Уход за новорожденными с синдромом дауна
Синдром Дауна — это генетическое заболевание. Страдающим им человек рождается с лишним экземпляром 21-й хромосомы. Если у вас родился ребенок с синдромом Дауна, кормить, одевать, ухаживать, обнимать, говорить, играть и любить его нужно точно так же, как и любого другого малыша.
Что такое синдром Дауна?
Синдром Дауна — это генетическое заболевание. Страдающим им человек рождается с лишним экземпляром 21-й хромосомы. Заболевание выявляется при рождении, однако при помощи генетического тестирования его также можно обнаружить еще в период беременности. Синдром Дауна вызывает некоторые физические и интеллектуальные отклонения, в большинстве случаев — умеренные. Если у вас родился ребенок с синдромом Дауна, кормить, одевать, ухаживать, обнимать, говорить, играть и любить его нужно точно так же, как и любого другого малыша.
Как сохранить здоровье?
В большинстве основных аспектов дети, рожденные с синдромом Дауна, практически ничем не отличаются от обычных детей. Им присущи такие же эмоции и настроение, они так же любят узнавать и учиться чему-то новому, играть и наслаждаться жизнью. Ваша задача — предоставить ему максимум возможностей и условий для полноценного роста и развития. Читайте ему книги и играйтесь точно так же, как вы бы делали с любым другим ребенком. Помогайте своему малышу получать ценный и позитивный опыт от общения с новыми людьми и посещения новых мест.
Все дети, рожденные с синдромом Дауна, отличаются. По мере взросления малыша вам нужно тщательно следить за его физическим и интеллектуальным развитием. Возможно, у него проявятся определенные проблемы со здоровьем, требующие дополнительного или особого ухода. Следует отметить, что не у всех детей с синдромом Дауна возникают какие-либо нарушения здоровья. Кроме того, сами эти нарушения могут быть разными.
Физическое здоровье
У детей с синдромом Дауна повышен риск появления следующих проблем:
- Сложности с кормлением. Малышам с синдромом Дауна может понадобиться больше времени на то, чтобы научиться сосать грудь или бутылочку со смесью. Грудное вскармливание полезно абсолютно для всех детей, включая родившихся с этим генетическим нарушением. Врач, медсестра, специалист по кормлению или женщина, вырастившая ребенка с синдромом Дауна, научат вас, как преодолеть эту проблему.
- Сердечные нарушения. Некоторые сердечные дефекты требуют хирургического вмешательства в первый же год жизни, другие могут пройти сами по себе. Как бы то ни было, если у ребенка будут выявлены подобные проблемы, вас направят к кардиологу, который назначит лечение и будет следить за состоянием ребенка до момента полного устранения проблемы.
- Нарушения слуха. У некоторых детей может развиться частичная потеря слуха. Дело в том, что при синдроме Дауна у детей уменьшены размеры евстахиевых труб (части внутреннего уха), что приводит к накоплению жидкости. Избавиться от нее можно посредством хирургического введения искусственных трубок, через которые и происходит отток жидкости. Иногда у детей наблюдается необратимое повреждение нервов, приводящее к полноценной потере слуха. В таком случае решить проблему помогут многочисленные слуховые аппараты. Без своевременного вмешательства потеря слуха может нарушить развитие речи.
- Нарушения зрения. Это может быть как катаракта, так и другие глазные заболевания и нарушения, требующие ношения очков.
К менее вероятным осложнениям синдрома Дауна относятся:
- врожденная кишечная непроходимость, требующая хирургического вмешательства
- вывих бедра
- заболевания щитовидной железы
- анемия (эритроциты не способны переносить достаточное количество кислорода по всему телу) и дефицит железа (анемия, при которой эритроцитам не хватает железа)
- лейкемия у новорожденных или маленьких детей
Рекомендации по развитию
Ваш ребенок будет проходить абсолютно те же ступени развития, что и любые другие малыши. Отличие заключается в том, что на это ему понадобиться немного больше времени. Вмешательство на ранней стадии в виде физической и реабилитационной терапии наряду с дополнительными занятиями помогут ускорить основные аспекты развития ребенка с синдромом Дауна. К таковым относятся:
- моторные навыки (ходьба, переползание, кормление, одевание, письмо)
- языковые навыки (речь и развитие словарного запаса)
- социальные навыки (общение, понятие очередности, зрительный контакт, манеры)
- обучение (чтение, счет)
Чем раньше ребенок приступит к занятиям, тем лучше будет проходить его развитие и тем успешнее сложится его жизнь.
