В основе какого синдрома лежит повышенная истощаемость нервной клетки

В основе какого синдрома лежит повышенная истощаемость нервной клетки thumbnail

Слайд 2. В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребёнка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.

Под понятием «умственная отсталость» объединены разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Разные формы умственной отсталости различаются по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, могут различаться по времени возникновения и по особенностям течения. Общий объединяющий всех их признак – недоразвитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребёнка в целом.  

Понятие «умственная отсталость»  не тождественно понятию «олигофрения». Ребёнок может страдать тяжёлым заболеванием нервной системы, но не быть умственно отсталым. В других случаях то же заболевание может привести к умственной отсталости. К умственно отсталым детям также могут быть отнесены дети, страдающие шизофренией, эпилепсией, перенесшие энцефалит, травмы. У многих умственно отсталых детей наблюдается патология эмоционально-волевой сферы, аномалии физического развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой умственно отсталых детей и не могут быть достаточным основанием для заключения об умственной отсталости.

Решающим фактором при этом должно служить наличие нарушений высших психических функций.

Умственная отсталость относится к болезням развития – дизонтогенезам, может возникнуть только при поражении развивающегося мозга во внутриутробном периоде, при родах, в раннем и младшем возрасте (до трёх лет).

_____________________________________________________________________________

Слайд 3. Медицинский диагноз ставят врачи, которые используют в настоящее время Международную классификацию болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ-10). В этой классификации, адаптированной для нашей страны, наряду с расстройствами у детей, чётко определены и степени умственной отсталости. Термин «олигофрения» в настоящее время практически на употребляется.

Выделяется:

  • лёгкая умственная отсталость (дебильность): F-70,
  • умеренная умственная отсталость (нерезко выраженная имбецильность): F-71,
  • тяжёлая умственная отсталость (резко выраженная имбецильность):    F-72,
  • глубокая умственная отсталость (идиотия): F-73.

Слайд 4.  Другие формы умственной отсталости

В зависимости от степени умственной отсталости, от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей ребёнка определяется тип учреждения, формы и методы его воспитания и обучения.

_____________________________________________________________________________

Слайд 5. Причинами умственной отсталости могут быть различные факторы экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера, вызывающие органические нарушения головного мозга.

____________________________________________________________________________

Слайд 6. Классификация поражений головного мозга по времени возникновения, т.е. по времени поражения ЦНС:

  • пренатальные  (до родов);
  • перинатальные (в период родов),
  • постнатальные (после родов).

Слайд 7. Экзогенные формы умственной отсталости

При возникновении в пренатальном периоде – внутриутробное нарушение развития:

  • острые инфекционные вирусные заболевания матери в первом триместре беременности (вирус краснухи, вирус эпидемического паротита (свинки, заболевание  матери корью, ветряной оспой);
  • внутриутробные травмы – ушиб живота беременной;
  • хронические инфекции матери (токсоплазмоз, листериоз, сифилис);
  • внутриутробная интоксикация (вызвана медикаментозными препаратами – гормонами, плодоизгоняющими средствами),
  • профессиональные вредности матери (химические или физические),
  • иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорождённого (ГБН).

При возникновении в перинатальном периоде – возникают при  родовых травмах, асфиксиях (стремительные роды – разрыв сосудов с кровоизлиянием, затяжные роды – деформация головки плода, застои крови в сосудах мозга, кислородное голодание);

При возникновении в постнатальном периоде –

  • нейроинфекции (энцефалиты, менингоэнцефалиты);
  • интоксикации,
  • черепно-мозговые травмы.

Экзогенные формы составляют половину всех дефектов развития познавательной сферы, возникающих после рождения ребёнка.

_____________________________________________________________________________

       Слайд 8. Современные исследования в области этиологии умственной отсталости свидетельствуют о том, что ведущая роль в происхождении умственной отсталости принадлежит генетическим факторам.

Мутации могут быть хромосомными и генными.

При хромосомных формах олигофрении (присутствие лишних или недостаток хромосом) – болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера – наблюдается выраженное и глубокое недоразвитие познавательной сферы.

