения
Поскольку люди с синдромом Аспергера часто испытывают трудности и стресс в социальных ситуациях, они могут искать оправдания, чтобы избегать их. Например, таким оправданием может быть учеба или работа.
«Они могут быть очень ригидными в том, что касается их расписания дня, — говорит Скотт-Хадсон. – В общежитиях колледжей и университетов они часто остаются в комнате, не ходят на вечеринки и другие групповые мероприятия и могут посвящать все время учебе, чтобы избежать общения. Так поступают и мальчики, но девочки больше скрывают свое социальное избегание, и они чаще говорят: “Ой, мне бы очень хотелось пойти на вечеринку, но мне надо заниматься!”»
7. Истощение из-за социальных ситуаций
Многие люди, особенно интроверты, устают от социальных ситуаций, но для женщин в спектре аутизма это особенно верно, тем более, что они очень упорно работают, чтобы не выделяться и выглядеть как все.
«Девочки в спектре аутизма часто жалуются на крайне сильную усталость от социального взаимодействия, потому что они тратят очень много энергии на копирование поведения других людей и камуфлирование своих настоящих желаний, например, играть в компьютерные игры в одиночестве или снова и снова смотреть один и тот же фильм, – говорит Скотт-Хадсон. – Девочки в спектре скрывают свои социальные сложности и камуфляж вызывает у них сильное истощение, что часто связано с повышенным риском тревожности и депрессии».
8. Трудности без четкой роли
«Многие женщины, которых я встречала, и которым диагноз был поставлен поздно, сообщают, что им очень сложно в социальной ситуации, в которой у них нет четко определенной роли, — говорит Освальд. – В детстве они могли плакать и рано уходить домой во время ночевок в гостях. Во взрослом возрасте они придумывают сами себе роли во время социальных встреч, например, помощь на кухне или уборку».
«Особенности спектра аутизма могут быть связаны с сильными сторонами и талантами, например, большой сосредоточенностью на определенной теме или музыкальными способностями, но они также могут быть связаны с большими страданиями, — считает Освальд. – Поэтому так важно знать свой диагноз и понимать свои особенности – это помогает повысить сочувствие к самой себе за свои страдания, а также помогает лучше понять собственную жизнь, саму себя и стать более интегрированной и уверенной в себе женщиной».
Авторка: Сюзанна Уэйсс
Источник: Aspergers 101
Подпишитесь на наши новости:
Источник
Этот список основан на семинарах, видео, литературе, субъективных мнениях и моём собственном опыте. Женщины с синдромом Аспергера проявляют себя совершенно иначе, чем мужчины. Это не всеобъемлющий список. Это не критерий. Это ограниченно и основано на предвзятости, это только мое видение. Это моя правда. Я не претендую на эксперта или профессионала… но я знаю о предмете очень много. У меня степень магистра в области образования, синдром Аспергера, у одного из моих сыновей синдром Аспергера, несколько классов по консультативной психологии… В конце концов, предполагаю, что я своего рода эксперт.
- Мы – философские мыслители и писатели. Одарены глубиной мышления. Возможно бываем поэтами, писателями, исследователями или увлеченными читателями научной литературы. Вряд ли можно иметь синдром Аспергера и не быть интеллектуалом по общепринятым меркам. Возможно, в этом часть наших проблем – высокий интеллект ведет к слишком активной работе ума и высокому уровню тревожности. Мы рассматриваем вещи на нескольких уровнях, включая наше собственное место в мире и наши мыслительные процессы. Мы непрерывно анализируем свое существование, смысл жизни и смысл вообще всего. Мы серьезны и обстоятельны. Мы не можем что-то упростить или принять как должное. Для нас всё сложно.
- Мы невинны, наивны и честны. Лжем ли мы? Да. Нравится ли нам лгать? Нет. Нам трудно понять, что такое манипуляция, неверность, мстительность и ответ ударом на удар. Нас легко обмануть и провести, особенно когда мы еще не набрались опыта и не познали мир. Чувство растерянности, ошеломления, изоляции, ощущение, что мы оказались на чужом месте, и что нас просто высадили в чужой вселенной – это всё части существования аспи. Можем ли мы научиться адаптироваться? Да. Трудно ли нам найти свое место? Да. Можем ли мы перерасти свой характер? Нет.
