У ребенка синдром что делать

У ребенка синдром что делать thumbnail

Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?

Воспитание ребёнка – очень важное и ответственное дело. Родители влияют на то, каким будет их ребёнок, какие черты будут в нём наиболее развиты. От родителей зависит будущее ребёнка, его отношение к жизни и стремления. Поэтому родителям необходимо обладать знаниями в области психологии и педагогики, ведь от этого зависит судьба их дальнейшего рода.

У ребенка синдром что делать

Синдром отличника или перфекционизм

Для всех родителей ребёнок является гордостью. Они хотят, что бы он был самым лучшим и добивался успеха во всём, в том числе и в учёбе. И чтобы добиться желаемого, родители предъявляют жёсткие требования и хотят видеть в дневниках своих детей только отличные оценки. Но в этом случае родителей и их детей может подстерегать опасность в виде синдрома отличника (отличницы).

Психология даёт определение синдрому отличника или перфекционизму как психическому состоянию, при котором человек ставит себе изначально самые высокие цели и любым способом стремится достичь их, при этом стремясь выполнить поставленное задание исключительно идеально, часто забывая о других жизненных вещах — например, развлечениях, отдыхе, еде и общении.

У ребенка синдром что делать

Портрет ребёнка с синдромом отличника

Ребёнок со следующими симптомами, болен синдромом отличника:

  • Самооценка нестабильна. Похвала вызывает черезмерную уверенность, критика же способна вызвать неуверенность в своих силах при преступлении к следующему делу.
  • Желание получить отличную оценку всеми доступными ему путями. Возможно проявление обмана и лжи. Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки.
  • Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху.
  • Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи.
  • Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало.
  • Ребенок не способен воспринимать критику и замечания.
  • Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями.
  • Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному.

У ребенка синдром что делать

Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих.

С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм – это психологическая черта личности, со сложной структурой.

Главные симптомы перфекционизма:

  • Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе;
  • Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»;
  • Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие;
  • Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением;
  • Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»;
  • Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях.

У ребенка синдром что делать

Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне.

В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения.

У ребенка синдром что делать

Причины

Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника. Но формируется и становится явным он как раз в детском возрасте, чаще всего, когда ребенок поступает в школу.

Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам:

  • Заниженная самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой.
  • Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить.
  • Потребность получить внимание родителей.
  • Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей.

У ребенка синдром что делать

Как избавиться от синдрома отличника?

Лучшее лечение от синдрома отличника – это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок – за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным.

Категорически запрещается:

  • Сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только его же результаты, предыдущие с новыми. Например, обратить внимание на то, что у него стало получаться, что-то лучше, чем какое-то время назад.
  • Делать выговор за оценки. Даже если вместо отличной отметки ребёнок принёс плохую оценку, не стоит ругать его, узнайте, что не получилось сделать и помогите справиться со сложным заданием.
  • Бояться совершения ошибки. Ошибка – это опыт, возможность победить трудность, познать себя. Ведь все совершают ошибки и вы в том числе.
  • Оценивать своего ребёнка по отметкам. Оценка – это лишь промежуточный результат определённого временного отрезка. А вы любите своё чадо несмотря ни на что, помните про безусловную любовь. Показывайте её при любой возможности.
  • Отталкивать. Даже, когда вы не в настроении приходите домой, и сынок или дочка бегут вам навстречу поделиться эмоциями, полученными в школе от общения с одноклассниками, непременно поговорите с ними. Сразу, пока впечатления так свежи. Позже их восторг от беседы с родителями станет меньше.
  • Обременять заданиями. Вы желаете, чтобы ребёнок был всесторонне развит, для этого вы записали его во всевозможные кружки и секции. Но учёба забирает много сил, их может не остаться на другие занятия. Ваш ребёнок – не ленивый, возможно, вами были переоценены его возможности. Предоставьте ребёнку самому выбрать, куда ему ходить, где ему будет нравиться, а не вам.
Читайте также:  Для синдрома длительного сдавления характерно цианоз кожи

У ребенка синдром что делать

Советы родителям

У детей синдром отличника с большой долей вероятности появляется от недостаточности внимания и любви. Отличными оценками ребенок неосознанно старается заслужить дополнительную похвалу от своих родителей.