Генные мутации (родители являются носителями патологических генов) могут затрагивать один ген (моногенные мутации) или группу генов слабого действия, контролирующих один и тот же признак (мутантные полигены).

К этой группе относятся:

  • наследственные болезни обмена веществ, поражающие ЦНС (фенилкетонурия, галактоземия),
  • ряд наследственных болезней соединительной ткани,
  • наследственные дегенеративные заболевания ЦНС,
  • изолированные дефекты формирования мозга (микроцефалия, гидроцефалия)

___________________________________________________________________________

Слайд 9. Ещё одна категория учащихся школ 8 вида, малочисленная, относится к повреждённому психическому развитию. Речь идёт о деменции. Органическая деменция – приобретённое слабоумие, стойкое, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройством памяти и эмоционально-волевой сферы, возникающее при органических поражениях мозга вследствие воспалительных заболеваний мозга, травмах, ушибах мозга, при шизофрении и эпилепсии.

Возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте 2-3 и до 9 лет. Нарушения деятельности мозга происходит после определённого периода нормального развития ребёнка. К приобретённому слабоумию приводит шизофрения, эпилепсия, сосудистые или воспалительные заболевания головного мозга, тяжёлые черепно-мозговые травмы.

Читайте также:  Что можно есть при демпинг синдроме

При деменции у детей постепенно и неуклонно распадаются приобретённые в ходе нормального развития знания и навыки.

В зависимости от динамики болезненного процесса различают

  • резидуальную органическую деменцию – нарушение интеллекта представляет  собой остаточное явление поражения мозга
  • прогрессирующую органическую деменцию – вызываемую текущим органическим процессом

Т.о., существуют  многочисленные разнообразные механизмы, нарушающие формирование и развитие мозга, а также большое число самостоятельных нозологических форм умственной отсталости. Общим для всех форм патологии, входящих в данную группу аномалии развития является интеллектуальный дефект той или другой степени, определяющий степень недоразвития всей психики ребенка в целом, его адаптивных возможностей, всей его личности.

_____________________________________________________________________

Слайд 10. Клиническая картина дефектов развития познавательной сферы складывается из особенностей, имеющихся у детей – психопатологических, неврологических и соматических симптомов. Неосложнённые формы умственной отсталости характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Интеллектуальный дефект у этих детей проявляется в первую очередь нарушениями мышления. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Страдает внимание, память. Тем не менее, дети с неосложненной  умственой отсталостью характеризуются обычно довольно устойчивой работоспособностью и более или менее удовлетворительной продуктивностью. Уровень недоразвития речи у большинства детей с неосложненной умственной отсталостью соответствует степени их интеллектуального дефекта. У них отсутствуют локальные речевые расстройства, но всегда имеется системное недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности всех сторон речевой деятельности в большей или меньшей степени. Недоразвитие моторики проявляется главным образом недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких. Кроме того, у большинства умственно отсталых детей отмечается недостаточность мышечной силы. Выраженных нарушений поведения у детей с неосложненной умственной отсталостью обычно не наблюдается. Именно у таких детей в сопровождающей документации мы видим в заключении «F 70», без каких-либо дополнительных пояснений. При адекватном воспитании дети с легким интеллектуальным дефектом без особого труда осваивают правильные формы поведения и в некоторой степени могут контролировать свои поступки. Таким образом, при неосложненных формах умственной отсталости педагогический прогноз зависит главным образом от степени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка. ____________________________________________________________________

Слайд 11. Осложненные формы характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств, отрицательно влияющих на интеллектуальную деятельность ребенка и успешность его обучения. У этих детей мы встречаем в медицинском заключении отметки о присутствии осложняющих синдромов.

По характеру дополнительных симптомов все осложненные формы умственной отсталости можно разделить на три группы:

– с церебрастеническим или гипертензионным синдромами;  

– с выраженными расстройствами поведения;

– с эмоционально-волевыми расстройствами.

Такое деление отражает главным образом то, какой из дополнительных психопатологических синдромов занимает ведущее место в клинической картине болезни.