- Мы хороши в эскапизме. Мы умеем уходить от реальности. Так мы выживаем в этом мире. Мы убегаем в наши фиксации, страстные интересы к какой-либо теме, в наши фантазии, делая их реальностью. Мы прячемся от мира и разбираемся с ним в своей голове, выражая это в устной или письменной форме. Мы убегаем в ритм слов. Мы убегаем в нашу философию. В детстве у нас были воображаемые друзья или животные, может быть, это были волшебницы, или духи, или даже внеземные пришельцы. Мы убегали в нашу игру, имитируя увиденное по телевизору или в реальной жизни, принимая на себя образ учительницы, актрисы, кинозвезды. Если у нас были реальные друзья, то мы вели себя с ними либо как инструктор или босс, говорили им, что делать, куда встать, как говорить, или же мы были ведомыми и слепо следовали за друзьями, куда бы они ни пошли. Друзья были для нас шахматными фигурами, как в шахматной партии, мы расставляли их по нужным клетками. Мы убегали от собственной личности, примеряя на себя личность подруги или друга. Мы одевались, как она, разговаривали, как она, перестраивали себя под ее (или его) вкусы и предпочтения. Мы стали мастерами имитации, не отдавая себе отчет в том, что делаем. Мы убегали в музыку. Через повторяющиеся слова, через ритм песни – через всё, что эта песня порождала в нас. Мы спасались фантазиями о том, что могло бы быть, идеями, мечтами и счастливыми финалами. Мы увлеченно коллекционировали предметы, может быть, наклейки, книги или сказочных единорогов. Если удавалось, мы уходили в отношения с любимыми. Мы погружались в другое состояние разума, чтобы иметь возможность дышать, может быть, на короткий момент принимая другую манеру речи, характер или взгляд на мир. Цифры приносили успокоение. Мы считали, классифицировали, организовывали, переставляли. Если мы и ходили на вечеринки, то прятались в других комнатах, сбегали на улицу или держались поближе к лучшей подруге. Может быть, мы уходили в злоупотребления, в том числе едой, или скрывались от всех, сидя безвылазно дома. Что значит расслабиться? Что значит отдохнуть? Что значит играть без структуры или цели? Ничто не делалось просто для развлечения, во всем требовалась цель. Когда мы снова выныривали на поверхность, мы ощущали растерянность. Что мы пропустили? Что оставили позади? За что зацепиться дальше?
- У нас часто встречаются сопутствующие симптомы других синдромов, расстройств и нарушений. Мы имеем склонность к ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство). Нам свойственны проблемы сенсорного восприятия (чувствительность к свету, звуку, текстурам, запаху, вкусу), общая тревожность и/или постоянное чувство тревоги, особенно в местах с большим скоплением людей. На нас порой навешивают противоречивые ярлыки: нас называют депрессивными и слишком веселыми, ленивыми и чересчур активными, бестактными и слишком чувствительными, невнимательными и дотошными, рассеянными и слишком сосредоточенными. У кого-то из нас слабый мышечный тонус, слишком подвижные суставы или плохая моторика. Кто-то так и не научился держать правильно авторучку. Нам свойственны расстройства питания, чрезмерное пристрастие к определенной еде, проблемы с соблюдением диет. Некоторые из нас страдают синдромом раздраженного кишечника, фибромиалгией, хронической усталостью и другими нарушениями иммунной системы. Когда мы искали ответ, почему мы смотрим на мир иначе, нам говорили, что мы просто требуем внимания, что мы параноики, ипохондрики или слишком зациклились на диагнозах и ярлыках. Мы сомневались в себе только потому, что знали, что мы другие, но не могли доказать это. Мы подавляли собственную личность, пытаясь вести себя по-другому и быть кем-то, кем мы не являемся. Мы до сих пор подвергаем сомнению собственное место в мире. Мы спрашиваем себя, кто мы и что от нас ожидают другие. Мы в поисках своих “хорошо” и “плохо”, а затем, по мере взросления, понимаем, что настоящих ответов нет, что всё – лишь теории и домыслы. И задаемся вопросом, где искать дальше.