Во многих странах и городах мира существуют специализированные группы поддержки и организации, помогающие родителям детей с синдромом Дауна. Помимо родителей посещать их полезно также дедушкам и бабушкам, братьям и сестрам, и другим близким родственникам. Спросите у врача о наличии в вашем регионе подобных организаций.
Факты
Часто у родителей, чей первый ребенок родился с синдромом Дауна, второй ребенок также рождается с этим заболеванием. Поэтому, планируя вторую беременность, проконсультируйтесь с врачом. Он поможет вам определиться с целесообразностью прохождения генетического тестирования.
Впервые узнав о наличии у ребенка синдрома Дауна, вы можете почувствовать разочарование, злость, печаль, страх и тревогу в отношении будущего. Все эти переживания являются вполне нормальными. Зачастую в таких ситуациях помогает общение с другими родителями детей с синдромом Дауна. Поверьте, они прекрасно знают и понимают, что вы чувствуете. Также вы можете обратиться за помощью к семейному врачу или же посетить группу поддержки.
Вопросы, которые следует задать врачу
- действительно ли у большинства детей с синдромом Дауна низкий мышечный тонус?
- Научится ли мой ребенок читать?
- Сможет ли он в будущем стать самостоятельным?
- Как понять, что у меня на фоне диагноза ребенка развилась послеродовая депрессия?
(No Ratings Yet)
Loading…
Источник
ÐÑли Ñ Ð²Ð°Ñ Ð² ÑемÑе ÑаÑÑÑÑ ÑебÑнок Ñ ÑиндÑомом ÐаÑна, Ð²Ñ Ð¸Ð³ÑаеÑе важнÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð² возможноÑÑи малÑÑа ÑеализоваÑÑ Ñвой поÑенÑиал. Ðногие ÑодиÑели пÑинимаÑÑ ÑеÑение ÑамоÑÑоÑÑелÑно ÑаÑÑиÑÑ Ð±Ð¾Ð»Ñного ÑебÑнка, Ð´Ð»Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ пÑиемлемо довеÑиÑÑ ÑÑо ÑпеÑиалÑнÑм ÑÑеÑеждениÑм. ÐÑли вам Ñложно ÑделаÑÑ Ð²ÑбоÑ, можеÑе обÑаÑиÑÑÑÑ Ð·Ð° помоÑÑÑ Ð² гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑжки или ÑпеÑиализиÑованнÑÑ Ð¾ÑганизаÑиÑ.
РпÑоÑеÑÑе воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑебÑнка Ñ Ñаким оÑклонением в ÑазвиÑии Ð²Ñ ÑÑолкнÑÑеÑÑ ÐºÐ°Ðº Ñ ÑÑÑдноÑÑÑми Ñак и Ñ Ð¿ÑиÑÑнÑми неожиданноÑÑÑми. ЧаÑÑÑе пеÑÐµÐ¿Ð°Ð´Ñ Ð² пÑоÑвлении акÑивноÑÑи и желании ÑебÑнка ÑазвиваÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð¸Ð·Ð¼Ð°ÑÑваÑÑими Ð´Ð»Ñ ÑодиÑелей. УделÑйÑе Ñебе вÑемÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð±ÑÑÑ Ð² ÑоÑме и обеÑпеÑиÑÑ ÑебÑÐ½ÐºÑ Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñий ÑÑ Ð¾Ð´.
