У них такой же синдром войны
21 век — век больших надежд, в плане развития медицины, компьютерных технологий и всевозможных способов облегчения и улучшения жизни человека. Но как показывает печальная тенденция – все эти положительные моменты сопровождаются так же и всё появляющимися новыми недугами. Однако, в наше время, всё больше людей страдает вполне известными ранее расстройствами нервной и психической системы. И основным моментом, который способствует распространению подобных диагнозов является неблагоприятная криминальная, военная и политическая ситуация в мировом сообществе, а это, просто незаменимая среда, для развития подобных заболеваний. Насколько ни была бы устойчивая наша психика, мы всё равно переживаем за нашу страну, семью либо просто знакомых, которые оказались в той или иной тяжёлой жизненной ситуации. В последнее время, психологами отмечен такой диагноз, как «синдром войны». Самым важным является тот факт, что его симптомы замечаются на самых разных континентах нашей планеты. Данный синдром в медицине квалифицируется как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). И такое широкое распространение данное заболевание получило в связи с нестабильным военным положении в мире. А пациентами психотерапевтов являются не только люди, непосредственно принимавшие участие в военных действиях, но и их семьи и родные, которые всецело были заняты переживаниями о судьбе их родного человека, находящегося в зоне боевых действий. Подобный синдром после войны переживают также обычные люди, которым довелось насмотреться и пережить всю жестокость военных действий (мирное население, волонтёры и сами медики). Он возникает впоследствии острой стрессовой ситуации и его симптомы, чаще всего, проявляются практически моментально. Однако нередко бывают случаи, когда человек в первое время не замечает характерных признаков психических расстройств – в таких случаях ваш мозг просто блокирует не желательные для воспоминаний моменты, но по происшествие времени симптомы активно начинают проявлять себя (в психологии – оставленная реакция на чрезвычайное происшествие).
Участие в военных действиях всегда влекут за собой плачевные последствия, как для страны, так и для её жителей. Государство в такие моменты получает небывалую разруху, восстановление и реконструкция которой требует громадных сил и финансовых затрат, а порой и вообще не подлежит возобновлению. Также, примерно, проходит и поствоенный синдром у человека. В зависимости от физических, моральных и психологических факторов каждой личности медики отмечают следующие симптомы данного заболевания:
- Мысленное возвращение к пережитому, избегание в разговоре тем касающихся пережитого чрезвычайного происшествия,
- Повышенная пугливость (в психологии – «старл-рефлес»).
Если вы адекватный человек и замечаете подобные симптомы у себя либо своих близких – срочно обратитесь к специалисту. Если дело у больного дойдёт до внезапного возвращения в прошлое – он начнет действовать и мыслить, как будто снова переживает этот период (в психологии – «флэшбэк»), а это опасно, и для него и для окружающих.
Психологическая помощь воевавшим, в первую очередь зависит от обстановки в мирной жизни. Главное в жизни воевавшего человека «не впускать» стрессовые бытовые ситуации – лучше всего сконцентрировать его внимание на любимом его занятии. Если больной нуждается в психологической помощи – приписывают медикаментозные препараты и психотерапевтические процедуры. Второй вариант более часто применяется и считается максимально эффективным. В случае медикаментозного лечения, выписывают антидепрессанты, транквилизаторы, гипнотики. В современное время, отлично зарекомендовала себя относительно новая методика «отвлекающего внимания», суть которой заключается в том, что пациента при появлении симптомов синдрома учат концентрировать внимании на каком-нибудь ярком и положительном моменте в жизни, что со временем приводит к вырабатыванию привычки.
Видео: Жизнь после войны
Источник
Кевин Сайтс
Синдром войны. О чем не говорят солдаты
Переводчик Анна Шураева
Редактор Роза Пискотина
Руководитель проекта И. Серёгина
Корректоры М. Белякова, М. Миловидова
Компьютерная верстка А. Фоминов
Дизайнер обложки О. Сидоренко
Фото на обложке AP Images
© Kevin Sites, 2013
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2013
Издано по лицензии HarperCollins Publishers
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)
* * *
Посвящается моей жене Аните и остальным членам нашей пятерки: Тине, Ками и Вей. Спасибо, что подарили мне возможность почувствовать себя нужным.
От автора
Звания, наименования подразделений и операций, упомянутые в книге, соответствовали действительности на момент описываемых событий. Некоторые из моих героев дослужились до более высоких званий и принимали участие в других боевых действиях. Об этом будет упомянуто в конце каждой главы.
Письма, сообщения в социальных сетях и СМС-сообщения приводятся без каких-либо изменений, если не указано иное.
В бою невнимание к деталям может привести к смерти людей.
Карл Марлантес.
Каково это – идти на войну?
Предисловие
Убийца во мне
Я ЖУРНАЛИСТ, а не солдат, но однажды убил человека на войне. И вот как это произошло: я смотрел в глаза моей жертвы, умолявшей о пощаде. Он лежал передо мной в разорванной рубашке и белом белье, в собственной запекшейся крови. Я пожал плечами, повернулся и ушел. Мое безразличие стало такой же причиной его смерти, как патроны 5,56×45 мм НАТО[1], изрешетившие его спину, когда он пытался спастись, уползти в те самые несколько минут или, может быть, часов после того, как я ушел, оставив его в мечети на юге Эль-Фаллуджи. Я убил его, не имея в руках оружия и не видя его смерти. Что убил его, я узнал лишь три года спустя. Только тогда, читая заметно отредактированный отчет Службы криминальных расследований ВМС об этом инциденте, я узнал, что сделал. В тот момент система моих убеждений развалилась, как шаткая пирамида из поставленных друг на друга картонных коробок, и передо мной, наконец, открылось другое лицо войны. До тех пор я был удачлив в погоне за своим наркотиком – войной и практически не испытывал негативных последствий своей зависимости. Но больше так продолжаться не могло.
Как многие журналисты, в молодости я любил заигрывать с опасностью. В 1986 году, в возрасте 23 лет, будучи восторженным и неопытным внештатным репортером и фотографом одной альтернативной газеты, я отправился в Никарагуа освещать необъявленную войну США против левого правительства сандинистов. У меня было 150 долларов в кармане, десять катушек пленки в пластиковом пакете и обрывки испанского в голове. Я мечтал поскорее превратиться в бывалого иностранного корреспондента, надеялся оказаться в перестрелках, может быть, получить легкое ранение, но, конечно, совершенно ничего не понимал. Все мое обучение тому, как следует вести себя в зоне боевых действий, сводилось к троекратному просмотру «Сальвадора» Оливера Стоуна. Оказавшись в Никарагуа, я тут же направился в бар La Сita при отеле Intercontinental в Манагуа и потратил все свои наличные на местное пиво Victoria, чтобы угостить моих новых друзей из постояльцев отеля. Рассчитывал, что, если мы выпьем достаточно много, я смогу уговорить их пустить меня переночевать на полу в их номере. Освоившись в городе, я арендовал (к счастью, кредитка у меня осталась) старую потрепанную Toyota Sentra и отправился к северу от Манагуа, на линию фронта. Со мной поехал Хэл, профессор Канадской военной академии, который любезно согласился быть моим переводчиком, сообразив, вероятно, что одному мне вряд ли удастся выжить.
Помню, как в канун Рождества мы тряслись по разбитым горным дорогам, когда двое солдат из армии сандинистов, бредущие по обочине, попросили подвезти их. С полей их зеленых форменных шляп, похожих на ковбойские, капала вода. Они влезли на заставленное вещами заднее сидение, и я стал разглядывать магазины их автоматов Калашникова, изогнутые и напоминавшие бананы. От солдат пахло дымом костра, у которого они пытались согреться в этот холодный и дождливый вечер. «С Рождеством!», – поприветствовали мы друг друга, я переключился на первую скорость, и мы отправились вперед, в туманную мглу. В тот момент мне показалось, что я вышел за пределы той реальности, в которой все еще жил с самого детства в провинциальном городке штата Огайо. Я почувствовал себя частью другого пространства – здесь царили возбуждение и опасность и все зависело от мужчин с автоматами в руках. В тот раз мне не удалось стать свидетелем боевых действий, очевидны были только их последствия: жители деревень хоронили погибших после боя. Но именно тогда я впервые испытал чувство, которое позже превратит для меня войну в своего рода героин. Я хотел почувствовать себя навсегда свободным от банальностей нормальной жизни. Это состояние прекрасно воспроизводит Кэтрин Бигелоу в фильме «Повелитель бури» (Hurt Locker): сапера, первого сержанта Уильяма Джеймса больше беспокоит вид заставленных бакалейных полок в магазине, чем заложенная у дороги мина, собранная из артиллерийских снарядов калибра 155 мм в Ираке.
Следующую свою военную «дозу» я получил десять лет спустя, работая продюсером на NBC News. В этот раз высшей точки я достиг легко и буквально – когда сидел, свесив ноги в открытую дверь, на борту вертолета Seahawk, замершего над эсминцем ВМС США в Персидском заливе (по окончании войны США и союзники создали свободную от полетов зону в Ираке). Я думал: «Кому же это так чертовски везет, что его возят от линкоров к авианосцам и обратно, да еще и платят за это?»
Еще несколько лет спустя я наблюдал в столице Сербии Белграде за началом войны в Косово, снимая на видео запуск с палубы крейсера ВМС США Philippine Sea управляемых ракет Tomahawk стоимостью в миллион долларов. Все убийства, «очевидцем» которых я стал до и во время событий в Косово, на самом деле происходили далеко от меня. Я смотрел, как запускают ракеты, но никогда не видел непосредственного результата их действия. Все изменилось во время военных действий в Афганистане и Ираке.
Убийство переворачивает все с ног на голову. Стать свидетелем убийства людей, особенно знакомых, – такое нельзя стереть из памяти. А совершить убийство или быть в нем замешанным – значит обречь себя на пожизненные попытки разобраться в себе, задаваясь одним и тем же вопросом: «Я на стороне добра или зла?» и медленно сходя с ума от двусмысленного ответа на этот коварный вопрос: «Конечно, да».
Когда кто-то убивает на войне, происходит смена психологических установок. Человеку необходимо найти в своих действиях смысл. Поскольку убийство абсолютно противоречит нашей человеческой сущности, нужно обязательно найти оправдание, иначе наш мозг выберет заданную по умолчанию программу – осуждение убийцы[2].
Источник
– Я понимаю, что мы на войне! Но надо же знать
– кому я на ней подчиняюсь, в каком я звании, что
думает мой генерал! – горячась, явно волнуясь,
говорит вполне мирного вида и немолодой батюшка, с которым
наши пути пересеклись на одном достаточно масштабном
церковном мероприятии.
Фото: Александр Неменов
Говорит,
к счастью, не мне, а кому-то еще в зале, где мы
находимся. Я просто рядом и слышу это. И мне почему-то
тревожно.
– Вы видите? Это самая настоящая война! И мы должны
знать ее правила, должны научиться побеждать! Поражение
– не наш удел.
Это уже батюшка помоложе, покрепче и в другом зале, на
другой секции. И он не беседует с соседом, а обращается ко
всей честной аудитории.
– Мы как разжатые пальцы на руке, а надо собраться
– в кулак! Ведь идет война…
Это уже не батюшка, это ведущий одного из круглых столов.
А мне – все так же тревожно. Тревожно то ли оттого,
что я слышу слово «война», слишком часто и
слишком просто произносимое, то ли оттого, что не понимаю,
не вижу чего-то, что понимают и видят о войне говорящие.
Нет, я ни в коем случае не оспариваю, что война между
миром, во зле лежащим, между князем сего мира и Церковью
идет, и что война эта лютая. Однако она перманентна, не
было такого периода в истории христианства, когда бы она
хоть ненадолго приостановилась. Она может принимать
различные формы, быть явной или скрытой, но она постоянна.
И я никак не могу понять – откуда этот энтузиазм при
разговорах о войне? Откуда такое разгорячение, такая
готовность – именно воевать? Откуда эта, не побоюсь
сказать, радость?
У нас ведь есть поле, пространство нашей собственной,
личной войны – со своими страстями, греховными
навыками, со своей самостью, гордостью. Это та война, к
которой мы непосредственно призваны Богом, за результаты
которой в первую очередь дадим ответ. Эти результаты решат
нашу участь в вечности – ни много, ни мало. Почему
тут нет такой радости, такой горячности, такого
энтузиазма? А ведь и, правда, нет…
Мне кажется, что эти войны – первая и вторая –
очень тесно связаны. Не в том смысле, что одна является
логическим продолжением другой. Наоборот: одна другую
«заменяет». Или, точней, создает иллюзию такой
замены.
Мне самому не раз доводилось выезжать в места, где шли
военные действия. А среди моих прежних коллег-журналистов
немало было таких, кому в подобных местах приходилось
проводить месяцы напролет. И порой, когда кого-то из них в
обычной, мирной жизни заедал быт, домашние, рабочие или же
личные проблемы, то звучали уже ставшие привычными слова:
– Все! Надоело! Уезжаю на войну!
Почему на войну? Что там такого хорошего? Вроде бы ничего.
Там убивают, там умирают. Там очень страшно –
настолько, что человек, на войне не бывавший, никогда даже
не догадается, что может быть так страшно. Там грязно, там
некрасиво, там пропитавшиеся кровью и присохшие к ранам
бинты, оторванные руки и ноги. Там взрослые мужчины
плачут, кричат, матерная брань звучит вперемежку с
мольбами о помощи. Там разрушенные города и села, дома без
жителей, дети, оставшиеся без родителей, и родители
– без детей… Так почему – на войну?!
А потому что там хоть и страшно, но… просто. Нет не
только будущего, о котором надо думать или, тем паче,
заботиться. Нет даже завтрашнего дня. Есть только сегодня.
День прошел, ты выжил, ты сидишь у костра и ешь тушенку из
помятой банки, а вокруг такие же, как ты – чумазые и
усталые, тоже ни о чем не думающие и не заботящиеся. Разве
что лишь о том, чтобы поскорее лечь и уснуть.
Это полный уход от всех проблем, преодоление всех
внутренних противоречий. Ужасный, противоестественный
уход, но поразительно эффективный. Почему многие люди
ломаются после войны, когда она заканчивается и наступает
мир? Не только от груза пережитого, но и оттого, что разом
наваливается на тебя все, от чего ты отвык –
обычная, нормальная человеческая жизнь. Она оказывается
тяжелей войны…
И точно так же «обычная» христианская жизнь,
сердцем которой является умерщвление в себе человека
ветхого и созидание человека нового, куда сложней, чем
война – идеологическая, информационная, любая иная
– с миром, Церкви противостоящим, с ее
недоброжелателями и врагами. Можно ли участия в этой войне
избежать? Наверное, нет, да и не нужно к этому стремиться.
Но… в какой степени коснется она лично тебя, в
такой и стоит в нее включаться. А жить ею, в нее
«сбегать» от самого себя, от собственных
духовных немощей, вести ее весело и азартно…
Противно это как-то духу христианскому. Не говоря уже о
том, что очень часто люди, сделавшие такую войну главным
содержанием своего бытия, пренебрегая главным, внутренним,
подвергаются такой деформации, что постепенно превращаются
в «чужих среди своих». Их деятельность,
поступки, образ жизни и поведения, их слова становятся тем
материалом, в котором столь нуждаются наши противники.
Желая свидетельствовать «за», невольно
свидетельствуют «против».
И что всего печальней – редко могут это понять. И
стоит указать им на такую очевидную неправильность –
не извне, а изнутри, как внутри же и разгорается новая
война. Уже не с многочисленными и коварными врагами, а с
собственными братьями и сестрами во Христе. И свидетелями
этого становятся и свои, и чужие. Первые – с болью,
вторые – с радостью. Мало ли сегодня у нас в Церкви
таких очагов – локальных военных конфликтов?
Предостаточно. А кто еще этому радуется? Тот, для кого
радость – любое разделение, любой раскол в церковной
среде. Тот, кто просил о том, чтобы «сеять»
нас, «как пшеницу». На «воинах» он
часто отдыхает: они трудятся за него…
…Страшная вещь синдром войны. Не дай Бог им
заразиться! Микробы его буквально наполняют собой воздух
вокруг нас, надо беречься. И в качестве одной из мер
предосторожности – как можно реже произносить самые
слова эти – «война»,
«воевать», «враги». Поменьше
агрессии. Побольше любви и смирения. Только ими может
действительно побеждать христианин. Побеждать без…
войны.
Источник
- главная
- люди
- Татьяна Зязина
Чеченский синдром
Вернувшиеся с войны считают всех своими должниками
Олеся Носова, Ульяна Скойбеда
Чеченский синдром – новый диагноз, который теперь появился в военной психиатрии. Вернее, новое название старого диагноза – раньше такой синдром назывался афганским, а еще раньше – вьетнамским.
Все (!) ребята, прошедшие чеченскую кампанию (или любые другие “горячие точки”), в той или иной степени страдают этим заболеванием.
Синдром характеризуется тем, что в своем сознании человек по-прежнему живет в войне. Он не может спать – а если засыпает, она ему снится. Человек кричит, стонет во сне. А наяву ему постоянно кажется, что вот-вот рядом начнут взрываться гранаты. Во всех прохожих с темными волосами ему мерещатся боевики, которые его преследуют (здесь можно говорить даже о мании преследования). “Чеченцы” не могут заставить себя ходить по траве – они боятся “растяжек”. Неожиданный шум, “выстрел” автомобиля заставляют их падать на землю, спасаясь от “взрыва”, – это естественная реакция.
Почти все “чеченцы” постоянно говорят и говорят о войне. Рассказывают о ней близким, друзьям, незнакомым людям в маршрутке, соседской собаке… Им хочется таким образом поделиться с окружающими своей душевной болью, переложить на плечи других часть тяжелых воспоминаний – а люди отшатываются от “этих шизиков”, не желают слушать…
И тут возникает серьезный конфликт между вчерашним солдатом и мирными обывателями. Вернувшийся с войны человек изначально считает, что мирные жители у него в долгу. Пока он, герой, проливал за них кровь, сидел в окопах, кормил вшей, они, тыловые крысы, нежились в уютных постелях, ездили в метро (вспомните – такие же симптомы были у фронтовиков, вернувшихся с Великой Отечественной войны). Человек хочет, чтобы теперь все эти тыловики преклонялись перед ним, холили его и лелеяли, пели ему дифирамбы. А люди вовсе не собираются этого делать! Наоборот – считают “чеченца” каким-то странным, “придурковатым”. И конфликт этот со временем только усиливается. Фронтовик пару раз по пьянке выскажет все, что он думает об “этих дезертирах”. В ответ его перестанут приглашать в компании. Он начинает пить. Его выгоняют с работы…
Кстати, о питье. Как правило, 90 процентов вернувшихся с войны начинают серьезно пить. Водка обостряет все симптомы…
Отсюда, из противоречия между “героической” психологией фронтовика и реальностью, и возникают многочисленные случаи, когда “чеченцы” неожиданно, вроде бы беспричинно начинали стрелять на улицах. Убивать или насиловать женщин. Подсознательно они считают, что вправе делать это. Мы – воши, а они право имеют. Заслужили это право там, в окопах.
Мародерство – то же самое. Ведь окружающие люди обязаны “чеченцу” всем. В том числе и своим имуществом.
Синдром солдатского сердца
Как помочь молодым ветеранам локальных войн
Нина ЧИСТОСЕРДОВА
Челябинск
У этого красивого 26-летнего парня, казалось бы, нет проблем. Сергей выбрал самую трудную судьбу: сознательно пошел в армию, на войну, в разведку. Он из уличных пацанов, никогда не был маменькиным сынком. Прошел вторую Чеченскую кампанию, сохранив себя и свой взвод. Вернулся к любимой, женился, нашел работу. Война не прошлась по нему тяжелым катком. Тогда почему он вздрагивает при залпах салюта, вскакивает во сне на автомобильный выхлоп? Зачем изо всех сил рвется обратно на войну? О проблемах воинов-интернационалистов, которых с каждым годом становится все больше, мы беседуем сегодня с главным врачом Челябинского областного клинического терапевтического госпиталя ветеранов войн, профессором кафедры неврологии УГМАДО Дмитрием АЛЬТМАНОМ и заведующей кафедрой психиатрии ЧГМА, профессором Ириной ШАДРИНОЙ.
Стресс длиною в жизнь
Сергей сам никогда бы не обратился в госпиталь, он считает себя достаточно здоровым, не подозревая, что последствия боевой психической травмы исподволь разрушают организм, у которого пробит барьер адаптации. Сережа пережил страшный шок, когда в Чечне на его глазах убили друга. Так он не вел себя больше никогда: плакал, чуть не бился головой о стену. Наутро проснулся другим человеком, жестко разделившим: вот враг, а это – оборотная сторона. Потому он и сейчас так остро реагирует на звук вертолета, мечется ночью по квартире в поисках каски. А утром не может вспомнить ничего.
– У этого в целом благополучного мальчика, адаптировавшегося в мирной жизни, не ставшего ни алкоголиком, ни наркоманом, пограничное психическое расстройство. Если бы в первые три месяца после возвращения из Чечни он прошел реабилитацию, этих последствий бы не было, – комментирует психиатр.
Для этого в Челябинском госпитале для ветеранов войн и был создан центр медико-психологической и психосоматической реабилитации. Сергея вызвали сюда для прохождения диспансеризации.
– С 2006 года мы занимаемся этой проблемой, – объясняет главный врач госпиталя. – Афганский, чеченский синдром – это ведь не просто слова, за каждым стоит конкретная человеческая жизнь. Боевая психическая травма – это стресс, запредельный для человеческих возможностей. Он может длиться годами, но у большинства остается пожизненно. Я в своей докторской диссертации занимался проблемами афганцев, изучая их особенности 16 лет спустя после войны. Половина из этих ребят несколько раз вступала в брак, но жить в семье не могла. 75 процентов из них не изменили круга общения: они не понимали людей, не прошедших войну, то есть дружили только со “своими”.
Мне говорят: “Разве такое возможно?” А попробуйте, встаньте на беговую дорожку, пробегите 5-6 километров. Когда вы сойдете с нее, голова все еще продолжает кружиться, вы как бы бежите. А этот человек перенес сильнейший стресс, думал лишь о том, как выжить, сберечь себя и товарищей, выполнить боевую задачу, был в постоянном запредельном напряжении. В результате происходит истощение собственных ресурсов. В свое время соседом у меня был молодой человек, недавно вернувшийся из Афганистана. Знаете, как он входил в квартиру? Сначала оглядывался налево-направо, вверх-вниз, делал шаг вперед и повторял свой маневр. То есть он был все еще в боевой готовности.
Сегодня к нам в госпиталь поступило двое ребят, одному 36 лет, другому – 42. Но каждый из них уже перенес по инсульту и инфаркту. В их основе – то самое пограничное психическое расстройство, которое не вылечили в самом начале. Оно реализовалось в раннюю изношенность организма, всех его регуляторных систем.
“Чужие” войны
Вьетнамский, афганский, чеченский синдром. Так его называли раньше, связывая с участием в “чужой” войне.
– Впервые в истории этот синдром был описан врачом по фамилии Декоста, который был участником американских войн Севера и Юга (помните роман “Унесенные ветром”?), – рассказывает Ирина Шадрина. – В той войне впервые применили разрывные снаряды, и потому синдром назывался сначала “снарядный шок”. Потом ему дали другое имя – синдром солдатского сердца.
На учете в госпитале состоят 5824 “афганца”, 10191 “чеченец” из Челябинской области. Но войны не становятся далеким прошлым.
– После Великой Отечественной войны Россия участвовала в 20 военных конфликтах. Сейчас Северный Кавказ, кошмар Осетии, серьезная обстановка в Грузии. Ребята оттуда к нам постепенно подтягиваются. Сейчас их уже 235, – говорит Дмитрий Альтман. – Очень важно ими заниматься в первые месяцы после войны. Когда возникает хронизация расстройства, делать это гораздо сложнее, да и эффективность ниже. Вот почему мы обращаемся не только к самим ребятам (порой они себя больными не воспринимают), но к их близким – женам, родителям, друзьям: приводите их к нам.
Страница Психолога
навигация
Главная
О нас
Правление
Наш фотоархив (мероприятия, праздники)
Наша газета
Страница Юрия Исламова
Книга памяти (Свердл. обл.)
Мемориальная доска 40-й Армии
Афганский мемориал Погранвойск
Семьи погибших
Памятники и мемориалы
Музей “Шурави”
Творчество ветеранов
Культурный центр “Солдаты России”
Воины Отечества
Видео архив
Новые книги
поиск
Фонд
“Вечная память”
(г. Москва)
Строительство храма
“Воинской славы”
(г. Екатеринбург)
Свердловчане,
не получившие награды
С Днем Рождения побратимы!
Встречи однополчан
Помяните нас живые!
Конкурс армейской литературы
Создадим летопись подвига вместе
Группа “Афганский Блокнот”
Нижнетагильский центр социального обслуживания ветеранов боевых действий и членов их семей
ПРИШЕЛ СОЛДАТ С ВОЙНЫ
ПРИШЕЛ СОЛДАТ С ВОЙНЫ
Солдат вернулся домой. Слава богу, живой! Не всегда здоровый и невредимый, но живой. Для родных и близких, да и для него это главное.
Он вернулся, но война стала частью его жизни. И потому через месяц, а может через год, начинается то, что так тяжело перенести близким людям.
«По ночам он вскакивает, кричит, зовет на помощь, обещает кому-то отомстить. Днем — замкнутый, неразговорчивый, вдруг ни с того ни с сего раздражается, начинает скандалить с родными. Не был ни ранен, ни контужен, но на его глазах умирал лучший друг. Говорит, что хочет снова в Чечню — «перестрелять их…».
Похожие истории рассказывают солдатские матери и жены из всех уголков России. Это – «чеченский синдром», родной брат «афганского», «вьетнамского», «алжирского»… В психиатрии отмечен как «посттравматические стрессовые расстройства» (ПТСР).
«Чеченский синдром» – штука коварная и проявляется не сразу. Сначала – эйфория. После возвращения с войны каждый испытывает невероятную радость, что удалось вернуться домой живым.
Но ликование вскоре проходит. Человек учится заново жить в ставшем ему чужим мире. Иной раз доходит до абсурда. Некоторые не могут спокойно пройти по траве, потому что боятся «растяжек», напрягаются, когда навстречу идет темноволосый человек, боятся резких и громких звуков, низко летящего самолета. У людей появляется склонность к агрессии и пренебрежение собственной жизнью.
Чтобы понять вернувшегося с войны человека, его родным и близким нужно иметь представление о том, что с ним происходило и происходит. Ведь реальность мира боевых действий отличается от повседневного мира.
Первое тяжелое испытание -это разлука с домом, близкими людьми. И это не просто долгая разлука. Солдат на войне никогда не знает, придется ли ему увидеть все это вновь.
Любая резкая смена жизненных обстоятельств – это стресс. Состояние стресса мобилизует организм для быстрого обучения новым способам поведения в сложной ситуации. А в боевой обстановке стресс приобретает совершенно особый характер. Под влиянием множества стрессовых факторов, с которыми каждый день на войне сталкивается воин, у него формируется комплекс психических реакций, дающий возможность выжить в этих условиях. Это своего рода ответ на предъявляемые войной требования к психике человека. Чтобы остаться в живых и решать боевые задачи, человек мобилизует все свои моральные и физические силы.
Война разрушает всю сложившуюся в мирное время систему представлений о хорошем и плохом, о правильном и неправильном, и, самое главное, – сталкивает человека с самим собой. На войне он узнает о себе и о жизни то, чего не видел или не хотел замечать в мирной жизни. Его психика начинает работу по созданию новой картины мира. Но как соединить прошлые представления и привычки с тем, что человек получает на войне? Многое здесь зависит от того, насколько человек готов к новой ситуации, насколько он стрессоустойчив и насколько он «обучаем», то есть может ли он усвоить новый опыт, предлагаемый ему войной.
Во все времена солдату приходилось свыкаться с тем обстоятельством, что ему самому придется убивать или быть убитым. В минуту опасности многие свойства личности раскрываются с неожиданной стороны. Непрерывная череда пограничных ситуаций, бытие на грани жизни и смерти формирует особый тип психологии участника боевых действий.
«Перенесение всевозможных лишений, переживание различных видов опасности или ожидание ее наступления, потеря личной свободы и принудительный характер поведения – все эти факторы войны и боя влияют на психику бойца, – писал в 1935 году в эмиграции русский военный психолог, в Первую мировую – полковник Генерального штаба Р. Дрейлинг. – Действуя постоянно и непрерывно, они постепенно видоизменяют характер реакции бойца на окружающий мир, создают ряд условных рефлексов – словом, производят ряд изменений, которые, в конечном счете, дают картину видоизмененной психики, присущей бойцу по сравнению с обывателем».
На войне тесно переплетаются опасность боя и повседневность быта. Человек на фронте не только воюет. Наступает затишье – и в эти часы он занят работой, от которой во многом зависит успех в новом бою. Среди важнейших факторов, влияющих на психику бойца, Р. Дрейлинг называет «особые условия военного быта, вне привычных общественных и экономических отношений». При
этом он отмечал, что «труд, производимый, например, пехотинцем в полном вооружении и снаряжении, превосходит по количеству расходуемой энергии самые тяжелые формы не только профессионального, но и каторжного труда».
Война всегда оставалась трудом не только опасным, но и изнуряющим человека физически и психически. Поэтому отдых, прежде всего сон, так ценятся на фронте. «Война выработала привычку спать при всяком шуме, вплоть до грохота ближайших батарей, и в то же время научила моментально вскакивать от самого тихого непосредственного обращения к себе», – вспоминал участник Первой мировой, полковник Г. Чемоданов. И это характерно для всех войн.
Однако даже непомерные физические нагрузки не идут ни в какое сравнение с моральными нагрузками солдатской работы. По данным военных психиатров, в первых боях Великой Отечественной войны примерно четверть солдат рвало от страха. Лишь около 2 процентов впервые попавших под обстрел воинов могли адекватно реагировать на ситуацию, но и их в той или иной степени поражал боевой стресс.
Для снятия стресса на войне люди пользуются тем, что имеют. Пили и пьют на войне много, но не пьянеют. Хронический стресс снижает чувствительность к алкоголю. Во всех армиях мира перед боем рядовые и офицеры выпивали положенный им стакан. Для храбрости, а главным образом для предохранения от болевого шока при ранении. Впрочем, и после боя солдат пил стакан-другой для психологической разрядки. Шли в ход и наркотические средства.
Война затрагивает все уровни человеческой психики. Чтобы справиться со страхом смерти или увечья и необходимостью убивать самому, человеку нужны очень серьезные побудительные мотивы, высшие смыслы.
На войну идут как добровольно, так и по принуждению. В последнем случае к тяготам военной службы добавляется непонимание и непринятие причин, по которым приходится их терпеть. Внутренний конфликт в такой ситуации неизбежен.
Конечно, многое зависит и от личности воина. Психология человека, оказавшегося в роли солдата, формируется еще в мирный период, война же выявляет с наибольшей определенностью те или иные качества, а также вызывает к жизни новые, которые не могут возникнуть в мирной обстановке, а на войне формируются чрезвычайно быстро.
Человек на войне за короткий срок изменился и вновь стать таким, каким был, не сможет никогда. Теперь перед солдатом встает задача возвратиться к мирной жизни. Это долгий путь, но пройти его необходимо. И здесь так важны поддержка и любовь родных и близких и вера в то, что задача эта разрешима и реальна.
Нина ДУДНИКОВА
Журнал “Боевое Братство”, № 4, 2007 год
Это лишь немногие цитаты из статей психиатров и психологов. К сожалению это наша действительность. А обсудить эту проблему я решила после общения в блогах с людьми, которые воевали…. Явная агрессия некоторых из них вдруг позволила мне осознать, что они уже не могут жить без врагов, которых необходимо уничтожать и сейчас такими врагами для некоторых из них являемся МЫ-люди не знающие войны. Но они живут среди нас, это факт и никто с ними не работает, мало того большинство из них идет работать в милицию и другие силовые структуры. Никто не занимается их реабилитацией. А ведь часть из них опасны для нас с вами, для наших детей. Что же делать….Хотелось бы услышать ваши мнения….
За сутки посетители оставили 718 записей в блогах и 5702 комментария.
Зарегистрировалось 40 новых макспаркеров. Теперь нас 5026554.
Источник