- Мы узнали, что нам нужно притворяться, чтобы быть в обществе. Через попытки и ошибки мы потеряли друзей. Мы делились слишком многим, открывая интимные подробности незнакомцам. В школе мы слишком часто поднимали руку на уроке или не поднимали совсем. Мы плохо контролируем импульсивность нашей речи, не даем другим вставить слово и вновь и вновь говорим о себе. Мы не нарциссы и не одержимы контролем, но производим такое впечатление. Мы говорим о себе, потому что только так осмысливаем мир, таким образом, по нашему мнению, мы сближаемся с другими. Мы используем это осмысление как базу, как способ понять другого. Мы делимся своими чувствами и мнениями, чтобы протянуть руку общения. Мы не хотим выглядеть эгоцентричными или навязчивыми. Мы просто не можем по-другому. Мы не можем изменить то, как смотрим на мир. Но все же, мы учимся следить за тем, что говорим. Мы начинаем многое прятать внутри. То, что происходит вокруг, то, что ощущают наши тела и осознает наш разум. Мы очень многое держим в себе, когда пытаемся общаться так, как надо. Все сложности, с которыми мы сталкиваемся при общении, (как контролировать зрительный контакт, тон голоса, расстояние от собеседника, позу, осанку) – мы продираемся сквозь всё это и пытаемся сфокусироваться на том, что человек говорит, а все “надо” и “не надо” так и стучат в наших головах. После разговора мы чувствуем себя измотанными и продолжаем думать, правильно ли мы вели себя, вдруг мы обидели, оскорбили, поставили в неловкую ситуацию других или себя. Мы узнали, что люди не так открыты и доверчивы, как мы. Что они сдерживают и фильтруют свои мысли. Мы узнали, что наш мозг устроен иначе. Мы узнали, что выживать – это означает притворяться.
- Мы ищем убежище дома или в другом безопасном месте. Дни, когда нам не нужно куда-то идти, с кем-то говорить, отвечать на звонки и просто выходить из дома – это время, когда мы можем выдохнуть и расслабиться. Приход гостя мы воспринимаем как угрозу и хотя логически понимаем, что в этом нет ничего страшного, чувство тревоги ни на йоту не уменьшается. Нас гнетет любое предстоящее событие. Даже такое простое поручение самим себе, как прогулка с собакой, может вызвать сильнейшую тревогу. Проблема не просто в том, чтобы выйти на люди. Проблема во всех действиях, которые нужно для этого предпринять, во всех правилах, порядках и нормах. Проблема выбора ошеломляет: что надеть, принять душ или нет, что поесть, во сколько вернуться, как спланировать время, как вести себя вне дома – все эти мысли так и скачут в голове. Сенсорное восприятие доходит до перегрузки – рубашка может казаться колючей, бюстгальтер тесен, обувь жмет. Каждый шаг до выхода – это выбор, выбор и выбор – почистить зубы или сначала принять душ, закончить ли письмо, перезвонить сейчас или когда вернусь, и идти ли вообще? Может быть, проще остаться дома, но во взрослой жизни считается “полезным” выходить на улицу, общаться, дышать свежим воздухом, тренироваться, делиться впечатлениями. Но выход из дома не кажется нам “полезным”, потому что мы не чувствуем себя в безопасности. Те из нас, которые пробовали когнитивно-поведенческую терапию, говорят себе “нужные” слова, чтобы убедить себя, что просто наши мысли неправильно работают, что на самом деле мы в безопасности… но это становится еще одной проблемой выбора – какой набор правил мы должны применить, в каком порядке. Так что даже предполагаемый терапевтический разговор с самим собой превращается в еще одно препятствие, еще один набор правил, которые мы должны соблюсти, чтобы выйти из дома. Свернуться калачиком на диване вместе с домашним питомцем, одеялом, чашкой чая и хорошей книгой или фильмом – вот наше убежище. Тогда хотя бы ненадолго мы можем остановить бег мыслей, связанных с необходимостью принимать решения и иметь дело с внешним миром. У простой задачи простые правила.