Увидев нездоровую реакцию ученика на его отметки, постарайтесь проявить свою любовь открыто:

  • ведь нужно обнимать своего ребенка чаще, без повода;
  • улыбайтесь ему и смотрите в глаза, когда он чем то взволнованно с вами делится;
  • говорите своему чаду слова любви и понимания;
  • спокойно скажите, что вы любите его только за то, что он у вас есть;
  • проводите вместе больше времени, не отгораживайтесь, ссылаясь на работу, если ему необходима ваша помощь и совет.

У ребенка синдром что делать

Если вы обращаете внимание, что ваш ребёнок уделяет урокам очень много времени, предложите ему выйти на прогулку, позвать товарищей в гости или навестить их.

Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:

  • запишите его на спортивные или творческие секции;
  • совершайте прогулки всей семьёй;
  • проводите больше времени с ним, играя в настольные игры.

У ребенка синдром что делать

Как победить синдром отличника, смотрите в следующем видео.

С какими ситуациями в будущем может столкнуться перфекционист и как это начинается с синдрома отличника, смотрите в следующем видео психолога Вероники Степановой.

Источник

В последние годы сильно возросло количество генетических нарушений у детей. Эту печальную тенденцию видит на своих консультациях и Наталья Керре — дефектолог, семейный консультант, автор книги “Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии”. Она описала самые часто встречающиеся в ее практике генетические синдромы — те, с которыми с наибольшей долей вероятности могут столкнуться родители. И рассказала, в чем может заключаться коррекционная помощь детям.

Генетика как наука пока только развивается, мы знаем о генетических аномалиях не очень много, но правильная и своевременная диагностика крайне важна для выбора педагогического и медицинского маршрута помощи ребёнку. Генетические синдромы могут принимать самый разный облик и быть похожи на умственную отсталость, аутизм, шизофрению, ДЦП.

Родителей должны насторожить два момента: если у ребёнка имеются аномалии физического облика (необычная форма ушей, пальцев, глаз, странная походка и т.д.) — и если специалисты долго не могут определиться с диагнозом (каждый ставит своё, пройдено уже больше пяти консультаций, но единого мнения нет).

От рождения ребёнка с генетическими проблемами не застрахована ни одна семья, но считается, что в зоне повышенного риска находятся следующие категории:

  1. Семьи, в которых уже есть ребёнок с любыми генетическими отклонениями.
  2. Мать старше 40 лет.
  3. В анамнезе есть самопроизвольные выкидыши либо замершая беременность.
  4. Длительный контакт родителей с мутагенными вредностями (облучение радиацией, “вредное” химическое производство и т.д.).
Читайте также:  Болевой синдром при коксартрозе лечение

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся генетические синдромы. Необходимо напомнить, что окончательный вывод по поводу диагноза делается только после очной консультации врача-генетика и всестороннего обследования ребёнка!

Синдром Дауна

Это наиболее изученное на сегодняшний день генетическое заболевание. У детей наблюдается снижение мышечного тонуса, недостаточно развитая моторика, нарушение функции вестибулярного аппарата. Синдрому Дауна также свойственны уплощённое лицо и затылок, низко расположенные уши, увеличенный язык, “монголоидный” разрез глаз. Однако эти физические особенности могут проявляться в разной степени. И, вопреки распространённому мнению, дети с синдромом Дауна довольно сильно отличаются друг от друга и больше похожи на своих родителей, чем друг на друга.

Эти дети обычно ласковые, артистичные, общительные, не склонные к антисоциальным поступкам. У детей может быть различный уровень снижения интеллекта: от глубокой умственной отсталости до незначительной задержки развития. Большинство детей способны к обучению и социализации по программе для лиц со снижением интеллекта.

Синдром Ретта

Это генетическое заболевание встречается только у девочек. Беременность и роды обычно протекают без проблем, новорожденные ничем не отличаются от других детей. Однако после 1,5–2 лет наступает регресс, когда ребёнок перестаёт осваивать новые навыки, снижаются темпы роста окружности головы.

