Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных thumbnail

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (ПВ)  Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация: Н. Водопьянова, Е. Старченкова. Тесты для диагностики синдрома ПВ..  Опросник “Профессиональное (эмоциональное) выгорание” был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики “эмоционального истощения”, “деперсонализации” и “профессиональных достижений”. Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам “эмоционального истощения” и “деперсонализации” и низкие – по шкале “профессиональная эффективность” (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:

Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – “никогда”. Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – “ежедневно”. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, “ключ” и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Стимульный материал.

Вариант теста “Профессиональное (эмоциональное) выгорание” для учителей и преподавателей высшей школы.

теста

 Вариант теста “Профессиональное (эмоциональное) выгорание” для руководителей среднего звена

теста

 Вариант теста “Профессиональное (эмоциональное) выгорание” для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)

теста

Вариант теста “Профессиональное (эмоциональное) выгорание” для продавцов розничной торговли

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных

Вариант теста “Профессиональное (эмоциональное) выгорание” для медицинских работников (врачей)

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных

Лист (бланк) для ответов должен включать:

Фамилия, имя, отчество……………………………………

Возраст…………………………………………………………..

Пол………………………………………………………………….

Профессия/должность…………………………………………

Стаж работы в данной должности………………………..

Ключ к тесту “Профессиональное (эмоциональное) выгорание”

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных

Интерпретация, обработка результатов.

В соответствии с общим “ключом” подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).

Уровни показателей выгорания.

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
 Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных

Примечание. * отмечен “обратный” вопрос, который считается в обратном порядке.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.

При анализе индивидуальных показателей по шкале “профессиональная эффективность” следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале “персональные достижения” как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале “профессиональная эффективность” часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Показатели выгорания в различных возрастных группах

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных

Показатели выгорания в зависимости от стажа работы

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных

Раздел: тесты по психологии с ответами

Тесты по психологии личности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилбергера-Радюка.

Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)

Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.

Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.

Консультация психолога.

Источник

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных
Название: Синдром выгорания: диагностика и профилактика
Автор: Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.
Год издания: 2008
Размер: 3.29 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

“Синдром выгорания: диагностика и профилактика” под ред., Водопьяновой Н.Е., и соавт., рассматривает часто встречаемый синдром в практической деятельности большинства среди работающего населения. Представлены причины эмоционального выгорания, алгоритмы специфической диагностики с помощью специализированных опросников. Изложены методики профилактики данного синдрома и возможные попытки реабилитации. Для студентов-медиков, практикующих врачей.

Также рекомендуем скачать

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных
Название: Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание.
Автор: Дмитриева Т.Б., Краснов В.Н., Незнанов Н.Г.
Год издания: 2019
Размер: 4.29 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Краткое издание руководства под. ред. Т.Б. Дмитриевой с соавт. для докторов “Психиатрия. Национальное руководство” содержит разделы по общей и главы по частной психиатрии, где отражены вопросы диагнос… Скачать книгу бесплатно

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных
Название: Посттравматические бессознательные состояния
Автор: Александрова Е.В., Тенедиева В.Д., Потопаов А.А.
Год издания: 2015
Размер: 43.57 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: В книге “Посттравматические бессознательные состояния” под ред., Александрова Е.В. и соавт., рассматриваются фундаментальные и клинические аспекты данной медицинской проблемы. Освещены вопросы анатомо… Скачать книгу бесплатно

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных
Название: Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание
Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г.
Год издания: 2018
Размер: 13.42 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие “Психиатрия. Национальное руководство” под ред., Ю.А. Александровского и соавт., является вторым дополненным и переработанным изданием, которое хорошо знакомо практикующим врачам профи… Скачать книгу бесплатно

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных
Название: Расстройства психосоматического спектра. Патогенез, диагностика, лечение
Автор: Сторожаков Г.И., Шамрей В.К.
Год издания: 2014
Размер: 1.38 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: В практическом руководстве “Расстройства психосоматического спектра. Патогенез, диагностика, лечение” под ред., Сторожакова Г.И., и соавт., рассматриваются вопросы  анатомо-физиологических основ психо… Скачать книгу бесплатно