- Мы чувствительны. Когда спим мы тоже чувствительны. Нам могут понадобиться особый матрас, особая подушка, беруши и максимально удобная одежда. Некоторым нужны длинные рукава, кому-то – короткие. Температура в комнате тоже должна быть определенная. Чтобы не дул воздух из вентиляции, не было слышно уличного движения, не было никаких звуков и точка. Мы чувствительны и в состоянии сна; возможно у нас яркие цветные сны, насыщенные событиями и тревогой или предчувствиями. Наша чувствительность может расшириться до интуитивного улавливания чувств других людей, что может показаться парадоксом, учитывая наши ограниченные навыки социальной коммуникации. Написано или сказано – мы это впитаем, и иногда слишком много думаем над тем, что нам сказали, прокручивая в голове, как надо было ответить. Мы принимаем критику близко к сердцу не потому, что стремимся к совершенству, а потому, что хотим, чтобы нас поняли и приняли. Может показаться, что мы страдаем комплексом неполноценности, но, на самом деле, мы не ощущаем себя второсортными – скорее незамеченными, неуслышанными, непонятыми. Определенно непонятыми. В какой-то момент мы задаемся вопросом, а не какие-нибудь генетические гибриды мы, или мутанты, пришельцы, или духи в чужом теле – мы ощущаем себя так, будто высадились на чужой планете. Мы очень впечатлительны к мнениям и точкам зрения других людей. Если кто-то говорит нам то или иное, мы начинаем перестраивать под это свое мировоззрение в постоянном поиске “верного” и “правильного” пути. Мы можем метаться от одной религии к другой в поиске “правильного” направления или бежать от религии из-за всех вопросов, которые возникают при размышлении и анализе. Когда мы становимся старше, то лучше понимаем, как устроен наш разум, но иногда это только усложняет жизнь; потому что теперь мы можем взглянуть на себя со стороны и увидеть, что мы делаем, знать, что мы чувствуем, но и осознать пределы своих возможностей. Мы усердно работаем и много создаем за короткое время. Когда другие критикуют нашу работу, мы обижаемся, потому что воспринимаем ее как продолжение себя. Разве не всё является продолжением нас – по крайней мере, наше восприятие и наша иллюзия реальности? Иногда мы прекращаем делиться в надежде избежать мнений, критики и суждений. Мы не любим слова и действия, которые причиняют боль другим людям или животным. Возможно, мы собираем насекомых, спасаем выпавших из гнезда птиц, подбираем бездомных животных. Мы испытываем огромное сострадание к чужой боли, потому что сами испытали ее сполна. Мы очень чувствительны к таким веществам как пища, кофеин, алкоголь, лекарства, токсины и парфюмерия. Даже небольшое количество какого-либо вещества может чрезвычайно сильно повлиять на наше эмоциональное и/или физическое состояние.
- Мы – это одновременно и не мы. Между подражанием окружающим с попытками разобраться в жизни, стремлением быть честными и вынужденным притворством, мы иногда оказываемся в ловушке между притворяться “нормальными” и остаться искренними. Это трудное состояние. Иногда мы сами не замечаем, как подражаем кому-то и копируем их интересы, или когда мы подавляем свои настоящие желания, чтобы избежать насмешек. Мы странно сознаем самих себя. Мы знаем, что мы личности – с собственными чертами и особенностями, собственными чувствами, желаниями, страстями, целями и интересами, но в то же время мы признаем, что так отчаянно хотим вписаться в мир, что подстраиваемся или меняем многие свои стороны. Некоторые из нас полностью отвергают нормы и ожидания общества, подчеркивая свою индивидуальность и свои “странности”, но в итоге оказываются в крайней изоляции. Девушка с синдромом Аспергера может остаться собой и найти свое место, но чтобы найти и сохранить этот место, требуется очень много усилий и размышлений. Некоторые из нас с трудом распознают черты лица, запоминают людей по одежде, тону голоса или прическе. Некоторым из нас трудно воспринять свою собственную внешность. Мы можем часто менять свои предпочтения в прическах, одежде, интересах и увлечениях, потому что пытаемся угнаться за изменчивым ощущением себя и своего места. Мы можем научиться любить себя, принимать себя и радоваться своей жизни, но это, как правило, требует огромной внутренней работы и самоанализа. Частично принятие себя начинается с осознания, что каждый человек уникален, у каждого есть проблемы, каждый изо всех сил пытается вписаться в изобретенные нормы. Когда мы наконец признаем, что нет готовых правил, нет руководства по карте жизни, нам иногда удается вздохнуть свободнее и найти то, что делает нас счастливыми.