Слайд 12.  У детей первой группы страдает главным образом интеллектуальная деятельность.

Церебрастенический синдром – синдром раздражительной слабости. В его основе лежит повышенная истощаемость нервной клетки. Причинами могут быть травматические поражения головного мозга (черепно-мозговые травмы, ушибы), хронические интоксикации, вирусные и бактериальные инфекции, атеросклеротические (атеросклероз сосудов головного мозга).

Проявляется общей психической невыносливостью, неспособностью к длительному напряжению, к длительной концентрации внимания.

Гипертензионный синдром – синдром повышенного внутричерепного давления – возникает в связи с ликвородинамическими расстройствами, развивающимися вследствие органического поражения ЦНС или врожденного дефекта ликворной системы мозга (опухоли, гематома, гидроцефалия, менингит, энцефалит, черепно-мозговая травма). Повышение внутричерепного давления сопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего самочувствия ребенка. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребенка. У таких детей отмечают своеобразные нарушения внимания: слабость концентраци, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно расторможенными, неусидчивыми или вялыми. Отчетливо выражены эмоциональная лабильность и явления вегетативно-сосудистой дистонии. Школьная успеваемость заметно снижается.

Слайд 13. (тактика педагога)

_____________________________________________________________________

Слайд 14. У детей второй группы на первый план в клинической картине болезни выступают расстройства поведения, которые проявляются в виде гипердинамического и психопатического синдромов (по причине наличия множества микроповреждений мозговых структур, возникающих вследствие родовой травмы,  асфиксии новорожденного, и множества подобных травм).  При этом грубые повреждения мозга отсутствуют, наиболее поврежденным оказывается моторный компонент,  вследствии чего он и назван гипердинамическим синдромом. Гипердинамический синдром характеризуется выраженным длительным беспокойством с обилием лишних движений, неусидчивостью, болтливостью, нередко импульсивностью. В тяжелых случаях поведение ребенка не поддается самоконтролю и внешней коррекции.

Гипердинамический синдром трудно поддается и медикаментозной коррекции. Психопатический синдром наблюдается обычно у детей с умственой отсталостью, обусловленой черепно-мозговыми травмами или нейроинфекциями. В основе его лежат глубинные расстройства личности с расторможением, а иногда и с извращением грубых примитивных влечений. Расстройства поведения у этих детей настолько грубы, что занимают центральное место в клинической картине болезни, а недоразвитие познавательной сферы как бы усугубляет их проявления.

Читайте также:  Синдром ранней реполяризации желудочков код мкб 10

Слайд 15. (тактика педагога)

____________________________________________________________________

У детей третьей группы, кроме умственной отсталости наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы. Они могут проявляться в виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний настроения, снижения эмоционального тонуса и побуждений к деятельности, в виде нарушений эмоционального контакта с окружающими.

_____________________________________________________________________

Среди учащихся вспомогательных школ чаще можно встретить детей с псевдоаутизмом, т. е. нарушением контакта, обусловленным реактивными моментами: страхом новой обстановки, новых требований, страхом перед учителем, боязнью агрессивности детей. Кроме того, к осложненным формам относят также умственную отсталость с локальными церебральными расстройствами: локальным недоразвитием или расстройством речи, локальными пространственными или лобными нарушениями, локальными двигательными расстройствами (ДЦП).

Следует остановиться еще на одной, весьма многочисленной группе детей, имеющих как проявление дизонтогенеза центральной нервной системы так называемую пограничную интеллектуальную недостаточность, вследствие «резидуально-органических нервно-психических расстройств» (F 07.8 (органическое расстройство личности и поведения, обусловленное  болезнью, травмой и дисфункцией головного мозга).