ÐоказаÑели ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¸ пÑиобÑеÑение оÑновнÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñков
ÐÑдÑÑе ÑеÑÐ¿Ð¸Ð»Ð¸Ð²Ñ Ð¸ подбадÑивайÑе ÑебÑнка, когда он бÑÐ´ÐµÑ ÑÑиÑÑÑÑ Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð¸ оÑваиваÑÑ Ð´ÑÑгие Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñе навÑки, Ñакие как ÑпоÑобноÑÑÑ ÑидеÑÑ, ÑÑоÑÑÑ, повоÑаÑиваÑÑÑÑ Ð¸ говоÑиÑÑ. ÐÐ¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð°Ð´Ð¾Ð±Ð¸ÑÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе вÑемени, Ñем здоÑÐ¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑÑ, но ÑолÑко подÑмайÑе как пÑиÑÑно вам бÑÐ´ÐµÑ ÑмоÑÑеÑÑ Ð½Ð° доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñвоей кÑÐ¾Ñ Ð¸.
ÐапиÑиÑе ÑебÑнка на занÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ пÑогÑамме Ñаннего вмеÑаÑелÑÑÑва (Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей до 3-Ñ Ð»ÐµÑ). СпеÑиалÑно обÑÑеннÑе воÑпиÑаÑели бÑдÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑолиÑоваÑÑ Ð¸ ÑÑимÑлиÑоваÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð²Ð°Ñего малÑÑа. ÐÑоконÑÑлÑÑиÑÑйÑеÑÑ Ñо Ñвоим леÑаÑим вÑаÑÑм где можно ÑзнаÑÑ Ð¾ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð½ÑÑиÑÑ Ð² ваÑем Ñегионе.
ÐавÑки ÑамоÑÑоÑÑелÑно пÑинимаÑÑ Ð¿Ð¸ÑÑ Ð¸ одеваÑÑÑÑ Ñ Ð´ÐµÑей Ñ ÑиндÑомом ÐаÑна Ñакже ÑÑваиваÑÑÑÑ Ð´Ð¾Ð»ÑÑе. ÐÑводиÑе каждÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð¿ÑеделÑнное вÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° ÑÑи пÑоÑедÑÑÑ, и когда помогаеÑе ÑебÑнкÑ, бÑдÑÑе Ñ Ð½Ð¸Ð¼ ÑеÑпимÑ.
ÐÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе ÑÑкоÑиÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ адапÑаÑии ÑебÑнка в обÑеÑÑве, еÑли оÑдадиÑе его в один клаÑÑ Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð´ÐºÐ°Ð¼Ð¸. ÐодÑмайÑе, как можно ÑÑимÑлиÑоваÑÑ Ð¼ÑÑлиÑелÑнÑй пÑоÑеÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа, не заÑÑавлÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑилÑно напÑÑгаÑÑÑÑ. Ðе опÑÑкайÑе ÑÑки, еÑли он не ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¿Ð¾Ð¹Ð¼ÑÑ ÑÑо нÑжно делаÑÑ, Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей Ñ ÑиндÑомом ÐаÑна ÑÑо обÑÑное Ñвление.
ÐеÑиод обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñколе
Ðногие деÑи Ñ Ñаким поÑоком занимаÑÑÑÑ Ð² одном клаÑÑе Ñ Ð¾ÑÑалÑнÑми ÑколÑниками. Ðногда Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ ÑазÑабаÑÑваÑÑ ÑпеÑиалÑное ÑаÑпиÑание, кÑда вноÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑеÑение дополниÑелÑнÑÑ Ð·Ð°Ð½ÑÑий.
ÐаÑанее позабоÑÑÑеÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð²Ð°Ñ ÑебÑнок поÑÑл вовÑÐµÐ¼Ñ Ð² ÑколÑ. Ðо законодаÑелÑÑÑвÑ, деÑи Ñ Ñакого вида оÑклонениÑми в ÑазвиÑии имеÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ðµ пÑаво полÑÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ñенное обÑазование. ÐÐ°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÑÑ Ð²Ð°Ð¼ как ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ð±ÑÑÑ Ð² кÑÑÑе вÑÐµÑ ÑеÑений, коÑоÑÑе пÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð°Ð´Ð¼Ð¸Ð½Ð¸ÑÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑебного Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ вопÑоÑÑ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñего ÑебÑнка.