- Чувства и действия других людей сбивают с толку. Чувства других и наши собственные сбивают нас с толку, потому что для чувств нет установленного набора правил. Мы мыслим логически и даже при том, что мы (вопреки мнению многих) чувствительны, сострадательны, чуткие и понимающие, многие эмоции остаются для нас нелогичными и непредсказуемыми. Мы ожидаем, что, действуя определенным образом, мы получим определенный результат, но когда речь идет об эмоциях, результат не всегда оказывается таким, как планировалось. Мы говорим откровенно и буквально. В юности мы не понимали шуток, смеялись последними, если смеялись вообще, и порой сами были объектом насмешек. Мы приходим в замешательство, когда другие смеются над нами, осуждают, прекращают с нами дружить, сторонятся, унижают, обманывают и, особенно, предают. Нам бывает трудно распознать собственные чувства, если они не доведены до предела. Нам трудно разобраться с эмоциями ненависти и неприязни. Мы можем держать обиду и чувствовать боль от ситуации годы спустя, но, в то же время, нам легче простить, чем затаить обиду. Мы можем испытывать жалость к человеку, который нас преследовал или причинил боль. При этом чувства гнева, возмущения, глубокой любви, страха, волнения и ожидания, кажется, даются нам легче, чем эмоции радости, удовлетворения и спокойствия. Иногда в ситуациях, разговорах или событиях мы воспринимаем только черное и белое, одну сторону или другую, а оттенки порой упускаем из виду или не понимаем. Небольшая ссора может означать разрыв отношений и восприниматься как конец света. В то же время небольшой комплимент возносит нас до небес.
- У нас проблемы с исполнительной функцией. Мы другим способом обрабатываем информацию. Задачи, которые для других тривиальны, у нас могут вызвать огромные трудности. Научиться водить машину, заправить постель, даже пройти по коридору, не задевая углов, – все это хлопотно. Мы плохо ориентируемся в пространстве и плохо оцениваем расстояние. Некоторые из нас не смогут ездить по шоссе, не освоят параллельную парковку или вовсе не научатся водить машину. Другие будут паниковать при вождении во время движения. Незнакомые места – часто целый набор проблем. Лифты, поворачивание кранов, открывание двери, поиск собственной машины на парковке (или даже ключей в своем кошельке), изучение с компьютера, электронного устройства или того, что требует большого количества шагов, ловкости или дополнительных знаний – все это у нас может вызвать панику. В то время как мы можем быть хорошими организаторами, порядок приносит нам чувство комфорта, а мысли о том, что нужно что-то починить, исправить или разместить, заставляют нервничать. Оплата счетов, уборка дома, сортировка школьных работ, планирование встреч, слежение за временем, подготовка к вечеринке может вызывать тревогу. Мы можем намеренно избегать дел. Уборка может казаться невыполнимой задачей. С чего начать? Как долго это делать? Правильно ли это делаю? На ум приходит множество вопросов. Иногда мы смотрим на себя со стороны, представляя, как кто-то заходит в дом, и спрашиваем, что бы сделал на нашем месте. Мы используем чужие правила, даже когда мы одни, даже для простейших действий. Иногда мы пересматриваем свои способы, пытаясь сделать что-то правильно или упростить. Но жизнь, кажется, не становится проще. Некоторые из нас испытывают трудности с чтением или счетом. У нас может быть дислексия или другие нарушения обучаемости. Мы можем решать проблемы и выполнять задания совсем иначе, чем большинство. Нам нравится мысленно всё классифицировать и находить закономерности, и когда что-то не вписывается в нашу систему, мы не знаем, что с ним делать. Обуться, застегнуть одежду, донести или упаковать продукты – все эти действия могут быть проблемой. Мы можем выйти из дома в разных носках, или в криво застегнутой одежде, или в свитере наизнанку. Для нас сложен обычный поход в магазин: одеться, составить список, выйти из дома, доехать до магазина, выбрать продукты на полках – все это ошеломляет.
Представленный выше материал — перевод текста “Aspergers Traits (Women, Females, Girls)”.
Источник