В отличие от шизофрении при синдроме каннера отсутствует

Шизофрению смело можно назвать одним из самых ярких психических расстройств. Симптомы заболевания слишком разнообразны и контрастны, затрагивают все сферы деятельности больного. Детская шизофрения – отдельная веха расстройства. Отличается тотальным изменением маленькой личности, но несмотря на явные дефекты, диагностируется достаточно сложно.
Признаки заболевания
Относительно шизофрении действует простое правило: чем раньше выявлено расстройство, тем благоприятнее прогноз. Ранняя детская шизофрения проявляется еще в младенческом периоде. Однако редкие родители задумываются о присутствии болезни, скорее оправдывая симптомы психического расстройства кризисными периодами развития, недочетами воспитания.
Поскольку деткам свойственно фантазирование, нестабильность психических реакций, до 7 лет болезнь диагностируется затруднительно. Психиатрам не хватает четкости картины для постановки диагноза. Чаще официальное заключение выносится в пубертатном возрасте, в период манифестации расстройства, вызываемой гормональными всплесками. Но к данному возрасту болезнь успевает пустить корни, формируя стабильные патологические изменения личности, чем затрудняет предстоящее лечение. Подростковая шизофрения диагностируется только у 2% пациентов.
Таким образом, детская форма является сложным типом заболевания. Характеризуется тяжелым течением, спутанной клинической картиной, стойкими необратимыми изменениями психики.
Синдромы заболевания
Шизофрения в детском возрасте проявляется группами синдромов, охватывающих абсолютно все сферы деятельности ребенка: эмоциональную, социальную, интеллектуальную, поведенческую, волевую. В результате малыши теряют связь с реальностью, существуют в собственном, отстраненном, вымышленном мире.
Апато-абулический синдром сопровождается вялостью, безынициативностью, утратой интересов. Поведение характеризуется однообразными, бесцельными, вялыми движениями. Резко снижается активность. Дети утрачивают присущую им жизнерадостность. Обычно принимают одну позу, просиживая так довольно долго: стоят, лежат, сидят, не изменяя положения. Иной вариант – начинают отрешенно ходить или бегать, полностью игнорируя людей, происходящее вокруг. Внимание уделяют однообразным, стабильным процессам: поток воды, снегопад, движение рыбок в аквариуме. Часами способны наблюдать подобные явления.
Малышей сложно заинтересовать игрой, новыми игрушками. Наблюдается быстрая пресыщенность любой деятельностью: начинают что-либо делать и сразу бросают, теряя интерес. Игра приобретает примитивные черты: катание машинки «туда-сюда», перекладывание игрушки с места на место, многократное отстукивание по поверхности.
Эмоциональный фон скудеет. Игнорируют родных. Родителей как будто не замечают. Теряют способность сопереживать друзьям, близким. Перестают выражать собственное недовольство или удовлетворенность. Игнорируют выполнение просьбы, задаваемые вопросы.
Безразличие проявляется по отношению к еде, внешнему виду. Перестают выполнять элементарные гигиенические процедуры. Носят грязную, порванную одежду вопреки уговорам родителей, порой надевая вещи наизнанку. Налицо регресс элементарных навыков. Относительно взрослые детки, приученные к правилам пользования туалетом, начинают испражняться на пол, в штаны, находясь в общественном месте.
Изменяется речь, становится тихой, скудной. Дети манипулируют односложными фразами. Называют себя, используя местоимения третьего лица. Разговаривают невнятно, смазано. Постепенно речь приобретает нечленораздельный характер. Часто и вовсе перестают разговаривать.
Психопатоподобный синдром проявляется неуравновешенностью, беспокойством, неустойчивым настроением. Эмоциональный фон малышей становится довольно лабильным. Остро воспринимают самые незначительные стимулы. Падают на пол, катаются по полу. Кричат, хаотично размахивают руками, ногами. Обычно подобные реакции являются ответом на неугодную просьбу.