Ð§ÐµÐ¼Ñ ÑледÑÐµÑ ÑделÑÑÑ Ð¾Ñобое внимание в ÑноÑÑи и взÑоÑлом возÑаÑÑе
Ðогда ÑебÑнок Ñ ÑиндÑомом ÐаÑна пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² подÑоÑÑковÑй возÑаÑÑ, Ñакие аÑпекÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑÑ Ð¾Ð´ за Ñобой и поддеÑжание лиÑной Ð³Ð¸Ð³Ð¸ÐµÐ½Ñ Ð²ÑÑÑÑпаÑÑ Ð½Ð° пеÑвÑй план. ÐÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑвеÑÑÑниками, в Ñом ÑиÑле и Ñ Ð¿ÑоÑивоположнÑм полом, напÑÑмÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑÑÑ Ð¾Ñ ÑоблÑÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑÑеÑказаннÑÑ Ð½Ð¾Ñм.
Рплане обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿Ð°ÑиенÑов Ñ ÑиндÑомом ÐаÑна возникаÑÑ Ñакие же Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ поÑÑебноÑÑи как и Ñ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ñ Ð·Ð´Ð¾ÑовÑÑ Ð»Ñдей. Ðни Ñакже Ñ Ð¾ÑÑÑ Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð½Ð° ÑвиданиÑ, заводиÑÑ Ð´ÑÑзей, имеÑÑ Ð¸Ð½ÑимнÑе оÑноÑениÑ. ÐÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе помоÑÑ Ð¸ подÑказаÑÑ ÐºÐ°Ðº нÑжно ÑÐµÐ±Ñ Ð²ÐµÑÑи в Ñой или иной ÑиÑÑаÑии. ÐбÑÑÑниÑе, ÑÑо акÑивное ÑÑаÑÑие в обÑеÑÑвенной жизни даÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ ÑаÑÑиÑиÑÑ ÐºÑÑг знакомÑÑв. Ðе ÑÑаÑайÑеÑÑ Ð½Ð°ÑоÑно знакомиÑÑ ÑебÑнка Ñ Ð»ÑдÑми, ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð·Ð°ÑÑавиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ замкнÑÑÑÑÑ Ð² Ñебе и оÑдалиÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð²Ð°Ñ.
ÐомниÑе, ÑÑо Ñакие деÑи пÑедÑаÑÐ¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ Ðº ÑÑезмеÑной впеÑаÑлиÑелÑноÑÑи и не вÑегда могÑÑ Ñами ÑеÑаÑÑ Ð±ÑÑовÑе пÑоблемÑ. ÐодгоÑовÑÑе ÑебÑнка к ÑеÑÑÑÐ·Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑпÑиÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑноÑений Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¼ÑжÑиной и женÑиной и возможной ÑекÑÑалÑной близоÑÑи:
ÐаÑÑиÑе его беÑежно оÑноÑиÑÑ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑÐ³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ñ Ð¸ Ñак же воÑпÑинимаÑÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð»Ñдей.
ÐÑоведиÑе беÑÐµÐ´Ñ Ð¾ моÑалÑнÑÑ ÑенноÑÑÑÑ Ð² жизни.
ÐозабоÑÑÑеÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑебÑнок полÑÑил в доÑÑÑпной ÑоÑме инÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð¾ половом воÑпиÑании. РаÑÑкажиÑе о ÑÑнкÑии пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñода.
ÐбÑÑÑниÑе ÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ðµ еÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑ Ð¿ÑедоÑÑоÑожноÑÑи, Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñе Ð´Ð»Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°Ñного ÑекÑа, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°ÑÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ð¹, пеÑедаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñм пÑÑÑм.