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных
Название: Психиатрия. Научно-практический справочник
Автор: Тиганов А.С.
Год издания: 2016
Размер: 50.5 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Справочное руководство “Психиатрия. Научно-практический справочник” под ред., Тиганова А.С., рассматривает весь спект психиатрической патологии, что является практическим руководство для практикующих … Скачать книгу бесплатно

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных
Название: Клиническое руководство по психическим расстройствам. 3-е издание.
Автор: Барлоу Д., Эйдемиллер Э.Г.
Год издания: 2008
Размер: 9.17 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга “Клиническое руководство по психическим расстройствам” как современное клиническое руководство по психиатрии рассматривает практические вопросы дисциплины, где отражены паническое расстройство и… Скачать книгу бесплатно

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных
Название: Справочник по психиатрии.
Автор: Жариков Н.М., Хритинин Д.Ф., Лебедев М.А.
Год издания: 2014
Размер: 1.06 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Теоретические и практические вопросы психиатрии в справочнике “Справочник по психиатрии” дают наиболее полное представление о данном разделе медицинской науки. В справочнике рассмотрены диагностика ра… Скачать книгу бесплатно

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных
Название: Пограничные нервно-психические расстройства у детей.
Автор: Фесенко Ю.А.
Год издания: 2010
Размер: 5.88 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленная книга “Пограничные нервно-психические расстройства у детей” рассматривает довольно актуальную проблему детской психиатрии – пограничные расстройства. В издании охарактеризованы диагност… Скачать книгу бесплатно

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных
Название: Общая психопатология
Автор: Марилов В.В.
Год издания: 2002
Размер: 4.06 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Книга “Общая психопатология” под ред.. Марилова В.В., рассматривает общие вопросы изучения расстройств психиатрического профиля. Представлены патологические состояния восприятия, расстройства мышления… Скачать книгу бесплатно

Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных
Название: Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии
Автор: Чуркин А.А., Мартюшов А.Н.
Год издания: 2010
Размер: 31.03 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга “Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии” под ред., Чуркина А.А., и соавт., рассматривает сокращенную версию криетриев диагностики в психиатрической практике с по… Скачать книгу бесплатно

Источник

Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска психического выгорания

Жертвой выгорания может стать любой работник. Это связано с тем, что разнообразные стрессоры присутствуют или могут появиться на работе в каждой из организаций. Синдром выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Вклад той или иной составляющей в динамику его развития различен. Специалисты в области стресс-менеджмента полагают, что выгорание заразно, подобно инфекционной болезни. Иногда можно встретить «выгорающие» отделы и даже целые организации. Те, кто подвержен этому процессу, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших».[9]

Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. «Выгорающий» сотрудник, как правило, почти не осознает его симптомов, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких работников. Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить, и эти слова справедливы также в отношении выгорания. Поэтому особое внимание следует обратить на идентификацию тех факторов, которые приводят к развитию данного синдрома, и учитывать их при разработке профилактических программ (см. главу 7).

Первоначально к лицам, потенциально подверженным выгоранию, относили социальных работников, врачей и адвокатов. Выгорание данных специалистов объяснялось специфическими особенностями так называемых «помогающих профессий». К настоящему времени существенно расширилось не только количество симптомов профессионального выгорания, но и увеличился перечень профессий, подверженных такой опасности. Данный список пополнили учителя, полицейские, тюремщики, политики, торговый персонал и менеджеры.[10] В результате «из платы за соучастие» синдром профессионального выгорания превратился в «болезнь» работников социальных или коммуникативных профессий.

Специфика работы людей данных профессий отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от специалиста значительного личного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения. Подобная специфика позволяет причислить все вышеназванные специальности к категории «профессий высшего типа» по классификации Л. С. Шафрановой (1924).

Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации учителей, Л. С. Шафранова сформулировала характеристики учительского труда, с помощью которых можно описать специфику деятельности всех профессий, способствующих выгоранию занятых в них людей. Среди них:

постоянно присущее рабочим ситуациям ощущение новизны;

специфика трудового процесса определяется не столько характером «предмета» труда, сколько особенностями и свойствами самого «производителя»;

необходимость постоянного саморазвития, так как иначе «возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности»;

эмоциональная насыщенность межличностных контактов;

ответственность за подопечных;

постоянное включение в деятельность волевых процессов. Говоря об эмоциональной насыщенности межличностных контактов, характерной для обсуждаемых профессий, отмечается, что она может не быть постоянно очень высокой, но имеет хронический характер, а это в соответствии с концепцией «хронических житейских стрессов» Р. Лазаруса становится особенно патогенным.[11]

Изначально подавляющее большинство исследований, посвященных феномену выгорания, касалось различных категорий медицинского персонала, социальных работников, психологов и преподавателей. В последнее время, судя по публикациям и сайтам в Интернете, внимание начинает уделяться менеджерам и торговым представителям.[12] Рассмотрим результаты некоторых исследований, содержащих сведения о факторах, способствующих развитию психического выгорания.

Социальное сходство/сравнение как риск выгорания

Голландские ученые Б. П. Буше, В. Б. Шауфели и Дж. Ф. Юбема[13] исследовали выгорание и неуверенность у медсестер в связи с потребностью социального сходства/сравнения. Авторы обнаружили, что эмоциональное истощение и сниженный уровень самоуважения (редуцирование персональных достижений) имеют значимые связи с желанием социального сходства. При этом субъекты с высоким уровнем выгорания и низким уровнем самоуважения и собственного достоинства избегают контактов с более успешными субъектами и ситуациями, связанными с социальным сравнением, т. е. ситуации социального сравнения или оценки для определенных лиц выступают в качестве сильных стресс-факторов, оказывающих разрушающее влияние на их личность.

Исходя из теории социального сходства Л. Фестингера,[14] было высказано предположение о возможности овладения стрессом через управление потребностью социального сходства/сравнения. В ряде других исследований также отмечается ведущая роль процессов «социального сравнения» в совладании с профессиональными стрессами. Однако в настоящее время этот вопрос еще не разработан в должной мере ни в теоретическом, ни в методическом плане.

Переживание несправедливости

Особый интерес представляют исследования выгорания в свете теории справедливости. В соответствии с ней люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами.

В профессиональной деятельности взаимоотношения не всегда строятся на основе фактора справедливости. Например, отношения между врачом и пациентами считаются в основном «дополняющими»: врач обязан оказывать внимание, проявлять заботу и «вкладывать» больше, чем пациент. Следовательно, две стороны строят свое общение, придерживаясь различных позиций и перспектив. В результате устанавливаются неравноценные отношения, что может стать причиной профессионального выгорания врачей.

При исследовании голландских медсестер (Van Yperen, 1992) было показано, что чувство несправедливости выступает важной детерминантой выгорания. Те медсестры, которые полагали, что они вкладывают больше в своих пациентов, чем получают в ответ в форме позитивной обратной связи, улучшения здоровья и благодарности, имели высокие уровни эмоционального истощения, деперсонализации и редуцированные личные достижения. Бунк и Шауфели (Buunk, Schaufeli, 1993) установили тесную связь фактора несправедливости и синдрома выгорания: чем более выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание.

Социальная незащищенность и переживание социальной несправедливости

В качестве факторов, способствующих развитию синдрома, исследователи называют также чувства социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью. Б. П. Бунк и В. Хоренс[15]

Источник

Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Эксмо, 2007. – 366 с.

Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Владос, 2008. – 272 с.

Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сб. научн. трудов. / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.

Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 2003. – № 8. С. 31-39.

Анциферова Л.И. Условия деформации личности. – М.: Владос, 1998. – 296 с.

Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания. // Трудный пациент. № 12, 2009. С. 20-24.

Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 348 с.

Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 2011. – 105 с.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Эксмо, 2010. – 469 с.

Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии – М.: Смысл, 2008. 287 с.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: МПСИ, 2004. – 542 с.

Вачков В.И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие. – М.: Ось-89, 2009. – 256 с.

Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.

Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: СПБГУ, 2010. – 498 с.

Водопьянова Н.Е., Ковальчук Н. С. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек – человек». – СПб.: СПБГУ, 2008. – 154 с.

Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ, 2005, № 6. С. 79-86.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Крылова А.А. и Коростылевой Л.А. – СПб.: Питер, 2010. – 316 с.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2007. – 179 с.

Гринберг Дж.С. Управление стрессом / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 648 с.

Гулина М.А. Психология социальной работы. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.

Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: МПСИ, Флинта, 2008. – 366 с.

Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2009. – 604 с.

Карелин А.В. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 842 с.

Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 416 с.

Ковальчук В.И. Психическое «выгорание» тренеров // Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения». – СПб.: СПбГУ, 2000.- С. 312-315.

Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.П. Эффективность образования. – М.: Педагогика, 2003. – 272 с.

Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска. – СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с.

Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Эксмо, 2003. – 285 с.

Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.

Купер К.Л., Дэйв Ф. Дж., О’Драйсколл. М.П. Организационный стресс. Теория, исследования и практическое применение / Пер. с англ. – Х.: Гуманитарный Центр, 2007. – 336 с.

Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2009. – 486 с.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 286 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Речь, 2010. – 592 с.

Малкина-Пых И.Г. Техники позитивной терапии и НЛП. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.

Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Эксмо, 2003. – 298 с.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – М. Класс, 2007. – 379 с.

Маслоу А. Психология бытия. – М.: Смысл, 2006. – 156 с.

Мерзлякова Г.С. Синдром профессионального «выгорания» как профессиональный кризис педагога. // Материалы международной научной конференции. – Саратов: Научная книга, 2007. – 308 с.

Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: АСТ, 2008, – 228 с.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Владос, 2004. – 325 с.

Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: МПСИ, 2001. – 435 с.

МКБ-10 ВОЗ. Международная классификация болезней. 10-й пересмотр. Классификация клинических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. / Под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. – М.: Медицина, 2007. – 644 с.

Монина Г.Б. Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009. – 246 с.

Монина Г.Б., Лютова Е. К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2007. – 245 с.

Муздыбаев К.Н. Дилеммы распределения ресурсов // Вопросы психологии. 2005, №7. С. 31-42.

Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997, № 5. С.20-30.

Наследов А.Н. SPSS 19. Профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2011. – 400 с.

Немов Р.С. Психология: Общие основы психологии.- М.: Владос, 2010. – 462 с.

Ньюстром Дж. У., Сканнел Э.Е. Деловые игры и современный бизнес // Пер. с англ. – М.: Эксмо 1997. – 364 с.

О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. – М.: Альпина, 2006. – 256 с.

Орел В.Е. Исследование обвинительной установки как феномена профессиональной деформации // Психология и практика. – М.: 2009. №1. С.29-34.

Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль, 2009. С. 76-97.

Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. – 2003. С. 90.

Орел В.Е., Шемет И.С. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. – Ярославль, 2007. С.109-116.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 605 с.

Перре М., Лайрейтер А.-Р., Бауманн У. Стресс и копинг как факторы влияния / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. – 392 с.

Плигин А.Г., Герасимов А.Н. Руководство к курсу НЛП-Практик. – М.: Альпина, 2009. – 576 с.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Эксмо, 2010. – 346 с.

Пряжников Н.С., Пряжников Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Владос, 2010. – 334 с.

Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Владос, 2011. – 336 с

Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление личности человека. – М.: АСТ, 2004. – 480 с.

Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПб.: Питер, 2007. – 464с.

Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. – 2002, №3. – с.85-95.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. / Пер. с англ. – М.: Медицина, 2010. – 488 с.

Селье Г. Стресс без дистресса. / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989. – 612 с.

Семенова Е.М Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М.: ИПП, 2002. – 224 с

Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №5, С.3-9.

Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 704 с

Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Вопросы психологии, 2008, № 5. С. 18-21.

Фонтана Д. Как справиться со стрессом. – М.: Педагогика-пресс, 2005. -548 с.

Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии, 2004, №6. С.38-45.

Холл М., Боденхамер Б. НЛП-мастер. Полный сертификационный курс. / Пер. с англ. – М.: Прайм-Еврознак, 2009 г. – 544 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007 – 546 с.

Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2011. – 160 с.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 241 с.

Источник

Читайте также:  Синдром дракона i 8 серия