Дети агрессивны. Грубят окружающим, способны плюнуть, ударить, толкнуть человека. Встречаются случаи раптоидного состояния: острый страх делает поведение детей неадекватным. Больной начинает метаться, бесцельно бегать, плакать. Бросается на прохожих, срывает одежду. Падает в грязь, катается в ней, затем внезапно вскакивает, бежит дальше.
Рождается самоагрессия. Больные нередко наносят самоповреждения: кусают себя, царапают, бьют. Проявляется повышенная чувствительность, провоцируемая громкими звуками, ярким светом. Порой малышей раздражает собственная одежда: дети фактически срывают ее.
Нарушается сон, становится поверхностным, тревожным. Ребенок трудно засыпает, прося взрослого лечь рядом. Просыпаются среди ночи, не может уснуть до утра.
Параноидный синдром определяется позитивной симптоматикой: бредом, галлюцинациями чаще слухового, тактильного характера.
Псевдоорганический синдром является конечным результатом течения болезни. Проявляется схизисом, расщеплением сознания. Характеризуется нарушением всех познавательных функций: восприятия, памяти, мышления, интеллекта.
Синдром Каннера
Большой вклад в изучение симптомов ранней детской шизофрении внес Лео Каннер. Психиатр выявил у детей подобной группы такие показательные признаки как:
- безличностные взаимоотношения с родителями;
- однообразные игры со стереотипными движениями;
- игнорирование личных местоимений.
Доктор объединил данные признаки термином ранний детский аутизм. Впоследствии оказалось, что аутизм, выявленный им, является неотъемлемым признаком шизофренического расстройства. Аутизм в рамках шизофрении нередко представлен понятием «синдрома Каннера».
Младенцами такие дети имели нарушения сна, менялась его глубина и качество. Он становился поверхностным, больные трудно засыпали.
Малышам свойственно беспокойство, плаксивость без явной причины. Хотя отдельные детки обладают стабильным эмоциональным фоном. Возможно снижение чувствительности относительно звуковых раздражителей. Порой создается впечатление, что ребенок страдает глухотой.
С возрастом у маленьких больных более четко проявляются признаки расстройства. Им сложно овладевать элементарными навыками самообслуживания: чистить зубы, одеваться, складывать вещи. Речь хоть и формируется своевременно, впоследствии теряет эмоциональный окрас. Дети перестают задавать вопросы и отвечать на них. Многие слова выпадают из обихода. Фразы укорачиваются, порой не завершаются, произносятся скандировано, отрывочно, штамповано. Теряется привычная интонация, приобретая вычурный характер: меняется ударение, манера произношения. Речь детей характеризуется невнятностью, непонятностью, монотонностью, автоматизмом, поэтому не годится для коммуникаций.
Поведение малыша, страдающего синдромом Каннера, может характеризоваться как удовлетворительное, даже с нотками веселья. Отдельные случаи подкрепляются равнодушием относительно окружения. Однако подобный фон настроения сохраняется, когда стабильна ситуация вокруг ребенка. Стоит внести изменения, корректировки в привычный детский уклад жизни – изменить маршрут прогулок, поменять интерьер комнаты, разнообразить пищу, поведение маленького пациента изменяется. Он становится агрессивным, беспокойным, тревожным.
Игровая деятельность детей с виду кажется обычной, однако характеризуется быстрой сменой действий или застреванием на одном определенном, отсутствие сюжета игры. Деток сложно заинтересовать привычными игрушками. Они проявляют интерес к иным вещам: цифрам, предметам обихода, электротехнике. Деятельность сопровождается стереотипностью, однообразием, например, бесцельным счетом любых попадающихся предметов.
Изменяется двигательная активность. Усложняющиеся двигательные формы объединяются с сохраняемыми примитивными движениями: взмахи кистей, перебирание пальцев рук, их сгибание, разгибание. Подобные стереотипии характерны для раннего возрастного периода. Походка становится нескоординированной, резкой, отрывистой. Отсутствует плавность движений. Поражает грациозность одних двигательных актов и нелепость, неловкость других.