ÐÑÑ Ð² подÑаÑÑковом возÑаÑÑе наÑинайÑе планиÑоваÑÑ Ð±ÑдÑÑÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð²Ð°Ñего ÑебÑнка. Ðногие лÑди Ñ Ñиндомом ÐаÑна во взÑоÑлом возÑаÑÑе живÑÑ Ð¾ÑделÑно Ð¾Ñ ÑодиÑелей в ÑпеÑиалÑнÑÑ Ð¿Ð°Ð½ÑионаÑÐ°Ñ , где им оказÑваÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼ÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑжкÑ. РболÑÑинÑÑве ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð¾Ð¼Ð¾Ð² ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ ÑÑебование, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð»Ñди Ñ Ñаким диагнозом бÑли более-менее ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑми: могли без поÑÑоÑонней помоÑи еÑÑÑ, одеваÑÑÑÑ Ð¸ пÑинимаÑÑ Ð´ÑÑ.
Ðе ÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñакой деÑÐµÐºÑ Ð² ÑазвиÑии, болÑнÑе ÑиндÑомом ÐаÑна ÑÑаÑаÑÑÑÑ ÑабоÑаÑÑ Ð·Ð° пÑеделами меÑÑа пÑÐ¾Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ пÑинимаÑÑ Ð°ÐºÑивное ÑÑаÑÑие в обÑеÑÑвенной жизни. Ðак Ð´Ð»Ñ Ð»Ñбого инвалида, акÑивнÑй обÑаз жизни ознаÑÐ°ÐµÑ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко возможноÑÑÑ ÑеализоваÑÑ ÑебÑ, но и оÑознание Ñого, ÑÑо они Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ Ð² обÑеÑÑве. РкаÑеÑÑве дополниÑелÑнÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑов лÑди Ñ ÑиндÑомом ÐаÑна Ñакже могÑÑ Ð¿ÑинимаÑÑ ÑÑаÑÑие в ÐлимпийÑÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð³ÑÐ°Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð½Ð²Ð°Ð»Ð¸Ð´Ð¾Ð² или ÑвлекаÑÑÑÑ Ð¸ÑкÑÑÑÑвом и ÑиÑованием.
ÐомниÑе, ÑÑо Ñеловек Ñ Ñаким заболеванием оÑобенно подвеÑжен пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¿ÑеÑÑии. ÐÑобенно ÑÑо Ñ Ð°ÑакÑеÑно пÑи поÑеÑе близкого Ñеловека или ÑилÑном ÑазоÑаÑовании в повÑедневной жизни. ÐеÑвÑм пÑизнаком ÑÑого ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿ÐµÑепад наÑÑÑоениÑ. ÐÑли Ð²Ñ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑили Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñакого плана, обÑаÑиÑеÑÑ Ð·Ð° помоÑÑÑ Ðº ÑпеÑиалиÑÑÑ.
Источник
Синдром Дауна — врожденная генная мутация, которая возникает на этапе внутриутробного зарождения плода. Патология проявляется в легкой, средней, тяжелой и глубокой формах. Уровень социализации, умственного, когнитивного и моторного развития определяется степенью тяжести мутации. Существенная роль в адаптации малышей принадлежит родителям, которые несмотря на диагноз и благодаря своим усилиям и терпению, могут вырастить абсолютно нормального ребенка.
Передается ли мутация по наследству? Какие факторы нужно исключить из своей жизни, чтобы предотвратить возникновение синдрома Дауна у ребенка? Можно ли вылечить заболевание? Какие внешние признаки указывают на наличие патологии? Сколько лет люди живут с генной мутацией?
Из-за чего возникает синдром Дауна?
Синдром Дауна — генетическая патология, которая развивается в результате нарушений в 21-ой паре хромосом (раздвоение генетического материала, целой хромосомы или ее участков). У здорового человека в норме должно быть 46 хромосом, одна пара наследуется от мамы, вторая — от папы. Если у ребенка в 21-ой паре присутствует трисома, врачи ставят диагноз — синдром Дауна. В последние годы болезнь приобрела широкое распространение. По статистике, на 600-800 новорожденных малышей приходится 1 больной ребенок. Возникновение мутации не зависит от пола ребенка или его национальности.