Этот вид интеллектуального дефицита с давних пор хорошо знаком педагогам и детским психиатрам и неврологам, поскольку в клинической картине синдрома на первый план выступает главным образом школьная неуспеваемость и патология поведения. У детей с данным состоянием  существует много причин, это состояние отмечается слабой дифференцированностью и выраженностью клинической картины. У части детей обнаруживаются недостатки таких определяющих компонентов психической сферы, как абстрактное мышление, речь, интеллект, личность. Школьники с указанными нарушениями по своему клиническому статусу в пределах вариантов обсуждаемого синдрома в большей мере примыкают к пациентам с умственной отсталостью, чем к вариантам нормы.

Также  из указанной группы выделяют тикозные расстройства (F95), ранее известные под названием синдрома Жиля де ля Туретта. Этот синдром проявляется в виде триады симптомов: тикоидные и голосовые гиперкинезы с выкрикиванием непристойностей (копролалия) и возникновением «хульных» мыслей. Далее различают неорганический (т. е. без выраженной неврологической и соматической симптоматики) энурез (F98.0) и неорганический энкопрез (F98.1), эти синдромы могут включать «когнитивные нарушения в форме неравномерности интеллектуального развития или задержки развития… при глубокой умственной отсталости ребенка различной этиологии».

Помимо указанных вариантов интеллектуальной недостаточности, в документации встречаются следующие шифры:

-F20.8 (другой тип шизофрении)

-F 84 (ранний детский аутизм)

Источник

нервное истощение фотоНервное истощение представляет собой особое психоэмоциональное состояние, которое возникает вследствие высокой интеллектуальной или эмоциональной нагрузки, а также перенесенных стрессов. Данное состояние может быть как симптомом, так и предвестником, депрессии, являться расстройством интеллекта, проявляясь различными клиническими симптомами, которых способно быть большое множество, при этом страдает память, познавательные способности, физическое состояние и т.д.

Нервное истощение существенно отражается на качестве жизни индивида: он не способен полноценно трудиться, общаться с другими людьми, радоваться жизни и отдыхать. Данное расстройство развивается при условиях монотонной работы со значительной нагрузкой в сжатые сроки, что существенно истощает нервную систему человека.

Что такое нервное истощение? Под нервным истощением понимают также такие психоэмоциональные состояния и расстройства, как астенический невроз, неврастению, нервное переутомление, хроническую усталость.

Причины нервного истощения

Постоянный стресс – это реалии современной суетливой жизни и нервное истощение зачастую всего сопровождает людей – трудоголиков, для которых работа оказывается всегда на первом месте. Данное психоэмоциональное состояние возникает при сочетании напряженной работы с более или менее продолжительной психической травматизацией и отсутствием качественного сна и отдыха.

Причинами нервного истощения зачастую выступает переутомление, при котором индивид расходует больше энергии, чем он способен «аккумулировать» и поэтому организм истощается. Касается это также и нервной системы.

Учеными уже доказано, что повышенные умственные и эмоциональные нагрузки, недостаток отдыха и сна, возбужденное состояние, вредные привычки, стрессы и переживания существенно утомляют человеческий мозг. Если организму не устроить передышку, то индивид эмоционально «сгорит» и наступит нервное истощение. В норме индивиду необходимо чередовать эмоциональную разрядку с умственной деятельностью, состояние возбуждения сменять торможением и отдыхом. Если этого не будет происходить, то велика вероятность развития нервного истощения и депрессий.

Читайте также:  Как избавиться от синдрома белого халата

Нередко данное состояние возникает незаметно и выражается в виде небольшой усталости. При условии если человеком усталость игнорируется, то постепенно она накапливается, и сопровождается симптомами нервного истощения. Чем больше проходит времени, тем острее становятся эти симптомы.

Симптомы нервного истощения

Истощение нервной системы сопровождается следующими симптомами:

– периодические мигрени и головные боли, которые имеют сдавливающий характер и возникают при малейшей нагрузке;

– психосоматические расстройства. Для симптоматики характерны проблемы с кожей, неприятные телесные ощущения, расстройства зрения, аллергии, ухудшение аппетита;

– расстройства интимного плана: эректильная дисфункция – снижение у мужчин полового влечения до полной потери, оргазмическая дисфункция, отмечающаяся у женщин, а также у мужчин;

– невозможность сосредоточиться. Данный симптом характеризуется затруднением схватывания и осмысления информации;

– отмечаются нарушения сердечного ритма, наблюдаются «скачки» артериального давления, возникает чувство холода и онемения в конечностях;

– нарушения пищеварения, тошнота, бессонница, рвота, кошмарные сны;

– отмечаются нарушения ориентации и координации в пространстве, памяти и речи;

– в отдельных случаях нервное истощение может сопровождаться симптомами вегетососудистой дистонии: колебания давления, учащение сердцебиения, незначительное понижение температуры тела (до 35 градусов);

– депрессия.