Андрюша, 4 года. Младенчество сопровождалось обычным развитием: вовремя начал сидеть, ходить, речевое развитие – с 1 года. Мать отмечала чрезмерное спокойствие, пассивность и сонливость ребенка, слабую реакцию на игрушки. Он не различал посторонних и родных людей, проявляя одинаковую реакцию.
Мальчик страшился других детей, убегал от них, не хотел с ними играть. Попытка привлечь ребенка к игре заканчивалась агрессией, раздражением, беспокойством, криками. Любил ходить на носочках или широко поставленными ногами, прыгать, совершал разнообразные манипуляции руками. Игра сопровождалась перекладыванием игрушек с места на место. На улице игровая деятельность отсутствовала. Встретив собаку, вскрикивал: не бойся, ударяя себя по лицу.
Имея развитую речь, хороший словарный запас, речью не пользуется. Игнорирует вопросы, просьбы. Высказывает отдельные короткие фразы, когда испытывает нужду в чем-либо, чаще жестикулирует. Любит слушать стихи, запоминает прочитанное и страницу, где напечатано стихотворение. Говорит о себе в третьем лице: мальчик идет гулять, мальчик хочет есть.
Подозревая олигофрению, был направлен на прием к врачу. В кабинете бродил или бегал, игнорировал просьбу сесть на стул. На вопросы не отвечал. Предложенные игрушки сбрасывал на пол. Кричал, выкрикивая непонятные слова. Разбил рамку для фотографий, ударив об стол.
Виды шизофрении у детей
Детская форма расстройства обычно представлена 3 формами:
- непрерывно текущая – чаще всего встречается;
- приступообразно-прогредиентная – занимает промежуточную позицию;
- рекуррентная – самая редкая.
Непрерывно-текущая форма
Представлена тремя вариантами:
- злокачественный, рано начинающийся;
- параноидный;
- вялотекущий.
К сожалению, злокачественный вариант течения является наиболее распространенным среди лиц детского возраста, составляет примерно 10% от всех случаев шизофрении детского периода.
Заболевание ярко проявляется уже в период 2–4 года. Характеризуется утратой интересов, апатичностью, равнодушием к близким. Сопровождается повышенной раздражительностью, упрямством.
Данный период отличает появление необоснованных страхов, принимающих глобальный характер. Настроение приобретает полюсный характер: тревога, подавленность сменяются периодами приподнятого расположения духа, эйфорией, дурашливым, причудливым поведением. Действия больных сопровождаются манерностью, импульсивностью.
Постепенно происходит усугубление негативной симптоматики: аутизм, эмоциональная скудность, вялость.
Расцвет болезни происходит спустя 5 лет. Кататонические признаки – ступор, сменяющийся возбуждением, сопровождаются усугублением эмоциональных расстройств. Возможно появление галлюцинаций.
Злокачественное течение заболевания сопровождается стремительным нарастанием психопатологической симптоматики, аутичности, угасанием активности, эмоциональным коллапсом. Манера поведения соответствует более раннему уровню развития, речь угасает. Наблюдается задержка психического развития, называемая олигофреническим дефектом.
Пример: Степан, 2 г. 3 мес. До двух лет мальчик развивался нормально. Был активным, интересовался игрушками, игровая деятельность соответственно норме. Психомоторное, речевое развитие соответствует срокам. Сон – спокойный, присутствовал эмоциональный контакт с родными, особенно с отцом.
В 2-летнем возрасте отправился в путешествие с родителями. Спустя несколько месяцев после возвращения состояние Степана внезапно изменилось. Он стал молчаливым, инертным. Наблюдалась потеря приобретенных знаний: не называл предметы при указании их взрослыми. Перестал играть любимыми игрушками. Затруднялся осваивать новые слова.
Поведение неоднозначно. Бывают периоды полной апатии, бездействия. Неподвижно сидит на стуле, уставившись вдаль, затем внезапно пассивность сменяется гиперактивностью. Мальчик бегает, прыгает, скачет по стульям, столам без боязни. Периодически передвигается на носочках. Неконтактен, отсутствует реакция на оклики, замечания. Случаются приступы недовольства, агрессии, стучит руками по столу, машет головой.