Почему малыши рождаются с такой патологией? К числу основных причин, которые могут вызвать появление дополнительной хромоcомы, относятся:
- генетическая мутация от родителей;
- нарушение процесса клеточного деления (нерасхождение парных хромосом или слияние всех трех хромосом) во время оплодотворения или после него.
На сегодняшний день эта мутация до сих пор не изучена до конца. Ученые выделяют несколько основных факторов риска, которые могут стать причинами возникновения синдрома Дауна:
- Поздний возраст матери. По статистике, у женщин до 25-27 лет вероятность рождения ребенка с генной мутацией составляет 1:1500, к 35-ти годам — 1:500, а после 45 лет — 1:40.
- Близкие родственные связи между родителями. Если мама и папа являются кровными родственниками, общий ребенок может родиться с синдромом Дауна.
- Родовая наследственность. Мутация передается по наследству — если прабабушка или прадедушка страдали генетическим расстройством, вероятность рождения малыша с синдромом Дауна очень высокая. Наличие транслокации (изменение в структуре хромосом) у мужа или жены также является прямым фактором развития патологии у новорожденного.
Критерием для классификации заболевания является этиология мутаций кариотипа. К числу подвидов синдрома можно отнести:
- Мозаичный синдром. Мозаичная форма встречается всего у 1-2% пациентов с синдромом Дауна. Проявляется поражением только некоторых тканей и органов, соответственно не все клетки содержат аномальное количество хромосом. Мозаицизм формируется на ранних стадиях развития плода. Несмотря на то, что мозаичный синдром характеризуется легким протеканием болезни, его достаточно трудно диагностировать во время беременности.
- Трисомию. Подавляющее количество случаев, при которых детям ставится диагноз синдром Дауна, происходят вследствие трисомии. Это явление характеризуется образованием трех хромосом в 21-ой паре из-за неправильного деления материнских или отцовских половых клеток.
- Транслокацию. Это изменение в структуре 21-ой пары хромосом, при котором вся хромосома или ее участок прикрепляется к плечу другой хромосомы.
В зависимости от причин возникновения, болезнь имеет 4 степени тяжести — глубокую, тяжелую, среднюю и слабую. Пациенты с синдромом в глубокой форме не могут самостоятельно ухаживать за собой, родителям достаточно трудно адаптировать их к социуму.
Малыши с легкой формой практически не отличаются от здоровых сверстников, имеют незначительную недоразвитость психики и могут полноценно развиваться коллективе.
Основные признаки болезни у новорожденных
У 30% женщин, которые носят под сердцем ребенка с синдромом Дауна, случается выкидыш на ранних сроках. Остальные 70% рожают доношенных малышей с незначительными отклонениями в массе тела, которые не всегда связаны с генетической мутацией. Диагноз ставит неонатолог по явным внешним признакам во время первичного осмотра новорожденного. К основным симптомам относятся:
- укороченный череп;
- кожная складка на шее, характерная для мутации;
- плоская задняя часть головы;
- косоглазие и характерная белая пигментация по краю радужки;
- монголоидный глазной разрез;
- короткий нос и плоская переносица;
- деформированные ушные раковины и грудная клетка;
- большой язык;
- готическое (аркообразное) небо;
- постоянно приоткрытый рот из-за гипотонии мышечной системы;
- короткие верхние и нижние конечности;
- искривление мизинцев.
Малыши с раннего возраста могут страдать такими серьезными патологиями, как порок сердца, дисплазия тазобедренных суставов, косоглазие, атрезия пищевода и двенадцатиперстной кишки. Они склонны к лишнему весу, запорам, гипотиреозу, но, благодаря дополнительному защитному гену, у них довольно редко возникают злокачественные опухоли. Малыши с синдромом Дауна очень слабые — они часто болеют вирусными и инфекционным заболеваниями, которые ослабляют иммунитет.
Как диагностировать заболевание у детей?
На сегодняшний день система пренатальной диагностики позволяет выявить генную мутацию на раннем сроке беременности. На 11-13-ой неделе беременности можно провести следующие диагностические мероприятия:
- УЗИ — позволяет определить наличие или отсутствие носовой кости, толщину воротникового пространства и лобной доли, длину локтевых и бедренных костей. По результатам исследования специалист может диагностировать только трисомию. Мозаичный синдром или транслокацию выявить ультразвуком невозможно.
- Биохимический анализ крови на уровень ХГЧ. Этот метод позволяет исследовать субъединицы хорионического гормона, а также плазменный протеин А. Отклонения от нормы обоих показателей могут свидетельствовать об изменениях в кариотипе хромосом. Биохимический анализ крови не является обязательным диагностическим мероприятием. Врач направляет беременную женщину на дополнительные исследования после неудовлетворительных результатов УЗИ.
- Биохимический тест. В случае, если оба предыдущих метода диагностики вызывают у врача сомнения, на 16-18 неделе беременной женщине делается тест на определение уровня эстриола и фетопротеина.
Все указанные методы являются неинвазивными, то есть не предполагают хирургическое вмешательство. Если результаты диагностики подтверждают синдром Дауна у плода, врачи используют более точные инвазивные исследования:
- Хорионбиопсия — позволяет диагностировать состояние тканей оболочки плода на 13-ой неделе беременности.
- Амниоцентез — исследование околоплодных вод, проводится не раньше 18-ти недель. Прокалывание делается с помощью специальной иглы для забора жидкости. Этот метод назначается только в том случае, если беременность у женщины протекает без каких-либо осложнений.
- Кордоцентез — пренатальное исследование пуповинной крови плода, проводится после 18 недель.
Полученные результаты диагностики обязательно расшифровывает генетик. После его консультации родители принимают решение о прерывании или продлении беременности.
Скрининги на втором и третьем триместре позволяют отследить состояние внутренних органов и систем, которые у малышей могут быть поражены еще в утробе матери.
Как лечить?
Можно ли вылечить это заболевание полностью или частично? Это первый вопрос любой мамы, которая узнала о том, что ее будущий ребенок родится с синдромом Дауна. На самом деле, хромосомную аномалию полностью вылечить невозможно. Врачи по всему миру предлагают родителям только экспериментальные методы, эффективность которых еще не доказана.
Малыши с синдромом Дауна должны быть под наблюдением врача большую часть своей жизни. Систематическое посещение детских специалистов и правильная педагогическая помощь способны улучшить общее самочувствие и качество жизни таких детей. Как правило, страдающие синдромом Дауна стоят на учете у педиатра, кардиолога, окулиста, ЛОРа, эндокринолога и гастроэнтеролога. Для того, чтобы ребенок мог полноценно находиться в социуме, необходимо регулярно посещать таких специалистов:
- Логопед. Речь у малышей с синдромом Дауна затруднительная и прерывистая. Регулярные занятия с логопедом помогают детям улучшить произношение слов, пополнить словарный запас и научиться формулировать мысли.
- Невропатолог. Врач занимается коррекцией умственного и моторного развития. Для улучшения кровообращения головного мозга невропатологи на постоянной основе назначают лекарственные средства — Пирацетам, Аминалон, комплекс витаминов группы В.
Солнечным детям показаны процедуры, которые помогают восстановить тонус мышц: массаж, ЛФК плавание, водная гимнастика. В последнее время достаточно популярна дельфинотерапия.
Место обучения таких детей зависит от формы и степени тяжести мутации, а также от уровня социальной адаптации. Некоторые родители, благодаря ежедневным занятиям с ребенком, достигают значительных результатов для посещения обычной школы. Малыши с синдромом Дауна в тяжелой форме обычно ходят в специализированные учебные заведения.
Прогнозы врачей
Социализация и уровень интеллекта ребенка с генной мутацией в основном зависит от усилий родителей. Среди солнечных людей есть мастера в изобразительном искусстве, актерском и театральном искусстве и спорте. Многие из них имеют высшее образование. Все эти успехи являются заслугой исключительно их родителей.
Средняя продолжительность жизни людей с синдромом Дауна составляет 50-60 лет. Основные причины ранней смертности — хронические нарушения работы сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Своевременное обращение и лечение этих заболеваний позволяет продлить жизнь до 65-70 лет.
Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »
Источник