Со временем добавляются дополнительные признаки: характерные “моющие” движения руками в области пояса, эпилептические приступы, остановки дыхания во сне, неадекватный смех и вскрикивания, замедление роста кистей рук, стоп и головы. Развитие идёт неравномерно, периоды остановки и регресса сменяются движением вперёд.

Уровень интеллектуального отставания различен, очень хорошие результаты при работе с детьми с синдромом Ретта даёт сочетание методик для детей с ДЦП с методиками для детей с аутизмом. Периоды регресса, конечно, существенно осложняют и замедляют коррекционную работу, но со временем она всё равно обязательно приносит свои плоды.

Синдром Мартина-Белл

Его еще называют синдромом ломкой Х-хромосомы: у детей большой лоб, низко посаженные оттопыренные уши при недоразвитии средней части лица. Рост небольшой, обычно есть снижение мышечного тонуса, косоглазие. Кожа бледная, очень хорошо растяжимая. Дети очень подвижные, эмоционально неустойчивые (возможен внезапный переход от смеха к слезам и обратно), тревожные.

Часто встречаются черты, похожие на аутизм: эхолалия, двигательные стереотипии, трудности с установлением глазного контакта, повышенная чувствительность к свету, звуку, прикосновениям. Почти у всех детей речевые проблемы: нарушение слоговой структуры слова, проблемы с артикуляцией, своеобразный назальный оттенок голоса и т.д.

Дети обычно хорошо подаются коррекции, охотно занимаются. Хорошие результаты показало использование сочетания методик для детей с аутизмом и снижением интеллекта.

Синдром Прадера-Вилли

При этом генетическом синдроме в возрасте 2-6 лет у детей появляется характерная особенность — аномально повышенный аппетит, отсутствие чувства насыщения. У детей с синдромом Прадера-Вилли наблюдается снижение мышечного тонуса, удлинённая форма головы, широкое плоское лицо, миндалевидные глаза, косоглазие, подковообразная форма рта.

Дети обычно эмоциональные, жизнерадостные, но после 6 лет может появиться психопатоподобное поведение с бурными истериками. Со временем повышается общая тревожность, наблюдается компульсивное поведение в виде “щипков” себя за кожу.

Почти у всех детей с синдромом Прадера-Вилли снижен интеллект, но часто очень хорошо развито визуальное восприятие. Дети хорошо обучаемы по программам для детей со снижением интеллекта, обычно легко учатся читать по методикам с применением глобального чтения.

Синдром Ангельмана

Характерный признак этого генетического заболевания — приступы беспричинного смеха, эйфории, застывшее на лице счастливое выражение. Дети гиперактивны, у них нарушена координация движений, часто тремор конечностей. У детей с этим синдромом, как правило, либо полностью отсутствует речь, либо присутствует 5-10 слов.

У детей наблюдается гипопигментация кожи, увеличение интервала между зубами, гладкие ладони, постоянная жажда, слюнотечение. Дети обычно мало и плохо спят. Часто — эпилептические приступы. Интеллект снижен. Хорошие результаты даёт применение сочетания методик для детей с интеллектуальной недостаточностью с методиками для детей с гиперактивностью.

Родителям необходимо помнить, что постановка ребёнку диагноза, связанного с генетическими аномалиями, не означает, что коррекционная работа будет бессмысленной. К сожалению, на сегодняшней день не существует способа полностью вылечить генетический синдром. Но улучшить состояние ребёнка по сравнению с изначальным можно абсолютно во всех случаях.

Источник

Что такое синдром отличника

Пожалуй, синдром отличника у ребёнка — не самый популярный психологический комплекс. Родителей чаще волнует другое — как вытянуть школьника на четвёрки, заполнить пробелы, научить учиться. Отличников ставят в пример, а мамам и папам отличников завидуют — вон какой у вас ребёнок, просто загляденье. И кажется, что бороться здесь попросту не с чем.

Но синдром отличника — частый спутник амбиций и успеха. По сути, это нездоровая зависимость от одобрения окружающих. Это стремление достигать успеха и похвалы во всём, не позволять себе проигрывать. Это навязчивая зацикленность на оценках без наслаждения процессом учёбы. 

Читайте также:  Косвенные признаки синдрома дауна на узи

Почему возникает синдром отличника

Как правило, причины синдрома отличника — следующие: 

  • нехватка внимания, любви и заботы со стороны близких людей, 
  • завышенные требования родителей, 
  • отсутствие похвалы и поощрений, 
  • психологическое давление родителей, 
  • наказания (физические и нефизические) за плохие оценки. 

Источник:  unsplash.com / @kyledevaras

Как определить синдром отличника у ребёнка

Вот три частых симптома синдрома отличника, помимо «чрезмерно хорошей учёбы». 

  1. Зависимость от чужого мнения

Если самооценка ребёнка чрезмерно зависит от того, что говорят окружающие, — стоит обратить внимание. Ребята с синдромом легко теряют уверенность в себе, услышав критику, и, напротив, преисполняются самоуверенностью от похвалы. Мы все в той или иной степени зависим от того, что думают окружающие. Но это не должно переходить границы допустимого. 

  1. Пятёрка любой ценой

Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. Бывает, что ребёнок превосходно учится в начальной школе, завоёвывает титул первого ученика, переходит в средние классы и успеваемость падает. А престиж нужно поддерживать — вокруг создаётся давление. Чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые способы. 

  1. Страх ошибиться

Жуткие кошмары любого отличника — двойка за работу, незнание ответа на вопрос, неготовность к ответу на уроке. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов. 

Подпись: unsplash.com / @jeshoots

Как бороться с синдромом отличника

Итак, вы поняли, что у вашего ребёнка синдром отличника. Что же делать? Вот несколько тактик. Примените их в общении с ребёнком — и ситуация улучшится. 

Проявляйте любовь

То, что вы любите ребёнка, может быть ему неочевидно. Демонстрируйте чувства поступками, не стесняйтесь ласки и проявления эмоций. Ребёнок должен знать, что его любят не потому, что он отличник, а просто потому, что он есть. И неважно, какие оценки, — любить будут всегда. 

Поддерживайте

Другой способ, как бороться с синдромом отличника, — показать, на чьей вы стороне. Ребёнок должен чувствовать поддержку, а не обвинения родителей, которые вторят учителям: «Контрольная написана плохо! Тему не доучил! Сочинение слабое!». 

Не объединяйтесь с чужими, а вставайте на защиту ребёнка. И даже если сочинение действительно слабое — не нужно накидываться на ребёнка с претензиями. Обнимите и скажите, что ошибки — это нормально. 

Чаще хвалите

Поощряйте ребёнка и говорите, что он умница и молодец. Не в связи с оценками, а просто так. К синдрому отличника нередко приводит именно недостаток одобрения и признания от родителей. Поэтому важно демонстрировать, что цените ребёнка и признаёте его заслуги. 

Проработайте нереализованные амбиции

Часто мы перекладываем на ребёнка то, что не воплотили в жизнь сами. Например, вы всегда хотели стать врачом, но пошли в юристы. А ребёнка подталкиваете к медицинской карьере, возлагаете на него завышенные ожидания и требуете великолепных академических достижений по биологии и химии. 

Уберите важность

Уроки — не главное! Оценки — не главное! Главное — это быть счастливым и любимым. И конечно же, за ошибки в учёбе нельзя наказывать. Сместите фокус внимания важности с учёбы на простые радости и удовольствия жизни. 

<<Блок перелинковки>>

Учиться — нужно и полезно, но необязательно всегда быть первым. Бывает так, что лучше сбавить темп — и прийти вторым или третьим. Зато остаться счастливым.  

Резюме

Чтобы избавиться от синдрома отличника, пожалуй, главный совет — транслировать ребёнку здоровое и позитивное отношение к учёбе. Вовсе не нужно убиваться и получать ежедневные пятёрки с плюсом. Объясните ребёнку, что ошибки — не смертный приговор, а часть обучения. А если чувствуете, что требуется тщательная и комплексная проработка страхов и комплексов ребёнка, — обратитесь к квалифицированному психологу.

Источник