Детей боится, избегает. Игра примитивная, однообразная. Берет любую вещь, катая ее как машину. Новые игрушки грызет. Речь постепенно угасала. Изначально разговаривал односложными фразами, затем одиночными словами. Теперь издает только нечленораздельные звуки.
Перестал ходить на горшок, испражняется где попало. Привередлив в еде: отвергает мягкую пищу, предпочитая творог, котлеты, хрустящие продукты. Расставание с родителями переживает безучастно.
Параноидная и вялотекущие формы непрерывно текущей шизофрении встречаются реже.
Параноидный вариант. Ведущими симптомами становятся бредоподобное фантазирование, сменяющееся бредом воображения. Ранний возраст сопровождается более примитивными бредовыми идеями, отображающими интересы, привязанности малышей.
Бред подросткового возраста отличается более сложными, разнообразными вариантами, напоминающими картину взрослых больных. Галлюцинации, псевдогаллюцинации выражены менее ярко. Продуктивная симптоматика развивается на фоне выраженности негативных признаков.
Вялотекущая форма обладает сглаженным началом, постепенным развитием без отчетливо выраженных обострений и ремиссий. Характеризуется нарастанием негативной симптоматики: снижение активности, десоциализацией, расстройством психических функций. Продуктивные симптомы для данного варианта болезни несвойственны.
Однако бывают случаи выраженного усугубления патологического процесса. Тогда явно заметным становится эмоциональный дефект. Дети становятся равнодушными, грубыми, невежественными, отличаются особой жестокостью. Развиваются депрессивные состояния, страхи, дисморфофобии. Отчетливо выражено расстройство мышления, задержка психического развития.
Приступообразно-прогредиентная шизофрения
Такая форма расстройства отличается внезапным возникновением приступов с постепенным их угасанием. При этом заболевание вызывает прогрессирующий распад маленькой личности.
Первые приступы появляются рано, на первом году жизни. Сопровождаются характерным плачем: оглушительным, но монотонным. Он отличается от плача здорового грудничка. Двигательная заторможенность сменяется беспокойством, гиперактивностью, периодами нетипичного безудержного веселья.
Амбивалентность сопровождает пищевое поведение: повышенный аппетит сменяется полным отказом приема пищи.
Сон нарушен. Изменяется глубина, продолжительность, сбивается суточный ритм. Наблюдается запоздалое становление речи, психомоторного развития, освоение элементарных навыков самообслуживания. Заболевание сопровождается всевозможными страхами.
Постепенно приступы приобретают затяжной характер, ремиссии уменьшаются. Присоединяется бред, кататонии, маниакальные, депрессивные расстройства.
Рекуррентный вариант шизофрении
Среди детей встречается она достаточно редко, поражая большей мерой девочек. Сопровождается сменой приступного периода и ремиссии, однако вызывает незначительное нарушение личности ребенка.
Приступ обычно провоцируется определенным фактором: инфекцией, травмой, стрессом. Знаменуется появлением страхов вплоть до бредового состояния, возбуждением. Изначально возбуждение проявляется эпизодически, нарастая со временем, приобретая черту дурачества, неистовства. Двигательное возбуждение сопровождается соматическими симптомами. Появляется головная боль, тошнота, рвота, гипертермия.
Подростковый период сопровождается более выраженной приступной картиной. Здесь также преобладает психомоторное возбуждение с нарушением восприятия, бредом, аффектами. Возбуждение достигает стадии истерии, характеризуясь чувственностью, выразительностью. Апогеем приступа становится помрачение сознания: спутанность, нарушение по типу сновидений, сопровождаемое фантастическими переживаниями.
Картина подкрепляется физиологическими симптомами. Щеки больных окрашиваются румянцем, губы – сухие, язык обложен, субфебрилитет. Начальные обострения болезни длятся от нескольких недель до нескольких месяцев.
Детская шизофрения отличается разнообразием и тяжестью проявлений. Маленького больного сопровождают поразительные изменения: активный, жизнерадостный, адекватный малыш сменяется дезорганизованным, эмоционально неуравновешенным, олигофренным индивидом. Ряд случаев сопровождается изначальным патологическим развитием маленькой личности. Чтобы частично приостановить действие разрушительной силы, очень важно вовремя начать адекватное лечение.
Источник
Распространенность синдрома характеризуется показателем 2—4 больных на 10 000 человек с преобладанием его развития у мальчиков (более чем в 2 раза).
Клинические проявления. Развитие этого синдрома может начинаться в возрасте от рождения до 36 мес (3 лет) жизни ребенка. Его определяют аутистическая отгороженность детей от реального мира с неспособностью формирования общения и неравномерным созреванием (асинхронностью развития) психической, речевой, моторной и эмоциональной сфер жизнедеятельности. Для этого заболевания характерны явления протодиакризиса, недостаточное различение одушевленных и неодушевленных объектов. Поведение и игры аутичных детей характеризуются стойкими стереотипами, отсутствием подражания, недостатком реакции на окружающее и повышенной чувствительностью на условия как дискомфорта, так и комфорта. Форма общения с родными (особенно с матерью) — симбиотическая или индифферентная, т. е. без эмоциональной реакции, вплоть до отказа общения с ними.
Смена привычного жизненного стереотипа, появление новых объектов и посторонних лиц вызывают у аутичных детей реакцию избегания либо недовольства и страха с хаотической агрессией и самоагрессией.
Во внешнем облике больных детей обращают на себя внимание застывшая мимика, направленный в пустоту или как будто в себя взгляд, отсутствие реакции «глаза в глаза», но иногда возникает мимолетная фиксация взгляда на окружающих лицах и предметах.
Моторика аутичных детей угловатая со стереотипными движениями, атетозоподобными движениями в пальцах рук, ходьбой «на цыпочках». Но наряду с этим у больных аутизмом возможно развитие достаточно сложных
и тонких моторных актов. Речь рецептивная и особенно экспрессивная развивается слабо; отсутствуют экспрессия, жестикуляция, сохраняются эхолалии, фразы-штампы, нарушено произношение звуков, нет интонационного переноса, т. е. непрерывной мелодии речи, ритма, темпа. Голос то громкий, то неожиданно становится тихим и ребенок переходит на шепот. Произношение звука может быть разным — от правильного до невнятного, иногда с необычной модуляцией. Экспрессивная речь развивается с большим отставанием, преобладает бессвязная, эгоцентрическая речь. Больные практически неспособны к диалогу. Ребенок лишен активного стремления к усвоению новых фраз и их использованию. Нарушенный синтаксический и грамматический строй речи дополнен то интонационной вычурностью, то лепетной речью, то манерным словотворчеством. Последнее сохраняется и после первого физиологического кризового периода. В более тяжелых случаях отмечаются разрыхление ассоциаций, смещение мыслей, иногда исчезновение из фраз личных местоименных и глагольных форм; фразы становятся предельно краткими и отрывистыми.
В связи с отмеченными особенностями речи представляет интерес процесс ее развития в этих случаях. Первые слова обычно появляются к 12—18 мес, первые фразы к 24—36 мес. Но уже в этом возрасте обращает на себя внимание, что дети не задают вопросов, не используют по отношению к себе личных местоимений, говорят о себе во втором или третьем лице и одновременно наблюдается скандирование или, напротив, напевное произношение слогов слова, незавершенность фраз, бессмысленное и невнятное повторение слов, отказ от утвердительных и отрицательных слов. У детей длительно сохраняются ранние, лепетные интонации, ударения на последних слогах слов, растянутое произношение слогов. Тем не менее дети (хотя и не все) способны запоминать отдельные четверостишия, отрывки прозы, хотя они не могут передать смысла и содержания прочитанного. В дальнейшем наряду с правильным наблюдается невнятное произношение звуков и слов. Постепенно все более отчетливыми становятся отсутствие или полное недоразвитие обобщающей и коммуникативной функции речи. Отмеченные речевые недостатки примерно в Д случаев могут преодолеваться к 6—8 годам, а в других — речь, особенно экспрессивная, остается недоразвитой.
Особенностями детского аутизма являются относительная сохранность абстрактных форм познания действительности, которые в этих случаях сочетаются с примитивными протопатическими формами, т. е. познанием с использованием преимущественно тактильного, обонятельного и вкусового рецепторов, особенно в первичных ориентировочных реакциях. Такие реакции на звуковые и световые раздражители в раннем возрасте могут отсутствовать или резко извращены. Отсутствие указанных реакций дает повод подозревать у аутичных детей глухоту и даже слепоту.
У больных ранним аутизмом Каннера особенно резко изменена игровая деятельность. Она нередко сводится к однообразному пересыпанию, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, касанию ими лица, обнюхиванию, облизыванию. Обращают на себя внимание то быстрая пресыщаемость любым игровым действием, то застреваемость на одной и той же манипуляции, отсутствие сюжетности, усложнения игры, ее стереотипизация. Вместо игры дети могут ползать, ходить, иногда подпрыгивать, крутиться. После 3 лет описанное поведение иногда сочетается со сверхценным отношением к отдельным предметам (к машинкам, железкам, лентам, колесам и др.). В течение ряда лет игры обычно не усложняются, становясь все более и более стереотипными, не имеющими единого смыслового содержания.
Имеет некоторые особенности и поведение этих детей по отношению к сверстникам и близким людям. Одни дети активно избегают своих сверстников, другие к ним безразличны, третьи в присутствии других детей испытывают страх. Отношение к близким достаточно противоречиво.
Хотя аутичные дети находятся в симбиотической зависимости от родных, они не дают адекватной реакции на их присутствие или отсутствие. Дети могут тревожиться при отсутствии матери и при этом не проявлять реакции на ее появление. Более редкой по сравнению с индифферентной реакцией на мать встречается негативистическая реакция, когда дети гонят от себя мать и проявляют недоброжелательность к ней. Эти формы общения с матерью могут сменяться одна другой.
Эмоциональные реакции больных аутизмом различны. Одни дети отличаются относительно ровным настроением, другие могут быть веселы, о чем свидетельствует довольное выражение лица, проскальзывающая улыбка, третьи равнодушны и не проявляют ни недовольства, ни радости.
Для раннего детского аутизма Каннера особенно характерны отрицательные реакции на любые попытки изменить привычный жизненный стереотип — вывести на прогулку в новое место, поменять одежду, предложить новую пищу. Все указанное неизменно вызывает протест, негативное отношение, капризность и даже тревогу. Это своеобразное сочетание психической ригидности и косности с чрезвычайной чувствительностью и аффективной неустойчивостью с годами подвергается медленному, частичному смягчению, но полностью эти особенности никогда не исчезают.
С раннего возраста при синдроме Каннера нарушается инстинктивная жизнь. Так, обращают на себя внимание изменения аппетита. Больные с трудом привыкают к новому виду пищи, на протяжении многих лет предпочитают одни и те же виды продуктов. Наблюдаются инверсия цикла сна и бодрствования, затрудненное засыпание, прерывистый сон. Мышечный тонус отличается непостоянством — он то снижен, то повышен. У одних детей практически отсутствует реакция на окружающее, у других отмечается повышенная чувствительность, проявляющаяся беспокойством, беспричинным плачем и т. п.
Течение синдрома Каннера. Синдром детского аутизма приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3—5 лет. В большинстве случаев к этому времени определяются окончательная задержка в развитии инстинктивной жизни, моторики, особенно тонкой, нарушения речевого развития, игровой, эмоциональной сферы, которые и формируют аутистическое поведение в целом.
Специфика синдрома Каннера заключается в сочетании сложных и примитивных реакций в пределах каждой функционирующей системы — феномен «переслаивания». Если на первых этапах развития ребенка это проявляется в основном в нарушении физиологической иерархии простых и сложных структур, то в последующем отмечается и в структуре вторичной задержки психического развития. IQ больных в большинстве случаев ниже 70.
После достижения ребенком 5—6 лет проявления синдрома Каннера, частично компенсируясь, сглаживаются, но это менее всего касается нарушений умственного развития. У детей нередко формируется выраженный олигофреноподобный дефект с аутистическими формами поведения. Иногда на фоне основных проявлений синдрома Каннера возникают неврозоподобные, аффективные, кататонические или полиморфные расстройства, которые утяжеляют прогноз.
Приведенные данные о раннем начале детского аутизма и его клинических проявлениях типичны для врожденных задержек психического развития, а отсутствие в большинстве случаев выраженных позитивных симптомов и явной прогредиентности, а также частичная компенсация к возрасту 6 лет служат основанием для отнесения синдрома Каннера к нарушениям развития, протекающим по типу асинхронного дизонтогенеза.
Этиология и патогенез. Общепринятой концепции об этиологии и патогенезе раннего детского аутизма не существует. Наиболее распространенные представления о причинах его развития делятся на две группы — теории психогенеза и теории биологические.
Теории психогенеза. Эти концепции возникли одновременно с описанием раннего детского аутизма Каннером, который, как уже говорилось, был склонен полагать, что аутизм является выражением врожденной неспособности детей к эмоциональному взаимодействию с окружающими (дефекта аффективного контакта). Но относительно быстро эти представления трансформировались в достаточно распространенное и сейчас мнение, что детский аутизм является следствием отсутствия в раннем детстве (со времени рождения) материнского тепла и внимания и общей аффективной положительной атмосферы. Особое значение в этом случае придается взаимодействию в системе мать — ребенок, которое неразрывно связано с постоянным воздействием самых различных раздражителей (стимулов), столь необходимых для созревания функций ЦНС. По-видимому, полностью психосоциальными взаимодействиями объяснить развитие раннего детского аутизма вряд ли возможно, однако нельзя не признать, что они, несомненно, играют значительную роль в патогенезе заболевания. Об этом, в частности, говорят факты существования чисто психогенного (депривационного) аутизма, который может развиваться, например, у детей-сирот.
Биологические теории. В группу этих теорий входят генетические концепции, теория нарушения развития мозга, теории, связанные с действием перинатальных факторов, а также нейрохимические и иммунологические концепции. Наиболее распространенной среди них является генетическая теория. В пользу особой роли генетических факторов при раннем детском аутизме свидетельствуют следующие данные: 2—3 % сиблингов детей-аутистов страдают тем же заболеванием, что в 50 раз превышает популяционную частоту раннего детского аутизма; конкордантность по детскому аутизму в парах монозиготных близнецов, по данным разных авторов, колеблется от 36 до 89 %, в то же время в парах дизиготных близнецов она равна 0; риск развития раннего детского аутизма у второго ребенка после рождения первого с аутизмом достигает 8,7 %; у родителей детей аутистов распространенность аутистических симптомов превышает таковую в общей популяции. Несмотря на наличие столь убедительных данных, о существенной роли наследственных факторов в развитии раннего детского аутизма, модус наследования остается неизвестным. Допускается возможность наследования не самого заболевания, а предрасположения к нему. В рамках генетической теории рассматривается и роль Х-ломкой хромосомы, поскольку ранний детский аутизм сочетается с синдромом Х-ломкой хромосомы в 8 % случаев (колебания от 0 до 20 %). Однако существо этой связи еще не вполне ясно [Campbell M., Shay J., 1995].
Теории, в которых наибольшее значение придается отклонениям в развитии мозговых структур, основаны как на сугубо теоретических представлениях о незрелости мозговых образований, так и на нейроанатомических и компьютерно-томографических наблюдениях последних лет. Если макроскопически мозг больных детей обычно не имеет каких-либо особенностей, то при микроскопии выявляется уменьшение размеров нейронов в гиппокампе, энториальной коре, миндалине, маммилярных телах и в некоторых других отделах мозга, в том числе в мозжечке (уменьшение числа клеток Пуркинье). При рентгеновской компьютерной и магнитно-резонансной томографии были выявлены уменьшение размеров лобных и височных отделов мозга, особенно слева, и расширение внутренних ликворных пространств. Предполагают, что в пренатальном периоде возможны нарушение созревания нейронов, их преждевременная и повышенная гибель, а также нарушения миграции под влиянием генетических или «экзогенных» факторов.
К патогенетически значимым перинатальным факторам относятся различные негативные воздействия в неонатальном, во время родов и раннем постнатальном периодах. Это — кровотечения у матери во время беременности, употребление ею избыточного количества лекарственных веществ, другие токсические и инфекционные воздействия на плод. К этой группе представлений близко примыкают иммуновирусологические теории. К иммунологическим теориям относят, в частности, предположения о возможном наличии в крови матерей аутоантител (например, к некоторым серотониновым рецепторам, белкам нейрофиламент и др.), нарушающих развитие соответствующих элементов нервной ткани. Из вирусных инфекций наибольшее внимание привлекают к себе вирусы краснухи, простого герпеса, гриппа и цитомегаловирусная инфекция, которые особенно опасны на ранних стадиях развития плода.
Нейрохимические теории ориентированы на функцию дофаминергической, серотонинергической и опиатной систем мозга. Результаты целого ряда биологических исследований дали основание предполагать, что функция этих систем при раннем детском аутизме повышена. Считают, что с гиперфункцией этих систем могут быть связаны многие клинические проявления (аутизм, стереотипии и др.) заболевания. О правомерности таких предположений свидетельствует успешное применение во многих случаях галоперидола, антидепрессантов и налтрексона.
Нетрудно заметить, что все перечисленные теории полностью соотносятся с таковыми при шизофрении. Поэтому до сих пор не исключена возможность, что детский аутизм входит в круг эндогенных психических расстройств шизофренического спектра. Необходимо сказать, что на развитие представлений о патогенезе детского аутизма большое влияние оказали работы отечественных детских психиатров по изучению структуры нарушений развития у больных шизофренией детей, так как они отметили ряд вариантов этих нарушений, а именно типы стигматизированного (шизотипического), искаженного (шизоидного) и задержанного развития [Юрьева О. П., 1973]. К ним может быть добавлен и тип асинхронного развития, которое, как правило, сопровождается задержкой развития [Башина В. М., 1970, 1980, 1989]. С нашей точки зрения, синдром детского аутизма Каннера должен рассматриваться в континууме патологии личностного развития: конституциональные шизотипические и шизоидные варианты — промежуточные (синдром раннего аутизма Каннера) состояния — постприступные, шизофренические типы личностных изменений.
Особое внимание придается асинхронности развития функциональных систем, т. е. дезинтегративному типу развития ЦНС при аутизме [Башина В. М., 1970, 1980, 1989; Козловская Г. В., 1996; Mahler M, 1952; Fish В., 1975, и др.].
Некоторые авторы считали, что основные проявления раннего детского аутизма могут быть связаны с недоразвитием активирующих систем мозга [Мнухин С. С., Зеленецкая А. Е., Исаев Д. Н, 1967; Каган В. Е., 1981; Bosch L., 1962; Rutter M., 1966; Diatkine A., 1970].
Имеются также представления о расстройствах адаптационных механизмов у незрелой личности с неустойчивостью и слабостью интеграционных процессов в нервной системе ребенка. Асинхронный характер развития при детском аутизме может иметь общие истоки с явлениями «расщепления» при шизофрении. В связи с незрелостью ЦНС последние при детском аутизме могут иметь иное клиническое выражение. Другими словами, своеобразие классического детского аутизма заключается в том, что в его структуре можно обнаружить и черты общего нарушения развития, и его асинхронность, и нарушения развития эндогенного характера. Именно поэтому детский аутизм занимает промежуточное положение в приведенном выше континууме расстройств.
Источник