Признаки нервного истощения

Для данного психоэмоционального состояния характерны следующие признаки:

– раздражительность. Для этого признака характерна резкая, но непродолжительная вспышка гнева. Человека начинает раздражать буквально все: близкие люди, звуки, собственные привычки и привычки окружающих людей;

– нетерпеливость. Индивид плохо выносит любые, даже минутные ожидания;

– повышенная чувствительность к свету, звукам, запахам;

– нарушения сна. При этом признаке индивиду тяжело уснуть – сон поверхностный и тревожный, в голове крутятся мысли, часто снятся ночные кошмары. При пробуждении чувствуется разбитость и усталость;

– низкая самооценка. Заболевший воспринимает себя, как неудачника и полностью становится неуверенным в себе;

– хроническая усталость, вялость, слабость, упадок сил, снижение физической активности, ощущение переутомления, любое движение нуждается в неимоверных усилиях;

– отмечается постоянная потребность в отдыхе, после которого улучшается самочувствие на непродолжительный срок;

– попытки заняться интеллектуальной деятельностью заканчиваются неудачей и вся деятельность подобного плана малопродуктивна;

– человек в обстановке отдыха не может расслабиться;

– постоянная «туманность» мыслей, сложности с запоминанием;

– негативные эмоции, сомнения, сниженное настроение, постоянное чувство тревоги, жизнь не радует.

Лечение нервного истощения

К терапии данного психоэмоционального состояния следует подходить комплексно. Но сначала для эффективного лечения расстройства требуется устранить причины, которые его спровоцировали.

Для ускорения лечения нервного истощения, страдающему от данного недуга, следует во время выполнения работы делать перерывы для активного отдыха, а также правильно организовывать свои трудовые действия, при этом не утомляясь.

Нервное истощение, как восстановиться? При правильном лечении нервный недуг довольно быстро проходит и заболевший выздоравливает. Но часто люди обращаются за лечением не к психотерапевту, а к докторам, которые лечат только следствия этого невроза (обострение хронических заболеваний, снижение иммунитета и т.д.), а не причину. И поскольку причина не устранена, то полного выздоровления не происходит.
От нервного истощения организма можно быстро восстановиться, если нормализовать сон. Для скорейшего лечения следует воспользоваться простыми правилами:

– утром вставать в одно и то же время;

– не заниматься посторонними делами в постели (чтение, работа за ноутбуком, прием пищи, просмотр тв);

– следует ложиться в постель, только после появления усталости;- человеку не нужно прилагать усилий, чтобы заснуть лежа в постели, поэтому нельзя лежать и ждать сон. Если не получается заснуть, то будет лучше встать и заняться чем-нибудь;

– перед сном нужно избегать приема алкоголя, кофеина, плотного ужина;

– эффективны в лечении физические упражнения, плавание, длительные прогулки на свежем воздухе;

– наладить сбалансированное и регулярное питание;

– практиковать релаксацию, под которой понимается все то, что поможет человеку расслабиться: медитации, теплые ванны, гипносон, прослушивание музыки со звуками природы и т.д.
Нервное истощение организма нельзя недооценивать, поскольку это состояние способно принести человеку огромный вред. Поэтому лечение данного состояния не всегда бывает быстрым и легким, в отдельных случаях требуется стационарное лечение.

Медикаментозная терапия включает прием различных препаратов:

– ноотропы;

– лекарства, восстанавливающие клетки головного мозга;

– витамины;

– антидепрессанты;

– сосудорасширяющие средства.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник